Главная » 2013 Август 13 » Xотите ли вы, чтобы вам отубили голову? Да-да-нет-да. Bсе было брошено, чтобы одурманить человека
08:35 Xотите ли вы, чтобы вам отубили голову? Да-да-нет-да. Bсе было брошено, чтобы одурманить человека | |
Kнига здесь IX Съезд парламентариев . Борьба на Съезде IX Съезд народных депутатов начал свою работу в Большом Кремлевском дворце утром 26 марта, спустя всего две недели после окончания VIII съезда — тоже внеочередного. Кому надо было держать страну в таком напряжении? Да, Ельцину и его соратникам, но не народу. Открывая Съезд, я выступил с краткой речью, в которой сказал: "Развитие ситуации в стране вновь заставило Верховный Совет пойти на созыв внеочередного Съезда. К глубокому сожалению, оправдались опасения, высказанные в заключительные минуты предыдущего Съезда: вы действительно не успевали доехать до дома, как нам вновь пришлось собраться. Причина вам известна: обращение Президента от 20 марта, что вывело развитие ситуации из конституционного русла. Позиции Верховного Совета и Конституционного суда вам также известны. Настала очередь Съезда, за ним по Конституции решающее слово. В чем же нам видится главная проблема, что будоражит общество? Главное состоит в том, удастся ли нам вывести страну на устойчивый путь демократического развития? Защита демократии — это главное, для чего мы собрались на Съезд. Нынешние события показали, что демократические процессы еще не стали необратимыми, как могло показаться еще совсем недавно. Демократическая риторика — отнюдь не гарантия от попыток попрания Конституции. Демократия и конституционная законность — это неразделимые звенья одной цепи, никакими рациональными соображениями нельзя оправдать нарушения этой органической связи. Объективно Россия сегодня имеет все предпосылки для осуществления великих преобразований в рамках законности и демократии. Во-первых, на предыдущем Съезде мы освободили Конституцию от несвойственных ей покровов в виде временных соглашений. Во-вторых, в обществе через сложные перипетии, коллизии, борьбу в ходе осуществления реформ все более пробивается тенденция общественного согласия, именно в обществе. В стране нет значительных сил, готовых отказаться от реформ и идти назад. Да и в принципе возврат в прошлое уже невозможен. Даже приверженцы коммунистической идеи не стремятся возвратиться к дореформенным схемам развития. Это очевидность. В-третьих, заложена основа федеративного устройства на базе заключенного договора между субъектами Федерации, ставшего составной частью нашей Конституции. В эти последние дни подтвержден огромный позитивный потенциал субъектов Федерации, решающая роль их позиций в преодолении конституционного кризиса. Приступая сегодня к разрешению острейшего кризиса власти, мы должны постоянно иметь в виду, что корни этого кризиса лежат в крайне неудовлетворительных результатах первого этапа экономической реформы. До тех пор, пока Федерация не будет иметь программу экономического возрождения, понятную человеку, гражданину или принятую всеми значимыми общественными политическими силами, мы не застрахованы от противоречий и потрясений. Важно соединить на практике демократию и реформу. В этом — главная проблема, это самое насущное дело. Мы столкнулись, к сожалению, с чрезвычайным обстоятельством: со стремлением монополизировать всю власть — законодательную и исполнительную. Под это пытаются подвести даже своеобразную теоретическую базу. Сначала говорят о бесспорном — стране нужен порядок, а далее все сводится к необходимости установления режима сильной власти, иначе, дескать, эти депутаты, стоящие у микрофонов, будут только "разбалтывать” страну. Но нам действительно нужны порядок, организованность, и их мы сможем добиться только на базе четкого разделения и эффективного взаимодействия властей. Нам также нужна сильная исполнительная власть. Сегодня мы пока такой не имеем. Фактическая отстраненность Парламента от формирования Правительства не пошла на пользу экономической реформе. С другой стороны, деятельность Правительства буквально вязнет в многочисленных параллельных структурах Президента. Отбросив амбиции, необходимо еще раз вернуться к закону о Правительстве, внеся соответствующие поправки в Конституцию. Одним словом, нам необходимо сильное Правительство, которое бы несло ответственность вместе с Парламентом и Президентом за дела в стране. Сила исполнительной власти должна все более опираться на взаимодействие с регионами и формирование на этой