Главная » 2013 Июль 20 » Pаввин любавического направления (хасидов) Довид Карпов
11:28 Pаввин любавического направления (хасидов) Довид Карпов | |
Довид Карпов http://angelinos.narod.ru/davidkarpovphotoalbum.html Руководитель общины "Даркей Шалом Pаввин Дoвид Карпов Xasid1 "Грядущий мир добра и справедливости наступит с приходом Мошиаха" Xasid3 На семинар из Москвы приехали уважаемые раввины Давид Карпов и Авраам Ильягуев. Они провели интересные лекции и круглые столы, посвященные еврейским традициям и мудрецам, поделились с молодым поколением еврейской жизненной мудростью и смогли передать чувство гордости за свой народ. Названия лекций пробуждали интерес и желание их послушать: «Что лучше – новый "жигули” или старый "мерседес”?», «Может ли быть дружба между мальчиком и девочкой?», «Есть ли жизнь после свадьбы?». Xasid5 http://www.evrei-ekaterinburg.ru/templates/articlecco_cdo/aid/1563798 Xasid6 ПЕРМЬ, 11 мая 2011 (АЕН) - Впервые в Перми с 6 по 9 мая еврейский общинный центр "ХАБАД-Любавич Ор Авнер г. Пермь", благодаря финансовой поддержке фонда Мирилашвили, провёл межрегиональный молодёжный семинар "Иудаизм- свет дружбы и понимания".http://www.aen.ru/index.php?page=article&category=education&article_id=717 Xasid7 «Круглый стол» (27.07.2011), посвященный «библиотеке Шнеерсона» может дать новый импульс усилиям по ее возвращению хасидам.«Dуховного аспекта» коснулся раввин Довид Карпов. Он поставил вопрос о том, что должно являться приоритетом — память о духовных учителях или научный интерес? Иными словами: чем являются книги «библиотеки Шнеерсона» — святым наследием евреев или объектом интереса ученых? Может ли государство национализировать частное имущество и объявить его народным достоянием? -http://sinagoga.kiev.ua/catalog/?id=1288 – O библиотека Шнеерсона Дoвид Карпов призывает начать новую жизнь с мацой на столе и еврейской верой. «Для нас любой еврей – брат, высокомерие не служит делу объединения”."Грядущий мир добра и справедливости наступит с приходом Мошиаха". Pаввин ортодоксальной синагоги Дaвид Карпов в свое время променял карьеру советского химика Вадима Карпова на антисоветскую должность сторожа при синагоге Довида Карпова.Довид Карпов -представитель Федерации еврейских общин России (ФЕОР),(раввин общины "Даркей Шалом" в Москве, член совета директором международной культурно-просветительской организации "ХАМА") хасид. "Рош га-Шана — это день рожде¬ния... нашего мира. Именно так об этом говорится в праздничных мо¬литвах: «Этот день — начало Твоих деяний». И все же эти слова требу¬ют уточнения. Ведь на самом деле Рош га-Шана соответствует шесто¬му дню творения, когда был создан первый человек — Адам. Однако в тексте молитвы нет ошибки: созда¬ние человека завершает и венчает собой весь процесс творения. И хо¬тя, согласно устной традиции, все было сотворено уже в самое первое мгновение, в полной мере замысел Творца воплотился в создании Ада¬ма. Каждый человек вслед за Ада¬мом может заявить: «Я создан лишь для одной цели — служить своему Творцу» — говорят Мудрецы. Все¬вышний создал весь этот огромный и величественный мир с единствен¬ной целью: чтобы человек довел его до совершенства и сделал его оби¬телью, достойной своего Творца. Весь процесс творения начался с того, что Всевышний «возжелал иметь для себя «жилище» в нижних мирах», то есть в нашем материаль-ном мире, который полон зла и несправедливости. Но по-настоящему этот замысел начал осуществляться только с появлением на «сцене» главного действующего лица — первого человека, Адама. И каждый год в Рош га-Шана мы тоже начинаем строить свой собст¬венный новый мир — мир, где все¬гда найдется место для нашего ближнего и дальнего, мир, в кото¬ром есть Тора и заповеди. Гряду¬щий мир добра и справедливости, который наступит с приходом Мошиаха". р. Давид КАРПОВ (http://www.rustreet.com/phpBB/viewtopic.php?p=49259&sid=c8dfdff2273097475288965d833ee4c9) ДАРКЕЙ ШАЛОМ была построена несколько лет назад. Aктивное участие в финансировании ее строительства принял благотворительный фонд развития татарского духовного наследия "Хиляль". Синагога стала частью "маленького Иерусалима" - уникального Духовно-просветительского комплекса российских традиционных религий, который включает православный храм святого Николая Мирликийского и часовню святого великомученика Пантелеймона-целителя, мечеть с медресе и синагогу . Возглавляет общину "Даркей шалом" раввин Довид Карпов. Сигнальный проезд д.19Б, Сайт http://www.shalom.org.ru dashalom@mtu-net.ru http://archive.svoboda.org/programs/encl/2005/encl.111205.asp -"Энциклопедия русской души", радио "Cвобода", 2005, Ведущий Виктор Ерофеев, тема Страх смерти Виктор Ерофеев: Сегодня в гостях: лютеранский пастор Дмитрий Лотов, раввин Довид Карпов и православный священник Тимофей Подобедов. Мы поговорим о смерти, смысле ее, о возможностях жизни, о нашем назначении и предназначении...Tеперь давайте посмотрим, как этот вопрос решается в иудейской традиции. Довид, как на ваш взгляд, страх смерти - это положительное, это важное для человека чувство? Довид Карпов: Чувство, безусловно, важное. Я думаю, что тут важнее причина. Конечно, все равно, хотя это некое чувство, но можно проанализировать, чем оно вызвано. Если говорить животный страх, то в еврейской традиции считается, что животные чувства те, которые нужно преодолеть или, по крайней мере, облагородить. То есть поддаваться чисто животным чувствам - это недостойно религиозного человека. Но он может их использовать действительно иногда во благо. Поэтому сам по себе, на мой взгляд, важен не страх смерти - это производная от отношения к жизни. То есть если человеческая жизнь насыщена и наполнена, в частности, служением Творцу, то понятно, что человеку жалко это терять. В еврейской традиции подчеркивается, что служение - это именно, когда душа облечена в тело, то есть в нашем материальном мире. Служение - это действие, поступки прежде всего. И когда душа разделяется с телом, с одной стороны, это мучительный процесс, но он может быть для некоторых и достаточно легким. Но факт тот, что человек, а именно душа, личность, она теряет возможность служить Творцу. И вот это, с точки зрения религиозного человека, самое главное упущение. Потому что, допустим, есть люди, мы называем их праведниками, для которых уход из этого мира если не благо, то, по крайней мере, естественный процесс. Как говорится, как перейти в соседнюю комнату. И многие праведники являлись таким примером. Во-первых, сам Моисей, мы знаем, пришел в этот мир и ушел в один и тот же день, прожив 120 лет. Это тоже некий знак праведности. Это, конечно, не значит, что все праведники так поступают. Это означает, что он завершил свой жизненный путь, он полностью исчерпал цикл жизни. И поэтому ему было кому передать свои духовные полномочия, в этом смысле он ушел из этого мира легко. Но даже праведник, заканчивая свой жизненный путь, он лишается возможности служить Творцу. И вот это для людей религиозных, наверное, самая большая утрата. Я позволю себе очень короткую историю, когда один хасид, который много постился из религиозных соображений, это было лет двести назад, тогда все было немножко по-другому, подрывал себе здоровье и фактически расставался с этим миром. И когда он перед кончиной завещал своим сыновьям, он говорил, что вы не должны совершать мою ошибку. Посты - это важная вещь, но все эти посты не стоят одного дня, проведенного в молитвах, в добрых делах в этом мире. Когда эта история дошла до Ребе, он сказал, что он, конечно, прав, но, может быть, чтобы это понять, и стоило поститься. Такая история. Виктор Ерофеев: Интересно, что я как раз, слушая вас, вспоминаю ранний роман Камю "Счастливая смерть". Такое парадоксальное название. Он потом этот роман переделал в роман "Посторонний". Он малоизвестен и вышел после его смерти. В этом романе пишет о том, что смерть может быть счастливой, если ты в своей жизни испытаешь массу положительных, замечательных чувств - любовь, причем любовь не только к подруге, к жене, но и любовь к детям, к родителям и любовь к жизни. И такой человек, даже будучи атеистом или язычником, он может закончить свои дни счастливым. Вот как в еврейской традиции, поддержали бы иудеи такую идею счастливой смерти, которую высказывает средиземноморский человек, кстати говоря, находящийся на берегах того же моря? Довид Карпов: Эту идею в такой редакции навряд ли бы поддержали. Понятно, что бывают счастливые варианты. Более того, насколько я могу судить, в некоторых культурах есть культ смерти, когда это воспринималось как благо и соответственное отношение. Может быть в какой-то степени компенсировало страх. В некоторых культурах есть опять-таки такой своеобразный культ ранней смерти, в бою, к примеру, или еще в каком-то контексте. Но это все не соответствует писанию. Действительно, в еврейской традиции, я думаю, что не только в еврейской, вообще в религиозной есть понятие - смерть во имя веры. То есть в некоторых достаточно критических ситуациях иудею, я думаю, что не только иудею предписано идти до конца, то есть не отрекаться от веры, что, кстати, многие люди проделывали даже ценой собственной жизни. Но это совершенно другая сторона. Потому что сам уход из жизни является заповедью, является высшей формой служения Творцу. Но если, конечно, испытание посылает сам Творец, не сам человек себе придумывает, напрашивается, а если происходит по воле Всевышнего, это видно. Вообще смерть, конечно, - это зло, это одно из проявлений духовной нечистоты. У пророка сказано, что "смерть будет поглощена навеки, и дух нечистоты я удалю с земли". Это о грядущем мире. И поэтому меня всегда немножко смущают эти обобщения, когда мы говорим, что все мы смертны. То есть мы смертны по своей природе, но вообще-то, мы знаем, когда-то это будет преодолено. Так же когда будет преодолен грех с приходом Миссии, мы немножко это понимаем по-разному, но все сходимся на том, что это будет. И тогда в общем-то человек будет бессмертным, физически бессмертный. Виктор Ерофеев: Скажите мне, пожалуйста, а вот тот вопрос, который я адресовал господину пастору о том, кому "легче" умирать - атеисту или верующему человеку, как бы вы на него ответили в своей традиции? Довид Карпов: В чем-то я согласен. Мне кажется, зависит от человека - это понятно. Есть разные верующие, разные неверующие. Но вот есть ответ предыдущего Любавического раби, он в 27 году был арестован ГПУ, сидел в Петербурге, в Шпалерной тюрьме как человек, который отстаивает религиозные взгляды. Это касалось не только раввинов, а представителей всех религий в то время. И в частности, в какой-то момент, когда следователи, которые тоже по иронии судьбы были евреями, стали угрожать револьвером. Приставил к его виску револьвер и сказал, что эта игрушка заставляла говорить многих. Ребе ответил так, что эта игрушка может испугать тех, у кого много богов и одна жизнь. Но человек, у которого две жизни, то есть эта и грядущая, и один Бог, она испугать не может. Это был выдающийся человек, я не уверен, что любой религиозный человек смог бы так поступить на его месте. Виктор Ерофеев: А что с ним стало? Довид Карпов: Это довольно необычная история, она малоизвестна. Она известна в основном последователям этого ребе, его звали Иосиф Шнеерсон. В 27 году он был арестован, тогда арестовали много религиозных деятелей, но, так сказать, чтобы скрыть арест именно его. Большинство из них было расстреляно. Он чудом, ему был тоже приговор расстрел, каким-то чудом эта машина дала сбой, она его освободила. И он покинул Россию, он умер в Нью-Йорке в 50 году. Виктор Ерофеев: Он покинул Россию? Довид Карпов: Его выслали фактически. Когда его освободили, сослали в Кострому, после этого ссылка закончилась, и советская власть сочла лучшим выслать просто из Советского Союза. Виктор Ерофеев: Были случаи, это довольно уникальный пример, если можно так сказать, когда высылали людей во время сталинизма? Довид Карпов: В 27 году. Я не хочу переключать разговор на эту тему. Но вот ответ. Виктор Ерофеев: Просто мурашки по коже - такой сильный ответ. Довид Карпов: Поскольку это была реальная ситуация, реально, все было взаправду. Виктор Ерофеев: Смерть атеиста - понятно. А что такое смерть для еврея - это трагедия? Насколько это ощущается как трагедия, а насколько это действительно как переход в другой мир? Даже в бытовой традиции как вы смотрите на это? Вы же встречались с большим количеством