Главная » 2013 » Июль » 24 » СТРАТЕГИЯ ВЫВОДА РОССИИ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА(II)( М.Н.Ростовская,1995)
11:00 СТРАТЕГИЯ ВЫВОДА РОССИИ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА(II)( М.Н.Ростовская,1995) |
7.1 КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТАПА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ Задача этапа-создание рыночного уклада с "нуля" на рухнувшей экономике "реального социализма". Каково будущее России,куда она пойдет,каковы концепции ее поли- тического развития? Мы хотим устойчивости,уверенности в завтрашнем дне,а это дорога в социальное рыночное хозяйство.Третьего не дано, третий путь-путь в третий мир. Российские "демократы" перепутали уравниловку с равенством.Во всех концепциях мира провозглашено социальное равенство и партнерст- во как официальный принцип:не унижающий человеческое достоинство прожиточный минимум,социальная поддержка людей. Как решить стоящую проблему? Путь следующий: - формирование социальной доктрины России.Она должна отражать прио- ритеты большинства населения страны:заинтересованность в труде,ка- честве жизни,социальном рынке и содержать к тому же - концепцию социального государства.Оно руль-регулятор - концепцию правового регулирования - концепцию институционального регулирования - концепцию государственной службы - концепцию общенационального прогресса,национальную программу России Конституция не тождественна социальной доктрине,социальная доктрина не тождественна государственному управлению и проектам национального возрождения.Все части доктрины должны быть взаимосвязаны,но доктрина без политического управления-утопия,а ее отсутствие-шатание и беспер- спективность. Сейчас надо: - условия,чтобы производство стало выгодно - кредитные условия - будущее России напрямую связано с отношением собственности.Люди отчуждены от средств производства.Кому можно было доверить собс- твенность,тот не получил статуса для реализации себя как собстве- нника - свободу и условия для развития - общую схему народного хозяйства на длительный период с учетом общирной территории,неравенства климатических условий,поликуль- турного окружения и тенденций геополитики - программу восстановления сбережений граждан Сбережение и образование капитала-предпосылка и движущая сила хо- зяйственного роста.Основной капитал,доставшийся от социализма,в плачевном состоянии и большая часть его требует выбраковки.Это ве- дет к дефициту реального капитала.Поэтому особенно пристальное вни- мание должно быть уделено сбережению.Сбережение-это образование со- стояния.Оно может принять разную имущественную форму.Сбережение - отложенное удовлетворение потребностей,что есть и гарантия от рис- ка,и форма подстраховки и резервный фонд,и запас прочности и инвес- тиции в человеческий капитал,в профессиональное будущее.Сбережения были "экспроприированы",общество обескровлено,возникла благодатная почва создания "порочного круга бедности" и для граждан,и для госу- дарства. Во всех без исключения экономиках,в том числе и плановой,ВВП ра- спределяется между государством,населением и экономическими элита- ми.В процессе "либерализации" возникли диспропорции в структуре перераспределения в пользу экономических элит.Правительство,вместо того,чтобы заняться первопричиной всех неприятностей-перераспреде- лением,взялось за статьи расходов государства,чередуя мягкую и же- сткую финансовую политику.Последовательно проводилась только поли- тика финансовых реквизиций.В 1992 году обесценились все вклады на- селения,финансовая паника 1994 года привела к краху банковских предпринимательских учреждений,в 1995 году с помощью ГКО и КО пост- роена государственная пирамида,которая в любой момент может спрово- цировать рост инфляции,увеличиваются резервные отчисления банков, что чревато спадом уже в финансовой сфере.Повышение курса рубля в условиях сохраняющейся инфляции резко обесценивает долларовые нако- пления внутри страны.Эти рискованные финансовые манипуляции не ле- чат экономику,а отодвигают решение проблем на потом.Особенно опа- сен рост внешнего долга. Правительство надеется,что после достижения финансовой стабилиза- ции прекратится вывоз капитала,начнется инвестиционный бум и эконо- мика оживет.Но эти процессы не возможны без расширения внутреннего и экспортного спроса.Поскольку расширение внутреннего спроса умень- шает прибыль экономических элит,а на мировой рынок из России допус- каются только природные ресурсы и продукция грязных и энергоемких производств,то при такой "политике" нельзя ождать расширения внут- реннего спроса,скорее всего будет рост демпинговых продаж природ- ных ресурсов.Поэтому в рамках этой политики после "паузы" возможна длительная депрессия в большинстве отраслей и незначительный подъем в добыче ресурсов,а также в грязных,энергоемких производствах.Если перераспределение доходов от населения в пользу экономической элиты будет продолжаться,то будет продолжаться и экономический спад в по- требительских отраслях и вывоз капитала( $ 2 млрд/мес.). Чтобы избежать дальнейшего экономического спада, неоправданный доход элит надо перераспределить в пользу государства и населения. С.В.Дубовский,институт системного анализа РАН, предложил следующие пути уравновешивания системы в распределительной части: - модернизация налогообложения сверхдоходов - рента на природные ресурсы. - мобилизация долгов из бывших республик СССР - ликвидация неравномерности зарплаты в отраслях,соблюдение пропор- ций оплаты труда в отраслях - полная передача рынка производственных инвестиций частному капи- талу,вкладывание государственных средств только в инфраструктуру и социальную сферу - ипотечное государственное страхование вкладов населения в коммер- ческие банки с государственным участием,недопущение всех форм фи- нансовых экспроприаций - создание государственного резерва потребительских товаров для стабилизации цен на первом этапе Не умаляя проблему,связанную с негативной ролью государства в возникновении слоя сырьевых магнатов,признавая эффективность неко- торых перечисленных мер,мы намерены предложить глубинную стратегию реформирования экономики,основанную на принципах устойчивого,пред- сказуемого развития. В сегоднящней нашей ситуации есть три ключевые точки,куда надо направить усилия,чтобы за это звено вытащить всю цепь:проблема го- сударства,проблема финансово-промышленных групп и проблема малого предпринимательства.