Главная » 2013 » Июль » 25 » НАУКА, РЕЛИГИЯ,ЭКОСОФИЯ
07:29 НАУКА, РЕЛИГИЯ,ЭКОСОФИЯ |
Наука слепа от рождения. Она вся построена на расчленении, сравнении, сопоставлении. Сравнивая две сущности,она порожда- ет число,выбрасывая саму сущность за скобки.Ее всегда инте- ресует только вопрос "как",она не спрашивает "почему".Более того,вопрос "почему" ее раздражает.Ее не интересует сущность, ее интересуют лишь движущие силы и их следствие.Наука заня- та запредельным расчленением,и в этом плане математика-об- ласть предельно прозрачная.Она вся-творение человека,вся вы- ведена духом полезности.Можно было бы предположить,что она описывает реальность в идеальном мире,но появляется теория множеств и выясняется,что непротиворечивость любой теории в принципе доказать не возможно.И возникает вопрос:либо мы имеем множество математик,либо существуют фундаментальные принципы,где ясно определено,что же есть "математика". Так и в любой области науки-множество моделей.Это поли- морфный архипелаг.Где-то модели пересекаются,где-то нет.Все можели по своей сути есть метафоры,описывающие мир,а иссле- дователь уподабливается человеку,принимающему весть на неиз- вестном языке:он видит какие-то знаки,их определенную час- тоту повторяемости,какие-то сгущения.Но сам смысл скрыт.И наука начинает ставить вопросы,выдвигать гипотезы,искать объясняющие модели.Силы,творящие мир,гармонично вкладыва- ются в законы природы,открытые современной наукой и плод этого видения реализуется в Логосе. Наука строит себя на минимуме веры,хотя в базисном ос- новании ее мы обнаруживаем аксиоматику.В классической на- уке,работающей в мире конечных и сопоставимых величин,все просто,но потом,в неклассической науке,законы становятся все страннее и страннее и вот уже не возможно подобрать ни моделей,ни гипотез,и даже нет того,что можно описывать. А причина в том,что законы Природы есть законы Жизни,а не вещей.Законы же Жизни не детерминированы,они вероятностны и не сводимы к статистическим усреднениям,они оставляют степень свободы для существования скрытых причин,не улавли- ваемых ни приборами,ни воспринимающим информацию человеком. Наука построена на оппозиции отношений "я-оно" к объекту познания.Принято считать,что изучающая система сложнее то- го,что она изучает.Но ведь Природа совсем не проще познаю- щего субъекта.Поэтому-то в науке многое остается за кадром. В ряде областей,особенно в гуманитарной сфере,наука уже не может оставаться "объективной" и видно это на примере пси- хологии:если собственно психология есть эмпирическая наука, то психотерапия предполагает контакт с душой,"субъект-субъ- ектное" отношение "я-ты".Но все же лицо науки в "субъект- объектной",сциентической позиции. В религии совсем другие взаимоотношения."Религия" в пе- реводе с латинского означает "связывать воедино".Религия понимает истину как целое.Назначение религии быть источни- ком духовного единения.Основу религиозного мышления состав- ляют откровение и вера.Здесь предельно важны личностные от- ношения "я-ты",здесь сознание изучает сознание,эти отноше- ния переживаемы,они формируют поведение человека по отно- шению либо к другому человеку,либо к Богу.Эти законы стро- ятся по закону музыкальной гармонии и этим законом настраи- ваются струны души.В "субъект-субъектном" религиозном отно- шении человек реализуется во всей своей полноте,и,если нау- ка ставит вопросы,религия дает ответы.Знаки информации здесь воспринимаются как весть,которую необходимо передать будущим потомкам.В разных культурах разное восприятие ин- формации,налицо множественность и религиозных конфессий. Цель религии-формировать человека ("я") к вечности,добивать- ся благоговейного отношения к жизни,создавать духовное и социальное пространство целостного человека.Восточные рели- гии учат жить естественно,ибо человек-это часть окружающей среды.Утверждается,что жизнь священна.Всякая и вся.В теисти- ческих религиях центральным понятием является категория Бо- га.Если собрать воедино все,что описывается словом "Бог",мы получим прекраснейшую из категорий,выработанных человечест- вом:"Бог есть душа Природы".Предназнечение религии славить в человеке творческое подобие Богу,чтобы не происходило за- мыкание человека на временном,проходящем,ибо,если случится это замыкание,произойдет кризис культуры,духовности и циви- лизации,а дисгармония способна разрушить любые системы. Та или иная религиозная доктрина имеет и сильные,и сла- бые стороны.Так протестантизм,отдав Богу небо,предоставил Землю князю мира сего.Человек в этой концепции стал орудием Бога,природа-"не храм,а мастерская".Деловая этика, "homo economikus" и наука "в испорченном мире"-таковы позиции этой стратегии.Такое отношение способствовало быстрому рос- ту уровня жизни,становлению технократического общества пот- ребления и вполне естественно,что в этой цивилизации "Бог умер".Классическая православная логика стоит прямо на про- тивоположном фундаменте: в православии имеет место ответст- венность за жизнь и человек здась сосуд Божий.Официально православие утверждает,что "врата открыты для науки" (о.С.Булгаков),на деле все сложнее.В православии цель жизни- святость.А войти в это можно через подвиг.Православие-это вариант сельского исторического опыта России.Но сегодня дру- гая реальность.Сегодня житель России не просто горожанин, он житель урбанистических агломератов с их стрессами перена- селения.Православие же этой ситуации не замечает. В православном учении нам видится многое из того,что име- ет экологическое значение.Православие не зовет в прошлое,оно ратует за возврат к Богу и Его познанию.В нашем религиозном наследии достаточно проработаны проблемы тела,души,духа,т.е. человек рассматривается в его целостности и психо-соматичес- ком единстве с позиции достижения "Божьей благодати".Дух- это жажда Бога,чувство Бога.Именно чувства Бога добиваются святые подвижники церкви,посвящая этому жизнь.Тело,душа,дух- это аспекты,на которые опирался З.Фрейд в своей медицинской практике (бессознательное,сознательное,надсознательное) или физический,ментальный,духовный план.Фрейд лечил,он работал с больной душой. В Ветхом и Новом Завете человек един,не разделен.Так же не отделяется здоровье духовное от здоровья физического.В Пи- саниях синтетический взгляд на человека,но к телу,однако,при- меняется не субъективный,а вполне конкретный подход.Тело пе- реживается как сидалище души,как нечто живое,наполненное жиз- нью изнутри,и святость человека провозглашается не с точки зрения гигиены,а как святость от грехов,для чего вводится необходимый диалог общества с Богом в акте очищения души. Итак,налицо две взаимодополняющие проекции человеческого знания."Субъект-объектная" проекция максимально выражена в науке.Здесь все как в черном ящике-есть вход,есть выход и закон между ними.Другая проекция,"субъект-субъектная",отра- жает полноту жизни,а полнота Жизни есть категония Здоровья. Синтез этих проекций невозможен,но обе вместе,системно,они дают то,что мы пытались выразить в заголовке-экософию,объе- диняющие природные и социальные явления на почве жизни. |
Категория: Философия | Просмотров: 656 | Добавил: rostowskaja |