Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Суббота, 04.05.2024
Главная » 2013 » Июль » 19 » Caхалин: Религиозная жизнь в конце XX — начале XXI вв.
07:21
Caхалин: Религиозная жизнь в конце XX — начале XXI вв.

Религиозная жизнь населения Сахалина (концa XX — начале XXI в)

Потапова Н.В.

Исторические обстоятельства заселения острова (каторжная колонизация, японское владение островом, атеистический период советского управления), разнородность этнического состава населения привели к образованию в Сахалинской области общности людей, не имеющей духовных традиций и конфессиональных предпочтений, предопределили своеобразие религиозной жизни населения острова на современном этапе. Всплеск религиозности, рост количества религиозных организаций в условиях либерального российского законодательства 1990 г., как и в других регионах страны, наблюдался и на Сахалине. Определённую роль в данной ситуации сыграли: отмена статуса пограничной зоны, в результате чего остров стали беспрепятственно посещать представители различных религиозных конфессий из других районов России и из-за рубежа, резкое падение уровня жизни, демографические проблемы.







Весьма показателен тот факт, что в 1990–1992 гг. местная пресса с одобрением освещала развитие всех конфессий, но уже в 1993 г. из 40 статей, посвящённых религиозной тематике, 36 — на православную или антимиссионерскую тему. Такое изменение общественных настроений связано с развитием «антикультового движения» в России и деятельностью созданной в 1993 г. Южно-Сахалинской и Курильской епархии Русской православной церкви. В 1994 г. в Южно-Сахалинске было зарегистрировано «Общество духовного возрождения им. Сергия Радонежского». В 1997 г. был создан Сахалинский центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова. Сахалинское философское религиозное объединение в 1998 г. развило бурную деятельность против миссии адвентистов седьмого дня на острове. В 2003 г. в целях борьбы со «Свидетелями Иеговы» была создана общественная организация «Южно-Сахалинск без тоталитарных сект».







4 июля 1996 г. было принято постановление губернатора № 315 «Об упорядочении миссионерской деятельности различных религиозных конфессий на территории Сахалинской области», призывавшее ведомства к ведению целенаправленной работы по выявлению нарушений законодательства миссионерами и религиозными организациями. Была запрещена миссионерская религиозная деятельность вне культовых зданий. После принятия Федерального закона 1997 г. постановление утратило силу.







К настоящему времени стабилизировался рост количества религиозных организаций, что отражено в таблице:







Количество ежегодно регистрировавшихся Управлением юстиции Сахалинской области религиозных организации (1991–2005 гг.)







1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005



11 16 28 18 9 10 13 1 18 5 1 2 3 2 2







Примечание: таблица составлена по данным «Выписки из реестра религиозных объединений, зарегистрированных управлением Министерства юстиции РФ по Сахалинской области на 1 февраля 2003 г.». и «Выписки из реестра религиозных объединений, зарегистрированных управлением Министерства юстиции РФ по Сахалинской области на 1 октября 2005 г.».







На 1 октября 2005 г. религиозная палитра острова представлена 122 действующими религиозными организациями (из них 2 — централизованные). Имеются не зарегистрированные организации, которые уведомили органы местного самоуправления о своей деятельности (в областном центре — Церкви «Часовня Победы», «Новое поколение», общество Сознания Кришны (вайшнавы)). По области насчитывается 88 культовых зданий.







Исследования, социологов показали, что рост уровня религиозности населения стабилизировался. Процентная доля респондентов назвавших себя верующими, согласно опросам, проведённым в областном центре, составляла: 1991 г.- 38,6%, 1995 г. — 43%, 2000 г. — 45,2%, 2003 г. — 49,2%, 2004 г. — 47,5%.







Большинство верующих составляют женщины (77,8 % — в 1997 г. и 71,5% в 2003 г.). Из опрошенных верующих в 1997 г. причислили себя к православию 42,8%, к различным направлениям протестантизма — 33,9%, в 2003 г. соответственно- 48,7% и 39,5%. При этом, в 2003 г. на вопрос, почему респондент пришёл именно в эту конфессию, только 4,5% православных ответили, что искали смысл жизни, 35,5% выбрали православие, как традиционную религию, по принципу «русский, значит православный». В то же время, у представителей протестантских конфессий преобладающей причиной конфессионального выбора называется поиск смысла жизни — (от 33,3 до 100% по разным конфессиям).







Исследования фиксируют рост толерантности в обществе: в 1997 г. 17,7 % респондентов относились положительно к деятельности заграничных миссионеров, 22,1% — негативно, в 2003 г. соответственно — 33,1% и 20,8% .







Таким образом, специфика сахалинского социума проявляется в том, что здесь доля верующих ниже, чем в целом по стране. Доля православных из признающих себя верующими ниже, чем в центральной России почти в два раза. Исторически сложившееся свободным от конфессиональных предпочтений сознание населения острова, предопределило, с одной стороны — сложности для работы здесь РПЦ, с другой создало благоприятные условия для деятельности иностранных миссий.







Русская православная церковь. Последние два храма на Северном Сахалине были закрыты в 1930 г. Вновь православный приход возник в 1989 г. в Южно-Сахалинске. Сахалинские приходы до 1993 г. входили в состав Хабаровско-Владивостокской, затем — в состав Магаданской, Камчатской и временно Сахалинской епархии. В 1993 г. была образована Южно-Сахалинская и Курильская епархии РПЦ. Управляющим Сахалинской епархией был назначен епископ Аркадий. С июля 1997 г. по декабрь 1999 г. епархией управлял епископ Ионафан. В декабре 1999 г. Аркадий вновь был назначен епископом. В декабре 2001 г. на Сахалин прибыл новый епископ — Даниил . Сегодня в сахалинской области 42 православных прихода. Основная их часть расположена в приспособленных зданиях. Построено — 2 храма в г. Южно-Сахалинске, в г. Невельске, в г. Александровске-Сахалинском, в пгт. Южно-Курильске.







На современном этапе основными проблемами деятельности РПЦ на острове являются:







— Обеспечение приходов священнослужителями. В 2005. г. по области работает 43 священника (в 2002 г. — 36), но штат всё равно не укомплектован. Большинство сахалинских священников не имеет богословского образования. Ситуация улучшилась с приездом епископа Даниила. В 2003 г. 4 священнослужителя поступили в Московскую духовную семинарию. В 2004 г. в областном центре открылся филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (сейчас на 2 курсе 23 чел., на 1 — 28).







— Развитие монашества. Организован мужской монастырь в г. Корсакове (сейчас 4 монаха); в г. Анива создана женская монашеская община (подворье) (1 монахиня и 2 послушницы) .







— Недостаток финансирования со стороны прихожан, вялое сотрудничество с администрацией. Сегодня, не обладая такой финансовой подпиткой, как протестантские организации, РПЦ не может проводить активную благотворительную деятельность, расширять социальную базу, конкурируя с последними.







— Отсутствие постоянной работы с населением, слабая деятельность воскресных школ, и в то же время — свободная и успешная работа других конфессий. Особое беспокойство вызывает деятельность пятидесятников и Свидетелей Иеговы, представляющих, по мнению РПЦ, угрозу национальной безопасности России.







Каковы итоги деятельности РПЦ на острове? По области, по данным администрации количество прихожан, регулярно посещающих православные храмы около 2500 человек . В соборе областного центра (население около 150 тыс. жителей) прихожан — около тысячи человек. В населённых пунктах области ситуация сложная, так, из-за малочисленности 3 прихода не прошли перерегистрацию.







Тем не менее, в последние годы, в связи с вступлением в должность епископа Даниила, РПЦ, как отмечается в документах областной администрации, «уверенно восстанавливает позиции». Авторитет православия, как национальной, традиционной духовной основы российского общества на острове велик, в трагические минуты жизни населения области именно РПЦ является консолидирующей духовной силой (землетрясение в Нефтегорске в мае 1995 г., трагическая гибель губернатора и его команды в августе 2003 г.). Органы власти отдают безусловное предпочтение РПЦ. Только за последние 2 года по инициативе епархии прошли 3 научные конференции, посвященные православию.







Большинство из действующих к 2005 г. религиозных организаций в области (73 из 120) являются протестантскими. Христиане веры евангельской — пятидесятники (ХВЕ — пятидесятников) — самое представительное из протестантских течений на Сахалине, имеющее стабильную тенденцию к росту, отличающееся активной благотворительной и миссионерской деятельностью. В 1997 г. было образовано междеминационное Сахалинское областное объединение церквей Христиан веры евангельской Союза ХВЕ-пятидесятников в России, которое возглавляет епископ П.М. Ярмолюк. Большинство из вошедших в него церквей были созданы иностранными миссионерами (преимущественно из Южной Кореи и США) — пресвитериане, ХВЕ и др., их включение в состав централизованной организации давало им возможность беспрепятственно действовать после принятия Федерального закона.







Самая активная и быстро растущая из всех церквей — «Благодать». Основана американским миссионером в 1991 г. Южно-сахалинская «Благодать» насчитывает до 600 прихожан. Именно в деятельности этой церкви наиболее ярко проявилась стратегия увеличения количества церквей, как верный способ привлечения в конфессию, характерная для корейских и американских миссионеров . К 2005 г. зарегистрировано 17 религиозных организаций этой церкви в населённых пунктах области (50–200 чел.). Продолжают действовать и церкви отечественного происхождения, некоторые из них (в областном центре — «Голос Надежды», «Путь к свету» и др.) основали члены семей Ляшок, Савчик, Стрельчик, переехавших на остров ещё в 1975 г. и добившихся регистрации в середине 1980-х гг.







Сегодня в населённых пунктах области имеется 65 организаций ХВЕ — пятидесятников, из них 35 зарегистрированы (10 из них действуют в областном центре) .







Стабилизировалась численность Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) — единственной конфессии, действовавшей на протяжении всего советского периода и даже добившейся регистрации в 1945–1960 гг. (в г. Александровске-Сахалинском). В начале 90-х гг. община ЕХБ г. Южно-Сахалинска, зарегистрированная ещё в 1980 г. росла быстро. В 1989 г. она насчитывала 33 члена, в 1990 г. — 70, в 1998 г. — 150, в 2003 г. около 100 членов. . В 1989 г. на средства верующих был построен небольшой молитвенный дом — первое культовое здание на острове с 1930 г. Строительство Духовно-культурного центра ЕХБ началось в 2000 г. Сегодня по области имеется 4 общины ЕХБ.







В области зарегистрировано 5 общин Евангельских христиан. Действуют 3 общины Христианской пресвитерианской церкви «Вера, надежда, любовь» Российского центрального объединённого христианско-пресвитерианского общества. Южно-Сахалинская Христианская пресвитерианская церковь, созданная миссионерами из Южной Кореи, была зарегистрирована в 1991 г. К 2005 г. имеется 12 дочерних церквей по югу острова (от 30 до 150 чел.). Численность прихожан в областном центре сегодня около 200 чел., все — местные корейцы и 20 человек из Южной Кореи. Также, в Южно-Сахалинске зарегистрированы по одной общине Новоапостольской церкви, созданной миссионерами из Германии в 1992 г. и Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (2000 г.)







Адвентисты седьмого дня (АСД). В 1993 г. в г. Южно-Сахалинске были зарегистрированы церковь АСД и Сахалинская корейская джунан-церковь АСД. Расположились они в здании учебного заведения «Сам Юк», изначально организованного миссионерами из Южной Кореи, как миссионерский колледж. Позднее это негосударственное учебное заведение превратилось в институт, особенностью которого было сосуществование светских факультетов и богословского. В 1998 г. рассматривался вопрос о передаче института из рук южно-корейских миссионеров в ведение АСД России. Однако, передача вуза не состоялась. Как объяснил пастор, Российской союз АСД не смог бы финансировать это неприбыльное заведение. К тому же, право собственности на здание института теперь оспаривается в суде муниципальной властью. Нерешённость юридических вопросов, недостаток финансирования, трудности в организации учебного процесса, малое количество желающих обучаться (в 1999 г. на 1 курс принято 2 человека, на 2 обучалось — 6, на третьем — 8, на четвёртом — 5) и грядущая аттестация вузов привели к закрытию теологического факультета в 2000 г.







Изначально общины делились по национальному признаку — в первой прихожане были — русские, старая организация АСД, начавшая действовать с 1975 г. и получившая регистрацию в 1986 г., вторая стала результатом миссионерской деятельности АСД Южной Кореи преимущественно среди корейского населения. После принятия Федерального закона обе общины перерегистрировались как общины Дальневосточной Конференции церкви АСД. В конце 90-х гг. пастор Ким Хен Рер вел благотворительные приемы иглоукалывания, на которые приходило много людей преклонного возраста. Наряду с компьютерными курсами и курсами иностранных языков, это был один из способов привлечения прихожан в церковь. С отъездом пастора из Южной Кореи в 1998 г. активность АСД на острове стала затухать. Сейчас обе общины насчитывают 60 членов. В 1995 г. были зарегистрированы организации АСД в г. Невельске и п. Красногорск (российские), в 1997 — в г. Корсакове и г. Холмске (корейские). Численность прихожан во всех этих организациях не превышает 30 чел .







Сложные взаимоотношения складываются между администрацией и Свидетелями Иеговы. История Свидетелей на острове начинается в середине 70-х гг. В 1993 г. организация была зарегистрирована. В 1991 г. в Южно-Сахалинске насчитывалось около 30 Свидетелей, 1994 г. — 250 , 2005 — до 400 членов . Общее количество Свидетелей по Сахалину в 1997 г. администрация оценивала в 2000 человек. На 2005 г. имеется 6 общин Свидетелей Иеговы в населённых пунктах области.







Камнем преткновения в отношениях Свидетелей с государственными органами является их отказ от службы в армии . В 1997 г. на заседании межведомственной комиссии Сахалинской области по борьбе с коррупцией и организованной преступностью и на заседании общественного Совета по делам религий обсуждался вопрос о деятельности южно-сахалинской общины. В целях недопущения антиобщественной противоправной деятельности Свидетелей Иеговы, было решено изучить деятельность организации и при обнаружении нарушений законодательства отменить регистрацию . 24 марта 1997 г. Управлением Юстиции регистрация была аннулирована за нарушение «территориального принципа деятельности» .







После обращения верующих в адрес Генерального Прокурора РФ, Министерство юстиции и в прокуратуру Сахалинской области (отмена регистрации юридического лица может осуществляться только в судебном порядке), последняя вынесла протест на действия Управления юстиции Сахалинской области. 15 июля 1997 г. протест был удовлетворён, Управление Юстиции признало недействительной отмену регистрации . Однако, авторитету Свидетелей был нанесён непоправимый урон, так как информация об отмене регистрации за антиобщественную деятельность сразу была разослана главам районных администраций. Даже после восстановления регистрации, местные власти продолжали отказывать общине в аренде помещений, ссылаясь на отмену их регистрации.







Собственное здание в центре города Свидетели начали строить летом 2002 г. К декабрю 2002 г. строительство закончилось. Государственная комиссия приняла здание в эксплуатацию, но мэр отказался утвердить акт. Начались судебные процессы. Встречи в Зале Царств открылись 16 апреля 2003 г. 2 сентября 2003 г. Свидетели выиграли очередной судебный процесс — областной суд подтвердил конституционное право общины собираться в построенном ею здании, несмотря на отсутствие акта о вводе в его в эксплуатацию. Страсти несколько улеглись, но до сих пор право собственности на здание община не может оформить. Отношения с администрацией остаются напряженными. Не способствует их стабилизации и тот факт, что в 2001 г. 3 жителя области уклонились от военной службы по религиозным мотивам, а в 2002 г. — 18 (все — Свидетели Иеговы). В 2004 г. один свидетель уехал на альтернативную службу.







В 2004 г. имели место 3 незаконных увольнения с работы в связи с религиозными взглядами, которые Свидетели обжаловали в суде. Их иски были удовлетворены .







Римско-Католическая церковь. В апреле 1992 г. католический священник из Южной Кореи — отец Якоб прибыл в Южно-Сахалинск. 1994 г. религиозное общество было зарегистрировано, молельный дом в то время находился на окраине города, в частном секторе с преимущественно корейским населением. У южнокорейских священников постоянно возникали проблемы с продлением виз, в 1997 г. епископ отозвал их домой. В последующие годы епархиальные власти направляли на Сахалин священников из США по контракту с американской католической организацией «Меринол». Весной 2002 г на одной из центральных улиц города открыл двери новый костёл, однако до сих пор религиозное общество не может оформить право собственности на построенное им здание. К 2001 г. католический приход насчитывал не более 60 чел. (корейцы). С началом богослужений в новом здании наблюдается рост количества прихожан (сейчас около150 чел.), в том числе — русских. Католический приход много сил отдаёт делам благотворительности. С 2002 г. при костёле работают сестры из «Общества матери Терезы».







Прошел период религиозной всеядности, характерной для начала 90-х гг., ослабевает деятельность экзотических религий (сознание Кришны, вера Бахаи). В 1991 г. были зарегистрированы религиозные общины веры Бахаи — в г. Холмске и в Южно-Сахалинске, созданные миссионерами из Ирана и Израиля . Сейчас особой активности ни религиозной, ни социальной общины не проявляют. В 1993 г. в областном центре были зарегистрированы 2 общества Сознания Кришны (вайшнавы), после 1997 г. они не стали перерегистрироваться.







В 2002 г. впервые в Южно-Сахалинске были зарегистрированы религиозные организации мусульманская и ортодоксального иудаизма (к 2005 г. прекратила существование).







Из вышеизложенного видно, что для Сахалина, как и для всего Дальнего Востока, пограничное положение и слабость православной традиции предопределили чрезвычайно высокую активность протестантских зарубежных миссионеров и успех их деятельности. На Сахалине результатом миссионерская деятельности явилось сплочение корейской диаспоры. В свою очередь, «старые» российские конфессии, кроме РПЦ к ним можно отнести баптистов, часть пятидесятников, христиан веры евангельской, адвентистов седьмого дня (после отъезда миссионеров из Южной Кореи и прекращения помощи из-за рубежа), имеют преимущественно прихожан из славян. В то же время на наш взгляд, говорить о «национальном расколе по религиозному признаку» нет оснований, так как многие церкви, организованные миссионерами из Кореи охотно посещают и русские и корейцы. Например, католическая церковь, «Благодать», «Сун Богым», где русские прихожане составляют от 30 до 70%.



Таким образом, традиционной для России РПЦ, появившейся на острове одновременно с другими конфессиями оказалось сложно конкурировать с ними в деле привлечения паствы. Наблюдается угасание активности «старых» протестантских религиозных организаций отечественного происхождения, добившиеся легализации ещё в годы советской власти (ЕХБ, АСД). Миссионерская деятельность зарубежных религиозных организаций (прежде всего — протестантских) оказала определяющее влияние на формирование религиозной палитры острова. К концу исследуемого периода ситуация стабилизировалась, прекратился быстрый рост количества религиозных организаций, и процентной доли верующего населения, выявились конфессиональные предпочтения общества.

Просмотров: 1235 | Добавил: rostowskaja | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]