Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Воскресенье, 28.04.2024
Главная » 2013 » Июль » 25 » ЭКОЛОГИЯ КАК ЭКОНОМИКА - НОВЫХ ОРИЕНТИРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (М.Н. Ростовская)
07:11
ЭКОЛОГИЯ КАК ЭКОНОМИКА - НОВЫХ ОРИЕНТИРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (М.Н. Ростовская)
Публикации материалов круглого стола РАГС, апрель 1995.
 
Экологическая проблема ставит серьезные вопросы аксиологии.

Человек вынужден задуматься над целью своего существования и вза-

имоотношения с миром и природой. Он подошел к критической черте и

этот кризис прослеживается по всем экономическим показателям. Эко-

логический подход к системе хозяйствования на Земле исходит из

постулата  о том, что нет ничего ценнее, чем Жизнь и что сущест-

вуют пределы экономического роста. Фундаментом Жизни является био-

сфера, под которой мы понимаем глобальную экосистему. У биосферы

есть критические нагрузки, выше которых она опрокидывается. Ком-

промисс с биосферой невозможен.



   Эпохи, которые не вызывали экологического кризиса в историчес-

ком плане  донеолитические. Это эпохи дополивного земледелия. Чисто

психологически человечество воспринимало этот период как период рая

и это положение фиксировано древними писаниями Египета, Китая, Тибе-  -

та и  Библией. Библия отражает научно подтвержденные моменты  жизни 

человечества, такие как "потоп" - великую катастрофу столкновения

Земли с астероидами 9,5 тыс.лет до нашей эры. Тогда  выпали тектиты,

произошло таяние ледников, вымирли мамонты. Последствия катастрофы

внушительны, они привели к сильным людским потерям и это подтвержде-

но материалами исторической геологии. Библия рассказывает о Каине

и Авеле,повествует о первоубийстве на Земле. Говорится  о  дереве

познания добра и зла.



   Мышление той эпохи было мифологическим, форма передачи  инфор-

мации через миф по правилам чтения мифа позволяет нам понять пос-

лание далеких предков. Наши предки отличались правдивостью. Фор-

мационный анализ, метод, переброшенный из геологии в область че-

ловеческой истории, высвечивает интереснейшие закономерности,ко-

торые почти все зафиксированы в первоисточниках человечества в

той или иной форме. Добро и зло, Каин и Авель - это неолит с эпо- -

хой бронзы и металла, государств и становления системы хозяйств,

торговли и производства. Это наша эпоха. Предшествовал энеолит,

эра глины и раннего неполивного земледелия. Энеолит есть матри-

архат и мир без войн, неолит - патриархат и эра исторических тра-

гедий, возникновения, становления и опрокидывания цевилизаций и

государств. Эра отсутствия устойчивости в развитии. Особенно до-

минирует данная тенденция  на территории с монотеистическими ре-

лигиями ( они лишь следствие объктивной историко-географической

ситуации). Кризис цивилизаций приводил к деградации общества,

деградация общества к деградации природы. Неолит ответил эколо-

гическим кризисом распада Египта, пожарами, александрийской свал-

кой, опустыниванием ,горем, утратами и слезами. Но биосфера  еще

не достигала предельной черты и подключала восстановительные меха-

низмы. Весь неолит, а мы продолжаем пребывать в этом периоде, не-

смотря на наличие такого мощного аппарата познания, как рассудок   -

- есть слепое стихийное развитие в конфликтах, войнах, насилии,

подавлении, разрушении. Все религиозно-философские учения этого

периода - учения катастрофического сознания, продукт глубочайшего

размышления над сущностью зла и поиск утраченной гармонии в мире

человеческого общежития. Успехи творческих сил человечества значи-

тельны, но успехи "геростратов" еще грандиознее.



  Природа терпелива, но она разразилась мощнейшим экологическим

кризисом ХХ века, спидом, мутантами, психическими больными, стрес-

сами, "чернобылями", перенаселением и изменением климата. Превыше-

ние хозяйственной емкости привело к превращению самой биоты в ис-

точник загрязнения и разрушения генофонда человека. Потребление

электроэнергии в мире стало выше допустимого уровня в 10 раз, в

развитых странах в 50 раз,в России в 7 раз. Биосфера в целом и

естественные экосистемы не безграничны и имеют предельную хозяй-

ственную емкость, равной 1% первичной биологической продукции, или  -

в единицах потребляемой человечеством энергии - мощности в

1 ТВт.(1). За блага приходится платить, платить трудом, деньгами,

здоровьем. Но оставаться безмозглым "суперменам" , стособным оп-

рокинуть всю среду нашего обитания, опасно. В эпоху тотальной

грамотности и науки прокариоты оказываются "разумнее" в их отно-

шении к биосфере, чем "венец вселенной" - человек.



