Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Воскресенье, 28.04.2024
Главная » 2013 » Июль » 25 » ЭКОНОМИКА:Государственное регулирование, 1995
06:38
ЭКОНОМИКА:Государственное регулирование, 1995
Советская экономика имела два уровня задач:официально провозгла-

шался курс на создание всесторонне развитой личности,а фактически

действовал курс на военно-промышленное противостояние.Социально-

политическая организация общества позволяла это делать,общество

формировалось и функционировало как унитарное.Полная централиза-

ция власти и ресурсов привела к тотальному отчуждению людей от

собственности и производства.В этом плане внутри себя советское

производство было не структурировано.

   Перестройка провозгласила обновление производства,структурные

изменения,техническое перевооружение,ресурсосбережение,новые формы

и методы управления и делала ставку на автономное поведение инди-

видов и групп людей.

  Замена централизованных методов передачей общественной собствен-

ности в руки конкретных групп проблем не решает,а столкновение гру-

пповых интересов порождает новые проблемы,стихийность,связанную

с отсутствием регулирования,перелив ресурсов и доходов,не связан-

ных с результатами труда.Хозяйственная либерализация не только бло-

кировала потенциал старых структур регулирования,но и затруднила

становление новых форм управления.Сосредоточение на решении теку-

щих проблем полностью сковывает высшие органы управления,не остав-

ляя возможности для реализации даже наиболее насущных задач .

  В стране идет процесс расчленения бывшего совокупного социалисти-

ческого собственника на отдельные элементы,это и дает почву для ква-

зирыночных отношений (вступают в обмен на новых отношениях,если не

договорных,то каких?).

Нет основания для разгосударствления национальных экономических

систем:электроэнергетика(особенно,если учесть,что мы-люди севера-

развитие этого комплекса-условие выживания всей национальной эко-

номики),железнодорожный транспорт,геология,связь,телекоммуникация.

  За государством остается контроль общенациональных целей.В обще-

стве разные интересы:национальные,государственные,страновые,реги-

ональные,профессиональные,социальных групп,муниципальные,коллек-

тивно-групповые,семейно-индивидуальные.Здесь необходимо решить од-

ну из острейших проблем:определить формы и способы координации

усилий участников экономических процессов в интересах как каждой

личности,так и всех членов в целом и инструментария их согласова-

ния.

  Попытка разрешить противоречия между целями общества и групповы-

ми интересами путем линейного,одномерного противоставления рынка и

государственно-плановых регуляторов не могут быть успешны.Только

реальные интересы групп и слоев в увязке с уровнем развития произ-

водительных сил должны составить модель социально-экономического

развития.Каждый групповой интерес должен найти свое выражение через

какого-либо субъекта посредством наделения его соответствующими

полномочиями,иметь гарантированную возможность реализовать инте-

рес группы.

  Появится противостояние частных,групповых,общественных интересов.

Возникает вопрос,как распределить в общстве права и полномочия по

согласованию различных интересов управления собственностью.Идеальный

вариант,все участвуют в разработке программ социально-экономического

развития,обладая исчерпывающим доступом к информации.



  К национальным интересам следует отнести задачи,выполнение кото-

рых обеспечивает условия сохранения и развития будущего нации,об-

щие условия ее выживания:защита окружающей среды,защита от экспан-

сий,поддержание качества жизни,сохранение численности и здоровья

нации,умножение интеллектуального потенциала и трудовых навыков

народа,сбережение собственных природных ресурсов.Это широкая гам-

ма проблем,в зависимости от длительнояти она концентрируется в оп-

ределенные цели экономической политики.Эти цели должны быть увяза-

ны между собой,чтобы было возможно их достичь с минимальным исполь-

зованием ресурсных ограничений.Сфера национальных интересов-место

директивных методов управления в виде разработки и реализации наци-

ональных программ и прямого административного воздействия.Плановое

программное регулирование на конкурентной основе идей.

  Основная область планового управления-планирование стоимостных

пропорций,перераспределения национального дохода.Государство долж-

но регулировать движение потоков ресурсов и этим самым создавать

для предприятий стабильные условия функционирования.Объектом госуда-

рственого планового регулирования остается процесс воспроизводства

в целом,перераспределительные процессы,согласование деятельности

различных социально-экономических укладов,и общие условия.Государ-

ство принимает усилия для форсирования структурных изменений. Объект

государственного индикативного планового регулирования не упрощается,

а усложняется и требует совсем иных подходов.

    Устойчивость.

1.Кризис больнее всего ударил по узкоспециализированным регионам.

Регионы с диверсификационным типом более крепкие.Региональная эко-

номика может успешно выполнять свою роль при условии,если она будет

функционировать как интегрированный,развивающийся хозяйственный ко-

мплекс,сознательно использующий свой географический ,геополитический

и экономический потенциал,деловую активность для освоения новых

сфер деятельности,сопряженную с движением межрегиональных,межнаци-

ональных потоков финансовых,информационых,товарных,квалификационных

и других ресурсов (ранее-только минерально-сырьевые ресурсы).Страте-

гия повышения привлекательности регионов для инвесторов.



В настоящее время выделяется две формы экономического равновесия:

для свободной рыночной экономики (максимизация прибыли,оптимизация

потребительской выгоды-спросо-ограниченный тип,жесткие ограничения

для всех хозяйствующих субъектов,структура экономики реализуется

под влиянием конъюнктуры рынка на ближнюю и дальнюю перспективу,

государство действует в этих же рамках,устанавливая и контролируя

правила игры) равновесие Нэша,для "социалистической"( дефицитный

распределительный тип,внеэкономически сформированные цены,отражающие

только социальную нагрузку на экономику со стороны общества,волюнта-

ристское планирование,изъятие прибавочного продукта)-основанный на

принципе равновесия Корнаи.

  Рекомендательное(индикативное)планирование и жесткая планово-

договорная форма.Индикативное планирование-комплекс работ по форми-

рованию общенациональных,региональных,отраслевых программ развития,

методов мобилизации ресурса как государства,так и негосударственных

экономических субъектов для реализации общенациональных и региональ-

ных целей и задач развития.Индикативный план ориентирован на выбор

наиболее эффективной стратегии развития предприятий и регионов,это

основной инструмент выбора рациональной политики государства и ор-

ганов всех уровней,программы развития отдельных секторов страны-

научно-технические,социальные,экологические,инвестиционные проекты

государства,ставка рефинансирования,налогообложения,тарифы,минималь-

ный уровень потребления,доходов,субсидий,субвенций.Процедура разра-

ботки показателей индикативного плана включает в себя такие элементы,

как выработка целей социально-экономического развития,макропропорции

развития,расчет региональной отраслевой и территориальной структуры.

Это возможно,если у государства будет краткосрочная,долгосрочная и

среднесрочная программа регулирования различных аспектов функциониро-

вания хозяйства.Это целый комплекс работ по формированию национальных,

региональных,отраслевых программ развития,методов мобилизации ресур-

са как государства,так и негосударственных экономичеких субъектов.

Государственные (национальные и региональные) программы развития ,

ориентированные на долгосрочные цели,включают в себя содержание госу-

дарственной стратегии и приоритеты,сводные макроэкономические пока-

затели и характеристики баланса важнейших видов ресурса:населения,за-

нятости,социального развития,отраслей,межотраслевых комплексов,струк-

турные сдвиги. Основное содержание Федеральных целевых программ-тер-

риториальное развитие,внешнеэкономические связи,состояние рынка,цены,

финансы,денежное обращение,развитие хозяйства в разрезе форм собствен-

ности,реформы управления и регулирования.

   Разработка краткосрочных и среднесрочных программ развития осуществ-

ляется совместно Правительством,Мин.экономики и финансов,ЦБ и другими

экономическими ведомствами,Академиями наук,профсоюзами,негосударственными

финансовыми и производствеными структурами работодателей.Разрабатывается

комплексная система мер регулирования и т.п.Регулирование национальной

экономики-ликвидация рассогласования между целевым и плановым состоянием

экономики с фактическим.Должна быть рекомендована методология системного

анализа(проблема-цели-система-задачи-функции-методы-способы).Это единая

методологическая матрица по уровням,отраслям и стадиям.Единое сквозное

согласование этих элементов на этапе прогнозирования позволяет выработать

оптимальный механизм регулирования национальной экономики.

   Планово-договорная система.Федеральный центр должен нести организа-

ционно-балансирующую функцию и обеспечение стратегической целенаправлен-

ности плана.Основной инструмент-межотраслевые и региональные индикаторы,

они служат ориентиром для поставщиков и потребителей продукции при зак-

лючении хозяйственных договоров.Им необходима адекватная система ЦЕНООБ-

разования.Следует разработать предельные оптовые и розничные цены на основ-

ные виды продукции и ресурс,ограничение торгово-посреднической наценки.

Это позволит сочетать общую стабильность цен с гибким товарно-денежным

механизмом,учитывающим общую конъюнктуру спроса и предложения.

  Необходимо перестроить систему налогов с фискальных на стимулирующие.

Для этого не обложение прибыли,а обложение ресурса:природного,трудового,

фондов,эта система должна функционировать на основе дифференцированных

стабильных нормативов,формировать действенный противозатратный механизм,

стимулировать ресурсосбережение и обеспечит устойчивость поступления

средств в госбюджет.Самоуправляемые предприятия должны стать основной

формой предприятий вне зависимости от отраслевой принадлежности.Такие

предприятия,руководствуясь стратегическими целями,заключают договора с

потребителями и формируют свою производственную программу.

  Программный подход-искать деньги под проект.
 
Важным направлением поддержки частного бизнеса является размещение

государственных заказов на предприятиях частного бизнеса и меры по за-

щищенности частного предпринимательства.



   Рынок-это требование эффективности.Господствующая установка ли-

берализма "не мешайте" в 1929 году привела к тому,что накопились про-

тиворечия и разразился кризис.В cентябрьский "черный четверг" на Нью

-Йоркской фондовой бирже вдруг упал курс акций.А потом последовал спад

производства, безработица и т.д.Основные показатели в годы депрессии

следующие:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Кризис в США был глубже,чем в Германии,в Германии глубже,чем во Франции,

во Франции глубже,чем в Англии.Если сравнивать с сегодняшним состояни-

ем в России,то кризис в США был много меньше-до "минимума" понадобилось

3.5 года (в России кризис длится уже 7 лет и минимума не видно),в 1933

году уже был прирост инвестиций,что есть синптом оздоровления,в России

инвестиции все еще падают,ВНП упал на 30%,в России на все 50%,проходил

в условиях дефляции (падение цен),что лучше,чем инфляция.И даже несмотря

на это возникла тяжелая хроническая безработици,долгий период выхода из

депрессии,от кризиса страдало все американское общества,массовые самоу-

бийства предпринимателей(в таблице фигурируют средние показатели курса

акций,а ведь было очень много акционеров,потерявших все).В США постра-

дал высший класс,в России-большинство граждан,а экономические элиты про-

должают обогащаться.В США-перепроизводство,в России-недопроизводство.

Абсурдная ситуация в США привела к тому,что была отвергнута доктрина

"рынок сам справится".Сначала от неоклассиков отвернулся бизнес,потом

большинство населения.Это был структурный кризис,он привел к смене

правительства и экономической парадигмы (так как теория давала одно-

практика-другое),восхождению Рузвельта, потому что разорялись отнюдь

не наименее умелые и в безработных оказывались совсем не тунеядцы.Была

воля сделать все возможное,чтобы кризис, подобный этому,больше не пов-

торился.Сущность американского кризиса-дефицит эффективного спроса.

(Совпадение желания купить и возможности это сделать).Американский

кризис доказал относительную негибкость цен из-за появления монополий,

которые эти цены удерживают и устанавливают и было ясно,что если ни-

чего не делать,сами рынки не появятся.Важно не просто регулировать

рынок товаров,труда и услуг,надо еще формировать на все это спрос.И

американская конституция фиксирует положение "не допускать больших и

драматических реформ":"Лучше малая реформа с большой вероятностью,чем

большая с малой победой".Реформы надо вести по шажкам-шанс будет больше.

Дерегулирование хорошо в длительной перспективе,но сейчас надо регули-

рование.

   Кризисы учат.Было пересмотрено понятие "кризис",был освоен важнейший

факт-не все кризисы полезны,некоторые могут привести к выздоровлению,

но здоровья уже не будет никогда,потому что это следствие тяжелейшей

болезни,отнимающей к о л и ч е с т в о  здоровья.Наша же "экономичес-

кая мысль" продолжает заклинания об "экономическом обновлении" даже

когда некоторые отрасли прекращают свое существование и заклинают о

"свете в конце туннеля".Но если проследить динамику падения ВНП в

России,то налицо катастрофический тип кризиса,носящий антиинвестицио-

нный,антиинновационный характер.К тому же директора ждут,что государство

им поможет:не работают,а зарплату получают.В акционерных обществах

бывших государственных предприятий сотоят директора и лица,связанные с

предприятиями.Чужаков в эту систему не пускают:"Я сам эмитент,я сам

акционер".Директора стоят против внешнего собственника.Возникает меж-

региональная проблема бартеризации из-за отсутствия наличных денег-не-

платежи.Сложно исполнять бюджетную политику.По всем параметрам Россия

лидирует в своих ошибках.

Есть проблема.Это работает против будущего.В

результате этого жизнестойкость России продолжает падать.Фактически,

если выстрел в прошлое был сделан из пистолета,то в будущее мы стре-

ляем из пушки.Спад в инновационнй области более чем в 3 раза.Опас-

ность научного сброса предельно велика.Это богатство гараздо бельшее,

чем нефть и газ.Фактически под угрозой три важнейших ресурса:

- интеллектуальный

- труд

- предпринимательский

Проблемы производительных сил в России недолюбливали и ранее.В годы

кризиса возникает соблазн все свести к делам прозаичным.Это одна из

причин скатывания к нелегкому состоянию под отговоркой "пока нет

рынка".Это мираж-погоня за некой эфимерной системой,которая потом

якобы все и вытянет.Формирование рыночной инфраструктуры-дело неза-

медлительной важности,иначе лучшие времена не наступят вовсе.А это

значит необходима огромная мобилизация людей,которые только и могут

делать реформы.Поэтому основа основ:

- рост производительных сил

-укрепление государства

- рост благосостояния граждан

- защита внутреннего рынка как национальная стратегия России(если

  внешний рынок сильнее,внутренний будет проигрывать)

Государство и правительство стабильно работают тогда,когда защища-

ются интересы всей массы налогоплательщиков,а не группы чиновников

и их клиентелл.

   Разные российские рынки

- потребительский,товарный-работал и при советской системе по принципу

  бюджетных ограничений,хотя цены не отражали реальную ситуацию

- рынок предложения и спроса на труд.Со стороны предложения на рынок

  реагирует так,как любой нормальный рынок,а вот со стороны спроса

  поведение аномальное,не эластичен.Безработицы не произошло.

