Главная » Файлы » Человек в послевоенном СССР |
26.03.2015, 10:30 | |
Прекрасный поэт и бард Александр Дольский мне лично знаком со студенческой скамьи и по клубу “Пищевик” в Ленинграде. До сих пор у меня есть магнитофонные записи его песен, которые я слушаю с удовольствием. Но это все “советская” эра, эра “имрерии зла, что сделала нам столько добра”. И вот мне вдруг стало интересено, что же думает поэт в эпоху постперестройки, благо, подвернулся хороший текст. Начнем по порядку.
В "Городе" (1994) у Дольского раскрывается посткоммунистическая действительность маргинализированного в ходе гайдаровских реформ, обнищавшнго Питера, где каждый второй плюет на асфальт. А проснусь, и заплеванный Питер принимает меня, как бомжа. И плетусь я, засунутый в свитер, без любви, без Страны, без гроша.
Разработка портрета городского "дна" начинается у Дольского с момента переезда его в Ленинград в семидесятых. Среди деклассированных "сынов Ленинграда" оказывается и сам лирический герой, и среда так называемого “великого северо-западного ложа дворников и испопников” (Борис Гребенщиков) и многие другие. Это та среда, где сакральное не отличимо от профанного ("молитвы – из мата и флексий"), это знак разложения Империи и ее идеологии. В творчестве поэта появляется образ "питерских старых дворов" как образ андеграунда и его обитателей. В стихотворении "Все в прошлом" (1975) на фоне городского пейзажа все отчетливее вырисовывается социально-психологический портрет "бывшего человека", в прошлом советского инженера и создается образ нации, теряющей свои жизненные ориентиры:
И идет он по Фонтанке, бывший старший инженер, бесполезный из-за пьянки и народу, и жене.
Маргинализированный Ленинград выводит Дольского на осмысление феноменов катаклизмов в России в их трагедийном звучании. Трагической иронией проникнуто стихотворение "Незаконченный черновик" (1995), где изображение революционной смуты в городе и России вырастает до символического обобщения, а висящий на шпиле Ангел в русской действительности превращается в "простого мещанина" ("Восстание Ангелов", 1994):
Но Господь ему легкое выдал пальто, а мороз раскуражился лихо. Да и слово зимой в Петербурге ничто… И поет он от холода тихо.
Образ Петербурга спроецирован Дольским на постижение судьбы всей страны. В песне "Петербург" (1997) познание городских бед сопряжено с образом жестокого времени, где "с Востока и с Запада спутаны ветры", взгляд автора различает приметы конца некоего макроцикла истории, крушения вековой царской и коммунистической Империи, когда "ржавеют остатки российских основ".
Историческая ретроспекция актуализирована в большинстве песен Александра Дольского. В стихотворении "К Императору" (1998), связанном с перезахоронением останков семьи Николая II в Петербурге, на первый план выдвигается ироническое восприятие истории и современности ("Месье Всемператор, – Россия жива! // Да здравствуют Новые Воры!"). Из картины непостижимого русского космоса в импрессионистско-ассоциативной манере подчеркнуто взаимопроникновение возвышенного и будничного, но здесь же и раздумья о метафизике власти, о путях осмысления самой отечественной истории.
В 1980-90-е гг. значительное место в военных балладах Дольского занимает вначале афганская, а затем чеченская тематика. В стихотворениях "Афганская рана" (1984), "Была война" (1995) преобладает размышление поэта о трагической повторяемости национальной истории, которая "дышит в повторе" и развенчание механизмов братоубийственной бойни: "Играй, гармонь, звени, струна, // ешь мясо, депутат, // пей, Президент. Идет война… // Никто не виноват".
