М.Н.Ростовская,1995
1.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИЗИСА.
Система полного огосударствления экономической и социальной жиз-
ни показала свою несостоятельность.Вопросы реформ созрели и изна-
чально были варианты решения проблемы с малыми издержками (автор
был из тех,кто десантировал В.П.Федорова на Сахалин для обкатки
регионального проекта трансформации плановой экономики в социаль-
но-рыночную).Но московские экономические шовинисты с мозгами орто-
доксальных марксистов сделали свое дело,применив и неадекватные
задачам модели,и репертуар ранней фазы капитализма к высоко инду-
стриализованному обществу.Промахи "реформаторов",неполнота эконо-
мических теорий,феодальные рецидивы (протекционизм,тип мышления,
дедовщина,мздоимство) привели Россию в квазивоенную ситуацию хо-
зяйственной разрухи и без созидательных сил и волевой компоненты
она скатится в коллапс с доминированием иррациональности.
Есть негативные примеры "плавания по течению".Известен "пороч-
ный круг бедности" стран третьего мира:слабое производство из-за
недостаточночти инвестиций в физический и человеческий капитал-->,
недоиспользование рабочей силы-->низкий доход населения-->,дилемма
"сбережения-инвестиции" является непреодолимым препятствием для
накопления капитала.Потенциальные возможности для сбережений почти
отсутствуют.Идет бегство капитала.Самый важный фактор-воля к труду
над внедрением нового отсутствует.Социокультурные факторы,сдержи-
вающие экономический рост,разнообразны и мешают эффективно исполь-
зовать ресурсы.Экономическому росту препятствуют факторы институ-
ционального характера,коррупция,взяточночество.Руководство в сфе-
ре социальных услуг развито слабо,налоговая система произвольная.
Политика становится неразумной:решения принимаются с целью пре-
стижа,а не экономического развития.Это и причины и следствие ситуа-
ции-государство будет оставаться бедным,потому что попало в пороч-
ный круг.Отсутствие предпринимательского класса,неразвитость ин-
фраструктуры,отрицательное воздействие социо-культурных факторов
вызывают необходимость государственного вмешательства для стиму-
лирования экономического роста.Но широкое распространение корруп-
ции делает государственное регулирование неэффективным с точки
зрения воздействия на экономический рост.
Другой пример из русской истории:неэффективный капитализм нача-
ла века:для обеспечения прибыли на капитал вовсе не надо было тех-
нического прогресса.Стоит напомнить,что русский путь либерализма
завершился переворотом,когда как Европа в том же поле событий выш-
ла из войн с большим достоинством.Так что мы можем и не создать
систему с эффективной экономикой и все же есть оптимистическая но-
тка в наших рассуждениях:мир вступает в эру информатизации и соци-
альных технологий,да и мы не аграрная страна доиндустриальной эры:
в ценностных ориентирах России есть сочетание личностного и коллек-
тивного,а высокий уровень школьного образования делает население
восприимчивым к "паблик релейшенз",это дает потенциал хозяйствен-
ного роста.Стоит добавить и неудовлетворенность населения сложив-
шейся ситуацией.
2.ДИАГНОСТИКА СУБЪЕКТИВНЫХ И ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЧИН КРИЗИСА,АНАЛИЗ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИЧИНЫ КРИЗИСА.
Крах "реального социализма" оставил не чистый лист,а руины
прежнего порядка,которые более не функционируют как система хо-
зяйства,но несут печать центрально-управляемой экономики,имеющей
мало общего с рынком.По причине такой морфологии эффективная кон-
куренция не способна здесь развиться,а вот ошибочное развитие пря-
мо-таки запрограммировано,если конкуренция не разовьется.Поэтому
основной вопрос успеха в том,удастся ли высвободить производствен-
ный потенциал хозяйств,значительно блокированный,ибо только так
рынки можно поставить под контроль и управление.
В России было тотальное огосударствление всех сфер жизнедеятель-
ности.Растоптана негосударственная социальная и производственная
инфраструктура,т.е.система самообеспечения,самоуправления и само-
организации.В ходе экономического экстремизма произошла приватиза-
ция личных сбережений граждан и люди сброшены в состояние застой-
ной бедности.Но главная жертва огосударствления-само государство.
Политические права без социальных гарантий-гарантия бесправия.
Именно в период экономического кризиса как никогда нужна страте-
гия социального развития.В условиях,когда функционирует лишь го-
сударственная социальная инфраструктура,любые попытки десоциали-
зации (например модель поддержки лишь приоритетных направлений)
становится смертельным приговором тем,кто не попал в списки прио-
ритетов.А государство не может предложить ни одной модели,которая
бы не выходила за рамки минимизации потребностей и могла бы стать
основой стратегии развития.Отсутствует даже замысел создать подо-
бные программы.