Чтобы понять их особую роль,чтобы найти мето- ды воздействия,рассмотрим их отдельно. Устойчивость всякой системы достигается полифонией и разделени- ем труда.Назначение ЧАСТНОГО СЕКТОРА производить материальные и ду- ховные ценности.Основной механизм его функционирования должен стать рыночным и правовым.Этот сектор стратифицирован,на разных этапах эволюции экономической системы соотношение страт меняется,но нико- гда не исчезают сами страты,так как у каждой из них своя роль: - Малое предпринимательство.Своей массовостью обеспечивает заня- тость.Особая,все возрастающая роль в развитии венчурных форм и в сфере услуг. - Среднее предпинимательство,ориентировано на внутренние потребно- сти страны - Олигополии,ФПГ и корпорации: - имеют стратегическое поведение,создают - конкурентоспособность национальной экономики - внедрение инноваций - обеспечивают реализация больших программ развития - являются структурообразующим фактором государственной экономики 150-200 ФПК сделали японское чудо,500 корпораций определяют эконо- мическую жизнь США,управление ресурсами Надо: 1. Обеспечение равенства шансов всех участников хозяйственного про- цесса,солидарности и взаимодополняющей кооперации,чтобы происхо- дила интеграция в равнопорядковой деятельности.Солидарную эконо- мическую мощь обеспечивает ассоциированный производитель. 2. Устойчивые связи дают не отдельные субъекты хозяйства,а их инфра- структура,НИИ,банки,страховые компании,лизинговые,франчайзинговые отношения и все это переплетается на основе договоров и соглашений. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР:его задачи и функции - обеспечивает правовой механизм - безопастность - общие условия жизнедеятельности,к которым относятся труд,земля, капитал,информация - основные сферы жизни - условия функционирования самого государства - инфраструктуру производства,социальную,ее институты и условия их возникновения на частной основе - все,что связано с жизнью человека,регламентируется государством - баланс интересов между отраслями и группами - расположение госзаказов на предприятиях,включая предприятия част- ного сектора - природную ренту и условия охраны окружающей среды и здоровья - функционирование важнейших хозяйственных объектов - создание инвестиционного климата,общих условий для хозяйства,инф- раструктуры,условий возникновения среднего класса и элитного зерна - внутренняя и внешняя стабильность - разумные налоги - условия для зарождения и функционирования местного самоуправления - реструктуризацию неэффективного аппарата (концепция государства) - расширение частной собственности за счет государственной - снижение риска некомпетентности принятия решений - освобождение созидательных сил народа - децентрализацию властных полномочий из центра в регион Государство обслуживает публичные и стратегические интересы.В мировой тенденции возрасла роль стратегии на уровне государств, ориентация на социальные критерии:качество и продолжительность жи- зни,наметился поворот к социальной политике. Цель государства-благополучие социума. Идеально государство строится на двух принципах: 1.П р и н ц и п е ф и с к а л ь н о г о э к в и в а л е н т а- целевом и гласном использовании налогов 2.П р и н ц и п е с у б с и д и а р н о с т и- принятии решения на самом компетентном,максимально низком уровне Обеспечение институциональной надежности и рыночных гарантий про- тиворечит в трансформируемых системах,так как это и цель,и условие, но страны,которые подобное прошли (Австрия,Германия,Япония) шли че- рез долгосрочную предсказуемость политических шагов и мер.Именно стабильное государство,а не его отсутствие и устранение создает благоприятные условия для развития рыночного процесса.Оно предпола- гает национальный консенсус о целях и инструментах хозяйственной и социальной политики-национальную программу созидания,стремление к социальной справедливости и разделяемое убеждение,что хозяйственные проблемы разрешимы. Отсюда необходимость создания дееспособных государственных орга- нов.Новые компоненты вводятся в действие политическими инструмен- тами.В западной экономике 5 свобод: - свобода торговли и предпринимательства - свобода выбора места жительства - свобода договорных отношений - свобода распоряжения своими средствами производства - автономия партнеров в тарифных соглашениях Авторитаризм с точки зрения политики хозяйствования возможен,ес- ли совместим с конкурентным порядком,получает от населения легитим- ную основу,проводит соответствующую рынку политику,осуществляет ее с помощью дееспособной,некоррумпированной администрации. Но мягкий авторитаризм заключается в том,чтобы привить слабой де- мократии определенные сильные черты авторитаризма:устойчивость,ори- ентацию на перспективу,бескомпромиссность,ограничение права боль- шинства в пользу квалифицированного меньшинства.Это скорее не анти- демократичная форма,а антитоталитарная и помочь может трансферт ноу -хау в этой области с запада на восток. Центральное значение государства для трансформации экономики в доказательстве не нуждается.Уже само установление частной собствен- ности,охватывающей и вещественный,и человеческий капитал,является важнейшей правовой созидательной задачей.