Стихотворение "Мать солдата" (1995) ("В декабре погиб в Ичкерии солдат // от свинца ли, от чеченского ножа…"), выстраивается вокруг сцены посещения матери погибшего солдата генералом, что "медальку ей красивую привез". В несобственно прямой речи персонажей – рассказе генерала о мести за погибшего ("Сто чеченцев в свою землю полегли!") и горько-мудром ответе матери, которой "на сына не хватило слез, // но хватило на чеченских матерей", – передается чувство личности, подавленной неумолимой логикой военной реальности: "Видно, ты не поумнеешь, генерал". Звучащий в финале авторский голос представляет комментарий к описанной сцене российской действительности:
Пой песню, пой! Пой, пока живой. Если ты не сын начальнику, не брат, За Россию, как герой, умрешь, солдат.
В жанровом плане трагедийный характер повествования усиливается, ибо на пределе душевных сил доносития до живых голос из иного мира. Через единичную судьбу простого солдата вырисовывается в целом фарсовая "драматургия" войн последнего периода:
Меня нашли в четверг на минном поле. В глазах разбилось небо, как стекло, и все, чему меня учили в школе, в соседнюю воронку утекло. Друзья мои по роте и по взводу Ушли назад, оставив рубежи, И похоронная команда на подводу Меня забыла в среду положить.
("Баллада о без вести пропавшем")
В поэзии Дольского последнего десятилетия ХХ в. заметно возрастает удельный вес сатиры на современную российскую действительность, рисуется эпоха крутых исторических сдвигов начала 90-х гг., передается мироощущение распада Империи как некоего жизненного целого, затрагивающего людские души:
Знаешь, а я не молился об этом развале, хоть склеено было на страхе, держалось на лжи и пороке. Но тьмы твоих граждан чуму на тебя призывали… А все-таки грустно – уходят с тобой наши сроки.
("Прощай, Империя!", 1991)
Сатира Дольского в песнях "Предчувствие серого", "Воры", "Московская элегия" тяготеет к сравнениям ("Я пью Свободу, словно водку"; "А на разломах – вулканы и пропасти прошлого счастья"), гротеску:
Долго, долго сжимал Сатана в объятьях любви страну. И нарожала ему жена Водку, Войну и Шпану.
("Предчувствие черного и голубого", 1988)
Поэзия Александра Дольского оказывается во взаимопроникновении с горестным образом нации, с переосмыслением ее архетипа:
И печаль и проклятье великой страны, где живут гениальные дети, и опасней чумы, и страшнее войны холуи беспросветные эти. Угождалы столпов, холуи холуев, соискатели власти и санов, и рабы отупевших от силы голов, и приказчики ловких обманов. Хоронилы законов, которых народ не имеет спасительной сенью, и лакеи добротных лакейских пород, должностные жрецы поколений.
Раболепные слуги высоких постов, попиратели тихих прошений, я встречал их. Они и в беседе простой очень любят слова унижений. Посмотри к ним в глаза, в них квадратная суть, или тихая липкая сладость. Но споткнешься - тотчас ухитряются пнуть - это высшая рабская радость. И великий палач ими был оплетен, у лакеев талант - наговоры и козни. И не раз на Руси попирался закон, У Иванов Непомнящих, хитрых и грозных.
Но не все им лафа, и не многим из них удалось дотянуть до сегодняшней ямы. Чаще тоже рубали баланду и жмых, или так же они казнены холуями. Униженье и смерть выгребают улов, наступает предел, и очнуться пора нам. Не вожди создают холуев и рабов, а холопы на царство венчают тиранов. Не опасен опричникам времени суд, показала история новая. Преступленья ошибками все назовут, будет все репереименовано.
Дух высокий отпущен нам скудно, и вот словно ветер он бьет в наши снасти, и великое судно, боюсь, заплывет в акватории новых напастей. Если корм холуев - многолетнюю ложь - мы как мусор не выбросим за борт, чтоб компас не трясла бесконечная дрожь, чтобы знать, где восток, а где запад. И еще есть надежда и камень один, и в углу, и по краю который Слава Богу, высокой души гражданин не повывелся в наших просторах
Источник здесь | |
Просмотров: 843 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |