Главная » 2013 » Июль » 24 » Kризис
10:01 Kризис |
Рынок-это требование эффективности.Господствующая установка ли- берализма "не мешайте" в 1929 году привела к тому,что накопились про- тиворечия и с "черного четверга" Нью-Йоркской фондовой биржи наступил тотальный кризис.Основные показатели в годы депрессии следующие: Кризис в США был глубже,чем в Германии,в Германии глубже,чем во Франции, во Франции глубже,чем в Англии.Если сравнивать с сегодняшним состояни- ем России,то кризис в США был "пылинкой"-до "минимума"- 3.5 года (в России кризис уже 7 лет и конца не видно),в 1933 году уже был прирост инвестиций,что есть признак оздоровления (у нас инвестиции падают),ВНП упал на 30%(в России на все 50%0,кризис США развивался в условиях деф- ляции (падение цен),что лучше,чем инфляция.И даже здесь хроническая безработица и неимоверные страдания всего американского общества,мас- совые самоубийства предпринимателей(в таблице фигурируют средние по- казатели курса акций,а многие потеряли все).В США пострадал высший класс,в России-большинство при продолжающемся обогащении экономичес- ких элит.В США было перепроизводство,в России-недопроизводство.В резу- льтате кризиса от неоклассиков отвернулся бизнес,потом население.Про- изошла смена как правительства,так и экономической парадигмы.Появилась воля сделать все возможное,чтобы кризис,подобный этому,больше не пов- торился.Сущность американского кризиса-дефицит эффективного спроса. Сущность Российского кризиса-дефицит эффективного производства.Аме- риканский кризис доказал относительную негибкость цен из-за появления монополий,которые эти цены устанавливают и было ясно,что если ничего не делать,сами рынки не появятся.Монополии-беда и российской эконо- мики и ц е н о в о й вопрос-ключевой для нас.Важно не просто регу- лировать рынок товаров,труда и услуг,надо еще формировать на все это спрос,а значит развивать емкость в н у т р е н н е г о рынка,что во- зможно только при платежеспособном спросе.После кризиса американская конституция фиксирует положение "не допускать больших и драматических реформ":"Лучше малая реформа с большой вероятностью,чем большая с нич- тожной победой".Дерегулирование хорошо в длительной перспективе,но для России после ультралиберализма актуально именно регулирование(индика- тивно-плановая и планово-программная,планово-договорная системы,выра- ботка целей социально-экономического развития,его макропропорции,рас- чет региональной отраслевой и территориальной структуры.Это целый ком- плекс работ по формированию национальных,региональных,отраслевых прог- рамм развития,методов мобилизации ресурса как государства,так и него- сударственных экономичеких субъектов.Объектом государственого планово- го регулирования остается процесс воспроизводства,перераспределения, согласование укладов,общие условия,форсирование структурных изменений). Основная область планового управления-планирование стоимостных про- порций,перераспределения национального дохода.Государство должно регу- лировать движение потоков ресурсов и этим самым создавать для предпри- ятий стабильные условия функционирования. Главный вопрос-ЦЕНЫ.Классическая теория гласит:цены не регулиро- вать:спрос определит предложение.Это так,если работает рынок (Приложе- ние 2а):максимизация прибыли,оптимизация потребительской выгоды,жест- кие ограничения экономических агентов,структура хозяйства реализуется под влиянием конъюнктуры рынка на ближнюю и дальнюю перспективу,госу- дарство действует в тех же рамках,устанавливая и контролируя правила. Но после 1992 года хозяйство России распалось на разные сегменты: потребительский,финансовый,инвестиционый,трудовой.Причем ситуация не равнозначная:потребительский,товарный рынок и при советской системе работал в режиме бюджетных ограничений,хотя цены не отражали реальную ситуацию.Рынок труда со стороны предложения на "реформы" отреагировал как любой нормальный рынок,а со стороны спроса аномален.Не появилось рынка там,где его не было-в инвестиционной,финансовой сфере,не сложи- лись финансовые инструменты. Взаимоотношение спроса-предложения в производственном секторе рос- сийской экономики после 1992 года представлено на рис.2б.Спрос 1991 года был больше предложения.В этой ситуации как бы ни падало производ- ство,"дна"не достигнуть.Мы опустились до точки "А",где надо было выру- ливать и пошли в другую реальность,которая грозит утратой науки,техни- ческого прогресса,демографической недостаточностью,невостребованностью образования и квалификации.Мы можем потерять ресурсы и территорию,ис- чезнуть как народ.Страна больше не разделена между ВПК и гражданскими. Она разделена между бедным госсектором и богатыми экономическими эли- тами,активно интегрированными в рыночные отношения.Люди,зависящие от государственной поддержки,живут на мизерные вознаграждения,заниженные в сравнении с доходом коммерческого сектора(стипендии и пенсии состав- ляют $15-20 мес.,зарплата профессора и госслужащего-$ 150-200,кассира банка-$1500).