05:21 Формационный и цивилизационный подходы к развитию и социальные последствия |
ИЗ АРХИВА 90-х. Процессы, которые происходили в 90-х, ставили вопрос - “Почему Россия идет по латиноамериканскому пути, что общего между столь разными краями земли“. В поисках ответа я поступила в аспирантуру института Латинской Америки и почерпнула много интересного. В 90-е годы стал развиваться цивилизационный подход, пропагандирующий особенности цивилизаций ( в частности русской) вместо господствующего ранее формационного подхода марксистов, рассматривающих развитие от первобытного строя к феодализму, капитализму, коммунизму. Цивилизационный подход в крайней форме приводит к “дугинщине“, ретроградству, разделяя мир на “мы и они“ и препятствуя взаимопониманию народов, обмену опытом. В рамках цивилизационного подхода параллелей у России с Латинской Америкой действительно очень много и вызваны они не только периферийно-полупериферийным положением по отношению к центрам, а также особенностью мифологем “Восток-Запад“(синдромом двуглавого орла). Вот поэтому Россия – не Америка, а скорее “ЛАмерика“. Это очень хорошо показывает и ее теперешнее положение по экономико-социальным показателям в обществе Мексики и Чили.
Картина А.Сикейроса
Латиноамериканская цивилизация, так называемая Иберамерика, является продуктом культурного синтеза 500-летнего взаимодействия чрезвычайно далеких друг от друга традиций автохтонного индейского мира и афро-американского начала с эйкуменной западной, фаустовой цивилизацией. Здесь интерферирует система образов-символов индейско-африканских культур, в основе которой лежит не понятие, а сочетание художественного образа-символа (мыслеобраза) с формально-научным дискурсом европейского типа. Мыслеобраз латиноамериканского типа отличается от символов примитивных культур наличием четкой логической структуры, составляющей противоречивое единство с образно-символьными выражениями круга идей-понятий. Мыслеобразы как правило, широко распространенные в культуре явления. Они возникают в рамках главных объяснительных схем и затем трансформируются в мифологемы (мифообразы). С самого открытия Америки появились две первые и главные мифологемы Ада и Рая Америки. Рассмотрим мифологему “Америка-земной рай“. Согласно этому убеждению индейцы-христиане по природе и Америка подлинно Новый свет, именно здесь возникнет Новая земля, и Новый человек, здесь господствует тысячелетнее царство Христа. Такова основа латиноамериканской утопической традиции. Первой мифологеме противостоит ее антипод “Америка- земной ад“. Миф и разум сплетаются в иберо-американской культуре. Процесс осмысления места и роли Латинской Америки в мире шел параллельно ее историческому становлению, а в начале 19в. Латинская Америка дистанцируется от других социокультурных общностей. Ее цивилизационный статус был декларирован С.Боливаром. Все политическое поле идеологий движений, партий и групп ХХ-ХХI века развивается в рамках прежних главных мифологем. Сторонники “Pая Америки” делают упор на силу процесса метисации духа как “бурную божественную симфонию”, утверждая особость и превосходство Латинской Америки по отношению к Западу, но при этом все же признают ее соприродность Европе. С этим связаны попытки положить в основу формирующейся латиноамериканской цивилизации новые, отличные от западных, типы рационализма и универсализма. Такие попытки характерны для Л.Сеа, О.Фальса Борды, представителей теологии освобождения. У истоков мифологемы “Ада Америки“ находятся идеологи Конкисты. Этапы развития данного направления –официальная имперская колониальная идеология иберийских монархий по делу христианизации индейцев (консерваторский проект), предполагающая полную реставрацию того строя, который существовал в колониях Испании. Латиноамериканские позитивисты начала 19в. расценивали метисацию как главное препятствие развития. С. Ф.Сармьенто, Х.Сьерра, Х.Б.Альберди выдвинули цивилизационный проект североамериканского типа – программу тотальной европеизации населения начиная с генетических основ путем вытеснения этносов иммиграцией европейцев и заканчивая полным обрывом преемственности культуры с культурой колониального периода при полном просвещении народа в сциентистско-позитивистском духе. Само собой разумеется, что это инициировало идеологию воинствующего индеанизма и ее стремление взорвать чуждые западные формы жизни. Сторонники теории требуют полной духовной индеанизации и националистической реставрации. Абсолютизация западной составляющей наиболее сильна у апологетов неокапиталистической модернизации и у военных хунт Аргентины, Бразилии, Чили, Уругвая 60-80х. Существуют целый ряд течений коньюнктурно-политического характера, где спекулируют процессом метисации, рассматривая явление как некое своеобразие исключительно в рамках фаустовой цивилизации. Подробнее смотрите статью Я.Г.Шумякина “Концепции латиноамериканского цивилизационного типа“, ж. Латинская Америка, N.11б, 1998, с.76-82 Реферат подготовлен автором сайта Ростовской М.Н. |
Категория: Человечество общие вопросы | Просмотров: 669 | Добавил: rostowskaja |