Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Воскресенье, 05.05.2024
Главная » 2013 » Июль » 22 » 1992: ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГРУППА "ЕДИНСТВО",ученые "СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ"
01:55
1992: ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГРУППА "ЕДИНСТВО",ученые "СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ"
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГРУППА "ЕДИНСТВО",ученые "СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ"

                  фрагменты литературы и совещаний 1992





  А.В.Золотарев.-Экономическое саморегулирование.-Нижний Новгород.,Уни-

  верситет им.Н.И.Лобачевского.-1992г.-сс.136



     Государственно-монополистическое регулирование.

  Даже самая крупная монополия не в состоянии регулировать экономику всей

  страны.Поэтому от имени всего общества выступает государство.Основой

  регулирования является сосредоточение в руках государства огромных фи-

  нансовых ресурсов.Доля налоговых поступлений в ВНП в конце 190х в США-

  29%,ФРГ-39%,Швеции-52%.Решает вопрос о размерах государственных дохо-

  дов и расходов парламент.Именно он определяет программы и объем их фи-

  нансирования,принимает законодательные акты по хозяйственной деятель-

  ности.Повседневную работу выполняют исполнительные органы.Государствен-

  ное регулиование имеет характер централизованного.Наиболее развернутая

  деятельность государства в рамках государственного сектора экономики.

  Г о с у д а р с т в е н н ы е   п р е д п р и я т и я выступают либо

  субъектами п у б л и ч н о г о права,либо субъектами ч а с т н о г о

  (в последнем случае их акции котируются на фондовой бирже).

    Сокращение-расширение государственного спроса сильно влияет на эконо-

  мическую конъюнктуру.Государство получает действенный рычаг формирова-

  ния народохозяйственной структуры.Установления государства адресуются

  частным собственникам,а ЦБ сильно влияет на процесс накопления капита-

  лов.Сильное развитие получило государственное программирование эконо-

  мики.Оно способствует взаимоувязке мер государственного регулирования

  с общими стратегическими целями.Региональные,отраслевые и программы

  частных социально-экономических задач придают согласованность саморе-

  гулированию фирм.В сферу регулирования входят и международные экономи-

  ческие отношения.Централизованное регулирование экономики перерастает

  рамки отдельных стран и выходит на международный уровень.Централизован-

  ное регулирование недоступно ни обному хозяйственному субъекту,поэтому

  здесь меру директивного управления.Размеры государственного капитала

  неизмеримо больше совокупного монополистического капитала.Парламента-

  рии и чиновники выполняют функции централизованного регулирования эко-

  номики.В Японии правящая либерально-демократическая партия получает

  средства от Национальной политической ассоциации,за которой стоит фи-

  нансово-промышленный капитал.То же и в других странах.Опека лидеров

  корпорациями продолжается и после выборов.Так,30 сенаторов,которые

  голосовали против надбавок на истощение нефтяных месторождений,полу-

  чили  по $3275,а "за"-28 сенаторов получили $41659 (Паренти М.-Демо-

  кратия для немногих.-М.-1990).инициатива законодательных актов в боь-

  шинстве случаев исходит от исполнительных органов.Корпорации воздейст-

  вуют и через союзы,участвуют в формировании экономической политики и

  в контроле за исполнением.При этом на первый план выходят не узкокор-

  поративные интересы,а стратегические требования бизнеса."Деловой круг-

  лый стол"США объединяет 190 директоров по своему влиянию превосходит

  национальную ассоциацию производителей и Торговую палату США.Органы

  законодательной и исполнительной власти работают в тесном сотрудниче-

  стве с комитетами,в ряде случаев предпринимательские ассоциации полу-

  чают право назначения своих сотрудников в административные учреждения,

  политические партии и профсоюзы располагают меньшими финансовыми ресур-

  сами,чем организации бизнесменов.В этой ситуации государство учитывает

  интересы наемного труда в той мере,в которой они не вредят интересам

  собственников решающих средств производства.Государство функционирует

  там,где на высокую прибыль и быструю отдачу рассчитывать не приходится.

  Государство скидывает со своего баланса процветающие фирмы и национа-

  лизирует убыточные.Государственный сектор функционирует лишь в соот-

  ветствии с частными интересами.По ряду товаров государство является

  единственным покупателем.В развитых государствах прибыли по госзака-

  зу на 20-30% выше,их как правило получают монополии.Из 20 000 компаний

  в военной промышленности США генеральными подрядчиками являются лишь

  25.Монополии напрямую влияют на государственное регулирование,ужес-

  точение экологических стандартов способствовало укреплению позиций кру-

  пного капитала.В США ставка налога с 1 июля 1987г. на крупные корпорации

  упала с 46% до 34%,то же в Японии и Великобритании.В Японии участие

  предпринимателей в национальных проектах является делом престижа.Успе-

  хи японских фирм на внешнем рынке связаны с государственным льготным

  кредитованием в 35-40% стоимости экспорта Японии,с развитым государст-

  венным страхованием экспортного риска.Сферой активного государствен-

  ного участия является экспорт сельскохозяйственной продукции.Субсидии

  на экспорт пшеницы из ЕЭС в 1980х превышали половину цены мирового

  рынка(цена тонны $110,субсидии-$65).

    Рыночное саморегулирование с его привязкой к к р а т к о с р о ч н о-

  м у  финансовому эффекту не способно обеспечить развитие ф у н д а м е-

  н т а л ь н ы х   исследований и государство берет на себя 50% расхо-

  дов на НИОКР.Оно сочетает финансирование научных учреждений с финансиро-

  ванием конкретных программ,добиваясь единства фундаментальных и приклад-

  ных исследований.В США принята программа нововведений м а л о г о бизнеса.

  Государство стимулирует посредством налоговой и амортизационной политики

  обновление капитала в перспективных отраслях,использование энергосбере-

  гающего оборудования.Существенна роль в развитии производственной инфра-

  структуры,тем самым обеспечивая нормальные условия воспроизводства про-

  мышленного капитала.С помощью государства возникают новые прогрессивные

  отрасли и реконструируются старые.Во Франции 5 главных национализирован-

  ных групп,находившихся на грани банкротства,получили от государства в

  1982-84г. получили от государства в 10 раз больше средств,чем вложили

  их прежние владельцы за период с 1974-81г.(Западная Европа,парадоксы

  регулирования.-М.-1988.-с.31).Без постоянной помощи государства не мыс-

  лимо воспроизводство аграрного сектора экономики.Это дотации на поддер-

  жку цен,стимулирование экспорта и защита от западных конкурентов.Одно

  из направлений государственного регулирования-преодоление диспропорций

  в неравномерности развития территорий.Государство поощряет вложение ка-

  питала в отсталые регионы,дает субсидии,налоговые льготы,одновременно

  сдерживая инвестиции,где наблюдается чрезмерная концентрация капитала

  и производств.Рынок не способен обеспечить трудящихся в образовании,

  медицинских услугах и т.д.Какое бы направление научно-технического и

  социального прогресса ни рассматривать,без деятельности государства не

  обошлось.Дж.Гэлбрейт:"Говорящие о возвращении к свободному рынку вре-

  мен Смита неправы настолько,что их точка зрения может быть сочтена

  психическим отклонением клинического характера.Это то явление,которого

  у нас на Западе нет,которое мы бы не стали терпеть."(Известия,31 января

  1990г.).Для государства интересы общественного развития не самоцель,

  они должны удовлетворяться постольку,поскольку это соответствует ин-

  тересам монополий как основному хозяйствующему субъекту.Хотя минопо-

  лия поджрывает действие закона-регулятора товарного хозяйства,он не

  отменяется полностью и как следствие-продолжающаяся цикличность:1973-75

  падение производства в США-14.8,Канаде-9.8%,Великобритании-11%,ФРГ-10.9%,

  Японии-19.5%(Современные Соединенные Штаты Америки:энциклопедический

  справочник.-1988г.-с.162).Примерно то же в кризисе 1980-82г.Отличитель-

  ная особенность кризисов-рост цен.Сейчас кризис 1990г.Достижения НИОКР

  идут в виде патентов и лицензий.

    Есть издержки-США зажимает более прогрессивный ж/д транспорт в поль-

  зу автогигантов."Дженерал Моторс"-876000занятых,ИБМ-403000.

      РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В СССР

    В начале ХХ века товарное производство в России господствовало,патриар-

  хальное,натуральное в деревне отходило на второй план.Появились монополии-

  синдикаты "Продамет","Продуголь" и т.д.В с/х снабженческо-сбытовая коопе-

  рация.Все это подрывало рыночное саморегулирование.Но преобладание аграр-

  ного сектора ограничивало влияние монополий.Война потребовала влияния го-

  сударства.Была создана система военно-промышленных комитетов,объединяющих

  предпринимателей для распределения заказов и устранения конкуренции (апрель

  1916г.-239 комитетов),крупный капитал получал заказы.Твердые закупочные це-

  ны на хлеб,карточная система усилили отрицание рынка.В январе 1917 г.появи-

  лись рабочие комитеты по распределению доходов,найму и т.п.Возникли Советы

  рабочих депутатов,путем делегирования депутатов от фабрик и заводов,лег-

  кость их замены и отзыва.Гражданская война далее централизировала хозяй-

  ственную жизнь.Продолжалось отрицание рыночных связей между городом и де-

  ревней-"военный коммунизм".Коллегии упразднялись,вводилось единоначалие.

  Администрация стала нанимателем.
 
Условия мирного времени диктовали план ГОЭЛРО-целенаправленное регули-

  рование общественного производства.Требовалось решать продовольственную

  и топливную проблему для остановившихся фабрик.Надо было восстанавливать

  прервавшиеся связи между городом и деревней.Принцип коммерческого расче-

  та.Практика колдоговоров-госорган-"наниматель",коллектив-нанимаемый.Ори-

  ентация на самоокупаемость-появление безработицы.Госхозорганы устанавлива-

  ли трестам хозпрограмму,назначали директоров.Принцип "прибыль любой ценой"

  утрачивал значение и коммерческий расчет превращался в хозяйственный,

  согласующийся с общегосударственной стратегией.Шло синдицирование промы-

  шленности,синдикаты выступали как товаровладельцы и конкурентность исче-

  зала.Возникли крупные государственные объединения по закупке сельхозпро-

  дукции.Развитие потребкооперации,установление синдикатами прочной связи с

  ней снижали роль частного капитала в розничной торговле.Возрасла роль

  утверждаемых правительством отраслевых планов.Со второй половины 20 года

  появились контрольные цифры развития народного хозяйства,дававшие увяз-

  ку основных экономических пропорций.Плановые увязки,выступающие первона-

  чально как приблизительные ориентировки,приобрели значимость обязатель-

  ных.В 1925-26г.(хоз.год начинался с 1 октября)объем производства превзо-

  шел довоенный.Целью была не прибыль,а восстановление хозяйства,рост уро-=

  вня жизни.Энтузиазм,выдвижение одаренных,рабочее участие и национализации-

  тому причины.Переход к индустриализации требовал резкого увеличения нор-

  мы накопления,не достижимой рыночными методами.Мелкотоварное сельское хо-

  зяйство резко отставало от промышленности.Сохпранялась массовая безрабо-

  тица,во многом вызванная оттоком крестьян из деревни по 3 млн.чел.ежегод-

  но(1926г.10760 безработных,1927-1041ттыс.безработных).решить эти проблемы

  доллжна  была пятилетка.Синдикатская сыщность устранялась,хозяйственные

  органы стали предприятием,снабжение и сбыт стали централизованные,упра-

  зднен коммерческий кредит.Ликвидировалась множественность налоговых изъ-

  ятий,вводился налог с оборота.Но при наличии пятилетнего плана,сами пре-

  дприятия не имели и годовых и руководствовались оперативным управлением

  сверху.Вторая пятилетка это учла и ввела встречный план.В средине 30х

  был достигнут прогресс в реконструкции материально-технической базы.Сре-

  днегодовой прирост производительности труда 1й пятилетки-8.9%,второй-12.7%

  (История социалистической экономики под ред И.А.Гладкова,т.4,1978г.с.100).

  Объем промышленного производства 1937г.превысил уровень 1928г.в 4.46 раза.

  Выбеление огромных средств на капстроительство ограничивало возможности

  роста народного потребления.

    Быстрая индустриализация вызвала массовый приток выходцев из деревни.

  Если в 1926 г.рабочие госпредприятий были потомственными пролетариями

  в 50% случаев,в 1932 г.их доля составилва 29%.Нехватка квалифицированных

  кадров.Централизация их в партии.Увеличение управленческого аппарата ос-

  лабляло контроль снизу.Ориентир на гостайну,ограничение круга лиц к досту-

  пу информации.Костяк управленцев 30х-бывшие управленцы из рабочих,что,как

  дулалось,предохранит от бюрократизации.Это "делало контроль снизу" излиш-

  ним.Достигнутые хозяйственные успехи создавали иллюзию непогрешимости вы-

  сшего руководства.Усилился подбор кадров по усмотрению сверху.С 5 декабря

  1936 года делегирование депутатов от трудовых коллективов заменялось вы-

  борами от территориальных округов.Партийно-государственный аппарат стал

  проводить в депутаты подобранных кандидатов.Связь депутатов с основной

  массой избирателей и отзыв стали невозможными.Неподконтрольным нарроду

  стал исполнительный аппарат.Коренные начала Советской власти,отличающие

  ее от парламентаризма,утратились:Кадровыу политику и стратегию государс-

  тва стали формировать чиновники.Но работники управления не действовали

  как предприниматели.Темпы роста производства в третьей пятилетке замед-

  лились.Усилилось использование методов принуждения.

    Послевоенный период-ВВП 1951-55г. 13.1%,производительность-9%.В управ-

  лении доминировал отраслевой принцип,сложнее становилось обеспечивать

  комплексное развитие территорий.Через заниженные цены чистый доход кол-

  хозов и совхозов перераспределялся в пользу горожан.Обязательной для

  населения стала подписка на государственные займы.К средине 50х стало

  очевидно,что трудящимся отведена роль пассивных исполнителей.Если после

  войны шло активное выдвижение кадров в связи с их нехваткой.В 1957г.

  началось внедрение Совнархозов,имеющих аналогию с Советами начала века.

  Но в верхних эшелонах власти в обстановке их неподконтрольности тружени-

  кам,усилились интересы,отличные от интересов большинства народа.Продви-

  жение по службе стало всецело зависеть от усмотрения начальника.Возни-

  кало регулирование без саморегулирования.Причиной прежней трагедии был

  объявлен культ личности Сталина,а не упразнение основ Советской власти.

   С ослаблением отраслевого принцмипа произошло распыление средств,рост

  местничества с той же оглядкой наверх,саморегулирование по прежнему не

  утвердилось.Реорганизации,осуществляемые властью,неподконтрольной тру-

  дящимся,эффекта не принесли.Прирост национального продукта в 1962г.

  был 5.7%,1963-4%,в высшем эшелоне росло недовольство ослаблением цент-

  рализованного влияния,а руководителям предприятий мешала опека совнар-

  хозов.Объем фондов оплаты труда устанавливался сверху,что подрывало кол-

  лективную материальную заинтересованность.Это фонды увязывались с раз-

  мерами ВНД,территориальный принцип не состыковывался с отраслевым,но

  их единство было недостижимо без действенной системы Советов:коллектив,

  местный,республиканский Советы.Отсутствовало реальное экономическое са-

  морегулирование.
 
Структуры КПСС выполняли роль заменителя госсистемы,но не компенси-

  ровало настоящих советов,так как партия управлялась верхами.Там была

  зависимость от руководства и независимость от трудовых коллективов.Ре-

  альная власть сохранялась в руках управленческого аппарата.Реформы 1965г.

  сократили количетво централизованных показателей и увеличили роль прибы-

  ли в фонде заработной платы.Наметился подход от материально-техничес-

  кого снабжения к оптовой торговле средствами произодства.Одновременнол

  воссоздались министерства.Но в планировании производства и подборе ка-

  дров решающую роль играли вышестоящие органы.Централизация средств прои-

  зводства усилила инвестиционный процесс.Замена показателя валовой проду-

  кции показателем реализованной способствовала оборачиваемости средств.

  Введение оптовой торговли способствовало продаже сверхнормативной про-

  дукции.Повышение закупочных цен с/х улучшило условия на селе.В 1966-70г.

  производительность возрасла с 6.1% до 6.8%,капвложений с 5.4% до 7.3%.



   Зазвучали фанфары "развитого социализма".Но всплеск имел разовый хара-

  ктер.Сверхнормативные запасы распродали,стабильность цен на продукт для

  сельского хозяйства исчез и в действие вступили долгосрочные факторы.

    Увязка фондов оплаты труда со стоимостными объемами при снижении зада-

  ний по номенклатуре побуждала предприятия производить дорогостоящую про-

  дукцию.Включение платы за фонды в плановую рентабельность выступало фак-

  тором повышения цен.внедрять технику стало не выгодно,т.к.снижались объ-

  емные показатели и уменьшался фонд оплаты.Обострилась проблема материа-

  льно-технического снабжения.Из ассортимента вымывалась дешевая продукция.

  Расценки снижались,поскольку фонд оплаты фиксировался верхами.Фонды мате-

  риального стимулирования распределялись по усмотрению начальства.Усили-

  лось отставание от запада,взяли курс на их технологии.Поступление валют-

  ных средств для оплаты импорта шло за счет экспорта сырья.Освоение мес-

  торождений Сибири потребовало гиганстких вложений,что изменило структуру

  народохозяйственных инвестиций в пользу добывающей промышленности.Чем

  крупнее был объект,вводимый министерством или ведомством,тем крупнее был

  товарный вал.Гигантомания порождала новые проекты.Вложения в социальную

  сферу прироста не давали и пошли в загон.Широкое строительство новых пре-

  дприятий привело к превышению числа рабочих мест над численностью рабо-

  тающих,а качество инженерно-технических работников было выше требований

  отстающих производств.Это наряду с компенсациями за "тяжелый" труд рабо-

  чих привело к сближению уровня оплаты труда рабочих и ИТР.При стабильно-

  сти закупочных цен на сельхозпродукцию при росте цен на промышленную на-

  рушило условия нормального воспроизводства и усилило тенденцию к дотаци-

  ям колхозам.Высокая доля тяжелого ручного труда,неустроенность социаль-

  ной сферы способствовали оттоку трудоспособного населения.Малая капита-

  лоемкость хранилищ сделала их невыгодными,что привело к потерям продово-

  льствия и появился дефицит.Выросли масштабы импорта зерна.

    Погоня за объемами любой ценой порождала приписки.Планы корректирова-

  ли под достигнутый уровень производства.Обострение дефицита и перепожде-

  ние качества кадров привели к появлению теневой экономики.Бесхозяйствен-

  ность давала возможность использовать неучтенные ресурсы для ведения ча-

  стного производства.Набирал обороты теневой капитал,находивший за соот-

  ветствующую мзду покровителей в органах госуправления.Ориентация на до-

  ходы отодвинула на второй план заботу о прогрессе.СССР утрачивал лидиру-

  ющие позиции в мире.В 70х темпы экономического роста приближались к "0",

  прирост производительности труда в 1976г.-3%,социально-экономическое раз-

  витие тормозилось и в следствие роста военных затрат,в том числе и на

  Афганистан.В 1982г.темп прироста производительности труда в промышленно-

  сти составил всего 2.1%,жизнь выдвигала на первый план вопрос об эконо-

  мической власти.

    Ряд запланированных на 1986г.показателей не был достигнут и стало яс-

  но,что только усилиями аппарата ничего не сделать.Необходимо развивать

  инициативу трудовых коллективов.Переход на хозрасчет предусматривал за-

  мену директивных заданий госзаказом,осуществление капвложений за счет со-

  бственных средств,отмену деления хоздохода на жестко регламентированные

  фонды,введение оптовой торговли средствами производства.Реформа 1987г.

  была вторым изданием реформы 1965г.Ставилась задача получить наемного

  директора.Обсуждение предвыборных программ кандидатов в директора дела-

  ло трудовые коллективы участниками стратегии предприятий.СТК должны бы-

  ли решать производственные и социально-экономические проблемы предприя-

  тий.Но СТК не выступили звеньями экономической системы.Неопределенность

  перестроечных целей отрицала стратегический подход к решению хозяйстве-

  нных вопросов и подталкивала к поиску чудотворных средств немедленного

  действия.В качестве такого средства стали рассматривать развитие коопе-

  ративов и индивидуально-трудовой деятельности.Но ИТД сулила нелегкий

  труд и низкие доходы.Кооперативным же предприятиям давались существенные

  льготы,свободное распоряжение своими средствами делало их выгодными

  партнерами для государства,что обострило снабжение госпредприятий.По-

  шел отток кадров из госсектора.Перекачка через кооперативы безналички

  в наличку увеличивала денежную массу,часть кооперативов служила для

  отмыва теневого капитала.Укреплялись связи частных предпринимателей

  с коррумпированными элементами.Сверхвысокие доходы были вызваны исклю-

  чительно привилигированными положениями кооперативов,а не производитель-

  ностью труда.Темпы экономического развития 1989г. были "0".Денежные

  доходы населения приросли на 13.1%,но не за счет обогащения работников,

  а за счет роста сверхдоходов "класса собственников " и директоров.Обес-

  ценилась оплата труда шахтеров.Капитал овладел только сферой обращеия.

  Либерализация-быстрый способ накопления частных нечестных средств для

  приватизации.
 
СОВЕТСКОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

   В простом товарном производстве роль регулятора-закон стоимости.В капи-

  талистическом-закон цен производства.Увеличение не всей стоимости,а при-

  бавочной.Экономия необходимого труда.Прогресс производства-рост потребно-

  стей.Неценовой механизм при монополии-требование качества.Теряет действе-

  нность закон стоимости.Подрывалось действие закона цен производства.Отсю-

  да культ качества,ставка на потребительную стоимость.Наращивание затрат

  живого труда уходит в прошлое,рост НТП и ресурсосбережения,свободного вре-

  мени общества,что материализуется в культурных потребностях и качестве

  жизни.Производственный эффект пиобретает форму сэкономленного времени:

  норму свободного в р е м е н и/производственное время.Общественный харак-

  тер производства,означающий всестороннюю зависимость производителей друг

  от друга,диктует необходимость согласования.Противопоставление экономичес-

  ких интересов подрывает согласованность действий,а подрыв централизова-

  нного регулирования вынуждает действовать,не считаясь с другими.Согла-

  сованное экономическое саморегулирование.Закону потребительной стоимос-

  ти соответствует правило:меньше затрат на единицу продукции,выше зарпла-

  та.
 
 
Категория: Экономика | Просмотров: 407 | Добавил: rostowskaja