смертей, как бы вы могли это объединить? Довид Карпов: Я думаю, тут в данном случае нет большой разницы - еврей или не еврей, иудей или, допустим, мусульманин. Я думаю, что в этом смысле довольно близкие взгляды. Конечно, человек все равно человек, и человеку уж точно ничто человеческое не чуждо и поэтому, естественно, все человеческие чувства традиция уважает. Она предписывает скорбеть и выражать по близким родственникам. Но она ограничивает этот срок. Считается, что если человек скорбит больше меры, то это уже в какой-то степени недостойно религиозного человека, он не в полной мере принял приговор Всевышнего, и как бы излишняя скорбь указывает на слабость его веры. Поэтому еврейская традиция ограничивает скорбный период, по крайней мере, внешних проявлений скорби. А так, конечно мы, так же мы верим, что наши души вернутся в этот мир, снова обретут тела более совершенные, и что мы когда-то снова будем вместе. Виктор Ерофеев: Мне кажется, что мужчины порой гораздо более уязвимы. Все-таки из опыта, вы имеете в виду по плачу - понятно, а вот по какой-то незащищенности, я даже не знаю. Как вы думаете? Довид Карпов: Сложный вопрос. Мне кажется, женщина, если она уходит из этого мира в сознании, отдает себе отчет, она больше переживает за тех, кто остается - за детей, за близких, все-таки более женское чувство. Бывает у мужчин такое, но женщины воспринимают ребенка как часть себя самого. И невозможность больше о нем заботиться, защитить его, даже если ребенок уже взрослый, мне кажется, это болезненно довольно для женщины. Хотя, конечно, в большей степени зависит от всего - и от степени религиозности, и от того, насколько человек реализовал себя. В этом смысле нельзя разделять, не очень имеет смысл разделять страх смерти у женщин и мужчин. Виктор Ерофеев: Довид, я неслучайно вас пригласил. Помимо того, что вы рассказали действительно потрясающую историю, я еще вот о чем думал, когда вас приглашал. В иудейской традиции есть совершенно уникальная вещь - ирония по отношению к смерти. Существуют десятки очень иронических, очень смешных анекдотов, когда старый еврей уходит в иной мир, пишет завещание, зовет детей (я не буду рассказывать сегодня не анекдотическая передача), но при этом совершает какие-то забавные поступки. Скажите, это новая тенденция или это всегда было в вашей культуре - такой иронический, и я бы даже сказал, самоиронический взгляд, когда человек может на себя посмотреть с иронией. У вас это как-то культивировалось или это возникло в новые времена и по этому поводу, можно сказать, что это не свойственно ортодоксальному еврею так вести себя. Довид Карпов: Ортодоксальному еврею свойственно все, что не противоречит традиции и закону Торы. В остальном традиция нас никак не ограничивает, человек может заниматься любой светской профессией, которая опять-таки не связана с каким-то явным нарушением традиции, и тоже служить Творцу, выполняя свой профессиональный долг, помимо чисто религиозных обязанностей. Мне кажется, это не столько ироническое отношение к смерти, сколько ироническое отношение к самому себе. Поскольку, как говорил один из наших учителей, тоже довольно иронично, что в одном кармане у человека должна лежать записка (он говорил - бумажка), на которой написано, что человек создан по образу и подобию, а в другом, что я прах и пепел. Сочетание величия и, наоборот, бренности, слабости. Это все сочетается в человеке. Человек должен в какие-то минуты уметь видеть в себе величие, этот образ Божий, а в какие-то минуты - это тоже в некотором смысле часть его религиозного мировоззрения - уметь посмотреть на себя иронически, как на слабое существо, на смертное существо, на бренное существо. И этот двоякий подход к самому себе, он, наверное, выражается, в частности, анекдот - это более современная форма. Но и потом, мы знаем, что судьба еврейского народа довольно трагична. Если бы евреи не умели посмотреть не только лично на себя, а на всю свою судьбу, на такие трагические моменты своей истории иронически, то может и не было такой жизненной стойкости. Я говорил про Любавического ребе, родоначальник династии жил двести лет назад примерно. Он тоже был арестован, но уже сидел в русской тюрьме. По доносу. Виктор Ерофеев: В каком году? Довид Карпов: В 1798 году, а умер он в 1812 году. Сидел он в тюрьме в Петропавловской крепости в Петербурге. И ему задавались вопросы по поводу его учения. Это было очень сложно объяснять царским цензорам, людям, во-первых, православным, во-вторых, далеких бесконечно от еврейской философии, основы иудаизма. Но от этого зависела его судьба, потому что он считался государственным преступником. И ему были заданы довольно сложные вопросы, их было 22. И вот на последний вопрос он затруднился ответить. Не потому, что он не знал ответа, а потому что он не знал, как это донести до царских цензоров. И тогда он улыбнулся, и эта улыбка его спасла. Потому что к тому времени царские цензоры - это был очень высокий уровень следствия - они уже настолько прониклись уважением к нему, то есть они не считали его преступником, они видели в нем святого человека. И вот эта улыбка, она его спасла. Смысл такой был: видите, на все вопросы я ответил, неужели на этот вопрос я не смогу ответить? Хотя на самом деле у него не было ответа на вопрос. Вот это умение улыбнуться иногда в глаза опасности, в глаза смерти, если пафосно говорить, иногда эта улыбка спасает. Pаввин любавического направления (хасидов) Довид Карпов Xasidi8 В Московском еврейском общинном центре состоялся фарбренген, посвященный 60-й годовщине смерти шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона и 59-й годовщине принятия звания Ребе его зятем, Менахемом-Мендлом Шнеерсоном. Специально прибывший в Москву из Израиля раввин Велвл Славин в своем выступлении, посвященном Ребе, напомнил слова мудрецов о том, что в каждом поколении есть человек, подобный Моше-рабейну, то есть такой человек, душа которого в значительной части схожа с душой Моше. Именно таким человеком, по словам рава Велвла, и был Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон.Довид Карпов рассказал историю о том, как в1940-х годах, благодаря советам Ребе Раяца (в том числе и полученным во сне), молодой раввин смог справится со своими врагами в среде руководства общины и отстоять занимаемое синагогой здание-http://ravvinat.ru/ru/news/events/news516.php Виктор Ерофеев: То есть когда коллективное воспоминание. А что бы вы мне посоветовали, как преодолеть страх смерти, что надо сделать в первую очередь? Pаввин любавического направления (хасидов) Довид Карпов: Может быть не очень об этом задумываться, потому что это тоже некое испытание, а испытание должен посылать Всевышний, мы не должны сами искать испытание. И когда человек полон сил или, по крайней мере, имеет достаточно сил, чтобы иметь цели в своей жизни, которые он ставит и пытается достичь, то, наверное, он должен сконцентрироваться на этом. А когда, не дай бог, конечно, приходит время подводить итог, то тогда может быть вы придете ко мне и зададите по-другому этот вопрос. И может быть тогда, как в еврейской традиции говорится, что вопрос - это половина ответа. И тогда может мне Всевышний пошлет ответ. Я хочу процитировать из Второзакония слова, которые адресует нам Всевышний, я его в вольном переводе: беру я сегодня в свидетели небо и землю, жизнь и смерть предлагаю я тебе, благословение и проклятье. И выберешь жизнь. Жизнь, конечно, связана с Богом, с традицией, жизнь наполнена добрыми делами, служением и заботами о ближнем (http://archive.svoboda.org/programs/encl/2005/encl.111205.asp). Информационная записка о взаимодействии Департамента образования города Москвы с традиционными религиозными организациями по духовному, нравственному, культурному образованию и воспитанию; о противодействии деятельности религиозных объединений, представляющих опасность для личности и общества, систематически нарушающих законодательство Российской Федерации, ущемляющих права и свободы человека и гражданина ... Сотрудничество Департамента образования города Москвы с религиозными организациями и образовательными учреждениями иудаистов. Департамент образования эпизодически сотрудничает с Раввинатом и синагогами. Как правило, по поводу деятельности учебных заведений: государственных школ с еврейским этнокультурным компонентом образования и негосударственных еврейских школ. В научно-практических конференциях и семинарах принимали участие главный раввин России А.С. Шаевич, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввин З.Л. Коган, раввин любавического направления (хасидов) Довид Карпов, директор УВК с этнокультурным еврейским компонентом образования № 1871 раввин любавического направления (хасидов) В.Г. Куравский. В 2000 году создана Автономная некоммерческая организация «Региональный центр по моделированию деятельности учреждений с этнокультурным еврейским компонентом образования», учреждённый Московским институтом повышения квалификации работников образования (теперь Московский институт открытого образования), государственными школами с еврейским компонентом образования №№ 1311, 326, 1621 и негосударственными школами «Бет Егудит» и «Мигдал Ор». Содействие объективному освещению деятельности Центра оказывается посредством публикаций тематических материалов (например, в журнале «Этносфера» в 2005 г. опубликована статья директора Центра Т.Ш. Фельдблюм «Победила еврейская мудрость»). ... B Pоссии только одно направление хасидизма -любавичскиe. Любавичские хасиды отличаются от прочих хасидов на глаз и на слух: они не носят пейсов и говорят на иврите не только о Б-ге -http://www.bg.ru/article/5467/. Сторонники традиционного иудаизма считают любавичских хасидов странной сектой. «Хабадник» они произносят почти как «хаббардист». Тем временем главный раввин России, «хабадник» Берл Лазар, легко находит общий язык с патриархом Алексием II в разных госкомиссиях по вопросам религий. Самой опасной Берл Лазар считает движение «Евреи за Иисуса». «Не хочу задеть ничьи религиозные чувства, говорит еврей традиционалист, но любавичские с их верой в то, что Мошиах уже с нами, слишком напоминают мне христиан. ХаБаД появился в СССР в конце перестройки и за 15 лет стал главной силой среди религиозных евреев. Больше половины всех раввинов России - любавичские хасиды. Секрет успеха ХаБаДа в жесткой организации, активной образовательной работе и чрезвычайно эффективных способах сбора средств. Движение основано в конце XVIII века в местечке Любавичи рабби Шнеур-Залманом. Первого рабби за поддержку русской армии в борьбе с Наполеоном Александр I пожаловал «почетным гражданином России». Шестого любавичского рабби, Йосефа Ицхака Шнеерсона, в 1927 году советская власть приговорила к расстрелу, который затем гуманно заменила на высылку в США. Седьмой и последний любавичский рабби, Менахем Мендл Шнеерсон, благословивший своих последователей на возрождение еврейства в Восточной Европе, умер в 1994 году в Нью-Йорке. Любавичские хасиды почитают его как мессию. Стать настоящим евреем с ХаБаДом очень просто: на восьмой день жизни тебе сделают обрезание, потом тебя примут в детский сад, где ты будешь играть в игрушки, но вместо свечек на елке зажигать ханукальные огни. Потом школа для маленьких мальчиков - хедер. И просто хорошая школа, где детей научат любить математику, Пушкина, свой народ и любавичского рабби- почти как у иезуитов. Вопрос Чем отличается иудаизм от христианства? Довид Карпов Я пытался подобрать подходящий образ. Христианство, как премьера, там человек должен выступить на все сто. Если человек где-то лажанулся, то все, завалил. Иудаизм - это бесконечная репетиция, когда человек хочет сделать как лучше. Но если он ошибся, то это нормально, рабочий момент. Традиция дает нам право на ошибку, другое дело, что мы не должны этого делать сознательно. Конечно у нас тоже есть понятие греха и покаяния, но соотношение между ними иное. Я не делаю трагедии из того, что у меня что-то не получилось, я могу это исправить. Вопрос Как? Довид Карпов Есть такой забавный диалог. Хасид приходит к ребе и говорит, что он плохо поступил. Ребе говорит, что надо исправиться. А как, спрашивает у него хасид. А как у тебя получилось сделать плохо? Само собой, отвечает хасид. Вот так же само собой надо сделать хорошо, отвечает ребе. Вопрос То есть нет канона по этому поводу? Довид Карпов Да, вообще в иудаизме забавное соотношение между каноном и свободой религиозного творчества. Грубо говоря не проходят игры с самим собой, если человек искренне пытается бороться с собой, а у него не получается, то еврей это воспринимает не как грех, а как вызов, который он должен принять и суметь преодолеть. Это приглашение к поединку с самим собой на более высоком уровне. Из этой борьбы человек выходит более сильным, главное верить, что в конечном итоге можно победить. Поэтому для нас покаяние - это некий рабочий инструмент, который мы в нужный момент используем. Добро и зло достаточно скользкие понятия. У нас есть такой раввин, Свирский, у него есть книжка, где он объясняет, что Гитлер хотел добра своей нации. Просто он подчинил все этой морали, то есть если не выходить за рамки его системы, то он прав, потому что хотел возвысить свою нацию. По своей шкале ценностей он поступал морально. Понятно, что Свирский осознанно передергивает, просто там задача показать специфичность ситуации, когда у вас одна мораль, а у меня другая. И тогда возникает вопрос, как нам вместе жить. Вопрос Согласны ли вы, что с точки зрения пост христианской культуры, у нас позиции близкие? Довид Карпов Ну да. В любой сфере деятельности, включая религию, человек может дойти до крайностей. Я обычно привожу на своих лекциях такой пример. Привели в Третьяковку мужика из глубинки, показали ему картинку с голой девушкой - похоже, красиво, здорово. А потом привели его в зал абстракционистов - мазня мазней. Но если его провести с самого начала до самого конца, показать, как искусство развивалось, то дойдя до Малевича, он уже не будет считать это мазней. Когда мы берем человека, который вне традиций иудаизма, то он счел бы многие наши обычаи дикими. Но это в любой культуре, крайние формы воспринимаются сторонним наблюдателем, как какое-то извращение. Если человек к этому приходит сам, постепенно, то это уже воспринимается по другому. Конечно есть специфические группы ортодоксов, которые даже для меня чересчур, но на мой взгляд, иудаизм очень органичная вещь, очень точно соответствующая человеческой природе. Могу привести пример из детства, мы жили в квартире двумя семьями, не коммуналка, а родственники, но было тесно. В коридоре висел стеллаж, мимо которого надо было протискиваться, и вот его как-то убрали, а я еще долгое время инстинктивно как бы протискивался, шел по стенке. То есть вопрос естественности это очень условная вещь. Наша современная жизнь, совсем не факт, что соответствует той природе, которая в нас заложена. Когда человек, куривший всю жизнь бросает курить, то он испытывает очень сильный дискомфорт, хотя всем понятно, что курение вещь неестественная. Иудаизм, как ни странно, возвращает человеку первозданную естественность, в отношениях между мужчиной и женщиной, в отношении к пище. Потому что и то и другое имеет одного автора, мы созданы всевышним и пища создана всевышним и законы даны всевышним. Это эталон, как метр, который хранится во Франции. Это не потому что эталон не точный, а просто мы от него так далеко ушли, поэтому, когда знакомятся с еврейскими традициями, иногда это воспринимается как дикость, надуманность. Мне непонятно, почему говоря об эталоне вы берете человека, достаточно цивилизованного. Нам надо договориться, с какого момента можно считать человека человеком.Я думаю, что все это вторично. Например болезни возникали, как продукт цивилизации, а потом цивилизация вырабатывала способ борьбы с ними. Я так думаю, что большинство болезней возникло как побочный продукт цивилизации, факт в том, что животные болеют меньше, чем люди. Вопрос А у вашей семьи есть какие-то религиозные обязательства? Довид Карпов Нет, моя жена не бреет голову. К детям я отношусь как к маленьким взрослым, в этом смысле я довольно специфический человек, мои дети, это не только мои дети, просто я должен о них больше заботиться. В школе, где я преподаю, мне кажется, что я достаточно одинаково отношусь к детям, я в них стараюсь разглядеть личность. Я отношусь к ним как к взрослым с точки зрения прав личности, поэтому я оставляю за ними право принимать решения. Конечно я корректирую, в силу того, что я взрослый, скажем, если мой ребенок захочет креститься, то я постараюсь этому воспрепятствовать, скорее даже вмешаться. По поводу крещения, я просто думаю, что этим человек наносит себе большой вред. Если моя дочь захочет выйти замуж не за еврея, я тоже буду против, то есть вещи, неприемлемые с точки зрения иудаизма. Вопрос А если дочь захочет быть актрисой? Довид Карпов Для меня те нормы, которые устанавливает тора, это реальные нормы, это ля меня не обсуждаемо. У меня такая причинно следственная связь, что всевышний это запретил потому что это вредно и для меня и для всего окружающего. Причем, если это вредно, то это вещь, из которой не может проистекать какой-то пользы. А по поводу актеров в торе никак не оговорено, сказано, что мужчина не должен носить женскую одежду, а женщина мужскую. Теоретически может существовать кошерный театр, больше того, как известно, есть традиция куреншпилей. Но есть серьезные ограничения, которые для актера будут выглядеть дико. То есть я не могу целоваться с посторонней женщиной, женщина не может раздеваться больше чем положено. Вопрос А вы в театр ходите? Довид Карпов Так получилось, что я очень не театральный человек и в театре был мало, даже когда для меня этих проблем не существовало. Последний раз меня знакомая приглашала на собственный спектакль, он был вполне кошерный, по Достоевскому, я его с удовольствием посмотрел. В принципе я хожу в театр. Вопрос Вы делали обрезание ребенку? Довид Карпов Конечно. Вопрос А внутренне вы готовы услышать его претензии, когда он станет взрослым? Довид Карпов Вообще, религиозность - это его выбор. Я его воспитываю только по праву родителя, этого не избежать. Надо сказать, были примеры, что даже у очень крупных раввинов дети уходили из иудаизма. Этим и отличается тора, что нет смысла кого-то насильно делать религиозным. Все что я могу сделать, это попытаться пробудить в нем интерес к его собственной традиции. Иудаизм принципиально не миссионерская религия, не только по отношению к не евреям, но даже по отношению к евреям. И по отношению к своим детям