Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Четверг, 16.05.2024
СОБЫТИЯ  24  СЕНТЯБРЯ 1993: организаторы, исполнители и  жертвы политического противостояния. (Доклад Комиссии Государственной Думы  Федерального Собрания РФ  по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября – 5 октября 1993 г. Москва 1999)
 
24 сентября 1993 года на ночном заседании X внеочередного (чрезвычайного) Съезда народных депутатов было принято Постановление №5807-1 "О политическом положении в Российской Федерации”, в котором действия Ельцина Б.Н. были расценены как государственный переворот, констатировано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочия Ельцина Б.Н. в качестве Президента Российской Федерации   прекратились.   Все   правовые   акты, вышедшие за подписью Ельцина Б.Н. начиная с 20 часов 00 минут 21 сентября 1994 года, а также иные решения и акты, на них основанные, были признаны не имеющими юридической силы. Было установлено, что граждане и должностные лица, не исполняющие указанные решения и акты, не могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Действия граждан по защите конституционных органов власти, преодолению последствий государственного переворота были расценены как исполнение ими общественного и государственного долга. 

Генеральному прокурору Российской Федерации, специальному прокурору по выявлению обстоятельств государственного переворота, министру безопасности,  министру внутренних дел поручено принять все предусмотренные законом меры к лицам, принявшим участие в подготовке и осуществлении государственного переворота.

Верховным Советам республик в составе Российской Федерации, краевым, областным, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, районным, городским, районным в городах, поселковым и сельским Советам народных депутатов предложено принять необходимые меры по пресечению государственного переворота.

Была признана необходимость проведения одновременных досрочных выборов Президента Российской Федерации и народных депутатов Российской Федерации при обязательном условии нормальной конституционной деятельности органов представительной, исполнительной и судебной власти, обеспечения плюрализма мнений в средствах массовой информации.

Съезд принял также:

Постановление №5804-1 "Об утверждении Министром безопасности Российской Федерации Баранникова В.П.”, Постановление №5805-1 "Об утверждении Министром обороны Российской Федерации Ачалова В.А.”;

Постановление №5806-1 "Об утверждении Министром внутренних дел Российской Федерации Дунаева А.Ф.”;

"Обращение к парламентам, президентам и председателям правительств стран Содружества Независимых Государств”, в которой рекомендовал, в связи с продолжающимся в Российской Федерации государственным переворотом, воздержаться от проведения встречи глав государств – стран СНГ до стабилизации политической обстановки в Российской Федерации и полного восстановления деятельности законно избранных органов власти.

Во исполнение решения Съезда назначенный специальным прокурором Российской Федерации по расследованию обстоятельств государственного переворота Илюхин В.И. вынес постановление о возбуждении уголовного дела по статье 64 УК РСФСР в отношении Ельцина Б.Н. и других должностных лиц, предпринявших конкретные действия по прекращению деятельности Съезда народных депутатов, Верховного Совета и законно избранных судебных органов.

Съездом принято Постановление №5812-1, в котором устанавливалось, что должностные лица и граждане, прекратившие свое участие в государственном перевороте и отказавшиеся от выполнения антиконституционных указов, приказов и распоряжений до 00.00 часов московского времени 25 сентября 1993 года, освобождаются от уголовной, административной и дисциплинарной ответственности, если их деятельность в период государственного переворота не привела к человеческим жертвам. 

Около 5 часов заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Кобец К.И. предъявил X внеочередному Съезду народных депутатов ультиматум  с требованиями  отрешить от должности назначенных министра обороны, министра безопасности и министра внутренних дел как виновников нападения на штаб ОВС СНГ, выдать организаторов указанного нападения, сдать все имеющееся в Доме Советов оружие, немедленно распустить Съезд  и  очистить здание парламента от всех находившихся там лиц. На выполнение ультиматума были даны одни сутки. Было заявлено, что в случае невыполнения указанных требований Ельциным Б.Н. и Грачевым П.С. будет отдан приказ о штурме Дома Советов.

На совещании в Администрации Президента, в котором участвовали Бурбулис Г.Э., Сатаров Г.А., Федотов М.А., Паин Э.А., Смирнягин Л.Б., Лифшиц А.Я., Ковалев С.А., Новожилов В.А. и Шамшев И.Б., aдминистрации рекомендовано



"направить обращение всем находившимся в Белом доме, в котором сказать, что произошло самое страшное: подстрекаемые и организуемые руководством бывшего Верховного Совета, бандиты пролили кровь российских граждан. Это вынуждает Президента и правительство принять меры против угроз повторного нападения укрывшихся в Белом доме террористов на лиц, выполняющих служебные обязанности, и мирных граждан. Органы Прокуратуры и МВД обязаны выполнить свой долг и принять меры к аресту преступников и изъятию смертоносного оружия”. 



Было рекомендовано также нейтрализовать Федерацию независимых профсоюзов России через механизм трехсторонней комиссии и, кроме того,



"немедленно организовать выступление по телевидению прокурора Москвы и Генерального прокурора России Степанкова, которые должны объявить о возбуждении уголовного дела по факту убийства и выдачи ордеров на арест преступников из числа защитников Белого дома, задержанных возле Генерального штаба: кто их учил, на что их толкали”.



В связи с нападением на штаб ОВС СНГ Пресс-служба Президента сообщила, что Ельцин Б.Н. возмущен "наглыми действиями экстремистов, поощряемых руководством распущенного Верховного Совета”.

Отстраненный от должности министра внутренних дел Ерин В.Ф. заявил, что "те, кто сейчас сидит в Белом Доме, должны взять на себя ответственность” и что в связи с произошедшим к Дому Советов "подтягиваются дополнительные силы и будет сделано более плотное оцепление”.

В целях ликвидации Департамента охраны Верховного Совета,  Ельцин Б.Н., не имея законных полномочий, подписал распоряже­ние №651-рп о передаче указанного Департамента в Министерство внутренних дел Российской Федерации, в котором, в частности,  отстраненному от должности министра внутренних дел Ерину В.Ф. было предписано организовать охрану Дома Советов и других объектов, находившихся в ведении Верховного Совета. Ерину В.Ф. и Грачеву П.С. было приказано принять меры по изъятию огнестрельного оружия у лиц, принимавших участие в охране Дома Советов. 

B целях реализации Указа №1400, Ельцин Б.Н., не имея законных полномочий, издал также:

Указ №1438 "О формировании Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации”, назначив ее председателем Рябова Н.Т.;

Указ №1443 "О выборах народных депутатов Российской Федерации, назначенных на 26 сентября и 3 октября 1993 года”, которым отменил выборы народных депутатов, назначенные в ряде избирательных округов; обеспечение выполнения этого Указа было возложено на Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Указ №1446 "О Комиссии по передаче дел Верховного Совета Российской Федерации”, назначив ее председателем народного депутата РСФСР Починка А.П.

Администрация Президента, руководимая отстраненным от должности ее руководителя Филатовым С.А., распространила Обращение, в котором пригласила народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов принять участие в Конституционном совещании, а также в деятельности создаваемой при Администрации на срок до начала работы Федерального Собрания Комиссии законодательных предположений. При этом подчеркивалось, что



"материальное, консультативное, информационное, социально-бытовое, транспортное обеспечение бывших народных депутатов Российской Федерации, зарегистрировавшихся в качестве участников Конституционного совещания или Комиссии законодательных предположений, будет осуществляться на уровне норм, действовавших в бывшем Верховном Совете Российской Федерации”.



Филатов С.А. разослал представителям Президента в регионах телеграмму, в которой предписывал им "сохраниться всеми доступными средствами во взаимодействии с местными органами власти или вопреки им”, тиражировать свои заявления в средствах массовой информации, создать условия для информирования населения через средства массовой информации о действиях Ельцина Б.Н. и Совета Министров – Правительства с положительным комментарием ("не вдаваясь в историю и политическую подоплеку, указ Президента РФ можно интерпретировать как выход из нештатной ситуации”). Предписывалось также мобилизовать на поддержку антиконституционных действий Ельцина Б.Н. лидеров общественного мнения. Поддерживать контакт с исполнительной и представительной властью на местах с целью использования указов Ельцина Б.Н. в случае сопротивления коллегиальных органов. Выявлять и мобилизовывать группы в этих структурах, стоящие на позициях согласия или непротивления исполнению указов, работать с ними. Широко информировать население о существовании таких групп и взглядов. Препятствовать контактам и консолидации представителей Верховного Совета и Съезда народных депутатов с региональными властями. Демонстрировать жесткий контроль со стороны представителей президента за деятельностью органов исполнительной власти. Немедленно начать организацию предвыборных кампаний. Демонстрировать поддержку развертывания предвыборной кампании политических и общественных объединений любой ориентации. Обеспечить всемерную поддержку (информационную, выделение помещений, связь, оргтехнику) инициативным группам в поддержку Ельцина Б.Н. Обеспечить освещение деятельности таких групп в средствах массовой информации. Вести работу с народными депутатами Российской Федерации своего региона с целью срыва возможных попыток созвать съезд. Одновременно принимать меры, препятствующие их сбору. Препятствовать использованию привилегий депутатов в части беспрепятственного доступа к государственным средствам массовой информации, в частности, на телевидении и радио. Оперативно и полно информировать Администрацию Президента о всех фактах поддержки и сопротивления исполнению указов Ельцина Б.Н.

