Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Воскресенье, 28.04.2024
Главная » 2013 » Июль » 24 » СТРАТЕГИЯ ВЫВОДА РОССИИ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА(III)( М.Н.Ростовская,1995)
11:15
СТРАТЕГИЯ ВЫВОДА РОССИИ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА(III)( М.Н.Ростовская,1995)
 
7.5 ПРОГНОЗ УЗКИХ МЕСТ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ЭТАПА И ПРЕДПОЛАГАЕ-

      МЫЕ МЕРЫ ПО РАСШИВКЕ УЗКИХ МЕСТ

 

         ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

Россия исторически не похожа на западные страны.Она всегда расто-

чительна к ресурсам и жестока к человеку."Честным трудом не постро-

ишь хором",гласит русская пословица.Поэтому сегодня стоит задача

привести ее промышленность и хозяйство в соответствие с требования-

ми времени,сделать так,чтобы выгоднее было работать,а не воровать.

   Цель реформирования-остановить деиндустриализацию страны,перестро-

иться на ресурсосберегающие технологии и производство с высокой доба-

вленной стоимостью,ориентированное на потребителя,создать многоотрас-

левые,высокотехнологические и конкурентноспособные по мировым крите-

риям промышленные комплексы,обеспечить экономическую независимость и

национальную безопасность России,благополучие народа,интегрирование

в мировое хозяйство на равных и выгодных условиях.

  Промышленная кооперация-основа экономики ХХ века.Даже при дирек-

тивном планировании в отраслевой кооперации на макроуровне СССР по-

лучал устойчивость и был надежным партнером в международных сделках.

После создания спецбанков (Агропромбанка,Промстройбанка,Стройбанка

и т.д.),в России появились элементы ФПГ,но не было главного в этом

процессе-целевой установки:не было в о с п р о и з в о д с т в а  

и н в е с т и ц и о н н о г о   п р о ц е с с а. Возникла потребно-

сть новых отношений в производстве,основанных на финансовом манев-

рировании и самостоятельности.

   Необходимость реформ не вызывает сомнения.Однако были введены лишь

внешние атрибуты рынка при отсутствии его содержания-увеличения эф-

фективности отечественных товаропроизводителей.В результате непрофе-

ссиональных действий "реформаторов",начиная с января 1992 года в Рос-

сии процесс становления цивилизованного рынка был сорван,пошел про-

цесс разрушения экономического потенциала.Сложилась ситуация,когда

невозможно только рыночными методами (банкротство или жесткая финан-

совая политика) оздоровить не ставшую рыночную экономику.Возник по-

рочный круг:либо остановка предприятий как средство от инфляции,либо

дотации и разрушение финансов.

   Вопрос о финансово-промышленных группах появился в связи с ломкой

отраслевых структур управления промышленностью.Отраслевые ведомства,

не имея централизованных ресурсов и действенных рычагов помощи пред-

приятиям,утратили позиции координации  производителей технологически

сложной продукции.Просчеты в экономической политике создали неблаго-

приятный инвестиционный климат,обострилась конкуренция с иностранным

товаром на многих сегментах отечественного рынка.Стабилизация эконо-

мической ситуации в такой обстановке требует серьезной реорганизации

предприятий и технологического перевооружения.Возникает проблема тран-

сформации экономики отраслевого типа с директивным планированием в

экономику хозяйственных субъектов с крупными технологическими цепоч-

ками диверсификационного типа,основанную на индикативном планирова-

нии и инвестиционной активности.В связи с этим промышленная коопера-

ция-ключевой вопрос промышленной политики.

   Формы кооперации разнообразны.Это и торгово-промышленные ассоциа-

ции,и картельные соглашения и "стратегические альянсы",консорциумы,

корпорации,концерны,холдинги.Концерны и корпораций дают:

- диверсификацию как фактор устойчивости,развитие малого  предприни-

  мательства в рамках крупных структур,ориентированного на инновации.

- прогрессивную ориентацию на перспективу,использование прогнозов и

  индикативного планирования

- повышение уровня коллегиальности в принятии управленческого реше-

  ния,построение системы управления по матричному принципу 

Холдинговые компании возглавляют систему корпораций,фирм и дочерних

обществ и филиалов,взаимосвязанных:

- совладением капиталом

- соответственными хозяйственными отношениями,поддерживающими функцию

  эффективного увеличения прибыли каждого участника путем обеспечения

  усредненной нормы прибыли,что обеспечивает устойчивую общую доход-

  ность.

Но с холдингами связана опасность возникновения монополизма,тенденция

к политизации,бюрократизации и злоупотреблению контрольно-управленчес-

кими функциями.Чаще всего они имеют не дочерние фирмы,а самостоятель-

ные высокорентабельные компании,в которых на комплексной основе инкор-

порированы финансовые,производственные,коммерческие структуры и это

более подходит под понятие ФПГ.ФПГ по своей глубинной сути-монополис-

ты.Если не монополисты-это не ФПГ.

   Объективный процесс появления ФПГ идет от требования устойчивости

хозяйственной деятельности:замыкание финансовых,промышленных,торговых

структур,а также научных объединений-это средство борьбы с цикличнос-

тью в экономике,повышение ее управляемости.Концентрация производства

является выгодной и всем участникам процесса,и обществу в целом.В

странах развитой экономики финансово-промышленные объединения форми-

руются в конкурентной среде,где конкурентная среда-структурообразую-

щее понятие,определенное о р г а н и з а ц и е й производства,а не

анархией стихии.Конкуренция-это высота входных барьеров.Структура ры-

нка определяет поведение предприятий в области ценообразования,инно-

ваций,инвестиций,внутриотраслевого взаимодействия.Движущая сила про-

цесса-экономическая эффективность.Эту эффективность и отражает фина-

нсовый рынок в цене акции компаний.Это то условие,которое делает лю-

бую полезную для государства и общества деятельность выгодной,и не

выгодной-расточительную,криминальную,паразитическую.Есль Россия до-

стигнет этого,будет приоритет товаропроизводителей,а те,кто не рабо-

тает,разорятся.Простое суммирование заводов и банков такой интегра-

ции не дает.