Когда он будет сформирован так,что возникнут рынки товаров,услуг,труда и капитала на основе индивидуальных прав распоряжения,только тогда начнется процесс ры- ночного хозяйствования.Только тогда возможно дерегулирование и ли- берализация,обеспечение конкуренции и стабильная денежная система. Будет необходимость реформирования самого государства из экспроп- риирующего в обслуживающее.При трансформации центральной проблемой остается ориентация парламента на соображения справедливости,т.е. учет интереса всех страт. Компетентность государства предполагает функцию социального регулятора.Отсюда важна концепция государственной службы.Социа- льное государство должно защищать интересы граждан,отсюда его принципы и структура.Должен существовать конкурс при приеме на госслужбу.Это не просто место работы,госслужба-это социально-пра- вовой институт.Он определяет масштабы либеральности,ее меру.Соци- альное государство как орган государственного регулирования под- держивает конкурентоспособность по социальному фактору развития (уровень общественного спроса,чтобы избежать ресурсный спад,гос. потребности,расходы на товары и услуги,трансферты,налоги и т.п.). По приоритетам выделяет круг глобальных задач,технологические приоритеты,обеспечивает общенациональный прогресс,ресурсоисполь- зование.Но регулятор-не только государство,но и корпорации.Они тоже делают инфраструктуру и проводят социальные программы.Эти группы могут быть альтернативой государственному монстру. Способы разрешения проблем производства и занятости заключаются в промышленной политике государства.Что касается самой производящей сферы,то здесь следующая ситуация: Выбранная политика приватизации изначально была соткана из проблем:капитал,который мог мобилизовать частный собственник, был несопоставимо мал в сравнении с общей стоимостью предприятий. Лишь немногие продавцы могли найти покупателя и рассчитывать на массовые аукционы не приходилось.Так же быстро не может быть удо- влетворена потребность в менеджерах,тем более,что директорат сде- лает все,чтобы оставить за собой свои кресла.Еще одна трудность: производительность предприятий не велика и потребуются трансфер- ты технологий и значительные затраты времени.Лучший вариант в этой ситуации-переход к смещанной системе,где удачно сочетается и госу- дарственный регулятор,и либеральная компонента при наличии эконо- мической рациональности в принятии решения. Создание финансово-промышленных групп в России может способст- вовать ликвидации последствий экстремизма и ненаучного подхода к экономике как системе хозяйствования и разрешить проблему оптими- зации производства.Однако только адекватное понимание ситуации по- зволяет найти антикризисное средство.Формирующиеся группы из-за олигопольного взаимодействия будут менять экономическую инфрастру- ктуру адекватно региональному разнообразию России,они способны ос- тановить инфляцию и вывести на подъем экономику.В условиях паде- ния конкурентоспособности нашего индустриального производства и блокированности инвестиционных процессов,ФПГ имеют особо важное, если не ключевое значение.Акционерное владение способствует спа- йке финансово-промышленной группы в крепкий хозяйственный орга- низм,а не в сборище коньюнктурщиков,получающих выгоду от ценных бумаг.Но это не мыслимо без разумного отношения к сердцу финан- сово промышленной группы-банку,что возможно через институт зак- репления за ним существенных воспроизводственных функций. Антикризисная роль ФПГ:восстановление производства,инвестиций и функции денег и как средства обращения,стимулирование денежной стабилизации,ослабнут волны неплатежей,начнет формироваться вну- тренняя конкурентная среда,сузится сфера теневой экономики.Дивер- сификационные свойства ФПГ,восстановление научно-технической и промышленной базы,запрос на персонал,создание глубинных условий для здорового предпринимательства,межотраслевой перелив капитала дадут структурные сдвиги:ресурсные и технологические трансферты, сформируют индустриальный каркас страны и позвалят перейти к упра- вляемой на среднем звене национальной экономике,что увеличит нашу экономическую безопасность при переходе на открытую систему хозя- йствования с экспортным потенциалом и позволит сохранить российс- кий контроль над происходящим процессом.Возможности у ФПГ большие, тем более,что Россия-страна с высококооперированным индустриальным хозяйством.В ходе приватизации естественные технологические цепоч- ки раздробились,но это не простое производство,а производство су- женное,где функционируют части производств и их при условиях можно собрать в новую цепь.Но беда в том,что формирование ФПГ-длительный процесс.Однако сформировались банковские холдинги.Можно элиминиро- вать отчуждение промышленников и банкиров мудрой промышленной поли- тикой,появятся частные,смешанные,государственные ФПГ.Модернизация и вливание в систему мировых экономических отношений-вот та роль, которую могут сыграть ФПГ.Кроме того,ФПГ подключают внутренние ре- зервы увеличения экономической эффективности: Межотраслевой перелив капитала,внутриотраслевой перелив ресур- сов обеспечит конкурентную среду.Появится запрос на малые и сред- ние предпринимательские формы инновационного или сервисного типа. Возрастет роль аудиторских фирм,судебных институтов и независимых адвокатов,страховых компаний,кадровых центров и т.п.ФПГ не только гарант стабилизации ситуации в экономике,они также способствует появлению предпринимательского корпуса,готового ответить на вызов научно-технической революции. Диверсификационный,блоковый тип производств будет вынуждать к стимулированию научно-исследовательских разработок.Объектом бюд- жетного финансирования должна оставаться только фундаментальная наука.Прикладная должна быть встроена в отношения товарно-денеж- ного ряда,должен быть сформирован платежеспособный спрос на НИОКР и инновации "снизу".Эти условия есть в акционерных обществах, холдингах,малых венчурных предприятиях,инновационных институтах, существенные возможности представляют ФПГ.Научно-исследовательс- кий центр-->ФПГ,вот схема воспроизводства научных идей в промыш- ленности.Более того,наукоемкие комплексы сами могут стать основой ФПГ,но здесь бы следовало государственным органам провести пред- варительный анализ-прогноз и определить будущие структуры и нап- равление деятельности такого комплекса. Роль ФПГ в укреплении России: ФПГ разные.Некоторые тяготеют к отраслевой предзаданности,другие- к региональной.Межрегиональная основа-способ укрепления России.Но здесь отстает законодательная база в статьях,связанных с переливом рабочей силы.ФПГ позволят государству получить сильных претенден- тов на участие в реализации государственных программ.Будет шанс на размещение крупных заказов на действительно конкурентной основе, будет увеличение экспортного потенциала: ФПГ-фактор восстановления кооперативных связей со странами СНГ. Создание ТНК позволит переориентировать в государственный долг задолженность СНГ перед Россией ($5 млрд. в 1993 году).Встает воп- рос о погашении части задолженности путем передачи имушественных прав (акций,ценных бумаг) на предприятия,которые интересуют Россию. На внешнем рынке наши предприятия несут потери из-за отсутствия опыта.В то же время банковские структуры успешно осваивают это пространство с его многочисленными услугами.Коммерческие банки ус- тановили корреспондентские отношения с основными транснациональны- ми банками.Во внешнеторговых сделках используется и форфейтинг, кредитный и валютный своп,форвард,мультивалютные счета,что дает возможность российским фирмам работать на основе стабильных цено- вых контрактов.Более того,можно осуществить разворот от импортиза- ции промышленности к экспортизации производства.Для этого должна быть взвешенная государственная стратегия.В частности в сырьевых и добывающих отраслях пока есть значительный экспортный потенциал. Умелое их использование позволит быстро затормозить спад производ- ства и постепенно "вырулить" из экономической "ямы" на подьем с одновременной модернизацией и экологизацией производства.Все это- регулирование открытих экономик с иностранной конкуренцией. ФПГ дает экономические предпосылки конверсии.С ВПК связана 1/3 работающего населения страны.Здесь и радиотехника,электроника, связь,наукоемкие производства,самолетостроение.Неверные представ- ления о конверсии привели к сильным потерям в отрасли.В 1993 го- ду отток персонала составил 15%,тех,кто более всего нужен для "реконверсии",т.к. оборонные предприятия должны быть мобильными и быство перестраиваться с мирного пути в случае внешних угроз.За- рубежный опыт показывает,что там оборонный комплекс развивается в рамках ФПГ и акционерных обществ и имеет правительственный статус. Достижение целостности,устойчивости,комплексности и независимо- сти хозяйства России-эту задачу тоже способны выполнить ФПГ.Выход из экономического кризиса-это восстановление процесса производст- венного накопления (в развитых стран норма накопления 22-25%ВВП). Сегодня разломана материальная основа жизни общества. Спад спроса на продукцию инвестиционных и потребительских отраслей перекрыл путь к обновлению технологий. В общей гонке цен первым выпадал тот, чью технологии были дороже,налоги выше,клиенты беднее.Спад услуг оценивается в 70% от уровня 1999г. В эпоху затянувшегося экономического кризиса малое предп- ринимательство решает вопросы самозанятости граждан и снимает социальную напряженность.Но с другой стороны в кризисных эконо- миках идет отток самых квалифицированных специалистов из базисных сфер хозяйства,разрушение трудового потенциала.Необходимость ре- форм при отсутствии цели всегда вызывает дисгармонию и деформацию. Экономика,управление и право-вот основание,задающее среду ма- лого предприятия.У него своя роль:либо это зародыш будушей компа- нии,либо фирма,выполняющая инфраструктурные функции или специали- зирующаяся на обслуживании,либо научно-исследовательское предпри- ятие,не требующее солидного оборудования (венчурное,аналитичес- кое,социалогические негосударственные институты).Малое предприни- мательство всегда в движении,изменении,поиске.У него одна забота- выжить при небольшом обороте и малых активах.Здесь простор предп- ринимательскому таланту,здесь риск,ответственность.Цель-удержать- ся в мире,где нагрузка падает на крупных производителей.С ними отношения особые,такие,как при симбиозе:процесс поглощения-отделения идет непрерывно.Малое предприятие то уходит в разряд отдела корпора- ции,то вновь возникает независимой фирмой.Те,кто не выдерживает кон- куренции,разоряется.Малое предприятие по природе своей тяготеет либо к региону,либо к корпорации,которую обслуживает.У него "территориаль- ная" привязка.Малое предприятие-это не размер,это юридическая и эко- номическая самостоятельность фирмы,полагающейся только на себя.Оно всегда было объектом заботы в европейских государствах. 7.2 СИСТЕМНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕРОПРИЯТИЙ ЭТАПА ПОЛИТИКА СТАБИЛИЗАЦИИ - В переходный период актуально равновесное состояние. - инвестиции-залог завтрашнего роста и стабильности. - меры по подъему инвестиций:политика реструктуризации - обложение непроизводительных инвестиций и условия их перелива в производство - мониторинг динамики прироста населения,отражающего существо про- цесса:стабильность/кризис - структурная перестройка хозяйства в направлении сглаживания дохо- дов в отраслях и стратах,политика компенсации проигравшим.Это надо для того,чтобы продолжать реформы и выигрывать - программа ликвидации безработицы.Значительная безработица во времена депрессии наряду с неполной загрузкой мощностей означает экономические потери и порождает непростые индивидуальные и об- щественные экономико-психологические проблемы.Здесь необходимо подходить адресно к причинам,породившим безработицу,так как это может быть и разрушение "профессиональной среды обитания",и фак- торы структурной перестройки,и факты дискриминации.Отсюда и при- нимаемые меры будут различными к "нормальной" и "странной" без- работице - экономическая политика должна позаботиться о высокой мобильносьти и правильной оценке факторов производства,в частности труда.Сле- дует препятствовать образованию монополий на рынке труда,иначе те, кто имеет работу и те,кто ее ищет,будут в неравном положении и это будет препятствием структурных преобразований - нужна международная помощь.Вместо того,чтобы ее использовать на техпомощь и оплату экспертов-иностранцев,ее лучше использовать в рамках перераспределения в пользу бедных и привлекать международ- ное бюро труда.Но если иностранные деньги бесконтрольны,они ухо- дят мафии.Поэтому главное условие-надежные трансферты 7.3 РЕСУРСЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЭТАПА,ИСТОЧНИКИ РЕСУРСОВ Во время экономического спада инвестиции всегда снижаются с опе- режающими темпами.При сокращении производства в два раза,инвестиции упали в четыре,весь "сбежавший" капитал оценивается в общую сумму $60-100 млрд.,плюс валюта на руках и на счетах в банках-$25млрд. В России рабочая сила,квалификация,сырье,спрос,торговля,деньги,ин- вестор есть,но нет условий для инвестиций.Кроме того,начиная с 1995 года российское население более мощный потенциальный инвестор, чем государство.Требуется большая реструктуризация:более 80% добы- ваемых ресурсов тратится на поддержание ресурсоемких производств. Еще один источник-использование преимуществ международного разделе- ния труда (в СССР господствовала доктрина импортозамещения-все про- изодить самим).Есть смысл развивать те отрасли,на которых Россия мо- жет добиться конкурентоспособности на мировом рынке и не производить то,что выгоднее импортировать в обмен за собственную продукцию.Это означает дуальную экономику-выбор экспортно-конкурентных отраслей: помимо сырья может быть аэрокосмическая,электро-инженерные отрасли, отрасли научно-технического прорыва,биотехнологии,экспорт кадров (геологи,химики,технологи).Единственное,чего не хватает нашей стра- не-идей.Поучителен опыт создания благотворительных трастов (chari- tables trusts).Государство может стимулировать капиталовложения на благотворительных началах на научно-исследовательские организации по решению важных хозяйственных и социальных проблем.Учредители бе- звозмездно пользуются в США и Англии результатами научно-исследова- тельской деятельности созданных организациях в хозяйственой деяте- льности своих компаний.Имущество на те же нужды в траст может пере- давать и государство.В данном случае достаточно только указать це- ли создания траста без выгодополучателя в интересах общества в це- лом или какой-то его части. Эйфория к иностранцам прошла.Наша надежда только на отечественные негосударственные финансовые структуры,включая тех,которые вывезли капитал за рубеж и заняли выжидательную позицию.Инфляция сделала предприятия низкорентабельными.Это ограничило привлекательность промышленных инвестиций.Банки насильно кредитовать не заставишь.Они благосклонны к производству,если их оборот станет существенно больше от реализации инвестиционных проектов.В качестве гарантии возврата средств им нужен доступ в управлению промышленностью. Реструктуризация-координальный шаг решения проблемы инвестирова- ния.Оживление инвестиционного потока и формирование индустриального каркаса страны многие экономисты связывают с деятельностью крупных организационных структур в системе народного хозяйства.Эти структу- ры призваны замыкать естественную технологическую цепочку-комплекс смежных производств,работающих на конечный результат от поставщика до потребителя при широком многонаправленном кооперировании,что обе- спечивает многоотраслевой характер отношений.В конечном итоге каркас промышленности России определят концерны,корпорации,холдинги,трасты, ФПГ,а также различные ассоциации предпринимателей и консорциумы.Бе- зусловно,есть и другие хозяйственные субьекты,и ставка на ФПГ эффек- тивна только там,где крупное производство дает экономическое преиму- щество.Это не только не отменяет,но и стимулирует малое и среднее предпринимательство и все они вместе формируют экономическую инфра- структуру общества. Механизм формирования ФПГ в странах с рыночной экономикой основан на том,что банки владеют акциями промышленных,банковских и коммерче- ских структур,а промышленные концерны покупают акции банков.Вариант обоюдовыгодный:гарантии банковскому капиталу,расширение кредита про- мышленности.Совместный контроль собственности подкрепляется личной унией.В иных случаях трастовые департаменты банков или трастовые ба- нки на доверительных началах управляют акциями.Банки предоставляют концернам услуги,приносящие банкам дополнительную прибыль.Они - держат резервы денежного кредита - финансируют от банковского консорциума и размещают ценные бумаги - берут на себя функции концернов кассового и учетно-финансового ха- рактера,ведут расчеты с клиентами концернов по заключенным ими сделкам,выплачивают дивиденды по акциям и проценты по заемным сре- дствам,совершенствуют налоговые и другие платежи государству,упра- вляют пенсионным фондом концернов - являются финансовым и деловым консультантом корпораций,предостав- ляют коммерческую информацию,осуществляют операции по слиянию и поглощению,реорганизации и финансовое оздоровление концернов. Основную нагрузку в накоплении капитала за счет населения несут небанковские инвестиционные институты,обеспечивающие устойчивый рост сбережений в форме платежей в страховые и пенсионные фонды.Для нефи- нансовых компаний вклад в банк выполняет роль денежного резерва для корпораций,т.е.возможность процедуры овердрафта:взять со счета боль- ше,чем на нем записано.Там,где вкладывание средств нецелесообразно, с целью контроля возникают холдинговые корпорации. Формирование ФПГ-процесс длительный.Нужно два-три поколения,что- бы возникла устойчивая структура.Практически нет двух одинаковых групп.Есть крупные,есть небольшие,есть государственные,есть смешан- ные.Государственные холдинговые компании широко распространены в Италии и являются ведушим инструментом экономической политики.Одна- ко,во имя достижения государственной цели они могут вести себя "не рыночно",т.е.пойти на искуственное занижение прибыли.В остальных слу- чаях форма собственности при рыночных правилах игры несущественна. Есть два крупных коммуникативных типа рынка:англо-американский и немецкий.В первом варианте велика роль фондовой биржи в системе кор- пораций,во втором-банков,связанных с государственными учреждениями вплоть до персональной обоюдной унии.Это две стратегии:либо широкий банковский сектор,либо рынок капитала и биржи как институт рынка ка- питала.Оба института организуют внешнего собственника по отношению к управляющему предприятием.Но в любом случае первичное размещение осуществляют крупные банки,биржа-это вторичный рынок ценных бумаг. Условия рынка ссудного капитала отражают в целом условия воспроизво- дства,что увеличивает инвестиционную активность.Сам механизм органи- зации бирж таков,что если поступает больше финансов,чем реально на- личествующих,происходит крах фондовой биржи. ФПГ в состоянии обеспечить срочную мобилизацию средств для реали- зации необходимых инвестиционных проектов,комбинирование различного по срокам кредитования,диверсификацию и рассосредоточение рисков,во- спроизводство технологических и хозяйственных связей на межотрасле- вом,межрегиональном,трансреспубликанском уровне,осуществление цикла "наука-технические разработки-инвестиции-производство-сбыт-примене- ние",развитие производственной и социальной инфраструктуры.ФПГ есть та оргструктура,с которой охотно сотрудничают инвесторы всех мастей, ибо подобное объединение обладает полной автономией в принятии реше- ний,может самостоятельно строить финансовые,технологические,произво- дственные,кадровые мосты на международном рынке и в системе междуна- родных кооперационных связей.Для западного партнера это гарантия со- хранности вложенных средств. ФПГ состоит из групп хозяйственных единиц: - производственные:предприятия,концерны - финансовые:инвестиционный банк,инвестиционные компании,пенсионый и страховые фонды,брокерские конторы с выходом на фондовую и валют- ную биржу - коммерческие:торговый дом,внешнеторговые компании,товарно-сырьевые биржи,транспортные,посреднические,консалтинговые,сервисные фирмы, информационно-рекламные подразделения В рамках ФПГ может находиться головная холдинговая компания-учре- дитель коммерческих фирм,обладательница контрольного пакета акций или доминирующей доли в капитале участников.В ее пользу перетекает значительная часть доходов.Некоторая часть прибыли уходит на инвес- тиции,а остальная-акционерам холдинга,что делает доходность акций сопоставимой с доходностью банковских операций и стимулирует инте- рес банка к деятельности холдинга.Участие в ФПГ: - расширяет сферу деятельности банка в промышленность - банки начинают модернизировать производственные мощности под кон- тролем специалистов и за счет средств клиентов,получая прибыль - перестраивается окружающая среда и подготавливается почва для но- вой экспансии - при небольших средствах концентрируется значительный материальный ресурс,появляются гарантии для привлечения инвестиций - инвестированные деньги гарантированы от обесценивания,краткосроч- ные ресурсы преобразуются в долгосрочные активы - идет спайка с производством,обеспечивающая выделение ресурсов под стратегические цели ФПГ финансирует то,что приносит прибыль на внешнем и внутреннем рын- ке.Отсюда ФПГ появляются в - энергетике,нефтяной,нефтехимической,металлургической промышленнос- ти,транспорте,связи - в сельском хозяйстве,жилищном строительстве - высокотехнологических отраслях Существенный принцип ФПГ-слияние,разделение,поглощение.Это реализу- ется через перекрестное акционирование.Оно позволяет создавать опти- мальные структуры,дополнительную устойчивость,подтягивать капитал извне.Холдинговая форма управления капиталом превращает региональные ФПГ в ТНК.ФПГ-ключевой структурообразующий элемент промышленных ком- плексов,обеспечивающая конкурентоспособность и гибкость экономики, организующая допустимый оптимум между централизацией и децентрализа- цией управления в акционерном обществе,в которой формируется эффек- тивное среднее звено управления промышленностью на базе устойчивой, планируемой экономики,создающей "внутреннюю конкуренцию".Цель ФПГ- объединить интересы промышленных предприятий и финансовых организа- ций в рамках совместной реализации инвестиционных проектов,замкнуть финансовый поток,превратить избыточные и свободные средства в эффек- тивные инвестиции,быстро развернуть внешнеторговые операции и гаран- тировать возврат валютной выручки.Объективная основа ФПГ-комплексный целостный технологический процесс по созданию конечного продукта и доведения его до потребителя,реализующий промышленную политику,прое- кты,приносящие прибыль(в отличие от предпринимательства ФПГ реализу- ют среднесрочные и долгосрочные фундаментальные цели). В финансово-промышленной группе финансовые отношения имеют важней- шее значение.Есть формы неакционерных соглашений для увеличения уро- вня аккумуляции капитала и его мобильности на фондовом рынке и рынке ссудного капитала.Производственный капитал в условиях нехватки инвес- тиций получает гарантированный источник такового.