Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Воскресенье, 28.04.2024
Главная » 2013 » Июль » 24 » СТРАТЕГИЯ ВЫВОДА РОССИИ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА(II)( М.Н.Ростовская,1995)
11:00
СТРАТЕГИЯ ВЫВОДА РОССИИ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА(II)( М.Н.Ростовская,1995)
 
7.1 КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТАПА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ



   Задача этапа-создание рыночного уклада с "нуля" на рухнувшей

экономике "реального социализма".

   Каково будущее России,куда она пойдет,каковы концепции ее поли-

тического развития? Мы хотим устойчивости,уверенности в завтрашнем

дне,а это дорога в социальное рыночное хозяйство.Третьего не дано,

третий путь-путь в третий мир.

   Российские "демократы" перепутали уравниловку с равенством.Во

всех концепциях мира провозглашено социальное равенство и партнерст-

во как официальный принцип:не унижающий человеческое достоинство

прожиточный минимум,социальная поддержка людей.

      Как решить стоящую проблему? Путь следующий:

- формирование социальной доктрины России.Она должна отражать прио-

  ритеты большинства населения страны:заинтересованность в труде,ка-

  честве жизни,социальном рынке и содержать к тому же

- концепцию социального государства.Оно руль-регулятор

- концепцию правового регулирования

- концепцию институционального регулирования

- концепцию государственной службы

- концепцию общенационального прогресса,национальную программу

  России

Конституция не тождественна социальной доктрине,социальная доктрина

не тождественна государственному управлению и проектам национального

возрождения.Все части доктрины должны быть взаимосвязаны,но доктрина

без политического управления-утопия,а ее отсутствие-шатание и беспер-

спективность.

Сейчас надо:

- условия,чтобы производство стало выгодно

- кредитные условия

- будущее России напрямую связано с отношением собственности.Люди

  отчуждены от средств производства.Кому можно было доверить собс-

  твенность,тот не получил статуса для реализации себя как собстве-

  нника

- свободу и условия для развития

- общую схему народного хозяйства на длительный период с учетом

  общирной территории,неравенства климатических условий,поликуль-

  турного окружения и тенденций геополитики

- программу восстановления сбережений граждан

  Сбережение и образование капитала-предпосылка и движущая сила хо-

зяйственного роста.Основной капитал,доставшийся от социализма,в

плачевном состоянии и большая часть его требует выбраковки.Это ве-

дет к дефициту реального капитала.Поэтому особенно пристальное вни-

мание должно быть уделено сбережению.Сбережение-это образование со-

стояния.Оно может принять разную имущественную форму.Сбережение -

отложенное удовлетворение потребностей,что есть и гарантия от рис-

ка,и форма подстраховки и резервный фонд,и запас прочности и инвес-

тиции в человеческий капитал,в профессиональное будущее.Сбережения

были "экспроприированы",общество обескровлено,возникла благодатная

почва создания "порочного круга бедности" и для граждан,и для госу-

дарства. 

   Во всех без исключения экономиках,в том числе и плановой,ВВП ра-

спределяется между государством,населением и экономическими элита-

ми.В процессе "либерализации" возникли диспропорции в структуре

перераспределения в пользу экономических элит.Правительство,вместо

того,чтобы заняться первопричиной всех неприятностей-перераспреде-

лением,взялось за статьи расходов государства,чередуя мягкую и же-

сткую финансовую политику.Последовательно проводилась только поли-

тика финансовых реквизиций.В 1992 году обесценились все вклады на-

селения,финансовая паника 1994 года привела к краху банковских

предпринимательских учреждений,в 1995 году с помощью ГКО и КО пост-

роена государственная пирамида,которая в любой момент может спрово-

цировать рост инфляции,увеличиваются резервные отчисления банков,

что чревато спадом уже в финансовой сфере.Повышение курса рубля в

условиях сохраняющейся инфляции резко обесценивает долларовые нако-

пления внутри страны.Эти рискованные финансовые манипуляции не ле-

чат экономику,а отодвигают решение проблем на потом.Особенно опа-

сен рост внешнего долга.

  Правительство надеется,что после достижения финансовой стабилиза-

ции прекратится вывоз капитала,начнется инвестиционный бум и эконо-

мика оживет.Но эти процессы не возможны без расширения внутреннего

и экспортного спроса.Поскольку расширение внутреннего спроса умень-

шает прибыль экономических элит,а на мировой рынок из России допус-

каются только природные ресурсы и продукция грязных и энергоемких

производств,то при такой "политике" нельзя ождать расширения внут-

реннего спроса,скорее всего будет рост демпинговых продаж природ-

ных ресурсов.Поэтому в рамках этой политики после "паузы" возможна

длительная депрессия в большинстве отраслей и незначительный подъем

в добыче ресурсов,а также в грязных,энергоемких производствах.Если

перераспределение доходов от населения в пользу экономической элиты

будет продолжаться,то будет продолжаться и экономический спад в по-

требительских отраслях и вывоз капитала( $ 2 млрд/мес.).

   Чтобы избежать дальнейшего экономического спада, неоправданный

доход элит надо перераспределить в пользу государства и населения.

С.В.Дубовский,институт системного анализа РАН, предложил следующие

пути уравновешивания системы в распределительной части:

- модернизация налогообложения сверхдоходов

- рента на природные ресурсы.

- мобилизация долгов из бывших республик СССР

- ликвидация неравномерности зарплаты в отраслях,соблюдение пропор-

  ций оплаты труда в отраслях

- полная передача рынка производственных инвестиций частному капи-

  талу,вкладывание государственных средств только в инфраструктуру

  и социальную сферу

- ипотечное государственное страхование вкладов населения в коммер-

  ческие банки с государственным участием,недопущение всех форм фи-

  нансовых экспроприаций

- создание государственного резерва потребительских товаров для

  стабилизации цен на первом этапе

    Не умаляя проблему,связанную с негативной ролью государства в

возникновении слоя сырьевых магнатов,признавая эффективность неко-

торых перечисленных мер,мы намерены предложить глубинную стратегию

реформирования экономики,основанную на принципах устойчивого,пред-

сказуемого развития.