Столь же неравномерно распределился доход по регионам, что приводит к реамиграции населения.Неравенство ставит под сомнение роль квалификации в национальном "развитии".Имеет ли она вообще смысл, если одаренный человек стремится попасть на факультет иностранных язы- ков и бизнеса,а московская серость заполняет факультеты кибернетики и прорывных технологий,куда менее притягательных при сегодняшней оплате труда?Не порочный круг бедности,характерный для аграрнях государств с их сильным приростом населения,а индустриальный тип коллапса уготов- лен России:натурализация хозяйства-человек будет выживать.Бартер,комп- радорство,вывоз капитала-фрагменты деградации.Сжатие станет массовым из-за падения спроса.Если цена на топливо будут возрастать,заработная плата падать,производство станет заваливаться быстрее.Это следствие ликвидации "денежного навеса".В условиях денежного дефицита и неконку- рентного хозяйства началось шоковое ценообразование.Рост цен увеличил долги,за спросом завалилось производство,возникла зона неплатежей,ко- торую векселями и комиссиями не снять.Если не нормировать цены (конку- рентных отраслей это не касается),все будет бесполезно.Регулировать удобно рентабельность предприятия,привязывая к фондам.80% предприятий таким образом выведутся за линию банкротов.Рентабельность увеличится, если ввести индексирование,будут инновации.Необходимы санкции за рен- табельность на раскруте цен.Другой путь-через регулирование заработной платы в ее увязке с активами предприятий.В настоящее время идет опере- жающий рост цен по отношению к заработку,что ведет к постоянном сниже- нию платежеспособного спроса,утрате отечественного рынка,падению прои- зводства,неплатежам,инфляциям.Платежеспособный спрос падает быстрее,чем производство.Импорт продукции усугубляет этот процесс.В условиях рез- кого снижения спроса цены в ряде отраслей упали ниже транспортных та- рифов.Получаемой прибыли и зарплаты оказалось недостаточно даже для простого воспроизводства.Сокращение внутреннего спроса понуждает сы- рьевиков к вывозу и реализации продукции по более низким ценам.Можно реформировать налоговую систему,чтобы не изымать части вновь созданной стоимости,предназначенной для простого воспроизводства.Только то, что остается у предприятия,можно делить.То же в отношении таможенной пошлины между национальной и иностранной стоимостью.Необходим целый комплекс мер:экономику можно спасти неэкономическими мерами во всех неконкурентных секторах.Цена будет фиксированная,а издержки разные. Появится стимул к перевооружению,к модернизации.Во всех странах есть комитеты цен,везде регулируются тарифы на энергоносители.Ультралибера- лизма русского образца не знает ни одна страна мира.Поэтому основной товар-рабочая сила,инновационыый ресурс деградируют.Это должно регули- ровать государство,вопрос очень деликатный и тонкий.И формы должны быть адекватными.Что есть "цена денег"? Минимальная зарплата? Здесь должен быть консенсус,учет сил,последствий ближних,дальних.Это связано со спасением в период чрезвычайных экономических ситуаций. Важный фактор кризиса-монопольное ценообразование,возникшее после "либерализации".Действие этого ценообразования проявилось во всех об- ластях экономики,за исключением торговли и некоторых видов услуг.Ког- да точка "А"(см.рис2б) не была пройдена,необходимо было достичь рав- новесия путем товаронасыщения под сложившийся платежеспособный спрос при сохранении жестко регулируемыых цен и постепенного ослабления по мере насыщения товарного рынка.Мы бы сохранили емкость внутреннего рынка.До 1992 года инфляция была денежная,связанная с прибылью,а не с произведенной продукцией.Сейчас она связана с монопольным ростом цен. У нее иной характер-люди не получают зарплату.Ценами надо заниматься серьезно,исходя из функции денег.Падение платежеспособного спроса в производстве не стимулирует инвестиционный процесс,идет устаревание производственной базы,резкое снижение восстановительных возможностей. Удобный и самый простой путь ценокорректировки-моделирование мето- дом перборных задач,разработанное под руководством М.Ботвинника.Но про- тив него разгорелась настоящая война-он не оставляет возможности извле- чения прибыли нечистым на руку чиновникам.Метод строится на анализе задачи,разбиении на n простых,переборе и поиске лучшего решения для планирования ситуации.Цель-установить строгие правила игры,создать це- почки так,чтобы производитель производил,имплицировал капиталовложения. В переборе возникают деревья вариантов на мини-максных процедурах при максимизации прибыли,так как благоденствие общества-всего лишь пе- рераспределение этой прибыли в социальную сферу,если мы хотим оптиму- ма,стабильности и бесконфликтного развития.