Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Воскресенье, 28.04.2024
Главная » 2013 » Июль » 24 » СТРАТЕГИЯ ВЫВОДА РОССИИ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА(IV)( М.Н.Ростовская,1995)
11:31
СТРАТЕГИЯ ВЫВОДА РОССИИ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА(IV)( М.Н.Ростовская,1995)
 
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

   Здесь переплетаются два интереса:

- получателя финансов:его интересует регулярность поступлений,от-

  сутствие закрепленности доходов за определенными расходами,сво-

  бода от появления в будущем финансовой нагрузки

- плательщика:соответствие поставляемых платежей и получаемых выгод

(фискальная эквивалентность) или принцип платежеспособности (кор-

  реляция с размерами доходов).Требования:

        - сохранение  справедливости

        - непосредственного контроля:чтобы минимально размывались

          права собственности,неизбежно связанное с коллективным

          использованием средств

        - принцип демократии:соответствие принимаемых решений о

          предоставлении тех или иных благ

   Ф о р м ы    ф и н а н с и р о в а н и я:

1.Сборы и взносы.Финансирование за счет специальных возмездных

  платежей-единственный вид финансирования коллективных благ,не

  связанный с дополнительными издержками ошибочного финансирова-

  ния,побуждающий вести расчеты издержек и полезности.Такие плате-

  жи удобны для обеспечения инфраструктурой регионов.

   Другие виды финансирования деформируют естественные отношения

ограниченности благ,так как вбивают клин между брутто и нетто-цена-

ми и систематически не достигается оптимум в производстве и обмене.

2.Налоговое финансирование.Безвозмездные обязательные платежи(на-

  логи)-платежи без шанса ответной услуги.Получаемые от государст-

  ва услуги выступают в виде свободного блага.Отсюда стремление из-

  бежать налог,но получить услуги.Такое поведение рационально для

  индивида,но иррационально для общества.Нужна ситуация приближе-

  ния налогов к взносам.Налоги должны быть ориентированы на плате-

  жеспособность субъектов обложения в целях перераспределительной

  политики.

3.Кредитное финансирование.Это цель политики стабилизации,ориенти-

  рованной на экономический потенциал.Есть парализующие эффекты-

  уклонение от обслуживания и погашения кредитов и т.п.Мощный ры-

  чаг управления совокупным спросом,ускорения экономического раз-

  вития,распределения финансовой нагрузки во временном аспекте.Но

  рекомендуют только тогда,когда нет менее опасных средств:полити-

  ки развития экономического потенциала,преодоления депрессии и

  в случае,когда быстро должна быть создана необходимая для разви-

  тия инфраструктура.Надо позаботиться об институциональном обеспе-

  чении подобного механизма.

4.Инструмент государственной задолженности должен быть зарезерви-

  рован для покрытия госрасходов,ориентированных на экономический

  потенциал и использования для специальных случаев "борьбы с деп-

  рессией" и развития.Здесь должна быть выработана структура конт-

  роля и ответственности.Принимающие решение должны быть подверже-

  ны контролю со стороны тех,но ком решение находит отражение.

   Регионы и самоуправление должны иметь средства для обустройства

России снизу.Но экономическая политика Кремля лишила большинство

регионов такой возможности.



8.ОПИСАНИЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЭТАПОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ



   Целевая установка первой ступени трансформации для России была

определена как социальное рыночной хозяйство.Но есть еще глобаль-

ная цель человечества,которая не только не противоречит с выбран-

ной нами,но является ее логическим продолжением.Она сформулирова-

на в июне 1992 года в Рио де Женейро как Устойчивое Развитие (sus-

tanable development).Отдадим себе должное-мы пытаемся все состоя-

ния трансформации Российской экономики описывать в терминах устой-

чивости,но чтобы подойти к Устойчивому Развитию,надо сформировать

общество граждан,т.е.созидательных участников процесса трансформа-

ции,проявляющих себя через личность,институты собственности,мораль,

семью,соглашения гражданского порядка и опираютщихся на федеральное

и местное самоуправление.Другого не дано,так как с возникновением

индустриальных обществ односторонняя зависимость,характерная для

феодального общества,стала зависимостью всех от каждого,потому что

люди не способны обеспечить себе существование только за счет на-

копленной собственности,не только свой,но и собственности третьих

лиц.Основой существования такого общества служит постоянное произ-

водство и возникающий в нем д о х о д,а это вызывает готовность к

разделению труда и кооперации.В социальном рыночном хозяйстве сам

труд принимает рентный характер,растет роль знаний и квалификации.

  А вот черты общества Устойчивого Развития,сформулированные Д.Х.и

Д.Л.Медоузами:

- устойчивость,эффективность,правосудие,справедливость,общность как

  высшие социальные ценности

- материальная достаточность и социальные гарантии,и как следствие-

  низкая смертность и низкая рождаемость,стабильная численность на-

  селения

- возвеличивающий людей труд,стимулы,побуждающие людей отдавать

  себя обществу и получать за это вознаграждение.Различие в доходах

  должно отражать только различие в трудовом и интеллектуальном вк-

  ладе людей в достижение целей,определенных обществом

- экономика есть средство,служащее на благо человеческого общества

  и природой среды,а не наоборот

- эффективные системы возобновляемых источников энергии (пока мы

  проедаем биосферу,продукт солнечной энергии,а не безграничную

  солнечную энергию),эффективные замкнутые системы материального

  производства

- технические решения,сводящие к минимуму загрязнения

- способные к самовоспроизведению антропо-природные ландшафты

- сохранение экосистем в их многообразии,сосуществование с ними

  человеческих культур и как следствие природное и культурное мно-

  гообразие,гармония аграрных и индустриальных систем,терпимость

  и осознание высшей ценности этого многообразия

- гибкость,социальные и технические нововведения,интеллектуальная

  активность,расширение сферы человеческих знаний

- умение граждан и правительств разрешать конфликты без насилий

- печить и СМИ отражают разнообразие мира непредвзято и интеллиге-

  нтно в историческом и цельно-системном контексте

- возможность уважать себя и вести образ жизни,не требующий накоп-

  ления материальных благ

   Экономика общества Устойчивого Развития отличается от экономик

индустриального общества,нацеленных на рост и находятся экономисты

пессимисты,предрекающие "застойный период" чуть ли не советского

образца или "смерть истории".Нам видится постиндустриальное общест-
во в ином свете и мы попробуем обосновать это:
Цикличность производства диктует условие:производство обязано

