Главная » 2013 Август 12 » Р.И. Хасбулатов: Необходимо изменить условия в позитивном направлении
09:14 Р.И. Хасбулатов: Необходимо изменить условия в позитивном направлении | |
г. Владимир, 19—20 июля 1993 г. Выдержки из доклада Р.И. Хасбулатова на совещании-семинаре председателей районных Советов народных депутатов Центрального и Волго-Вятского регионов Российской Федерации Советы фактически никогда не были властными органами (если не иметь в виду очень короткий промежуток времени—с Февральской революции по октябрь 1917 года, когда Советы реально обладали в полном объеме муниципальными полномочиями). Но сами Советы — это отнюдь не какой-то эвфемизм, не выдумка большевиков, они существовали в России на протяжении веков, в том числе и в форме уездной, волостной, земской организации самоуправления населения. Советы идут от народа, с ними связаны его традиции, поэтому уходить от Советов невозможно, если не стремиться к прямой узурпации власти у народа. Советы связаны и с традициями Волго-Вятской республики, новгородского вече, казачьего самоуправления. Понятие «совет», «советы» существует и в мировой практике — они действуют во многих европейских странах. Попытка их уничтожить связана с тем, что ныне властвующая бюрократия родственна недавней партийной бюрократии, а она не привык к контролю со стороны Советов. «Советы» мешают быстро набирающей силы новой бюрократии. И даже не Советы мешают, а «мешает» народ, действующий через свои Советы. У Советов четкий представительный характер. Следовательно надо лишить народ возможности влиять на деятельность бюрократии через эти муниципальные органы самоуправления. Представительные органы власти — Советы, в других странах — коммуны, neighborhood в Aмерике. Отмечу и следующее обстоятельство — после исчезновения партийных комитетов, которые действительно воплощали всевластие, нам надо коренным образом пересмотреть взгляд на Советы. В частности, способствовать их эволюции в направлении муниципализации. Этот процесс нами, в Верховном Совете, «запущен» давно, но следует его энергично завершать. В том числе через изучение опыта деятельности коммун у ваших соседей, в частности Финляндии... И3 ВЫСТУПЛЕНИя Председателя Верховного Совета Российской Федерации Р.И. Хасбулатова
При завершении шестой сессии Верховного Совета Российской Федерации 23 июля 1993 года Необходимо изменить условия в позитивном направлении ...За три с половиной года деятельности Верховного Совета кардинально изменились условия в стране, мире, в обществе. Депутаты стали профессиональными парламентариями, превосходно разбираются в сложнейших вопросах политики и экономики, международных отношениях, знают жизнь избирателей. Во-первых, страна изменила парадигму развития, мы одновременно и участники, и свидетели перехода из одного качественного состояния в другое. Но все дело в том, что, отказываясь от многого в прошлом, начиная демократические преобразования, мы не выработали четкого представления о том, какое общество мы намерены построить в России, носителем каких фундаментальных ценностей мы выступаем. Без точного их представления сформировать целеустремленную и перспективную политику невозможно. Надо четко сообщить обществу, что, во-первых, мы трансформируем социализм в «мягкий капитализм», в свободную западноевропейскую его модель, с доминированием отношений демократии, свободы и справедливости — то есть формируем социальное государство, всецело ориентированное на обеспечение интересов и потребностей людей, а не стоящее над ним. Во-вторых, надо учитывать особенности нашего парламента. Он молод. Действует в стране, где давно нет развитых традиций парламентаризма. Как показывает мировой опыт, обычно в парламенты избираются представители политических партий, имеющих поддерживаемые широкими слоями программы развития общества, концепции внутренней и внешней политики, на основе которых создается единая государственная политика. Наш парламент создавался, когда лишь появлялись ростки политических партий. В-третьих, мы перешли к реальному разделению властей. Нам, к сожалению, не удалось обеспечить гармоничное взаимодействие различных ветвей власти в формировании государственной политики при ведущей роли парламента. Здесь много причин, о них много мы и говорили, и писали, не хотелось бы повторять. Но, несмотря на указанные трудности, парламент сумел стать полноценным и властным органом народа, продвинуться вперед в формировании государственной политики. Политика парламента стала заметно выкристаллизовываться в процессе критики и попыток корректировки волюнтаристского курса исполнительной власти, проводимого на протяжении всего 1992 года. Курс парламента нацелен на формирование социального рыночного хозяйства на основе равенства различных форм собственности, защиту интересов большинства, развитие народовластия через Советы, муниципализацию, возрождение интеллектуального и духовного потенциала народов России, укрепление ее целостности и содействие интеграционным процессам в рамках СНГ. Народ приходит к понимаю, что за этой политикой будущее. Парламенту следует, используя конституционные средства, добиться, чтобы исполнительная власть осуществляла политику, выработанную представительной властью вместе с ней на базе принципов общественного согласия. Ведь парламент не только определяет политику, но и контролирует ее выполнение. ...Достижение подлинной свободы средств массовой информации — за что выступает парламент—предлагает ликвидацию их политического, финансово-экономического и организационного подчинения исполнительной власти и бизнесгруппам, осуществление на деле основополагающего демократического принципа независимости средств массовой информации от какой-либо ветви власти в пределах закона. Именно этому служат последние нормативные акты Верховного Совета, а не установлению какой-либо цензуры над ними, как это пытаются сейчас внушить общественности.... Верховный Совет показал себя растущим и набирающим опыт и авторитет парламентом, без которого не мыслится политическая жизнь российского общества. Это — аксиома, ее надо всем понять. | |
|
Всего комментариев: 0 | |