Министерство юстиции выступило с Заявлением, в котором говорилось, что хотя, издав Указ №1400, Ельцин Б.Н. формально вышел за юридические рамки, но "действовал в соответствии с конституционными принципами народовластия, обеспечения безопасности страны, охраны прав и законных интересов граждан”. В Заявлении также утверждалось, что



"Президент вынужден был разрубить "гордиев узел” губительного противостояния. Превысив по форме свои полномочия, он употребил это нарушение не для узурпации власти (выборы Президента РФ назначены на 12 июня!!!), а для защиты воли народа. Он расчистил путь для обновления механизма власти, для принятия правового порядка в России”.



Министерство иностранных дел провело брифинг "О реакции за рубежом на Указ Б.Н.Ельцина” (ведущий – Карасин Г.Б.), на котором было заявлено, что



"Указом Президента РФ от 21 сентября на МИД было возложено официальное разъяснение за рубежом сути принятых решений и предпринимаемых российским руководством шагов. ...

Многие иностранные коллеги министра иностранных дел России в личных телефонных контактах подтвердили поддержку руководством соответствующих стран взятого российским Президентом курса... Такие телефонные раз говоры состоялись с министром иностранных дел Бельгии В.Клаасом в его качестве представителя страны, председательствующей в настоящее время в ЕС, госсекретарем США У.Кристофером, министрами иностранных дел Германии К.Кинкелем и Канады П.Битти. Состоялась также встреча А.В.Козырева с послами стран "семерки”, его беседы с послами Китая и США. Министр дал интервью ряду зарубежных и российских СМИ. ...Российская дипломатическая служба... делает все необходимое для эффективного выполнения указаний Президента и Правительства Российской Федерации”.



По информации Министерства иностранных дел Российской Федерации (№37126/т от 27.11.98 г.),



"МИД на регулярной основе информировал зарубежных партнеров о принимавшихся российским руководством решениях. С этой целью осуществлялись контакты первого заместителя министра А.Л.Адамишина, заместителей министра Б.Л.Колоколова и Г.Ф.Кунадзе с аккредитованными в Москве послами зарубежных государств. Аналогичная работа проводилась российскими послами за рубежом”.



          По поручению "президентской стороны”, ранее сложивший депутатские полномочия народный депутат Российской Федерации Кожокин Е.М. конфиденциально предложил председателю Верховного Совета Хасбулатову Р.И., от имени Ельцина Б.Н., выехать с семьей и помощниками в любую страну по своему выбору, обещая организовать выезд и выплатить наличными крупное денежное вознаграждение (по свидетельству Хасбулатова Р.И., называлась сумма в 10 млн. американских долларов). При этом Кожокин Е.М. намекал на возможность гибели Хасбулатова Р.И. в случае продолжения сопротивления антиконституционным действиям Ельцина Б.Н. Предложения Кожокина Е.М. были отвергнуты Хасбулатовым Р.И.

Раздувание в средствах массовой информации "проблемы оружия” и последствий самовольных действий Терехова С.Н., усиление оцепления и ужесточение контрольно-пропускного режима привели к значительному росту напряженности.

Количество пришедших выразить поддержку позиции Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации увеличилось. В течение дня у здания парламента шел фактически непрерывный митинг, прерывавшийся трансляциями с заседаний Съезда. Для предотвращения возможного штурма сотни людей стали оставаться у Дома Советов Российской Федерации до утра, ночуя под открытым небом. Заявления "президентской стороны”, что штурма не будет воспринимались как свидетельство обратного.

В то же время участились случаи появления в Доме Советов неизвестных вооруженных людей, которые не являлись сотрудниками Департамента охраны Верховного Совета или членами созданных по решению Руцкого А.В. дополнительных охранных подразделений. Наблюдатели и осведомители Министерства безопасности и Министерства внутренних дел работали не скрываясь. При этом количество штатных сотрудников Департамента охраны  Верховного Совета непрерывно сокращалось, поскольку уходившие домой после окончания смены не допускались обратно на службу оцеплением "правительственных сил”. Имели место и случаи невозвращения.  

