Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Воскресенье, 28.04.2024
Главная » 2013 » Июль » 25 » СТРАТЕГИЯ ВЫВОДА РОССИИ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (М.Н.Ростовская,1995г)
06:30
СТРАТЕГИЯ ВЫВОДА РОССИИ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (М.Н.Ростовская,1995г)
Россия переживает глубочайший системный кризис.Факторов накопилось

слишком много,чтобы конкретно указать на один из них и сказать:"Вот

он,корень зла".Рецидивы прошлого,неверная стратегия,неадекватные мо-

дели регулирования и миропонимания,яростное отрицание положительных

примеров домостроительства привели к тому,что весь двадцатый век нап-

ряженного поиска своего пути Россию ни к чему не привели и перед ней

вновь стоит вопрос модернизации.

   Сейчас в стране квазивоенное положение,положение развала,разрухи

производства,нарушения всех сторон жизни,состояние хаоса.Однако пре-

дыдущая система полного огосударствления экономической и социальной

жизни показала свою несостоятельность.В то же время мировое сообщест-

во,проходя стадии за стадиями в своем эволюционном развитии,позволя-

ет как бы со стороны посмотреть на свое будущее-будущее в смысле до-

стижения сбалансированности,будущее в смысле пути из хаоса к порядку,

к системе устойчивой с сильными обратными связями.Перед нами англо-

саксонский путь:знаменитый "экономикс"Альфреда Маршалла-американцы

не знали войн,не знали классового противостояния.Кризисы их учили и

они нарабатывали теорию,практику,законодательство.Экспериментировали-

модернизировали Японию,помогли послевоенной Европе выйти из разрухи.

Америка-это большая открытая экономика.

   Другое поле-Европа.Войны и революции.Смена режимов,поиск пути.Бы-

страя модернизация,быстрое становление экономических систем.Тотали-

тарные режимы сменяются демократическими.Был выбор,были эксперименты.

Чему научилась Европа у истории? Социальному рыночному хозяйству.Пра-

вовому государству.Рационализму.План Маршалла действительно помог Ев-

ропе,но ведь во всех этих государствах присутствавали встречные планы,

была встречная воля решить накопившиеся противоречия и жить лучше.

  Не все противоречия на сегодня решены.И демократии несовершенны,и

рынок имеет изъяны,но человечество в поиске,а обострившийся экологи-

ческий кризис ставит новые проблемы,теперь уже всемирные.И решить их

можно только сообща,ибо для здорового хозяйствования на Земле нужно

не много ни мало сбалансированное Устойчивое Развитие.Устойчивое Раз-

витие-утопия или реальность? Как бы мы к этому не относились,но в ию-

не 1992 года в Рио-де-Женейро состоялся высокий форум и глобальные це-

ли для всего человечества поставлены-постиндустриальное общество бу-

дет обществом Устойчивого Развития,ибо иное есть путь неоварваров.

   Ну а те,кто воли к развитию не имели,что имеют они? Какая наша пер-

спектива,если ничего не делать? Известен "порочный круг бедности"

стран третьего мира:слабое производство из-за недостаточности инвес-

тиций в физический и человеческий капитал-->,недоиспользование рабо-

чей силы-->низкий доход населения-->,дилемма "сбережения-инвестиции"

является непреодолимым препятствием для накопления капитала.Потенциа-

льные возможности для сбережений почти исчерпаны. Идет бегство капи-

тала.Самый важный фактор-воля к труду над внедрением нового отсутст-

вует.Социокультурные факторы,сдерживающие экономический рост,разнооб-

разны и мешают эффективно использовать ресурсы.Экономическому росту

препятствуют факторы институционального характера,коррупция,взяточни-

чество.Руководство в сфере социальных услуг развито слабо,налоговая

система произвольная.Политика неразумна.Это и причины и следствие си-

туации-государство будет оставаться бедным,потому что попало в пороч-

ный круг.Отсутствие предпринимательского класса,неразвитость инфраст-

руктуры,отрицательное воздействие социо-культурных факторов вызывают

необходимость государственного вмешательства для стимулирования эко-

номического роста.Но широкое распространение коррупции делает госуда-

рственное регулирование неэффективным с точки зрения воздействия на

экономический рост.

   Сегодня в России недорождается 1 000 000 человек ежегодно.Ежегод-

но 61 000 самоубийц,а 500 000 умерает насильственной смертью.Люди пе-

рестали обращаться за защитой в суды из-за боязни мести и неверия в

его эффективность.Под вопросом оказалась сама судебная система:неяв-

ки,подкуп судей,прокуроров.Коррупция в верхних эшелонах власти поро-

дила оргпреступность этажами ниже.Подорвана экономическая безопасно-

сть страны.Практически исчез золотой запас (меньше 100т.),велика вне-

шняя задолженность.Валовой внутренний продукт России стал таким же,

как у Турции или Гонконга,а ее доля в мировом хозяйстве составила 3%.