Перебор вариантов безразли- чен к форме собственности,но чувствителен к стремлению получать при- быль.Для больших переборных задач ресурса человеческого мозга не дос- таточно.Ущербность экономических систем и теорий тому пример-неверно построенная экономическая система влечет страдания от войн,кризисов, дикости.Все экономические теории не выдерживают компьютерного тестиро- вания.Ограничение экономики в социальной сфере-это требование отсу- тствия конфликтов.Экономика-самонастраивающаяся система,программа спо- собна индикативно оптимизировать это.Экономическое управление можно осуществлять с точностью,близкой к инженерной.Класс переборных задач позволяет решить общие проблемы управления и теории интеллектуальных систем,к которым экономика относится.Можно моделировать рынок из 200 товаров с ценовым коридором.Есть уровнение производителей(сколько про- изводить продукта одного типа,чтобы имел место продукт другого типа). Инвестирование.Уравнение производства-это цепочка.Цепочки тоже взаимо- действуют между собой.Существует эмпирический процент прибыли.Его мож- но менять,определять базовые и производные цены.Это расчет вероятност- ных цен.В настоящий момент прибыль неравномерна по производственным цепочкам,система разбалансирована,что влечет общую нестабильность.Но расчетом цепочек и цен можно все откорректировать.Модернизация россий- ского производства насущно необходима,чтобы получить эту прибыль. Переборные задачи позволяют решать задачи расширенного воспроизводс- тва,но инвестиции дают отдачу только на пятый год.Первый год-пустой. Сначала экономика рассогласована,прибыль не самая большая,производст- во небольшое.Задача сводится к согласованию промышленных мощностей и народного потребления и далее вводится процедура приращения.Задача ищет цепочки,где прибыль минимальная:сюда мобилизируется ресурс для технологической модернизации.Цены рассчитываются перебором-подстанов- кой.Главное,чтобы ведущие цены были стабильны.Тогда работают уравне- ния экономики,даже если цены плавают.Важна завязка на потребителя,на денежный фонд,корзину.Есть соответствие-экономические уравнения живут и происходит согласование.У производителя другая проблема:не цена,а прибыль.Программа это дает,если цены разумны. Когда экономикой управляет компьютер,не влияют на нее ни чиновник,ни бюрократ,ни рэкет.Компьютер беспристрастен.На нем могут работать парал- лельно сразу несколько инженеров,будет контроль и методик,и материала. Просчеты сведутся к минимуму.В таких работах не заинтересованы чиновни- ки.Поддержать могут лишь ученые и бизнесмены.Им нужен доход.Сейчас он у них не надежный,но его можно увеличить.Когда анализируется корпора- ция точными инжинеринговым методом,получается вариант максимально при- быльный.По этой системе можно рассчитывать надежный доход и заложить его прирост.Если предприниматель хочет поддержать доход,просто необхо- димо соединить его талант с научным методом.Ресурсами экономики надо уметь распоряжаться максимально выгодным образом.Ресурс требует хозя- ина.Поэтому важной отраслью становится планирование,управление процес- сом.Чтобы иметь стратегию инвестирования,чтобы получать максимальную прибыль.Такими задачами увлекался и К.Шеннон,создав игру для Нью-Йор- кской фондовой биржи,что резко увеличило ее прибыль.Россия же органи- чески отторгает все нововведения со времен Ползунова.Страна,где легко берут инновации-Нидерланды.Там в одном центре инфраструктурно связаны сразу 6 фирм по оптимальной цепи.То же делает Израиль,который к тому же своими киббуцами из пустыни сделал сад.Применяются программы для кооперации в сельском хозяйстве,организации работ профсоюзов,управле- ния фирмами и газовой отраслью в Голландии.Для внутрифирменной коорди- нации и оптимизации задачи такого рода вообще незаменимы.Управленчес- кие программы,связанные в один комплекс,резко увеличивают прибыль.И нет основания для разгосударствления национальных экономических систем: электроэнергетики (мы люди севера-этот комплекс-условие выживания на- циональной экономики),железнодорожного транспорта,геологии,связи,теле- коммуникации. Кризисы учат.В США в 1929-1933 г.было усвоено,что не все кризисы ведут к выздоровлению,может случиться,что здоровья уже не будет,потому что это следствие тяжелейшей болезни.Российская "экономическая мысль" продолжает заклинания о "свете в конце туннеля" даже когда отрасли прекращают существование.Если проследить динамику падения ВНП в Рос- сии,то налицо катастрофический антиинвестиционный,антиинновационный тип кризиса.Директорат по прежнему ждет,что государство поможет:не работают,а зарплату получают.В акционерных обществах бывших государс- твенных предприятий состоят директора и лица,связанные с предприятия- ми и внешнему собственнику дорогу перекрывают:"Я сам эмитент,я сам ак- ционер".Из за отсутствия денег возникает межрегиональная проблема ба- ртеризации.Бюджетная политика сложно исполнима.Россия лидирует в ошиб- ках.