Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Воскресенье, 05.05.2024
Главная » 2013 » Июль » 22 » Введение в пост-рыночную экономику (C.Н.Мареев)
02:00
Введение в пост-рыночную экономику (C.Н.Мареев)
C.Н.Мареев.-Введение в пост-рыночную экономику.-М.-1993.-Мин.экономики РФ.-

  Экономическая академия.Каф.экономической теории,политологии и соц.проблем.

  -сс.49



  Р.Арон-"пост-экономическое".Современный экономикс-это "как влияет",но

  не "что такое рыночная экономика".Это вопрос о сути,которая раскрывается

  в процессе развития,но это уже предполагает   и с т о р и ч е с к и й

  анализ."Натуральное хозяйство"-"Т-Т",рыночное-"Т-Д-Т".Р ы н о к -сово-

  купность сделок,система хозяйственных связей домашних хозяйств (ойкос-

  дом,номос-закон).Домашние хозяйства-хозяйственные ячейки.И очень странно,

  если производство не имеет никакого отношения к экономике,так как эконо-

  мика(то,что внутри) и рынок (то,что снаружи)-две стороны одного процесса.

  Но современный экономикс именно так и рассматривает:там все "инфляция",

  "безработица","деньги",а производства вроде и нет,как вроде между рынком

  и отдельными хозяйствами связи нет.Единственное,что общее-это количест-

  венные пропорции между отраслями и разного рода работами.Это и есть эко-

  номика вообще.Это количественная сторона общественного производства,ко-

  торая выражается в распределении деятельностей и способностей по различ-

  ным отраслям в соотношении между затратами труда и полезным его резуль-

  татом.Это есть э ф ф е к т и в н о с т ь  (э=з/р) экономики.Это основной

  показатель любой экономики.Иначе говоря,для экономики важно распределе-

  ние ресурсов и установление пропорций (если хватает одной коровы,то две

  не заводили.Не иметь коров при домомтрое тоже считали плохо).Рынок дела-

  ет то же самое.Обмен деятельности происходит либо непосредственно хозяи-

  ном (натуральное хозяйство),либо в виде продуктов деятельности посредс-

  твом общества (рынок).

    В экономике речь идет о количестве,о лимитировании одного другим.Если

  обществу нужно 100млн.костюмов,то на это нужно 200млн.м.ткани и не больше.

  Этот результат может быть учтен заранее.Поэтому сегодня ни один нормальный

  производитель не работает на неопределенный рынок.Рынок-это обезличенный

  механизм перераспределения доходов.На Западе рыночная система приносит

  более крупные доходы тем,чей труд выше оплачивается в силу образователь-

  ного уровня,природных способностей и мастерства.Сегодняшний рынок уже не

  лотерея,а игра в шахматы,где все ходы просчитываются заранее и товарно-

  денежные отношения становятся все более чисто формальными.

    Развитой рыночной экономике соответствует развитое разделение труда.

  Существует разнообразие видов деятельностей и специализация.А специа-

  лизация оправдывает себя только тогда,когда она повышает эффективность.

  Мануфактурное производство-технологический процесс с разделением труда,

  ориентированное на рынок,возникло в 15в.и породило национальное хозяйс-

  тво,где все работают на всех и через общественный рынок получают то,что

  нужно.Ремесленное производство тоже ориентировано на обмен,но оно вклю-

  чено в систему общинного:каждая община имеет своего ткача,своего сапож-

  ника и т.д. и обмен деятельностями происходил непосредственно,а не че-

  рез рынок.Отдельные хозяйства жили своей замкнутой жизнью.

    К а п и т а л-основные денежные фонды,основная денежная сумма,то,что

  не поступает непосредственно в потребление,то,что является условием про-

  изводства.Основные производственные фонды были всегда,но не всегда им

  предавалось такое значение,как в период капитализма.Здесь они-предмет

  особой заботы,ради которого жертвуют даже текущим потреблением.Эксплуа-

  тацию надо отличать от использования.Э к с п л у а т а ц и я  в эконо-

  мическом смысле-производство прибавочного продукта.Накапливать матери-

  альные ценности за пределами меры бессмысленно,единственное,что безра-

  змерно-деньги.Только развитое товарно-денежное обращение создают базу

  для расширенного производства.Рабская и фелдальная эксплуатации такого

  эффекта не давали.Граница потребления была определена рамками потребле-

  ния эксплуататора и его челяди.При капитализме накопление идет не ради

  потребления,а ради самосохранения в условиях экономической конъюнктуры,

  хозяйственной самостоятеьности.Возникает феномен трудовой прибыльной са-

  моэксплуатации,когда человек принадлежит не себе,а делу.Подневольный раб

  и крестьянин производили прибавочный продукт под условиями внешнего при-

  нуждения.В условиях товарного производства работать надо столько,чтобы

  не разориться и на смену этике наслаждения приходит этика долга.Систе-

  ма свободных товаропроизводителей порождает гражданское общество в до-

  полнение к государству.В   ф е о д а л ь н о м обществе семья и личность

  тотально огосударствлены,капитализм-первое освобождение личности от го-

  сударства в рамках самого государства,превращение подданного в граждани-

  на.Это возникновение частного лица и   ч а с т н о г о  интереса.С т о-

  и м о с т ь ю   обладает только то,что обменивается,продается,покупает-

  ся.То,что не отчуждается,товаром,собственностью не является.Г о с у д а-

  р с т в е н н а я  собственность не отчуждается,не может поступать в про-

  изводственное потребление непосредственно.Развитая частная собственность

  соответствует развитому рынку,рынку,где не только рынок потребительских

  товаров,но рынок средств производства,фондовый рынок.

    Система прибыльной самоэксплуатации порождает тенденцию к расширению,

  к неприятию застоя,но это возможно только с привлечением все большего

  количества людей,что приводит к кооперации.Наука становится непосредст-

  венной производительной силой,роль начинает играть в с я к и й  научный

  труд:изобретателя,конструктора,менеджера и т.д.Субъект всеобщего т р у д а

  в отличие от труда частичного продает не рабочую силу,а свой труд и вы-

  ходит на рынок с идеями.Он может осуществляться при минимальных внешних

  предметных условиях,а частичный труд всегда требует внешних условий,кото-

  рые подчиняют его себе и делают не свободным.Капиталом становится знание,

  умение,талант.Субъект эксплуатирует свои творческие потенции.А традицион-

  ная капиталистическая эксплуатация перемещается на периферию,в развивающи-

  еся страны.Значительная сфера материального производства сохраняется,но

  она уступает сфере науки,образования,культуры,обслуживания,управления,ин-

  форматики.Но и там возрастает роль высококвалифицированного труда.Для сво-

  его производства и воспроизводства он требует совершенно иных бытовых и

  культурных условий.Простые стимулы более не действуют,требуются морально-

  психологические.То же в управлении-это концепция человеческих отношений.

  Но работник не может стать хозяином технологических условий,не став их

  юридическим хозяином.А это возможно через акционирование.

    НТР уменьшает долю живого труда на единицу изделия,и долю зарплаты соот-

  ветственно.Но стоимость от этого не падает,так как доля прошлого,овеществ-

  ленного в стоимости оборудования присутствует.Оборудование-это оплата тру-

  да ученых,конструкторов,инженеров.В современном оборудовании овеществелен

  творческий труд.И доля живого труда на единицу изделия падает по сравнению

  с интеллектуальным трудом.Органическое строение капитала-соотношение зат-

  рат на оборудование и на зарплату рабочим имеет тенденцию роста.Отсюда тен-

  денция к понижению нормы прибыли,потому что прибыль исчисляется на весь

  капитал,а в ее производстве участвует только живой труд.Другая сторона де-

  ла-ускоренная амортизация и дальнейшее использование оборудования бесплат-

  но.А многие каналы,плотины,дороги бесплатно эксплуатируются уже сотни лет.

  Это то,что было авансировано предками потомкам.В этом смысле самые вечные-

  идеи.Пароход можно списать,но идея парохода уже есть.У материального про-

  изводства есть своя идеальная сторона-наука,накопленный опыт,технология.

  Эта сторона почти не учитывалась экономической наукой.

    Самое главное экономическое следствие эпохи НТР-рабочее время рабочих

  в материальном производстве перестает быть мерилом стоимости в силу своей

  малой доли в стоимости продукта.А рабочее время ученого,конструктора,ме-

  неджера никогда не было и не может быть мерилом стоимости.Поэтому богат-

  ство будущего определяется не рабочим,а временем с в о б о д н о г о  раз-

  вития,сфере всеобщего труда.Всеобщий труд-всякий научный труд,интегрирующий

  творческую потенцию культуры.Совместный труд-кооперация индивидов.Всеобщий

  труд может осуществляться индивидом,поэтому он может происходить в одиноч-

  ку,независимо.Всеобщий труд имеет непосредственно общественный характер.

  Всякое творчество непосредственно принадлежит обществу.К продуктам творче-

  ства тоже пытаются применить стоимость,но как и к земле это условно.Твор-

  чество-это качества,и количественные измерители здесь мало пригодны.Это в

  корне подрывает классическую трудовую теорию стоимости.Здесь не возможно

  сложный труд свести к простому.Понятие богатства не тождественно понятию

  стоимости.

    Экологические проблемы решатся,если уйти от меновой стоимости к потре-

  бительной,т.е.в пост-рыночное состояние,ибо рынок превращает в стоимость

  не только землю,недра,но и совесть министров.Есть вещь,которая обладает

  абсолютным богатством,и не имеет стоимости-творчество.К тому же оно нео-

  тчуждаемо.Рынок не может адекватно оценить продукты творческого труда.

  Ньютону за его открытия ни копейки не заплатили.Оценивать творческий

  труд в рублях,это все равно,что измерять объем в килограммах.Рынок свя-

  зан с конкуренцией.А всеобщий предмет труда-природа,так же как всеобщий

  труд-творчество предполагает с о т р у д н и ч е с т в о.Не могут конкури-

  ровоть изобретатели проекта с балериной театра.Поскольку сфера такого со-

  трудничества расширяется,сужается сфера товарно-денежных отношений.Поня-

  тие стоимости искажается,появляется теория предельной п о л е з н с т и.

  Потребности:

  -первичные,имеющие витальный характер:в жилье,пище,одежде-оплата "по тру-

   ду".Здесь класстическая трудовая теория стоимости.

  -вторичные,вызванные НТР.Цена следует моде.Теория предельной полезности.

   В свое время Аристотель бурно протестовал против "неестественного",дене-

  жного обмена.Деньги-самая таинственная из изобретенных человеком уловка:

  при определенных условиях потребительная стоимость оборачивается лишь фо-

  рмой меновой,содержанием обмена становится сама м е н о в а я стоимость:

  в торговле с ценными бумагами и валюте  этот факт становится очевидным:

  деньги меняются на деньги,меновая стоимость перестает быть средством об-

  мена,она приобретает самодвижение и самовозрастание.Это создает иллюзию,

  что можно до бесконечности делать деньги при помощи одних только денег.

  Но рано или поздно единство меновой и потребительной стоимости проявля-

  ет себя прежде всего в форме инфляции,когда возросшая масса денег начи-

  нает неизбежно обесцениваться,если этой массе не соответствует прираще-

  ние производства потребительных стоимостей.И все кризисы в экономике по-

  казывают,что самостоятельное возрастание меновой стоимости может быть

  только относительным,только в определенных условиях меновая стоимость

  может обойтись без потребительной.Но каким бы большим не было количест-

  во денег,оно конечно.М а р ж и н а л и з м  не может отбросить проблему

  соизмеримости.Но в расцвет капитализма капиталисту действительно все ра-

  вно,что производить,лишь бы была прибыль.В условиях постиндустриального

  общества будет смена ценностей и мотивации труда.Неэкономические(если

  сводить к рынку) блага станут все более ценными и будут мотивировать но-

  вого человека.Меновая стоимость перестанет быть единственным мотивом де-

  ятельности и ценности.Ведущей становится потребительная стоимость,полез-

  ность.А меновая становитися формальным условием обмена (что есть благо?).

  Ценность сама по себе.Природа и человек как правило отчуждаются одновре-

  менно из-за отсутствия меновой стоимости.Богатство перестает носить в е-

  щ н ы й  характер.Ведь только вещь можно связать и она является адекват-

  ным отражением меновой стоимости.Суть экономического роста капстран не

  в увеличении количества вещей,а в увеличении богатства на одних стадиях

  и рост производства на других.

    Чисто рыночные отношения ограничивает социальный фактор.Всякое общест-

  венное производство есть с одной стороны производство вещей,а с другой-

  производство самого человека.Производя средства к жизни человек произво-

  дит сам себя.Но если производство вещей ближе к частному производству,

  производство человека общественно в его общественной,деятельной сути.Поэ-

  тому социальная сфера,воспитание,образование давно стали общественными.

    Человеческие и гражданские качества человек получает только в произво-

  дстве.К.Маркс заметил,что не было более независимого сословия,чем сред-

  невековое сословие р е м е с л е н н и к о в.Основа их независимости-ма-

  стерство.Первые коммуны и республики,отвоевавшие политическую независи-

  мость у феодалов,были основаны как раз этими людьми.Технологическаая,хо-

  зяйственная свобода-это "кованая" свобода,как ее назвал Столыпин.Но каче-

  ство труда связано со всеобщностью труда.Но это социальное качество.Но

  социальное противоположно рыночно-экономическому и поэтому при экономи-

  ческой свободе всеобщность труда трудно достижима,так как частный инди-

  вид есть индивид частичный.Это легко передается схемой:

     человек---процесс труда----продукт

    Если продукт-цель,то человек-средство и наоборот.Одно есть экономиче-

  ский аспект труда,другое-социальный.При всеобщем труде-самодеятельность.

  Экономическая наука,рассматривающая экономику с стороны рынка,рассматри-

  вает производство только со стороны его результата,количества,эффектив-

  ности.Человек рассматривается здесь как фактор производства,т.е.в этом

  технократический подход.Поэтому из вида упускаетя содержание труда,его

  социальная часть.В этом сущность гуманизации общественной жизни.

    Ясно,что экономика (по Аристотелю) первична,а хрематистика вторична

  и может иметь самостоятельное хождение только в определенных пределах.

  Законы природы не могут быть уничтожены.Изменяться может лишь форма,в

  которой эти законы прокладывают свой путь.

    Товарно-денежный обмен...Между домохозяйствами-рынок.Но внутри домохо-

  зяйства его не обязательно иметь.Здесь "каждому по потребности",будь то

  земледельческая община,крестьянское семейное хозяйство или ТНК,которая

  межзаводские поставки планирует не в денежном измерении,а в штуках...

  И у каждого хозяина свой производственный план.

    Такие люди,как Гэлбрейт,лучше знают,что такое рынок и говорят нам:"Ре-

  бята,не увлекайтесь хремастикой и не разбазаривайте государственный сек-

  тор,который возник совсем не при социализме.Рынок хорош там,где речь идет

  о производстве пуговиц для штанов,но там,где есть промышленность,электро-

  ника,машиностроение,перепроизводство стали оборачивается недополучением

  квартир.И отдавать ключевые отрасли промышленности рынку так же глупо,

  как держать на шее государства парикмахерские,прачечные,мелочную торгов-

  лю.Государство уже там,где распределение производства.Вещь эта социаль-

  ная.Непосредственное распределение является необходимым дополнением,но



  почему же мы делаем упор не на экономику,а на хремастику?Паразитизм в

  массовом масштабе появился только при капитализме,и не среди "эксплуа-

  таторов",а среди эксплуатируемых.Появился городской люмпен.Не мизерный

  размер вознаграждения толкает людей на "дно",размер нормальный,а отчуж-

  денный характер вознаграждения(крестьянин получал вознаграждение непос-

  редственно,видел результат труда).И в благополучных странах люди уже не

  хотят работать ради одной только сытости.Отсюда такие нетрадиционные

  стимулы к труду,как участие в управлении производством,это возврат к

  непосредственной форме вознаграждения.Непосредственно вознаграждается

  всякий творческий труд.Творческая деятельность по определению стимулиру-

  ется не извне,а изнутри.Каутский о конвергенции.
Категория: Экономика | Просмотров: 587 | Добавил: rostowskaja