ориентироваться на инновации,должно быть мобильным,быстро созда-

ваться и быстро ликвидироваться.Оно должно быть блоковым и до то-

го,как возникнет,его необходимо проектировать,определять маркетин-

говую нишу и под нее проектировать.Это предпринимательский тип,он

полностью опирается на технологическую революцию и стратегический

менеджмент.Следует культурный скачек в обществе,так как возрастают

требования к человеку.Этот тип экономики,поддающийся экологической

корректировке,все же не способен полностью ликвидировать конфликт

человечества с биосферой, потому-что экологический императив ста-

вит во главе всего отношение к Жизни,а не к вещам,требует введения

в учет всей жизненной среды и реализации иной шкалы ценности.Это

означает, что миссия экономической системы в увеличении человечес-

кого счастья,здоровья,безопасности и общения,а не количества при-

бавочной стоимости и вещей и должно работать уравнение оценки бла-

госостояния как суммы уровня жизни,условий жизни и жизненной сре-

ды.Чисто психологически бедные общества ценят только материальные

блага.Однако жизненное пространство человека помимо его воли вклю-

чено в природное пространство как источник и материальных и нема-

териальных благ.Предпринимательская экономика оказывается недоста-

точной для решения подобных проблем и ей на смену приходит эконо-

мика,которая сама начинает формировать в человеке насущную потреб-

ность в сохранении среды обитания и человеческой жизнедеятельности.

Это инфраструктурная экономика кооперации общих усилий,взаимопомо-

щи и взаимоподдержки.Она предполагает творческое участие людей по

улучшению организационных структур фирм и обществ,которые коллек-

тивно творят новое.Коллективизм особый,внутренний,синергийный.Он в

причастности к целому,приверженности фирме,обществу,человечеству.

Коллективизм с моральным удовлетворением и культурой малых групп.

Инфраструктурная парадигма дает надежды на подключение форм само-

регуляции хозяйственной и природощедящей деятельности на базе оп-

тимизации потоков ресурсов.Эта экономика основывается на принципе

свободы,кооперации,симбиозе малых и больших хозяйственных объектов,

кибернетических основах и инновационном императиве,творческой,не

отчужденной личности,для которой роль знания чрезвычайно велика.

Такое мировозрение уже проявилось в некоторых преуспевающих фирмах

Запада.Это вселяет оптимизм и надежду на решение запущенных эколо-

гических проблем самым действенным экономическим путем.В пределе,

в планетарном масштабе экономика и экология есть одно и то же,но

для достижения этого и человек должен мыслить планетарными катего-

риями.Уже сейчас видно,что холдинги и корпорации максимально рента-

бельны.Они оптимизируют цепочку превращения ресурса в символьную

денежную единицу(а ведь благо можно мерять и энергетическими мерка-

ми-киловатт/часами и никакой инфляции в принципе не будет).Устано-

вка на максимум дохода при минимуме издержек экологическая в своей

сути,а ведь это код Европейской цивилизации.Холдинги и корпорации-

относительно самодостаточная целокупность.Индивидуализм здесь на

уровне творчества,на уровне целостности-коллективизм.Не случайно и

отношение с партнером становится опосредованным,"коллективно-имен-

ным".Инфраструктурная экономика требует людей с широтой взгляда и

глубиной знания.Она изнутри рождает новую культуру,основанную на

видении целостности мира.В таком сознании духовные и материальные

стороны тесно сплетаютс.Это уже этика и эсхатология хозяйства.Эко-

логические подходы и идеи,не обремененные вопросом "сколько же это

стоит",не будут считаться экологическими,экологический экстремизм

просто не пройдет.

    Творческий подход принудит к терпимости разнообразия.Разнообра-

зие не возникает в авторитаризме,но авторитаризм не способен неп-

рерывно генерировать инновации.Значит к многообразию мы приговорены.

Разнообразие требует децентрализации,кооперирования и самонастройки

по оптимальной схеме.Разнообразие исключает гигантизм  и запрашива-

ет небольшие по масштабам технологии и экономики общин.Но это и

есть тот уровень,когда фирменная ответственность может быть поддер-

жана в рамках общинной демократии.Это тот уровень,когда потребуется

экологичная технология.Такие вопросы рассматривали Т.Рощак,Э.Шума-

хер,Б.Деваль,Дж.Сесьенс.Среди специалистов распространено мнение,

что глобальное общество будет эффективным супергосударством для

экосферы.К вопросу биорегионализма склоняется еще большее число ис-

следователей,ибо компьютеризация,глобализация коммуникаций и все

усиливающаяся тяга к Природе сделают города малопривлекательными и

обеспечат более гармоничное расселение людей по планете.Тяга к ду-

ховности вызовет глубокую рефлексию и чувство ответственности.Это

поднимет людей на новый метафизический уровень.Будем надеяться,что

"homo economikus", расчетливый,скупой и обменчивый уйдет в историю

как недоразумение периода становления.А вот проблема " homo milita-

ristikus"- проблема номер один.Экологический вызов природы не ре-

шить при мощнах непроизводительных затратах на оборону  и войны.
 
8.1 КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТАПА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ



   Экологический подход к системе хозяйствования на Земле исходит

из постулата о том,что нет ничего ценнее,чем Жизнь и что существу-

ют пределы экономического роста.Фундаментом Жизни является биосфе-

ра,под которой мы понимаем глобальную экосистему.У биосферы есть

критические нагрузки.Компромисса с ней не будет.Решить же экологи-

ческие проблемы без решения социально-экономических невозможно.Эко-



логия без экономики - всемирная нищета.

  Выработка системы новых экономических механизмов должна стать ре-

зультатом экологической экономики.Традиционная экономика исследует

статические равновесные системы,подчеркивает рост.Здесь же динами-

ческие адаптивные неравновесные системы с учетом долгосрочных огра-

ничений,накладывеаемые на используемые глобальные системы с выясне-

нием потенциальных возможностей развития.Макроцелью экологической

экономики является устойчивость (sustainability) комплексной соци-

ально-эколого-экономической системы.Необходимо найти сбалансирова-

нное решение задач социально-экономического развития на перспекти-

ву,чтобы сохранить благоприятного состояния природно-ресурсного по-

тенциала для людей.Эко-экономика должна стать как идеологической,

так и законодательной базой развития производства и одновременно

научно-прикладной дисциплиной.Это совершенно неосвоенная область

знания.

   По всей видимости для решения подобных вопросов нужен не полько

банк идей,но и Национальный комитет по развитию,чтобы разработать

во взаимосвязи стратегические вопросы экономики,экологии и национа-

льной безопасности,а также

- теорию развития

- теорию политики

- теорию управления страной

Формирование национальной стратегии устойчивого развития должно осу-

ществляться с учетом общецивилизационной концепции,на основе этого

должен быть выработан Н а ц и о н а л ь н ы й   П л а н  действия.

Поскольку многое можно и нужно делать уже сегодня,стратегия устойчи-

вого развития-это две программы:

- долгосрочная концептуальная программа устройства и развития стра-

  ны,основанная на анализе реальных тенденций и потенциальных возмо-

  жностей развития,в основе которой должны быть фундаментальные ис-

  следования

- программа "действий сегодняшнего дня" с контрольным и правовым

  обеспечением,основа для практической деятельности администраций и

  общественных организаций.Очевидно уже в ближайшее время надо ввес-

  ти рентное обложение природопользования и экологические ограниче-

  ния на хозяйственную деятельность

В мире наметились следующие пути к решению экологических проблем:

1.Подход "end of pipe"-контроль над производством.Он стимулирует

  введение очистных сооружений и установок

2.Подход "Pollution Prevention Pays=Предотвращение Загрязнений Оку-

  пается".Системно рассмотривается весь производственный цикла и

  делается упором на новые технологии.Родоначальноком этого пути

  является корпорация 3М в США,которая на сокращении выбросов и

  шламов сэкономила $506 млн.,доказав действительную окупаемость.

  Но проблема в том,что позволить такое могут только крупные фирмы,

  располагающие капиталом 

3.Подход "cradle to grave"("от рождения до гробовой доски")-самый

  системный подход,который только-только пробивает дорогу.Здесь

  речь не о смене технологий,а о смене характера самого продукта
 
8.2 СИСТЕМНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕРОПРИЯТИЙ ЭТАПА



     КОНЬЮНКТУРНАЯ,ПРОМЫШЛЕННАЯ М СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

   Если мы ставим целью иметь Большую Открытую Экономику,появляется

задача установления и обеспечения конкурентного порядка:участники

рынка будут приспосабливаться к конъюнктурным и структурным услови-

ям,уменьшая потребность в этой политике.Во вторых политика должна

обеспечить условия для функционирования ценового механизма,управляе-

мого конкуренцией,иначе будет провал.Определить,когда эффективно де-

йствовать методами политики стабилизации и какими не просто.К тому

же надо совмещать экономическую безопасность и блага интеграции.Го-

сударство должно найти оптимум между открытостью экономики и защитой

национальных интересов,т.е. сбалансировать внешний и внутренний уро-

вень экономической безопасности.Поэтому более адекватна будет стра-

тегия устойчивости.Какие механизмы и рычаги описания и воздействия

на системы здесь имеем:

- комплексный индекс условий торговли

- масштаб иностранной конкуренции на внутреннем рынке

- мера техникоемкости внешнеторгового оборота(лицензии,ноу-хау,ли-

  зинг)

- степень диверсификации рынков сбыта и использования ресурса

- коэффициент обеспеченности внешнего долга

- объем импорта или сумм выплат в погашение внешнего долга

    Кроме того должны быть

- анализ существующих и прогноз вероятностных угроз эко-экономи-

  ческой безопасности по отраслям с позиции жизненно важных инте-

  ресов

- организационно-экономические меры,направленные на достижение и

  поддержание параметров развития экономики,отвечающих положениям

  экономической безопасности

- критерии и параметры состояния экономики,обеспечивающие устойчи-

  вость экономического и социального положения,необходимые масшта-

  бы оборонного производства,нормальное функционирование жизненно

  важных отраслей и социальной сферы,обеспечивающие качество жизни

  населения

- целевые ориентиры:показатели качество жизни,уровня экономическо-

  го развития,экологического состояния,показатели,характеризующие

  динамику процессов,пороговые значения,характеристики жизнеобеспе-

  чения системы

     Должна быть концепция защиты Российского рынка,финансовой,бан-

ковской,денежной,валютной системы,отечественного предпринимателя.

