Главная » 2013 » Июль » 25 » ЭКОНОМИКА:Государственное регулирование, 1995
06:38 ЭКОНОМИКА:Государственное регулирование, 1995 |
Советская экономика имела два уровня задач:официально провозгла- шался курс на создание всесторонне развитой личности,а фактически действовал курс на военно-промышленное противостояние.Социально- политическая организация общества позволяла это делать,общество формировалось и функционировало как унитарное.Полная централиза- ция власти и ресурсов привела к тотальному отчуждению людей от собственности и производства.В этом плане внутри себя советское производство было не структурировано. Перестройка провозгласила обновление производства,структурные изменения,техническое перевооружение,ресурсосбережение,новые формы и методы управления и делала ставку на автономное поведение инди- видов и групп людей. Замена централизованных методов передачей общественной собствен- ности в руки конкретных групп проблем не решает,а столкновение гру- пповых интересов порождает новые проблемы,стихийность,связанную с отсутствием регулирования,перелив ресурсов и доходов,не связан- ных с результатами труда.Хозяйственная либерализация не только бло- кировала потенциал старых структур регулирования,но и затруднила становление новых форм управления.Сосредоточение на решении теку- щих проблем полностью сковывает высшие органы управления,не остав- ляя возможности для реализации даже наиболее насущных задач . В стране идет процесс расчленения бывшего совокупного социалисти- ческого собственника на отдельные элементы,это и дает почву для ква- зирыночных отношений (вступают в обмен на новых отношениях,если не договорных,то каких?). Нет основания для разгосударствления национальных экономических систем:электроэнергетика(особенно,если учесть,что мы-люди севера- развитие этого комплекса-условие выживания всей национальной эко- номики),железнодорожный транспорт,геология,связь,телекоммуникация. За государством остается контроль общенациональных целей.В обще- стве разные интересы:национальные,государственные,страновые,реги- ональные,профессиональные,социальных групп,муниципальные,коллек- тивно-групповые,семейно-индивидуальные.Здесь необходимо решить од- ну из острейших проблем:определить формы и способы координации усилий участников экономических процессов в интересах как каждой личности,так и всех членов в целом и инструментария их согласова- ния. Попытка разрешить противоречия между целями общества и групповы- ми интересами путем линейного,одномерного противоставления рынка и государственно-плановых регуляторов не могут быть успешны.Только реальные интересы групп и слоев в увязке с уровнем развития произ- водительных сил должны составить модель социально-экономического развития.Каждый групповой интерес должен найти свое выражение через какого-либо субъекта посредством наделения его соответствующими полномочиями,иметь гарантированную возможность реализовать инте- рес группы. Появится противостояние частных,групповых,общественных интересов. Возникает вопрос,как распределить в общстве права и полномочия по согласованию различных интересов управления собственностью.Идеальный вариант,все участвуют в разработке программ социально-экономического развития,обладая исчерпывающим доступом к информации. К национальным интересам следует отнести задачи,выполнение кото- рых обеспечивает условия сохранения и развития будущего нации,об- щие условия ее выживания:защита окружающей среды,защита от экспан- сий,поддержание качества жизни,сохранение численности и здоровья нации,умножение интеллектуального потенциала и трудовых навыков народа,сбережение собственных природных ресурсов.Это широкая гам- ма проблем,в зависимости от длительнояти она концентрируется в оп- ределенные цели экономической политики.Эти цели должны быть увяза- ны между собой,чтобы было возможно их достичь с минимальным исполь- зованием ресурсных ограничений.Сфера национальных интересов-место директивных методов управления в виде разработки и реализации наци- ональных программ и прямого административного воздействия.Плановое программное регулирование на конкурентной основе идей. Основная область планового управления-планирование стоимостных пропорций,перераспределения национального дохода.Государство долж- но регулировать движение потоков ресурсов и этим самым создавать для предприятий стабильные условия функционирования.Объектом госуда- рственого планового регулирования остается процесс воспроизводства в целом,перераспределительные процессы,согласование деятельности различных социально-экономических укладов,и общие условия.Государ- ство принимает усилия для форсирования структурных изменений. Объект государственного индикативного планового регулирования не упрощается, а усложняется и требует совсем иных подходов. Устойчивость. 1.Кризис больнее всего ударил по узкоспециализированным регионам. Регионы с диверсификационным типом более крепкие.