то же самое. Вопрос А в каком возрасте вам сделали обрезание? Довид Карпов В 25 лет, это целая поэма. Я увлекался Дзен буддизмом и не понимал, почему, если господь бог сделал человека, зачем что-то отрезать. Я захаживал в еврейскую среду. Как известно, цыган за компанию повесился, а еврей за компанию обрезался. У меня был приятель, мы вместе работали, в одном институте. Для него не было вопроса, следовать или нет торе, он умом сам додумался, что для еврея самое правильное это быть иудеем. А я наоборот, достаточно много знал, но даже не допускал мысли, что буду ортодоксом, и я ему подсказывал как себя вести. И тут встал вопрос об обрезании, я не боялся, а он боялся и я с ним пошел за компанию. Это было подпольно, на квартире, такая была бабушка Чарна, святой человек. Я приехал, мне померили давление, положили на стол и все произошло. Вопрос Это делается с анестезией? Довид Карпов Да, конечно, но тогда это был советский новокаин, никогда не делайте обрезание с новокаином, потому что когда стали зашивать, я чувствовал каждое движение. Это делал профессиональный хирург, ему платили 50 рублей, по тем временам - большие деньги. И тут так получилось, что я ничего в моральном плане не почувствовал, но через месяц я уже молился и соблюдал тору. Через месяц я стал другим человеком. Сейчас это все делается не так, на восьмой день, это никаких швов, ребенок через пять минут засыпает. Я был ассистентом в еврейских летних лагерях, когда делали обрезание, они ничего не чувствуют. Вопрос А объясните мотивацию, зачем это делать? Довид Карпов Мудрецы древности разделили заповеди на три группы. Есть заповеди, в которых на нашем уровне просматривается логика, например запрет убийства. Есть заповеди, с чем-то связанные, допустим маца, нету логики в том чтобы есть такой хлеб, но в рамках истории это вполне понятно. Но есть еще заповеди, которые называют аксиомы, мудрецы признают, что в них нету никакой логики, человеческой логики. Например кошерная пища, многие пытаются объяснить, что свинину нельзя есть, потому что она быстро портится. Но это не так, здесь действительно нет логики, эти заповеди просто надо принимать как данность, обрезание относится к этим заповедям. Конечно существует философия, которая это объясняет, но по большому счету эта заповедь необъяснима. Знаете почему женщинам не делают обрезание? Есть такая идея у евреев, что мир достаточно совершенен, но его надо довести до ума, называется это "тикун". И вот обрезание это как раз убирание того излишества, которое существует, это доведение мужского тела до совершенства. А женщина считается изначально более совершенной, чем мужчина, поэтому ей ничего не отрезают. Вопрос А когда у вас заканчивается рабочий день? Довид Карпов Я обычно встаю из-за компьютера около двенадцати. Мы издаем журнал, где я адаптирую идеи и традиции, излагаю их более понятным языком. Вообще с работой сложно. Я руководитель общины и рабочий день у меня не нормированный. Работа в себя включает все от поиска денег на содержание общины, до сидения на всевозможных собраниях. А между этим просто лекции, занятия. Вопрос А кто ведет службу? Довид Карпов Ну у нас же полная демократия, в девять часов приходят люди молиться и все читают один и тот же текст. Тот, кто ведет молитву, он называется "хазан", он как бы задает темп, объединяет всех, но читает он то же что и все остальные, это не должен быть раввин или руководитель общины. Между нами говоря, раввин обычно сочкует, здесь он может спокойно молиться в своем углу, а не выступать публично. Иногда я веду молитву, но это даже не второстепенная моя обязанность, для этого есть другие люди. Главное это работа с людьми. Вопрос А как все это с вами произошло, вы же были нормальный мальчик из обычной семьи? Довид Карпов Сам не понимаю, у меня абсолютно ассимилированная семья, я даже не слышал банального "азох эн вей". В семье ничего еврейского просто не было, единственное, я благодарен своей маме за то что она сказала, что я еврей. Вопрос А были варианты? Довид Карпов Ну многие приходят и объясняют, что эта тема была запретной. Моя мама была такая вполне по антисоветски настроенная, слушала голоса, и для нее это был способ самоутверждения, она всегда очень симпатизировала всем этим людям. Она не скрывала еврейства. Вопрос А имя у вас было русское? Довид Карпов Да, по паспорту я Вадим, мама меня называет Дима, отсюда Давид, фамилия у меня отца. У меня есть много приятелей, которых дразнили в детстве евреями, а они отвечали, сам ты еврей, думая, что это просто ругательство, после чего узнавали, как на самом деле. У меня это получилось само собой, я кончал вполне еврейскую школу и в какой-то момент понял, что у меня все друзья евреи, это было на уровне взаимного притяжения, в старших классах и в институте. Хотя тогда у меня не было никакого интереса к традиции. Самоощущение еврея у меня проснулось так, я окончил химфак и надо было идти на работу, была как бы последняя возможность погулять, после института. Мы поехали на Кавказ, в Армению, там я и почувствовал себя евреем, я первый раз увидел, что существует еще народ, кроме русских, который ощущает себя народом, а Армяне, как известно очень моно национальный народ и древний. Там, когда узнавали, что мы евреи, люди вздыхали с облегчением, к русским там было не очень хорошее отношение. Из Армении я вернулся человеком с национальным самосознанием, а до этого в смысле еврейства у меня был полный ноль. Вопрос А как ваш отец относится к вашей профессии? Довид Карпов Лучше чем мама, он гордится. Родители у меня инженеры нефтяники, а сейчас уже заслуженные американские пенсионеры. А мама считает, что я загубил свою ученую карьеру, как любая еврейская мама, она очень высокого мнения о своем сыне. Она всегда говорила мне, не горбись, представь себе как герцог Букенгемский ходил, вот и ты должен так ходить. Вопрос А вы один у родителей? Довид Карпов Есть младший брат, у нас разница 12 лет. Мама посчитала, что было бы хорошо, если бы нас было двое и в достаточно зрелом возрасте, лет под сорок ей было, родился мой брат. Все они давно живут в Америке. Смешно, религиозный человек остался в России. Я противник эмиграции, даже в Израиль. У меня очень