   В явлении неолита была необходимость. Китай  обуздал рывки и

конфликты, хотя и он не образец. Его опыт - только его опыт, ко-

торый нельзя слепо копировать. Китай добр к Природе, но жесток к

человеку. Его культурный стиль во многом привязан к географии. 

География  Передней Азии и Европы с ее расходящимся веером рек

стимулировали товарообмен, инновационный процесс, процесс поиска,

процесс развития личных, индивидуальных качеств в человеке, с

вычленением в сознании "я" . Беда европейца, что за всем этим

он не почувствовал, когда нарушил гармонию. Может тогда, когда       -

увидел в соседе конкурента, а не союзника, когда возникла зависть,

а не желание самосовершенства и он пошел на "уничтожение" того,

кто его лучше, чтобы отнять, захватить, но не произвести. Неолит -

это войны. Культ воина. Всякая война - глубочайшее переживание.

Война подорила смерть. До этого смерть не ведали. В сознании дей-

ствовал принцип вечной жизни в реинкарнации. Всякое переживание за-

писывается в память как на магнитофонную ленту , запоминается по-

колениями, транслируется и разъединяет народы. Появляются  "они", 

обидчики, "нелюди". По отношению к ним все дозволено. Они "не наши".

Энеолит не знал такого слова.  У ханты-мансийцев много легенд о

приблудившихся. Их принимают на поселение.  "С краю", ибо сущест-

вует родовая иерархия. Энеолит не знал убийства себе подобных и

алчи к незаработанным благам.



    Неустойчивость торговой цивилизации не из-за сущности товарооб-

мена, а от дисгармонии психосферы, которая проявилась исторически     -

из-за любви к милитаризму. У неолита есть и положительные заслуги,

в первую очередь в области организации общественной жизни.  Это

позволило не бояться природных стихий и стать независимым в  куль-

турном творчестве. Неолит подарил два способа управления обществом:

авторитарный, основанный на власти, директиве, личной зависимости и

экономический с  экономическим принуждением, материальным стимули-

рованием, мотивацией и инициативой. Авторитарный тип развивает ин-

тегративную компоненту при  доминирующей родо-племенной системе ие-

рархии, приводит к болезненному вырождению.  Инновации здесь ред-

кость, так как они нарушают достигнутое равновесие, в том числе 

с природой. Время замедляется, появляется традиция, она закрепля-

ется обычаями, нормами, нравами. Религиозное мировозрение, коллек-

тивное в своей сути, не чуждо этому типу правления. Оно рождает

явление конформизма.
 
Экономическое общество динамично в поиске оптимума, оно в пос-     -

тоянном взрыве традиций. Это вызывает недовольство консерваторов.

Оно действует в пренебрежении общим ради индивидуального, а иногда

эгоистческого, в постоянном "перетягивании одеяла". Оно живет в

мире техники и скорости. Техника уже тянет время за собой. Созда-

на ситуация, когда информация в банках вертится 24 часа и момента-

льно передается с одного конца планеты на другой. По всем часовым

поясам планеты офшорные зоны для круглосуточного действия фондовых

бирж мира. Появляются новые понятия, такие как "инвестирование в

само  время". Сегодня  западная экономика производит вложения не в



технику ( железо), а в технические программы, людей и время. Без

компьютера тут не обойтись. Морис Бланхот, публикуя в 1969 году

работу по Ницше, говорит, что  время перескочило само себя и мы

проходим временной барьер. Известен шок от звукового барьера са-

молета. Но что значит двигаться быстрее времени? Физически это

значит, что сама скорость определяет  время, ритм, форму нашего        -

существования. И не случайно открытие такого фундаментального

параметра бытия, как "информация" происходит только в ХХ веке.

Информация - это знания. Знания требуют людей, способных с ними

работать. Знания требуют совсем иного миропорядка. Они живут в

специализированных государственных институтах и в пределах фирм.

Единственная цель их - ускорить обмен информацией.



   Наша эпоха - время осевое со всеми соответствующими приметами.

Его характеризует бурная смена парадигм и систем ценностей. Эко-

номический тип управления уже не адекватен ситуации. Он рождался

из капиталистического производства, возникшего в 15 веке. За тот 

короткий исторический период, в котором проявила себя экономика

как специальная научная дисциплина по изучению законов функциони-

рования складывающихся взаимоотношений хозяйственных субъектов,

сам капитализм находился в поисковом режиме бурного развития и

непрерывно совершенствовал свой лик. Уже в глубочайшей истории    -

марксов капитализм, продлившийся всего 50 лет. Он родил проблему

потребителя и производителя. Проблему, при которой товар обраща-

ется, деньги обращаются, а производство производит в любой ситу-

ации. Но время, за которое производство может меняться (время Т),

время, за которое товар продается (t) и время денежного расчета

(т) выражаются несимметричной зависимостью Т>>t>>т. Эта зависи-

мость изначально отвергает устойчивость экономической системы по

своим телеологическим ( внутренним ) параметрам, и эта неустойчи-

вость выражается в экономической цикличности, войнах и кризисах.

Это противоречие находится и в чистом рынке,где нет монополий, нет

технических нововведений, ибо изобретение новой техники здесь дей-

ствует как вулкан, потому что кто-то снижает цену изделия. Подоб-

ная ситуация выражена идеей инженера Гарина в фантастическом рома-

не " Гиперболоид инженера Гарина" словами: "предоставим древесину

по демпинговым ценам и все биржи мира сразу завалятся".   

        -

   Неустойчивые системы пытаются разрешить противоречия. Это усло-

вие их существования. Возникает вопрос о том, что надо сделать

внутри структуры, чтобы достичь стабильности. Чтобы эту проблему

решить, необходимо видеть циклы и их рассчитывать. Надо вовремя

заметить угрозу перепроизводства и изменить стратегию. В связи с

этим система организации рынка начинает  меняться. Банки и фондо-

вые биржи становятся основными институтами рыночной экономики. Их

функционирование влечет появление и совершенствование других инс-

титутов рынка, таких как аудиторские фирмы, страховые компании, 

страховые , экспертные услуги и многое другое. Экономика начинает

управлять всем социальным пространством и формировать под свои ин-

тересы государственные институты. Необычайно возрастает роль ин-

формационных сетей. Возникает возможность  оценивать происходящие

процессы. С 18 века появляются фьючерсные контракты, где закупка

товара осуществляется еще до его производства. Экономика ищет путь  -

считать несчетное, немерное, способ операций с абстракциями. Изоб-

ретение бухгалтерского учета было величайшим открытием человечества.

Фьючерсные биржи - другое открытие этого рода. Они стали диктовать

цены и экономический порядок,  сводя мелкие устремления на бирже

в одну точку. Это обеспечило прозрачность системы, ее потенциаль-

ную расчетность.
 
Цикличность производства диктовала условие: производство обя-

зано ориентироваться на инновации. Оно должно быть мобильным.

Быстро создаваться и быстро ликвидироваться. Оно должно быть бло-

ковым и  до того, как оно возникнет, его необходимо проектировать.

Предварительно определяется благоприятная в маркетинговом отноше-

нии ниша и под нее проектируется производство. Принцип такого под-

хода все в том же рассогласовании циклов: мы знаем, к примеру, что

через полгода подорожает определенный вид сырья и ищем возможность

выпуска более дешевого изделия того же назначения. Этот предприни-    -

мательский тип уже полностью опирается на технологическую револю-

цию и стратегический менеджмент. Этот  факт вызывает культурный

скачек в обществе, так как возрастают требования к человеку, вклю-

ченному в такую экономическую систему. Локомотивом данной экономи-

ки является предприниматель. Ему необходимы деньги и через бизнес-

план он входит в отношения с банком. Или происходит выпуск ценных

бумаг и мобилизация других ресурсов. Этот тип экономики, поддаю-

щийся корректировке в связи с возникшей экологической проблемой,

все же не способен полностью ликвидировать конфликт человечества

с биосферой, потому-что экологический подход к экономике ставит во

главе всего отношение к Жизни,а не к вещам. Он требует введения в

учет всей жизненной среды и реализации иной шкалы ценности. А это

означает, что миссия экономической системы в увеличении человечес-

кого счастья, здоровья,безопасности и общения, а не количества при-

бавочной стоимости и количества вещей. Раз так, то должно работать     -

уравнение оценки благосостояния как суммы уровня жизни, условий

жизни и жизненной среды. Любое изменение благосостояния складыва-

ется из изменения указанных компонент. Чисто психологически  в

бедных обществах люди ценят только материальные блага. Однако

жизненное пространство человека помимо его воли включено в при-

родное пространство как источник и материальных, и нематериаль-

ных благ. Только предпринимательская экономика оказывается недо-

статочной для решения подобных проблем и ей на смену приходит

экономика, которая сама начинает формировать в человеке насущную

потребность в сохранении среды обитания и человеческой жизнедея-

тельности. Это инфраструктурная экономика кооперации общих усилий,

взаимопомощи и взаимоподдержки. Она предполагает творческое учас-

тие людей по улучшению организационных структур фирм и обществ,

которые коллективно творят новое. Эта экономика не способна раз-

водить коллективизм с индивидуальностью, так как изначальна став-       -

ка на мыслящих людей, а мышление индивидуально. Коллективизм тоже

особый, внутренний, синергийный. Он в причастности к целому и при-

верженности фирме, обществу, человечеству. Коллективизм с мораль-

ным удовлетворением и культурой малых групп. Черты такой экономики 

просматриваются в развитых государствах. Это творческая экономика,

такое творчество к тому же тотально.  
 
В экономическом режиме человечества работает всего несколько по-

колений людей. Если сопоставить с периодами и эпохами, такими как

охота на мамонта (где были свои сильные "ноу-хау", к примеру изо-

бретение культурообразующего понятия "душа"), эпоха мезолита, энео-

лита, то экономическая эра, поставившая человечество перед фактом

краха биосферы, ничтожно мала. Система все еще набивает шишки, ос-

ваивает новые правила и законы. В эпохи "домохохозяйств", предшест-

вующие появлению экономических систем, не решалась проблемы жизне-

обеспечения. Люди жили около 40 лет. Переход к экономическому об-        -

ществу стимулировал развитие  науки. Сам капитализм рос на учете и

контроле. Он чувствует потоки средств, научился предвидеть конфлик-

ты в мире материальных благ и вовремя их снимать. Религиозное миро-

возрение, устремленное в небесные высоты, в земных делах оказалось

малозначимым. Мир замкнулся на материальную сферу, где есть только

поле игроков и правил игры, а не богов и космических сил,как было

ранее. Но к концу ХХ века выясняется, что не весь "товар" учтен, не

все вошло в оборот и это неучтенное вообще-то имеет стоимостное

выражение, приносит доход или ущерб, но не прямым, а косвенным

путем. Это неучтенное очень странно. Нехватка его пагубна. Имя

ему - Природа. Она тоже описываема  терминами " товар", за нее

готовы  платить приличные суммы (возьмем стремление европейцев

жить за городом в маленьком домике), но "товар" этот  по природе

своей неотчуждаем. Он коллективный. Если ввести его стоимость в

бухучет - проблемы не будет. Можно найти новое равновесие Нэша            -

на кривых "спрос-предложение", если мы работаем с моделями "Сво-

боды" ( график оптимизации суммарной функциии полезности при внут-

ренней неравномерности полезности). Есть альтернативная экономи-

ческая парадигма  равенства полезности для всех - модель " Равен-

ство". О несводимости свободы и равенства писал еще и С.Франк (4),

исходя из философского аспекта. В модели "Равенства" оптимум 

достигается на небольшой площадке значений, но в рамках такой

модели устойчивость достичь сложнее.



    Как оценить экологически оправданные цены и как учитывать

природный "товар"? Считается, что любая экономическая деятель-

ность "убавляет природный товар" уже тем, что посягает на при-

родное пространство. Больше экономики, меньше "экологии". В

современных условиях это так. Но с другой стороны видно, что

бизнес по глубиной сути не противоречит, а скорее помогает эко-

логии. Экология как наука и экономика как система хозяйствования   -

аппельруют к знаниям, к новоевропейской науке, принцип которой

на постоянной переоценке своих оснований, критачности и поиске

истины. Обе нуждаются в  достоверной информации, в надежных зна-

ниях, в специалистах, в устойчивости и стабильности. У обеих общий

корень "эко" - "дом". Корень - отголосок ценностей энеолита, цен-

ностей "рода-племени"," на-рода", не отчуждаемых от "при-роды".