Финансовый капитал дает возможность "делать деньги" на рынке капиталов через посредниче- ство финансово-кредитной системы.Фондовая биржа встроена в систему корпораций.Взаимный интерес промышленных,коммерческих и банковских структур и бирж выражается в финансовых и деловых связях.ФПГ-"корпо- ративная галактика",результат экономической "диалектики" с мощным потенциалом дальнейшего развития за счет реазации экономической вла- сти в масштабах национального хозяйства.Это форма долгосрочных взаи- моотношений.Возникновение ФПГ означает,что появилась сила,способная решить проблему эффективности деятельности своих участников.Прочно- сть и устойчивость многопрофильных комплексов на основе экономичес- ких интересов участников позволяет группе занимать позицию рыноч- ного лидера. Для России создание эффективных ФПГ означает Для производств: П р е о д о л е н и е с п а д а производства с минимальными инф- ляционными издержками,снижение остроты н е п л а т е ж е й.Взаимо- расчеты,вексельное обращение,льготные кредитование за счет совершен- ствования партнерских отношений.Это переход от бюджетного финансиро- вания к реальному самофинансированию,что особо важно,когда возможно- сть бюджетного финансирования ограничена. Можно приостановить "цепную реакцию" накрутки цен.В ФПГ этот про- цесс стабилизируется,т.к. действует единый ассоциативный экономичес- кий интерес сдержать цены в технологической цепочке. Для банков: ФПГ уменьшают инвестиционные риски.Банки-реальный центр планирования и стратегического управления,поэтому произойдет переориентация с краткосрочной на долгосрочную инвестиционную деятельность.Вступить в отношения с крупной устойчивой промышленной структурой для банка предпочтительнее,чем иметь дело с несколькими мелкими разрозненными предприятиями.Это мощный фактор капиталообращения,концентрирующий "критическую массу ресурса".Объединение в рамках ФПГ технологически связанных предприятий,научных и проектных организаций-условие согла- сованной технической и инвестиционной политики.Участие или патронаж государства в крупных промышленных проектах-важный фактор привлече- ния финансового капитала.Небольшие краткосрочные проекты должны об- служиваются соответственного размера банковскими структурами,но кру- пные проекты под силу лишь крупным банкам и финансовым компаниям. Оживление инвестиционного потока есть перспектива антикризисной ста- билизации. Обоюдная взаимовыгода: Эффективная производственная кооперация.В 60% спад производства произощел из-за разрыва связей.Но обрывки цепочек и отношения сох- ранились.ФПГ способны их скрепить.Диверсификация будет достигнута лишь в рамках оргструктур с высококонцентрированным производством и банковскими активами.Маневры с ресурсами увеличивают прибыль.Ведение консолидированной отчетности (плана счетов) упорядочит отношений с региональными и федеральными органами управления.Консолидированный баланс и отчетность позволят создать форму налогообложения по конеч- ному продукту,совершенствовать нормативную базу.Возможно будет найти реалистическую схему налогообложения,типовые взаимные соглашения в группе помогут снизить трансакционные издержки,а в рамках относите- льно небольшого числа ФПГ уплата налогов может контролироваться че- тко. В ФПГ возможны маневры с ресурсами и внутренняя стратегия оптима- льного инвестирования,типа "мультипликатора",комбинации краткосроч- ных и долгосрочных проектов,наращивание внутренних источников финан- сирования за счет обеспечения привлекательности ценных бумаг на фон- довом рынке путем выбора инновационной траектории группы.ФПГ-это во- зможность безналичного перелива свободного финансового ресурса внут- ри группы,консолидированная отчетность по налогу на прибыль и добав- ленную стоимость,введение особого таможенного режима в отношении эк- спорта продукции,валютной выручки,используемой для закупки элементов основных фондов производственного назначения,а также в отношении ко- операционных поставок в рамках межреспубликанских ФПГ,ускоренная амо- ртизация,лизинг,хайринг,обновление отечественных производств 7.4 ФАКТОРЫ РИСКА,ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Риск бюджетный Инструмент государственной задолженности должен быть зарезерви- рован для покрытия госрасходов.Реальные государства есть и "непосле- довательные налоговые государства",и "близорукие государства-долж- ники".Даже в развитых странах прогресса здесь мало.Избежать риск можно,требуя от государства обязательное обоснование своей финансо- вой политики,зафиксированной соответствующим институтом. Макроэкономический кредитный риск В связи с высокой процентной ставкой по кредитам темпы экономи- ческого роста незнечительны.Опасна ситуация,когда рост доли затрат на обслуживание кредита сопровождается ростом расходов по обеспече- нию незащищенных слоев и пожилого населения.Может быть паралич поли- тики,особенно потенциала стабилизации,возникнет тенденция к повыше- нию налогов,будет ухудшение инфраструктуры.Произойдет эмиграция про- изводств за границу и перемещение деятельности в теневую экономику. Возникнет новый заколдованный круг. Риск бюрократического государства Культурные традиции-детерминанта уровня готовности.Социалистичес- кая административная культура опирается на старую традицию беспра- вия и произвола.Чиновники могут сформировать локальные рынки,но не рыночную экономику.Недостаток веры в право станет основной помехой, а неформальные стандарты поведения рыночными не являются.Рычаг пере- мен-становление рациональной бюрократии или сильного гражданского общества.Аппарат должен перестраиваться в направлении меритократии, т.е.обеспечивать бюрократии карьерные перспективы и интенсивную конкуренцию.