Региональная эко- номика может успешно выполнять свою роль при условии,если она будет функционировать как интегрированный,развивающийся хозяйственный ко- мплекс,сознательно использующий свой географический ,геополитический и экономический потенциал,деловую активность для освоения новых сфер деятельности,сопряженную с движением межрегиональных,межнаци- ональных потоков финансовых,информационых,товарных,квалификационных и других ресурсов (ранее-только минерально-сырьевые ресурсы).Страте- гия повышения привлекательности регионов для инвесторов. В настоящее время выделяется две формы экономического равновесия: для свободной рыночной экономики (максимизация прибыли,оптимизация потребительской выгоды-спросо-ограниченный тип,жесткие ограничения для всех хозяйствующих субъектов,структура экономики реализуется под влиянием конъюнктуры рынка на ближнюю и дальнюю перспективу, государство действует в этих же рамках,устанавливая и контролируя правила игры) равновесие Нэша,для "социалистической"( дефицитный распределительный тип,внеэкономически сформированные цены,отражающие только социальную нагрузку на экономику со стороны общества,волюнта- ристское планирование,изъятие прибавочного продукта)-основанный на принципе равновесия Корнаи. Рекомендательное(индикативное)планирование и жесткая планово- договорная форма.Индикативное планирование-комплекс работ по форми- рованию общенациональных,региональных,отраслевых программ развития, методов мобилизации ресурса как государства,так и негосударственных экономических субъектов для реализации общенациональных и региональ- ных целей и задач развития.Индикативный план ориентирован на выбор наиболее эффективной стратегии развития предприятий и регионов,это основной инструмент выбора рациональной политики государства и ор- ганов всех уровней,программы развития отдельных секторов страны- научно-технические,социальные,экологические,инвестиционные проекты государства,ставка рефинансирования,налогообложения,тарифы,минималь- ный уровень потребления,доходов,субсидий,субвенций.Процедура разра- ботки показателей индикативного плана включает в себя такие элементы, как выработка целей социально-экономического развития,макропропорции развития,расчет региональной отраслевой и территориальной структуры. Это возможно,если у государства будет краткосрочная,долгосрочная и среднесрочная программа регулирования различных аспектов функциониро- вания хозяйства.Это целый комплекс работ по формированию национальных, региональных,отраслевых программ развития,методов мобилизации ресур- са как государства,так и негосударственных экономичеких субъектов. Государственные (национальные и региональные) программы развития , ориентированные на долгосрочные цели,включают в себя содержание госу- дарственной стратегии и приоритеты,сводные макроэкономические пока- затели и характеристики баланса важнейших видов ресурса:населения,за- нятости,социального развития,отраслей,межотраслевых комплексов,струк- турные сдвиги. Основное содержание Федеральных целевых программ-тер- риториальное развитие,внешнеэкономические связи,состояние рынка,цены, финансы,денежное обращение,развитие хозяйства в разрезе форм собствен- ности,реформы управления и регулирования. Разработка краткосрочных и среднесрочных программ развития осуществ- ляется совместно Правительством,Мин.экономики и финансов,ЦБ и другими экономическими ведомствами,Академиями наук,профсоюзами,негосударственными финансовыми и производствеными структурами работодателей.Разрабатывается комплексная система мер регулирования и т.п.Регулирование национальной экономики-ликвидация рассогласования между целевым и плановым состоянием экономики с фактическим.Должна быть рекомендована методология системного анализа(проблема-цели-система-задачи-функции-методы-способы).Это единая методологическая матрица по уровням,отраслям и стадиям.Единое сквозное согласование этих элементов на этапе прогнозирования позволяет выработать оптимальный механизм регулирования национальной экономики. Планово-договорная система.Федеральный центр должен нести организа- ционно-балансирующую функцию и обеспечение стратегической целенаправлен- ности плана.Основной инструмент-межотраслевые и региональные индикаторы, они служат ориентиром для поставщиков и потребителей продукции при зак- лючении хозяйственных договоров.Им необходима адекватная система ЦЕНООБ- разования.Следует разработать предельные оптовые и розничные цены на основ- ные виды продукции и ресурс,ограничение торгово-посреднической наценки. Это позволит сочетать общую стабильность цен с гибким товарно-денежным механизмом,учитывающим общую конъюнктуру спроса и предложения. Необходимо перестроить систему налогов с фискальных на стимулирующие. Для этого не обложение прибыли,а обложение ресурса:природного,трудового, фондов,эта система должна функционировать на основе дифференцированных стабильных нормативов,формировать действенный противозатратный механизм, стимулировать ресурсосбережение и обеспечит устойчивость поступления средств в госбюджет.Самоуправляемые предприятия должны стать основной формой предприятий вне зависимости от отраслевой принадлежности.Такие предприятия,руководствуясь стратегическими целями,заключают договора с потребителями и формируют свою производственную программу. Программный подход-искать деньги под проект. Важным направлением поддержки частного бизнеса является размещение государственных заказов на предприятиях частного бизнеса и меры по за- щищенности частного предпринимательства. Рынок-это требование эффективности.Господствующая установка ли- берализма "не мешайте" в 1929 году привела к тому,что накопились про- тиворечия и разразился кризис.В cентябрьский "черный четверг" на Нью -Йоркской фондовой бирже вдруг упал курс акций.А потом последовал спад производства, безработица и т.д.Основные показатели в годы депрессии следующие: Кризис в США был глубже,чем в Германии,в Германии глубже,чем во Франции, во Франции глубже,чем в Англии.Если сравнивать с сегодняшним состояни- ем в России,то кризис в США был много меньше-до "минимума" понадобилось 3.5 года (в России кризис длится уже 7 лет и минимума не видно),в 1933 году уже был прирост инвестиций,что есть синптом оздоровления,в России инвестиции все еще падают,ВНП упал на 30%,в России на все 50%,проходил в условиях дефляции (падение цен),что лучше,чем инфляция.И даже несмотря на это возникла тяжелая хроническая безработици,долгий период выхода из депрессии,от кризиса страдало все американское общества,массовые самоу- бийства предпринимателей(в таблице фигурируют средние показатели курса акций,а ведь было очень много акционеров,потерявших все).В США постра- дал высший класс,в России-большинство граждан,а экономические элиты про- должают обогащаться.В США-перепроизводство,в России-недопроизводство. Абсурдная ситуация в США привела к тому,что была отвергнута доктрина "рынок сам справится".Сначала от неоклассиков отвернулся бизнес,потом большинство населения.Это был структурный кризис,он привел к смене правительства и экономической парадигмы (так как теория давала одно- практика-другое),восхождению Рузвельта, потому что разорялись отнюдь не наименее умелые и в безработных оказывались совсем не тунеядцы.Была воля сделать все возможное,чтобы кризис, подобный этому,больше не пов- торился.Сущность американского кризиса-дефицит эффективного спроса. (Совпадение желания купить и возможности это сделать).Американский кризис доказал относительную негибкость цен из-за появления монополий, которые эти цены удерживают и устанавливают и было ясно,что если ни- чего не делать,сами рынки не появятся.Важно не просто регулировать рынок товаров,труда и услуг,надо еще формировать на все это спрос.И американская конституция фиксирует положение "не допускать больших и драматических реформ":"Лучше малая реформа с большой вероятностью,чем большая с малой победой".Реформы надо вести по шажкам-шанс будет больше. Дерегулирование хорошо в длительной перспективе,но сейчас надо регули- рование. Кризисы учат.Было пересмотрено понятие "кризис",был освоен важнейший факт-не все кризисы полезны,некоторые могут привести к выздоровлению, но здоровья уже не будет никогда,потому что это следствие тяжелейшей болезни,отнимающей к о л и ч е с т в о здоровья.Наша же "экономичес- кая мысль" продолжает заклинания об "экономическом обновлении" даже когда некоторые отрасли прекращают свое существование и заклинают о "свете в конце туннеля".Но если проследить динамику падения ВНП в России,то налицо катастрофический тип кризиса,носящий антиинвестицио- нный,антиинновационный характер.К тому же директора ждут,что государство им поможет:не работают,а зарплату получают.В акционерных обществах бывших государственных предприятий сотоят директора и лица,связанные с предприятиями.Чужаков в эту систему не пускают:"Я сам эмитент,я сам акционер".Директора стоят против внешнего собственника.Возникает меж- региональная проблема бартеризации из-за отсутствия наличных денег-не- платежи.Сложно исполнять бюджетную политику.По всем параметрам Россия лидирует в своих ошибках. Есть проблема.Это работает против будущего.В результате этого жизнестойкость России продолжает падать.Фактически, если выстрел в прошлое был сделан из пистолета,то в будущее мы стре- ляем из пушки.Спад в инновационнй области более чем в 3 раза.Опас- ность научного сброса предельно велика.Это богатство гараздо бельшее, чем нефть и газ.Фактически под угрозой три важнейших ресурса: - интеллектуальный - труд - предпринимательский Проблемы производительных сил в России недолюбливали и ранее.В годы кризиса возникает соблазн все свести к делам прозаичным.Это одна из причин скатывания к нелегкому состоянию под отговоркой "пока нет рынка".Это мираж-погоня за некой эфимерной системой,которая потом якобы все и вытянет.Формирование рыночной инфраструктуры-дело неза- медлительной важности,иначе лучшие времена не наступят вовсе.А это значит необходима огромная мобилизация людей,которые только и могут делать реформы.