   В сегоднящней нашей ситуации есть три ключевые точки,куда надо

направить усилия,чтобы за это звено вытащить всю цепь:проблема го-

сударства,проблема финансово-промышленных групп и проблема малого

предпринимательства.Чтобы понять их особую роль,чтобы найти мето-

ды воздействия,рассмотрим их отдельно.

   Устойчивость всякой системы достигается полифонией и разделени-

ем труда.Назначение ЧАСТНОГО СЕКТОРА производить материальные и ду-

ховные ценности.Основной механизм его функционирования должен стать

рыночным и правовым.Этот сектор стратифицирован,на разных этапах

эволюции экономической системы соотношение страт меняется,но нико-

гда не исчезают сами страты,так как у каждой из них своя роль:

- Малое предпринимательство.Своей массовостью обеспечивает заня-

  тость.Особая,все возрастающая роль в развитии венчурных форм и в

  сфере услуг.

- Среднее предпинимательство,ориентировано на внутренние потребно-

  сти страны

- Олигополии,ФПГ и корпорации:

     - имеют стратегическое поведение,создают

     - конкурентоспособность национальной экономики

     - внедрение инноваций

     - обеспечивают реализация больших программ развития

     - являются структурообразующим фактором государственной

       экономики

150-200 ФПК сделали японское чудо,500 корпораций определяют эконо-

мическую жизнь США,управление ресурсами

Надо:

1. Обеспечение равенства шансов всех участников хозяйственного про-

   цесса,солидарности и взаимодополняющей кооперации,чтобы происхо-

   дила интеграция в равнопорядковой деятельности.Солидарную эконо-

   мическую мощь обеспечивает ассоциированный производитель.

2. Устойчивые связи дают не отдельные субъекты хозяйства,а их инфра-

   структура,НИИ,банки,страховые компании,лизинговые,франчайзинговые

   отношения и все это переплетается на основе договоров и соглашений.

  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР:его задачи и функции

- обеспечивает правовой механизм

- безопастность

- общие условия жизнедеятельности,к которым относятся труд,земля,

  капитал,информация

- основные сферы жизни

- условия функционирования самого государства

- инфраструктуру производства,социальную,ее институты и условия их

  возникновения на частной основе

- все,что связано с жизнью человека,регламентируется государством

- баланс интересов между отраслями и группами

- расположение госзаказов на предприятиях,включая предприятия част-

  ного сектора

- природную ренту и условия охраны окружающей среды и здоровья

- функционирование важнейших хозяйственных объектов

- создание инвестиционного климата,общих условий для хозяйства,инф-

  раструктуры,условий возникновения среднего класса и элитного зерна

- внутренняя и внешняя стабильность

- разумные налоги

- условия для зарождения и функционирования местного самоуправления

- реструктуризацию неэффективного аппарата (концепция государства)

- расширение частной собственности за счет государственной

- снижение риска некомпетентности принятия решений

- освобождение созидательных сил народа

- децентрализацию властных полномочий из центра в регион

  Государство обслуживает публичные и стратегические интересы.В

мировой тенденции возрасла роль стратегии на уровне государств,

ориентация на социальные критерии:качество и продолжительность жи-

зни,наметился поворот к социальной политике.

Цель государства-благополучие социума.

  Идеально государство строится на двух принципах:

1.П р и н ц и п е    ф и с к а л ь н о г о    э к в и в а л е н т а-

  целевом и гласном использовании налогов

2.П р и н ц и п е    с у б с и д и а р н о с т и-

  принятии решения на самом компетентном,максимально низком уровне



  Обеспечение институциональной надежности и рыночных гарантий про-

тиворечит в трансформируемых системах,так как это и цель,и условие,

но страны,которые подобное прошли (Австрия,Германия,Япония) шли че-

рез долгосрочную предсказуемость политических шагов и мер.Именно

стабильное государство,а не его отсутствие и устранение создает

благоприятные условия для развития рыночного процесса.Оно предпола-

гает национальный консенсус о целях и инструментах хозяйственной и

социальной политики-национальную программу созидания,стремление к

социальной справедливости и разделяемое убеждение,что хозяйственные

проблемы разрешимы.

  Отсюда необходимость создания дееспособных государственных орга-

нов.Новые компоненты вводятся в действие политическими инструмен-

тами.В западной экономике 5 свобод:

- свобода торговли и предпринимательства

- свобода выбора места жительства

- свобода договорных отношений

- свобода распоряжения своими средствами производства

- автономия партнеров в тарифных соглашениях

   Авторитаризм с точки зрения политики хозяйствования возможен,ес-

ли совместим с конкурентным порядком,получает от населения легитим-

ную основу,проводит соответствующую рынку политику,осуществляет ее

с помощью дееспособной,некоррумпированной администрации.

Но мягкий авторитаризм заключается в том,чтобы привить слабой де-

мократии определенные сильные черты авторитаризма:устойчивость,ори-

ентацию на перспективу,бескомпромиссность,ограничение права боль-

шинства в пользу квалифицированного меньшинства.Это скорее не анти-

демократичная форма,а антитоталитарная и помочь может трансферт ноу

-хау в этой области с запада на восток. 

   Центральное значение государства для трансформации экономики в

доказательстве не нуждается.Уже само установление частной собствен-

ности,охватывающей и вещественный,и человеческий капитал,является

важнейшей правовой созидательной задачей.Когда он будет сформирован

так,что возникнут рынки товаров,услуг,труда и капитала на основе

индивидуальных прав распоряжения,только тогда начнется процесс ры-

ночного хозяйствования.Только тогда возможно дерегулирование и ли-

берализация,обеспечение конкуренции и стабильная денежная система.

Будет необходимость реформирования самого государства из экспроп-

риирующего в обслуживающее.При трансформации центральной проблемой

остается ориентация парламента на соображения справедливости,т.е.

учет интереса всех страт.

   Компетентность государства предполагает функцию социального

регулятора.Отсюда важна концепция государственной службы.Социа-

льное государство должно защищать интересы граждан,отсюда его

принципы и структура.Должен существовать конкурс при приеме на

госслужбу.Это не просто место работы,госслужба-это социально-пра-

вовой институт.Он определяет масштабы либеральности,ее меру.Соци-

альное государство как орган государственного регулирования под-

держивает конкурентоспособность по социальному фактору развития

(уровень общественного спроса,чтобы избежать ресурсный спад,гос.

потребности,расходы на товары и услуги,трансферты,налоги и т.п.).

По приоритетам выделяет круг глобальных задач,технологические

приоритеты,обеспечивает общенациональный прогресс,ресурсоисполь-

зование.Но регулятор-не только государство,но и корпорации.Они

тоже делают инфраструктуру и проводят социальные программы.Эти

группы могут быть альтернативой государственному монстру.



   Способы разрешения проблем производства и занятости заключаются в промышленной политике государства.Что касается самой производящей сферы,то здесь следующая ситуация:     
 
  Выбранная политика приватизации изначально была соткана из

проблем:капитал,который мог мобилизовать частный собственник,

был несопоставимо мал в сравнении с общей стоимостью предприятий.

Лишь немногие продавцы могли найти покупателя и рассчитывать на

массовые аукционы не приходилось.Так же быстро не может быть удо-

влетворена потребность в менеджерах,тем более,что директорат сде-

лает все,чтобы оставить за собой свои кресла.Еще одна трудность:

производительность предприятий не велика и потребуются трансфер-

ты технологий и значительные затраты времени.Лучший вариант в этой

ситуации-переход к смещанной системе,где удачно сочетается и госу-

дарственный регулятор,и либеральная компонента при наличии эконо-

мической рациональности в принятии решения.

   Создание финансово-промышленных групп в России может способст-

вовать ликвидации последствий экстремизма и ненаучного подхода к

экономике как системе хозяйствования и разрешить проблему  оптими-

зации производства.Однако только адекватное понимание ситуации по-

зволяет найти антикризисное средство.Формирующиеся группы из-за

олигопольного взаимодействия будут менять экономическую инфрастру-

ктуру адекватно региональному разнообразию России,они способны ос-

тановить инфляцию и вывести на подъем экономику.В условиях паде-

ния конкурентоспособности нашего индустриального производства и

блокированности инвестиционных процессов,ФПГ имеют особо важное,

если не ключевое значение.Акционерное владение способствует спа-

йке финансово-промышленной группы в крепкий хозяйственный орга-

низм,а не в сборище коньюнктурщиков,получающих выгоду от ценных

бумаг.Но это не мыслимо без разумного отношения к сердцу финан-

сово промышленной группы-банку,что возможно через институт зак-

репления за ним существенных воспроизводственных функций.

  Антикризисная роль ФПГ:восстановление производства,инвестиций

и функции денег и как средства обращения,стимулирование денежной

стабилизации,ослабнут волны неплатежей,начнет формироваться вну-

тренняя конкурентная среда,сузится сфера теневой экономики.Дивер-

сификационные свойства ФПГ,восстановление научно-технической и

промышленной базы,запрос на персонал,создание глубинных условий

для здорового предпринимательства,межотраслевой перелив капитала

дадут структурные сдвиги:ресурсные и технологические трансферты,

сформируют индустриальный каркас страны и позвалят перейти к упра-

вляемой на среднем звене национальной экономике,что увеличит нашу

экономическую безопасность при переходе на открытую систему хозя-

йствования с экспортным потенциалом и позволит сохранить российс-

кий контроль над происходящим процессом.Возможности у ФПГ большие,

тем более,что Россия-страна с высококооперированным индустриальным

хозяйством.В ходе приватизации естественные технологические цепоч-

ки раздробились,но это не простое производство,а производство су-

женное,где функционируют части производств и их при условиях можно

собрать в новую цепь.Но беда в том,что формирование ФПГ-длительный

процесс.Однако сформировались банковские холдинги.Можно элиминиро-

вать отчуждение промышленников и банкиров мудрой промышленной поли-

тикой,появятся частные,смешанные,государственные ФПГ.Модернизация

и вливание в систему мировых экономических отношений-вот та роль,

которую могут сыграть ФПГ.Кроме того,ФПГ подключают внутренние ре-

зервы увеличения экономической эффективности:

   Межотраслевой перелив капитала,внутриотраслевой перелив ресур-

сов обеспечит конкурентную среду.Появится запрос на малые и сред-

ние предпринимательские формы инновационного или сервисного типа.

Возрастет роль аудиторских фирм,судебных институтов и независимых

адвокатов,страховых компаний,кадровых центров и т.п.ФПГ не только

гарант стабилизации ситуации в экономике,они также способствует

появлению предпринимательского корпуса,готового ответить на вызов

научно-технической революции.

  Диверсификационный,блоковый тип производств будет вынуждать к

стимулированию научно-исследовательских разработок.Объектом бюд-

жетного финансирования должна оставаться только фундаментальная

наука.Прикладная должна быть встроена в отношения товарно-денеж-

ного ряда,должен быть сформирован платежеспособный спрос на НИОКР

и инновации "снизу".Эти условия есть в акционерных обществах,

холдингах,малых венчурных предприятиях,инновационных институтах,

существенные возможности представляют ФПГ.Научно-исследовательс-

кий центр-->ФПГ,вот схема воспроизводства научных идей в промыш-

ленности.Более того,наукоемкие комплексы сами могут стать основой

ФПГ,но здесь бы следовало государственным органам провести пред-

варительный анализ-прогноз и определить будущие структуры и нап-

равление деятельности такого комплекса.