Греческий "oikos" есть "очаг", "дом" и созвучен слову "Oikumena".

Ему вторит алтайское слово "ок"- "дом", "род". " Номос" по гре-

чески - "закон", "логос"- "теория","наука", "слово". У древних

греков было слово " ойкономиа", которое упомянуть в послании к

Ефесянам трижды (1:9-10,3:9-11) и смысл этого слова можно пере-

вести как " устроение"," домостроительство". Писание, правда,

аппелирует к Божьему, т.е. высшему космическому закону устроения

человеческого хозяйствования и системы правил в нем. Для нас су-

щественно в этом устойчивое, сообразное законам биосферы развитие   -

человеческого общества, где человек, по определению В.И.Вернадс-

кого есть функция биосферы. Есть ли в принципе разница между "до-

мостроительством" и " наукой о доме"?  Экология рассматривает

природу не как окружающую среду, а как дом ,где надо достичь ко-

эволюции, подстроив себя под дом и создать дом для себя. Эконо-

мика в биосферном пределе и есть экология. При условии демилита-

ризации. Наука,развиваемая в армейских пенатах, также принимает

нечеловеческие формы. Экология и милитаризм не совместимы. Кол-

лективный "товар", не вполне управляется изнутри фирм и хозяйст-

венных объектов, ибо пространство их деятельности  фрагментарно.

А Природа все же часть Вселенной. Дальновидение достижимо только

в институте, стоящем над всеми. Общество уже открыло многоуровне-

вый принцип управления для учета всех  интересов. Все государства

знают налоги и бюджет как источник средств для колективных нужд.

Очевидно " коллективный товар" будет обслуживаться и этим ярусом     -

экономики. Система ценностей общества экологически устойчивого

развития основана на том, что нет ничего ценнее Жизни. Цена про-

дукта определяется стоимостью вложенного труда и стоимостью зат-

рат на возмещение Жизни, т.е. биосфере  и здоровью людей. Денеж-

ная оценка неизбежного при изъятии природных ресурсов ущерба лег-

ко выводится из базовой цифры условной стоимости человеческой жиз-

ни. Например средняя оценка человеческой жизни по данным американ-

ских страховых компаний оценивается в $100 000. Значит стоимость

одного человеческого дня жизни есть $3. Всякое " недоживание " до

среднестатистической величины по причине бедности или экологичес-

кого неблагополучия можно оценивать по этой цифре (2). Если при-

нять принцип права на существование любого биологического вида,

исходя из стоимости человеческой популяции, можно рассчитать стои-

мость любого вида с высокой точностью , зная число особей данного

вида. Тогда стоимость жизни тигра или слона окажется много выше       -

жизни человека. Эти цифры не стоит понимать буквально, но они

важны при проектных работах. Они покажут естественную нерента-

бельность проектов, предусматривающих уничтожение естественных

экосистем. При введении принципа компенсации ущерба, деятельность

человека будет сосредотачиваться  на освоенных территориях и на

переработке собственных отходов, как более выгодном деле. Преи-

мущество получат товары длительного пользования и ресурсосберега-

ющие технологии.
 
Человечество обязано понять, что природа имеет цену - челове-

ческую,экономическую и политическую. Действия по разрушению природы

вызывают психофизическое бедствие самого человека и деградацию че-

ловеческой популяции. Настало время для типологизации жизненных

сред, составления каталогов, разработки методик оценки природной

недостаточности и стоимости воспроизводства природы: стоимость

стабилизации и стоимость реставрации. Уже сейчас ясно,что в разви-     -

тых странах потребитель готов платить больше за то,чтобы его жизнь

была здоровее. Все это должно учитываться при составлении экономи-

ческих проектов. Сами экономические проекты бывают трех типов:



    1. Проекты на коммерческом кредите, с быстрым временем окупае-

       мости.

    2. Бюджетные проекты , временная длина совпадает с парламенским

       сроком

    3. Долговременные народохозяйственные проекты.   