Необходимо создать эффективную систему защиты экономического суве-

ренитета России,совместимую с политикой интеграции в мировое эконо-

мическое пространство.

   В отраслевом и региональном разрезе всегда есть неравномерность

и разная чувствительность к нововведениям.В зависимости от того,как

далеко зашел разрыв в производительности,сдвигаются ценовые соотно-

шения,что меняет структурную дифференциацию.Нужна ли структурная по-

литика,какую форму она должна принимать:сохраняющую,адаптирующую или

формирующую? Есть проблема в подборе адекватной структуры,которая

улучшит структурную гибкость.Само приспособление к изменяющимся от-

ношениям определяется как область задач,решаемых руководством предп-

риятий как правило через цены и объемы на свой страх и риск.Это оз-

начает ответственность при формировании политики конкурентного поря-

дка,т.е. определяет рестриктивное отношение к соглашению между фир-

мами и о их слиянии.Бывает так,что отрасли исключены из конкурент-

ной борьбы ( чаще всего связь,страхование,энергетика)-по ним долж-

на проводиться своя политика.О необходимости надежных ориентиров

для принятия частных решений должно заботиться государство.Непосле-

довательная экономическая политика увеличивает риск инвестирования.

Важный комплекс задач-государственное содействие мобильности труда,

капитала и других факторов производства,включая информационные и

инфраструктурные.Роль государства в устранении барьеров,мешающих

структурным сдвигам.Цель этих действий-предотвращение ухудшения жи-

зненного уровня населения.











               ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

   Ее цель-придача всем действиям экологического измерения.Полити-

ка охраны окружающей среды становитися проблемой хозяйственного по-

рядка.Поскольку мировой практики здесь нет,исследуется вопрос:при-

меним ли к ресурсам окружающей среды рыночный принцип свободы,или

нужен принцип социального соглашения о государственном контроле и

системе принуждения,если блага среды общественные и их рыночная

цена не может быть определена,т.е.рынок действовать не может и нет

исключительных владения,пользования,распоряжения ими.Ответ на эти

вопросы  установит границы пользования,систему сборов и прав и ме-

ждународную кооперацию в политике окружающей среды.







  8.3 РЕСУРСЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЭТАПА,ИСТОЧНИКИ РЕСУРСОВ



   Стратегия Устойчивого Развития-проблема цивилизационная,поэто-

му источники ресурсов будут и внешние,и внутренние.Экологические

бедствия,аварии не признают пограничных столбов и барьеров и рис-

ки,связанные с нагрузкой техносферы - риски общие.Некоторые проб-

лемы способна решить сама инфраструктура рынка за счет внутренних

ресурсов,но там,где свободное действие рыночных сил не обеспечива-

ет оптимальное размещение и использование ресурсов,начинает функ-

ционировать государство как арбитр общих интересов.Цели государс-

тва и способы их достижения должны определяться всеми участниками

общественной жизни,а государство использует финансовые инструмен-

ты реализации этих целей.

   Особая потребность для достижения Устойчивого Развития будет

в информационном ресурсе.
 
8.4 ФАКТОРЫ РИСКА,ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

      РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ



              Риск необузданного разума

   Разум человека изобрел армаду машин и технологий.Могущество неу-

порядоченного разума опасно для всего человечества.Демократии не

есть панацея от всех бед,а войны до сих пор не запрещены законодате-

льно.Народы должны взять под строгий демократический контроль поли-

тиков и военных.До сих пор не искоренены меркантильные интересы,кла-

ны,мафиозные группировки.Пока это есть,есть проблема локальных конф-

ликтов и демилитаризации общества.Успехи на этом пути должны быть

закреплены и развиты.



  8.5 ПРОГНОЗ УЗКИХ МЕСТ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ЭТАПА И ПРЕДПОЛАГАЕ-

      МЫЕ МЕРЫ ПО РАСШИВКЕ УЗКИХ МЕСТ



   Для достижения цели выжно иметь достаточное число генералистов,

квалицицированных управленцев("рациональную бюрократию") и эффекти-

вный государственный аппарат.Только так можно перестроить структуру

экономики,создать высокотехнологические,ресурсосберегающие отрасли,

услуги,духовное воспроизводство и реализацию экологического импера-

тива.Должна быть достигнута

- перестройка системы макрорегулирования общественного развития на

  путь социально-экологической ориентации,сочетание рыночных меха-

  низмов с государственным и международным макрорегулированием

- демилитаризация человечества

- признана равновеликость материальной,интеллектуальной и духовной

  компонент культуры

- необходимо вызвать потребность и обеспечить систему непрерывного

  образования

- осуществить всестороннюю информатизацию на основе информатизаци-

  онных технологий,отражающих полную  и оперативную картины реаль-

  ной динамики системы,ее противоречий,а также доступность правовых,

  и географических информационных систем ( ГИС ).



9.СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ



    России нужна созидающая динамика.Пока что разломали материаль-

ную основу жизни общества,которая требует компенсации и восстанов-

ления.Требуется еще достичь экономической стабилизации,под которой

следует понимать укрепление здоровых тенденций,создание экономики

на новой базе,сначала небольшой,но постоянно расширяющейся.Пока эта

база не создана,идет не стабилизация,а стагнация на руинах старой

системы и хилых ростках новой.

    Социальная рыночная экономика призвана обеспечить возможности

широкой сферы деятельности для индивидов и хозяйств,защиту от влас-

ти частных лиц или государственного вмешательства.Только в той ме-

ре,в которой индивид не в состоянии решить свои проблемы,необходимо

вмешательство государства.Государству достанется лишь вспомогатель-

ная роль.В обосновании будет нуждаться не пользование свободой,а ее

ограничение со стороны государства.Свобода связана с самостоятель-

ностью и рисками,поэтому содержание социальной политики-подготовка

к рискам,которые негативно воздействуют на частные домашние хозяй-

ства.Это частично должно перекрываться страхованием,основанном на

принципе эквивалента и солидарности.В обществе должно быть перера-

спределение от здоровых к больным,от крупных к малым.Социальная

помощь призвана предотвратить нужду и гарантировоть социальную бе-

зопасность и личности,и обществу.Стоит отметить,что конкурентной

системе самой присуща социальная функция,но пока конкурентная сис-

тема не сложилась,соответствующая социальная функция не может быть

реализована.В то же время социальные программы должны строиться

так,чтобы участники рынка не лишались результатов их усилий,ибо в

противном случае отпадет желание совершать усилие.Однажды начатое

перераспределение породит другие и выработает социальную импотенцию.

Участники рынка должны сами учиться предоставлять услуги другим по

принципу "даю тебе,чтобы и ты мне дал".Цели государства должны быть

обоснованы при помощи теории договора,социальные функции должны пе-

редаваться ему тогда,когда у него это лучше получается.Задачи,кото-

рые невозможно обосновать подобным образом,нельзя считать задачами

"государственными".



  ПРИЛОЖЕНИЕ 3:        О текущем моменте

    

  Советская экономика де факто имела два уровня задач:декларируемый

курс на создание всесторонне развитой личности,фактически действовал

курс на военно-промышленное противостояние.Комфорт от противостояния

получала Европа.Советское общество функционировало как унитарное.Пол-

ная централизация власти и ресурсов привела к тотальному отчуждению лю-

дей от собственности и производства.Внутри себя советское производство

и общество было не структурировано,однородно.Деградиовали принципы об-

мена.КПСС была над государством и выше его,вне прав и над правами.КПСС

легально имела всю абсолютную власть без всякого контроля и ограниче-

ний,легимитизированную идеологией.Она была над народом и не вписывала-

сь в демократическую логику.

  В 70х годах в СССР необычайно расцвели внеуставные отношения.Но в

своей основе экономика оставалась централизованной,планово-норматив-

ной.В отношении ее на Западе существовали две группы взглядов.Одни

советологи считали,что крах неизбежен из-за нарастания внутренних и

внешних противоречий,наличия "теневой экономики",большого отставания

от Запада.Наиболее ярко выражал эту мысль Грегори Гроссман,отстаивая

доктрину "первичного накопления капитала".Россия по его убеждению так

перейдет на путь капиталистического развития.Институционалисты же от-

стаивали концепцию конвергенции систем.

   Перестройка провозгласила обновление,новые формы и методы управле-

ния,делала ставку на автономное поведение индивидов,групп людей.Гор-

бачеву удалось уничтожить руководящую роль КПСС.Был провозглашен при-

мат права,но право в России никогда в почете не было.Горбачев разру-

шал систему,которая была доведена до логической законченности.С этим

возникали проблемы.К.Маркс не давал трактовку права.Выбивалась идео-

логия,взамен оставалась пустота.Отчужденное общество растерялось и

отреагировало множеством установок.Поэтому Россия так сложна по прог-

нозу:в себе она содержит множество нереализованных установок.Максима-

лизм,фатализм и пессимизм-русская затяжная болезнь.Хозяйственная ли-

берализация не только блокировала потенциал старых структур регулиро-

вания,но и затруднила становление новых форм управления.

  "Трансформация" в нашей стране началась с противоречивого "Закона о

предприятии".Предприятие,находящееся в госсобственности,стало получать

прибыль,появилась возможность многократно увеличить заработную плату.

Через кооперативы деньги предприятий преврашались в деньги администра-

ций и кланов.Одновременно распустили Госплан:стояла цель "создать

класс собственников".Бывшая партноменклатура с успехом обсиживала кре-

сла уполномоченных министерствами и КПСС банков и крупных коммерческих

структур.На базе ведомств плодились консорциумы,ассоциации,акционерные

общества и т.п.Чужих сюда не пускали.По данным института социологии

РАН и сегодня 75% президентского окружения,57.1%лидеров партий,82.3%

региональной элиты,74.3% правительства и 61% бизнес-элиты состоит из

"бывших".Эта система сложилась к 1990г:планирование,контроль за цена-

ми исчезли,конкурентного рынка нет,но все довольны (и директора,и ра-

бочие).Эксплуатировали бартер,теневые связи,выгоды начавшейся инфля-

ции.Никого не заботили ресурсные потоки,те,кто выигрывал или проигры-

вал.Дальнейшему обогащению мешали твердые цены,за что Н.Рыжкову силь-

но доставалось.Но главная опасность исходила от региональной админис-

трации,которая мало получила,так как власть и деньги сосредоточились

в Москве.Антимосковская оппозиция сконцентрировалась вокруг Верховно-

го Совета,это вылилось в открытое столкновение в августе 1991 года.

   Во времена Горбачева случилось неблагоприятное стечение обстояте-

льств:неурожай,армянское землетрясение,техногенные катастрофы.Это опу-

стошило казну и золотой фонд.И Горбачев вынужден был обратиться к За-

паду за кредитом в $20 млрд.Так на российском горизонте возникли МВФ

и Международный Банк.Комиссия Евросообществ делает вывод,что програм-

ма Н.Рыжкова,рассчитанная на 5-6 летнюю реформу правильная,но надо

скорректировать перераспределение власти в пользу республик,провести

реформу налогообложения,ценовой политики.Был доклад МВФ,в котором зву-

чало,что переход к рынку начался,реформы идут,но идут не так,необходи-

ма полная единовременная либерализация цен,приватизация,либерализация

внешней торговли,жесткие финансовые ограничения.Это их стандарт.Росси-

йские красные бароны эту позицию обыграли в своих корыстных интересах.

