Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Среда, 24.04.2024

ЗВЕЗДА УЛИЧНОГО ИСКУССТВА ТИМОФЕЙ РАДЯ

С точки зрения обывателей творения Тимофея Ради – чистой воды хулиганство. Люди творческие называют это явление «street art», а Радю - «екатеринбургским  Бэнкси». Бэнкси - английский андерграундный художник и политический активист - самый скандально стрит-артист  в мире.

Тимофей Радя стал широко известным после нецензурного крика души по результатам выборов. Тем не менее на его счету почетное  место в рейтинге перспективных российских художников по  The Art Newspaper Russia, престижная премия Сергея Курехина за достижения в области современного искусства, награда арт-ярмарки Cutlog в Нью-Йорке, приз фонда Stella Art Foundation, присужденный на Всероссийском конкурсе «Инновация».

Тимофей Радя окончил философский факультет Уральского университета и увлекся уличным искусством: «Мы с друзьями делали небольшие трафареты и наносили рисунки на стены. Первая волна активности случилась где-то в середине нулевых. Трафареты становились сложнее, начал создавать арт-объекты».

Своим первым крупным проектом Тимофей называет «Первые полосы» (2010 г), плакаты, склеенные из газет 1961 года, посвященные Дню космонавтики,  и надпись «Спасибо, Юра! Космос наш!» на крыше одного из домов в центре (надпись видна со смотровой площадки высотки)».

 

Многие работы художника политически злободневны и остро социальны.  «Мои темы – это то, что мне интересно и важно сегодня. Политические заказы я не исполняю». Радя сделал обличительные, полные сарказма проекты по случаю последних парламентских (декабрь 2011) и президентских выборов (март 2012), составил из щитов ОМОНа пирамиду под названием «Фигура #1: Стабильность». На ее создание вдохновили события на Болотной площади.  Посреди заснеженного поля он с единомышленниками  постелили красную ковровую дорожку, ведущую к пирамиде, увенчанной троном. Здесь все символично: огромное пространство как метафора России, намек на цирковые реалии, трон со щитами. Это авторская оценка происходящего в стране. Спустя какое-то время эта аллегория на шаткую власть разлетелась, как карточный домик.

Тимофей недвусмысленно намекает на  изъяны системы, выбивая текст конституции о гражданских правах и свободах на щите ОМОНа. Художник признается, что его работы — это попытка ответить на те вопросы, которые возникли в нем под влиянием университетского образования.

 

«Фигура #2: Игра» - перформанс  к Олимпийским играм в Сочи. Радя использовал пять больших металлических колец, в которые было вставлено огромное количество цветных бумажек весом на 300 кг. При помощи кранов команда подняла конструкцию над землей на несколько метров, а подведенный к ней сжатый воздух моментально выдул из нее все конфетти, оказавшееся не чем иным, как копиями пятитысячных купюр. Их общая сумма составила два миллиарда. Вот вам и деньги на ветер!

Сложно остаться равнодушным, увидев кроваво - красный прямоугольник на белом снегу на месте снесенного памятника архитектуры.

 

Серия «Вечный огонь» -портреты уральцев, героев войны, выполненная с использованием  коктейля Молотова. Работы разместили на фасаде заброшенной больницы, которая в годы войны была госпиталем, а сегодня постепенно разрушается. Эта акция подняла большой шум в городе. Собственник здания сначала решил портреты демонтировать, но Тимофей написал ему письмо, в котором подробно объяснил свой замысел. Помогло: вот уже год горожане могут видеть «Вечный огонь». Проект посвящен победе советского народа над фашистской Германией, а также разрушительным войнам сегодняшнего дня.

Инсталляция "Потеря прочности".

 

 В одном из самых заметных мировых каталогов уличного искусства «Trespass» значится единственная русская работа - монументальный «Твой ход» Тимофея Ради, а о его работах издатели пишут, что  «он выкрасил опоры моста в костяшки домино, рисовал с помощью «коктейля Молотова», обливал кровавой краской погибающие памятники архитектуры».

Удрученный обшарпанным видом родного города, Радя повесил абажуры на фонарях возле екатеринбургского Театра оперы и балета.  Он установил их в трескучий уральский мороз, и улица сразу стала казаться теплее и уютнее. Администрация решила их демонтировать, но это вызвало недовольство горожан, после чего в мэрию стали поступать письма с просьбой оставить фонарики.  На следующий год  художник повторил инсталляцию.

Стрит-арт – это  риск: могут арестовать за порчу чужого имущества, за нарушение общественного порядка, но у Тимофея  девиз - бомбить систему. Его ребята работают ночью, чтобы утром удивить горожан, и такая деятельность вызывает вопросы у полицейских, охранников и сторожей. У Ради свой подход: он подробно рассказывает о своем замысле, показывает эскизы, разговаривает – и договаривается. Еще художник осторожно подходит к выбору носителя арт-объекта: «Что хорошего, если кому-то другому придется расплачиваться за мои работы». Риск для здоровья тоже присутствует: работая над проектом «Бродский», он по пояс входил в реку Исеть – в марте.

Следить за работами Тимофея легко: он регулярно выкладывает видеоотчеты новых работ в своем блоге. Его работы оригинальны и неожиданны: игра со словами в проекте «без лишних слов», надувной макет баллистической ракеты «Сатана» на берегу Исети, а сама установка призвана  напомнить людям, что ядерное оружие - это, на самом деле, очень страшно, и одной такой ракеты хватит для того, чтобы уничтожить Екатеринбург;  ковер на трамвайной остановке;  джинсы и рубашки, парящие над городом…

Тимофей сегодня востребован: его работы можно увидеть в Екатеринбурге, Перми и Владикавказе, в Киеве, в Хельсинки, он читает лекции в разных городах..., но работать в родном Екатеринбурге ему пока важнее: «Людям необходимо, чтобы в городе было интересно жить. Пока наш город далек от идеала, но для развития у него есть все возможности”.

2015   Фотогалерея

Фильм Выход через сувенирную лавку (2010) о Бэнкси