Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Вторник, 30.04.2024
Главная » 2013 » Июль » 25 » Экономиka: на что может рассчитывать женщина в России (Ростовская М.Н., 1998)
08:01
Экономиka: на что может рассчитывать женщина в России (Ростовская М.Н., 1998)
Права человека:  феминистская экономика - экономика нормативная.


      Мы живем в темпомире перемен. Время опередило себя и ритм стал свойством  жизни. Обострились все проблемы и  ученые естествоиспытатели заговорили о "режиме с обострением”, возникающем в системах,  где один из параметров начинает  безудержно расти в бесконечность за короткое время. Таким параметром является  численность  населения,  увеличение  которой поощрялось всеми концепциями экономического роста. Бесконечность  сомкнулась с  планетарными ограничениями, а это означает, что патриархальная культура, обусловившая экономическую  экспансию, вынуждена  уйти в небытие и  ее установки не соответствуют ситуации.  Сегодня кризис терпят не экономики как системы жизнеобеспечения, а неадекватные  экономические теории и реформы, на них основанные.

   То, что  индивиды делятся на два пола,  не подлежит сомнению. Но означает ли это  незыблемость места,  которое  отведено  женщине благодаря  социальному  стереотипу с его  профессиональной и вертикальной сегрегацией, ограниченным доступом в высокооплачиваемый сектор трудового рынка и структуры, где принимаются решения? Развитие массовых производств и урбанистических процессов создало устойчивый спрос на женский труд, совершенствование образовательных систем привело к  накоплению женского капитала  и  женщины составляют 38% экономически активного населения мира. Однако модель труда для женщин есть модель трудового резерва, привлекаемого в моменты роста и милитаризации, выбрасываемого "на кухню”  в периоды спада. Эта модель вынуждает к  защите прав женщин в сфере экономики. Другая болезнь экономических теорий - стремление уйти от детального рассмотрения структур и их роли в процессах и оперировать только макроуровнем. Но макроуровень - всего лишь внешнее проявление изменений, происходящих на микроуровне.  Экономические теории структур не замечают по причине невероятного отставания парадигмы, застывшей на временной отметке  физики однородного газа. Эту науку, рассуждающую о конкуренции, конкуренция коснулась менее всего, а научные революции  были отведены в сторону. Экономические изменения, вызываемые структурным фактором, однако, слишком серьезные,  чтобы оставить их без внимания. У современных приверженцев феминизма имеются серьезные основания игнорировать экономические школы и теории, относя их  к  "патриархальным” наукам,   где выбрана цена вместо ценности, рост взамен развития, соперничество против солидарности. Что бы о феминизме не говорили, но эта аксиоматика мало отличается от  аксиоматики концепции устойчивого развития. Гендерный подход  сосредоточен на ценностном и нормативном аспекте жизнеустройства с ориентацией на нормативную экономическую теорию,  на вопросе "почему” и " как должно быть”. Экономические теории исходят из настоящего в духе позитивной экономики и вряд  ли внесут теоретические инновации на переломе веков.  Экономический и социологический  подходы подразумевают в своем основании разные модели человека,  разные механизмы координации человеческого поведения.  Экономический человек - человек рациональный, изобретательный, максимизирующий, который взаимодействует с другими через рынок и цены, социологический - социализированный, играющий,  действующий   через социальные нормы и санкции. Разные модели порождают разный аппарат и инструментарий. Есть у наук ХХ века проблема. Они не способны  совместить инструменты разных дисциплин, ибо не уделяют внимания понятиям и полноте знания, потому что эта работа не субсидируется как  коммерчески значимая. Она еще не востребована.  А когда инструменты и модели разные, результаты могут расходиться сильно. Но практика, нещадный критерий истины, выявляет это несовершенство феноменами  "феминизация бедности” и "маскулинизация богатства”. Перенаселенность, чрезмерная урбанизация, истощение природных ресурсов -другой  результат   исключения женщин из общественной жизни. И устойчивый комплекс женской фрустрации и неполноценности - это уже на психологическом уровне.

  Экономические модели  объективируют  рациональное линейное поведение  "хомо экономикуса” в образе европейского белого мужчину среднего класса  с точки зрения предпочтений и принятия решения. Он молекула и основа. Маскулинная идеология пронизывает  ткань жизни , выстраивает институты общества, основанные на иерархии и подчинении. Принцип  тупой рациональности  заложен во все экономические учения от марксизма до либерализма и это будет так, пока экономика будет находиться в поле собственных конструкт и не перейдет на междисциплинарный уровень исследований. А переходить она не желает, потому что нормативно-ценностные ограничения все же учитываются, но  как внешние переменные и она утопает в своей самодостаточности вопреки тому, что общество, в котором мы пребываем, уже сменило  "темпомир”. Пока экономист любуется  теорией  бюджетных ограничений,  феминист бьется над проблемой:” как под влиянием уровня оплаты труда членов домохозяйства  изменятся отношения в обществе и каково будет качество жизни ”. Отсюда требование  равных прав и равных возможностей, ибо только демократия дает суверенитет личности и подрывает глубинный источник дискриминации по принципу пола.

     Так, экономическая модель предложения труда базируется на модели предельной полезности, разбивающей время на трудовое и досуг. Считается, что досуг -это благо, которое человек потребляет, и досуг - нормальное благо, которое возрастает  с увеличением дохода. Труд рассматривается как неприятная необходимость. Но ведь по каждой из этих посылок можно спорить. Зачем же спускать их обществу в виде институционально закрепленных норм?

    Феминистский подход  к экономической теории начинается с концепции домохозяйств как экономической, социальной, хозяйственной  структуры, ячейки общества  со всеми  правами собственности и товарными отношениями с внешним миром. Нет больше "хомо экономикуса”, холостяк женился, обзавелся детьми и семейными обязанностями. Возможно здесь же проживают бабушки и дедушки. Кто знает, какой тип семьи он выбрал,  нуклеарный тип не единственный, ибо  хозяйство это находится в культурной, исторической, географической среде. Домохозяйство - основная единица социального и биологического воспроизводства, связанная с  экономической макроструктурой.  Цель домохозяйства - благополучие, выразителем которого являются доход и качество жизни. Ресурсы домохозяйства ограничены, их можно  производить,  но суть прогресса в том, что купить  на рынке выгоднее,  источником денежных средств становится в основном наемный труд.  Домохозяйство рассматривает  труд  как некую полезность. В связи с уровнем образования  возрастает значимость не только доходного, но и  престижного или творческого труда как  средства самовыражения  личности. Такой труд обладает потребительской стоимостью, за него платят, инвестируя в образование, создают человеческий капитал. От  равного вложения  ожидают равной отдачи особи обоего пола.  Вот почему трудовая дискриминация есть неоправданная девальвация себестоимости человека.

    Домохозяйство  зависит от институтов общества и рассматривается в сфере взаимодействия ряда рынков: рынка труда,  потребления, производства, финансовых рынков (инвестиций и сбережения).  Являясь рыночной единицей, домохозяйство живет по закону рынка, однако модели хозяйственных решений множественны и  зависят не только от  общих, национальных оценок движения ресурсов и показателей экономического развития, но и от  внутренних сил, степени автономии домохозяйств от доминантной экономики. Динамика этих показателей выражается стратегией, которая  чувствительна к экономической политике и ярко выражается демографическими симптомами. 

   Уровень дохода домохозяйства на макроуровне дает  культурологический и  электоральный феномен. В низкодоходных семьях идет сильное разрушение патриархатных норм и вовлечение женщин в трудовой процесс. Асимметрия  дохода и образования  в высокодоходных хозяйствах в пользу мужа  стагнирует  патриархатность. Эгалитарное распределение  ролей возникает  в высокодоходных симметричных семьях. Доходный уровень влияет на изменение бытовых условий, возможность привлечь рабочую силу в  домохозяйство. Для одиноких женщин, живущих с родителями, связь между статусом домашнего хозяйства и уровнем трудового участия вообще ослаблена.

     Таким образом, не государственная власть, церковь или устои общества, а  домохозяйство есть  базисная  единица решений в политике дохода и труда. Государство должно создавать условия реализации для  того и другого. Однако работодатель, который почти всегда  мужчина , исходит в кадровой концепции из стереотипа  о "нормальном”  распределении труда, дискриминирующем женщин  и исправить ситуацию можно только формированием гендерно нейтральной социальной структуры общества.

    Индустриальное общество включило женщин в процессы развития, однако непреодоленным препятствием остаются  исторически сложившимися типы социальной практики, существенно ограничивающие право выбора жизненной парадигмы,  индивидуальное право человека на развитие.

 
Категория: Cоциология | Просмотров: 543 | Добавил: rostowskaja