В этих условиях, не вполне доверяя руководству Департамента охраны Верховного Совета, и.о. Президента Российской Федерации Руцкой А.В. издал Указ №17 "О формировании мотострелкового полка”. Указом предписывалось министру обороны Российской Федерации Ачалову В.А. сформировать к 10 часам 25 сентября 1993 года  в Доме Советов мотострелковый полк из числа резервистов города Москвы, с задачей "противостоять любым попыткам применения силы против народных депутатов Российской Федерации, а также конституционных органов власти Российской Федерации – Съезда и Верховного Совета Российской Федерации. Руководителю Департамента охраны Верховного Совета Бовту А.В. было указано выделить автоматическое стрелковое оружие согласно штатному расписанию мотострелкового полка.

Руцким А.В. был издан также Указ №14 "О создании внештатных временных подразделений по охране Верховного Совета Российской Федерации”, которым предписывалось создать три внештатных временных подразделения численностью 100 человек каждое и укомплектовать эти подразделения на контрактной основе. Членам указанных подразделений было разрешено ношение штатного оружия. Командирами подразделений были назначены Савчук В.В., Чернобривко Е.А. и Макариков В.А.

24 сентября 1993 года Департаментом охраны Верховного Совета были подготовлены документы на сбор оружия, выданного 23 сентября 1993 года для вооружения создававшегося дополнительного охранного подразделения, но по указанию министра обороны Российской Федерации Ачалова В.А. это оружие  было оставлено за указанными подразделением.

В результате указанных мер по усилению охраны Дома Советов, охранные функции, помимо Департамента охраны Верховного Совета, осуществляли следующие  формирования:

охрана министра обороны Ачалова В.А., его первого заместителя генерал-полковника Макашова А.М. и министра внутренних дел Дунаева А.Ф. общей численностью около 40 человек; в состав охраны входили военнослужащие (в основном – офицеры запаса), добровольцы с  опытом боевых действий в приднестровском конфликте (12 человек), а также гражданские лица;  неоднородность личного состава создавала трудности в управлении охраной и во взаимодействии ее членов; формирование было вооружено автоматами АКС-74У и несло службу по охране указанных должностных лиц, а также четырех основных подъездов Дома Советов;

группа "Север” из 10 человек гражданских лиц, треть которых не прошли срочную службу в армии; самому младшему из них – погибшему 3 октября 1993 года у телецентра "Останкино” Яремко Д.Г. – не  исполнилось 18 лет; члены группы несли службу по охране Приемной и.о.Президента Руцкого А.В.; каждый написал заявление на имя министра обороны  Ачалова В.А. с просьбой о призыве на действительную военную службу; автоматическое стрелковое оружие было выдано только 29 сентября 1993 года в связи с резким обострением обстановки вокруг Дома Советов;

"мотострелковый полк” с заявленной численностью 600 человек,  постоянное "ядро” личного состава которого не превышало 100-150 человек из гражданских лиц и отставных военных; многие записавшиеся в "полк” днем уходили на работу, некоторые не возвращались; личный состав "полка” был формально разделен на 2 батальона, разведывательную группу  (т.н. "группу спелеологов”, занимавшихся, в том числе, разведкой подземных коммуникаций в районе Дома Советов Российской Федерации) и медицинскую группу; были сформированы органы управления "полка”; огнестрельное оружие выдавалось только командованию "полка”; личный состав дислоцировался в здании Спортивного зала рядом с Домом Советов; периодически проводились построения личного состава "полка” и некоторые элементы строевой подготовки; большая часть личного состава "полка” осуществляла дежурство на баррикадах вокруг Дома Советов Российской Федерации;

казачьи добровольческие формирования численностью около 100 человек; дислоцировались в Доме Советов; несли охранную службу внутри и вне здания парламента; автоматическое стрелковое оружие выдавалось отдельным членам формирований для несения службы внутри Дома Советов, а также в небольшом количестве в ночь на 27 сентября 1993 года в связи с угрозой штурма Дома Советов Российской Федерации (утром 28 сентября 1993 года оружие было сдано) и в ночь с 3 на 4 октября 1993 года (20 автоматов АКС-74У);