- нет рынка там,где его не было-в инвестиционной,финансовой сфере,

  не сложилась множественность финансовых инструментов и решений.

Чем слабее рынки были в СССР,тем больше провалились они после реформ.

В России идет жертвование будущим ради выживания сегодня.Предприятия

уходят от контроля,а частные предприятия работают хорошо,они находят-

ся под гнетом бюджетных ограничений.Явная государственная недостаточ-

ность.

  Индустриальная политика(как в Японии,Ю.Корее).Если верить,что предп-

риятия выживут сами-это наивно.Постепенные шаги,без радикализма.Рутинная

работа.Платить потребителю по трансферту,но не производителю.

  Новиков В.Е.,Российская таможенная академия.Зачем цены,если "спрос-

предложение".Спрос в 1991 году был больше предложения."Дна оврага"

не достигнуть,это подброшенная концепция.Мы опустились до точки,где

можно вырулить экономику и прошли ее,переходя в другую реальность:теря-

ем науку,технический прогресс,население,образование(больше его не

надо будет),ресурсы,территорию.Пойдет натурализация хозяйства-чело-

век будет выживать.Бартер,компрадорство,вывоз капитала-фрагмент дегра-

дации. Но промышленности не будет.Процесс будет ускоряться,сжатие

станет массовым,падает спрос,производство падает все больше и больше и

падает ниже отметки.Если цена на топливо будт расти еще боьше,а зара-

ботная плата еще больше падать,производство станет заваливаться еще

быстрее.Ошибки концепции перехода к рынку.Идея

убрать денежный навес либерализацией.Насытить рынок и сферу спроса.

Но каково отношение цен в условиях денежного дефицита?В неконкурентной

экономике началось свободное шоковое ценообразование. Рост цен увеличи-

вает долги,за спросом валится производство,появляется зона неплатежей,

которую никакими векселями и комиссиями не снять.Если не нормировать

цены,все будет бесполезно,ибо в этой экономике нет конкуренции.Как

регулировать:через рентабельность предприятия(у нас 80% предприятий

оказались по этой причине не рентабельными):заработную плату соотнес-

ти со стоимостью активов и добиться ситуации,когда пойдет

наращивание производства.Контроль рентабельности предприятий,исходя из

производственного фонда.Это надо зафиксировать и отслеживать.Рентабе-

льность увеличится,если введем индексирование,будет введение инно-

ваций.Если уровень рентабельности возрастает,нужно будет обосновать,

за счет чего это происходит.Другой путь-через регулирование зарабо-

тной платы.В настоящее время идет опережающий рост цен по сравнению с

заработной платой,что ведет к постоянном у снижению платежеспособного

спроса,падению производства,неплатежам,инфляции,платежеспособный

спрос падает быстрее,чем производство.Импорт продукции еще больше

ускорил падение производства.В условиях резкого снижения спроса цены

по сравнению с другими отраслями упали ниже тарифов на транспорте.Полу-ч

аемой прибыли и зарплаты оказалось недостаточно даже для простого воспро-

изводства.Сокращение внутреннего спроса вынуждает сырьевиков изыскивать

внешние рынки,где продукция реализуется по более низким ценам.Другой путь-

реформа налоговой системы.В обрабатывающей промышленности через налоги

изымается часть вновь созданной стоимости,предназначенной для простого

воспроизводства.Уровень налогообложения должен корректироваться с тем,

чтобы не завалить предприятие и обеспечить необходимое развитие воспро-

изводства рабочей силы.Пока

у нас идут косвенные налоги,падающие на плечи хозяйств.Надо прямой

налог.Налог должен обеспечивать воспроизводство производства и рабо-

чей силы.Надо определить величину,которая должна у предприятия оста-

ваться.И только то,что остается,можно делить.И таможняя пошлина меж-

ду национальной и иностранной стоимостью.Начинать надо с цен,а затем

включать другие регуляторы.Отказ от регулирования цен обусловлен ка-

кими-то обязательствами,а не здравым смыслом.Необходим целый комп-

лекс мер.Экономику можно спасти неэкономическими мерами.Прямое уста-

новление цен на временный период во всех секторах экономики,где от-

сутствует конкурентная среда.Цена будет фиксированная,а издержки

окажутся разные.Появится стимул к перевооружению,к модернизации.Во

всех странах есть комитет цен-в США у Никсона,в Японии.Везде регули-

руются тарифы на энергоносители.У нас основной товар,рабочая сила

деградирует.Это должно регулировать государство,но вопрос этот де-

ликатный и тонкий.И формы должны быть адекватны тому,что есть.Что

есть "цена денег"?Минимальная зарплата? Здесь должен быть консенсус,

учет сил,последствий ближних,дальних.Это связано со спасением и это

важно на период чрезвычайных экономических ситуаций.
 
Важный фактор-монопольное ценообразование,сложившееся после "либерали-

зации" вследствие реализации ошибочной концепции,ожидающей цену равновесия.

Действие этого ценообразования проявилось во всех областях экономики,за

исключением торговли и некоторых видов услуг.В принципе можно было дос-

тичь цены равновесия,если реализовать товаронасыщение под сложившийся

платежеспособный спрос при сохранении жестко регулируемыых цен и посте-

пенного ослабления их регулирования по мере насыщения товарного рынка.

   До 1992 года инфляция была денежная,связанная с прибылью,но не с

произведенной продукцией.А сейчас она связана с монопольным ростом

цен.У нее другой характер-люди не получают зарплату.Ценами надо зани-

маться,но не сбрасывать функцию денег.Падение платежеспособного спроса

в производстве не стимулирует инвестиционный процесс,идет устаревание

производственной базы,резкое снижение восстановительных возможностей.

  Почему опрокинулась планово-директивная экономика?Задушили свободу.

И сейчас опрокидывание-сняли государство.И идет опрокидывание-свобода

дает паразитический,колониальный тип системы.Капитал к такой системе

приспосабливается быстрее.Растет объем паразитического способа производ-

ства и того,что вторично.Такая система может существовать достаточно

долго,но нормальной ее не назовешь.

   Произошла революция,Но по сути дела она примитивная буржуазная,ста-

рого образца с явно выраженной антигосударственной линией.Нормальная

экономика есть субъекты хозяйства,плюс государственные организации.

Теории хозяйственного механизма Запада привели к необходимости хозяйс-

твенного аппарата.Все это необходимо для экономики.И решить проблемы

без государства невозможно.Это органическая система,а не система про-

тивостояния.Это не разнородные вещи.Экономика нуждается в госорганизации,

а госорганизация требует рынок,так как функционирует в переменчивых

условиях с большим риском.Но сама свобода капитала без государства не

возможна.Капитал без государства не существует.Уже деньги есть госуда-

рство.А если государство меняет ценность денег-меняется все воспроиз-

водство.Систему-"Экономика-государство" предстоит строить.Провозгласили

развитие мировой экономики,Вроде бы и граница не нужна.Но там,где осла-

бляется национальное начало,идет замена одной власти на другую-между-

народную,мировую.Без центра нет системы микро и макровзаимодействия.

Есть вещи,которые можно решить только на государственном уровне,притом

применяя властные полномочия.Это организация полицейская.Но в западном

мире субъекты хозяйствования притерлись.Без адвоката шага не сделают.

А в наших головах продолжают сидеть самые разные легенды и с этими хи-

мерами мы и воюем.А жизнь идет своим ходом.Если нет внешней организации-

это произвол.Сорганизованность в рамках внешней организации должна госу-

дарством освещаться.Чтобы свободу реализовать,чтобы существовал обмен

"деньги-товар-деньги"Наши агенты этого лишены,хотя есть отдельные иск-

лючения.Они не могли воспроизводить стоимость сами.У нас решили,что ры-

нок-самоорганизующаяся система,но самоорганизующаяся система-рынок

вместе с государством и надо избавиться от иллюзий,что они сами по

себе существуют и рынок здесь подмеханизм и есть нечто корректирующее.

Рынок-не организатор субъектов,а хозяйственные субъекты ныне органи-

зуют рынок.Можно делать полярные системы,история это проходила,но

эффективность только в единой системе и не стоит их разводить.Любой

хозяйственный субъект с этим решением

смириться не может(отсутствие государства).Если хозяйственный центр об-

ладает всеми функциями,которые необходимы для его функционирования,т.е.

больше функций у микросубъектов,то значение государства уменьшается.

   Революция...Она себя исчерпала.Она не достигла главной цели,а уже

ее кризис наступил.Получили полную противоположность тому,что хотели.

Она не способна оживить экономику и по этому пути

идти нельзя.Разрушительные резервы уже использованы.Уже затронут кризи-

сом экспортный сектор.Если разрушить его,это значит,разрушить весь рынок

и его инфраструтуру.Если и далее разрушать-все кругом закроется.Сельское

хозяйство уже задохлось.Но это не контрреволюция.Назад тоже дороги нет.

Коммунисты не смогут вернуться к старому.Нужен порядок,гос.власть,регули-

рование,инфраструктуру.Хозяйствоваать без этого нельзя.Пора идти по пути

созидания экономики с нормальным

государственным сектором.Время антиреволюций уже подошло.Государство

ушло из экономики?Нет.Оно мешает ей еще больше,чем во времена планово-

директивные.Оно держит сектор для революции и то,что ему полезно-сектор

финансовой олигархии.Банки для поглощения крупным финансовым капиталом.

Мелочь,"народные" банки и предприятия им мешают. У всех революций много

других "целей".Для нее создание эффективной экономики совсем не главное.

все революции уродливы.Их цели таковы,что общество и мир не долго с этим

мирятся.Это крайне опасный тип.Латиноамериканизация,антицивилизация.Полу-

чили то,что получили.Согласны ли мы на это существование?

  Либералам не нужно государство.Но попробуй убери их оттуда.Узость теоре-

тического фундамента чиновников чувствуется.Есть переходные эпохи.И интел-

лектуальный потенциал высок,но идет сметение умов.Теория переходной эпо-

хи отстает.Надо иметь теорию переходного состояния.Ключевые положения:

-сильное отставание объектов хозяйствования не случайно.необходима

идеология,которая отрицает революцию.Необходимо законодательное подкре-

пление.Переход-это не смута,это форма развития.Прерывания в развитии

общества нет,но еще не настало развитие в другой устойчивой фазе.Рево-

люционные ситуации как необходимость революции.Общая ситуация-институты

не в состоянии выдвинуть общих стратегически крупных целей,мобилизуют

все ресурсы,а ресурсы мобилизоваться не могут.

-вторая фаза:идет новая политическая власть,возникает новый тип власти.

Выдвигаются новые цели.Но сложившийся порядок эти цели не может осущест-

вить.Нужна революционная реформа,чтобы новые цели реализовать.

-третья фаза:начало переходного периода.Способ придать системе устойчивое

состояние,общественный порядок.Пока идет переходное состояние,актуальны

и реальны разные варианты будущего,так как за этим стоят разные влиятель-

ные силы.Революция имела антитоталитарные цели.Но что стоит этот вопрос.

При социализме было много апологетов коммунизма.Но малого не хватало для

его реализации-массового рабочего движения,субъекта исторической воли.

В революцию возможны и другие варианты.Буржуазную революцию большинство

не приняло,но нет влиятельной силы,которая это может отстоять.Поэтому

существует несколько вариантов будущего.

  Особенность радикальных реформ:власть меняет форму жизни внутри одно-

го качества.Но в революциях власть не имеет собственной поддержки.Но она

поддерживается массой,так как она борется со старой властью,против которой

большинство.Этот период длится не долго,так как под все надо подвести

экономическую и социальную базу и нужен класс поддержки.Но не на это ра-

ботает новая власть.

  В переходный период социальная структура должна перемениться и организо-

вать социальную поддержку новой власти.Есть целый класс людей,мотивы ко-

торых не настроены на реальность.Была номенклатура как правящая каста,

но как только КПСС исчезла,все члены номенклатуры как каста ликвидировались.

Народ персонально не мняется,остается все тот же народ.Это период структу-

рации.Но у людей представление о будущем обществе строится не на каких-то

реалиях,а на том ,что он станет "богатым предпринимателем" или будет иметь

"престижную профессию".Это строится из представлений и надежд,в результате

чего все общество придерживается буржуазной идеологии,хотя буржуев мало.

Претендуют люди на экономические роли.Они могут быть материальной силой,

субъектами экономичекого действия.В переходный период субъективные и объ-

ективные условия неустойчивы.Особенность переходного периода состоит в том,

что общество как бы свободно от экономики.Экономика оперирует большими

мерками и не ситуативна,а переходный период весь зиждется на ситуациях.

Экономика-форма затверделая,она закрепляет устойчивость по каким-то целям.

Человек меняет мир,за этим стоит практика перобразований.Экономика созна-

тельна,революция бессознательна.В экономике у детерминистов мертво на месте

стоят причины и идеология.Они выходят на первый план.Идеология-это массово

распространенное представление,которое становится материальной силой,силой

общественной (ИДЕОЛОГИЯ).Субъект истории-не отдельный человек,а масса.

Государство-не субъект,а институт.Чью волю оно выполняет?Есть группа пре-

тендентов,группа среднего класса (в революции средний класс страдает больше

всего).но в конце революции среднего класса нет.Социализм не возможен.Нет

рабочего движения,хотя рабочие есть.Социализм как вариант перекрыт.Нужны

субъекты массового действия,они несут варианты,делают это материальным фактом.

  Госрегулирование инновационного сектора.Инновации-это подсистема разви-

тия.Если взять поле инноваций (если не брать социальные и духовные),то

есть сектор технических инноваций,который влечет изменения в законах и

умах людей,сектор структурных изменений в экономике,управлении система-

ми,экономические отношения-ввод инноваций в рыночое поле,отдельные хозяй-

ственно-управленческие новации.Есть сектор изменчивости и мутаций,есть

сектор наследственности и воспроизводства.По уровню новизны(ИННОВАЦИИ)

базисные нововведения,изменяют принципы общества,в цикле цивилизационом

или кондратьевском, улучшающие инновации (их больше-->),они дают новый

продукт,ведут к дифференциации структуры,микроинновации,и лжеинновации,

они хотят устойчивую часть экономики сохранить,сюда по напрасну уходят

силы.И разная роль у них на разных фазах цикла.Меняются потоки и объемы

структурации.Государственная поддержка нужна базисным инновациям.И осо-

бенно в период конвульсий,ресурс падает,хаос нарастает.Люди всегда имеют

свойство выбирать,но где есть варианты,а где вариации.И глубина.По лозун-

гам буржуазная революция запоздала.Все идут к постиндустриальному обще-

ству.Если инноватор уйдет,придет болото.К чему общество идет?Уже возникает

новое,а мы можем оказаться в хвосте истории.Потому что страдает инноваци-

онный сектор.Мы сделали выбор на начало 19 века.Г.Попов:"Вернемся назад".

