Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Вторник, 26.11.2024
Главная » Файлы » Pазное

Переломная эра модерна
21.12.2014, 03:30

 

Историческая эпоха 50-70х —  «переломный» период  модерна.  Модерн был героической эпохой, эпохой идеи, овладевшей массами и техникой, проникшей на все уровни бытия; эпохой социальной и научно-технической  революций,  достигшей своего апогея на перекрестке времен, где  сошлись энергичные и молодцеватые предшественники со своими обрюзгшими потомками, где столкнулась цивилизация с  бурно растущим новым варварством.

Событие «перелома»  инициировало наряду с обычными в истории консервативной и реставрационной реакциями еще два типа самоопределения — деконструктивистское и конструктивистское. Деконструктивизм именуется постмодернизмом  и развит в западной философской мысли. Конструктивизм, напротив, озабочен укреплением модерна — именно таков  и был Московский Методологический Кружек. Если постмодерн – это демонтаж модернизма и разрушение проектности, то «конструктивизм» – это установка на предельную артификацию и тотальную инженерию.

Модерн был рожден первоначально в сфере эстетического, а затем охватил всю жизнь. Самосознание человека модерна формировалась в условиях радикального разрыва с традицией, а сам разрыв  трактовался как «эмансипация». Оборотной стороной этой свободы было то, что будущее становилось  для человека модерна главным вызовом, а прошлое — тормозом и оковами. Претензии его самоутверждения в данной ситуации упиралась в проблему связи настоящего с будущим, при котором настоящее могло бы  господствовать над будущим, а это и составляло смысл проектов всех видов: от частного предпринимательства и инженерии до теорий всемирно-исторического прогресса. Модерн создал спрос на проектные онтологии.

Идея того, что не бог, а человек творит мир,  стала отличительной чертой эпохи. Субъект и его субъективность выступили краеугольным камнем новой философии.

Субъективность модерна раскрывается в двух моментах: рефлексии и свободе. Хайдеггер определил метафизику Нового времени как «метафизику субъективности», где свобода , по сути, была метафизикой воли к власти. Принцип субъективности приводит к ситуации множества субъектов, конкурирующих друг с другом за свой образ будущего, способных разжечь войны  за это будущее, за  ресурсы  развития (территории, рабочую силу, природные ископаемые, производственные мощности, рынки сбыта и т.д.). В любом случае человек вынужден опираться на технику, на науку – и на инженерию. Так модерн становится эпохой беспрецедентной перманентной научно-технической революции.

Источник: ж. Кентавр № 34 (август 2004) Никитаев В.  Философия и власть

Категория: Pазное | Добавил: rostowskaja
Просмотров: 505 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]