Роль ФПГ в укреплении России:

  ФПГ разные.Некоторые тяготеют к отраслевой предзаданности,другие-

к региональной.Межрегиональная основа-способ укрепления России.Но

здесь отстает законодательная база в статьях,связанных с переливом

рабочей силы.ФПГ позволят государству получить сильных претенден-

тов на участие в реализации государственных программ.Будет шанс на

размещение крупных заказов на действительно конкурентной основе,

будет увеличение экспортного потенциала:

  ФПГ-фактор восстановления кооперативных связей со странами СНГ.

Создание ТНК позволит переориентировать в государственный долг

задолженность СНГ перед Россией ($5 млрд. в 1993 году).Встает воп-

рос о погашении части задолженности путем передачи имушественных

прав (акций,ценных бумаг) на предприятия,которые интересуют Россию.

  На внешнем рынке наши предприятия несут потери из-за отсутствия

опыта.В то же время банковские структуры успешно осваивают это

пространство с его многочисленными услугами.Коммерческие банки ус-

тановили корреспондентские отношения с основными транснациональны-

ми банками.Во внешнеторговых сделках используется и форфейтинг,

кредитный и валютный своп,форвард,мультивалютные счета,что дает

возможность российским фирмам работать на основе стабильных цено-

вых контрактов.Более того,можно осуществить разворот от импортиза-

ции промышленности к экспортизации производства.Для этого должна

быть взвешенная государственная стратегия.В частности в сырьевых

и добывающих отраслях пока есть значительный экспортный потенциал.

Умелое их использование позволит быстро затормозить спад производ-

ства и постепенно "вырулить" из экономической "ямы" на подьем с

одновременной модернизацией и экологизацией производства.Все это-

регулирование открытих экономик с иностранной конкуренцией.

   ФПГ дает экономические предпосылки конверсии.С ВПК связана 1/3

работающего населения страны.Здесь и радиотехника,электроника,

связь,наукоемкие производства,самолетостроение.Неверные представ-

ления о конверсии привели к сильным потерям в отрасли.В 1993 го-

ду отток персонала составил 15%,тех,кто более всего нужен для

"реконверсии",т.к. оборонные предприятия должны быть мобильными и

быство перестраиваться с мирного пути в случае внешних угроз.За-

рубежный опыт показывает,что там оборонный комплекс развивается в

рамках ФПГ и акционерных обществ и имеет правительственный статус.

   Достижение целостности,устойчивости,комплексности и независимо-

сти хозяйства России-эту задачу тоже способны выполнить ФПГ.Выход

из экономического кризиса-это восстановление процесса производст-

венного накопления (в развитых стран норма накопления 22-25%ВВП).

Сегодня разломана материальная основа жизни общества. Спад спроса

на продукцию инвестиционных и потребительских отраслей перекрыл

путь к обновлению технологий. В общей гонке цен первым выпадал тот,

чью технологии были дороже,налоги выше,клиенты беднее.Спад услуг
оценивается в 70% от уровня  1999г.
 
 В эпоху затянувшегося экономического кризиса малое предп-

ринимательство решает вопросы самозанятости граждан и снимает

социальную напряженность.Но с другой стороны в кризисных эконо-

миках идет отток самых квалифицированных специалистов из базисных

сфер хозяйства,разрушение трудового потенциала.Необходимость ре-

форм при отсутствии цели всегда вызывает дисгармонию и деформацию.

   Экономика,управление и право-вот основание,задающее среду ма-

лого предприятия.У него своя роль:либо это зародыш будушей компа-

нии,либо фирма,выполняющая инфраструктурные функции или специали-

зирующаяся на обслуживании,либо научно-исследовательское предпри-

ятие,не требующее солидного оборудования (венчурное,аналитичес-

кое,социалогические негосударственные институты).Малое предприни-

мательство всегда в движении,изменении,поиске.У него одна забота-

выжить при небольшом обороте и малых активах.Здесь простор предп-

ринимательскому таланту,здесь риск,ответственность.Цель-удержать-

ся в мире,где нагрузка падает на крупных производителей.С ними

отношения особые,такие,как при симбиозе:процесс поглощения-отделения

идет непрерывно.Малое предприятие то уходит в разряд отдела корпора-

ции,то вновь возникает независимой фирмой.Те,кто не выдерживает кон-

куренции,разоряется.Малое предприятие по природе своей тяготеет либо

к региону,либо к корпорации,которую обслуживает.У него "территориаль-

ная" привязка.Малое предприятие-это не размер,это юридическая и эко-

номическая самостоятельность фирмы,полагающейся только на себя.Оно

всегда было объектом заботы в европейских государствах.



  7.2 СИСТЕМНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕРОПРИЯТИЙ ЭТАПА



                      ПОЛИТИКА СТАБИЛИЗАЦИИ

- В переходный период актуально равновесное состояние.

- инвестиции-залог завтрашнего роста и стабильности.

