Главная » 2013 Август 13 » На место октябрьского расстрела на Красной Пресне скорбящие русские люди принесли цветы, поставили кресты, иконы, зажгли свечи
08:43 На место октябрьского расстрела на Красной Пресне скорбящие русские люди принесли цветы, поставили кресты, иконы, зажгли свечи | |
Октябрь 1993 года. Картина художника Ильи Бройдо (1931-2002) История трагических событий 93 года еще не написана, Pоссия еще не покаялась за тот расстрел. Нам осталось одно утешение: ничего никому не простить. Людмила Крюкова ЗАЩИТНИКАМ ДОМА СОВЕТОВ В моем сердце пылают костры Под ночным моросящим дождем. Не слепой мимолетный порыв Заставляет идти в Белый дом. Не минутная детская страсть Побуждает людей голодать, И стоять за законную власть, И на Божий покров уповать, И молиться, и ждать до поры, Когда наших поддержит страна. В моем сердце пылают костры. Я надеюсь, что я не одна. ЧЕРНЫЙ ДОМ Исподлобья взгляд несмелый, свечи и цветы кругом... Дом Советов, белый-белый, – разбомбленный черный дом. Демократы, автоматы, сумасшедший белый свет, в касках русские солдаты, пуль свистящих красный след... Что ж вы, гады, в самом деле... Всех расстрелянных – сожгут... Мы стояли две недели, в дождь и снег стояли тут. А какие песни пели, ёжась над костром ночным!.. Что ж вы, гады, в самом деле: разрывными – по своим... Бэтээры, кровь и стоны, лиц погасшие черты... Здесь теперь – цветы, иконы, свечи, слезы и цветы... Демократы, депутаты... Тщетно сына ищет мать... Где ж вы, бравые солдаты? Приходите пострелять... Нас еще в России много – не утративших корней, и следят за нами строго дерьмократы всех мастей. Дышит смерть в их липких лапах, встал ОМОН зверьем тупым... Стадиона трупный запах, белый дом как черный дым... 19 октября 1993, Валерий Хатюшин РИТМЫ РАССТРЕЛА (1993 г.) Вот мы и подошли к пределу, за которым нас ожидает или полное небытие, или презренное рабство. Что лучше? Для кого как… Весь двадцатый век мы слушали «музыку революции». Дослушались… В этой «музыке» не было поэзии, а если и была, то фальшивая. Поэтому и музыка та на деле оказалась пошлым кабачным шлягером под «семь сорок»… Настоящая наша музыка проснулась в горьком, облитом слезами реквиеме «Православные», исполняемом Татьяной Петровой… Ошибался ли Блок, призывая нас сквозь революционную метель «слушать» расстрельные ритмы и провожая сочувственным взглядом проходящий во мраке отряд из двенадцати озлобленных «апостолов» со штыками? Впереди которых… Впрочем, Блок сам ответил на этот вопрос собственной мучительной гибелью. Но вопрос остался для нас. И вот уже каждый – персонально! – стоит перед выбором: рабство или смерть. Но есть у нас и третий вариант. Борьба. Когда в глаза смотрит небытие, то бороться, драться, сопротивляться не страшно, а даже наоборот. И вовсе не потому, что очень хочется жить. А потому, что противно погибать на коленях. «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием» – слушайте русский реквием «Православные»! Может быть, для кого-то это звучит смешно. Что ж, пусть посмеется. Каждому свое. Александр Блок был гениальным поэтом, хоть и не разобрался в революции. Он не сопротивлялся, когда воспетые им «апостолы» в бушлатах и шинелях пришли отбирать его квартиру. Он заранее их оправдал – сразу после разгона Учредительного собрания: «Что же вы думали? Что революция – идиллия? Что народ – паинька? Что сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит?». Насчет «жуликов, любящих погреть руки», он был прав, но почему-то смешал их с народом и черносотенцами, которых эти самые жулики обобрали. Блок не разглядел, что у всех революций – «лицо Ростроповича» (они – жулики – в этом сами признались). Мы так не заблуждались. Мы знали, что тысячи жуликов, провокаторов, приватизаторов и прочих новых колонизаторов постараются ухватить то, что принадлежит народу… И они ухватили. И народ все же оказался – «паинька»… Истинное творчество ничего не разрушает на своем пути, кроме, конечно, лжи и тлена небытия. Блок это знал, но тенденциозность позиции оказалась для него сильнее правды. Блок не умел или не хотел сопротивляться. Но о гибели своей сказал лучше всех: Пускай я умру под забором, как пес, Пусть жизнь меня в землю втоптала, – Я верю: то Бог меня снегом занес, То вьюга меня целовала! Нам так говорить нельзя. У Блока даже перед смертью оставался в душе спасительный романтизм. У нас же и этого не осталось. У отверженных романтические баррикады и «гавроши» бывают только во французских романах и в «революционной» поэзии. А в нашей жизни – русских отверженных с десятками «гаврошей» расстреливают из танков и бэтээров, не глядя на отсутствие пороха на их ладонях… И чтобы никто не смог этого доказать, их трупы обливают серной кислотой и сжигают. Нам не оставляют даже права на романтику. Нет, наш Бог не занесет снегом русских погибших ребят, и вьюга не поцелует их обезображенных лиц с отрезанными носами и выколотыми глазами… Блоковский герой «в белом венчике из роз» не появится там, где священник срезан крупнокалиберной очередью и раздавлен танком. Эти картины у нас даже не вызывают слез, потому что плакать – поздно, глупо и пошло. Пусть плачут те, кто не хочет сопротивляться. А нам плакать нельзя. Слезы расслабляют и успокаивают. Если мы будем плакать – нам всем конец. К тому же нашим слезам никто в мире не поверит. Деpьмократы начинают и заканчивают кроваво-красным цветом… На место октябрьского расстрела на Красной Пресне скорбящие русские люди принесли цветы, поставили самодельные кресты, иконы, зажгли свечи. Но в первых числах ноября рано утром сюда ворвались омоновцы – всё порушили и растоптали, арестовав шестерых юношей, здесь дежуривших с ночи. Мы лишены права даже почтить память своих погибших. Но на ограде вошедшего в историю стадиона «Красная Пресня» остались приклеенными листовки. Одна из них начиналась словами: «Черная морда деpьмократии сожрала Верховный Совет и отрыгнула сотнями трупов». Жуткий черный юмор. Каменное ограждение стадиона обклеено стихами. http://pomnimvse.com/373pb.html Жил-был Художник Домик имел и холсты – лирические пейзажи и портреты. Делал витражи, мозаики, рельефы – звонкие и яркие, наряжающие в праздник убогие коробки типовых зданий. B общем-то, был успешным оптимистом. Насколько в России ХХ века мог быть успешным и оптимистичным сирота, беспартийный, еврей. А потом в стране начался капитальный ремонт и его радостный талант оказался ненужным. Он сравнивал свое поколение с обитателями зоопарка, которых некие благодетели вышвырнули из клеток, не потрудившись обучить, как жить на воле. Году в восемьдесят восьмом Художник в первый и последний раз решил выйти на демонстрацию – звали на защиту Культуры. Можно было вернуться к лирическим пейзажам или вообще начать лепить нечто модное и конвертируемое – свечечки и березки. Но он выбрал тесные врата. На его новых холстах ожила новая Россия - Россия конца века и тысячелетия - сбитая с толку, горькая, но пронзительно родная. Загаженный Арбат, оскверненный символ шестидесятников: наглые купчики и выставленные на продажу женщины и знамена – «Свободная торговля». Оборванная Мать со спящим – или мертвым? – Сыном на заплеванном полу подземного перехода – «Нищая». Летящий над баррикадой Белый Лебедь в балетной пачке, ожесточенные люди и бумажная иконка у горки мелких подмосковных яблок – «19 августа 1991. Яблочный Спас». Дом - корабль с обугленным парусом, на асфальте багровая лужа и человеческий силуэт мелом – «Расстрел Белого Дома». Дюжие омоновцы в серебристых шлемах-сферах волокут худенького парнишку с обрывком красного в руках – «Расправа». По дате – 1986 год – понятно: расправляются с демократом. Вновь марсианские шлемы и демонстранты, под ногами обрывки красного: «С праздником, дорогие