Последние две формы в вопросах экологии пока решающие. Но инфра-

структурная парадигма дает надежды и на подключение форм саморегу-

ляции хозяйственной и природощедящей деятельности на базе оптими-

зации потоков финансовых ресурсов. Инфраструктурная экономика

основывается на принципе свободы, кооперации, симбиозе малых и

больших  хозяйственных объектов, кибернетических основах и инно-

вационном императиве, принципах служения благу и здоровью общества,     -

на творческой, не отчужденной личности, для которой роль знания

чрезвычайно велика. Такое мировозрение уже проявилось в некоторых

преуспевающих фирмах Запада. Это вселяет оптимизм и надежду на

решение запущенных экологических проблем самым действенным эконо-

мическим путем. В пределе, в планетарном масштабе экономика и

экология есть одно и то же, но для достижения этого и человек

должен мыслить планетарными категориями. Уже сейчас видно, что

холдинги и корпорации максимально  рентабельны. Они  оптимизиру-

ют цепочку превращения природного ресурса в  символьную денежную

единицу. Установка на  максимум дохода при минимуме издержек

экологическая в своей сути. Здесь минимизируется  потеря ресур-

сов и затрат. Но холдинги и корпорации  есть симбиоз разновели-

ких партнеров и относительно самодостаточная целокупность. Инди-

видуализм здесь только на уровне творчества, на уровне целостнос-

ти -  коллективизм. Не случайно и отношение с партнером становит-        -

ся опосредованным, " коллективно-именным". Инфраструктурная эко-

номика требует людей с широтой взгляда и глубиной знания. Она

изнутри рождает  новую экологическую культуру, основанную на ви-

дении целостности мира. В таком сознании духовные и материальные

стороны начинают тесно сплетаться.Это уже этика и эсхатология

хозяйства. Экологические подходы, светлые идеи, не обремененные

денежной ценой вопроса уже не могут считаться экологическими.

Проблема хозяйства не может рассматриваться отдельно от проблем

духовности. Более того, только их единство извлечет нас из тря-

сины, в которую втянул неолит. Мир есть не объект войн, а объект

жизни и ее основы - хозяйства. И мы должны смотреть на мир по

хозяйски и взаимодействовать с ним и людьми в нем в творческо-

трудовым отношении. Экономический регулятор поведения самый мощ-

ный. Он заставит признать изначальную ценность Природы. И ново-

европейская культура способна быть матрицей экологического общес-         -

тва, накладываемой на конкретный, разный для разных народов социо

-культурный базис.



    Творческий подход принудит к терпимости разнообразия. Разнооб-

разие не возникает в авторитаризме, но авторитаризм не способен

непрерывно генерировать инновации. Значит к многообразию мы при-

говорены, ибо основа жизни, метаболизм, предусматривает инноваци-

онную избыточность. Разнообразие невольно требует децентрализацию,

потенциал кооперирования и самонастройки по оптимальной схеме. Ра-

знообразие исключает гигантизм  и запрашивает небольшие по масшта-

бам  технологии и экономики для общин. Но это и есть тот уровень,

когда фирменная ответственность может быть поддержана в рамках

общинной демократии.  Это тот уровень, когда потребуется экологич-

ная технология. Подобные вопросы рассматривали Т.Рощак, Э.Шумахер,



Б.Деваль, Дж. Сесьенс. Среди специалистов распространено мнение,

что глобальное общество будет эффективным  супергосударством для   -

экосферы. К вопросу биорегионализма склоняется еще большее число

специалистов, ибо компьютеризация, глобализация коммуникаций  и

все усиливающаяся тяга к Природе сделают города малопривлекатель-

ными и обеспечат более гармоничное расселение людей по планете.

Увеличивающаяся тяга к духовности вызовет глубокую рефлексию и

чувство ответственности людей. Это поднимет людей на новый мета-

физический уровень. Будем надеяться, что "экологическое осознание"

через экономику и экокультуру реализует себя, а "homo economikus",

расчетливый, жадный и обменчивый уйдет в историю как небольшое

недоразумение  периода становления. А вот проблема " homo milita-

ristikus", увы, проблема номер один. Экологический вызов природы

не решить при таких мощнах непроизводительных затратах на оборону

и войны.

 

              ЛИТЕРАТУРА:

                                                                    -

1.Данилов-Даниэлян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М., Лосев К.С.,

Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия.-Москва,

1994 г.-334 с.

2. Концепция устойчивого развития России ( проект), // Социаль-

    но-экологический Союз.- 1995 г.- 16 с.

3. Сен-Марк Ф., Социализация природы.- М:Прогресс.-1977г.-435с.

4. Франк С., По ту сторону правого и левого.-Минск: Российский

    Открытый Университет.- 1992 г.- 32с.
 
 
Категория: Экономика | Просмотров: 619 | Добавил: rostowskaja