Политики и стратеги Запада были заинтересованы в ослаблении противника

по холодной войне.М.Горбачев противился развалу СССР.Ему дали понять,

что деньги будут,если он поведет ту реформу,которая угодна Западу.Это

означало бы отстранение В.Павлова,утверждающего,что Россия обойдется

без немцев-управляющих.Это второй мотив августа 1991 года...Новое пра-

вительство направило меморандум МФА,что согласно на все условия.Так
появился Гайдар с командой.
 
Первый этап приватизации дал бюрократический контроль над финансо-

во-кредитной системой общества.На втором этапе произойдет колоссаль-

ный передел оборотного капитала нации,присвоение мелкой собственности

и борьбу за фонды и материальные ресурсы.За счет инфляции цены расли

быстро,опережая доход населения,но к лету 1992 года предприятия оказа-

лись без оборотных средств.Предприятия-монополии ограбили остальных,

обобранные предприятия сконцентрировались вокруг Верховного Совета,что

вылилось в противостояние 1993 года.Расстрел утвердил экспортно-импор-

тный сектор,он расцвел после октябрьских событий.Этот сектор поддержи-

вали те регионы,которые познали вкус доллара.Им мешает планирование

странового хозяйства,регулирование цен на металл,нефть,сырье(не толь-

ко директорам,но и коллективам привелегированных секторов).Компрадор-

ско-корпоративная система консолидировалась вокруг Ельцина,он чувству-

ет поддержку этих монополий.На их деньгах держится все:и пенсионное

обеспечение,и рынок,и армия.Выразителем этой экономики стал В.Черномы-

рдин.На деле получилось две экономики с противоположными интересами.

Второй,обреченный на вымирание сектор,консолидируется с 80% населения,

которые не видят перспектив улучшения своего положения в существующей

системе.В негосударственном предпринимательстве идут мутации.Господст-

вуют мощные корпорации предприятий-монополистов с капиталом от бюдже-

та и взяток.Есть мелкий авантюрный бизнес.Подлесок отечественных куп-

цов и предпринимателей усиленно искореняется.Преимущества закреплены

за мощными структурами бывшего директората.Фискальной политикой прово-

цируется вал банкротств в частной экономике.Обречен государственный

сектор.Самое страшное-безработица бюджетников.Уже сейчас по данным

НИИ Труда не работает 9 млн.человек.Истинные показатели "странной" бе-

зработицы определить невозможно:люди ходят на предприятия,не получая

заработка.Бывший средний класс опасно расслоился и трансформировался.

Выделилась группа служащих со "шкурными" интересами,с приватизацией

достигнутыми.Разрушены социальные нормы и социальные санкции.Обросшие

собственностью чиновники рекрутируют бизнесменов из своей среды.Они

не существуют вне криминальных отношений.Они породили слой "правоохра-

нительных организаций",возбудив криминальные мотивы общества и гибкую

альтернативную систему "социальных норм".Экономика и преступность ста-

ли неразделимы.

   Кризис сложившейся системы проявился уже в выборах декабря 1993 го-

да.К избирательным урнам не пошли люди с относительно высоким доходом.

Выборы 1995 года эту тенденцию усилили.Сейчас,в преддверии президентс-

ких выборов появилось две рыночные стратегии:одна на стабилизацию су-

ществующего строя,другая-на подлинное реформирование (А.Лебедь,С.Федо-

ров,Г.Явлинский).Им бы консолидироваться с национал-патриотическим

крылом,но беда в том,что последние очень сильно отстают в своем мышле-

нии.Команда Г.Зюганова пытается обрядить старое тело в новые одежды,о

чем свидетельствует его программа.Опять "брать власть на местах","гос-

план","госконтроль",а не "государственные предприятия,функционирующие

в условиях рынка" и т.п.Создается впечатление,что Зюганов сам не хочет

победы.Впрочем и Б.Ельцин в оговорках намекает,что "устал".По всей ви-

димости сложившаяся система не имеет перспектив,так как надо отдавать

долги,инвестиции по прежнему не поступают и провалы перепадут на тех,

кто окажется у власти.Даже "демократы" более не оценивают систему по-

ложительно.Интересна позиция Запада-он уже не видит в Г.Зюганове "вра-

га номер один".

 ПОСТФАКТУМ

   Рынок-это требование эффективности.Господствующая установка ли-

берализма "не мешайте" в 1929 году привела к тому,что накопились про-

тиворечия и с "черного четверга" Нью-Йоркской фондовой биржи наступил

тотальный кризис.Основные показатели в годы депрессии следующие:

