Главная » Файлы » Человек в послевоенном СССР |
12.03.2015, 09:33 | |
СССР 80-х - «Московские дворики».
Центр Москвы 80-х в пределах Садового кольца населяли простые москвичи с их тихой дворовой жизнью. Ныне этот город населяют “супермосквичи”. Великий ненавистник России Астольф де Кюстин заметил, что Россия была страной фасадов. В полной мере это утверждение подходит для Москвы 80-х, города, который превращался в «образцовый коммунистический».
Глядя на фотографии, молодой москвич подумает, что автор специально выискивал все, что похреновее. Это не так — «зафасадная» Москва отражена адекватно. Да, город был запущенным … Но он был живой! Мой сегодняшний «шок» состоит в том, что я об этом почти забыл, избалованный тишайшими таджиками, вылизывающими московские улицы и дворы.
В пределах Садового кольца жили до полумиллиона человек. Да, совковый менталитет не благоприятствовал стремлению к порядку и чистоте. Но как-то душевно было жить в старой Москве … По крайней мере, в «зачуханном» центре было интереснее, нежели среди стандартных коробок спальных районов.
Убожество старой Москвы было … разнообразным и прелестным как запущенная барская усадьба. И почти нет автомобилей! Если они и есть, то старенькие, убогие. В большинстве российских городов то самое состояние, в котором был центр Москвы в 80-х. Во всей съемке я чувствую какое-то напряжение, будто скоро грянет ливень с грозой. Обманчивый покой Сейчас, с «высоты» своего образования я могу сказать: автор использовал архетипы. Мотив подворотни как «тоннеля в иной мир» — ведущий. Одновременно подворотня — своеобразная сцена, экран, и удобная позиция для соглядатайства. Другой архетепичный мотив — птицы, замкнутые в городских стенах.
Эстетическая ценность серии «Московские дворики» в ее ценности как ДОКУМЕНТА. Перед нами престает во всей своей наготе ушедшая Москва. В ней жили «старые москвичи», которые несли особенный характер Москвы купеческой, которая в XIX веке являлась столицей русской провинции, городом, в котором «так много для сердца русского сплелось …» Ныне я живу в обычном московском спальном районе. Если бываю в местах своего детства, каких-то ностальгических чувств не испытываю. Моей Москвы нет, она ушла в небытие. Вроде бы те же дома, те же подворотни (большинство, правда, закрыты воротами с кодовыми замками, в том числе и мой «родной» двор), даже Дворец пионеров имени Крупской (бывший особняк купца Рябушинского) остался, а рядом красуется памятник юному Ильичу (или уже сняли? ..)! В переулке Огородной слободы за 30 лет сломали всего-то три дома, остальные стоят, как стояли. И все равно все какое-то чужое, ненастоящее. Автор и фотогоаф Геннадий Михеев, 2015. Фотоальбом «Московские дворики» Москва 1969 здесь. Московские дворики на картинах московского художника Владимира Парошина здесь. Пятидесятые. В начале 1950-х годов в Москве не существовало дефицита товаров, существовала проблема покупательной способности населения. Спрос был ниже предложения – никто товары не спрашивал. Поэтому журналы были заполнены рекламой всевозможных вкусных и красивых вещей. Эти материалы, исполненные в цветной фотографии на высочайшем художественном и полиграфическом уровне, стали таким же монументальным памятником эпохи, как сталинские высотки или автомобили ЗИМ и отождествлялись с успехами социализма. У многих дома, словно библия, хранилась книга “О вкусной и здоровой пище”. Сколько я себя помню, у нас в Астраханской области в 1955 г.масло было страшным дефицитом и если удавалось достать хотя бы марганин, мы намазывали его на черный хлеб и посыпали сахаром и ели как лакомство. Прилавки были пустыми, на базаре вкусно пахло раками и копченой воблой, бабки продавали петушков на палочке, в магазинах не было даже штанов с начесом, но отец привозил из Москвы полный чемодан вкусно пахнущих конфет в парадных фантиках (которые мы коллекционировали) и у каждого дома была книга “О вкусной и здоровой пище”, которую мы бережно рассматривали часами.
Шестидесятые.
Очередь в ГУМ (см. Жизнь в очередях)
Москва 1964
«Четыре танкиста и собака» был самым любимым фильмом советских школьников. Фильм (режиссеры Анджей Чекалский и Конрад Налесский) по одноименной книге Януша Пшимановского, вышел на экраны 9 мая 1966 года. Боевик о приключениях танкистов, воевавших в одной из частей Войска Польского был признан самым лучшим телесериалом, когда-либо снятым в Польше... По опросам телезрителей он и сейчас остается одним из любимых фильмов прошлого. Сериал имел грандиозный успех - на нем выросло и было воспитано целое поколение молодежи в странах Советского блока.
Московская жизнь 50 лет назад проходила в магазинах. Каждый старался любыми способами добыть изысканной еды, деликатесов. Даже в то время, связи решали многое. Кто жил в те годы, тот знает… КОЛБАСНЫЕ ДЕЛА
Да, русский квас теперь не тот! Крым 1958.
Строительство коммунизма было воплощением утопии, так как все, что для этого нужно, всего лишь наличие цели и вера.
В декабре 1962 года случилось событие, повергшее в шок советскую интеллигенцию - Никита Сергеевич Хрущев посетил выставку студии профессора Элия Белютина «Новая реальность» Московского отделения Союза художников СССР и устроил жесточайшую выволочку художникам-авангардистам в выставочном зале «Манеж». Что это было? Помрачение разума Хрущёва или заранее спланированный погром? Исследователи до сих пор гадают
(На фото картины Веры Преображенской и Житковского)
СССР губил долгострой. Время от проекта до готового продукта занимало десятилетку. В архивах и до сих пор гноятся неслыханные по дерзости проекты
Французский фотограф Фредерик Шобен (Frédéric Chaubin) выпустил сборник о футуризме в СССР: Cosmic Communist Constructions Photographed». В него вошли самые необычные здания, построенные в союзных республиках с 1970 по 1990 годы…
Хрущевка ( хрущёба) стоит в одном ряду с реальными достижениями 60-х: оттепелью, разработкой ракетной отрасли, полётом Юрия Гагарина в космос, АвтоВАЗом и поднятием ВВП. За короткий срок было построено 60 000 000 пятиэтажек, которые все еще стоят. Хрущёв успел соединить уборную с ванной, но не успел соединить пол с потолком. После деревянных бараков это казалось невиданной роскошью. Престарелые граждане до сих пор с теплотой вспоминают Хрущева именно за эту социальную программу, по которой большинство людей действительно получили квартиру. Да-да, мечтой жителей самого прогрессивного государства была жизнь в отдельной жилплощади со своим сортиром и кухней, а вовсе не истребление капитализма во всем мире. Надо заметить, мечты жителей почти любой страны по этому вопросу не сильно отличаются. А вот возможности есть далеко не у всех. А тут — не дворец конечно, но по тем временам очень даже вполне, и даром. Строили не жилыми комплексами, и даже не кварталами, а целыми городами. В общем, хрущёба — символ того времени.
Несмотря на то, что эпоху правления Леонида Брежнева принято называть "застоем", это было время больших ожидании коммунизма, который по прогнозам должен был наступить в 80-м году. Здесь всплыло дело фирмы Океан (к слову сказать, Россия и сегодня могла бы озолотиться на рыбе и научном подходе к рыбному хозяйству)
У жителей СССЗ был джинсовый культ. Этот предмет одежды был символом свободы и успеха, исходящим из-за “железного занавеса”. Позволить купить себе фирменный “деним” мог далеко не каждый, поэтому изобретательным модникам приходилось выдумывать собственные способы обзавестись ультрамодными штанами… Джинсы в СССР были не просто модными штанами, они обозначали ВСЁ. Всё остальное у тебя как раз могло быть совершенно заурядным, но, если у тебя были джинсы (только обязательно «фирмовые»), то ты уже был на пике моды. И девочки засматривались на тебя больше, чем на твоих друзей. Да и сам себя ты чувствовал и красивее, и удачливее, и даже умнее других. В СССР джинсы ворвались в 1957 году со Всемирного фестиваля молодежи и студентов в СССР который приоткрыл железный занавес. Именно в это время многочисленные заморские гости оставили в Москве не только младенцев самых разных цветов кожи, но и моду на джинсы, которая там, на западе, возникла десятилетием раньше, благодаря тому, что в Голливуде в эти рабочие штаны обличились самые модные киноартисты того времени: Джеймс Дин, Мерлин Монро, Марлон Брандо.
Авоська была скромным советским символом. Сеточка ручного производства - о ее функциональности можно было слагать поэмы. Это была сумка, отождествляющая надежду советского человека на нежданно-негаданно привалившую манну небесную. Потому и назвали так. Аркадий Райкин объяснил ее название такими словами: «авось-ка я что-нибудь в ней принесу. Вряд ли удастся, но авось?». Ее брали с собой в магазин и на всякий случай, если вдруг что-то «выкинут» на прилавки. Сетка была неприхотлива в носке, легко стиралась и быстро сушилась. В нее можно было сложить ящик бутылок… Полиэтиленовые пакеты подобно жевательной резинке в Советском Союзе стали символом приобщения к загранице. Заграничные пакеты берегли, как реликвию. Если ручки рвались, склеивали их либо изолентой, либо укрепляли обычными нитками, даже подшивали. *** Прописка в СССР определяла все. С пропиской было трудно. Обычно ее давали через получение жилья. Что касается самой возможности получения жилья , то одни считают, что жилье в СССР получить было практически невозможно, другие — что это было вполне реально. Как ни парадоксально, но оба эти утверждения верны. Практически невозможно было получить жилье или расширить жилплощадь работникам организаций, не имеющих собственного жилого фонда , находящихся в крупных городах – различным НИИ, проектным институтам и так далее. Нехватка жилья била по интеллигенции в первую очередь. В то же время на строительстве новых заводов, электростанций в новых городах на периферии получить квартиру было нетрудно. Но и сменить работу в этих городах было сложно. СССР таким образом привязывал работников к предприятиям не только пропиской, но и жильём. В конституцию СССР 77 года вписали "право на жилище", поэтому выселить в никуда в СССР формально не могли, но выселить в развалюху никто не мешал. Что и практиковалось налево и направо **** Кока-кола и фанта впервые появились в СССР в 1979 году в ходе подготовки Олимпийских игр в Москве. Окончательно на рынок страны компания вошла в ходе перестройки в 1988 году и с тех пор стала активным инвестором в российскую экономику (общий объём инвестиций — 850 млн. долларов США, что составило свыше 21 млрд рублей…
Восьмидесятые
Очередь на выставку картин Ильи Глазунова 1986 (см. Жизнь в очередях)
«Хоть парнишка я неброский, в этом нет моей вины, Ботинки из Березки и модные штаны!»
Помните этот стишок из старых 80-х? Да, магазины «Березка» были тогда окном в благополучную Европу! Но не для всех, а для избранных — моряков загранплавания, сотрудников посольств, работников системы УПДК...
Магазины Внешпосылторга «Березки» были воплощением коммунистической мечты о материальном достатке. О них ходили легенды, одних они восхищали, других приводили в ярость…
Необыкновенные впечатления иностранцев о Ленинграде конца 80-х. Перестройка, Горбачёв… Посещение СССР тогда было для них невероятной экзотикой. Западные туристы жадно всматривались в улицы города, изучая людей и их быт как нечто инопланетное
Империя Зла много хорошего нам принесла
Хочу в Ленинград, где пивные ларьки, пивко с подогревом, тараньки горьки, где очередь судит не строго партийного главного Бога, что сам поддавал – будь здоров, пугая своих докторов (с) Александр Дольский
Портфолио прославленного советского и российского фотожурналиста Игоря Гаврилова (род.1952), снимавшего для "Огонька", американского TIME, немецкого FOCUS, более 40 лет посвятившего своей непростой профессии…
Девяностые Со времени начала перестройки (1985-87 годы) идет третье десятиление. За это время выросло поколение, ни разу не окунавшееся в низовую демократию. Чтобы вспомнить, что же тогда было, достаточно почитать дневник 1990 года простого советского человека– работника НИИ Веткин о жизни в Казани, в основном состоящей из поисков еды и политических событий того времени (татарский национализм, восхищение Ельциным, ожидание конца света)…
Брошенные города. На фото Николая Сапелкина г.Кадакчан, Колыма
НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ШТРИХИ
Очередь в мовзолей 1932 года
Дела писателей-графоманов в 1930-е годы В 1934 году партия создала Союз советских писателей. В обмен на правильную позицию писателям было гарантировано прекрасное по тем временам содержание – пособия, квартиры, отдых в санаториях, одежда. Сотни графоманов стремились попасть в ССП, пробивая себе дорогу доносами и истериками
В период с 1918 по 1922 годы в России квартплаты не было совсем.
В сентябре 1941 года, началась битва за Москву. Но германские самолеты появились в московском небе намного раньше – в ночь с 21 на 22 июля. Понятно, что главной целью для вражеской авиации было самое сердце советской столицы – Кремль. И каково же было удивление немецких летчиков, когда ни Кремля, ни Мавзолея, ни Красной площади они не обнаружили!.. Б.М. Иофан и его план маскировки спас Москву от разрушения . Предлагалось два варианта «исчезновения» Кремля: плоскостная и ложная маскировка. Первая предусматривала перекраску зданий и скрытие их наиболее приметных элементов. Москвичи тут же взялись за работу: все старинные здания стилизовали под обычные дома, закрасили зеленые крыши, нанесли темную краску на позолоченные купола, сняли кресты, зачехлили звезды на башнях. На кремлевских стенах нарисовали окна и двери, а зубцы покрыли фанерой, сымитировав крыши домов. По второму варианту маскировки с помощью ложных объектов до неузнаваемости изменили планировку московских улиц. По всей Москве, и в особенности в окрестностях Кремля, появились здания-призраки, которыми «застроили» все площади и парки.
Сталин, не стоящий за ценой Победы, все же испытывал нехватку раб.силы, на что пригодились пленные немцы. Бывшие солдаты и офицеры вермахта в течение 10 военных-послевоенных лет использовались на стройках (в том числе строили МГУ), восстанавливали разрушенные ими же города, жили в лагерях и даже получали за работу деньги. Их жизнь мало напоминала Бухенвальд, хотя медом не казалась. По советским источникам на территории СССР было — 2 389 560, по немецким — 3 486 000 военнопленных.
Нигде, ни в одной стране не растрачивают - просто от лени, - свое собственное достояние, свои же прекрасные старые сокровища. Нигде революция столько не разрушала полезного нам же самим, как в России; и сейчас, когда все время твердим о русских отечественных традициях, это только слова и слова...
(Свeтлана Аллилуeва, «Двадцать писем к другу»)
(с) http://ussrlife.blogspot.com
| |
Просмотров: 814 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |