Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Воскресенье, 05.05.2024
Главная » 2013 » Июль » 22 » ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА (С.П.Глинкина)
01:45
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА (С.П.Глинкина)
01.04.96 МГУ  юр.фак.   конференция

                      ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

    Огромная ошибка была допущена в том,что оценку действующего законо-

  дательства отдали экономистам,а не цивилистам.Законодательство содер-

  жит такое количество пробелов и абсурдов,которые толкают на совершение

  преступлений и сыграли на этом представители экономической науки,кото-

  рые влезли в законодательство и в итоге появляется "Закон о предприя-

  тии и предпринимательской деятельности","Положение об акционерном об-

  ществе",где элементарное мошенничество,известное ни одну сотню лет,про-

  шло мимо законодателя,так как законодатель оказался крайне не квалифи-

  цицированный.Законодательство оказалось запутанным и противоречивым.

    Св.Пав.Глинкина(Ин-т политических исследований):

   В современных условиях экономика и преступность неразделимы.В 1989-90

  в России теневая экономика была ниже,чем Центральной и Восточной Евро-

  пе-11-12% ВВП против 20-25%,потом она резко пошла вверх до 30-50%,в

  Прибалтике-30%.В 3 раза она выросла в Чехии и достигла 15%,Польша-18%,

  Венгрия-23%,Румыния-29%.Разные сегменты теневой экономики имеют разную

  долю в отрасли:

  1.Неофициальная экономика:это уход от налогов и деятельность незарегис-

    трированных фирм,которые работают в рамках законной деятельности.

  2.Фиктивная экономика:финансовые аферы,мошенничество в рамках юридиче-

    ских норм.

  3.Криминальная или подпольная экононмика.В России доминирует именно

    она.В Венгрии ее всего 3-4% от общего объема теневой экономики.

   Это соотношение зависит от модели,выбранной разными странами-в бес-

  шоковом варианте криминально-подпольной экономики меньше.В Венгрии за

  20 лет построена цивилизованная теневая экономика.В Центральнгой и Во-

  сточной Европе теневая экономика сыграла положительную роль,вовлекла

  до 70% населения и позволила выжить.Благодаря занятости там не возник-

  ли суперогромные состояния и полная дестабилизация распределительных

  отношений.Там она создает только проблемы недобора бюджета,мешает цен-

  трализованному управлению.В России же создаются устойчивые криминаль-

  ные связи,которые подменяют механизмы государственного управления.Это

  присуще русскому х а р а к т е р у  с 17-18в.,но в целом дело в том,

  что при получении прибыли в 1000% криминала рождается больше,чем в си-

  туации,если прибыли 6-7%,как в Европе.Один американский журналист наз-

  вал то,что в России происходит "величайшая распродажа".В начале прива-

  тизации забыли переоценить наши фонды.Грубые оценки основных фондов в

  госсобственности в 1993 году (уже многое тогда ушло в частные руки)

  оценивалось в 505 трилл.руб.,а фонд приватизационной программы полу-

  чил 1.2 трилл.руб.С точки зрения юридических наук уже здесь подлог:

  приватизировано больше,чем заявлено в печати.В приватизации было 5

  этапов:

  1.Приватизация средств партии и комсомола в 1987-89г.

  2.Приватизация экономической инфраструктуры общества:управление промыш-

    ленностью,финансами,распределительной структурой.Была неопределен-

    ность в законодательстве и многое произошло "законно",но с точки зре-

    ния здравого смысла и экономической эффективности это все-нонсонс.

    Приватизация экономической инфраструктуры государства шла на осно-

    ве указов,полуофициальных документов,замешанных на личных связях-на-

    чалась приватизация системы управления.Министерства ликвидировались,

    на их базе создавались концерны в форме а/о,как распределялись акции-

    никто не знает.Банки,которые раньше были бывшими государственными,а

    потом особыми (Жилстойбанк и т.п.) приватизировали все свои предпри-

    ятия,отделения стали коммерческими банками и никто их не спросил,на

    какой это сделано основе (ведь была конституция,где говорилось об

    общенародной собственности и эта собственность вдруг стала частной).

    Еще не началась приватизация,а уже 60% оборотных средств было в ком-

    мерческом секторе.В то же время из общего количества предприятий то-

    лько 7% были частными.

  3.Приватизация средств производства началась раньше 1989г."Закон о ко-

    операции" позволял перекачивать огромное количество госсредств в час-

    тные руки.Директор создавал индивидуальный кооператив,предприятие

    вносило долю,"пай",предоставляло площадь "для аренды",а потом по за-

    конодательству оно могло покинуть кооператив,завещать,подарить что

    угодно.Соцологические исследования состава остающихся в кооперативе

    лиц показали,что это друзья или родственники директора.Так средства

    эффективно утекали "куда надо" и "кому надо".Процесс разложения эко-

    номики начался с двух законов:"Закона о предприятии" и "Закона о ко-

    операции".