-----------------------------------------------------------------

год    ВНП    Инвестиции  Уровень    Индекс курса   Денежная

        млрд$  в % к ВНП   безработ.%  акций от 100% масса М1

------------------------------------------------------------------

1929    314.7  17.8          3.2        83.1           100

1930    285.2  13.5          8.7        67.2           96.2

1931    263.3   9.0         15.9        43.6           89.4

1932    226.8   3.5         23.6        22.1           78.0

1933    222.1   3.8         24.9        28.6           77.5

1939    319.7  10.5         17.2        38.5          127.9

------------------------------------------------------------------

Кризис в США был глубже,чем в Германии,в Германии глубже,чем во Франции,

во Франции глубже,чем в Англии.Если сравнивать с сегодняшним состояни-

ем России,то кризис в США был "пылинкой"-до "минимума"- 3.5 года (в

России кризис уже 7 лет и конца не видно),в 1933 году уже был прирост

инвестиций,что есть признак оздоровления (у нас инвестиции падают),ВНП

упал на 30%(в России на все 50%0,кризис США развивался в условиях деф-

ляции (падение цен),что лучше,чем инфляция.И даже здесь хроническая

безработица и неимоверные страдания всего американского общества,мас-

совые самоубийства предпринимателей(в таблице фигурируют средние по-

казатели курса акций,а многие потеряли все).В США пострадал высший

класс,в России-большинство при продолжающемся обогащении экономичес-

ких элит.В США было перепроизводство,в России-недопроизводство.В резу-

льтате кризиса от неоклассиков отвернулся бизнес,потом население.Про-

изошла смена как правительства,так и экономической парадигмы.Появилась

воля сделать все возможное,чтобы кризис,подобный этому,больше не пов-

торился.Сущность американского кризиса-дефицит эффективного спроса.

Сущность Российского кризиса-дефицит эффективного производства.Аме-

риканский кризис доказал относительную негибкость цен из-за появления

монополий,которые эти цены устанавливают и было ясно,что если ничего

не делать,сами рынки не появятся.Монополии-беда и российской эконо-

мики и  ц е н о в о й  вопрос-ключевой для нас.Важно не просто регу-

лировать рынок товаров,труда и услуг,надо еще формировать на все это

спрос,а значит развивать емкость  в н у т р е н н е г о  рынка,что во-

зможно только при платежеспособном спросе.После кризиса американская

конституция фиксирует положение "не допускать больших и драматических

реформ":"Лучше малая реформа с большой вероятностью,чем большая с нич-

тожной победой".Дерегулирование хорошо в длительной перспективе,но для

России после ультралиберализма актуально именно регулирование(индика-

тивно-плановая и планово-программная,планово-договорная системы,выра-

ботка целей социально-экономического развития,его макропропорции,рас-

чет региональной отраслевой и территориальной структуры.Это целый ком-

плекс работ по формированию национальных,региональных,отраслевых прог-

рамм развития,методов мобилизации ресурса как государства,так и него-

сударственных экономичеких субъектов.Объектом государственого планово-

го регулирования остается процесс воспроизводства,перераспределения,

согласование укладов,общие условия,форсирование структурных изменений).

   Основная область планового управления-планирование стоимостных про-

порций,перераспределения национального дохода.Государство должно регу-

лировать движение потоков ресурсов и этим самым создавать для предпри-

ятий стабильные условия функционирования.

   Главный вопрос-ЦЕНЫ.Классическая теория гласит:цены не регулиро-

вать:спрос определит предложение.Это так,если работает рынок (Приложе-

ние 2а):максимизация прибыли,оптимизация потребительской выгоды,жест-

кие ограничения экономических агентов,структура хозяйства реализуется

под влиянием конъюнктуры рынка на ближнюю и дальнюю перспективу,госу-

дарство действует в тех же рамках,устанавливая и контролируя правила.

   Но после 1992 года хозяйство России распалось на разные сегменты:

потребительский,финансовый,инвестиционый,трудовой.Причем ситуация не

равнозначная:потребительский,товарный рынок и при советской системе

работал в режиме бюджетных ограничений,хотя цены не отражали реальную

ситуацию.Рынок труда со стороны предложения на "реформы" отреагировал

как любой нормальный рынок,а со стороны спроса аномален.Не появилось

рынка там,где его не было-в инвестиционной,финансовой сфере,не сложи-

лись финансовые инструменты.

   Взаимоотношение спроса-предложения в производственном секторе рос-

сийской экономики после 1992 года представлено на рис.2б.Спрос 1991

года был больше предложения.В этой ситуации как бы ни падало производ-

ство,"дна"не достигнуть.Мы опустились до точки "А",где надо было выру-

ливать и пошли в другую реальность,которая грозит утратой науки,техни-

ческого прогресса,демографической недостаточностью,невостребованностью

образования и квалификации.Мы можем потерять ресурсы и территорию,ис-

чезнуть как народ.Страна больше не разделена между ВПК и гражданскими.

Она разделена между бедным госсектором и богатыми экономическими эли-

тами,активно интегрированными в рыночные отношения.Люди,зависящие от

государственной поддержки,живут на мизерные вознаграждения,заниженные

в сравнении с доходом коммерческого сектора(стипендии и пенсии состав-

ляют $15-20 мес.,зарплата профессора и госслужащего-$ 150-200,кассира

банка-$1500).Столь же неравномерно распределился доход по регионам,

что приводит к реамиграции населения.Неравенство ставит под сомнение

роль квалификации в национальном "развитии".Имеет ли она вообще смысл,

если одаренный человек стремится попасть на факультет иностранных язы-

ков и бизнеса,а московская серость заполняет факультеты кибернетики и

прорывных технологий,куда менее притягательных при сегодняшней оплате

труда?Не порочный круг бедности,характерный для аграрнях государств с

их сильным приростом населения,а индустриальный тип коллапса уготов-

лен России:натурализация хозяйства-человек будет выживать.Бартер,комп-

радорство,вывоз капитала-фрагменты деградации.Сжатие станет массовым

из-за падения спроса.Если цена на топливо будут возрастать,заработная

плата падать,производство станет заваливаться быстрее.Это следствие

ликвидации "денежного навеса".В условиях денежного дефицита и неконку-

рентного хозяйства началось шоковое ценообразование.Рост цен увеличил

долги,за спросом завалилось производство,возникла зона неплатежей,ко-

торую векселями и комиссиями не снять.Если не нормировать цены (конку-

рентных отраслей это не касается),все будет бесполезно.Регулировать

удобно рентабельность предприятия,привязывая к фондам.80% предприятий

таким образом выведутся за линию банкротов.Рентабельность увеличится,

если ввести индексирование,будут инновации.Необходимы санкции за рен-

табельность на раскруте цен.Другой путь-через регулирование заработной

платы в ее увязке с активами предприятий.В настоящее время идет опере-

жающий рост цен по отношению к заработку,что ведет к постоянном сниже-

нию платежеспособного спроса,утрате отечественного рынка,падению прои-

зводства,неплатежам,инфляциям.Платежеспособный спрос падает быстрее,чем

производство.Импорт продукции усугубляет этот процесс.В условиях рез-

кого снижения спроса цены в ряде отраслей упали ниже транспортных та-

рифов.Получаемой прибыли и зарплаты оказалось недостаточно даже для

простого воспроизводства.Сокращение внутреннего спроса понуждает сы-

рьевиков к вывозу и реализации продукции по более низким ценам.Можно

реформировать налоговую систему,чтобы не изымать части вновь создан-

ной стоимости,предназначенной для простого воспроизводства.Только то,

что остается у предприятия,можно делить.То же в отношении таможенной

пошлины между национальной и иностранной стоимостью.Необходим целый

комплекс мер:экономику можно спасти неэкономическими мерами во всех

неконкурентных секторах.Цена будет фиксированная,а издержки разные.

Появится стимул к перевооружению,к модернизации.Во всех странах есть

комитеты цен,везде регулируются тарифы на энергоносители.Ультралибера-

лизма русского образца не знает ни одна страна мира.Поэтому основной

товар-рабочая сила,инновационыый ресурс деградируют.Это должно регули-

ровать государство,вопрос очень деликатный и тонкий.И формы должны

быть адекватными.Что есть "цена денег"? Минимальная зарплата? Здесь

должен быть консенсус,учет сил,последствий ближних,дальних.Это связано

со спасением в период чрезвычайных экономических ситуаций.
 
ПОСТФАКТУМ

   Рынок-это требование эффективности.Господствующая установка ли-

берализма "не мешайте" в 1929 году привела к тому,что накопились про-

тиворечия и с "черного четверга" Нью-Йоркской фондовой биржи наступил

тотальный кризис.Основные показатели в годы депрессии следующие:

-----------------------------------------------------------------

год    ВНП    Инвестиции  Уровень    Индекс курса   Денежная

        млрд$  в % к ВНП   безработ.%  акций от 100% масса М1

------------------------------------------------------------------

1929    314.7  17.8          3.2        83.1           100

1930    285.2  13.5          8.7        67.2           96.2

1931    263.3   9.0         15.9        43.6           89.4

1932    226.8   3.5         23.6        22.1           78.0

1933    222.1   3.8         24.9        28.6           77.5

1939    319.7  10.5         17.2        38.5          127.9

------------------------------------------------------------------

Кризис в США был глубже,чем в Германии,в Германии глубже,чем во Франции,

во Франции глубже,чем в Англии.Если сравнивать с сегодняшним состояни-

ем России,то кризис в США был "пылинкой"-до "минимума"- 3.5 года (в

России кризис уже 7 лет и конца не видно),в 1933 году уже был прирост

инвестиций,что есть признак оздоровления (у нас инвестиции падают),ВНП

упал на 30%(в России на все 50%0,кризис США развивался в условиях деф-

ляции (падение цен),что лучше,чем инфляция.И даже здесь хроническая

безработица и неимоверные страдания всего американского общества,мас-

совые самоубийства предпринимателей(в таблице фигурируют средние по-

казатели курса акций,а многие потеряли все).В США пострадал высший

класс,в России-большинство при продолжающемся обогащении экономичес-

ких элит.В США было перепроизводство,в России-недопроизводство.В резу-

льтате кризиса от неоклассиков отвернулся бизнес,потом население.Про-

изошла смена как правительства,так и экономической парадигмы.Появилась

воля сделать все возможное,чтобы кризис,подобный этому,больше не пов-

торился.Сущность американского кризиса-дефицит эффективного спроса.

Сущность Российского кризиса-дефицит эффективного производства.Аме-

риканский кризис доказал относительную негибкость цен из-за появления

монополий,которые эти цены устанавливают и было ясно,что если ничего

не делать,сами рынки не появятся.Монополии-беда и российской эконо-

мики и  ц е н о в о й  вопрос-ключевой для нас.Важно не просто регу-

лировать рынок товаров,труда и услуг,надо еще формировать на все это

спрос,а значит развивать емкость  в н у т р е н н е г о  рынка,что во-

зможно только при платежеспособном спросе.После кризиса американская

конституция фиксирует положение "не допускать больших и драматических

реформ":"Лучше малая реформа с большой вероятностью,чем большая с нич-

тожной победой".Дерегулирование хорошо в длительной перспективе,но для

России после ультралиберализма актуально именно регулирование(индика-

тивно-плановая и планово-программная,планово-договорная системы,выра-

ботка целей социально-экономического развития,его макропропорции,рас-

чет региональной отраслевой и территориальной структуры.Это целый ком-

плекс работ по формированию национальных,региональных,отраслевых прог-

рамм развития,методов мобилизации ресурса как государства,так и него-

сударственных экономичеких субъектов.Объектом государственого планово-

го регулирования остается процесс воспроизводства,перераспределения,

согласование укладов,общие условия,форсирование структурных изменений).

   Основная область планового управления-планирование стоимостных про-

порций,перераспределения национального дохода.Государство должно регу-

лировать движение потоков ресурсов и этим самым создавать для предпри-

ятий стабильные условия функционирования.

Next
Категория: Экономика | Просмотров: 722 | Добавил: rostowskaja