Главная » 2013 » Июль » 25 » Экономиka: на что может рассчитывать женщина в России (Ростовская М.Н., 1998)
08:01 Экономиka: на что может рассчитывать женщина в России (Ростовская М.Н., 1998) |
Права человека: феминистская экономика - экономика нормативная. Мы живем в темпомире перемен. Время опередило себя и ритм стал свойством жизни. Обострились все проблемы и ученые естествоиспытатели заговорили о "режиме с обострением”, возникающем в системах, где один из параметров начинает безудержно расти в бесконечность за короткое время. Таким параметром является численность населения, увеличение которой поощрялось всеми концепциями экономического роста. Бесконечность сомкнулась с планетарными ограничениями, а это означает, что патриархальная культура, обусловившая экономическую экспансию, вынуждена уйти в небытие и ее установки не соответствуют ситуации. Сегодня кризис терпят не экономики как системы жизнеобеспечения, а неадекватные экономические теории и реформы, на них основанные. То, что индивиды делятся на два пола, не подлежит сомнению. Но означает ли это незыблемость места, которое отведено женщине благодаря социальному стереотипу с его профессиональной и вертикальной сегрегацией, ограниченным доступом в высокооплачиваемый сектор трудового рынка и структуры, где принимаются решения? Развитие массовых производств и урбанистических процессов создало устойчивый спрос на женский труд, совершенствование образовательных систем привело к накоплению женского капитала и женщины составляют 38% экономически активного населения мира. Однако модель труда для женщин есть модель трудового резерва, привлекаемого в моменты роста и милитаризации, выбрасываемого "на кухню” в периоды спада. Эта модель вынуждает к защите прав женщин в сфере экономики. Другая болезнь экономических теорий - стремление уйти от детального рассмотрения структур и их роли в процессах и оперировать только макроуровнем. Но макроуровень - всего лишь внешнее проявление изменений, происходящих на микроуровне. Экономические теории структур не замечают по причине невероятного отставания парадигмы, застывшей на временной отметке физики однородного газа. Эту науку, рассуждающую о конкуренции, конкуренция коснулась менее всего, а научные революции были отведены в сторону. Экономические изменения, вызываемые структурным фактором, однако, слишком серьезные, чтобы оставить их без внимания. У современных приверженцев феминизма имеются серьезные основания игнорировать экономические школы и теории, относя их к "патриархальным” наукам, где выбрана цена вместо ценности, рост взамен развития, соперничество против солидарности. Что бы о феминизме не говорили, но эта аксиоматика мало отличается от аксиоматики концепции устойчивого развития. Гендерный подход сосредоточен на ценностном и нормативном аспекте жизнеустройства с ориентацией на нормативную экономическую теорию, на вопросе "почему” и " как должно быть”. Экономические теории исходят из настоящего в духе позитивной экономики и вряд ли внесут теоретические инновации на переломе веков. Экономический и социологический подходы подразумевают в своем основании разные модели человека, разные механизмы координации человеческого поведения. Экономический человек - человек рациональный, изобретательный, максимизирующий, который взаимодействует с другими через рынок и цены, социологический - социализированный, играющий, действующий через социальные нормы и санкции. Разные модели порождают разный аппарат и инструментарий. Есть у наук ХХ века проблема. Они не способны совместить инструменты разных дисциплин, ибо не уделяют внимания понятиям и полноте знания, потому что эта работа не субсидируется как коммерчески значимая. Она еще не востребована. А когда инструменты и модели разные, результаты могут расходиться сильно. Но практика, нещадный критерий истины, выявляет это несовершенство феноменами "феминизация бедности” и "маскулинизация богатства”. Перенаселенность, чрезмерная урбанизация, истощение природных ресурсов -другой результат исключения женщин из общественной жизни. И устойчивый комплекс женской фрустрации и неполноценности - это уже на психологическом уровне. Экономические модели объективируют рациональное линейное поведение "хомо экономикуса” в образе европейского белого мужчину среднего класса с точки зрения предпочтений и принятия решения. Он молекула и основа. Маскулинная идеология пронизывает ткань жизни , выстраивает институты общества, основанные на иерархии и подчинении. Принцип тупой рациональности заложен во все экономические учения от марксизма до либерализма и это будет так, пока экономика будет находиться в поле собственных конструкт и не перейдет на междисциплинарный уровень исследований. А переходить она не желает, потому что нормативно-ценностные ограничения все же учитываются, но как внешние переменные и она утопает в своей самодостаточности вопреки тому, что общество, в котором мы пребываем, уже сменило "темпомир”. Пока экономист любуется теорией бюджетных ограничений, феминист бьется над проблемой:” как под влиянием уровня оплаты труда членов домохозяйства изменятся отношения в обществе и каково будет качество жизни ”. Отсюда требование равных прав и равных возможностей, ибо только демократия дает суверенитет личности и подрывает глубинный источник дискриминации по принципу пола. Так, экономическая модель предложения труда базируется на модели предельной полезности, разбивающей время на трудовое и досуг. Считается, что досуг -это благо, которое человек потребляет, и досуг - нормальное благо, которое возрастает с увеличением дохода. Труд рассматривается как неприятная необходимость. Но ведь по каждой из этих посылок можно спорить. Зачем же спускать их обществу в виде институционально закрепленных норм? Феминистский подход к экономической теории начинается с концепции домохозяйств как экономической, социальной, хозяйственной структуры, ячейки общества со всеми правами собственности и товарными отношениями с внешним миром. Нет больше "хомо экономикуса”, холостяк женился, обзавелся детьми и семейными обязанностями. Возможно здесь же проживают бабушки и дедушки. Кто знает, какой тип семьи он выбрал, нуклеарный тип не единственный, ибо хозяйство это находится в культурной, исторической, географической среде. Домохозяйство - основная единица социального и биологического воспроизводства, связанная с экономической макроструктурой. Цель домохозяйства - благополучие, выразителем которого являются доход и качество жизни. Ресурсы домохозяйства ограничены, их можно производить, но суть прогресса в том, что купить на рынке выгоднее, источником денежных средств становится в основном наемный труд. Домохозяйство рассматривает труд как некую полезность. В связи с уровнем образования возрастает значимость не только доходного, но и престижного или творческого труда как средства самовыражения личности. Такой труд обладает потребительской стоимостью, за него платят, инвестируя в образование, создают человеческий капитал. От равного вложения ожидают равной отдачи особи обоего пола. Вот почему трудовая дискриминация есть неоправданная девальвация себестоимости человека. Домохозяйство зависит от институтов общества и рассматривается в сфере взаимодействия ряда рынков: рынка труда, потребления, производства, финансовых рынков (инвестиций и сбережения). Являясь рыночной единицей, домохозяйство живет по закону рынка, однако модели хозяйственных решений множественны и зависят не только от общих, национальных оценок движения ресурсов и показателей экономического развития, но и от внутренних сил, степени автономии домохозяйств от доминантной экономики. Динамика этих показателей выражается стратегией, которая чувствительна к экономической политике и ярко выражается демографическими симптомами. Уровень дохода домохозяйства на макроуровне дает культурологический и электоральный феномен. В низкодоходных семьях идет сильное разрушение патриархатных норм и вовлечение женщин в трудовой процесс. Асимметрия дохода и образования в высокодоходных хозяйствах в пользу мужа стагнирует патриархатность. Эгалитарное распределение ролей возникает в высокодоходных симметричных семьях. Доходный уровень влияет на изменение бытовых условий, возможность привлечь рабочую силу в домохозяйство. Для одиноких женщин, живущих с родителями, связь между статусом домашнего хозяйства и уровнем трудового участия вообще ослаблена. Таким образом, не государственная власть, церковь или устои общества, а домохозяйство есть базисная единица решений в политике дохода и труда. Государство должно создавать условия реализации для того и другого. Однако работодатель, который почти всегда мужчина , исходит в кадровой концепции из стереотипа о "нормальном” распределении труда, дискриминирующем женщин и исправить ситуацию можно только формированием гендерно нейтральной социальной структуры общества. Индустриальное общество включило женщин в процессы развития, однако непреодоленным препятствием остаются исторически сложившимися типы социальной практики, существенно ограничивающие право выбора жизненной парадигмы, индивидуальное право человека на развитие. |
Категория: Cоциология | Просмотров: 543 | Добавил: rostowskaja |