Свертывание социальных программ должно предполагать наличие не-
государственной инфраструктуры-системы жизнеобеспечения сфер,чего
на деле нет.Вместе с тем налицо бесперспективности решения задач
на основе старых организационных структур управления.В администра-
ции существует внутреннее сопротивление новациям управленческого
свойства.Негативные последствия сказываются на оперативном управ-
лении в ущерб стратегическому менеджменту.Замеры квалификации уп-
равленческих кадров в Ямало-Ненецком округе 1993 года,проведенные
экспертами РАУ,дали удручающие выводы:управленческая квалификация
респондентов не соответствует решаемым задачам,кругозор ограничен
рамками должностных инструкций и за их пределами решений не ищут.В
этой среде затруднен информационный обмен,сложилась бюрократическая
"культура",авторитарный стиль.Делегирование властных полномочий не
типично,новатор-управленец обречен.Программа управления как филосо-
фия и программа управления как культура,программы развития своих
корней в этой среде не пустили.Опору могли бы дать ядро,но его нет.
Социальное постранство многомерно.Но неправильное распределение
информации,властных полномочий,ресурсов,преобладание линейного мыш-
ления привело к сегодняшней ситуации.Сплошь и рядом принимаются не-
адекватные решения.Уже на первом этапе до 80% информации ошибочной.
А это значит,что мы не имеем "прозрачной" ситуации.Общий клировый
показатель России (терминология Р.Хаббарда,цифра академика Матросо-
ва)-"1.6"-состояние хмельной или больной головы.А цены ошибок в ин-
формационном обеспечении управления слишком велики.
В США родилось понятие "социальное планирование" в программе вы-
хода США из кризиса в 1930х годах. В этот трудный период они вели
себя прямо противоположно тому,что делаем мы.Поэтому социальное
планирование там стало реальностью.Сущность его в дрейфе в рамках
социальной политики.А у нас нет линии социальной политики.За соци-
альные показатели у нас голову не снимают:идет отход от реальных
нужд реального человека,утрата рационального.В этих условиях се-
рость прорвалась наверх,государство обрело форму корпорации чинов-
ников со своими корпоративными интересами.Отношение к общественным
законам у них как к линейным.Им нравилась жизнь без информационно-
кибернетического обеспечения,без конкурентной среды.Бой за то,что-
бы в России возникла конкурентная среда страшный.Неумелые управле-
нцы воюют с новым слоем.Именно здесь ключевое звено возможностей
управленческого воздействия на причины кризиса.Линейный подход ли-
шал социум степеней свободы и навязывал упрощенное восприятие жи-
зни.А ведь именно в жизни поле столкновения интересов.И восприни-
мать жизнь надо во всех ее пульсациях.Сегодня политическая жизнь
задавлена,конкурентной среды нет,процессы восприятия искажены и
деловые качества не реализованы.На нуле все уровни социальной ор-
ганизации.
Нынешний хаос в России нельзя объяснить и политическими интере-
сами с идеологическими разногласиями.Он является и следствием не-
хватки общественных и хозяйственно-политических идей,предложений,
концепций и практических рецептов,теоретической слабости.В этом
плане стратегия самоорганизации снизу представляет альтернативу
беспомощному аппарату управления.
Кризисы и разрухи на нашем веку были.Были и положительные при-
меры их преодоления с помощью управленческого воздействия и муд-
рой политики:
План Маршалла-цель:с помощью американского капитала преодолеть
послевоенную разруху и экономическую отсталость Европы,продотвра-
тить социальные потрясения,создать условия для экономического воз-
рождения.Меры:
- отказ от национализации промышленности
- предоставление свобод частным предприятиям
- реальная помощь не конкурирующим с США отраслям
- условия для экономического возрождения
В рамках ОЭСР принята крупномасштабная экономическая трансформация:
- Диверсификация собственности с приоритетом частной,отказ от госу-
дарственного финансирования убыточных предприятий,создание инсти-
тута банкротства,демонополизация экономики
- Контроль со стороны государств за ценами и курсом европейских ва-
лют при либерализации внешней торговли,ввод новой налоговой систе-
мы,адекватной тому экономическому состоянию,которое способно воз-
родить товаропроизводителя,политика протекционизма в отношении
товаропроизводителя,политика государственной помощи малым и сред-
ним предприятиям при общей линии на демонополизацию,субсидирование
сельского хозяйства,создание благоприятного инвестиционного клима-
та и привлечение иностранного капитала,разработка новых и новейших
технологий и внедрение их в производство
Первые два года помощь шла в виде дотаций и промышленного оборудова-
ния,или в форме льготного займа.Сырье,сельскохозяйственная техника,
промышленные товары первой необходимости финансировались под гаран-
тии американского правительства через экспортно-импортный банк США,
специально для этого созданный.Это кооперировалось с собственной
страновой программой возрождения.К 1960 году основные цели плана бы-
ли достигнуты и страны совершенствовали государственные системы.Се-
годняшние интеграционные процессы в Европе-отголосок тех послевоен-
ных мер.
Особенно примечателен опыт Японии.Неблагоприятные социо-культур-
ные факторы,нищета.Но что отличало японцев от других народов-тради-
ция заимствования технологий и адаптация к своим общинным условиям.
Японская культура в принципе не способна развивать фундаментальную
науку,но пользоваться плодами такой науки будет самым оптимальным
образом.Она все приспосабливает под себя и получает результаты.Сей-
час перед Японией встала проблема трансформации слишком формализо-
ванной экономической структуры в более гибкие формы и выход она на-
йдет уже в ближайшие годы.Положительные примеры демонстрируют и
новые индустриальные страны,и Китай-он сделал открытые экономичес-
кие зоны со свободным движением капитала.Экономическая политика
дуалистична,касается мелкой собственности,сельского хозяйства,сюда
привлекается иностранный капитал.Стабильность достигается монополи-
ей на идеологию,это вселяет уверенность для инвестора и дает шанс
экономического роста.Еще пример управленческого воздействия на при-
чины и следствия кризиса находим в политике хозяйственного порядка
Л.Экхарда.
Итак диагноз-разруха,руины.Рецепт-трансформация.Снизу до верху.
Это не экономическая проблема,это проблема культурная.Наличие ра-
циональных и эффективных с экономической точки зрения концепций
хоть и необходимое,но отнюдь не достаточное условие.В какой-то ме-
ре наша ситуация неповторимая,поэтому нужна конкуренция научных
идей,дискуссии по вопросам трансформации и выработка рекомендаций.
Чтобы избежать монополии со стороны консультантов международных
организаций с их культурой,надо создать механизмы финансирования:
фонды,гранты,независимые исследовательские институты.Наука в пе-
риод трансформации должна быть скорее критиком,чем наставником.
3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ.
Сегодня у России отнято чувство исторической перспективы.Без ис-
торической перспективы государство лишается стратегии,а люди-смысла
жизни.Возникает задача вернуть России ее образ,ибо образование го-
сударства,как и образование человека начинается с его образа.Это
та высота,которая позволяет видеть подлинные цели экономики.В этой
системе координат меняется местами "затратная" и "доходная" сфера.
Инвестиции в человека,науку,здоровье,природу,культуру становятся
надежными долгосрочными вложениями,так как это вложение в национа-
льное развитие.Деформация,рядящаяся в реформацию-сокрушительный
удар по будущему.Если большинство населения думает о выживании,а
не о развитии,если человеку отвели пассивную роль подъопытного
кролика,можно ли в такой ситуации ждать лучшего будущего?
Хозяйственная политика должна руководствоваться приоритетом сох-
ранения смысла жизни для людей и стимула жить лучше.Единая теория
мира доказала универсальность законов развития,т.е."правильность"
природы.Это принципы эволюции и аккумуляции энергии,прородной конку-
ренции и симбиоза.Это принципы адаптивных систем.Знание всегда ока-
зывается недостаточным,хотя можно сконструировать виртуальную реаль-
ность с альтернативными Природе эффективными решениями.Любые попыт-
ки воплощения их в жизнь на современном этапе развития человечества
не позволяли достичь оптимума (за исключением космических).Адаптив-
ные системы-продукт природного решения,рациональные-сферы разума и
степень риска в их конструировании выше.Поэтому отдадим предпочте-
ние экономической адаптивной системе-рыночной,прошедшей "естествен-
ный" ценз.А поскольку все методы саморазвития приближены к законам
природы,нарастание рациональности систем также закон естественный-
нашей первой целью будет рыночная экономика.Да такая,которая сохра-
няет смысл жизни для людей.
Глобальную цель мирового развития сформировали в 1992 году в Рио-
де-Женейро:устойчивое,биосферосовместимое развитие.Задача задач,но
для России эту самую отдаленную цель можно обозначить как УСТОЙЧИВАЯ
БИОСФЕРОСОВМЕСТИМАЯ МИРОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА.
Переход к устойчивому развитию-объективное требование времени.
Устойчивое развитие-развитие,обеспечивающее равенство интересов нас-
тоящего и будущего поколений.Оно должно удовлетворять определенным
социальным,экономическим и экополитическим требованиям.Существуют
индикаторы этого перехода,а критерий оптимальности пропорций зави-
сит от выбранной концептуальной схемы.Концептуальные положения тран-
сформируются в реальный национальный план действий.Развитие триады:
"экономика-природа-общество"начинается со стартовых условий,харак-
теризующих текущее состояние триады.Эта долгосрочная цель-иллюзия,
если не достичь экономического оздоровления.Экологические проблемы,
как показал опыт,способны плодотворно решать только страны с очень
высоким уровнем развития производительных сил.Образно говоря,"эколо-
гия" не для бедных,но парадокс в том,что экологические бедствия
трансграничны...Успех достижения устойчивого развития зависит от
всех жителей земного шара,от общей воли.
Целевые ориентиры этого состояния выражаются в показателях ка-
чества жизни,уровня экономического развития и экологического состо-
яния,показателях динамики процессов,пороговых значениях,состоянии
системы,обеспечевающей охрану жизнеобеспечения системы.
Цель устойчивого развития отодвинется,если Россия утратит завое-
ванное и удерживаемое в течение 300 лет геополитическое положение.
Это значит,что она обязана быть среди технологических лидеров мира,
то есть достичь состояния БОЛЬШОЙ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ(не зависящей
от внешних банковских ставок).