товарищи!». Это «Первомай 93-го года» - расправляются с коммунистами. Окровавленная плоть арбуза, всаженные в столешницу угрюмые черные ножи, груда черных плодов – голов? - «Тревожная осень 92 года». Cначала Художник просто защищался от хаоса. И брошенный им вызов был попыткой удержать равновесие. Но тут произошло нечто столь же удивительное, сколь закономерное. Мастер не просто стал писать про другое – вновь обретая смысл жизни и уверенность в себе, он стал писать по-другому: с сумасшедшей энергетикой, ярко, мощно, дерзко. Настолько по-другому, что прошлые работы, казалось, принадлежат не ему. Пригвождая к полотну свое собственное видение мира, он заговорил на языке, понятном каждому – языке искусства. Его образы яростно проламывали холст, притягивали и тревожили, даруя зрителю чувство сопричастности. Мне кажется, я понимаю, чем Художник заслужил этот потрясающий дар. Просто для него не существовало понятия - «чужая беда». И великая сила его со-чувствия оборачивалась подлинным чувством: он сражался вместе с пожарными Чернобыля, захлебывался, уходя на дно с «Адмиралом Нахимовым», горел с пассажирами злополучных поездов 211 и 212, стоял плечом к плечу с непримиримой оппозицией. А потом рассказывал об этом – так правдиво, как может только переживший. На исходе лета девяносто шестого он написал картину: женщина в ситцевом платье с окаменевшим лицом прижимает к груди русоголового мальчонку. В спину подталкивают автоматами боевики с завязанными лицами. Розовый южный песок перечеркивают угольные тени, и, заслоняя небо, вьется, бьет по глазам изумрудная зелень знамени - «Заложники Буденновска». Вторая картина сначала показалась мне этюдом к «Заложникам»: точно такая же заплаканная ситцевая женщина, тот же смуглый парень с автоматом и замотанным тряпкой лицом. Только земля черная, а позади не зеленое знамя - горящий домик. И ребенок – темноволосый малыш - почему-то бесстрашно тянет ручонку к автомату. На оборотной стороне холста было написано: «Семья». Потом появились «Взорванный дом», «Жертва теракта на Пушкинской», «Захват»... И «Норд-Ост» он тоже обязательно написал бы. Но на четвертые черные сутки, когда список погибших перестал умещаться на экране телевизора, Художник, столько раз умиравший, взял и умер взаправду. Врач сказал: «косвенная жертва террористического акта». Но он не знал, что Художник - заслуженный художник России Илья Матвеевич Бройдо был не жертвой, а бойцом. И смерть его – боевая потеря. Анна БРОЙДО http://nechtoportal.ru/rossiya/oktyabr-1993-kto-strelyal-v-narod-belyie-pyatna-chernogo-oktyabrya-93-go.html В октябре краснеют листья клена, А закаты черные как дым. В октябре шагают батальоны По залитым кровью мостовым Постепенно люди начинают забывать о трагедии, когда был перейден рубеж между законом и беззаконием. У некоторых в головах перепутались события августа 1991 и октября 1993. Не только многие приезжающие в Москву, но и иные москвичи, впервые случайно видя небольшой мемориал, посвященный погибшим, с удивлением говорят: «Надо же! А мы думали, что погибло только три человека!» Поражает даже не то, что власть намеренно решилась на демонстративное убийство собственных сограждан, а то, как отреагировало на это большинство россиян (именно россиян, а не русских). Они промолчали. К этому добавилась аполитичность: обманутые Eльциным - Гайдаром люди не хотели рисковать ради Хасбулатова и Руцкого. Александр Невзоров, чьи «600 секунд» были в те дни единственной отдушиной на телевидении, cнял документальный фильм «Восстание», «водил толпы» на баррикады. Станислав Говорухин написал о тех днях острую публицистическую книгу и снял не менее жесткий «Час негодяев»? Hо сейчас сплошная тишина, а ведь речь идет о событии, повернувшем российскую историю, о событии, не менее значимом, чем октябрьская революция 1917 –гo… Сейчас никто, кроме оппозиционной прессы, не напоминает о тех днях. Значит все эти смерти были напрасны? Значит правы те, кто промолчал, или те, кто призывал раздавить «красно-коричневых»? И еще такой такой маленький штришок: многие из тех либеральных интеллигентов, кто подписывал письма с призывами к репрессиям, уже предстали перед Высшим судом: Алесь Адамович, Александр Иванов, Дмитрий Лихачев, Юрий Нагибин, Булат Окуджава, Роберт Рождественский, Василий Селюнин, Лев Разгон. Именно они писали в «Известиях» в те дни: «Хватит говорить… Пора научиться действовать». Боже мой, какой слог! Ничего не попишешь – образованные люди… Бог прибрал их, прибрал Cтаровойтову, Юшенкова - вне очереди. Bот документальные кадры Mосквы тех дней, на которых пенсионеры с портретикoм Eльцина в руках, почем зря костерят «проклятых депутатов»… Где вы теперь, те, кто за денежную подачку выходил на улицы поддерживать «всенародно избранного»? В завершение в очередную годовщину кровавого октября 93-го года мы достанем эти книги и газеты: 4 октября 1993 года. Москва. Дом советов. «Рано утром, примерно в 7 утра, нас по тревоге подняли. Мы поднялись и вышли из бункера, что под спорткомплексом Дома Советов. Уже велась стрельба по баррикадам и подходящим к ним людям. Стреляли и по выбегающим из бункера. Пули свистели на уровне головы и пояса… Потихоньку стали отходить к стадиону… через дырку в сетке ограждения… Когда перебрался на территорию стадиона, вижу солдат человек 10… Далее вижу мужчину, пришедшего с солдатами чтобы выносить раненых. Он вытряхивает мозги из кепки, говорит, что снял ее с убитого лейтенанта, мол на память оставлю» (Львов Е.А., рабочий // Площадь свободной России…). «Когда «бэтээры» проезжали первую баррикаду, что была еще впереди Горбатого моста, кто-то бросил в них бутылку с зажигательной смесью. Не попал. Следующий «бэтээр» этого человека просто раздавил. В короткие минуты перемирия я из окна третьего этажа Дома Советов хорошо видел погибшего: проткнутая костями зеленая куртка, выдавленный на асфальт из рукавов и штанин кровавый фарш… После этого я уже ничему не удивлялся. (Шептулин Н., работник музея // «Мы и время» № 48 (87). 1 ноября 1993, спецвыпуск) «Чтобы разрядить обстановку, как-то успокоить людей, среди которых были женщины и дети, я поднялся на первый этаж узнать, что там происходит. Там шел настоящий бой. Девушка, которая перевязывала наших раненых, погибла. Первое ранение было в живот, но она осталась жива, в этом состоянии пыталась доползти до двери, но вторая пуля попала ей в голову. Так она и осталась лежать в белом медицинском халате, залитом кровью» (Коржиков С. Переворот // Кровавый октябрь…). «…На первый этаж, на улицу, на лестницу, к набережной Москвы-реки. Часы на фасаде стоят. Показывают, как я помню, 10 ч. 03 м – последнюю минуту Советской власти. Нас на лестнице все больше и больше. Поворачиваюсь лицом к дому и становлюсь на колени…» (Рабочий С.З. // Площадь свободной России…). «А в это время в Москве продолжали работать магазины и кафе, люди пили коньяк и кофе, ели мороженое… В их жизни, казалось, ничего не изменилось, как будто не было танков на улицах Москвы, расстрела Дома Советов, сотен трупов и огромных пятен крови» (Ковалев Е. «Мы обязаны рассказать правду» // «Северный рабочий» 11 ноября 1993 года). «В чем трудность установления количества погибших? Если можно как-то выявить количество погибших москвичей – родственники их разыскивают, пытаются опознать, то сказать, сколько погибло иногородних, просто невозможно: многие приехали на защиту парламента негласно. Убежден, что подлинная цифра не станет известна никогда» (Бабурин С. // Площадь свободной России…). Александр Репников – 2005, http://nechtoportal.ru/rossiya/oktyabr-1993-kto-strelyal-v-narod-belyie-pyatna-chernogo-oktyabrya-93-go.html http://nechtoportal.ru/rossiya/vspominaya-oktyabr-1993-goda.html | |
|
Всего комментариев: 0 | |