Поэтому основа основ: - рост производительных сил -укрепление государства - рост благосостояния граждан - защита внутреннего рынка как национальная стратегия России(если внешний рынок сильнее,внутренний будет проигрывать) Государство и правительство стабильно работают тогда,когда защища- ются интересы всей массы налогоплательщиков,а не группы чиновников и их клиентелл. Разные российские рынки - потребительский,товарный-работал и при советской системе по принципу бюджетных ограничений,хотя цены не отражали реальную ситуацию - рынок предложения и спроса на труд.Со стороны предложения на рынок реагирует так,как любой нормальный рынок,а вот со стороны спроса поведение аномальное,не эластичен.Безработицы не произошло. - нет рынка там,где его не было-в инвестиционной,финансовой сфере, не сложилась множественность финансовых инструментов и решений. Чем слабее рынки были в СССР,тем больше провалились они после реформ. В России идет жертвование будущим ради выживания сегодня.Предприятия уходят от контроля,а частные предприятия работают хорошо,они находят- ся под гнетом бюджетных ограничений.Явная государственная недостаточ- ность. Индустриальная политика(как в Японии,Ю.Корее).Если верить,что предп- риятия выживут сами-это наивно.Постепенные шаги,без радикализма.Рутинная работа.Платить потребителю по трансферту,но не производителю. Новиков В.Е.,Российская таможенная академия.Зачем цены,если "спрос- предложение".Спрос в 1991 году был больше предложения."Дна оврага" не достигнуть,это подброшенная концепция.Мы опустились до точки,где можно вырулить экономику и прошли ее,переходя в другую реальность:теря- ем науку,технический прогресс,население,образование(больше его не надо будет),ресурсы,территорию.Пойдет натурализация хозяйства-чело- век будет выживать.Бартер,компрадорство,вывоз капитала-фрагмент дегра- дации. Но промышленности не будет.Процесс будет ускоряться,сжатие станет массовым,падает спрос,производство падает все больше и больше и падает ниже отметки.Если цена на топливо будт расти еще боьше,а зара- ботная плата еще больше падать,производство станет заваливаться еще быстрее.Ошибки концепции перехода к рынку.Идея убрать денежный навес либерализацией.Насытить рынок и сферу спроса. Но каково отношение цен в условиях денежного дефицита?В неконкурентной экономике началось свободное шоковое ценообразование. Рост цен увеличи- вает долги,за спросом валится производство,появляется зона неплатежей, которую никакими векселями и комиссиями не снять.Если не нормировать цены,все будет бесполезно,ибо в этой экономике нет конкуренции.Как регулировать:через рентабельность предприятия(у нас 80% предприятий оказались по этой причине не рентабельными):заработную плату соотнес- ти со стоимостью активов и добиться ситуации,когда пойдет наращивание производства.Контроль рентабельности предприятий,исходя из производственного фонда.Это надо зафиксировать и отслеживать.Рентабе- льность увеличится,если введем индексирование,будет введение инно- ваций.Если уровень рентабельности возрастает,нужно будет обосновать, за счет чего это происходит.Другой путь-через регулирование зарабо- тной платы.В настоящее время идет опережающий рост цен по сравнению с заработной платой,что ведет к постоянном у снижению платежеспособного спроса,падению производства,неплатежам,инфляции,платежеспособный спрос падает быстрее,чем производство.Импорт продукции еще больше ускорил падение производства.В условиях резкого снижения спроса цены по сравнению с другими отраслями упали ниже тарифов на транспорте.Полу-ч аемой прибыли и зарплаты оказалось недостаточно даже для простого воспро- изводства.Сокращение внутреннего спроса вынуждает сырьевиков изыскивать внешние рынки,где продукция реализуется по более низким ценам.Другой путь- реформа налоговой системы.В обрабатывающей промышленности через налоги изымается часть вновь созданной стоимости,предназначенной для простого воспроизводства.Уровень налогообложения должен корректироваться с тем, чтобы не завалить предприятие и обеспечить необходимое развитие воспро- изводства рабочей силы.Пока у нас идут косвенные налоги,падающие на плечи хозяйств.Надо прямой налог.Налог должен обеспечивать воспроизводство производства и рабо- чей силы.Надо определить величину,которая должна у предприятия оста- ваться.И только то,что остается,можно делить.И таможняя пошлина меж- ду национальной и иностранной стоимостью.Начинать надо с цен,а затем включать другие регуляторы.Отказ от регулирования цен обусловлен ка- кими-то обязательствами,а не здравым смыслом.Необходим целый комп- лекс мер.Экономику можно спасти неэкономическими мерами.Прямое уста- новление цен на временный период во всех секторах экономики,где от- сутствует конкурентная среда.Цена будет фиксированная,а издержки окажутся разные.Появится стимул к перевооружению,к модернизации.Во всех странах есть комитет цен-в США у Никсона,в Японии.Везде регули- руются тарифы на энергоносители.У нас основной товар,рабочая сила деградирует.Это должно регулировать государство,но вопрос этот де- ликатный и тонкий.И формы должны быть адекватны тому,что есть.Что есть "цена денег"?Минимальная зарплата? Здесь должен быть консенсус, учет сил,последствий ближних,дальних.Это связано со спасением и это важно на период чрезвычайных экономических ситуаций. Важный фактор-монопольное ценообразование,сложившееся после "либерали- зации" вследствие реализации ошибочной концепции,ожидающей цену равновесия. Действие этого ценообразования проявилось во всех областях экономики,за исключением торговли и некоторых видов услуг.В принципе можно было дос- тичь цены равновесия,если реализовать товаронасыщение под сложившийся платежеспособный спрос при сохранении жестко регулируемыых цен и посте- пенного ослабления их регулирования по мере насыщения товарного рынка. До 1992 года инфляция была денежная,связанная с прибылью,но не с произведенной продукцией.А сейчас она связана с монопольным ростом цен.У нее другой характер-люди не получают зарплату.Ценами надо зани- маться,но не сбрасывать функцию денег.Падение платежеспособного спроса в производстве не стимулирует инвестиционный процесс,идет устаревание производственной базы,резкое снижение восстановительных возможностей. Почему опрокинулась планово-директивная экономика?Задушили свободу. И сейчас опрокидывание-сняли государство.И идет опрокидывание-свобода дает паразитический,колониальный тип системы.Капитал к такой системе приспосабливается быстрее.Растет объем паразитического способа производ- ства и того,что вторично.Такая система может существовать достаточно долго,но нормальной ее не назовешь. Произошла революция,Но по сути дела она примитивная буржуазная,ста- рого образца с явно выраженной антигосударственной линией.Нормальная экономика есть субъекты хозяйства,плюс государственные организации. Теории хозяйственного механизма Запада привели к необходимости хозяйс- твенного аппарата.Все это необходимо для экономики.И решить проблемы без государства невозможно.Это органическая система,а не система про- тивостояния.Это не разнородные вещи.Экономика нуждается в госорганизации, а госорганизация требует рынок,так как функционирует в переменчивых условиях с большим риском.Но сама свобода капитала без государства не возможна.Капитал без государства не существует.Уже деньги есть госуда- рство.А если государство меняет ценность денег-меняется все воспроиз- водство.Систему-"Экономика-государство" предстоит строить.Провозгласили развитие мировой экономики,Вроде бы и граница не нужна.Но там,где осла- бляется национальное начало,идет замена одной власти на другую-между- народную,мировую.Без центра нет системы микро и макровзаимодействия. Есть вещи,которые можно решить только на государственном уровне,притом применяя властные полномочия.Это организация полицейская.Но в западном мире субъекты хозяйствования притерлись.Без адвоката шага не сделают. А в наших головах продолжают сидеть самые разные легенды и с этими хи- мерами мы и воюем.А жизнь идет своим ходом.Если нет внешней организации- это произвол.Сорганизованность в рамках внешней организации должна госу- дарством освещаться.Чтобы свободу реализовать,чтобы существовал обмен "деньги-товар-деньги"Наши агенты этого лишены,хотя есть отдельные иск- лючения.Они не могли воспроизводить стоимость сами.У нас решили,что ры- нок-самоорганизующаяся система,но самоорганизующаяся система-рынок вместе с государством и надо избавиться от иллюзий,что они сами по себе существуют и рынок здесь подмеханизм и есть нечто корректирующее. Рынок-не организатор субъектов,а хозяйственные субъекты ныне органи- зуют рынок.Можно делать полярные системы,история это проходила,но эффективность только в единой системе и не стоит их разводить.Любой хозяйственный субъект с этим решением смириться не может(отсутствие государства).Если хозяйственный центр об- ладает всеми функциями,которые необходимы для его функционирования,т.е. больше функций у микросубъектов,то значение государства уменьшается. Революция...Она себя исчерпала.Она не достигла главной цели,а уже ее кризис наступил.Получили полную противоположность тому,что хотели. Она не способна оживить экономику и по этому пути идти нельзя.Разрушительные резервы уже использованы.Уже затронут кризи- сом экспортный сектор.Если разрушить его,это значит,разрушить весь рынок и его инфраструтуру.Если и далее разрушать-все кругом закроется.Сельское хозяйство уже задохлось.Но это не контрреволюция.Назад тоже дороги нет. Коммунисты не смогут вернуться к старому.Нужен порядок,гос.власть,регули- рование,инфраструктуру.Хозяйствоваать без этого нельзя.Пора идти по пути созидания экономики с нормальным государственным сектором.Время антиреволюций уже подошло.Государство ушло из экономики?Нет.Оно мешает ей еще больше,чем во времена планово- директивные.Оно держит сектор для революции и то,что ему полезно-сектор финансовой олигархии.Банки для поглощения крупным финансовым капиталом. Мелочь,"народные" банки и предприятия им мешают. У всех революций много других "целей".Для нее создание эффективной экономики совсем не главное. все революции уродливы.Их цели таковы,что общество и мир не долго с этим мирятся.Это крайне опасный тип.Латиноамериканизация,антицивилизация.Полу- чили то,что получили.Согласны ли мы на это существование? Либералам не нужно государство.Но попробуй убери их оттуда.Узость теоре- тического фундамента чиновников чувствуется.Есть переходные эпохи.И интел- лектуальный потенциал высок,но идет сметение умов.Теория переходной эпо- хи отстает.Надо иметь теорию переходного состояния.Ключевые положения: -сильное отставание объектов хозяйствования не случайно.необходима идеология,которая отрицает революцию.Необходимо законодательное подкре- пление.Переход-это не смута,это форма развития.Прерывания в развитии общества нет,но еще не настало развитие в другой устойчивой фазе.Рево- люционные ситуации как необходимость революции.Общая ситуация-институты не в состоянии выдвинуть общих стратегически крупных целей,мобилизуют все ресурсы,а ресурсы мобилизоваться не могут. -вторая фаза:идет новая политическая власть,возникает новый тип власти. Выдвигаются новые цели.Но сложившийся порядок эти цели не может осущест- вить.Нужна революционная реформа,чтобы новые цели реализовать. -третья фаза:начало переходного периода.Способ придать системе устойчивое состояние,общественный порядок.Пока идет переходное состояние,актуальны и реальны разные варианты будущего,так как за этим стоят разные влиятель- ные силы.Революция имела антитоталитарные цели.Но что стоит этот вопрос. При социализме было много апологетов коммунизма.Но малого не хватало для его реализации-массового рабочего движения,субъекта исторической воли. В революцию возможны и другие варианты.Буржуазную революцию большинство не приняло,но нет влиятельной силы,которая это может отстоять.Поэтому существует несколько вариантов будущего. Особенность радикальных реформ:власть меняет форму жизни внутри одно- го качества.Но в революциях власть не имеет собственной поддержки.Но она поддерживается массой,так как она борется со старой властью,против которой большинство.Этот период длится не долго,так как под все надо подвести экономическую и социальную базу и нужен класс поддержки.Но не на это ра- ботает новая власть. В переходный период социальная структура должна перемениться и организо- вать социальную поддержку новой власти.Есть целый класс людей,мотивы ко- торых не настроены на реальность.Была номенклатура как правящая каста, но как только КПСС исчезла,все члены номенклатуры как каста ликвидировались. Народ персонально не мняется,остается все тот же народ.Это период структу- рации.Но у людей представление о будущем обществе строится не на каких-то реалиях,а на том ,что он станет "богатым предпринимателем" или будет иметь "престижную профессию".Это строится из представлений и надежд,в результате чего все общество придерживается буржуазной идеологии,хотя буржуев мало. Претендуют люди на экономические роли.Они могут быть материальной силой, субъектами экономичекого действия.В переходный период субъективные и объ- ективные условия неустойчивы.Особенность переходного периода состоит в том, что общество как бы свободно от экономики.Экономика оперирует большими мерками и не ситуативна,а переходный период весь зиждется на ситуациях. Экономика-форма затверделая,она закрепляет устойчивость по каким-то целям. Человек меняет мир,за этим стоит практика перобразований.Экономика созна- тельна,революция бессознательна.В экономике у детерминистов мертво на месте стоят причины и идеология.Они выходят на первый план.Идеология-это массово распространенное представление,которое становится материальной силой,силой общественной (ИДЕОЛОГИЯ).Субъект истории-не отдельный человек,а масса. Государство-не субъект,а институт.Чью волю оно выполняет?Есть группа пре- тендентов,группа среднего класса (в революции средний класс страдает больше всего).но в конце революции среднего класса нет.Социализм не возможен.Нет рабочего движения,хотя рабочие есть.Социализм как вариант перекрыт.Нужны субъекты массового действия,они несут варианты,делают это материальным фактом. Госрегулирование инновационного сектора.Инновации-это подсистема разви- тия.Если взять поле инноваций (если не брать социальные и духовные),то есть сектор технических инноваций,который влечет изменения в законах и умах людей,сектор структурных изменений в экономике,управлении система- ми,экономические отношения-ввод инноваций в рыночое поле,отдельные хозяй- ственно-управленческие новации.Есть сектор изменчивости и мутаций,есть сектор наследственности и воспроизводства.По уровню новизны(ИННОВАЦИИ) базисные нововведения,изменяют принципы общества,в цикле цивилизационом или кондратьевском, улучшающие инновации (их больше-->),они дают новый продукт,ведут к дифференциации структуры,микроинновации,и лжеинновации, они хотят устойчивую часть экономики сохранить,сюда по напрасну уходят силы.И разная роль у них на разных фазах цикла.Меняются потоки и объемы структурации.Государственная поддержка нужна базисным инновациям.И осо- бенно в период конвульсий,ресурс падает,хаос нарастает.Люди всегда имеют свойство выбирать,но где есть варианты,а где вариации.