основе действенной вертикали власти. Какой представляется логика нашей работы? Очевидно, нам следует выслушать доклад Конституционного суда, видение Президентом Российской Федерации путей выхода из политического тупика. Далее, Съезд должен спокойно, взвешенно обсудить проблему и принять соответствующее решение. В итоге наш Съезд призван помочь ввести ситуацию в конституционное и правовое пространство и на этой основе разрешить возникшие противоречия. Хотелось бы, чтобы мы нашли здесь то единственно правильное решение, которое хотя бы приблизило нас к согласию, внесло успокоение в умы и сердца людей. Надеюсь на мудрость участников Съезда. Хотелось бы сказать, что, если депутаты усматривают причину в каких-то личностных конфликтах, готов во имя согласия без колебаний оставить пост Председателя Верховного Совета”. Главным событием первого дня Съезда был доклад Председателя Конституционного суда В.Д. Зорькина. В своем докладе он проанализировал истоки конфликта между исполнительной и законодательной властями, подчеркнув, что главная его причина кроется не столько в самой Конституции, сколько в реальной неспособности властей соблюдать ее положения. Игнорирование Конституции как "устаревшей” и "брежневской”, подчеркнул В.Д.Зорькин, является чрезвычайно опасным шагом. Когда говорят, что время компромиссов прошло, это означает, что вступают в действие крайние средства правителей, которые намереваются жить уже не по Конституции, а по каким-то другим принципам. От кого бы это ни исходило, это означает взрыв конституционного пространства. Председатель Конституционного суда убедительно опроверг "аргументы” о том, что Суд не имел будто бы оснований для вынесения своего заключения, отталкиваясь лишь от факта телеобращения Президента. "Если это просто обращение о намерениях, тогда что означают слова Ельцина на весь мир: "Я решил, я подписал Указ”? Тогда объясните, — обратился Председатель Конституционного суда к двухтысячному залу, — что такое приготовление к антиконституционному изменению государственного строя?” В экстремальных условиях, сложившихся после телеобращения Президента, Конституционный суд был просто обязан выступить в защиту конституционного строя. Отвечая на вопросы депутатов, Валерий Зорькин подчеркнул, что Конституционный суд свой вердикт вынес, и теперь вопрос об отрешении Президента от должности за нарушение Конституции должен решать в соответствии со статьей 121.6 только Съезд. В выступлении Председателя Конституционного суда содержался также целый ряд предложений по механизму вывода страны из конституционного кризиса: проведение досрочных выборов Президента и народных депутатов Российской Федерации осенью 1993 года, укрепление правительства на принципах профессионализма и национального согласия, наказание и отстранение от должности людей, введших в заблуждение Президента при подготовке Обращения и Указа и другие. Дискуссия Подавляющее большинство депутатов выступило за твердый отпор авторитарным посягательствам на конституционно-правовые основы, за строгое и неукоснительное соблюдение положений Конституции. Резкой критике был подвергнут социально-экономический курс Правительства, его упорный отказ выполнить решения предыдущих Съездов о внесении назревших корректив в осуществление экономической реформы. "Уже не один Съезд, — заявил народный депутат Юрий Слободкин, — занимается умиротворением Бориса Николаевича Ельцина. Но все прошедшие Съезды и развитие событий показывают, что нынешнего Президента нельзя умиротворить, что он не успокоится до тех пор, пока не установит личную диктатуру или не взберется еще раз на один танк”. Настроение многих депутатов было созвучно выступлению Амана Тулеева. "После так называемого августовского путча, — сказал он, — на Съездах, сессиях Верховного Совета депутаты четырежды наделяли Ельцина чрезвычайными полномочиями, суперполномочиями, специально под его капризы вводили в Конституцию новые статьи, отменяли ранее действовавшие. Предоставленные чрезвычайные полномочия эффекта не дали. Ни Съезд, ни Верховный Совет за это с Президента не спросили... Для чего Президенту понадобилась диктатура? Для того, чтобы, невзирая на недовольство людей, не обращая внимания на падение жизненного уровня, развал экономики, невиданный разгул преступности и насилия, продолжать неверный экономический курс за счет обнищания основной массы населения. Диктатура нужна, чтобы заткнуть рот недовольным, чтобы заставить замолчать оппозицию, чтобы при общем развале и распаде радио и телевидение с радостью сообщали бы об очередных победах "реформаторов”... Выступали депутаты различных идеологических воззрений, но оказалось, что все они не приемлют откровенно антиконституционных, насильственных действий по изменению государственного строя. ...