- меры по подъему инвестиций:политика реструктуризации

- обложение непроизводительных инвестиций и условия их перелива

  в производство

- мониторинг динамики прироста населения,отражающего существо про-

  цесса:стабильность/кризис

- структурная перестройка хозяйства в направлении сглаживания дохо-

  дов в отраслях и стратах,политика компенсации проигравшим.Это

  надо для того,чтобы продолжать реформы и выигрывать

- программа ликвидации безработицы.Значительная безработица во

  времена депрессии наряду с неполной загрузкой мощностей означает

  экономические потери и порождает непростые индивидуальные и об-

  щественные экономико-психологические проблемы.Здесь необходимо

  подходить адресно к причинам,породившим безработицу,так как это

  может быть и разрушение "профессиональной среды обитания",и фак-

  торы структурной перестройки,и факты дискриминации.Отсюда и при-

  нимаемые меры будут различными к "нормальной" и "странной" без-

  работице

- экономическая политика должна позаботиться о высокой мобильносьти

  и правильной оценке факторов производства,в частности труда.Сле-

  дует препятствовать образованию монополий на рынке труда,иначе те,

  кто имеет работу и те,кто ее ищет,будут в неравном положении и

  это будет препятствием структурных преобразований

- нужна международная помощь.Вместо того,чтобы ее использовать на

  техпомощь и оплату экспертов-иностранцев,ее лучше использовать в

  рамках перераспределения в пользу бедных и привлекать международ-

  ное бюро труда.Но если иностранные деньги бесконтрольны,они ухо-

  дят мафии.Поэтому главное условие-надежные трансферты





  7.3 РЕСУРСЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЭТАПА,ИСТОЧНИКИ РЕСУРСОВ



  Во время экономического спада инвестиции всегда снижаются с опе-

режающими темпами.При сокращении производства в два раза,инвестиции

упали в четыре,весь "сбежавший" капитал оценивается в общую сумму

$60-100 млрд.,плюс валюта на руках и на счетах в банках-$25млрд.

В России рабочая сила,квалификация,сырье,спрос,торговля,деньги,ин-

вестор есть,но нет условий для инвестиций.Кроме того,начиная с

1995 года российское население более мощный потенциальный инвестор,

чем государство.Требуется большая реструктуризация:более 80% добы-

ваемых ресурсов тратится на поддержание ресурсоемких производств.

Еще один источник-использование преимуществ международного разделе-

ния труда (в СССР господствовала доктрина импортозамещения-все про-

изодить самим).Есть смысл развивать те отрасли,на которых Россия мо-

жет добиться конкурентоспособности на мировом рынке и не производить

то,что выгоднее импортировать в обмен за собственную продукцию.Это

означает дуальную экономику-выбор экспортно-конкурентных отраслей:

помимо сырья может быть аэрокосмическая,электро-инженерные отрасли,

отрасли научно-технического прорыва,биотехнологии,экспорт кадров

(геологи,химики,технологи).Единственное,чего не хватает нашей стра-

не-идей.Поучителен опыт создания благотворительных трастов (chari-

tables trusts).Государство может стимулировать капиталовложения на

благотворительных началах на научно-исследовательские организации

по решению важных хозяйственных и социальных проблем.Учредители бе-

звозмездно пользуются в США и Англии результатами научно-исследова-

тельской деятельности созданных организациях в хозяйственой деяте-

льности своих компаний.Имущество на те же нужды в траст может пере-

давать и государство.В данном случае достаточно только указать це-

ли создания траста без выгодополучателя в интересах общества в це-

лом или какой-то его части.

   Эйфория к иностранцам прошла.Наша надежда только на отечественные

негосударственные финансовые структуры,включая тех,которые вывезли

капитал за рубеж и заняли выжидательную позицию.Инфляция сделала

предприятия низкорентабельными.Это ограничило привлекательность

промышленных инвестиций.Банки насильно кредитовать не заставишь.Они

благосклонны к производству,если их оборот станет существенно больше

от реализации инвестиционных проектов.В качестве гарантии возврата

средств им нужен доступ в управлению промышленностью.

   Реструктуризация-координальный шаг решения проблемы инвестирова-

ния.Оживление инвестиционного потока и формирование индустриального

каркаса страны многие экономисты связывают с деятельностью крупных

организационных структур в системе народного хозяйства.Эти структу-

ры призваны замыкать естественную технологическую цепочку-комплекс

смежных производств,работающих на конечный результат от поставщика

до потребителя при широком многонаправленном кооперировании,что обе-

спечивает многоотраслевой характер отношений.В конечном итоге каркас

промышленности России определят концерны,корпорации,холдинги,трасты,

ФПГ,а также различные ассоциации предпринимателей и консорциумы.Бе-

зусловно,есть и другие хозяйственные субьекты,и ставка на ФПГ эффек-

тивна только там,где крупное производство дает экономическое преиму-

щество.Это не только не отменяет,но и стимулирует малое и среднее

предпринимательство и все они вместе формируют экономическую инфра-

структуру общества.

   Механизм формирования ФПГ в странах с рыночной экономикой основан

на том,что банки владеют акциями промышленных,банковских и коммерче-

ских структур,а промышленные концерны покупают акции банков.Вариант

обоюдовыгодный:гарантии банковскому капиталу,расширение кредита про-

мышленности.Совместный контроль собственности подкрепляется личной

унией.В иных случаях трастовые департаменты банков или трастовые ба-

нки на доверительных началах управляют акциями.Банки предоставляют

концернам услуги,приносящие банкам дополнительную прибыль.Они

- держат резервы денежного кредита

- финансируют от банковского консорциума и размещают ценные бумаги

- берут на себя функции концернов кассового и учетно-финансового ха-

  рактера,ведут расчеты с клиентами концернов по заключенным ими

  сделкам,выплачивают дивиденды по акциям и проценты по заемным сре-

  дствам,совершенствуют налоговые и другие платежи государству,упра-

  вляют пенсионным фондом концернов

- являются финансовым и деловым консультантом корпораций,предостав-

  ляют коммерческую информацию,осуществляют операции по слиянию и

  поглощению,реорганизации и финансовое оздоровление концернов.

    Основную нагрузку в накоплении капитала за счет населения несут

небанковские инвестиционные институты,обеспечивающие устойчивый рост

сбережений в форме платежей в страховые и пенсионные фонды.Для нефи-

нансовых компаний вклад в банк выполняет роль денежного резерва для

корпораций,т.е.возможность процедуры овердрафта:взять со счета боль-

ше,чем на нем записано.Там,где вкладывание средств  нецелесообразно,

с целью контроля возникают холдинговые корпорации.