   В процессах реструктуризации экономики противоречивые тенденции

Российского общества начинают пересекаться.Отсюда необычайно возрас-

тает роль государства как арбитра отношений:предстоит выработать


промышленную политику и нормативную базу,систему социальной защиты

предпринимательства,систему социальных гарантий,социального партнер-

ства,социальных стимулов и социальных санкций.Процесс формирования

новых народохозяйственных организационных структур сложный,будут во-

зникать новые нюансы и в первую очередь они должны найти отражение в

развитии нормативно-правовой базы финансово-промышленных групп как

ключевого момента экономической политики,ибо ФПГ-полезное,но весьма

тонкое инструментальное решение стабилизации и развития экономики.

Этот инструментарий может стать либо благом,либо злом в зависимости

от мастерства его применения.Государственная поддержка ФПК заключает-

ся в особой роли состояния самой экономической политики,причем макро-

экономическая стратегия,реализующая общенациональные интересы,дости-

жима лишь при стимулировании интересов на микроуровне экономическим

воздействием государства.Это заключается в том,чтобы:

- интегрировать существенные моменты научно-технического прогресса,

  определить структуру,способы инвестирования экономики,развития ее

  организационно-хозяйственных институтов региональной,социальной,

  внешнеэкономической,экологической и других политик

- решать проблем не отдельных отраслей,а всего индустриального комп-

  лекса

- разработать целостную структуру нормативных актов и законодательных

  документов,обеспечивающих активное,целеустремленное воздействие го-

  сударства в области:

      восстановления управляемостью экономикой

      инвестиционных процессов

      оздоровления экономической среды

      эффективного управления государственной собственностью

В связи с этими задачами выстраиваются функции федеральных органов уп-

равления:
 
1.Назначение директоров казенных предприятий и представителей в наб-

   людательный совет акционерных обществ,осуществляющих управление и

   распоряжение госимуществом,сдачу госимущества в долгосрочную арен-

   ду.Восстановление функции амортизационных отчислений.

2.На базе новых нормативных актов по государственному контролю за ис-

   пользованием бюджетных средств осуществлять доведение до предприя-

   тий целевых дотаций вместо льготных кредитов

3.Эффективное,достоверное мониторинговое статистическое обеспечение

   информации о состоянии индустрии,результаты которого можно исполь-

   зовать наряду с данными Госкомстата.Это позволит:

      - разработать и реализовать финансовые целевые программы

  (Преимущественной формой предоставления государственных ресурсов ак-

ционерным обществам должна быть покупка эмитируемых ценных бумаг или

выдача государственных гарантий под эти эмиссии,чтобы подключить час-

тных и иностранных инвесторов,сбережения населения,пенсионные и иные

фонды)

      - создать независимую экспертизу проектов

      - сформировать Федеральную контрольную систему для обеспечения

        государственных нужд

      - использовать антикризисные противовесы

      - во исправление промахов в приватизации

             передавать предприятия самым эффективным собственникам

             осуществлять это без льгот,на равных условиях

  Роль государственного сектора в политике реструктуризации базовая.

Государственные предприятия надо частично сохранить,чтобы они стали

инструментом политики.Только по завершению структурной перестройки

общественного сектора нужно проводить их приватизацию,ибо продавать

надо эффективные предприятия за высокие цены.Некоторые предприятия

останутся у государства по политическим и иным причинам.Реструктури-

зация общественных предприятий- это:

- достижение финансового равновесия

- само государсто должно быть гарантом сделок и платить долги банку

  в случае неуспешного проекта

- реструктуризация должна не уменьшать,а увеличивать производственный

  потенциал

   Поскольку финансово-промышленные группы монополисты,государство

должно иметь здоровую антимонопольную политику.Естественные монополии

не есть зло,но объектом антимонопольного регулирования должно быть

монопольное поведение групп на рынке,что в Российских условиях особен-

но важно.Антимонопольные меры призваны не препятствовать становлению

ФПГ,а гасить возникающие негативные тенденции.Добротный экономический

мониторинг и всевозможные некоммерческие объединения предпринимателей

должны занять активную позицию.Должна быть четко определена цена и ка-

чество продукта.Качество может регулировать сеть сертификационных цен-

тров-лабораторий с современными средствами контроля,созданная по хоро-

шо продуманной г о с у д а р с т в е н н о й   программе за счет ак-

кредитации существующих отраслевых испытательных центров промышленнос-

ти,а также созданных на базе ассоциаций центров стандартизации и мет-

рологии Госстандарта.У нас 2000 предприятий-монополистов,если за кри-

терий монополизма взять отношение количества производимого предприя-

тием продукта к его общему объему на товарном рынке.Они необоснованно

завышают цены,используя преимущественное положение при заключении до-

говоров,принуждают к натуральному обмену и оплате поставок в валюте.

Антимонопольный механизм до сих пор не отработан,не учитывает региона-

льных особенностей,стимулирующих рычагов,направленных на создание па-

раллельных структур.Антимонопольные меры в тяжелой промышленности на-

до применять очень осторожно,поскольку альтернативой может быть не

появление конкурента,а разрушение технологической цепочки.Меры по де-

монополизации не должны противоречить задачам широкомасштабного раз-

вития ФПГ,а развитие последних-развитию малого и среднего предпинима-

тельства (но и здесь должна быть политика,направленная на выживание

не всех,а только "сильных" малых предприятий).

