Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Вторник, 30.04.2024
Главная » 2013 » Июль » 25 » НАУКА, РЕЛИГИЯ,ЭКОСОФИЯ
07:29
НАУКА, РЕЛИГИЯ,ЭКОСОФИЯ
Наука слепа от рождения. Она вся построена на расчленении,

сравнении, сопоставлении. Сравнивая две сущности,она порожда-

ет число,выбрасывая саму сущность за скобки.Ее всегда инте-

ресует только вопрос "как",она не спрашивает "почему".Более

того,вопрос "почему" ее раздражает.Ее не интересует сущность,

ее интересуют лишь движущие силы и их следствие.Наука заня-

та запредельным расчленением,и в этом плане математика-об-

ласть предельно прозрачная.Она вся-творение человека,вся вы-

ведена духом полезности.Можно было бы предположить,что она

описывает реальность в идеальном мире,но появляется теория

множеств и выясняется,что непротиворечивость любой теории

в принципе доказать не возможно.И возникает вопрос:либо мы

имеем множество математик,либо существуют фундаментальные

принципы,где ясно определено,что же есть "математика".



   Так и в любой области науки-множество моделей.Это поли-

морфный архипелаг.Где-то модели пересекаются,где-то нет.Все

можели по своей сути есть метафоры,описывающие мир,а иссле-

дователь уподабливается человеку,принимающему весть на неиз-

вестном языке:он видит какие-то знаки,их определенную час-

тоту повторяемости,какие-то сгущения.Но сам смысл скрыт.И

наука начинает ставить вопросы,выдвигать гипотезы,искать

объясняющие модели.Силы,творящие мир,гармонично вкладыва-

ются в законы природы,открытые современной наукой и плод

этого видения реализуется в Логосе.



   Наука строит себя на минимуме веры,хотя в базисном ос-

новании ее мы обнаруживаем аксиоматику.В классической на-

уке,работающей в мире конечных и сопоставимых величин,все

просто,но потом,в неклассической науке,законы становятся

все страннее и страннее и вот уже не возможно подобрать

ни моделей,ни гипотез,и даже нет того,что можно описывать.

А причина в том,что законы Природы есть законы Жизни,а не

вещей.Законы же Жизни не детерминированы,они вероятностны

и не сводимы к статистическим усреднениям,они оставляют

степень свободы для существования скрытых причин,не улавли-

ваемых ни приборами,ни воспринимающим информацию человеком.



   Наука построена на оппозиции отношений "я-оно" к объекту

познания.Принято считать,что изучающая система сложнее то-

го,что она изучает.Но ведь Природа совсем не проще познаю-

щего субъекта.Поэтому-то в науке многое остается за кадром.

В ряде областей,особенно в гуманитарной сфере,наука уже не

может оставаться "объективной" и видно это на примере пси-

хологии:если собственно психология есть эмпирическая наука,

то психотерапия предполагает контакт с душой,"субъект-субъ-

ектное" отношение "я-ты".Но все же лицо науки в "субъект-

объектной",сциентической позиции.



   В религии совсем другие взаимоотношения."Религия" в пе-

реводе с латинского означает "связывать воедино".Религия

понимает истину как целое.Назначение религии быть источни-

ком духовного единения.Основу религиозного мышления состав-

ляют откровение и вера.Здесь предельно важны личностные от-

ношения "я-ты",здесь сознание изучает сознание,эти отноше-

ния переживаемы,они формируют поведение человека по отно-

шению либо к другому человеку,либо к Богу.Эти законы стро-

ятся по закону музыкальной гармонии и этим законом настраи-

ваются струны души.В "субъект-субъектном" религиозном отно-

шении человек реализуется во всей своей полноте,и,если нау-

ка ставит вопросы,религия дает ответы.Знаки информации

здесь воспринимаются как весть,которую необходимо передать

будущим потомкам.В разных культурах разное восприятие ин-

формации,налицо множественность и религиозных конфессий.

Цель религии-формировать человека ("я") к вечности,добивать-

ся благоговейного отношения к жизни,создавать духовное и

социальное пространство целостного человека.Восточные рели-

гии учат жить естественно,ибо человек-это часть окружающей

среды.Утверждается,что жизнь священна.Всякая и вся.В теисти-

ческих религиях центральным понятием является категория Бо-

га.Если собрать воедино все,что описывается словом "Бог",мы

получим прекраснейшую из категорий,выработанных человечест-

вом:"Бог есть душа Природы".Предназнечение религии славить

в человеке творческое подобие Богу,чтобы не происходило за-

мыкание человека на временном,проходящем,ибо,если случится

это замыкание,произойдет кризис культуры,духовности и циви-

лизации,а дисгармония способна разрушить любые системы.



   Та или иная религиозная доктрина имеет и сильные,и сла-

бые стороны.Так протестантизм,отдав Богу небо,предоставил

Землю князю мира сего.Человек в этой концепции стал орудием

Бога,природа-"не храм,а мастерская".Деловая этика, "homo

economikus" и наука "в испорченном мире"-таковы позиции

этой стратегии.Такое отношение способствовало быстрому рос-

ту уровня жизни,становлению технократического общества пот-

ребления и вполне естественно,что в этой цивилизации "Бог

умер".Классическая православная логика стоит прямо на про-

тивоположном фундаменте: в православии имеет место ответст-

венность за жизнь и человек здась сосуд Божий.Официально

православие утверждает,что "врата открыты для науки"

(о.С.Булгаков),на деле все сложнее.В православии цель жизни-

святость.А войти в это можно через подвиг.Православие-это

вариант сельского исторического опыта России.Но сегодня дру-

гая реальность.Сегодня житель России не просто горожанин,

он житель урбанистических агломератов с их стрессами перена-

селения.Православие же этой ситуации не замечает.



   В православном учении нам видится многое из того,что име-

ет экологическое значение.Православие не зовет в прошлое,оно

ратует за возврат к Богу и Его познанию.В нашем религиозном

наследии достаточно проработаны проблемы тела,души,духа,т.е.

человек рассматривается в его целостности и психо-соматичес-

ком единстве с позиции достижения "Божьей благодати".Дух-

это жажда Бога,чувство Бога.Именно чувства Бога добиваются

святые подвижники церкви,посвящая этому жизнь.Тело,душа,дух-

это аспекты,на которые опирался З.Фрейд в своей медицинской

практике (бессознательное,сознательное,надсознательное) или

физический,ментальный,духовный план.Фрейд лечил,он работал

с больной душой.



   В Ветхом и Новом Завете человек един,не разделен.Так же

не отделяется здоровье духовное от здоровья физического.В Пи-

саниях синтетический взгляд на человека,но к телу,однако,при-

меняется не субъективный,а вполне конкретный подход.Тело пе-

реживается как сидалище души,как нечто живое,наполненное жиз-

нью изнутри,и святость человека провозглашается не с точки

зрения гигиены,а как святость от грехов,для чего вводится

необходимый диалог общества с Богом в акте очищения души.



   Итак,налицо две взаимодополняющие проекции человеческого

знания."Субъект-объектная" проекция максимально выражена в

науке.Здесь все как в черном ящике-есть вход,есть выход и

закон между ними.Другая проекция,"субъект-субъектная",отра-

жает полноту жизни,а полнота Жизни есть категония Здоровья.

Синтез этих проекций невозможен,но обе вместе,системно,они

дают то,что мы пытались выразить в заголовке-экософию,объе-

диняющие природные и социальные явления на почве жизни.
Категория: Философия | Просмотров: 656 | Добавил: rostowskaja