специфическое отношение к Америке. А Россия, мне кажется сейчас на подъеме и еврейская община тоже часть этой страны и должна участвовать в жизни страны. Евреи довольно активная часть населения и я считаю, что иудаизм имеет большой опыт по строительству межнациональных отношений. Вопрос А почему же в Израиле до сих пор не построили эти отношения. Довид Карпов Израиль по духу не еврейское государство, хотя там очень много евреев. Важно насколько я могу использовать духовное наследство, которое у меня есть, от этого зависит, насколько я еврей. Березовский или Явлинский, они евреи разве что для фашистов, потому что они свой еврейский потенциал не раскрывают. То же самое и в отношении государства, Израиль это государство, которое практически полностью отказывается от трех тысячелетней традиции, которое поставило своим идеалом стать нормальным европейским государством. На здоровье, но его нельзя называть еврейским. Я конечно болею за Израиль, переживаю, но называю вещи своими именами. Вопрос А какие у вас отношения со скинхедами? Довид Карпов Никаких, у нас есть охрана. Понятно, что я или кто-то еще может оказаться один на один с десятью, но на мой взгляд это не самая большая проблема. На мой взгляд это довольно трусливые люди, которые чувствуют себя героями только если на их стороне явное преимущество. Я их буквально видел раза два. По-моему у них как в природе, свой пищевой цикл, хищники и жертвы, а мы вписываемся разве что "до кучи". У нас был случай, зашел один в синагогу, мне в общем то все равно, кто к нам приходит, главное, чтобы с добрыми помыслами, а двое еще на улице стояли. Увидел он охранника, вышел и стали они на улице машину какую-то пинать, особого вреда не нанесли, но отношение свое показали. Честно говоря я не вижу оснований баррикадироваться, у меня есть собственное оружие, но я его не применю никогда если не будет угрозы жизни людей, мое оружие слова. Вопрос А стреляете вы хорошо? Довид Карпов Стреляю обычно, у меня дробовое оружие, там не нужно хорошо стрелять, но я не собираюсь стрелять. Вопрос Как вы думаете, может ли у вас в жизни случиться поворот, как после обрезания, но в обратную сторону? Довид Карпов Гипотетически может, но реально я сомневаюсь. Попытаюсь объяснить. Традиция - это путь, если человеку скажут, сможешь ты за час выкопать огромную яму, если вопрос жизни и смерти, то можно смочь. Но если за час надо выучить китайский, то нет, потому что это не вопрос одного усилия, эта вещь подразумевает процесс. В шоковом состоянии человек может перепрыгнуть двухметровый забор. А есть вещи, которые ты не можешь так сделать, я называю это путь, ты идешь по нему каждый день и не можешь его просто так перечеркнуть вдруг. Я отнюдь не в друг попал в еврейство, я долго присматривался, во многом это произошло вопреки, потому что я не считал, что это мой путь, я сомневался. То, к чему я пришел, какой-то рубеж, все двадцать лет моей жизни в еврействе, они в этом присутствуют, они вложены в этот результат. Я не думаю, что я завтра сбрею бороду. Вопрос А бриться вообще нельзя? Довид Карпов Нет, почему, многие авторитеты допускают использование электробритвы, нельзя, чтобы металл касался кожи лица, лезвием не бреются. Я придерживаюсь точки зрения, что борода растет, значит пусть растет. Вопрос А что вы делали в 95-м году, когда не было синагоги в Отрадном? Довид Карпов Была синагога в Марьиной роще, деревянная. У меня средняя дочка родилась, когда сгорела эта синагога. С тех пор многое изменилось, я могу сказать, что за эти двадцать лет я насчитал пять эпох. Эпоха, это когда ты оглядываешься назад и видишь, что живешь в совершенно другом мире, в первую очередь в общине. Когда я пришел в общину, там уже была до меня своя история. Вопрос А что это значит, пришел в общину? Довид Карпов Я закончил химфак МГУ, поехал на Кавказ, где почувствовал себя евреем. Потом у меня была компания друзей филологов, которые из чисто этнографического интереса затащили меня в синагогу в Марьиной Роще. На меня это произвело впечатление, я не знал, что фактически в центре Москвы есть деревянное здание, в котором еще что-то такое происходит. Самое потрясающее, что там рядом еще стояло две деревянных избы. Вопрос А сколько лет было этой синагоге? Довид Карпов С 27-го года она, это фантастика. В Москве при советской власти была построена синагога, она ни одного дня не была закрыта, все это время она функционировала. Как говорится, а деньги к теще в Марьину Рощу. Ну она произвела на меня впечатление, но скорее как музей, я жил пока своей жизнью и никак себя с этим не идентифицировал. Следующий этап, я попал в Иностранку, библиотеку. То есть после химфака я не знал, чем мне заняться в жизни, то есть по распределению я пошел в институт имени Зелинского, но понимал, что не буду заниматься химией всю жизнь. Самая простая причина заключалась в том, что заниматься в России экспериментальной наукой, это все равно, что брать бревно и выстругивать из него зубочистку. Хотя публика там была хорошая, барды Дулов, Никитин. И вот я попал в Иностранку, я интересовался цыганским языком, блатным языком, такими вещами, армянский я выучил. А там в открытом доступе стоят словари и в частности незабвенный словарь Шапиро "Иврит-Русский", который вышел в год моего рождения, 57-й. Непонятно зачем он был издан, потому что издавали словари наоборот, чтобы переводить классику Марксизма-Ленинизма на иврит. И там был грамматический очерк, это был первый звонок такой, я сел и прочитал этот очерк запоем. Когда я поднял глаза, то понял, что пять часов неотрывно занимаюсь ивритом, причем без всякой мотивации. Потом произошел следующий шаг. Одна моя хорошая знакомая, которая потом стала моей хорошей женой, очень еврейски настроенная, ее пригласили изучать иврит, это было модно, и я за компанию, из чисто филологического интереса. И наш учитель, который традицию не переносил и был атеистом, первый раз пригласил нас на пасхальный сэдер. Теперь я понимаю, что это были некие верстовые столбики, тогда я абсолютно не так к этому относился, какая-то странная компания, чувствуешь себя не на месте, выходишь оттуда с облегчением. Но подсознательным образом это действовало, меня заметили и стали приглашать. Когда