  Долг государства-обеспечить нормальные правовые условия  ведения

хозяйственной деятельности,развития практики судебных решений хозяйс-

твенных споров,введение эффективного режима ответственности за соблю-

дение контрактов,в том числе со стороны органов государственной влас-

ти.Государство обязано обеспечить защиту предпринимательской деятель-

ности и в корне пресечь режим "особых отношений",в между высокопоста-

вленными служащими ведомств и "коммерческими" структурами,обслуживаю-

щими потоки госфинансов,нормальное функционирование рынка капитала и

ценных бумаг.Важно развести коммерческую и инвестиционную банковскую

деятельность.В целях предоставления эффективного налогового и льгот-

ного кредита должна быть сформирована государственная инвестиционная

программа,выведенная из-под ведомства Минфина под крыло уполномочен-

ных инвестиционных банков и институтов развития.

   На размер ФПГ,безусловно,влияет участие государственного предпри-

нимательства-здесь сосредотачивается основная часть отраслевого прои-

зводства.В подобных образованиях велика опасность возрождения управ-

ления в "командно-административном" виде.Такую потенцию разумнее бло-

кировать адресно,но создаваемые частно-государственные ФПГ пока что

предрасположены к тиражированию именно этого явления и монопольного

поведения. 

  Чтобы привести законодательство к более сбалансированному виду,ра-

зумно было бы сформулировать некоторые общие экономические критерии

создания и функционирования ФПГ,а именно:

  1.Они должны содействовать увеличению эффективности национальной

    экономики

  2.Их возникновение не должно понижать уровень конкуренции  на на-

    циональном и региональном рынке

Следует предусмотреть санкции за нарушение этих правил:в случае оппо-

ртунистического поведения ФПГ,обращение государственных органов в суд

для рассмотрения вопроса о ее ликвидации.Это действие и есть самая эф-

фективная антимонопольная мера.

  В Федеральные законы надо вложить:


1.Снятие формальных ограничений на состав и структуру ФПГ.Критерий до-

  лжен быть не политический,а исходящий из экономической рациональнос-

  ти и требований государственной промышленной политики,нормам антимо-

  нопольного законодательства.Последнее должно опираться на объектив-

  ные законы,считаться с российской действительностью,с важностью ФПГ
  для страны,а значит существенно уточниться
 
2.Обеспечить условия для полноценного вхождения коммерческих банков в

  ФПГ,увеличить долю банковского капитала до мировых стандартов.В про-

  тивном случае ФПГ будут формироваться только вокруг индустриальных

  структур и представлять промышленные объединения.Но в "ФПГ де-фак-

  то",да и в промышленных ФПГ банки уже ядро.Массовость возникнет при

  изменении законодательства.Существующие банковские холдинги в отли-

  чие от лидеров по реестру не носят формального характера и не побе-

  гут регистрироваться,потому что они работают.Все атрибуты ФПГ у них

  есть.В то же время,по-видимому,правовое регулирование необходимо для

  всех типов групп.Разработчики схем реорганизации промышленных пред-

  приятий-работники аппарата индустриальных министерств,действовали от

  имени руководства промышленности,а не банковских холдингов.Результат

  -однобокость законодательства с перекосом на сохранение руководства

  посредством финансовых вливаний,но это не согласуется с требования-

  ми на окупаемость вложений,что важно банкирам.К сожалению законы

  игнорируют важную роль банков в формировании ФПГ,особенно при инве-

  стиционном кризисе.Для широкомасштабных инвестиций почва не подго-

  товлена.Поэтому насущно важно вовлечение банковских холдингов,про-

  мышленных корпораций,ТНК в процесс работы над законодательством

  всех уровней законотворческого процесса.

3.Предоставить органам государственного управления и Субъектам Феде-

  рации формировать региональные и межрегиональные ФПГ,обеспечивающие

  решение местных задач на базе частичного привлечения государствен-

  ных ресурсов

4.Предусмотреть правила игры при создании ФПГ из предприятий,не обла-

  дающих контрольным пакетом акций на условиях долгосрочных соглаше-

  ний участников

5.Финансово-промышленные группы и предпринимательство (малое и сред-

  нее)взаимно дополняют друг друга,поэтому хозяйственное законодате-

  льство требует серьезнейшей корректировки.ФПГ и малое предпринима-

  тельство совместно создают экономическую инфраструктуру и малые фо-

  рмы лучше справляются с экстренными задачами и задачами интеллекту-

  ального порядка (экспертизами,аудитом,страхованием и т.п.),чем за-

  организованные государственные учреждения или заводские отделы.

  "Джинсовое" предпринимательство в США содействовало выходу этой

  страны из недуга конца 60-х годов стремлением "бежать впереди теле-

  ги".Малые предприятия на тех же основаниях вплетены в промышленную

  политику,что и ФПГ.Законодательство обязано  содействовать развитию

  производственных сетей,посредством которых значительная часть пред-

  приятий могла бы группироваться около крупных корпораций и эффекти-

  вно функционировать на основе единой технологической политики и об-

  разований производственного плана

6.Наукоемкие отрасли сами могут стать основой ФПГ.Здесь государствен-

  ным органам следует проводить предварительный анализ-прогноз:

   - определить будущие структуры и направление действия комплекса

   - характер влияния возможной приватизационной схемы на эффектив-

     ность и конкурентоспособность становящегося коммерческого обра-

     зования

7.Направить общенациональные усилия на формирование ФПГ в приоритет-

  ных областях,а в остальных областях снять ограничения,чтобы не за-

  давить само предпринимательство.Государственные холдинговые компа-

  нии не должны иметь права вмешиваться в оперативное управление и

  инвестиционную деятельность входящих финансовых структур

8.Межрегиональная основа ФПГ способна укрепить единство России,но это

  мертвый звук без законодательного подкрепления.Здесь надо:

  - определить конституционную ответственность Правительства за про-

    ведение экономической политики и экономическую безопасность

    страны
 
- необходимы "Закон об индикативном планировании","О закупках для

    государственных нужд","Закон о Правительстве",Финансовая консти-

    туция,налоговый кодекс,закон об инвестиционой деятельности,трас-

    товом бизнесе,страховании,казенном предприятии,гарантии прав соб-

    ственности,включая интеллектуальную,о формировании и контроле це-

    нового механизма,о пресечении практики секвестирования бюджетных

    расходов,закон об иностранных инвестициях и разделе продукции и

    т.п.,нужна концепция государственного хозяйства

  - необходимо просчитать модели деятельности банков в различных ФПГ,

    сопоставить с действительными показателями коммерческих банков и

    выработать гибкую,но в то же время научно обоснованную норматив-

    ную базу

  Становление ФПГ-процесс индивидуальный и длительный.Будут новые ню-

ансы.Они должны отражаться в развитии нормативно правовой базы,нахо-

дить тонкое инструментальное решение.Углубление нормативной базы-на-

сущная необходимость для замыкания промышленного и финансового капи-

тала в интересах общества.Важно способствовать развитию тех групп,ко-

торые имеют ключевое значение для действительно стратегической перест-

ройки экономики.Для этого необходимо разработать:

- порядок передачи временно закрепленных за государством акций в

  траст и управление ФПГ (юридическая форма документа- "Постановление

  Правительства"

- порядок предоставления ФПГ государственных гарантий для привлечения

  инвестиционных ресурсов и кредитов для развития приоритетных направ-

  лений промышленного производства (в форме "Постаносления Правитель-

  ства","Указа Президента")

- отработка форм и методов взаимодействия казенных и приватизированных

  предприятий в рамках совместного действия.За этим-проблема интегри-

  рования и повышения эффективности действия госпредприятий в ФПГ

  (законодательная и нормативная база о гос.предприятии).

   Без этих докуметов стимулирование будет расплывчатым и банки оста-

нутся в ожидающей позиции по отношению инвестиций в промышленность.

Создание ФПГ требует усилий организационного,аналитического,методоло-

гического характкра.Целесообразно отработать пилотные проекты ФПГ от-

раслевого,регионального,межрегионального и общероссийског типа,типы

ассоциаций,союзов,фондов (в частности стабилизационных,предусматрива-

ющих дотации или компенсации предприятиям,способным при реорганизации

в ФПГ повысить эффективность производства,но не имеющим первоначаль-

ных ресурсов).

   Создание финансово-промышленных групп в России может способство-

вать ликвидации последствий экстремизма и ненаучного подхода к эконо-

мике как системе хозяйствования,разрешить проблему  оптимизации прои-

зводства.Однако при неправильном применении инструментария создания

ФПГ,при неверно созданной нормативно-правовой базе и при отсутствии

государственного регулирования этого процесса можно усилить негатив-

ные тенденции,уже давшие себя знать в экономике.Только адекватное по-

нимание ситуации позволяет найти антикризисное средство.ФПГ могут

быть панацеей от разрушения отечественной инфраструктуры хозяйства,

если будет взвешенная государственная политика в вопросе создания ус-

ловий для возникновения ФПГ.Процесс этот мобильный и в то же время

насущно необходимый.Формирующиеся группы из-за олигопольного взаимо-

действия будут менять экономическую инфраструктуру адекватно региона-

льному разнообразию России,они способны остановить инфляцию и вывес-

ти на подъем экономику.

  Экономический потенциал определит уровень развития промышленного ко-

мплекса.Здесь должна быть выработана стратегия осуществления долгосро-

чных целей экономического прогресса.Пора осознать,что при трансформа-

ции экономики недопустимы шаблонные решения,копирующие аргентинский,

индонезийский,польский и иные пути.Мирового опыта нет,есть соответст-

вующая ситуации экономическая целесообразность,основанная на техноло-

гии отбора техник и форм организации хозяйствующих субъектов,выработа-

нных опытом других стран.

   Крупные независимые оргструктуры,связанные механизмом согласования

и рекомендациями с органами государственного регулирования призваны

стать несущей конструкцией управления промышленностью России.Совмест-

ными усилиями государства и коммерческих структур предстоит сформи-

ровать оптимальное для Российской экономики сочетаних крупных,сред-

них и малых производственно-хозяйственных единиц.Особенно важна от-

работка механизма государственного регулирования,обеспечение благо-

приятных общеэкономических условий для успешного развития организаци-
онно-хозяйственных структур.В этом залог успеха и выхода из кризиса
 
ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

   Самое важное,ключевое и в то же время узкое место-предприниматель-

ство в целом.Его должно защитить государство,должна быть самозащита.

Принципы содействия предпринимательству можно сформулировать,исходя

из характеристики целей и носителей такой политики.Политика должна ус-

транить барьеры.Социальные проблемы,если они проявляются из-за ошибок

функционирования хозяйства,должны решаться за счет обеспечения норма-

льной функциональности,а не компенсациоными трансфертами.Социальная

компонента не должна перераспределяться в пользу экономически несос-

тоятельных,свобода должна быть лишь материальной свободой,которой по

возможности должны обладать все желающие.Это равномерное,но не равное

распределение материальной свободы требует максимальной децентрализа-

ции хозяйственно-политической компетенции (принцип субсидиарности).

Задачи,возложенные на неправительственные структуры,осуществляющие хо-

зяйственную деятельность,должны решаться через образование ИНСТИТУТА,

способного к саморазвитию.Институциональный подход сохранит внимание

к данной задаче,облегчит координацию и поддержку,предоставит возможно-

сть нововведений,нацеленных на эффективное решение задач (принцип офо-

рмленной субсидиарности).Но подходить надо дифференцированно,так как

политика создания новых предприятий сопряжена с решением большого ко-

мплекса проблем,а это нельзя отдавать одному носителю.Принцип субси-

диарности требует неравного распределения частных задач по возможным

уровням в зависимости от их функции.Соблюсти такой принцип особо тру-

дно,так как пространство между семьей и государством в СССР было заня-

то лицами,проводящими в жизнь распоряжения,а не действующими на свой

риск.Шаги децентрализации в централистском государстве даются с тру-

дом,а половинчатое решение-путь в никуда.Поэтому политика с самого

начала должна четко ориентироваться на принцип субсидиарности,иначе

центральный элемент социального рыночого хозяйства не реализовать.

  Самый изящный метод достижения цели и противостояния среде-социаль-

ные технологии.В США они реализованы на уровне трестов,фирм,оттуда

стали распространиться на государство,сейчас процесс пошел в рамках

групп государств.Это потребность:США при очень конкурентной ситуации

живут в очень устойчивом равновесии.

   Коллективное мышление (берем худшую сторону) работает так,что если

кто-то начнет выделяться,его задавят.Среда не терпит непохожих.Когда

этим охвачены все звенья государственной жизни,очаг роста проблемати-

чен.Задача разрешима только межсистемно.Ее следует понимать как соци-

альную программу,тогда процесс потащит систему.Под это необходимо ор-

ганизовать ресурсы,создать ресурсную инфраструктуру,ресурсный комп-

лекс,при этом подразумеваются материальные ресурсы и ресурсы финансо-

вые.Надо среду подготовить,чтоды она воспринимала инновации.Надо соз-

дать предпосылки,а не только понимание.План социально-экономического

развития имеет рычаги остановки,если следить за развитием и заданнос-

тью цели,должен иметь механизм сканирования и коррекции.Предлагается

создать очаги роста экономики,социальной активности и их энергия дол-

жна зарядить окружающих.

   В Германии комплексный подход к преодолению трудностей обеспечива-

лся тогда,когда в рамках региона происходит создание хозяйственных

парков со всей необходимой инфраструктурой.Здесь место и фирмам со

специализированными услугами,сокращающими трансакционные издержки,и

благоприятные условия для завязывания деловых контактов.Учреждение

общества в форме частной компании облегчает его кредитное финансиро-

вание.
 
Автор имеет свою идею группированной фирмы-гавани малых предп-

риятий.Существует несколько мифов вокруг предпринимательства.Во пер-

вых считается,что только региональные власти обладают ресурсами для

развития предпринимательства и им в руки попадают бизнес-инкубаторы

и другие в общем-то прогрессивные технологии.Не учтен только один

момент-качество управленческих кадров.В условиях,когда отсутствует

закон о государственной службе,когда вместо конкурсного отбора про-

фессионалов действует протекционизм и кумовство,уповать на чудо

вряд ли разумно...Есть и другой аспект-все технополисы,технопарки,

бизнес-инкубаторы сами должны нести черты бизнес-проекта.Они сами

по свойствам своим предпринимательские,и если задачу будет решать

только чиновник и приглянувшиеся ему научные работники,дело с мер-

твой точки не сдвинется:дальше мелкого эмитационного предпринимате-

льства,быстро окупающегося,но не производящего новаций,мы не уйдем.

   С чиновниками сотрудничать надо,у предпринимательства много про-

блем и общих точек соприкосновения,но в общем разделении труда есть

и свои ниши.В наше смутное время как-то выпадает из рассмотрения це-

лая страта общества и целый процесс в деятельности-инновационный.Он

сам по духу своему связан с малым предпринимательством.Есть фонд под-

держки инноваций,но в администрациях и регионах отделов по науке нет.

А если выпал из рассмотрения,тебя вроде и нет.И оказываются невос-

требованными инженеры и квалифицированные кадры,а ниша эмитационного

предпринимательства уже занята.Наука сейчас ежегодно теряет 20% кад-

рового состава,из 10 оказавшихся не у дел инженеров даже в Москве ра-

боту находит лишь один,а лицам старше 40 лет руку помощи протягивает

лишь "Гербалайф".Не бегут "мозги" за границу,как принято думать."Моз-

ги" депрофессионализируются.Наука настолько невостребована,что не фи-

нансируются даже коммерчески выгодные разработки из-за лага в окупае-

мости,ведь поток средств определяет не столько новизна,сколько нали-

чие рынка,инфраструктура,маркетинг,реклама,покупатель.

   Инновация-своеобразный процесс.Успешная разработка может плохо

продаваться только по причине того,что она "опережает" время и по-

купатель еще не возник.Другой путь-под заказ делать разработку.Этим

живут многие малые инновационные предприятия.Но внутренний рынок пло-

хо принимает инновации.За рубежем интерес огромный,это объект особого

внимания,но пока нет государственной защиты по передаче технологий,на-

ши изобретатели оказываются в дискриминационном положении.Рост безра-

ботицы среди бюджетников можно было бы приостановить,изобретательных

людей необходимо привлекать к решению общественных,производственных и

государственных проблем.Инноваторов необходимо поддержать,так как нау-

ка сама закостенела,инновации из нее выбрасываются,инноваторов выжива-

ют.А это в первую очередь идеи.Финансирование программы защиты иннова-

ционной деятельности необходимо,должны появиться региональные иннова-

ционные центры,а среди перспективной деятельности может оказаться пре-

дпринимательство и его инфраструктура.Государство должно способствовать

формированию институтов рынка,развивать аренду и кредитную систему

через лизинг,страховые,трастовые компании и банки для малых предприя-

тий и систему целевых фондов.Исходя из вышеприведенных предпосылок

мы предлагаем изучить современные организационные формы кооперирова-

ния малых фирм,в частности можно разработать вариант группированной

фирмы.Но окажется,что на  разработку понадобится раздел правительс-

твенной программы.Он должен обеспечить механизм формирования ресу-

рса под разработку проекта на конкурсной основе с привлечением граж-

данской науки.Будут деньги,будут специалисты.В правительственной про-

грамме должны быть инфраструктурные механизмы поддержки осуществления

проекта.По всей видимости необходим негосударственный институт "су-

первизор",отслеживающий процессы,накапливающий информацию и осущес-

твляющий моделирование самоорганизующихся малых экономических ячеек.

Министерства для предпринимательства быть не может,поэтому институт

"супервизор" должен стать основной методологической базой поддержки

региональных проектов.Появление института позволит избежать распыле-

ния средств,ибо он является ведущей точкой отправки,но не единствен-

ной.Для воспроизводства региональной инфраструктуры нужно найти вну-

тренние резервы.
 
Региональная структура-группированная фирма.Это сообщество малых

предприятий любого вида деятельности,имеющее ядро,выполняющее функции

научного,образовательного,сервисного,консультационного,юридического,

маркетингового,рекламного,кадрового характера.Здесь компьютерные про-

граммы,общая бухгалтерия,3-4 специалиста-профессионала,которые долж-

ны владеть ситуацией на 30-50 малых предприятиях и как врачи уметь

ставить "диагноз" и находить адекватные меры.Их роль-предвосхищать

события.С "внешним миром" у ядра должно быть три канала:научный,фина-

нсовый,информационный.Научный с "супервизором",который оказывается

по отношению к ядру в той же позиции,что и ядро к малым предприятиям.

Финансирование ядра может осуществляться за счет франшизы,финансовый

источник "супервизора"-консалтинговая и инженеринговая деятельность,

продажа "фирм под ключ",проектов инфраструктуры,"ноу-хау",разработок.

  По финансовым потокам ядро замыкается на страховую компанию,траст,

банк.У него должно быть право эмиссии акций для расщирения самостоя-

тельной деятельности,роста,реализации собственных проектов и создания

фондов.Должно еще существовать поле деловой информации.Это,как прави-

ло функция Торгово-Промышленной Палаты.Если оговорить правила сбора

информации и соединить усилия,можно добиться значительного снижения

цены информационного ресурса.Инженерное решение программы развития

малого предпринимательства возможно,если соединить методологию,мони-

торинг и интеллектуальный потенциал для решения вполне конкретных си-
стемных задач экономики.
 
ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

  Поощрение собственного дела в краткосрочном плане есть цент-

ральный элемент трансформации,ибо оно дает человеку средства к

существованию.Обычная антимонопольная политика должна быть до-

полнена данной политикой.Это центральный концептуальный элемент

обеспечения конкурентной среды.

   Сегодня здесь явная недостаточность:

- маломощность предпринимательского слоя

- не достает накопленного в частных руках имущества,так как годы

  тотального огосударствления и господствующие в СССР парадигмы

  "эксплуатации" подорвали материальную и финансовую основу для

  создания даже небольшого предприятия

- в неясной структуре хозяйства уровень предпринимательского риска

  слишком высок

- наследие социализма-сведение на нет частной инициативы

- стартовые трудности,связанные с финансами,арендой,обеспечением

  услугами инфраструктуры,дефицитом хозяйственных преимуществ



   Ряд промышленных предприятий "повис" из-за коллективной беспо-

мощности.В то же время передача по лизингу,аренде,рассрочке в пла-

теже основных фондов и оборудования с образованием малых и сред-

них предприятий могло бы реанимировать такое производство уже на

новом основании.Но имеется необычайно большой разрыв в необходимо-

сти создания предприятий и готовностью к этому.

   Эта политика должна быть дифференциальна,включать и область по-

литики в сфере приватизации,и специальную антимонопольную полити-

ку,институциональную политику,политику мобилизации капитала и ре-

сурсов,кредитную политику применительно к образованным предприя-

тиям,институционализацию консультационной и кадровой деятельности,

специальную инфраструктурную политику,политику протекционизма по

отношению к отечественным товарам и услугам.Особо важна мобилиза-

ция капитала:государственные меры по облегчению погашения кредита,

кредитная политика к мелким и средним предприятиям,реализуемая

неправительственными организациями,возможность долевого участия в

капитале предприятий в форме общества с анонимными компаньонами,

кредитных союзов,выдающих поручительства по кредиту,другие иннова-

ционные формы обоспечения обязательств.

   Выдвигая В.П.Федорова в губернаторы Сахалина мы в 1989 году

намерены были опробовать "школу малого толчка",т.е. ввести новый

частный сектор и сохранить макроэкономическое равновесие - рыноч-

ные механизмы должны были возникнуть эволюционно.Обязательные пре-

дпосылки:функционирующее управление,суд,исполнительная власть у

нас были.Остров был к тому же блокирован от наплыва спекулятивно-

го капитала статусом погранзоны.Должно было разработать торговое

и налоговое право,кадастр земель и принцыпы банковской системы,

защиту экономической системы от преступной деятельности.Меры по

содействию создания частных предприятий.Не разрушать госсектор,

ведь руины задавят,а взлелеять молодую поросль,которая,окрепнув,

вытеснит отживающее старое.Сельские угодия также могли получать

юридические лица и крестьяне,а если ввести государственные ипо-

теки на 30 лет,которые следует индексировать и начислять умерен-

ные проценты (причем погашение ипотек должно уменьшить под-

лежащий налогообложению доход)-возможно тогда бы зародилось аг-

рарное предпринимательство "одноэтажный Сахалин".Но,очевидно,по-

строение "капитализма" на одном отдельно взятом острове при нали-

чии белокаменной обречено...