Это работает против будущего.Жизнестойкость России продолжает па- дать.Выстрел в прошлое сделали из пистолета,в будущее палим из пушки (спад в инновационной области болеше 3 раз).Велика опасность полного научного сброса.Под угрозой три важнейших ресурса: - интеллектуальный - трудовой - предпринимательский Проблемы производительных сил в России недолюбливали и ранее.В годы кризиса возникает соблазн все свести к делам прозаичным.Это одна из причин скатывания с отговоркой "пока нет рынка".Формирование рыночной инфраструктуры-дело незамедлительной важности,иначе лучшие времена не наступят вовсе.А значит необходима мобилизация всех людей.Поэтому ос- нова основ: - рост производительных сил - укрепление государства - рост благосостояния граждан и создание среднего класса(2/3 населе- ния страны:менеджеры,служащие,инженеры,врачи,педагоги,рабочие высше- го разряда,ученые,юристы,чиновники,фермеры и т.п.) - защита внутреннего рынка как национальная стратегия России(если внешний рынок сильнее,внутренний будет проигрывать) - политика протекционизма в защите национальных экономических интере- сов и рынков: - протекционизм отечественных товаров,создание региональных рынков, формирование цепочки-производство-переработка-продажа - поддержка параметрообразующих секторов.Они определяют уровень научно-технического прогресса,общеэкономической и технической мо- щи страны,внутреннюю социальную стабильность.Если этого не делать, к власти придут радикалы и средний класс будет сметен - поддержка традиционно дотационных (планово-убыточных) секторов (транспортного,пищевого и т.п.) - поддержка отраслей,работающих на здоровый экспорт.Мировой рынок должен не заменять,а облегчать функционирование внутреннего рынка - государство должно лелеять некоторые виды предпринимательства, представляющие сосудистую систему национальной экономики:это под- держка банковско-финансового сектора,компенсационная плата отече- ственным производителям для обеспечения конкуренции с импортным товаром,создание для них льготного режима внутри страны и т.п. Особое значение-выявление проблем предпринимательства,коррекция, тиражирование положительных наработок Важным направлением поддержки частного бизнеса является размещение государственных заказов на предприятиях частного бизнеса.Как в Японии или Ю.Корее необходимо выработать индустриальную политику.Верить,что предприятия выживут сами-наивно.Нужна созидательная рутинная работа. Надо платить потребителю по трансферту,но не производителю.Государство и правительство стабильно работают тогда,когда защищаются интересы всей массы налогоплательщиков,а не группы чиновников и клиентелл.Самоуправ- ляемые предприятия должны быть основой вне зависимости от отраслевой принадлежности.Такие предприятия будут заключать договора с потребите- лями и формировать свою производственную программу,искать деньги под проект.Государственные (национальные и региональные) программы разви- тия,ориентированные на долгосрочные цели,включают характеристики важ- нейших видов ресурса:населения,занятости,социального развития,отраслей, межотраслевых комплексов,структурные сдвиги.Основное содержание Феде- ральных целевых программ-территориальное развитие,внешнеэкономические связи,состояние рынка,цены,финансы,денежное обращение,развитие хозяйс- тва в разрезе форм собственности,реформы управления и регулирования. Разработка краткосрочных и среднесрочных программ развития должна осуществляться экономическими ведомствами,научными учреждениями,проф- союзами,негосударственными финансовыми и производствеными структурами. Очень важен механизм их продуцирования (в Приложении 4 приведен евро- аналог решения подобных задач).Необходим орган со статусом более высо- ким,чем министерство за рамки ведомственных органов для создания наци- ональной стратегии и экономики,и государства.Важно выявлять точки рос- та и их поддерживать.Регулирование национальной экономики есть ликви- дация рассогласования между ее целевым и плановым состоянием с факти- ческим.Сквозное согласование этих элементов на этапе прогнозирования позволяет выработать оптимальный механизм регулирования национальной экономики.Только реальные интересы групп и слоев в увязке с уровнем развития производительных сил должны составить модель социально-эконо- мического развития.Идеальный вариант-участие всех в разработке прог- рамм социально-экономического развития при 100% доступе к информации. Приведенная нами стратегия выхода России из кризиса рассчитана на преобладание в обществе разумного начала.Однако текущая социально-по- литическая ситуация позволяет нам усомниться в возможности решить про- блему только разумом,который не слышат.Поскольку это не экономический вопрос,описание текущего момента вынесено нами в Приложение:разрешение кризиса революцией вероятно. |
Категория: Экономика | Просмотров: 560 | Добавил: rostowskaja |