И глубина.По лозун- гам буржуазная революция запоздала.Все идут к постиндустриальному обще- ству.Если инноватор уйдет,придет болото.К чему общество идет?Уже возникает новое,а мы можем оказаться в хвосте истории.Потому что страдает инноваци- онный сектор.Мы сделали выбор на начало 19 века.Г.Попов:"Вернемся назад". Но мы все равно находимся в общей стремнине человеческого потока.Необхо- дима сумма всех сознательный воль для действий в одном направлении. В России период страданий.Нужно осознавать угрозу потери инноваций. Элита растеряна.Нужен финансовый механизм перераспределения на будущее. Пока нет финансовой поддержки прорывных направлений.Поддержка точек ро- ста и венчурного инновационного бизнеса.Базис его-малые и средние пред- приятия,монополии подключаются самыми последними.Ими выдвигаются идеи, но нет ресурсов.Необходма конкуренция венчурных проектов.Чтобы иметь потенциал для прорыва.Но надо сменить несколько поколений политиков, чтобы это реализовать.Правда они быстро менняются-3-4 года.Конкуренты забеспокоились-хотели уничтожить ципленка,вырастающего в лебедя.Сейчас опасность идет с этой позиции и государство должно оградить. Учредители Есросоюза -за соблюдение договора между предприятиями, и ту компоненту,которую государство дает для предприятий.Сначала эко- номический рынок,потом социальная политика,образовательная политика, промышленная политика,политика технического развития и исследований, политика в области окружающей среды,и на экономике выстраивается соци- альная связь и некоторая помощь тем районам,которые имеют минимальный потенциал развития.Энергетика,атомная промышленность и т.п.-тоже объ- ект политики.Все отразить в одном договоре не возможно.Но может быть договор-конституция.Интересы государств.Принцип свобод,демократичности. Но демократию все по своему понимают.Должен быть союз государств (совет министров,глав государств и ведущих комиссий)союз народов, союз интере- сов всех страт,народов,граждан и индивидов,где будет равновесие (Евра- парламент). И что- бы одни не доминировали над другими.Институциональная структура и консти- туционное равновесие.Внутри государств разделение властей.Есть исполни- тельная и законодательная власть,но нет органа по полномочиям.Евросовет принимает решения на политическом уровне.Интересы сообществ осуществляют комиссии.Это коллегия,куда входят 20 человек.Комиссии предлагают все проекты решений.Европарламент-право назначать членов комиссии.Учредители ЕС исходили из интересов.Интересы государства-совет министров СdH и COLEPER-постоянный комитет из служащих.Есть комиссия общих интересов сообщества,согласовывает между частными интересами и общим интересом. Цель-синтез частных интересов.Есть комитет по регионам,есть экономи- ческий совет,состоящий из коммун,коллективов,межгосударственных объедине- ний.ЕС-интересы государств,народов,регионов.Это регулируется разными ор- ганизациями.На рис.приведена схема принятия решения в ЕС. Социализм был идеей российского мессианства,третьего Рима.Это ошибка православия.Россия не должна себя считать лучше других народов.Не исклю- чительность,а равенство с другими.В России не было экономики,так как были уничтожены принципы обмена.Вряд ли Зюганов вернет КПСС.КПСС была над го- сударством и выше государства,вне прав и над правами.КПСС легальноимела всю абсолютную власть без всякого контроля и ограничений,легимитизированную идеологией.Она была над народом и не вписывалась в демократическую логику. Горбачеву удалось уничтожить руководящую роль КПСС.Обоснование комму- нистического режима,его составляющих.Противостояние в холодной войне делало Европу.Каждая последующая система не может перенять всю логику предыдущей системы.Идеология была целью того режима:Преобразовать человека.Но челове- ка нельзя преобразовать.И решение провалилось.Индустриальная площадка для применения этой идеологии.Никакой коммунизм не вернет компартии тот статус. Примат права.Право-некоторый инструмент,но партия вне контроля права.Никто не имел столько власти,сколько КПСС.Горбачев разрушал систему,которая бы- ла доведена до логической законченности,совершенна.С этим возникали другие проблемы.Маркс не мог представить трактовку права.В 1987г.другое:"Пар- тия не обладает всей полнотой истины".Многие вещи ускользали от него.Сегодня не знают,куда идти.Россия сложна по прогнозу.Проблемы с правом в России из-за системы ценностей.Их надо обернуть в конструктивном русле.Принято говорить:"Что поделать,все мы люди",оправдывая дурные поступки.Новедь это можно повернуть и в русле общечеловеческой правовоой культуры и понятии справедливости.Позитивное право и прямые санкции.Фатализм и пессимизм- русская болезнь:"Как всегда" Страна больше не разделена между ВПК и гражданскими.Она разделена между бедным государственным сектором и богатыми гражданами,активноинтегрирован- ными в рыночные отношения.Люди,зависящие от государственной поддержки, живут по шкале мизерного вознаграждения,которая страшно низка по сравне- нию с той,что действует в зажиточном коммерческом секторе.В то время как стипендия и пенсия составляют $15-20 мес.,профессорская зарплата и зарп- лата госслужащего$ 150-200,коссир банка получает $1500.Это неравенство ставит под сомнение роль квалификации и высшего образования в национальном "развитии".Имеет ли оно вообще смысл,если одаренный человек стремится попасть на факультет иностранных языков и бизнеса,а московская серость заполняет факультеты кибернетики и прорывных технологий,куда менее притя- гательных при оплате труда? Система образования:регионализация есть факт положительный.Чтобы регионы получили образованных граждан.Разделение университетского образования на Степень бакалавра,магистра,кандидата происходит помимо нашей воли.В США колледжи:двухгодичные,бакалавриат,и завершают эту структуру университеты, дающие сстепень.Страна нуждается в большом количестве относительно обра- зованных людей,тех6кто понимает необходимость образования (далеко не всякий возраст к этому восприимчив),бакалаврская степень как нельзя кстати-она дает культурное наполнение в избранном направлении.Совершенно не нужно мене- джеру фирмы,секретарю,референту,банковскому клерку,госчиновнику знать,из чего состоит паровоз,допуски,марки.Им нужен только фундамент образования, что дает представление о рабочем месте.Это и есть подготовка на магист- рском уровне.Подмена понятий.У нас же считается,что только одолев пятилет- ний курс можно стать инженером.Причем любым инженером-изобретателем и по распределению кадров и охране труда.Девальвация понятий.А инженер-это изобретательный человек.Их не так уж и много.Разумное использование бакалаврских учеников позволит поднять культурный уровень рабочей силы. Поэтому-то в Японии и идут на 100% высшее образование.Магистров должно быть значительно меньше.Девочки в вузах преобладают. Смена-ультралиберальная политика.Такой политики в такой форма нигде нет. Вхождение в открытую систему и мир ТНК сулит многое,но при условии, что мы знаем правила игры и способны обеспечить некоторые предваритель- ные условия.Для этого надо иметь внутренний рынок большой страны,проч- ную экономику и уровень благополучия народа.Только с крепким внутренним рынком страна может воспользоваться теми благами,которые дает международ- ная кооперация.Если в нашей стране не восстановится емкий внутренний ры- нок,то Россия станет маргинальным государством.Мировой рынок должен не заменять,а облегчать функционирование внутреннего рынка.Вхождеие в него не может быть самоцелью.Надо адаптировать к условиям России опыт ведущих индустриальных стран.Емкий внутренний рынок-ключ к процветанию страны. Экспортноориентированные отрасли позволили выжить и развиться Японии после войны,Ориентация на внутренний рынок стимулировала рост доходов. Была поддержка национальным промышленникам.Емкий внутренний рынок-это рабочие места и многое другое.Это прочность экономики и благосостояние нации,политическая стабильность страны.Мы сами разрушили свой внутрен- ний рынок.Емкость его сократилась и сам по себе он не восстановится. С этого надо начинать.Это производственно-социальная программа.Нужен протекционизм отечественных товаров,создание региональных микрорынков, формирование цепочки-производство-переработка-продажа,привязанные к местам массового потребления. Необходим госорган,скорее комиссия,со статусом более высоким,чем ми- нистерство и госкомитет.Дело надо вывести за рамки ведомственных орга- нов.Здесь должен делаться поворот всей национальной стратегии не только экономики,но и государства.Важно выявлять точки роста и их государствен- но поддерживать всеми методами,включая и безвозмездные ссуды.Массовый внутренний рынок возможен лишь при платежеспособном спросе.С любой позиции можно начинать.В Японии с формирования мелкой промышленности.Все это требует и совместного анализа,и совместного решения.Особое значение- изучение опыта предпринимательства,выявление проблем,коррекция,тиражиро- вание.Определить поддержку для успешного функционирования.Нищета носит искуственный характер. НАУКА. Структурное регулирование научно-технической политики,законодательно оформленная: ФРГ:"Программа содействия новым технологическим проектам в области энергосберегающих технологий",Франции закон "Об ориентации и прог- раммировании научных исследований и технологического развития и сти- мулирования НИОКР в рамках пятилетнего плана"(1984-88гг),в США "По- литика технологического прорыва".Научно-техническая политика-триеди- ная политика:научная-выявление приоритетов и стимулирование научных и социальных проблем в государственных лабораториях и университетах, техническая политика-государственные программы НИОКР,промышленная политика.В военно-промышленном комплексе был сосредоточен колоссаль- ный интеллектуальный потенциал,не использовать который-гараздо боль- шие потери,чем потери от неэффективного использования ресурсов в ка- честве экспорта для получения валют. Идет потеря основной части научно-технического потенциала страны. |
Категория: Экономика | Просмотров: 597 | Добавил: rostowskaja |