Одновременно должна происходить децентрализация власти с учреждением возможно большего числа юридических лиц,деятельность которых будет ограничена определенной территорией,так что местные управленческие структуры будут под давлением конкуренции,но необхо- дим и эффективный управленческий "штаб"как дополнение к рынку,пуб- личное и гражданское право,формирующее стержень поведения субъек- тов хозяйствования,сводя к минимуму конфликтный потенциал.Если пра- восознание находится на низком уровне,то введение в заблуждение приобретает значительные размеры,а предпринимательство-дурную сла- ву.Появляется реальная опасность формирования мафиозного хозяйства. Если суд не может вершить правосудие,то и политика беспомощна.Воз- никнет порочный круг,когда недостатки правосудия не только вытекают из правовой культуры,но и обуславливают ее.Потворство особым инте- ресам в ущерб общим устремлениям создает атмосферу обостряющейся борьбы за перераспределение,которое в конечном счете вредит всем. Там,где пренебрегают идеями демократии и рыночного хозяйства,возни- кает угроза бюрократического государства.Должна быть конкуренция за мобильные факторы производства,такие как люди,капитал,знания,а при помощи выгодного налогообложения и иных инструментов их надо при- влекать на свою сторону. Авторитаризм с точки зрения политики хозяйствования возможен,ес- ли способствуе развитию конкуренции и - получает от населения легитимную основу - проводит соответствующую рынку политику - осуществляет ее с помощью дееспособной,некоррумпированной админис- трации. Здесь кроется и тоталитарная,и популистская угроза.Но мягкий ав- торитаризм - способ привить слабой демократии определенные сильные черты:устойчивость,ориентацию на перспективу,бескомпромиссность.Не- обходимо ограничение права большинства в пользу квалифицированного меньшинства.Это не антидемократичная форма,а антитоталитарная.По- мочь могут трансферт ноу-хау с запада на восток.При трансформации центральной проблемой остается ориентация парламента на соображения справедливости,т.е.учет интереса всех страт.Последуют высокие нало- ги и безбрежная социальная политика,что даст другой тип бюрократи- ческого господства. Риск монополизации Российская экономика строилась по отраслевому принципу.На этой основе формировались естественные монополии.Узковедомственность,же- сткая регламентация хозяйственных связей,административный стиль ру- ководства отвечали индустриализации,но это не было оптимальной схе- мой производства.Образованные отраслевые концерны наследуют нераци- ональные монополистические структуры,методы управления и принципы оргструктуры.Для выхода из кризиса требуется эффективное управление, но директорский корпус выбирает технократический путь.Опыт функцио- нирования эффективной экономики же показывает,что 92% успеха в би- знесе зависит от управленческого корпуса.В рыночных условиях тот тип поведения,который избирает директорат-нонсонс.После приватиза- ции появляются директора-"бизнесмены".В руки некоторых попала наци- ональная собственность:средства производства,недвижимость.Они п е р- с о н а л ь н о стали обладать контрольным пакетом акций,технологи- ями.Их состояние многократно выше,чем в альтернативном рыночном сек- торе.Они создают финансово-промышленные группы,где государственные и коммерческие структуры тесно переплетаются,внутри же этих объеди- нений государственные средства через кредиты,инвестиции и дотации трансформируются в личные средства руководства и учредителей.При этом тактические соображения директоров превалируют над стратегиче- скими,идет рост издержек из-за неэффективности управленческих стру- ктур и передела в технологической цепочке. Сегодня налицо формальный статус многих группа.Если бы холдин- гов и ФПГ было столько,сколько на бумаге,экономическая ситуация бы- ла бы иной.К сожалению существует интерес высших эшелонов бюрократии через холдинги бывших ведомств замкнуть на себя перераспределение ресурсов и идея насаждения финансово-промышленных групп может при- нять разрушительный оборот.Эти группы создадут под себя крупные ба- нки,что усилит финансовый контроль со стороны слоя бюрократии,во- зникнут самые жесткие в мире монополии-финансовые. Риск противостояния Следует считаться с появление новой,предпринимательской страты в первую очередь в сфере финансов.Не следует забывать о том,что в России есть и другой,естественный путь объединения в финансово- промышленные группы.Банковские группы образуют ФПГ де-факто,без ре- гистрации,чему способствует и холдинговая,и трастовая организация. Они схожи как близнецы:возникли на заре российского предпринимате- льства.Создавались компании,работа которых далека от финансовой: деятельность была разнообразной,на определенной стадии в отсутствии рынка капитала возникла потребность в банке.На него переводились фун- кции "материнской компании".Состав нынешних финансовых объединений настолько универсальный,что можно говорить о некой типовой банковс- кой группе как адекватной реакции на социально-экономическое прост- ранство.Банковский холдинг достаточно точно иллюстрирует основные прибыльные направления деятельности и инвестиций. Рано или поздно обе страты-промышленная и банковская сойдутся и государство обязано обеспечить это цивилизованным путем.Пока про- блема становления ФПГ находится в практике лоббистской "демократии" перетягивания и подкупа лица,принимающего решение.Это ослобляет ко- нсенсусный демократический механизм и стимулирует закулисные разбо- рки с вовлечением криминального элемента,потому что в такой "эконо- мике" кто-то выторговывает ресурс,а кто-то попадает в экономический аут.Это уход от общества равных прав и равных возможностей и не стоит называть это "конкуренцией". ПРОГНОЗ УЗКИХ МЕСТ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ЭТАПА И ПРЕДПОЛАГАЕ- МЫЕ МЕРЫ ПО РАСШИВКЕ УЗКИХ МЕСТ |
Категория: Экономика | Просмотров: 742 | Добавил: rostowskaja |