   Формирование ФПГ-процесс длительный.Нужно два-три поколения,что-

бы возникла устойчивая структура.Практически нет двух одинаковых

групп.Есть крупные,есть небольшие,есть государственные,есть смешан-

ные.Государственные холдинговые компании широко распространены в

Италии и являются ведушим инструментом экономической политики.Одна-

ко,во имя достижения государственной цели они могут вести себя "не

рыночно",т.е.пойти на искуственное занижение прибыли.В остальных слу-

чаях форма собственности при рыночных правилах игры несущественна.

   Есть два крупных коммуникативных типа рынка:англо-американский и

немецкий.В первом варианте велика роль фондовой биржи в системе кор-

пораций,во втором-банков,связанных с государственными учреждениями

вплоть до персональной обоюдной унии.Это две стратегии:либо широкий

банковский сектор,либо рынок капитала и биржи как институт рынка ка-

питала.Оба института организуют внешнего собственника по отношению

к управляющему предприятием.Но в любом случае первичное размещение

осуществляют крупные банки,биржа-это вторичный рынок ценных бумаг.

Условия рынка ссудного капитала отражают в целом условия воспроизво-

дства,что увеличивает инвестиционную активность.Сам механизм органи-

зации бирж таков,что если поступает больше финансов,чем реально на-

личествующих,происходит крах фондовой биржи.
 
ФПГ в состоянии обеспечить срочную мобилизацию средств для реали-

зации необходимых инвестиционных проектов,комбинирование различного

по срокам кредитования,диверсификацию и рассосредоточение рисков,во-

спроизводство технологических и хозяйственных связей на межотрасле-

вом,межрегиональном,трансреспубликанском уровне,осуществление цикла

"наука-технические разработки-инвестиции-производство-сбыт-примене-

ние",развитие производственной и социальной инфраструктуры.ФПГ есть

та оргструктура,с которой охотно сотрудничают инвесторы всех мастей,

ибо подобное объединение обладает полной автономией в принятии реше-

ний,может самостоятельно строить финансовые,технологические,произво-

дственные,кадровые мосты на международном рынке и в системе междуна-

родных кооперационных связей.Для западного партнера это гарантия со-

хранности вложенных средств.

  ФПГ состоит из групп хозяйственных единиц:

- производственные:предприятия,концерны

- финансовые:инвестиционный банк,инвестиционные компании,пенсионый и

  страховые фонды,брокерские конторы с выходом на фондовую и валют-

  ную биржу

- коммерческие:торговый дом,внешнеторговые компании,товарно-сырьевые

  биржи,транспортные,посреднические,консалтинговые,сервисные фирмы,

  информационно-рекламные подразделения

  В рамках ФПГ может находиться головная холдинговая компания-учре-

дитель коммерческих фирм,обладательница контрольного пакета акций

или доминирующей доли в капитале участников.В ее пользу перетекает

значительная часть доходов.Некоторая часть прибыли уходит на инвес-

тиции,а остальная-акционерам холдинга,что делает доходность акций

сопоставимой с доходностью банковских операций и стимулирует инте-

рес банка к деятельности холдинга.Участие в ФПГ:

- расширяет сферу деятельности банка в промышленность

- банки начинают модернизировать производственные мощности под кон-

  тролем специалистов и за счет средств клиентов,получая прибыль

- перестраивается окружающая среда и подготавливается почва для но-

  вой экспансии

- при небольших средствах концентрируется значительный материальный

  ресурс,появляются гарантии для привлечения инвестиций

- инвестированные деньги гарантированы от обесценивания,краткосроч-

  ные ресурсы преобразуются в долгосрочные активы

- идет спайка с производством,обеспечивающая выделение ресурсов под

  стратегические цели

ФПГ финансирует то,что приносит прибыль на внешнем и внутреннем рын-

ке.Отсюда ФПГ появляются в

- энергетике,нефтяной,нефтехимической,металлургической промышленнос-

   ти,транспорте,связи

- в сельском хозяйстве,жилищном строительстве

- высокотехнологических отраслях

Существенный принцип ФПГ-слияние,разделение,поглощение.Это реализу-

ется через перекрестное акционирование.Оно позволяет создавать опти-

мальные структуры,дополнительную устойчивость,подтягивать капитал

извне.Холдинговая форма управления капиталом превращает региональные

ФПГ в ТНК.ФПГ-ключевой структурообразующий элемент промышленных ком-

плексов,обеспечивающая конкурентоспособность и гибкость экономики,

организующая допустимый оптимум между централизацией и децентрализа-

цией управления в акционерном обществе,в которой формируется эффек-

тивное среднее звено управления промышленностью на базе устойчивой,

планируемой экономики,создающей "внутреннюю конкуренцию".Цель ФПГ-

объединить интересы промышленных предприятий и финансовых организа-

ций в рамках совместной реализации инвестиционных проектов,замкнуть

финансовый поток,превратить избыточные и свободные средства в эффек-

тивные инвестиции,быстро развернуть внешнеторговые операции и гаран-

тировать возврат валютной выручки.Объективная основа ФПГ-комплексный

целостный технологический процесс по созданию конечного продукта и

доведения его до потребителя,реализующий промышленную политику,прое-

кты,приносящие прибыль(в отличие от предпринимательства ФПГ реализу-

ют среднесрочные и долгосрочные фундаментальные цели).       