Научно-техническая информация беспрепятственно уходит за рубеж.Неко-

торые процессы зашли так глубоко,что кажутся необратимыми.Общество

раскололось уже не по идеологическим мотивам,а на экономической поч-

ве.Мы вновь получили классичечкое классовое противостояние тогда,ко-

гда мир в полный голос заговорил об устойчивости.

   Что же произошло с Россией,Россией,которая сквозь сталинские ГУ-

ЛАГИ достигла цели-вышла в головной список индустриальных стран?

   Во всех без исключения экономиках,в том числе и плановой,ВВП ра-

спределяется между государством,населением и экономическими элита-

ми.В процессе "либерализации" возникли диспропорции в структуре

перераспределения в пользу экономических элит.Правительство,вместо

того,чтобы заняться первопричиной всех неприятностей-перераспреде-

лением,взялось за статьи расходов государства,чередуя мягкую и же-

сткую финансовую политику.Последовательно проводилась только поли-

тика финансовых реквизиций.В 1992 году обесценились все вклады на-

селения,финансовая паника 1994 года привела к краху банковских

предпринимательских учреждений,в 1995 году с помощью ГКО и КО пост-

роена государственная пирамида,которая в любой момент может спрово-

цировать рост инфляции,увеличиваются резервные отчисления банков,

что чревато спадом уже в финансовой сфере.Эти рискованные финансовые

манипуляции не лечат экономику,а отодвигают решение проблем на потом.

Особенно опасен рост внешнего долга.

  Правительство надеется,что после достижения финансовой стабилиза-


ции прекратится вывоз капитала,начнется инвестиционный бум и эконо-

мика оживет.Но эти процессы не возможны без расширения внутреннего

и экспортного спроса.Поскольку расширение внутреннего спроса умень-

шает прибыль экономических элит,а на мировой рынок из России допус-

каются только природные ресурсы и продукция грязных и энергоемких

производств,то при такой "политике" нельзя ожидать расширения внут-

реннего спроса,скорее всего будет рост демпинговых продаж природ-

ных ресурсов.Поэтому в рамках этой политики после "паузы" возможна

длительная депрессия в большинстве отраслей и незначительный подъем

в добыче ресурсов,а также в грязных,энергоемких производствах.

     Крах "реального социализма" оставил не чистый лист,а руины пре-

жнего порядка,которые более не функционируют как система хозяйства,

но несут печать центрально-управляемой экономики,имеющей мало общего

с рынком.По причине такой морфологии эффективная конкуренция не спо-

собна здесь развиться,а вот ошибочное развитие прямо-таки запрограм-

мировано,если конкуренция не разовьется.Поэтому  основной вопрос ус-

пеха в том,удастся ли высвободить производственный потенциал хозяйств,

значительно блокированный,ибо только так рынки можно поставить под

контроль и управление.

  Итак диагноз-разруха.Рецепт-трансформация.Снизу до верху.Это не эко-

номическая проблема,это проблема культурная.Если мы хотим богатства и

полноты жизни своему народу и каждому из нас,у России не остается сво-

бод в выборе пути,но появляется гигантская задача трансформации всей

культуры,а хозяйственная политика должна руководствоваться приорите-

том сохранения смысла жизни для людей и стимула жить лучше.

   Итак,последовательные экономические состояния,которые мы долж-

ны преодолеть,есть:

-  Экономика распада,неуправляемая,в ней невозможны целевые прог-

    раммы.

-  Переходная экономика,полурыночная,с элементами реструктуризации

-  Рыночная экономика с сильной связностью своих агрегатов


-  Большая открытая экономика,постиндустриальный тип общества

-  Устойчивая,биосферосовместимая мирохозяйственная экономика

В каждом случае будут свои ограничения на темпы перехода.К состоя-

нию устойчивого развития мир хочет подойти к 2050 году.Нам важно

усвоить,что шкала эта логарифмическая,что самый трудный этап-первый,

что основное ограничение не вне,а внутри нас самих.