В среднесрочном аспекте необходимо обеспечить такой хозяйствен-
ный порядок,чтобы получить РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ с сильной связностью
параметров и агрегатов,чтобы можно было предсказывать и направлять
ее развитие в выбранном нами направлении.К этому состоянию надо по-
дойти и обозначается путь-ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА,полурыночная,с эле-
ментами реструктуризации.Как и в физике,чтобы тело двигалось,здесь
надо приложить усилие,поэтому из исходного состояния,ЭКОНОМИКИ РАЗ-
ВАЛА она видится и как цель,и как средство достижения цели.Инстру-
мент этих двух этапов-трансформация.В период трансформации неустой-
чивость,нестабильность,внутренние и внешние угрозы настолько велики,
что увеличиваются требования к государству как механизму обеспече-
ния общих хозяйственных интересов,условий и факторов независимости
и устойчивости.Здесь появляются задачи экономическои стабилизации
достижения нормального уровня жизни.Основной вопрос-как сформиро-
вать рыночное хозяйство,как создать очаги роста,как сделать про-
сесс необратимым и управляемым.Многочисленные частные вопросы могут
быть решены только на основе ясной политической стратегии трансфор-
мации.Рост доли экономически активных граждан,ориентированных на
развитие-основной индикатор правильного антикризисного направления.
Достижение среднесрочной цели-социальной рыночной экономики будет
"русским чудом",ибо чудо-сочетание институциональных основ.
4.АНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ТЕМПЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ
СТРАТЕГИИ
Итак,если мы хотим богатства и полноты жизни своему народу
и каждому из нас,у России не остается свобод в выборе пути,но
появляется гигантская задача трансформации всей культуры (под
культурой в данном случае мы понимаем поведение в экономической
области,которое действует как квазиограничитель индивидуального
выбора вследствие формальной организации во внеэкономических
сферах общества).
Эти же цели ставит мировое сообщество,так что мы имеем благо-
приятный попутный ветер,но в отличие от развитых стран мы стар-
туем с лежачего положения.Впрочем,лежим не мы одни,и кое-кто
уже пытается выйти на дистанцию.Так что не совсем "торричелева
пустота" в экономической практике имеется.
Напомним,что для выполнения задач стратегии мы выделили пять
экономических состояний,с точки зрения связности элементов,а зна-
чит методов трансформации одной в другую различных.С позиции фи-
зики систем мы стартуем из хаоса(системных сил нет) в состояние
с прочным сцеплением агрегатов,в состояние,когда системой возмо-
жно не только управлять,но и направлять,и формально описать.Мы
стартуем из состояния с полной неизвестностью,непредсказуемостью,
с недостаточной информацией и неполностью известным типом поведе-
ния субъектов действий,из ситуации,когда риски огромные и вероят-
ность промахов велика,когда нельзя применять методов точечного
удара,ибо врага как объекта нет,а болезнь охватила весь организм.
Поддержка здорового,элиминация больного,безусловно,есть наша за-
дача,но все это диффузно и,как нам представляется,самым действен-
ным методом будут социальные технологии.Но внедрение их и дорогое,
и для самого этого внедрения нужны условия и сразу ясно,что в пост-
советском чиновничьем пространстве именно их будут отторгать изна-
чально.Социальные технологии позволили бы очень быстро,за два-три
года подвести нас к стартовой позиции и высвободить потенциал само-
организации,получить ситуацию,с которой начинали реформы и Экхард,
и Маршалл.Это уже позиции,где в той или иной мере известны пути
лечения и есть гарантия выздоровления.Это уже состояние беговой
дорожки.
Итак,последовательные экономические состояния,которые мы долж-
ны преодолеть,есть:
- Экономика распада,неуправляемая,в ней невозможны целевые прог-
раммы.
- Переходная экономика,полурыночная,с элементами реструктуризации
- Рыночная экономика с сильной связностью своих агрегатов
- Большая открытая экономика,постиндустриальный тип общества
- Устойчивая,биосферосовместимая мирохозяйственная экономика
В каждом случае будут свои ограничения на темпы перехода.К состоя-
нию устойчивого развития мир хочет подойти к 2050 году.Оставим эту
цифру на совести цивилизованных стран,им виднее,они живут в более
прозрачной ситуации.Нам важно усвоить,что шкала эта логарифмическая,
что самый трудный этап-первый,что основное ограничение не вне,а
внутри нас самих.Мировые же тенденции таковы,что сейчас ресурс для
развития и решения глобальных задач можно найти,используя только
сравнительные преимущества,причем всех без исключения стран мира
(от экологических проблем не спрячешся в саркофаге),борьба с отс-
талостью будет ведущей тенденцией будущего столетия (последние го-
ды уходящего века идут на блоковую переструктурацию странового про-
странства и поиск новых форм интеграции,создание больших экономик
в рамках каолиций стран),идет накопление ресурса и есть надежда,что
на сей раз не на войны,а на насущные проблемы эти резервы будут ис-
пользованы:уже на самом высоком властном уровне ставится вопрос о
том,что надо менять культурный код всей цивилизации,наступившей с
того момента,когда Каин убил Авеля.Весь культурный код неолита,где
кризисы решались не мудростью,а войнами,где доминировал патриархат
и сила над разумом,тактические соображения над стратегическими.От-
сталые страны есть прямое ограничение достижения этих целей,бельмо
на пути цивилизаций.Сегодня эта проблема актуализировалась как ни-
когда и Россия могла бы использовать данную ситуацию,но с иждивен-
цами те силы разговаривать не будут,зато их проходимцы,которых в
демократический обществах предостаточно,будут использовать нашу си-
туацию неопределенности в своих целях,наращивая смутное состояние.
Итак-объективное ограничение в экономике развала-слабость конст-
руктивных сил,наличие внутренних и внешних угроз,нестабильность,вы-
сокие риски всяких положительных начинаний,множество барьеров для
всякого деятельного субъекта.Понятно,что трансформация таких услови-
ях должна вестись гибко и в дальнейшем мы остановимся на этой проб-
леме отдельно.
Теперь о моделях.Даже при неопределенности модель как некая по-
лезная конструкция может направлять движение,может отклонять.Мо-
дель-это концентрация достоверной информации,позволяющая оператив-
но делать прогнозы и видеть вектор направления.Но модели имеют свои
рамки действия.Нельзя объять необъятное.Особенно это касается взаим-
ствований.Все,что касается человеческих интересов,как правило анга-
жировано профессиональной деятельностью использующих модель.Куль-
турный феномен русского мышления-с пристрастием язычника внедрили
монетаристкие модели МФА! Даже школьник способен понять,что ис-
теблишмент МФА есть номенклатура,действия которой ограничены рамка-
ми инструкций,а не благими намерениями жизнеобеспечения граждан чу-
жих стран.Как финансисты они имеют проверенное на своих надежных
клиентах руководство к действию,обеспечивающее возвратность креди-
тов.Да,мир таков,что знания сегодня сосредотачиваются не только в
научных учреждениях(кстати,тоже имеющих цель своего создания и этой
цели служащие),но и непосредственно в частном секторе и на фирмах
и в иных организациях.Все ангажировано,это нормально.Методы МВФ
изначально абстрагированы от реальных целей и типов стран.Это не
руководство к действию правительств.Да,методы МВФ-продукт западной
демократи,но покажите хоть одного здравого человека,который заявит,
что демократия-самый совершенный инструмент отбора научных истин?
Демократии не этим целям служат.Это эффективный инструмент компро-
мисса,но не истины,особенно если она касается третьих лиц.Поэтому
макроэкономическая модель МВФ рассматривает лишь деньги,уровень ин-
фляции и дефицит бюджета.Она работает только в той стадии экономи-
ки,к которой мы только стремимся,в рыночной.К тому же допущение,
что все деньги свободны и неограничены-лишь допущение.Ни спад произ-
водства,ни безработица в модели не фигурируют.Не интересует,как
стабилизируется хозяйство-в застое на бесконечно длительное время
или в росте.И действительно,это не забота кредитора.Это проблемы
правительств,которые делают заем.У Международного Валютного Фонда
есть условие займа и критерии,по которым предписано действовать,что-
бы возвратность кредитов была максимальной.И все.А с позиции инте-
ресов граждан стран,которые кредит берут,модель и недостаточна,и
не эффективна.Неоклассическая модель Мирового Банка Реконструкции
и Развития шире,у нее цели экономического роста тех стран,в кото-
рые кредиты отпускают.Эксперты МБРР более гибкие,работают над про-
ектом поддержки инвестиций для государственных предприятий,которые
являются реальной составляющей экономических процессов повсеместно.
Модели,из которых исходит МБРР с производственными функциями,рос-
том капитала и трудовых ресурсов.Динамика использования ресурсов-
внутренние сбережения и внешние займы.Но опять же эта модель для
экономик,в которых сильны рыночные позиции,а в России именно рын-
ка то и нет.Нет ни одной из его компонент.Рынок-это переплетение
институциональных соглашений,это конкуренция результатов деятель-
ности,продукт культуры и своеобразия народа.
Рынка в России нет."Либерализация" включила монопольный рычаг,
разрушение производства,взлет цен.Если добавить приватизацию,обще-
ство сломается на две части.Но рынок не заработает,ибо при этом нет
настоящих акционеров,не появится частная собственность,инвестиции
правила игры,средний класс.В России нет даже осознания того,что де-
ньги есть контракт между гражданином и государством.Именно этот
контракт не соблюдается.Нет условий и для возникновения новых пред-
приятий.
Рынок не строится,а возникает,поэтому невозможно на русскую куль-
туру насадить американскую модель.Рынок-это правовое государство,де-
нежная стабильность и исторический опыт.Русский рынок будет иметь
скопее всего большую долю государственной и коллективной собственно-
сти вместе с частной.Будет свой вариант патернализма в отношении ме-
жду наемным работником и директором,отношение "отца-сына",принцип
опеки.На западе сухие законы между ними,реализуется предельная неза-
висимость.Скорее будет японская стратегия в отношении к безработице,
но русское общество более индивидуалистично,чем японское.Рынок не
для того,чтобы обогащать богатых и обеднять бедных-не создание усло-
вий для элиты,но создание условий,чтобы элита образовалась и образ
жизни элиты был доступен каждому.Рынок в первую очередь инструмент
снижения бедности.
