Главная » Файлы » Pазное |
21.12.2014, 03:30 | |
Историческая эпоха 50-70х — «переломный» период модерна. Модерн был героической эпохой, эпохой идеи, овладевшей массами и техникой, проникшей на все уровни бытия; эпохой социальной и научно-технической революций, достигшей своего апогея на перекрестке времен, где сошлись энергичные и молодцеватые предшественники со своими обрюзгшими потомками, где столкнулась цивилизация с бурно растущим новым варварством. Событие «перелома» инициировало наряду с обычными в истории консервативной и реставрационной реакциями еще два типа самоопределения — деконструктивистское и конструктивистское. Деконструктивизм именуется постмодернизмом и развит в западной философской мысли. Конструктивизм, напротив, озабочен укреплением модерна — именно таков и был Московский Методологический Кружек. Если постмодерн – это демонтаж модернизма и разрушение проектности, то «конструктивизм» – это установка на предельную артификацию и тотальную инженерию. Модерн был рожден первоначально в сфере эстетического, а затем охватил всю жизнь. Самосознание человека модерна формировалась в условиях радикального разрыва с традицией, а сам разрыв трактовался как «эмансипация». Оборотной стороной этой свободы было то, что будущее становилось для человека модерна главным вызовом, а прошлое — тормозом и оковами. Претензии его самоутверждения в данной ситуации упиралась в проблему связи настоящего с будущим, при котором настоящее могло бы господствовать над будущим, а это и составляло смысл проектов всех видов: от частного предпринимательства и инженерии до теорий всемирно-исторического прогресса. Модерн создал спрос на проектные онтологии. Идея того, что не бог, а человек творит мир, стала отличительной чертой эпохи. Субъект и его субъективность выступили краеугольным камнем новой философии. Субъективность модерна раскрывается в двух моментах: рефлексии и свободе. Хайдеггер определил метафизику Нового времени как «метафизику субъективности», где свобода , по сути, была метафизикой воли к власти. Принцип субъективности приводит к ситуации множества субъектов, конкурирующих друг с другом за свой образ будущего, способных разжечь войны за это будущее, за ресурсы развития (территории, рабочую силу, природные ископаемые, производственные мощности, рынки сбыта и т.д.). В любом случае человек вынужден опираться на технику, на науку – и на инженерию. Так модерн становится эпохой беспрецедентной перманентной научно-технической революции. Источник: ж. Кентавр № 34 (август 2004) Никитаев В. Философия и власть | |
Просмотров: 505 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |