Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Суббота, 27.04.2024
Главная » 2013 » Июль » 24 » Kризис
10:01
Kризис
Рынок-это требование эффективности.Господствующая установка ли-

берализма "не мешайте" в 1929 году привела к тому,что накопились про-

тиворечия и с "черного четверга" Нью-Йоркской фондовой биржи наступил

тотальный кризис.Основные показатели в годы депрессии следующие:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кризис в США был глубже,чем в Германии,в Германии глубже,чем во Франции,

во Франции глубже,чем в Англии.Если сравнивать с сегодняшним состояни-

ем России,то кризис в США был "пылинкой"-до "минимума"- 3.5 года (в

России кризис уже 7 лет и конца не видно),в 1933 году уже был прирост

инвестиций,что есть признак оздоровления (у нас инвестиции падают),ВНП

упал на 30%(в России на все 50%0,кризис США развивался в условиях деф-

ляции (падение цен),что лучше,чем инфляция.И даже здесь хроническая

безработица и неимоверные страдания всего американского общества,мас-

совые самоубийства предпринимателей(в таблице фигурируют средние по-

казатели курса акций,а многие потеряли все).В США пострадал высший

класс,в России-большинство при продолжающемся обогащении экономичес-

ких элит.В США было перепроизводство,в России-недопроизводство.В резу-

льтате кризиса от неоклассиков отвернулся бизнес,потом население.Про-

изошла смена как правительства,так и экономической парадигмы.Появилась

воля сделать все возможное,чтобы кризис,подобный этому,больше не пов-

торился.Сущность американского кризиса-дефицит эффективного спроса.

Сущность Российского кризиса-дефицит эффективного производства.Аме-

риканский кризис доказал относительную негибкость цен из-за появления

монополий,которые эти цены устанавливают и было ясно,что если ничего

не делать,сами рынки не появятся.Монополии-беда и российской эконо-

мики и  ц е н о в о й  вопрос-ключевой для нас.Важно не просто регу-

лировать рынок товаров,труда и услуг,надо еще формировать на все это

спрос,а значит развивать емкость  в н у т р е н н е г о  рынка,что во-

зможно только при платежеспособном спросе.После кризиса американская

конституция фиксирует положение "не допускать больших и драматических

реформ":"Лучше малая реформа с большой вероятностью,чем большая с нич-

тожной победой".Дерегулирование хорошо в длительной перспективе,но для

России после ультралиберализма актуально именно регулирование(индика-

тивно-плановая и планово-программная,планово-договорная системы,выра-

ботка целей социально-экономического развития,его макропропорции,рас-

чет региональной отраслевой и территориальной структуры.Это целый ком-

плекс работ по формированию национальных,региональных,отраслевых прог-

рамм развития,методов мобилизации ресурса как государства,так и него-

сударственных экономичеких субъектов.Объектом государственого планово-

го регулирования остается процесс воспроизводства,перераспределения,

согласование укладов,общие условия,форсирование структурных изменений).

   Основная область планового управления-планирование стоимостных про-

порций,перераспределения национального дохода.Государство должно регу-

лировать движение потоков ресурсов и этим самым создавать для предпри-

ятий стабильные условия функционирования.

   Главный вопрос-ЦЕНЫ.Классическая теория гласит:цены не регулиро-

вать:спрос определит предложение.Это так,если работает рынок (Приложе-

ние 2а):максимизация прибыли,оптимизация потребительской выгоды,жест-

кие ограничения экономических агентов,структура хозяйства реализуется

под влиянием конъюнктуры рынка на ближнюю и дальнюю перспективу,госу-

дарство действует в тех же рамках,устанавливая и контролируя правила.

   Но после 1992 года хозяйство России распалось на разные сегменты:

потребительский,финансовый,инвестиционый,трудовой.Причем ситуация не

равнозначная:потребительский,товарный рынок и при советской системе

работал в режиме бюджетных ограничений,хотя цены не отражали реальную

ситуацию.Рынок труда со стороны предложения на "реформы" отреагировал

как любой нормальный рынок,а со стороны спроса аномален.Не появилось

рынка там,где его не было-в инвестиционной,финансовой сфере,не сложи-

лись финансовые инструменты.

   Взаимоотношение спроса-предложения в производственном секторе рос-

сийской экономики после 1992 года представлено на рис.2б.Спрос 1991

года был больше предложения.В этой ситуации как бы ни падало производ-

ство,"дна"не достигнуть.Мы опустились до точки "А",где надо было выру-

ливать и пошли в другую реальность,которая грозит утратой науки,техни-

ческого прогресса,демографической недостаточностью,невостребованностью

образования и квалификации.Мы можем потерять ресурсы и территорию,ис-

чезнуть как народ.Страна больше не разделена между ВПК и гражданскими.

Она разделена между бедным госсектором и богатыми экономическими эли-

тами,активно интегрированными в рыночные отношения.Люди,зависящие от

государственной поддержки,живут на мизерные вознаграждения,заниженные

в сравнении с доходом коммерческого сектора(стипендии и пенсии состав-

ляют $15-20 мес.,зарплата профессора и госслужащего-$ 150-200,кассира

банка-$1500).Столь же неравномерно распределился доход по регионам,

что приводит к реамиграции населения.Неравенство ставит под сомнение

роль квалификации в национальном "развитии".Имеет ли она вообще смысл,

если одаренный человек стремится попасть на факультет иностранных язы-

ков и бизнеса,а московская серость заполняет факультеты кибернетики и

прорывных технологий,куда менее притягательных при сегодняшней оплате

труда?Не порочный круг бедности,характерный для аграрнях государств с

их сильным приростом населения,а индустриальный тип коллапса уготов-

лен России:натурализация хозяйства-человек будет выживать.Бартер,комп-

радорство,вывоз капитала-фрагменты деградации.Сжатие станет массовым

из-за падения спроса.Если цена на топливо будут возрастать,заработная

плата падать,производство станет заваливаться быстрее.Это следствие

ликвидации "денежного навеса".В условиях денежного дефицита и неконку-

рентного хозяйства началось шоковое ценообразование.Рост цен увеличил

долги,за спросом завалилось производство,возникла зона неплатежей,ко-

торую векселями и комиссиями не снять.Если не нормировать цены (конку-

рентных отраслей это не касается),все будет бесполезно.Регулировать

удобно рентабельность предприятия,привязывая к фондам.80% предприятий

таким образом выведутся за линию банкротов.Рентабельность увеличится,

если ввести индексирование,будут инновации.Необходимы санкции за рен-

табельность на раскруте цен.Другой путь-через регулирование заработной

платы в ее увязке с активами предприятий.В настоящее время идет опере-

жающий рост цен по отношению к заработку,что ведет к постоянном сниже-

нию платежеспособного спроса,утрате отечественного рынка,падению прои-

зводства,неплатежам,инфляциям.Платежеспособный спрос падает быстрее,чем

производство.Импорт продукции усугубляет этот процесс.В условиях рез-

кого снижения спроса цены в ряде отраслей упали ниже транспортных та-

рифов.Получаемой прибыли и зарплаты оказалось недостаточно даже для

простого воспроизводства.Сокращение внутреннего спроса понуждает сы-

рьевиков к вывозу и реализации продукции по более низким ценам.Можно

реформировать налоговую систему,чтобы не изымать части вновь созданной стоимости,предназначенной для простого воспроизводства.Только то,

что остается у предприятия,можно делить.То же в отношении таможенной

пошлины между национальной и иностранной стоимостью.Необходим целый

комплекс мер:экономику можно спасти неэкономическими мерами во всех

неконкурентных секторах.Цена будет фиксированная,а издержки разные.

Появится стимул к перевооружению,к модернизации.Во всех странах есть

комитеты цен,везде регулируются тарифы на энергоносители.Ультралибера-

лизма русского образца не знает ни одна страна мира.Поэтому основной

товар-рабочая сила,инновационыый ресурс деградируют.Это должно регули-

ровать государство,вопрос очень деликатный и тонкий.И формы должны

быть адекватными.Что есть "цена денег"? Минимальная зарплата? Здесь

должен быть консенсус,учет сил,последствий ближних,дальних.Это связано

со спасением в период чрезвычайных экономических ситуаций.

  Важный фактор кризиса-монопольное ценообразование,возникшее после

"либерализации".Действие этого ценообразования проявилось во всех об-

ластях экономики,за исключением торговли и некоторых видов услуг.Ког-

да точка "А"(см.рис2б) не была пройдена,необходимо было достичь рав-

новесия путем товаронасыщения под сложившийся платежеспособный спрос

при сохранении жестко регулируемыых цен и постепенного ослабления по

мере насыщения товарного рынка.Мы бы сохранили емкость внутреннего

рынка.До 1992 года инфляция была денежная,связанная с прибылью,а не с

произведенной продукцией.Сейчас она связана с монопольным ростом цен.

У нее иной характер-люди не получают зарплату.Ценами надо заниматься

серьезно,исходя из функции денег.Падение платежеспособного спроса в

производстве не стимулирует инвестиционный процесс,идет устаревание

производственной базы,резкое снижение восстановительных возможностей.

  Удобный и самый простой путь ценокорректировки-моделирование мето-

дом перборных задач,разработанное под руководством М.Ботвинника.Но про-

тив него разгорелась настоящая война-он не оставляет возможности извле-

чения прибыли нечистым на руку чиновникам.Метод строится на анализе

задачи,разбиении на n простых,переборе и поиске лучшего решения для

планирования ситуации.Цель-установить строгие правила игры,создать це-

почки так,чтобы производитель производил,имплицировал капиталовложения.

  В переборе возникают деревья вариантов на мини-максных процедурах

при максимизации прибыли,так как благоденствие общества-всего лишь пе-

рераспределение этой прибыли в социальную сферу,если мы хотим оптиму-

ма,стабильности и бесконфликтного развития.Перебор вариантов безразли-

чен к форме собственности,но чувствителен к стремлению получать при-

быль.Для больших переборных задач ресурса человеческого мозга не дос-

таточно.Ущербность экономических систем и теорий тому пример-неверно

построенная экономическая система влечет страдания от войн,кризисов,

дикости.Все экономические теории не выдерживают компьютерного тестиро-

вания.Ограничение экономики в социальной сфере-это требование отсу-

тствия конфликтов.Экономика-самонастраивающаяся система,программа спо-

собна индикативно оптимизировать это.Экономическое управление можно

осуществлять с точностью,близкой к инженерной.Класс переборных задач

позволяет решить общие проблемы управления и теории интеллектуальных

систем,к которым экономика относится.Можно моделировать рынок из 200

товаров с ценовым коридором.Есть уровнение производителей(сколько про-

изводить продукта одного типа,чтобы имел место продукт другого типа).

Инвестирование.Уравнение производства-это цепочка.Цепочки тоже взаимо-

действуют между собой.Существует эмпирический процент прибыли.Его мож-

но менять,определять базовые и производные цены.Это расчет вероятност-

ных цен.В настоящий момент прибыль неравномерна по производственным

цепочкам,система разбалансирована,что влечет общую нестабильность.Но

расчетом цепочек и цен можно все откорректировать.Модернизация россий-

ского производства насущно необходима,чтобы получить эту прибыль.

  Переборные задачи позволяют решать задачи расширенного воспроизводс-

тва,но инвестиции дают отдачу только на пятый год.Первый год-пустой.

Сначала экономика рассогласована,прибыль не самая большая,производст-

во небольшое.Задача сводится к согласованию промышленных мощностей и

народного потребления и далее вводится процедура приращения.Задача

ищет цепочки,где прибыль минимальная:сюда мобилизируется ресурс для

технологической модернизации.Цены рассчитываются перебором-подстанов-

кой.Главное,чтобы ведущие цены были стабильны.Тогда работают уравне-

ния экономики,даже если цены плавают.Важна завязка на потребителя,на

денежный фонд,корзину.Есть соответствие-экономические уравнения живут

и происходит согласование.У производителя другая проблема:не цена,а

прибыль.Программа это дает,если цены разумны.

  Когда экономикой управляет компьютер,не влияют на нее ни чиновник,ни

бюрократ,ни рэкет.Компьютер беспристрастен.На нем могут работать парал-

лельно сразу несколько инженеров,будет контроль и методик,и материала.

Просчеты сведутся к минимуму.В таких работах не заинтересованы чиновни-

ки.Поддержать могут лишь ученые и бизнесмены.Им нужен доход.Сейчас он

у них не надежный,но его можно увеличить.Когда анализируется корпора-

ция точными инжинеринговым методом,получается вариант максимально при-

быльный.По этой системе можно рассчитывать надежный доход и заложить

его прирост.Если предприниматель хочет поддержать доход,просто необхо-

димо соединить его талант с научным методом.Ресурсами экономики надо

уметь распоряжаться максимально выгодным образом.Ресурс требует хозя-

ина.Поэтому важной отраслью становится планирование,управление процес-

сом.Чтобы иметь стратегию инвестирования,чтобы получать максимальную

прибыль.Такими задачами увлекался и К.Шеннон,создав игру для Нью-Йор-

кской фондовой биржи,что резко увеличило ее прибыль.Россия же органи-

чески отторгает все нововведения со времен Ползунова.Страна,где легко

берут инновации-Нидерланды.Там в одном центре инфраструктурно связаны

сразу 6 фирм по оптимальной цепи.То же делает Израиль,который к тому

же своими киббуцами из пустыни сделал сад.Применяются программы для

кооперации в сельском хозяйстве,организации работ профсоюзов,управле-

ния фирмами и газовой отраслью в Голландии.Для внутрифирменной коорди-

нации и оптимизации задачи такого рода вообще незаменимы.Управленчес-

кие программы,связанные в один комплекс,резко увеличивают прибыль.И

нет основания для разгосударствления национальных экономических систем:

электроэнергетики (мы люди севера-этот комплекс-условие выживания на-

циональной экономики),железнодорожного транспорта,геологии,связи,теле-

коммуникации.

   Кризисы учат.В США в 1929-1933 г.было усвоено,что не все кризисы

ведут к выздоровлению,может случиться,что здоровья уже не будет,потому

что это следствие тяжелейшей болезни.Российская "экономическая мысль"

продолжает заклинания о "свете в конце туннеля" даже когда отрасли

прекращают существование.Если проследить динамику падения ВНП в Рос-

сии,то налицо катастрофический антиинвестиционный,антиинновационный

тип кризиса.Директорат по прежнему ждет,что государство поможет:не

работают,а зарплату получают.В акционерных обществах бывших государс-

твенных предприятий состоят директора и лица,связанные с предприятия-

ми и внешнему собственнику дорогу перекрывают:"Я сам эмитент,я сам ак-

ционер".Из за отсутствия денег возникает межрегиональная проблема ба-

ртеризации.Бюджетная политика сложно исполнима.Россия лидирует в ошиб-

ках.Это работает против будущего.Жизнестойкость России продолжает па-

дать.Выстрел в прошлое сделали из пистолета,в будущее палим из пушки

(спад в инновационной области болеше 3 раз).Велика опасность полного

научного сброса.Под угрозой три важнейших ресурса:

                   - интеллектуальный

                   - трудовой

                   - предпринимательский

Проблемы производительных сил в России недолюбливали и ранее.В годы

кризиса возникает соблазн все свести к делам прозаичным.Это одна из

причин скатывания с отговоркой "пока нет рынка".Формирование рыночной

инфраструктуры-дело незамедлительной важности,иначе лучшие времена не

наступят вовсе.А значит необходима мобилизация всех людей.Поэтому ос-

нова основ:

- рост производительных сил

- укрепление государства

- рост благосостояния граждан и создание среднего класса(2/3 населе-

  ния страны:менеджеры,служащие,инженеры,врачи,педагоги,рабочие высше-

  го разряда,ученые,юристы,чиновники,фермеры и т.п.)

- защита внутреннего рынка как национальная стратегия России(если

  внешний рынок сильнее,внутренний будет проигрывать)   

- политика протекционизма в защите национальных экономических интере-

  сов и рынков:

   - протекционизм отечественных товаров,создание региональных рынков,

     формирование цепочки-производство-переработка-продажа

   - поддержка параметрообразующих секторов.Они определяют уровень

     научно-технического прогресса,общеэкономической и технической мо-

     щи страны,внутреннюю социальную стабильность.Если этого не делать,

     к власти придут радикалы и средний класс будет сметен

   - поддержка традиционно дотационных (планово-убыточных) секторов

     (транспортного,пищевого и т.п.)

   - поддержка отраслей,работающих на здоровый экспорт.Мировой рынок

     должен не заменять,а облегчать функционирование внутреннего рынка

   - государство должно лелеять некоторые виды предпринимательства,

     представляющие сосудистую систему национальной экономики:это под-

     держка банковско-финансового сектора,компенсационная плата отече-

     ственным производителям для обеспечения конкуренции с импортным

     товаром,создание для них льготного режима внутри страны и т.п.

     Особое значение-выявление проблем предпринимательства,коррекция,

     тиражирование положительных наработок

   Важным направлением поддержки частного бизнеса является размещение

государственных заказов на предприятиях частного бизнеса.Как в Японии

или Ю.Корее необходимо выработать индустриальную политику.Верить,что

предприятия выживут сами-наивно.Нужна созидательная рутинная работа.

Надо платить потребителю по трансферту,но не производителю.Государство

и правительство стабильно работают тогда,когда защищаются интересы всей

массы налогоплательщиков,а не группы чиновников и клиентелл.Самоуправ-

ляемые предприятия должны быть основой вне зависимости от отраслевой

принадлежности.Такие предприятия будут заключать договора с потребите-

лями и формировать свою производственную программу,искать деньги под

проект.Государственные (национальные и региональные) программы разви-

тия,ориентированные на долгосрочные цели,включают характеристики важ-

нейших видов ресурса:населения,занятости,социального развития,отраслей,

межотраслевых комплексов,структурные сдвиги.Основное содержание Феде-

ральных целевых программ-территориальное развитие,внешнеэкономические

связи,состояние рынка,цены,финансы,денежное обращение,развитие хозяйс-

тва в разрезе форм собственности,реформы управления и регулирования.

   Разработка краткосрочных и среднесрочных программ развития должна

осуществляться экономическими ведомствами,научными учреждениями,проф-

союзами,негосударственными финансовыми и производствеными структурами.

Очень важен механизм их продуцирования (в Приложении 4 приведен евро-

аналог решения подобных задач).Необходим орган со статусом более высо-

ким,чем министерство за рамки ведомственных органов для создания наци-

ональной стратегии и экономики,и государства.Важно выявлять точки рос-

та и их поддерживать.Регулирование национальной экономики есть ликви-

дация рассогласования между ее целевым и плановым состоянием с факти-

ческим.Сквозное согласование этих элементов на этапе прогнозирования

позволяет выработать оптимальный механизм регулирования национальной

экономики.Только реальные интересы групп и слоев в увязке с уровнем

развития производительных сил должны составить модель социально-эконо-

мического развития.Идеальный вариант-участие всех в разработке прог-

рамм социально-экономического развития при 100% доступе к информации.

  Приведенная нами стратегия выхода России из кризиса рассчитана на

преобладание в обществе разумного начала.Однако текущая социально-по-

литическая ситуация позволяет нам усомниться в возможности решить про-

блему только разумом,который не слышат.Поскольку это не экономический

вопрос,описание текущего момента вынесено нами в Приложение:разрешение кризиса революцией вероятно.
Категория: Экономика | Просмотров: 560 | Добавил: rostowskaja