  Политика должна поставить заслон гигантомании:умри,но сразу ро-

дись большим.Опыт показывает,что из создающихся предприятий разо-

ряются в США в ближайшие 3 года 2/3.В то же время способность к

предпринимательству в принципе выявляет только 30% экономически

активных граждан.В Германии при наличии специальной политики соз-

дания условий при прочих равных условиях разоряется только 1% нача-

вших дело.Сам предпринимательский слой-это дополнительный произ-

водственный ресурс и национальное достояние.Политика создания ма-

лых и средних предприятий высвобождает еще одного фактор произ-

водства-фактор принятия производственного решения.Эта политика-

часть политики социальной справедливости,уравновешивающей жизне-

нные шансы людей и мощнейший рычаг развития предпринимательской 

ментальности.Она содействует долгосрочному обеспечению конкурен-

тной среды не в ущерб экономической политике и прямо способству-

ет становлению гражданского общества,так как появляется потреб-

ность в осознанном выражении политического предпочтения,возникнет

заинтересованность в альтернативах,усилится политическая конкуре-

нция и ответственность,сузится сфера влияния правительства на

предвыборную ситуацию и одновременно усилится контроль над адми-

нистрацией,"зоркое око" над деятельностью чиновников,так как "из-

держки" сразу обнаружат политические конкуренты.

  Как видно,политика создания новых предприятий ведет к формиро-

ванию "среднего класса",без которого не мыслится устойчивое раз-

витие в целом.Однако чикагская школа пытается навязать "промышле-

нную политику" и "управление инвестициями".Там места малому и сре-

днему бизнесу нет.Есть аргументы "за" такой подход-нынешнее инду-

стриальное общество,словно большой кристалл,коллективно и львиную

долю валового внутреннего продукта создают промышленные монстры,

которые поглощают и основной творческий потенциал общества.На ма-

лый и средний бизнес остается малая толика,они второстепенны.В

техническом смысле управление облегчается,когда адресатами высту-

пают крупные производства.Аргументы "против" в том,что эта школа

исходит из тенденций большой открытой экономики,которой США и яв-

ляются,а для России это лишь четвертый по отдаленности этап,к ко-

торому надо подойти через три ступеньки.Соединенные Штаты живут

в другом измерении,они не учли адекватность своих методов для

стран с некогда централизованной экономикой.Экономическая элита

действительно обладает капиталом,но основная масса населения от-

кинута в состояние нищеты.Устойчивое развитие несовместимо с рас-

слоением общества,ибо в этом источник нестабильности и "социаль-

ной деградации".Если не проводить социальную политику содействия

созданию новых предприятий,равенство стартовых шансов людей будет

нарушено.Привилегированный слой слишком мал и будет несравненно

меньше предприятий,чем в случае политики содействия,да и к тому

же вряд ли эконмические элиты будут заниматься предпринимательст-

вом.В результате цены на товары и услуги будут содержать слишком

высокую ренту,обусловленную редкостью благ,а не хозяйственной эф-

фективностью,поэтому политика содействия становлению предпринима-

тельства есть ключевая сторона экономической стратегии и социаль-

ной политики.
 
ПОЛИТИКА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

    Это огромнейший комплекс мер по перестройке промышленных комп-

лексов,по воссизданию экономической мощи государства,конкурентос-

пособности на мировом рынке,обеспечению экономической безопаснос-

ности и дальнейшего устойчивого развития.Мы остановимся на ней

особо,в главе "ресурсы".



                   АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА

   Есть мировая проблема аграрного сектора,несмотря на то,что

в странах Запада совершена аграрная революция,а в России-нет.

Опыт показал,что аграрный сектор не измеряется индустриальными

мерками и очевидно задачи решаемы только в комплексе мер по соз-

данию Устойчивого биосферосовместимого Развития человечества.

   Мировая практика принизила рейтинг аграрного сектора по сравне-

нию с промышленностью и торговлей.Выплачиваемая здесь заработная

плата низка и становится сносной только при низких аграрных ценах.

Поэтому государство предоставляет ему односторонние льготы:ограни-

чение конкурирующего импорта,гос.интервенционализма,политики рас-

пределения доходов,а не экономического роста.В пределах применяе-

мых теорий сложилось мнение,что при формировании реального рыноч-

ного хозяйства следует рассматривать те концепции развития аграр-

ного сектора,в которых присутствуют элементы регулирования с це-

нтрализованным управлением.Оспаривается вопрос об оптимальном ра-

змере сельских хозяйств,инфраструктуре,задачах народонаселения,

культурных особенностях и т.п.В целом аграрный сектор-та область,

где рыночные регуляторы не работают даже на Западе.

   Сейчас сельский производитель задавлен ценами окружающих его

монополистов.Идет разрушение хозяйств.Вместе с тем очевидно,что

проблемы сельского хозяйства должны решаться комплексно,с учетом,

что оборот капитала в сельском хозяйстве окупается один раз в год,

что есть проблема технического вооружения,нужны принципы регули-

рования ценообразования в АПК.Не сработает здесь самонастройка

"на рынок"-останутся только огороды и личные подсобные хозяйства,

Можно выделить прямой бюджетный кредит,чтобы селяне могли расчи-

тывать на аванс для длительных инвестиций на комплексные капита-

льные вложения с длительным периодом окупаемости или специальный

кооперативный кредит под лизинг и инвестиции в сельское хозяйство.

