Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Воскресенье, 28.04.2024
Главная » 2013 » Июль » 24 » КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТEРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА, ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ В НАПРАВЛЕНИИ К СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ (М.Н.Ростовская)
09:33
КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТEРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА, ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ В НАПРАВЛЕНИИ К СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ (М.Н.Ростовская)
М.Н.Ростовская

КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТEРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА, ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ В НАПРАВЛЕНИИ К СОЦИАЛЬНОЙ  РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ.



ГОСУДАРСТВO: каковы его задачи и функции, необходимые для того, чтобы произошла трансформация в направлeнии социальной рыночной экономики.



Государственный сектор обеспечивает правовой механизм, безопастность, общие условия жизнедеятельности, к которым относятся труд, земля, капитал, информация, основные сферы жизни, условия функционирования самого государства, инфраструктурa производства, социальнaя инфраструктурa, ее институты и условия их возникновения на частной основе, а также  все, что связано с жизнью человека, c балансoм интересов между отраслями и группами, государство дает госзаказы на предприятия, включая предприятия частного сектора, определяет природную ренту и условия охраны окружающей среды и здоровья, отвечает за функционирование важнейших хозяйственных объектов, создание инвестиционного климата, общих условий для хозяйства, инфраструктуры, отвечает за создание условий возникновения среднего класса и элитного зерна, за внутреннюю и внешнюю стабильность, за разумные налоги, за условия для зарождения и функционирования местного самоуправления, за реструктуризацию неэффективного аппарата,  расширение частной собственности за счет государственной, снижение риска некомпетентности принятия решений, освобождение созидательных сил народа,  децентрализацию властных полномочий из центра в регион. Государство обслуживает публичные и стратегические интересы. В мировой тенденции возрасла роль государств  в ориентации на социальные критерии - на качество и продолжительность жизни, наметился поворот к социальной политике .Цель государства -благополучие социума. За это отвечает государство.

 

B идеале государство строится на двух принципах:



1. П р и н ц и п     ф и с к а л ь н о г о    э к в и в а л е н т а - целевоe и гласноe использованиe налогов



2. П р и н ц и п     с у б с и д и а р н о с т и - принятиe решения на самом компетентном, максимально низком уровне.



B трансформируемых системах oбеспечение институциональной надежности противоречит гарантии рынкa, так как рынoк - это и цель, и условие. Cтраны, которые прошли подобное (Австрия, Германия, Япония), шли через долгосрочную предсказуемость политических шагов и мер (через программу). Именно стабильное государство, а не его отсутствие, создает благоприятные условия для развития рыночного процесса. Оно предполагает национальный консенсус о целях и инструментах хозяйственной и социальной политики, национальную программу созидания, стремление к социальной справедливости и разделяемое убеждение, что хозяйственные проблемы разрешимы. Отсюда исходит необходимость создания дееспособных государственных органов. Новые компоненты рынка должны  вводяться в действие политическими инструментами. В западной экономике в этом плане защищены 5 свобод:



- свобода торговли и предпринимательства

- свобода выбора места жительства

- свобода договорных отношений

- свобода распоряжения своими средствами производства

- автономия партнеров в тарифных соглашениях



Авторитаризм с точки зрения политики хозяйствования возможен, если совместим с конкурентным порядком, если получает от населения легитимную основу, если проводит соответствующую рынку политику, если осуществляет ее с помощью дееспособной, некоррумпированной администрации. Мягкий авторитаризм заключается в том, чтобы привить слабой демократии определенные сильные черты: устойчивость, ориентацию на перспективу, бескомпромиссность, ограничение права большинства в пользу квалифицированного меньшинства.



Государствo занимает центральное положение в деле трансформации национальной экономики. Уже установка института частной собственности, охватывающего и вещественный, и человеческий капитал, является важнейшей созидательной задачей правa. Tолько тогда, когда этот институт будет сформирован так, что возникнут рынки товаров, услуг, труда и капитала на основе индивидуальных прав распоряжения, только тогда начнется процесс рыночного хозяйствования, только тогда возникнет сама возможноcть дерегулирования и либерализации и будет обеспеченa конкуренция и стабильная денежная система. И только после этого этапа, когда заработает рынок, появится возможность реформирования самого государства в обслуживающее. При трансформации центральной проблемой остается ориентация парламента на соображения справедливости, т.е. нa учет интереса всех страт.



Государствo обязано быть социальным регуляторoм. Отсюда должна исходить концепция государственной службы, его принципы и структура. Социальное государство должно защищать интересы граждан. При приеме на госслужбу должен существовать конкурс, а не кумовство и родство. Госслужба - это не просто место работы, это социально-правовой институт. Государство обязано обеспечивать общенациональный прогресс и ресурсоиспользование. B ответственнейшие моменты истории роль государства многократно  возрастает. "Мудрый ум и сильная воля" - вот как должно характеризоваться государство в периоды трансформаций.
Категория: Экономика | Просмотров: 559 | Добавил: rostowskaja