Депутаты отмечали, что Президент выражает интересы исключительно своего ближайшего окружения, нового руководства "Демроссии”, меньшинства населения страны, основываясь на недостоверных данных социологических служб. Сторонники Президента в основном стыдливо молчали — факт попытки государственного переворота был очевиден. Его одобряли далеко не все депутаты, даже традиционно поддерживающие Ельцина. Многие в зале, да и следившие по телевидению, были шокированы еще одним хорошо известным миру фактом пьянства. "Вчера, — заметил по этому поводу народный депутат Н.Казаков, — мы были свидетелями того, что такие моменты, когда Президент не в состоянии управлять страной, бывают”. Кампания шантажа и травли народных депутатов в дни Съезда как со стороны средств массовой информации, так и руководителей исполнительных структур, приняла самые чудовищные формы. Дошло до того, что одурманенные наркотиками и спиртным люди, которых специально "накачивали” при прямом попустительстве московской мэрии, применили по отношению к депутатам меры физического воздействия. Депутату А.Голишникову нанесли тяжелую травму головы. Не гнушались оскорблениями, запугиванием и хулиганскими действиями даже по отношению к депутатам-женщинам. Прямые призывы к такого рода действиям раздавались на проходившем в дни Съезда многотысячном митинге на Васильевском спуске у стен Кремля. Выступивший на митинге Ельцин заявил, что не будет считаться с решениями Съезда. "Клянитесь, потребовала Елена Боннэр у Ельцина, поднеся к его лицу микрофон, — что не будете выполнять решений Съезда”. "Клянусь”, — сказал Президент... Бурное возмущение депутатов вызвало заявление пресс-секретаря Президента в последние часы работы Съезда. Он сравнил высший орган государственной власти с "коммунистической инквизицией”. Вечернее появление Ельцина возмутило многих. Но взорвалa ситуацию попытка конституционным путем завершить пребывание у власти Ельцина ценой досрочного ухода и Президента, и парламентариев. Надо было идти на досрочные одновременные выборы и Президента, и депутатов. Согласительная комиссия из многих видных деятелей Парламента вместе с доверенными лицами Ельцина и Черномырдина села 28-го писать проект Постановления Съезда. Bдруг звонит Валерий Зорькин, говорит, что Ельцин может "предпринять неадекватные действия”. Ельцин с трудом удержался у власти. Если в первый день работы 9-го Съезда депутаты отклонили включение вопроса о его отрешении от должности в повестку дня (457 голосов), то 28 марта 1993 г. это голосование едва не выбросило его из Кремля (617 голосов). Не хватило нескольких голосов для его падения... 4 вопроса, которые "потрясли мир" В принятом постановлении Съезд объявил проведение 25 апреля на всей территории России всенародного референдума по четырем вопросам: 1. Доверяете ли вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину? 2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года? 3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации? 4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации? Во-первых, Съезд дал отпор планам введения авторитарных порядков, защитив Конституцию. Впервые законодательные органы закрепили правовой механизм развязки конституционного кризиса — через Конституционный суд, через Верховный Совет, через Генерального прокурора. Депутаты не дали себя запугать массированной кампанией лжи, клеветы и угроз, за которой стояли влиятельные лица из президентского окружения, и не только. Тенденцию растущей сплоченности парламентариев, глубокое осознание опасности авторитаризма отразили итоги голосования. 3аконодатель высказался за сильную и твердую исполнительную власть, за создание ответственного правительства, опирающегося на поддержку основных политических сил и регионов. Съезд потребовал кадрового укрепления правительства, введения действительно работающих, а не красующихся на телеэкранах и митингах министров.(Что, страшило Ельцина-Черномырдина. Они боялись отчета, боялись, что их всех попросят из Кремля, со Старой площади из-за "профессиональной непригодности”.) Более 1 млн. писем было получено Съездом в эти дни. Pейтинг Съездов, Верховного Совета в обществе стал медленно подниматься. Все "социологические исследования”, проводимые "дворцовыми политологами”, искажали картину. Eльцинский режим терял массовую опору в стране. Референдум и его интерпретации. Антиконстуционное "Конституционное совещание" Колоссальная пропагандистская машина исполнительной власти, проправительственные партии, теневые элементы бизнеса — все было брошено на то, чтобы одурманить человека, выколотить из него "да”, "да”, "нет”, "да”. Пропагандистская задача, поставленная Кремлем, была выполнена: чуть больше половины пришедших на референдум людей, то есть одна четверть населения, одобрили социально-экономический курс Правительства. Кто-то из "президентской команды”, готовясь к худшему, цинично сказал: "Важны не результаты референдума, важны его интерпретации”. Kремлевские теоретики утверждали: "никакой Верховный Совет, "их” Конституция — нам не указ. Народ нам доверил”. Профессор Джон Росс, работавший в группе консультантов Анатолия Милюкова, сказал: "Руслан Имранович, почему вы не подадите в суд на телевидение — ведь их пропаганда в пользу Президента преступна? Такого не позволяет себе ТВ нигде в мире. Оскорбления, клевета на парламент? Это — не журналисты, это — хулиганы!” На полную катушку заработало "Конституционное совещание”, ставящее задачей заменить Конституционную комиссию, избранную I Съездом народных депутатов. Ельцинисты — большие выдумщики по части "государственного строительства”; им ничего не стоит в один час "объединить” Министерство иностранных дел и Министерство внешних сношений в одно. Через полгода — разъединить. Со времени, когда Ельцин занял Кремль (декабрь 1991 года), им осуществлено 137 реорганизаций Правительства. Численность федеральных служащих возросла в 11,5 раза! Появились десятки дублирующих государственных организаций. Действует "три федеральных правительства”. Первое — официальное Правительство; второе — администрация Президента, по численности сравнявшееся с федеральным Правительством; третье — ведомства и организации, созданные "при Президенте”. Между ними идет сложная "тихая война”... Этот врожденный административный зуд в сочетании с агрессией против законодателя произвел в мае 1993 года странное образование — "Конституционное совещание”. Этому "Конституционному совещанию” предписывалось к 5 июня "завершить” создание проекта "новой Конституции”. Это означало новый виток политической конфронтации, что признавалось и некоторыми иностранными наблюдателями. Так, люксембургская газета "Цайтунг” опубликовала передовую статью. В ней говорилось: "Господин Борис Ельцин твердо решил установить в России абсолютный президентский режим, базой которого должна стать Конституция, дающая президенту соответствующую власть. Ее проект уже подготовлен. Г-н Ельцин хорошо понимает, что если он будет следовать закону, то проект Конституции вызвал негодование среди юристов и интеллектуалов, увидевших в нем попытку установить неограниченную личную власть. Поэтому Президент маневрирует, стремясь обойти Парламент и другие государственные структуры. Парламентом разработан другой проект Конституции, который резко отличается от "основного закона” Ельцина и сохраняет за Парламентом широкие полномочия. Ельцин устраняет из высших эшелонов государственной власти людей, которых не любит потому, что их убеждения отличаются от его собственных... Тогда стало ясно, что Кремль вынашивает планы по насильственному изменению Конституционного строя. В Верховном Совете почти ежедневно проходили встречи с учеными, специалистами, деятелями культуры, представителями профсоюзов, общественных и политических партий, женских и молодежных организаций. В то же время Верховный Совет на каждом заседании принимал 2-3 нужных обществу закона. Было принято решение о проведении в августе Всероссийского экономического совещания, готовилось оно вместе с Правительством. Но в день его проведения никого из лидеров Правительства нa совещании не оказалось - Ельцин запретил. Совещание, на котором были представлены все регионы, крупные специалисты, представители госсектора и бизнеса, выработало серьезные рекомендации Правительству. Кремль исчерпал себя на пути мирного решения внутренних противоречий общества. Ельцин хмур, опухшее лицо. Поэтому раздались слова: "Август — артподготовка, сентябрь — штурм”. Ельцин дает указания готовить "план штурма. Заговорщики торопятся, еще немного — и общество окончательно поймет, что высшая исполнительная власть — бездумный банкрот. | |
|
Всего комментариев: 0 | |