Предпосылка нормального рыночного хозяйствования:

- свобода образовывать фирмы

- право реализовывать на рынке все,устанавливать правила реализации,

- право брать кредиты

- право нанимать рабочую силу по рыночным законам

- гарантия прав собственности

- отсутствие дискриминации частных фирм и лиц

  Объективное ограничение при трансформации-слабость конструктивных

сил общества,наличие внутренних и внешних угроз,нестабильность,высокие

риски,множество барьеров для деятельного субъекта.Понятно,что трансфо-

рмация в таких условиях должна вестись гибко.Трансформация системы

есть стратегическая задача.Стратегический образ действий:последовате-

льный,гарантирующий достижение целей,предвосхицающий встречную реак-

цию и ограничения со стороны среды.Поскольку все меры,как и согласие

на преобразование предполагают стабильность денежной системы,это усло-

вие надо обеспечить с самого начала.Выиграет та стратегия реформ,кото-

рая ориентирована на проблемы,а не на абстрактные принципы.

   Переход к новой системе мало исследован,здесь идет замещение "кол-

лективной"собственности на частную,обеспечивающую конкуренцию.Конкуре-

нция упраздняет власть насильственно распоряжаться ресурсами,будь то

государство,клан,кучки частных лиц.Только общество многих собственни-

ков создаст конкуренцию и ликвидирует монополию центральной власти.Лю-

бая задержка на пути создания собственности -препон для развития сози-

дательных сил общества.

   При постороении рыночного хозяйства надо обеспечить:

- видение цели

- ее обязательность для всех политических действий

- реализацию рыночной экономики последовательными шагами,каждый

  шаг должен подтвердить выгоду реформ основной части общества.

- улучшить шансы каждой отдельной личности

   Трансформация-дорога в потемках.Западно-германские реформы пока-

зали невозможность решить проблемы классико-неоклассическими метода-

ми,поэтому добавились экономическая теория прав собственности и тео-

рия предпочтений.Это позволило выявить институты,мешающие продуктив-

ному хозяйствованию.Ситуация периода трансформации такова,что приде-

тся действовать за рамками знаний,поэтому основа основ-мониторинг

социальных показателей и сопоставление их со стратегическим вектором

развития.Надо постоянно ставить вопрос-что делать,чтобы взлелеять

рынок.

   Еще одно положение надо признать как аксиому развития:законы про-

изводительности выше закона стоимости.Рыночные отношения не должны

иметь приоритета априори,они оправдываются лишь тогда,когда способс-

твуют увеличению эффективности хозяйства.Где рынок не справляется,

там помогает государство,а если вообще рынка нет,государство должно

помогать строить его.Горький парадокс в том,что правительство играет

антирыночную роль и само стало барьером для продвижения к новой эко-

номике.Управляемость экономики нужна не сама по себе,а для поддержки

жизнедеятельности общества и построения рынка.

   Задача реформирования состоит в том,чтобы не душить очаги сози-

дания в материальном и информационном производстве,помогать их соз-

давать и расширять.Здесь важно создать питательную среду "обитания",

такой хозяйственный порядок,чтобы появлялись очаги саморазвития.Су-

бъекты экономической политики не должны нести ответственности за

отдельные результаты хозяйственного процесса,они сами должны устра-

ивать свою жизнь,способность к принятию решений,основанных на соб-

ственной ответственности.Свободный вход в рынок,конкуренция на ос-

нове результатов вместо физического вытеснения,вознаграждение по

результатам,"рассеяние" очагов и результатов хозяйствования-прин-

ципы,на которые должна опираться стратегия трансформации.Произой-

дет децентрализация в пользу регионов,это будет способствовать во-

сстановлению их экономики.Пока же предпринимателем может стать ли-

бо герой,либо сумасшедший.А в мире это удел нормальных людей.Бед-

ность связана не с людьми,а с мешающей им работать системой отно-

шений.

  Сейчас у людей потеряно чувство исторической перспективы.Поэтому

очень важно возместить это видение будущего через

- формирование социальной доктрины России.Она должна отражать прио-

  ритеты большинства населения страны:заинтересованность в труде,ка-

  честве жизни,социальном рынке и содержать к тому же

- концепцию социального государства.Оно руль-регулятор

- концепцию правового регулирования

- концепцию институционального регулирования

- концепцию государственной службы

- концепцию общенационального прогресса,национальную программу

  России

Конституция не тождественна социальной доктрине,социальная доктрина

не тождественна государственному управлению и проектам национального

возрождения.Все части доктрины должны быть взаимосвязаны,но доктрина

без политического управления-утопия,а ее отсутствие-шатание и беспер-

спективность.