При макроэкономическом моделировании надо исходить из специфики
стран и идущих процессов.Даже если рынка нет,любой живой объект
есть система,которая выдает квазицели.Есть типы переходных состоя-
ний систем,поддающиеся математичесому описанию,есть типы стран,эко-
номический переход осуществляющие с тем или иным успехом и есть по-
ле сравнительного анализа.В конце концов есть динамические модели
экономики,есть модели эволюционные,эвристические.Инструментарий об-
ширный.Найти или изобрести можно все,нельзя только абсолютизировать.
В России после 02.01.92 инфляция была функцией зарплаты и производ-
ства:специфическое поведение предприятий-гигантов,которые играют
по максимуму прибыли и минимуму производства,либо из-за стратегии
трудовых коллективов,либо заводов-монополистов. Это дало недостаток
производительности и дефицит в секторах экономики,эндогенизацию кре-
дитных денег.Следование советам МВФ и МБРР усугубило кризис,т.к.со-
вместились экзогенные и эндогенные источники.
Важно не замораживание распадающейся экономики и не растягивание
упадка за пределы столетия,а положительные количественные и качест-
венные изменения производительных сил.До того времени,когда рынок
станет конструктором хозяйства,надо дожить.С помощью бизнеса мы не
укрепим,а ослабим Россию,если не отдадим отечественным предпринима-
телям абсолютный приоритет в собственной экономике.Демократия не
может быть полноценной,если она означает диктатуру бедности.Совет-
ская экономика оказалась такова,что даже разрушаясь,сохранила свою
рыночную невосприимчивость.Причины инфляции здесь не переполнение
каналов денежного обращения,а расстройство всего воспроизводства и
глубокие диспропорции внутри хозяйства.
Еще одно положение надо признать как аксиому развития:законы про-
изводительности выше закона стоимости.Рыночные отношения не должны
иметь приоритета априори,они оправдываются лишь тогда,когда способс-
твуют увеличению эффективности хозяйства.Где рынок не справляется,
там помогает государство,а если вообще рынка нет,государство должно
помогать строить его.Горький парадокс в том,что правительство играет
антирыночную роль и само стало барьером для продвижения к новой эко-
номике.Управляемость экономики нужна не сама по себе,а для поддержки
жизнедеятельности общества и построения рынка. 5.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА.
Предпосылка нормального рыночного хозяйствования:
- свобода образовывать фирмы
- право реализовывать на рынке все,устанавливать правила реализации,
- право брать кредиты
- право нанимать рабочую силу по рыночным законам
- гарантия прав собственности
- отсутствие дискриминации частных фирм и лиц
Задача реформирования состоит в том,чтобы не душить очаги сози-
дания в материальном и информационном производстве,помогать их соз-
давать и расширять.Здесь важно создать питательную среду "обитания",
такой хозяйственный порядок,чтобы появлялись очаги саморазвития.Су-
бъекты экономической политики не должны нести ответственности за
отдельные результаты хозяйственного процесса,они сами должны устра-
ивать свою жизнь,способность к принятию решений,основанных на соб-
ственной ответственности.Свободный вход в рынок,конкуренция на ос-
нове результатов вместо физического вытеснения,вознаграждение по
результатам,"рассеяние" очагов и результатов хозяйствования-прин-
ципы,на которые должна опираться стратегия трансформации.Произой-
дет децентрализация в пользу регионов,это будет способствовать во-
сстановлению их экономики.Пока же предпринимателем может стать ли-
бо герой,либо сумасшедший.А в мире это удел нормальных людей.Бед-
ность связана не с людьми,а с мешающей им работать системой отно-
шений.
Трансформация-дорога в потемках.Чтобы это не был путь на прямую
дорогу окольными путями,сопутствующее моделирование позволит нап-
равлять движение.Но моделирование-это экспериментальная наука,она
не гарантирует надежных знаний о планах,ни всеобъемлющего знания
всех проблем,возникающих в трансформирующихся системах.Но она спо-
собствует дальнейшему развитию мышления в категориях эволюционного
процесса.Западно-германские реформы показали невозможность решить
проблемы классико-неоклассическими методами,поэтому добавили эко-
номическую теорию прав собственности,и теорию предпочтений.Это по-
зволило выявить институты,мешающие продуктивному хозяйствованию.
Ситуация периода трансформации такова,что придется действовать за
рамками знаний,поэтому основа основ-мониторинг социальных показа-
телей и сопоставление их со стратегическим вектором развития.Надо
ставить вопрос-что делать,чтобы взлелеять рынок.Это:ключевое зна-
чение прав собственности,порядка частного распоряжения.Россия ни-
когда не знала "бестелесной" или индивидуальной собственности,гос-
подствовал клановый тип владения,либо владение как в большой семье.
Переход к новой системе мало исследован,здесь идет замещение
"коллективной"собственности на частную,обеспечивающую конкуренцию.
Конкуренция упраздняет власть насильственно распоряжаться ресурса-
ми,будь то государство,клан,кучки частных лиц.Только общество мно-
гих собственников создаест конкуренцию и ликвидирует монополию це-
нтральной власти.Любая задержка на пути создания собственности -
препон для развития созидательных сил общества.
При постороении рыночного хозяйства надо обеспечить:
- видение цели
- ее обязательность для всех политических действий
- реализацию рыночной экономики последовательными шагами,каждый
шаг должен подтвердить выгоду реформ основной части общества.
- улучшить шансы каждой отдельной личности
6.ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦЕЛИ И ЭТАПЫ ДОСТИЖЕНИЯ КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ.
Промежуточные цели:
- Стабильность
- Благоприятный инвестиционный климат
- Устойчивые показатели развития в нужном направлении
Трансформация-это конкретный процесс возникновения новой хозяй-
ственной системы,это процесс адаптации,результат взаимодействия
политических,социальных и экономических сил,а конкурентное хозяй-
ство-результат приспособления образа действия субъектов,более или
менее спонтанно подчиняющихся общему порядку.Наша цель-рыночное
хозяйство,центральным элементом которого являются люди,готовые и
желающие действовать самостоятельно.Это достижимо только при вере
в будущее,последнее условие обеспечивает институциональная надеж-
ность и политика стабильности.Если участники рынка не верят в ус-
пех трансформации,они будут избегать долгосрочных обязательств и
ограничиваться спекулятивными проектами.
Трансформация системы есть стратегическая задача.Стратегический
образ действий:последовательный,гарантирующий достижение целей,пре-
двосхицающий встречную реакцию и ограничения со стороны среды.На
этой основе строится программа действий с учетом барьеров и неопре-
деленностей.Успех есть достижение режима рыночного хозяйствования
вопреки существующему сопротивлению.Условия успеха способствуют
преобразованию системы и должны реализоваться посредством компете-
нтной политики,а ограничения разумной политикой не устранить,но их
можно избежать,применяя стратегический подход в процессе системных
преобразований.Поскольку рискованность велика,должна быть возмож-
ность срочно корректировать ошибочное развитие.
Рынок-продукт эволюции и постулаты "большого скачка" здесь не по-
дойдут.В то же время не отвечают задаче и половинчатые реформы либо
стратегия разрозненных решительных мер не учитывает внутренней вза-
имозависимости сущностных связей системы.Разрозненные меры блоки-
руют друг друга и это тупик.Чистые стратегии к цели не ведут,возрас-
тает роль комбинированной стратегии,считающейся с границами полити-
чески возможного и согласующей частные программы и шаги.Она позво-
ляет избежать противоречий и не упустить цели.Рекомендуется анали-
тический метод "комбинированного наблюдения"(mixed scanning):в нем
увязываются грубое определении направления,по которому идет процесс,
и детали самих шагов и техника постепенного изменения общественного
строя,ибо преобразование вообще и развертывание конкурентных струк-
тур в частности является комплексным процессом,требующим и времени,
и расходов.Каждый шаг должен быть так вплетен в общую взаимосвязь,
чтобы сохранить возможность реализовать ведущие к цели комбинации
мероприятий с минимальным риском,чтобы удержать ситуацию под конт-
ролем при ощибочных поползновениях,которые надо отслеживать на ран-
нем этапе и корректироваться.Поскольку все меры,как и согласие на
преобразование предполагают стабильность денежной системы,это усло-
вие надо обеспечить с самого начала.Выиграет та стратегия реформ,
которая ориентирована на проблемы,а не на абстрактные принципы.
От альтернативных стратегий в ходе сближения позиций можно перейти
к стратегии,именуемой "закрепленный правовыми нормами планомерный
инкрементализм (приращение)" и к стратегическим альтернативам.Сле-
дует подумать над созданием Совета Независимых Экспертов,которым
поручается задача научного обоснования процесса системной трансфо-
рмации,чтобы дать оценку успешности политики.Подобный институт мог
бы на ранней стадии выявить ошибки в развитии с точки зрения долго-
срочных концептуальных требований.Этим бы было выполнено необходи-
мое,но не достаточное условие создания обратной связи,являющееся
залогом достижения цели.
И опять же вернемся к проблемам моделирования,так как это тот
путь,который помогает нам события предвосхищать и уменьшает веро-
ятность провалов.О реальных процессах,реальных параметрах системы
дает сведения реальная модель.Идеальная модель базируется на науч-
ном обосновании,она дает параметры оптимизации,которые в жизни про-
извести трудно.Есть еще когнитивное обращение реальности в созна-
нии.К этим векторам надо добавлять ресурсо-обеспечивающие модели и
только тогда получим мультиплексную,беспроигрышную модель оптимиза-
ции и на основании информации и матричной организации с дублирую-
щей и подстраховочной информацией,многоканальной,с системными пара-
метрами и обратными связями мы сможем УПРАВЛЯТЬ ситуацией.
Социальное программирование-гарантия достижения целей.Оно идет
от микроколлектива до уровня государства.Достаточно решить проблему
ресурсов,их концентрации и знания механизмов функционирования систе-
мы данного уровня и нейтрализовав лиц с индивидуальным сбоем прихо-
дим в заданную точку.Кибернетика есть адекватный нынешним задачам ин-
струмент.
Что на первом этапе надо:
- универсальные модели с обратными связями отобрать на уровне здра-
вого смысла и адаптировать
- выработать жесткую правовую базу с обратными связями
- аналогичные модели по коммуникациям,мониторингу экономики и про-
цессам самоорганизации и воспрозвводству социума
- выработку законов не в угоду конъюнктуре,а в соответствии с целя-
ми развития
На втором этапе появятся уже информационные модели как результат на-
копления знаний о процессе и непрерывного мониторинга.Адекватность
отображения ситуации-залог системного моделирования,а методы квали-
метрии позволяют сложный объект можно выразить одним индексом или
разложить на составляющие.Сегодня мир переживает не кризис экономи-
ки,а кризис экономических теорий,не соответствующих постиндустриаль-
ному веку.
При Л.Экхарде реформы не опирались на какие-либо долгосрочные
планы,но бызировались на осознании недостатков реформируемой систе-
мыти и вере,что создание рыночных институтов высвободит созидатель-
ную энергию общества,свободного от государственного руководства.Его
политика усиливала институты,имеющие существенное отношение для ры-
ночному хозяйству и только в 1960году были введены макроэкономичес-
кие плановые цели (темп роста,уровень занятости,внешнеторговое саль-
до.Суть реформы Л.Экхарда-координация хозяйств через рынки.Не проб-
лема планирования,и не западное точечное мышление,а организация сре-
ды и хозяйственного порядка.Экономический смысл этой политикиа-за-
ложить основы хозяйствования на основе разделения труда.
После первого этапа можно перейти от тактических действий к цен-
ностно-рациональной концепции к целе-рациональной комплексной прог-
рамме. 7.ОПИСАНИЕ СТАРТОВОГО ЭТАПА:
Нынешнее хозяйственное устройство России,врожденное и преобретен-
ное клановое.Оно характеризуется
- неразвитостью сферы обращения всего финансового сектора
- неэкономическими критериями принятия решения между хозяйству-
ющими субъектами
- слабой связностью процессов,идущих в финансовом и реальном секто-
рах экономики,фактической их независимостью
- низкой степенью и дороговизной защиты прав собственности
- отсутствием контроля государства за расходованием бюджетных средств
- отсутствием пропорции между производственным,торговым и финансовым
секторами,разрыв инвестирования в них в десятки раз
- инвестиционный процесс рухнул.Нет прибыли ни в одной отрасли
- отсутствием большинства элементов рынка (есть только разговоры о нем)
- отсутствием межотраслевого перелива ресурсов
- дилеммой "сбережения-инвестиции"
- методами силовых решений деловых проблем
- причудливым движением бюджетных средств куда угодно,только не
по назначению
- отсутсвием обновления технологий,так как нет высокой эффективно-
сти вложений
- государство не выполняет своей главной функции-защиты права соб-
ственности и выполнения контрактов и создания конкурентной среды
- слабы действия в сторону институциональных реформ
- возникновением внешних и внутренних угроз экономической безопасно-
сти.Экономическая безопасность-качественная характеристика системы,
которая определяется национальными интересами,устойчивостью дея-
тельности хозяйственных субъектов,нормальными условиями жизнедея-
тельности населения.Безопасность-это множество условий и факторов,
которые диктуют независимость,устойчивость,стабильность
Открытость экономики миру привела к тому,что идет
- нетто-экспорт природных ресурсов.В экспорте 2/3-доля сырья
и только 1/3-труда
- лавинообразный рост импортной зависимости
- утечка капитала
- сформирован устойчивый неблагоприятный инвестиционный климат
Состоянием экономики стал
- спад производства
- снизился технический уровень
- ухудшается структура,происходит деиндустриализация
- в депрессии и разрушении оказались целые отрасли и сферы деяте-
льности.Ценовые пропорции в промышленности и сельском хозяйстве
сломаны,что сделало ряд отраслей нерентабельными
- идут различные по содержанию процессы
- постоянная нехватка денег для нормального воспроизводства
- контроль над рынками со стороны организаванных групп и монополий
В международном масштабе идет
- поглощение российского хозяйства другими хозяйственными системами.
Берется не то,что дает сравнительные преимущества в международной
торговле:берут сырье,молодые квалифицированные людские ресурсы.
На лицо экспансия,и при такой эволюции Россия теряет будущее.
Поэтому первейшая стратегическая цель-создать новый жизненный уклад.
Экономика распада как система отношений:
- базарный тип,при котором контрактное право слабо
- цель субъектов базара - получение прибыли любой ценой
- невозможность долгосрочных инвестиций
- нет продолжительных связей в отношении между партнерами
- ценность пердставляет наличный товар,а не человек,не человеческий
или творческий ресурс
- двойной критерий ценообразования для "своих" и "чужих".Закон не
действует,важно лишь личное отношение
В довершении всего следует сказать,что и в царской России рынок не
был развит и методы,которые применяли реформаторы,это абсолютизм
(правительство) и самоконтроль (в отношениях предпринимателей-ста-
рообрядцев:Морозова,Третьякова и др.).Поэтому России подошла бы
форма гибкого автократизма в сочетании с экономической мудростью.
|