Но мы все равно находимся в общей стремнине человеческого потока.Необхо-

дима сумма всех сознательный воль для действий в одном направлении.

  В России период страданий.Нужно осознавать угрозу потери инноваций.

Элита растеряна.Нужен финансовый механизм перераспределения на будущее.

Пока нет финансовой поддержки прорывных направлений.Поддержка точек ро-

ста и венчурного инновационного бизнеса.Базис его-малые и средние пред-

приятия,монополии подключаются самыми последними.Ими выдвигаются идеи,

но нет ресурсов.Необходма конкуренция венчурных проектов.Чтобы иметь

потенциал для прорыва.Но надо сменить несколько поколений политиков,

чтобы это реализовать.Правда они быстро менняются-3-4 года.Конкуренты

забеспокоились-хотели уничтожить ципленка,вырастающего в лебедя.Сейчас

опасность идет с этой позиции и государство должно оградить.
 
 Учредители Есросоюза -за соблюдение договора между предприятиями,

и ту компоненту,которую государство дает для предприятий.Сначала эко-

номический  рынок,потом социальная политика,образовательная политика,

промышленная политика,политика технического развития и исследований,

политика в области окружающей среды,и на экономике выстраивается соци-

альная связь и некоторая помощь тем районам,которые имеют минимальный

потенциал развития.Энергетика,атомная промышленность и т.п.-тоже объ-

ект политики.Все отразить в одном договоре не возможно.Но может быть

договор-конституция.Интересы государств.Принцип свобод,демократичности.

Но демократию все по своему понимают.Должен быть союз государств (совет

министров,глав государств и ведущих комиссий)союз народов, союз интере-

сов всех страт,народов,граждан и индивидов,где будет равновесие (Евра-

парламент). И что-

бы одни не доминировали над другими.Институциональная структура и консти-

туционное равновесие.Внутри государств разделение властей.Есть исполни-

тельная и законодательная власть,но нет органа по полномочиям.Евросовет

принимает решения на политическом уровне.Интересы сообществ осуществляют

комиссии.Это коллегия,куда входят 20 человек.Комиссии предлагают все

проекты решений.Европарламент-право назначать членов комиссии.Учредители

ЕС исходили из интересов.Интересы государства-совет министров СdH и

COLEPER-постоянный комитет из служащих.Есть комиссия общих интересов

сообщества,согласовывает между частными интересами и общим интересом.

Цель-синтез частных интересов.Есть комитет по регионам,есть экономи-

ческий совет,состоящий из коммун,коллективов,межгосударственных объедине-

ний.ЕС-интересы государств,народов,регионов.Это регулируется разными ор-

ганизациями.На рис.приведена схема принятия решения в ЕС.

   Социализм был идеей российского мессианства,третьего Рима.Это ошибка

православия.Россия не должна себя считать лучше других народов.Не исклю-

чительность,а равенство с другими.В России не было экономики,так как были

уничтожены принципы обмена.Вряд ли Зюганов вернет КПСС.КПСС была над го-

сударством и выше государства,вне прав и над правами.КПСС легальноимела

всю абсолютную власть без всякого контроля и ограничений,легимитизированную

идеологией.Она была над народом и не вписывалась в демократическую логику.

Горбачеву удалось уничтожить руководящую роль КПСС.Обоснование комму-

нистического режима,его составляющих.Противостояние в холодной войне делало

Европу.Каждая последующая система не может перенять всю логику предыдущей

системы.Идеология была целью того режима:Преобразовать человека.Но челове-

ка нельзя преобразовать.И решение провалилось.Индустриальная площадка для

применения этой идеологии.Никакой коммунизм не вернет компартии тот статус.

Примат права.Право-некоторый инструмент,но партия вне контроля права.Никто

не имел столько власти,сколько КПСС.Горбачев разрушал систему,которая бы-

ла доведена до логической законченности,совершенна.С этим возникали другие

проблемы.Маркс не мог представить трактовку права.В 1987г.другое:"Пар-

тия не обладает всей полнотой истины".Многие вещи ускользали от него.Сегодня

не знают,куда идти.Россия сложна по прогнозу.Проблемы с правом в России

из-за системы ценностей.Их надо обернуть в конструктивном русле.Принято

говорить:"Что поделать,все мы люди",оправдывая дурные поступки.Новедь это

можно повернуть и в русле общечеловеческой правовоой культуры и понятии

справедливости.Позитивное право и прямые санкции.Фатализм и пессимизм-

русская болезнь:"Как всегда"
 
Страна больше не разделена между ВПК и гражданскими.Она разделена между

бедным государственным сектором и богатыми гражданами,активноинтегрирован-

ными в рыночные отношения.Люди,зависящие от государственной поддержки,

живут по шкале мизерного вознаграждения,которая страшно низка по сравне-

нию с той,что действует в зажиточном коммерческом секторе.В то время как

стипендия и пенсия составляют $15-20 мес.,профессорская зарплата и зарп-

лата госслужащего$ 150-200,коссир банка получает $1500.Это неравенство

ставит под сомнение роль квалификации и высшего образования в национальном

"развитии".Имеет ли оно вообще смысл,если одаренный человек стремится

попасть на факультет иностранных языков и бизнеса,а московская серость

заполняет факультеты кибернетики и прорывных технологий,куда менее притя-

гательных при оплате труда?