отряд "Русского Национального Единства” (РНЕ) под командованием Баркашова А.П. численностью около 100 человек; формально входил в состав охранного подразделения, подчиненного министру обороны Ачалову В.А., но полностью им не контролировался; отряд дислоцировался в Доме Советов; автоматическое стрелковое оружие выдавалось отдельным членам отряда (по имеющимся данным – всего 22 "баркашовцам” были выданы автоматы АКС-74У) для несения охранной службы внутри Дома Советов; члены отряда занимались также поддержанием порядка на территории, прилегающей к зданию парламента, имели хорошую физическую и строевую подготовку, отличались дисциплинированностью, сочетавшейся с безынициативностью и слепым послушанием руководству своей организации; члены отряда совершали не согласованные с руководством Верховного Совета действия по насильственному выдворению из здания парламента лиц, нежелательных с точки зрения руководства РНЕ; так, 30 сентября 1993 года около 17 часов тремя членами РНЕ, вооруженными автоматами, без объяснения причин и оснований был задержан и выведен за оцепление политический советник Председателя Верховного Совета Хасбулатова Р.И. Кургинян С.Е.; совершались и откровенно противоправные действия; например, вечером 3 октября 1993 года у Дома Советов "баркашовцами” был задержан и подвергнут обыску безработный Игнатов М.В., 1953 г.р., у которого они отняли документы и 48000 рублей; проводившиеся членами РНЕ перед Домом Советов марши и построения с символикой, напоминавшей нацистскую, носили фактически провокационный характер; некоторыми членами отряда допускались и другие провокационные действия; так, 28 сентября член РНЕ Плешков А.Б. публично заявил, что если к утру 29 сентября 1993 года не будет снята блокада Дома Советов, "баркашовцы” перейдут к исполнению террористических актов; работавшим в Доме Советов Российской Федерации журналистам "баркашовцы” неоднократно заявляли, что им наплевать на Ельцина и на Верховный Совет – они  пришли выполнять волю своего вождя Баркашова А.П.; само появление "баркашовцев” среди защитников Дома Советов Российской Федерации вызвало, по свидетельству бывшего начальника Московского уголовного розыска Федосеева Ю.Г., "резко отрицательную реакцию у работников милиции, воспитанных преимущественно на положительных примерах борьбы советского народа с немецкими фашистами”.    

По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, у некоторых членов указанных формирований имелось огнестрельное оружие, доставленное в Дом Советов Российской Федерации неофициально, в  том числе – привезенное  из других регионов. В то же время речь идет о единичных "стволах”, в том числе автоматического стрелкового оружия.

С военной точки зрения, сформированные в Доме Советов Российской Федерации дополнительные охранные подразделения не были достаточно подготовлены к отражению вооруженного штурма здания парламента, не говоря о ведении активных боевых или партизанских действий в условиях города. Задачей дополнительных подразделений являлась исключительно охрана Дома Советов  и поддержание порядка на прилегающей территории до подхода регулярных воинских частей, вызванных на поддержку Парламента. Дом Советов был разделен на "сектора”, охрана которых  поручена тем или иным формированиям.

В то же время, для введения в заблуждение "президентской стороны”, "военным руководством” Дома Советов распространялись преувеличенные сведения о численности и боевых возможностях созданных формирований, готовности воинских частей выступить на защиту парламента. Так, при назначении на должность министра безопасности Российской Федерации, Баранников В.П. сообщил X внеочередному Съезду народных депутатов, что им, совместно с министром обороны  Ачаловым В.А. и и.о. министра внутренних дел Дунаевым А.Ф. "организовано свыше 7 тысяч офицеров – от капитанов до полковников – которые сегодня несут службу и в Белом доме, и вокруг него”. Ачалов В.А. утверждал, что "охрана и оборона сейчас организованы надежно” и что "когда нужно будет, по нашему зову личный состав сюда прибудет целыми частями”. "Президентская сторона” умело пользовалась подобными заявлениями для нагнетания обстановки вокруг "проблемы оружия” и "незаконных вооруженных формирований”. При этом она располагала объективными данными о вооружении и боевых возможностях вооруженных формирований Дома Советов Российской Федерации. 

В целях обеспечения устойчивой и бесперебойной связи, Руцкой А.В. издал  Указ и.о.Президента  №13, которым подчинил себе Федеральное агентство Правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, и Указ Президента Российской Федерации №16 "Об упразднении института представителей Президента Российской Федерации на местах”.

Генеральный прокурор Российской Федерации Степанков В.Г. провел оперативное совещание с начальниками Управлений и отделов Генеральной прокуратуры, которые выразили поддержку проводимому им курсу на невмешательство в политическое противостояние. Было отмечено, что "прокуроры, осуществляя полномочия, должны не допускать вмешательства политики в правоохранительную деятельность”.