  В финансово-промышленной группе финансовые отношения имеют важней-

шее значение.Есть формы неакционерных соглашений для увеличения уро-

вня аккумуляции капитала и его мобильности на фондовом рынке и рынке

ссудного капитала.Производственный капитал в условиях нехватки инвес-

тиций получает гарантированный источник такового.Финансовый капитал

дает возможность "делать деньги" на рынке капиталов через посредниче-

ство финансово-кредитной системы.Фондовая биржа встроена в систему

корпораций.Взаимный интерес промышленных,коммерческих и банковских

структур и бирж выражается в финансовых и деловых связях.ФПГ-"корпо-

ративная галактика",результат экономической "диалектики" с мощным

потенциалом дальнейшего развития за счет реазации экономической вла-

сти в масштабах национального хозяйства.Это форма долгосрочных взаи-

моотношений.Возникновение ФПГ означает,что появилась сила,способная

решить проблему эффективности деятельности своих участников.Прочно-

сть и устойчивость многопрофильных комплексов на основе экономичес-

ких интересов участников позволяет группе занимать позицию рыноч-

ного лидера.

   Для России создание эффективных ФПГ означает

                Для производств:

П р е о д о л е н и е   с п а д а  производства с минимальными инф-

ляционными издержками,снижение остроты н е п л а т е ж е й.Взаимо-

расчеты,вексельное обращение,льготные кредитование за счет совершен-

ствования партнерских отношений.Это переход от бюджетного финансиро-

вания к реальному самофинансированию,что особо важно,когда возможно-

сть бюджетного финансирования ограничена.

  Можно приостановить "цепную реакцию" накрутки цен.В ФПГ этот про-

цесс стабилизируется,т.к. действует единый ассоциативный экономичес-

кий интерес сдержать цены в технологической цепочке.

                   Для банков:

ФПГ уменьшают инвестиционные риски.Банки-реальный центр планирования

и стратегического управления,поэтому произойдет переориентация с

краткосрочной на долгосрочную инвестиционную деятельность.Вступить в

отношения с крупной устойчивой промышленной структурой для банка

предпочтительнее,чем иметь дело с несколькими мелкими разрозненными

предприятиями.Это мощный фактор капиталообращения,концентрирующий

"критическую массу ресурса".Объединение в рамках ФПГ технологически

связанных предприятий,научных и проектных организаций-условие согла-

сованной технической и инвестиционной политики.Участие или патронаж

государства в крупных промышленных проектах-важный фактор привлече-

ния финансового капитала.Небольшие краткосрочные проекты должны об-

служиваются соответственного размера банковскими структурами,но кру-

пные проекты под силу лишь крупным банкам и финансовым компаниям.

Оживление инвестиционного потока есть перспектива антикризисной ста-

билизации.
 
Обоюдная взаимовыгода:

   Эффективная производственная кооперация.В 60% спад производства

произощел из-за разрыва связей.Но обрывки цепочек и отношения сох-

ранились.ФПГ способны их скрепить.Диверсификация будет достигнута

лишь в рамках оргструктур с высококонцентрированным производством и

банковскими активами.Маневры с ресурсами увеличивают прибыль.Ведение

консолидированной отчетности (плана счетов) упорядочит отношений с

региональными и федеральными органами управления.Консолидированный

баланс и отчетность позволят создать форму налогообложения по конеч-

ному продукту,совершенствовать нормативную базу.Возможно будет найти

реалистическую схему налогообложения,типовые взаимные соглашения в

группе помогут снизить трансакционные издержки,а в рамках относите-

льно небольшого числа ФПГ уплата налогов может контролироваться че-

тко.

  В ФПГ возможны маневры с ресурсами и внутренняя стратегия оптима-

льного инвестирования,типа "мультипликатора",комбинации краткосроч-

ных и долгосрочных проектов,наращивание внутренних источников финан-

сирования за счет обеспечения привлекательности ценных бумаг на фон-

довом рынке путем выбора инновационной траектории группы.ФПГ-это во-

зможность безналичного перелива свободного финансового ресурса внут-

ри группы,консолидированная отчетность по налогу на прибыль и добав-

ленную стоимость,введение особого таможенного режима в отношении эк-

спорта продукции,валютной выручки,используемой для закупки элементов

основных фондов производственного назначения,а также в отношении ко-

операционных поставок в рамках межреспубликанских ФПГ,ускоренная амо-
ртизация,лизинг,хайринг,обновление отечественных производств
 
7.4 ФАКТОРЫ РИСКА,ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

      РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

         Риск бюджетный

   Инструмент государственной задолженности должен быть зарезерви-

рован для покрытия госрасходов.Реальные государства есть и "непосле-

довательные налоговые государства",и "близорукие государства-долж-

ники".Даже в развитых странах прогресса здесь мало.Избежать риск

можно,требуя от государства обязательное обоснование своей финансо-

вой политики,зафиксированной соответствующим институтом.

        Макроэкономический кредитный риск

   В связи с высокой  процентной ставкой по кредитам темпы экономи-

ческого роста незнечительны.Опасна ситуация,когда рост доли затрат

на обслуживание кредита сопровождается ростом расходов по обеспече-

нию незащищенных слоев и пожилого населения.Может быть паралич поли-

тики,особенно потенциала стабилизации,возникнет тенденция к повыше-

нию налогов,будет ухудшение инфраструктуры.Произойдет эмиграция про-

изводств за границу и перемещение деятельности в теневую экономику.

Возникнет новый заколдованный круг.

        Риск бюрократического государства

   Культурные традиции-детерминанта уровня готовности.Социалистичес-

кая административная культура опирается на старую традицию беспра-

вия и произвола.Чиновники могут сформировать локальные рынки,но не

рыночную экономику.Недостаток веры в право станет основной помехой,

а неформальные стандарты поведения рыночными не являются.Рычаг пере-

мен-становление рациональной бюрократии или сильного гражданского

общества.Аппарат должен перестраиваться в направлении меритократии,

т.е.обеспечивать бюрократии карьерные перспективы и интенсивную

конкуренцию.Одновременно должна происходить децентрализация власти

с учреждением возможно большего числа юридических лиц,деятельность

которых будет ограничена определенной территорией,так что местные

управленческие структуры будут под давлением конкуренции,но необхо-

дим и эффективный управленческий "штаб"как дополнение к рынку,пуб-

личное и гражданское право,формирующее стержень поведения субъек-

тов хозяйствования,сводя к минимуму конфликтный потенциал.Если пра-

восознание находится на низком уровне,то введение в заблуждение

приобретает значительные размеры,а предпринимательство-дурную сла-

ву.Появляется реальная опасность формирования мафиозного хозяйства.