  4.Приватизация 1992-94г.:приватизировали часть выплат из госбюджета:

    а.-огромное количество налоговых льгот:в 1993г.объем льгот "на дру-

       жеской основе"-10.5трилл.руб.,а государство до сих пор не понима-

       ет,как возникло такое количество неплатежей (либо льготный %,ли-

       бо директор завода крутит деньги по полгода в банке,извлекая при-

       быль,а рабочие не получают зарплату).И этот тип приватизации хотят

       представить как пережитки прошлого,как недоразумение.

    б.-ваучерная приватизация дала море беззакония.В Восточной Европе не

       было выпуска ваучеров на предьявителя.Этот ваучер-основа для махи-

       наций.Одна из американских консалтинговых фирм сосредоточила у се-

       бя 13% наших ваучеров.Всего было три варианта приватизации.Борис

       выбрал третий.Он оказался выгодным и для менеджеров,и для рабочих.

       Работникам сказали,что если они купят акции предприятий,это гаран-

       тирует им стабильную занятость и увеличение з/п.Было много иллюзий,

       но первое же заседание акционеров показало,что директора начинали

       со слов:"У нас грядет большое сокращение" и собрание голосовало

       так,как это хотел директор.Сокращение все равно происходило,а ак-

       ции скапливались у директора.

   5.Приватизация личных сбережений населения.На 1 января 1992г.сбережения

     населения составляли более 500 млрд.руб.При социализме было два поня-

     тия:частная собственность и личная собственность.Личная была в виде

     денег и имущества.Инвестиционные фонды приватизировали личную собст-

     венность граждан.В 1994г.был 1 млн.обманутых вкладчиков только в Мос-

     кве.Достаточно было иметь паспорт,чтобы такой фонд создать.Никто не

     спрашивал справку о благонадежности.В Румынии было пять основных фон-

     дов,которые сосредотачивали средства населения.Их руководители учреж-

     дались госсобранием как члены верховного суда.Ведь речь шла о том не-

     многом,что населению досталось.

     Сегодня доля заработной платы в доходе населения составляет 36%,т.е.

  дополнительные приработки на 100% связаны с теневой экономикой.Так мы

  сами создали почву для преступности.Члены бандформирований говорят:"Что

  мы...Посмотрите туда,на государство".Сейчас положение с ними улучшилось,

  так как в этом секторе больших денег нет,а где деньги есть,там все моно-

  полизировано государством.У нас сформировалась клановая система управле-

  ния обществом,куда входят представители коррумпированного государства,

  товаропроизводящих отраслей с высокой нормой прибыли (нефть,газ,цвет.

  мет,экспортно-импортные отрасли),представители финансового мира,ФПГ.Ту-

  да же входит оргпреступность,так что ее трудно отличить от клана в це-

  лом,а массовый рекет остался на уровне малого бизнеса.С ним было опасно

  иметь дело в 1992-1993году,а сейчас нет.ФПГ себя защищают,включая охра-

  ну и все сферы в них уже поделены.В 1993г.было опасно.Неопытные были

  банки,давали невесть кому кредиты,деньги надо было возвращать,юридичес-

  кая база была слаба,суды этим не занимались,тогда банки обратились за

  помощью к бандформированиям.50% возвращаемых средств бандформирования

  брали себе,но они оставались в банке на депозите.Так и происходило

  сращивание.$40млрд наших сейчас находится в банковском обороте Израи-

  ля,а когда он у себя стал бороться со своими бандформированиями,этот

  факт пришлось учесть,чтобы деньги не ушли.В Англии таких денег L 8млрд.

     У нас нет системы,контролирующей долгосрочные покупки.Это не слу-

  чайно.В странах Восточной Европы заполняют подоходную декларацию,осо-

  бенно это касается управленцев."Реформаторы" говорят:"нам важно было

  запустить реформу,а запустить можно только найдя капитал,а он был в те-

  невой экономике и государственном секторе,поэтому нужен был параллель-

  ный процесс,чтобы государство создало для своих условия и возможности,

  чтобы они стали богатыми".Отсюда и уполномоченные банки и спецэкспор-

  теры,а с другой стороны теневой капитал.Они где-то столкнулись,где-то

  поделили сферы влияния,но в общем все это вытекает из идеологии реформ.

  Точка зрения,что экономические условия потребуют быть честными не все-

  гда верна.Честность прибыли не приносит.

    В стране на сегодня 90% экспорта дают 4 товарные группы.Они либера-

  лизовали свою внешнюю деятельность полностью на 100% и государстро не

  может(не хочет) поставить их под контроль и качать деньги,которые ему

  нужны.В Венгрии был введен 8% таможенный сбор.На верхнем уровне это от-

  дано частным спецэкспортерам,а на нижнем-оргпреступности.Когда снимают-

  ся все налоговые сборы,теневая экономика не спадает.

: PS."Век" N22/1996 Г.Тосунян,президент Технобанка "Когда законы ведут

       к беззаконию"(Стратегия защиты от криминализации общества)

  1.ИСТОКИ

  Обеспечение легимитных основ эффективного бизнеса является задачей госу-

  дарственно-правовых органов.Пока эта задача не решена,привлекательность

  теневого бизнеса будет сохраняться.Темпы становления свободного рынка

  значительно опережают процесс законодательной поддержки,поэтому многие

  вполне законные в мире действия могут быть квалифицированы как незакон-

  ные.Работа предпринимателя "на грани" может подвести его к бесспорно

  криминальной операции и связать его с оргпреступностью.В то же время

  налицо кризис в традиционной уголовной идеологии,отвергаются "воровские

  законы" и многие из них уходят в легальный бизнес или легальную власть.

  Они создают предприятия,банки,фонды и т.д.,используют финансовые аферы,

  мнимые банковские кредиты,фальшивые авизо.

     Система правоохранительных органов не отвечает потребностям общества.

  Налицо отсутствие четких процедур разрешения конфликтов между гражда-

  нами,неэффективность судебной власти.Милицейский рэкет стал нормой.

  Нормой стали и криминальные разборки в предпринимательской среде.Наблю-

  дается сращивание оргпреступности с правоохранительными органами.Престу-

  пность переходит на партнерские отношения с органами госвласти или пря-

  мо туда входит.

    Резкое социальное расслоение общества привело к тому,что для некоторых

  слоев уход в преступность является единственной альтернативой нищенскому

  существованию.Низкий уровень образования постоянно пополняет социальную

  базу преступности.Криминализации способствует и правовой нигилизм,и рав-

  нодушие общества:"меня это не интересует,моя хата с краю".Такие умонаст-

  роения способствуют безнаказанности криминальных структур.

    Истоки криминализации и в особенностях менталитета,не имеющего тради-

  ций  мирного,поэтапного разрешения конфликтов.Массовая культура вся по-

  строена на образе врага и силовых методах,слово "компромисс" восприни-

  малось как ругательство.Кроме того,традиционна низкая ответственность

  государства за жизнь и безопасность личности.Для государства очень до-

  лго личности не существовало вовсе.Ни один из государственных институ-

  тов не ставит защиту личности во главе угла.Личная безопасность граждан

  реально не гарантируется.За годы советской власти у людей выработались

  рефлексы защиты от государственного террора:"не высовывайся","не лезь

  не в свое дело".Бессилие перед преступностью способствует поиску вра-

  га по классовому или национальному признаку.Массовый характер носит за-

  висимости граждан от воли чиновников,что способствует криминальному ха-

  рактеру общения между ними (взятки и т.д.),к тому же криминальные спо-

  собы решения проблем оказываются более действенными.Рэкет госслужб ока-

  зывается более жестким,чем уголовный.

     Существуют барьеры для деятельности негосударственных охранных и де-

  тективных служб.

        НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ,КОТОРЫЕ МОГУТ ПОВЛИЯТЬ НА СИТУАЦИЮ  

     Эффективная борьба с криминализацией общества возможна только посре-

  дством согласованных действий комплексного характера,затрагивающие все

  аспекты жизни общества.

     На уровне государства:охрана экономических прав граждан как гарантии

  суверенитета личности.Оно должно обеспечить равный подход к защите го-

  сударственных и частных интересов.Сам государственный интерес должен ра-

  ссматриваться как суммарный личностный,а не надстроечно-номенклатурный.

  Оно должно создать такие условия,чтобы стали выгодными легальные спосо-

  бы обогащения.

     На уровне партнеров:неисполнение кодексов,хартий,договоров и других

  принятых документов должно повлечь тяжкие последствия,вплоть до исклю-

  чения нарушившей организации из сообщества без права вступления впосле-

  дствии.От создания "черных списков" нарушителей надо переходить к напи-

  санию "белых книг" добросовестных партнеров.

     Необходима детальнная отработка механизмов контроля за банками,испы-

  тывающими временные или необратимые финансовые трудности,в том числе и

  по инициативе самого банка,или со стороны кредиторов (ст.33 "о ЦБ РФ").

  Необходимо создать законодательную поддержку для включения кредиторов

  во временную администрацию банка,что усложнит деятельность криминальных

  элементов.

    Необходимо в корне изменитьобразы,навязываемые средствами массовой ин-

  формации,которые смешивают коммерческую и криминальную деятельность.

 
Категория: Экономика | Просмотров: 821 | Добавил: rostowskaja