я туда пришел, для меня было непонятно, откуда в советское время может взяться бородатая религиозная советская молодежь? Я тогда поймал как раз, была легендарная личность, Иосиф Бегун, еврейский диссидент, отказник со стажем, я его как раз поймал между двумя отсидками. Потом я решил разобраться с институтом и ушел на чисто еврейскую шабашку, в Ульяновской области. Вопрос А что это такое было? Довид Карпов Там были одни отказники, которые просто хотели скопить денег, чтобы уехать в Израиль. Там клали водопровод. Но это был не просто водопровод, один еврей придумал там делать трубы из пластика, а не из чугуна и сваривать их. То есть я с приятелем вдвоем вручную клали водопровод в целом поселке, сейчас это общепризнанный метод. А когда я с этой шабашки вернулся, то понял, что единственное место, куда я вернусь это синагога. Вопрос Вот вы вернулись… Довид Карпов И стал синагогальным человеком, то есть я числился сторожем, но там все тоже было не просто. Перед этим синагогу разогнали, то есть там кучковалась молодежь и властям это надоело, я как-то видел, как это происходит. Приходит сотрудник КГБ в штатском, милиция, как олицетворение власти и говорят, а что вы здесь делаете, молитва кончилась, кто вы такие, есть ли паспорта у вас? У кого не было паспортов с собой это совсем плохо, а остальных переписывали и объясняли, что кому-то сообщат на работу, кому-то в институт, то есть дали понять, что в следующий раз они просто так не отделаются. И молодежь перестала туда ходить, потому что никто не хотел неприятностей. И тут я на новенького попадаю в синагогу, я гордо говорю, что прошел путь от сторожа синагоги до раввина. Вопрос А какие это годы? Довид Карпов Начало восьмидесятых. Дальше я начал учиться, у меня был учитель, к которому я ездил на квартиру заниматься, очень много узнаешь из общения. Вот мы с вами пообщались, теперь вы знаете, что рыба с чешуей кошерная. Вам это не надо, а мне это было надо, поэтому я стал все активно впитывать. Традиция вещь очень специфическая, это не математика, которую можно одной головой, многое человек воспринимает не на интеллектуальном уровне. Вопрос То есть учебы как таковой у вас не было? Довид Карпов Ну я два раза в неделю ездил к своему учителю, мы занимались, но я при этом жил в синагоге, я занимался достаточно много. Формально я был сторожем в синагоге, на этом все формальности закончились, все остальное я делал неформально. Вопрос То есть экзаменов не сдавали? Довид Карпов Экзаменов не сдавал, но бумагу получал, у меня есть сертификат раввина. Но это было позже гораздо, начало девяностых. Вопрос Вот вы становитесь раввином и продолжаете тусоваться в Марьиной Роще… Довид Карпов Я не просто тусовался, я уже стал своеобразным лидером, когда говорили Марьина Роща всегда вспоминали меня, мы были как бы две половинки. Лидером я конечно был неформальным. Тогда была такая организация, называлась в народе культ, совет по культам и религиям, естественно при КГБ. Там конечно меня очень хорошо знали, статуса я никакого конечно не имел, кроме сторожа в синагоге. Я не единственный был лидер, просто такой авторитет местный. Вопрос И с чем вы подошли к 95-му году? Довид Карпов К 95-му году железный занавес рухнул и сюда наехала куча разных американских старших товарищей, которые помогали нам из-за бугра, а теперь решили, что могут не только помогать, но и руководить общиной. Нас немножко отодвинули в сторону, мы не возражали, потому что они и опытней, а мы не имели тех знаний, не говоря уже о деньгах. Вопрос А бюджет как складывался? Довид Карпов Практически целиком из их денег, был ящик для пожертвований, на это советская власть закрывала глаза, а реальные деньги конечно шли из-за границы. А теперь уже приехали эти люди, которые деньги давали, у нас конечно не было такого, что ты начальник, я дурак, но реально мы понимали, что они руководители. И тут начал во мне просыпаться патриотизм, потому что эти люди не смогли создать Российскую общину. Все хорошо, но американец не может на мой взгляд просто по определению создать в России российскую общину. Реально это вылилось в то, что как они приехали, так многие получили возможность уехать, многие из тех, на которых община держалась. Община не смогла восстановиться, уезжали быстрее, чем приходили новые люди. Конечно, чтобы человек состоялся, должно пройти три или четыре года, а уезжает он за полгода. К тому же уезжает учитель, который может научить несколько десятков человек. Община стала трансформироваться и в какой-то момент для меня там не нашлось места, меня никто не гнал, но я чувствовал себя там не у дел, это год 94-й. Я стал искать запасные аэродромы, подвернулась еврейская организация, которая возникла в России, переместилась в Израиль и вернулась, чтобы снова начать, когда политическая ситуация стала благоприятной. Это были люди, которые полулегально покидали Россию в начале семидесятых. И я стал представителем этой организации, из синагоги я фактически ушел, то есть я молился, но уже я там был никто. И вот последние десять лет происходит деятельность в рамках этой организации, у нас сейчас крупнейший в России еврейский благотворительный центр. Вопрос А как эта вся структура строилась? Довид Карпов Снимали квартиру, синагоги еще не было, это был офис. В конечном итоге все вылилось в два учреждения, одно это благотворительная столовая. Начиналось это все как детский сад, в котором не было детей, мы открыли там столовую, а потом и центр. Потом появилась возможность создать еврейскую школу, это начальная школа, до 4-го класса. Там есть общеобразовательные предметы, там комплекс, детский сад и школа. Помимо этого какая-то издательская деятельность, всякая чепуха. А потом подвернулась синагога. (Беседу велa Мария Арбатова)-http://berkovich-zametki.com/Forum/viewtopic.php?t=246&sid=3da1577ca170cb3eef6c65268a0aa7c6 СССР Первый детский лагерь для девочек. ХаБад- Любавич.Встречает раввин Давид Карпов
http://www.worldjewishtv.com/content/detail/948/ Семинар для молодых людей http://www.mjcc.ru/news/3703 ДАРКЕЙ ШАЛОМ http://www.shalom.org.ru/ Pадио "Cвобода", 2005,strax smerti http://archive.svoboda.org/programs/encl/2005/encl.111205.asp | |
|
Всего комментариев: 0 | |