Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Вторник, 14.05.2024
Главная » Файлы » Cовременная Pоссия

чёрнaя сотня
17.05.2014, 10:09

Алексей Широпаев

Поэт, публицист, общественный деятель. Сопредседатель Национального демократического альянса. 14 марта 2014

Я вспоминаю ясное московское лето 1981 года. В Музее Изобразительных искусств им. Пушкина проходит потрясающая выставка: «Москва-Париж». Это было эпохальное событие в культурной жизни СССР. Выставка открывала мир великого русского авангарда, показывала его связь с западным авангардом. Выставка для многих стала духовной школой, общественным явлением. Это было первое дуновение будущей перестройки. «Москва-Париж» накладывалась на скудную информацию о событиях в Польше, что рождало особый настрой.

Пушкинский музей был какой-то отдушиной западничества. В нём всегда витало что-то неуловимо диссидентское:  Ван Гог, Гоген, Матисс.  Помните стихи Вознесенского: «Есть русская интеллигенция/ Вы думали, нет? Но есть...». Пушкинский всегда старался быть домом для русской интеллигенции. Вспомним камерные, такие московские «Декабрьские вечера» с Рихтером. И все эти годы во главе Пушкинского музея стояла Ирина Антонова.


И вот. Новость. 11 марта в СМИ появилась информация о верноподданнейшем «коллективном письме деятелей культуры в поддержку президента Путина по Украине и Крыму». Его уже подписали более СОТНИ человек — и желающие «отметиться» всё прибывают! Нет, я понимаю, почему среди подписантов — «великая русская певица» с говорящей фамилией Бабкина. Но почему рядом с именем Бабкиной стоит имя Ирины Антоновой?. Она-то как оказалась в этой «чёрной сотне»??  Как получается, что человек, имеющий за плечами «Москву-Париж» и «Декабрьские вечера», выставки Дали и Кандинского, заявляет себя душителем свободы, подписывается в поддержку кремлёвского империализма?


Я понимаю, почему среди подписантов фигурирует артист Алексей Баталов — что взять с советского-то человека, с младых ногтей воспитанного на бездумной ненависти к «фашистам-бендеровцам»? Но вот почему я в этом списке вижу имя Павла Лунгина, создателя блистательного, освобождающего фильма «Такси-блюз», а также фильма «Царь», раскрывающего патологию абсолютной власти — не понимаю. Не понимаю, почему oн решил поддержать ту самую патологию власти. Не понимаю, почему он смог разглядеть её в Иване Грозном, но не разглядел в Путине.
Мне понятно, почему среди подписантов значатся «поп-исполнитель»  Олег Газманов. Последний недавно отметился публичным исполнением песни, где в качестве «моей родины» перечислялись республики бывшего Советского Союза, дa  и при Eльцине он трепетал перед властью. Латыши поставили вопрос о недопущении Газманова на территорию Латвии. С эстрадными патриотами и их «комбат-батянями» всё понятно. Ясно, что рядом с ними в качестве подписантов  встали плечом к плечу артист Михаил Пореченков и режиссёр Фёдор Бондарчук. Понятно, что съехавший на почве православия талантливейший Николай Бурляев и коммунист (прежде — художник) Владимир Бортко также не остались в стороне. Это понятно. Непонятно, как рядом с их именами под этим позорным письмом появились имена скрипача Владимира Спивакова и пианиста Дениса Мацуева? Почему они, элита мировой культуры, поддержали агрессию и лживую антиукраинскую пропаганду? Как они смогли поставить себя на одну доску с путинскими гопниками, недавно осквернившими в Донецке памятник Тарасу Шевченко? Что ж это за внутренняя порча такая? Я \ понимаю, как в этой грязи оказались маэстро Юрий Башмет и изысканный мастер джаза Игорь Бутман. Башмет (как, впрочем, и Антонова) был доверенным лицом Путина на последних «выборах», а Бутман — давний член «Единой России». Но о чём думал родившийся в Тбилиси Николай Цискаридзе? Уж точно не о Грузии августа 2008-го, чуть было не раздавленной гусеницами российских танков. Почему в нём-то не шевельнулось ничего из тех чувств и мыслей, что вывели в 1968-м на Красную площадь горстку подлинных интеллигентов с протестом против вторжения в Чехословакию?


Мне понятно, почему я вижу подпись Карена Шахназарова. Теперешний патриот Шахназаров — это совсем не тот человек, который когда-то, чуть ли не в конце 80-х, снял замечательную сюрреалистическую притчу «Город Зеро», одно из лучших кинематографических раскрытий пресловутой «тайны России». Я не спрашиваю, почему под письмом стоит подпись Олега Табакова, полностью превратившегося в старого циничного придворного шута. Мне непонятно другое: почему под этим письмом стоит подпись Алексея Учителя, автора тонкого и абсолютно нонконформистского фильма об Иване Бунине («Дневник его жены»)? Как имя Учителя оказалось в одном столбце с именами Бабкиной, Газманова и абсолютно деградировавшего Говорухина? Почему и он не смог понять то, что сейчас происходит в Украине — Украинскую революцию?


Вот режиссёр и актёр Андрей Смирнов, постановщик замечательного фильма «Жила-была одна баба», впервые правдиво показавшего Тамбовское народное восстание 1920-21 годов. Смирнов блестяще снялся в роли Бунина в вышеупомянутом фильме Учителя. И вот теперь Андрей Смирнов и Алексей Учитель оказались по разные стороны баррикад. Андрей Смирнов наряду с другими российскими кинематографистами подписал обращение с протестом против интервенции в Украину. В отдельном письме сказал своё слово и Александр Сокуров — честь ему и хвала.
Я поражен этой абсолютной влюбленностью в войну. Как будто речь идет не о российском народе, не о чести, не о жизни, а об участии в какой-то игре. Мы сыграли в Олимпийские игры, получилось хорошо,  нам уже ничего не страшно... Мы не один народ с украинцами, мы разные. У нас внутренне разные культуры. Не зря украинцы всегда хотели жить отдельным государством. Да, у нас много похожего, но это не означает, что мы один народ. Мы разные и нам эту разность нужно уважать и ценить. Hекое страшное затмение нашло на многих русских людей. А это означает, что все те проблемы, все те неразрешенные и непокаянные грехи народа, которые совершены в сталинское время, сейчас всплыли на поверхность заново. Мы и тогда как народ поступили плохо, поддерживая  сталинский режим, не покаялись, не посчитали все это ошибкой... (Hе покаялись и в 1993-M.P.)


Вот он, голос подлинной русской интеллигенции, тех, кто подписал письмо позора... Несмотря на разницу в возрасте и степени таланта, подписантов объединяет общий внутренний генезис. Это не интеллигенция, а прикормленная дворня по части культуры . У неё есть свои духовные отцы. Bспоминается яркий эпизод из жизни одного из них: после того, как советский гимн, звучащий и поныне, был написан и высочайше утверждён, Сталин спросил Сергея Михалкова, чего он хочет для себя лично. Поэт Михалков выдал высший пилотаж холуяжа — продвинутый папа был у режиссёра Михалкова. Он попросил у Сталина не дачу, не машину, не квартиру, а сталинский карандашик, которым вождь вносил исторические поправки в текст гимна. И получил-таки этот карандашик, a в придачу дачу, машину, квартиру...


Видать, сталинский карандашик свербит в одном месте у подписантов позорного письма. Они многое получат, всё — кроме чести принадлежать к русской интеллигенции. У них был шанс оказаться в одном ряду с Радищевым, Герценом, Пастернаком, Солженицыным. Но они предпочли встать в хвост позднему Максиму Горькому, «красному графу» Толстому, Сергею Михалкову, Михаилу Шолохову, требовавшему с партийной трибуны расправиться над инакомыслящими. Они отныне заодно с теми, кто восхвалял сталинский поход против Финляндии, оккупацию Прибалтики; они заодно с теми, кто молчал о Венгрии в 1956-м и о Чехословакии в 1968-м. Они могут утешаться тем, что и Пушкин призывал к подавлению Польского восстания — так ведь этот чёрный факт ничего не прибавил к чести Пушкина, в лучшем случае. Они не ведают, что подписали не просто письмо — они подписали ДИАГНОЗ в отношении России; ибо, если деятели культуры поддерживают и одобряют агрессию, подавление свободы другого народа, это свидетельствует о серьёзнейшей патологии общества, патологии сознания и духа. Наша страна глубоко (а, может, и безнадёжно) больна, однозначно. Она крайне опасна для окружающих — опасна тем более, что её неадекватность оправдывают и подогревают искусные скрипачи и музыканты, великолепные танцовщики и яркие режиссеры. Россия сошла с ума не только на уровне Путина и Кремля. Она сошла с ума на уровне своей некогда великой культуры — а это неизмеримо страшнее. Она сошла с ума на уровне СОВЕСТИ. Путинский гопник-погромщик, засланный за небольшие деньги в Харьков и Донецк, и высокооплачиваемый виртуоз Мацуев, вкусивший сладости официоза на закрытии Олимпиады, отныне идут рядом. И этот чудовищный союз разрушит Россию. Ибо он генерирует дикость, благословляет и поощряет взбесившегося холопа и хама.

Подписанты обанкротили смысл  русской культуры. Их не отвратила даже вопиюще-лживая стилистка письма:
...Мы хотим, чтобы общность наших народов и наших культур имела прочное будущее. Вот почему мы твердо заявляем о поддержке позиции президента Российской Федерации по Украине и Крыму. 

 

По  мнению подписантов, «прочное будущее»  «наших народов» обеспечивает путинская военщина и «зелёные человечки». Однако на лжи и насилии полноценной общности не построишь. Отныне, слушая выступления Башмета, Спивакова, Мацуева, следя за балетными пируэтами Цискаридзе, смотря очередной фильм Учителя, слушая искусствоведческие рассуждения Антоновой, люди во всём мире будут помнить, что эти замечательные деятели культуры заявили себя врагами свободной Украины и поджигателями ВОЙНЫ. Они поддержали нагнетание животной истерии в обществе и одобрили сползание к новой сталинщине. Tолько одна подпись перевесит  многие заслуги на ниве культуры  (cм. Kровь на кончике пера)

 Text

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.
 

Категория: Cовременная Pоссия | Добавил: rostowskaja
Просмотров: 650 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]