Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Воскресенье, 27.07.2025
Hовaя военнaя доктринa Ельцинa

Совершив государственный переворот, Б.Ельцин уже 2 ноября 1993 г. утвердил новую военную доктрину, в основу которой был положен принцип: у России нет больше врагов. Eсли у страны нет врагов, для чего нужна армия? Оказывается, для защиты демократии. От кого же ее нужно защищать, если извне ей никто не угрожает? Получается, что от нас.

Первоначально предполагалось, что после ликвидации СССР государства СНГ будут иметь общую армию. Однако состоявшееся 15 мая 1992 г. в Ташкенте совещание приняло решение о ее разделе. Россия получила 85 % численного состава бывшей Советской армии. К началу 1994 г. в российской армии осталось 2,8 млн., в 1995 г. — 1,7 млн. В результате если в 1985 г. армия СССР составляла 3,9 млн. чел., а армия США — 2,2 млн., в 1991 г. соответственно 3,0 и 2,1 млн., а в 1995 г. — 1,7 и 1,5 млн. человек.

На первый взгляд, мы видим выравнивание соотношения сил.

В 1995 г. на 1,7 млн. солдат российской армии приходилось около 4,0 млн. солдат НАТО. А если учесть, что на востоке идет модернизация трехмиллионной китайской армии, картина окажется серьезной.


В 1991 г. в Вооруженных силах СССР было 2240 генералов. В 1998 г. в России — 2100.  Можно подумать, что сокращение армии не коснулось генералитета. Однако к 1998 г. девять из десяти российских генералов получили свои звания в последние пять лет. Получается, что за пять лет прежний генеральский корпус был ликвидирован, а вместо него создан новый. Так Б. Ельцин отблагодарил его за ту лояльность, которую он продемонстрировал осенью 1993 г.

Сокращение армии сопровождалось не только разгромом генералитета, но и массовой чисткой офицерского корпуса. В 1992 г. из армии было уволено более 45 тыс. офицеров. В 1998 г. армию покинуло 65 тыс. офицеров.

Согласно Ташкентскому соглашению, Россия получила 10 333 танков из 20 725, 16 589 ББМ из 29 890, 7719 артиллерийских орудий из 13 938, 4161 боевой самолет из 6611, 1035 вертолетов из 1481. 

Уничтожение СССР и переход к новой военной доктрине ударили  по ВПК.

„К 1996 г. падение военного производства достигло 90 % от уровня 1991 г…производство основных видов оружия сократилось в десятки раз".

B 90-е гг. Россия лишилась возможности модернизировать военную технику. В этих условиях единственным имевшимся в ее распоряжении средством сдерживания стали ядерные стратегические наступательные вооружения.

Между тем, совершив государственный переворот, Б. Н. Ельцин сразу же приступил к реализации не ратифицированного парламентом Договора об СНВ-2. К 1997 г. из демонтированных ракет уже было извлечено 200 т оружейного урана - это означало одностороннее ядерное разоружение.

В 1995 г. из России в США вывезли первые 0,6 т оружейного урана, переработанного в энергетический, а „всего по состоянию на 2000 г., — пишет Д. Стиглиц, — в США было поставлено 141 т российского урана на сумму 2,2 млрд. долл.".

При сохранении нынешних объемов потребления, уже в 2015 г. Россия может столкнуться с нехваткой урана.

Во время ванкуверской встречи Ельцин договорился с Клинтоном о цене продаваемого урана — 24 тыс. долларов за кг, что означало примерно 12 млрд. долларов за 500 тонн.

Hа получение 660 т оружейного урана и плутония США затратили  4 трлн. долларов, а Россия согласилась продать 500 т своего оружейного урана за 12 млрд. долларов. В 300 раз дешевле.

Если же исходить из того, что энерговыделение 1 т оружейного урана эквивалентно 100 млн. т нефти, и принять в расчет мировые цены середины 90-х гг. на нефть (160 долларов США за 1 т), стоимость 500 т урана можно определить в пределах 8 трлн. долларов.

Следовательно, Россия взяла на себя обязательство продать США за бесценок большую часть своего ядерного потенциала. В одном из изданий американского Института ядерных исследований по этому поводу говорится: „В американский бюджет будет ежегодно поступать от этой сделки более 50 млрд. долларов, в российский — в тысячу раз меньше".

„К настоящему времени, — констатировал в 1998 г. Л. Н. Максимов, — общий ущерб, нанесенный России урановой сделкой и другими преступными делами с оружейным ураном и плутонием, уже превышает 200 миллиардов долларов США".

Не случайно за урановой сделкой тянется целая серия покушений и убийств.                                                                                                                                                                                                                                                                         Лев Николаевич Максимов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Одним из первых, кто попытался привлечь к ней общественное внимание, стал ученый-физик директор Института физико-технических проблем металлургии и специального машиностроения Лев Николаевич Максимов.

Л. Н. Максимов сумел заинтересовать этим делом главного инспектора по ядерной и радиационной безопасности Руфима Нуриева. В июне 1996 г. Р. Нуриева нашли на полотне железной дороги. Смерть списали на самоубийство.

3 июня 1997 г. вопрос об „урановой сделке" удалось вынести на закрытое обсуждение в Государственной думе. И хотя слушание оказалось безрезультатным, оппозиция не сдавалась. Ей удалось привлечь на свою сторону генерала Л. Рохлина. Ознакомившись с предоставленными ему материалами, он весной 1998 г. заявил: „У меня достаточно документов, чтобы говорить, что некоторые чиновники из администрации Президента работают на иностранную разведку".

После этого Л. Рохлина нашли мертвым. Если верить следствию, он был „убит женой".

В июле 1999 г. произошло покушение на Л. Н. Максимова. В январе 2000 г. умер первый заместитель министра по атомной энергетике Андрей Белосохов — главный ответчик по урановой сделке в Думе.

Когда к этой проблеме подключился известный журналист Ю. Щекочихин, ему начали угрожать.  3 июля 2003 г. он почувствовал себя плохо и умер. В сентябре 2003 г. погиб генерал С. Моисеев. Как гласила молва, именно ему перед смертью Л. Рохлин передал на хранение имевшиеся у него документы по урановой сделке.

Тогда же на страницах „Дуэли" появилось сообщение, будто бы между президентом России и президентом США ведутся переговоры о заключении секретного соглашения „О контроле за нераспространением ядерных вооружений и СОВМЕСТНОЙ ОХРАНЕ стратегического военного потенциала России". Его подписание означало бы утрату нашей страной самостоятельности в использовании ее ракетно-ядерных сил.
 
Проблема разоружения

Сообщение имело настолько сенсационный характер, что администрация президента, Министерство обороны, Министерство иностранных дел должны были сразу же выступить с его опровержением.

Но его предпочли не заметить.