Сейчас задача-не разрушить то,что имеем и искать лучшее решение

проблем.Возможно аграрная проблема разрешится с появлением реги-

ональных комплексных проектов.

   Пути выхода из кризиса в сельском хозяйстве:

- кооперация (по Чаянову,Кондратьеву) сельхозартелей и межфермер-

  ская кооперация по снабжению селян и вывозу товара за границу 

  по выгодным ценам

- кооперация сельхозпредприятий с торговыми предприятиями

- создание оптовых рынков и бирж

- переработка сельхозпродукции на месте,в регионе

- лизинговые компании как форма реализации техники

- долгосрочный кредит

- контроль за ценами монополистов энергетиков и на горючее

- ликвидация диспропорций в зарплате (ниже,чем у работников культуры)

- рассмотрение сельского хозяйства как центрального звена в системе

  эквивалентного обмена в целом

- вопросы места АПК в народохозяйственном подходе.Индустриальное

  птицеводство выигрышно,но попало в экономическую опалу

- приоритет по земельному налогу

- подход к цене как к источнику самофинансирования:пока борются

  две концепции на цену сельхозпорукции:цена как результат учета и

  распределения,у нее нет стимулирующей функции и цена как затраты,

  плюс норма рентабельности

Проблема аграрного сектора в  диспаритете цен в сельском хозяйстве.

Решение-в увеличении доходности,самоокупаемости.Но это значит надо

перевернуть все парадигмы мировой цивилизации и сложившиеся веками

пропорции цен,либо смириться с наличием "нерыночного" сектора.

   Какие предложения на этот счет существуют:

Первый путь: фиксированные цены на 4-5 вида продукции,но параллель-

             но четкие цены на сельхозоборудование

Второй путь: цены свободные,но жестко оговорена доля посредников,

             реализующих и перерабатывающих сырье

Третий путь: установить надбавки к доле доходов.Это стратегия дота-

             ций на технику

Четвертый путь:"хлебный червонец"(а не доллар).Сельское хозяйство

             попадает в центр и становится мерилом производства.

             Диспаритет цен исчезает

Пятый путь:  Протекционизм к отечественному производителю.На цено-

             вую ситуацию сказывается наличие импортного сельхозпро-

             дукта с демпинговыми ценами.Утрата производственной не-

             зависимости влечет утрату политической независимости

  Ответы по аграрному сектору правильнее искать в поле смешанного

цикла макроэкономики,чтобы обеспечить нормальное безопасное разви-

тие.В какой-то мере сельское хозяйство-индикатор экономики.Пока не

будет решен вопрос продовольствия,о реформе говорить не стоит.Сельс-

кому хозяйству нужен новый НЭП,а не только разрешение ценового узла.

  В период экономического коллапса особенно хорошо показали себя

подсобные личные хозяйства.Нигде в мире эта форма не встречается,и

оказалась она в абсолютно бесправном положении.Это несмотря на то,

что ЛПХ значительно компенсируют прорехи в бюджете населения и

смягчают неустойчивую ситуацию в стране.
 
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

   Путь в никуда:"привести социальную сферу в соответствие с бюд-

жетными возможностями"-приговор будущему нации.Должна быть вырабо-

тана долгосрочная стратегия социального развития России,а для это-

го необходимо пересмотреть догматы о функциях и целях социальной

политики,к которым относят-ся:

- анонимность,освобождающая от ответственности за социальные экс-

  перименты и наиболее разрушительные последствия.Анонимность обу-

  словлена тем,что единственным субъектом социальной политики явля-

  ется государство,а объектами-территории,многие из которых больше

  государств,но лишены и финансовой и политической возможности оп-

  ределять собственную стратегию регионального развития,и даже пра-

  ва участия в проектах,затрагивающих их интересы

- насильственное сведение социальной сферы к затратной

- вторичность социальной политики по отношению к политике в облас-

  ти экономики

Сведение социальной политики к социальной сфере в ее узкоотрасле-

вом понимании привело к выпадению самого главного в социальной по-

литике,а следовательно осталось вне интересов государства.Выпали:

- гаранты жизни:критерии оптимизации эколого-экономического раз-

  вития,за пределами которых обвальное разрушение среды обитания

- качество жизни (полнота жизни,показатель Здоровья системы),опре-

  деляющее сохранностью культурного и природного наследия

- уклад жизни-основа этнического многообразия и социальной устой-

  чивости

   Расширение предметной области социальной политики за пределы со-

циальной сферы и расширение круга субъектов этой политики за рамки

Садового кольца,региональное и местное самоуправление,институты

гражданского общества и права личности-это новые возможности вы-

работки долговременной стратегии развития,как национальной,так и

региональной.Накопление природного и культурного наследия-дело де-

сятков поколений,так же как и поддержание оптимальных форм эколо-

го-экономического развития с учетом экономической программы.Жиз-

ненный уклад народов складывался веками,это элемент самоиденти-

фикации,стабильности государственных институтов,гарант поддержа-

ния национального духа и национальной культуры.Восстановление

жизненного уклада если не основная,то важнейшая цель социальной

политики.

   Общая стратегия восстановления российской государственности -

программа комплексного эколого-экономического и социально-культур-

ного развития регионов-российских земель:

- создание условий восстановления и политического и экономичес-

  кого укрепления общин и земств,поскольку знать и оберегать дар

  многообразия природы,этносов и культур-прямой долг местных жи-

  телей

- должен соблюдаться приоритет духовного начала в программах

  полиэтнических российских земель,восстановление в своих правах

  национального начала во всей культурной палитре современной со-

  циальной жизни-культуре производства и потребления,управления

  и социального контрля,культуре личности

 

 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

                  
Категория: Экономика | Просмотров: 716 | Добавил: rostowskaja