Если суд не может вершить правосудие,то и политика беспомощна.Воз-

никнет порочный круг,когда недостатки правосудия не только вытекают

из правовой культуры,но и обуславливают ее.Потворство особым инте-

ресам в ущерб общим устремлениям создает атмосферу обостряющейся

борьбы за перераспределение,которое в конечном счете вредит всем.

Там,где пренебрегают идеями демократии и рыночного хозяйства,возни-

кает угроза бюрократического государства.Должна быть конкуренция за

мобильные факторы производства,такие как люди,капитал,знания,а при

помощи выгодного налогообложения и иных инструментов их надо при-

влекать на свою сторону.

   Авторитаризм с точки зрения политики хозяйствования возможен,ес-

ли способствуе развитию конкуренции и

- получает от населения легитимную основу

- проводит соответствующую рынку политику

- осуществляет ее с помощью дееспособной,некоррумпированной админис-

  трации.

   Здесь кроется и тоталитарная,и популистская угроза.Но мягкий ав-

торитаризм - способ привить слабой демократии определенные сильные

черты:устойчивость,ориентацию на перспективу,бескомпромиссность.Не-

обходимо ограничение права большинства в пользу квалифицированного

меньшинства.Это не антидемократичная форма,а антитоталитарная.По-

мочь могут трансферт ноу-хау с запада на восток.При трансформации

центральной проблемой остается ориентация парламента на соображения

справедливости,т.е.учет интереса всех страт.Последуют высокие нало-

ги и безбрежная социальная политика,что даст другой тип бюрократи-

ческого господства.

        Риск монополизации

   Российская экономика строилась по отраслевому принципу.На этой

основе формировались естественные монополии.Узковедомственность,же-

сткая регламентация хозяйственных связей,административный стиль ру-

ководства отвечали индустриализации,но это не было оптимальной схе-

мой производства.Образованные отраслевые концерны наследуют нераци-

ональные монополистические структуры,методы управления и принципы

оргструктуры.Для выхода из кризиса требуется эффективное управление,

но директорский корпус выбирает технократический путь.Опыт функцио-

нирования эффективной экономики же показывает,что 92% успеха в би-

знесе зависит от управленческого корпуса.В рыночных условиях тот

тип поведения,который избирает директорат-нонсонс.После приватиза-

ции появляются директора-"бизнесмены".В руки некоторых попала наци-

ональная собственность:средства производства,недвижимость.Они п е р-

с о н а л ь н о  стали обладать контрольным пакетом акций,технологи-

ями.Их состояние многократно выше,чем в альтернативном рыночном сек-

торе.Они создают финансово-промышленные группы,где государственные

и коммерческие структуры тесно переплетаются,внутри же этих объеди-

нений государственные средства через кредиты,инвестиции и дотации

трансформируются в личные средства руководства и учредителей.При

этом тактические соображения директоров превалируют над стратегиче-

скими,идет рост издержек из-за неэффективности управленческих стру-

ктур и передела в технологической цепочке.

    Сегодня налицо формальный статус многих группа.Если бы холдин-

гов и ФПГ было столько,сколько на бумаге,экономическая ситуация бы-

ла бы иной.К сожалению существует интерес высших эшелонов бюрократии

через холдинги бывших ведомств замкнуть на себя перераспределение

ресурсов и идея насаждения финансово-промышленных групп может при-

нять разрушительный оборот.Эти группы создадут под себя крупные ба-

нки,что усилит финансовый контроль со стороны  слоя бюрократии,во-

зникнут самые жесткие в мире монополии-финансовые.

         Риск противостояния

   Следует считаться с появление новой,предпринимательской страты

в первую очередь в сфере финансов.Не следует забывать о том,что в

России есть и другой,естественный  путь объединения в финансово-

промышленные группы.Банковские группы образуют ФПГ де-факто,без ре-

гистрации,чему способствует и холдинговая,и трастовая организация.

Они схожи как близнецы:возникли на заре российского предпринимате-

льства.Создавались компании,работа которых далека от финансовой:

деятельность была разнообразной,на определенной стадии в отсутствии

рынка капитала возникла потребность в банке.На него переводились фун-

кции  "материнской компании".Состав нынешних финансовых объединений

настолько универсальный,что можно говорить о некой типовой банковс-

кой группе как адекватной реакции на социально-экономическое прост-

ранство.Банковский холдинг достаточно точно иллюстрирует основные

прибыльные направления деятельности и инвестиций.

    Рано или поздно обе страты-промышленная и банковская сойдутся

и государство обязано обеспечить это цивилизованным путем.Пока про-

блема становления ФПГ находится в практике лоббистской "демократии"

перетягивания и подкупа лица,принимающего решение.Это ослобляет ко-

нсенсусный демократический механизм и стимулирует закулисные разбо-

рки с вовлечением криминального элемента,потому что в такой "эконо-

мике" кто-то выторговывает ресурс,а кто-то попадает в экономический

аут.Это уход от общества равных прав и равных возможностей и не

стоит называть это "конкуренцией".

ПРОГНОЗ УЗКИХ МЕСТ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ЭТАПА И ПРЕДПОЛАГАЕ-

      МЫЕ МЕРЫ ПО РАСШИВКЕ УЗКИХ МЕСТ

 

 

         

       
 
 
                                                                                                                 
Категория: Экономика | Просмотров: 742 | Добавил: rostowskaja