   Система образования:регионализация есть факт положительный.Чтобы регионы

получили образованных граждан.Разделение университетского образования на

Степень бакалавра,магистра,кандидата происходит помимо нашей воли.В США

колледжи:двухгодичные,бакалавриат,и завершают эту структуру университеты,

дающие сстепень.Страна нуждается в большом количестве относительно обра-

зованных людей,тех6кто понимает необходимость образования (далеко не всякий

возраст к этому восприимчив),бакалаврская степень как нельзя кстати-она

дает культурное наполнение в избранном направлении.Совершенно не нужно мене-

джеру фирмы,секретарю,референту,банковскому клерку,госчиновнику знать,из

чего состоит паровоз,допуски,марки.Им нужен только фундамент образования,

что дает представление о рабочем месте.Это и есть подготовка на магист-

рском уровне.Подмена понятий.У нас же считается,что только одолев пятилет-

ний курс можно стать инженером.Причем любым инженером-изобретателем и по

распределению кадров и охране труда.Девальвация понятий.А инженер-это

изобретательный человек.Их не так уж и много.Разумное использование

бакалаврских учеников позволит поднять культурный уровень рабочей силы.

Поэтому-то в Японии и идут на 100% высшее образование.Магистров должно

быть значительно меньше.Девочки в вузах преобладают.

Смена-ультралиберальная политика.Такой политики в такой форма нигде нет.

   Вхождение в открытую систему и мир ТНК сулит многое,но при условии,

что мы знаем правила игры и способны обеспечить некоторые предваритель-

ные условия.Для этого надо иметь внутренний рынок большой страны,проч-

ную экономику и уровень благополучия народа.Только с крепким внутренним

рынком страна может воспользоваться теми благами,которые дает международ-

ная кооперация.Если в нашей стране не восстановится емкий внутренний ры-

нок,то Россия станет маргинальным государством.Мировой рынок должен не

заменять,а облегчать функционирование внутреннего рынка.Вхождеие в него

не может быть самоцелью.Надо адаптировать к условиям России опыт ведущих

индустриальных стран.Емкий внутренний рынок-ключ к процветанию страны.

Экспортноориентированные отрасли позволили выжить и развиться Японии

после войны,Ориентация на внутренний рынок стимулировала рост доходов.

Была поддержка национальным промышленникам.Емкий внутренний рынок-это

рабочие места и многое другое.Это прочность экономики и благосостояние

нации,политическая стабильность страны.Мы сами разрушили свой внутрен-

ний рынок.Емкость его сократилась и сам по себе он не восстановится.

С этого надо начинать.Это производственно-социальная программа.Нужен

протекционизм отечественных товаров,создание региональных микрорынков,

формирование цепочки-производство-переработка-продажа,привязанные к

местам массового потребления.

  Необходим госорган,скорее комиссия,со статусом более высоким,чем ми-

нистерство и госкомитет.Дело надо вывести за рамки ведомственных орга-

нов.Здесь должен делаться поворот всей национальной стратегии не только

экономики,но и государства.Важно выявлять точки роста и их государствен-

но поддерживать всеми методами,включая и безвозмездные ссуды.Массовый

внутренний рынок возможен лишь при платежеспособном спросе.С любой позиции

можно начинать.В Японии с формирования мелкой промышленности.Все это

требует и совместного анализа,и совместного решения.Особое значение-

изучение опыта предпринимательства,выявление проблем,коррекция,тиражиро-

вание.Определить поддержку для успешного функционирования.Нищета носит

искуственный характер.



НАУКА.

Структурное регулирование научно-технической политики,законодательно

оформленная:

ФРГ:"Программа содействия новым технологическим проектам в области

энергосберегающих технологий",Франции  закон "Об ориентации и прог-

раммировании научных исследований и технологического развития и сти-

мулирования НИОКР в рамках пятилетнего плана"(1984-88гг),в США "По-

литика технологического прорыва".Научно-техническая политика-триеди-

ная политика:научная-выявление приоритетов и стимулирование научных

и социальных проблем в государственных лабораториях и университетах,

техническая политика-государственные программы НИОКР,промышленная

политика.В военно-промышленном комплексе был сосредоточен колоссаль-

ный интеллектуальный потенциал,не использовать который-гараздо боль-

шие потери,чем потери от неэффективного использования ресурсов в ка-

честве экспорта для получения валют.

  Идет потеря основной части научно-технического потенциала страны.
 
Категория: Экономика | Просмотров: 597 | Добавил: rostowskaja