Сейчас надо:

- условия,чтобы производство стало выгодно

- кредитные условия

- будущее России напрямую связано с отношением собственности.Люди

  отчуждены от средств производства.Кому можно было доверить собс-

  твенность,тот не получил статуса для реализации себя как собстве-

  нника

- свободу и условия для развития

- общую схему народного хозяйства на длительный период с учетом

  общирной территории,неравенства климатических условий,поликуль-

  турного окружения и тенденций геополитики

- программу восстановления сбережений граждан

  Сбережение и образование капитала-предпосылка и движущая сила хо-

зяйственного роста.Основной капитал,доставшийся от социализма,в

плачевном состоянии и большая часть его требует выбраковки.Это ве-

дет к дефициту реального капитала.Поэтому особенно пристальное вни-

мание должно быть уделено сбережению.Сбережение-это образование со-

стояния.Оно может принять разную имущественную форму.Сбережение -

отложенное удовлетворение потребностей,что есть и гарантия от рис-

ка,и форма подстраховки и резервный фонд,и запас прочности и инвес-

тиции в человеческий капитал,в профессиональное будущее.Сбережения

были "экспроприированы",общество обескровлено,возникла благодатная

почва создания "порочного круга бедности" и для граждан,и для госу-

дарства. 

   Устойчивость всякой системы достигается полифонией и разделени-

ем труда.Назначение ЧАСТНОГО СЕКТОРА производить материальные и ду-

ховные ценности.Основной механизм его функционирования должен стать

рыночным и правовым.Этот сектор стратифицирован,на разных этапах

эволюции экономической системы соотношение страт меняется,но нико-

гда не исчезают сами страты,так как у каждой из них своя роль:

- Малое предпринимательство.Своей массовостью обеспечивает заня-

  тость.Особая,все возрастающая роль в развитии венчурных форм и в

  сфере услуг.

- Среднее предпинимательство,ориентировано на внутренние потребно-

  сти страны

- Олигополии,ФПГ и корпорации:

     - имеют стратегическое поведение,создают

     - конкурентоспособность национальной экономики

     - внедрение инноваций

     - обеспечивают реализация больших программ развития

     - являются структурообразующим фактором государственной

       экономики

150-200 ФПК сделали японское чудо,500 корпораций определяют эконо-

мическую жизнь США,управление ресурсами

Надо:

1. Обеспечение равенства шансов всех участников хозяйственного про-

   цесса,солидарности и взаимодополняющей кооперации,чтобы происхо-

   дила интеграция в равнопорядковой деятельности.Солидарную эконо-

   мическую мощь обеспечивает ассоциированный производитель.

2. Устойчивые связи дают не отдельные субъекты хозяйства,а их инфра-

   структура,НИИ,банки,страховые компании,лизинговые,франчайзинговые

   отношения и все это переплетается на основе договоров и соглашений.

  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР:его задачи и функции крайне важны,особенно

в периоды экономических трансформаций.

    России нужна созидающая динамика.Пока что разломана материаль-

ная основа жизни общества,которая требует компенсации и восстанов-

ления.Требуется еще достичь экономической стабилизации,под которой

следует понимать укрепление здоровых тенденций,создание экономики

на новой базе,сначала небольшой,но постоянно расширяющейся.Пока эта

база не создана,идет не стабилизация,а стагнация на руинах старой

системы и хилых ростках новой.

    Социальная рыночная экономика призвана обеспечить возможности

широкой сферы деятельности для индивидов и хозяйств,защиту от влас-

ти частных лиц или государственного вмешательства.Только в той ме-

ре,в которой индивид не в состоянии решить свои проблемы,необходимо

вмешательство государства.Государству достанется лишь вспомогатель-

ная роль.В обосновании будет нуждаться не пользование свободой,а ее

ограничение со стороны государства.Свобода связана с самостоятель-

ностью и рисками,поэтому содержание социальной политики-подготовка

к рискам,которые негативно воздействуют на частные хозяйства.Это

частично должно перекрываться страхованием,основанным на принципе

эквивалента и солидарности.В обществе должно быть перераспределение

от здоровых к больным,от крупных к малым.Конкурентной системе самой

присуща социальная функция,но пока конкурентная система не сложилась,

соответствующая социальная функция без государства не может быть

реализована.В то же время социальные программы должны строиться

так,чтобы участники рынка не лишались результатов их усилий,ибо в

противном случае отпадет желание совершать усилие.Однажды начатое

перераспределение породит другие и выработает социальную импотенцию.

Участники рынка должны сами учиться предоставлять услуги другим по

принципу "даю тебе,чтобы и ты мне дал".Цели государства должны быть

обоснованы при помощи теории договора,социальные функции должны пе-

редаваться ему тогда,когда у него это лучше получается.Задачи,кото-

рые невозможно обосновать подобным образом,нельзя считать задачами

"государственными".





Автор благодарен Фонду Людвига Экхарда за материалы









                                     М.Н.Ростовская

КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТКРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА, ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ В НАПРАВЛЕНИИ К СОЦИАЛЬНОЙ  РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ.



            ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР:его задачи и функции,необходимые для того,чтобы произошла трансформация в направлкнии социальной рыночной экономики: он обеспечивает правовой механизм,безопастность, общие условия жизнедеятельности,к которым относятся труд,земля, капитал,информация, основные сферы жизни, условия функционирования самого государства, инфраструктуру производства,социальную инфраструктуру,ее институты и условия их возникновения на частной основе, все,что связано с жизнью человека, баланс интересов между отраслями и группами,дает госзаказы на предприятия,включая предприятия частного сектора,определяет природную ренту и условия охраны окружающей среды и здоровья,отвечает за функционирование важнейших хозяйственных объектов, создание инвестиционного климата,общих условий для хозяйства,инфраструктуры,условий возникновения среднего класса и элитного зерна, внутреннюю и внешнюю стабильность, разумные налоги , условия для зарождения и функционирования местного самоуправления, реструктуризацию неэффективного аппарата, расширение частной собственности за счет государственной, снижение риска некомпетентности принятия решений, освобождение созидательных сил народа, децентрализацию властных полномочий из центра в регион. Государство обслуживает публичные и стратегические интересы.В мировой тенденции возрасла роль стратегии на уровне государств, ориентация на социальные критерии:качество и продолжительность жизни,наметился поворот к социальной политике.Цель государства-благополучие социума.

            Идеально государство строится на двух принципах:

1.П р и н ц и п е    ф и с к а л ь н о г о    э к в и в а л е н т а- целевом и гласном использовании налогов

2.П р и н ц и п е    с у б с и д и а р н о с т и- принятии решения на самом компетентном,максимально низком уровне

            Обеспечение институциональной надежности и рыночных гарантий противоречит в трансформируемых системах,так как это и цель,и условие,но страны,которые подобное прошли (Австрия,Германия,Япония) шли через долгосрочную предсказуемость политических шагов и мер.Именно стабильное государство,а не его отсутствие и устранение создает благоприятные условия для развития рыночного процесса.Оно предполагает национальный консенсус о целях и инструментах хозяйственной и социальной политики, национальную программу созидания, стремление к социальной справедливости и разделяемое убеждение,что хозяйственные проблемы разрешимы.Отсюда видна необходимость создания дееспособных государственных органов.Новые компоненты вводятся в действие политическими инструментами.В западной экономике 5 свобод:

- свобода торговли и предпринимательства

- свобода выбора места жительства

- свобода договорных отношений

- свобода распоряжения своими средствами производства

- автономия партнеров в тарифных соглашениях

            Авторитаризм с точки зрения политики хозяйствования возможен,если совместим с конкурентным порядком,получает от населения легитимную основу,проводит соответствующую рынку политику,осуществляет ее с помощью дееспособной,некоррумпированной администрации.Мягкий авторитаризм заключается в том,чтобы привить слабой демократии определенные сильные черты авторитаризма:устойчивость,ориентацию на перспективу,бескомпромиссность,ограничение права большинства в пользу квалифицированного меньшинства.Это скорее не антидемократичная форма,а антитоталитарная и помочь может трансферт ноу-хау в этой области с запада на восток.

            Центральное значение государства для трансформации экономики в доказательстве не нуждается.Уже само установление частной собственности,охватывающей и вещественный,и человеческий капитал,является важнейшей правовой созидательной задачей.Когда он будет сформирован так,что возникнут рынки товаров,услуг,труда и капитала на основе индивидуальных прав распоряжения,только тогда начнется процесс рыночного хозяйствования.Только тогда возможно дерегулирование и либерализация,обеспечение конкуренции и стабильная денежная система.Появится необходимость реформирования самого государства из экспроприирующего в обслуживающее.При трансформации центральной проблемой остается ориентация парламента на соображения справедливости,т.е.учет интереса всех страт.

            Компетентность государства предполагает функцию социального регулятора.Отсюда важна концепция государственной службы.Социальное государство должно защищать интересы граждан,отсюда его принципы и структура.Должен существовать конкурс при приеме на госслужбу.Это не просто место работы,госслужба-это социально-правовой институт.Он определяет масштабы либеральности,ее меру.Социальное государство как орган государственного регулирования поддерживает конкурентоспособность по социальному фактору развития.Государство обеспечивает общенациональный прогресс,ресурсоиспользование.Решающая роль его в ответственнейшие моменты истории возрастает многократно."Мудрый ум и сильная воля"-вот как должно характеризоваться государство в периоды трансформаций.
Категория: Экономика | Просмотров: 627 | Добавил: rostowskaja