Главная » 2013 » Июль » 25 » Рoсийская женщина в бизнесе: предпринимательство? Самозанятость! (Ростовская М.Н.)
08:03 Рoсийская женщина в бизнесе: предпринимательство? Самозанятость! (Ростовская М.Н.) |
Многие ли женщины прорываются в бизнес? Делятся ли предприниматели на два пола? Есть ли особенности гендерного или иного плана? Ответ на этот вопрос представляет интерес потому, что развитие предпринимательства есть не только альтернатива безработице, но и процесс формирования нового работодателя. Участие или отсутствие женщин в этом процессе будет определять, насколько взгляды, ценности, установки, разделяемые женщинами, будут представлены во всей системе трудовых отношений не только со стороны наемного работника, но и со стороны работодателя. И эти вопросы, увы, открыты. Экономико-социологическая картина женского предпринимательства согласно ВЦИОМ и МГУ демонстрирует размытость понятия "предприниматель”. По одним критериям это человек, живущий на доход, то другим - собственник. Отсюда и соотношение: среди совладельцев ТОО треть -женщины, среди анкет Мосгорстата -только каждая десятая женская. В развитых странах, с учетом тех же методологических трудностей, -предпринимательниц тоже 7-30%. Лицо российской предпринимательницы : русская, украинка, еврейка, возраст 31-45 лет, средний возраст 44 года у женщин и мужчин, однако у мужчин в два раза больше возрастная дисперсия. Абсолютно идентичен уровень образования -высший, 12% - с ученой степенью. Начальное, неполное среднее, среднее образование эпизодичное, у мужчин. Женаты 85%, замужем -65%. Нет детей у 9% мужчин и 21% женщин. Трудно сказать, что здесь решающее- потребность одиноких женщин содержать семью, желание самореализации, эгоизм или психологический склад. В семьях предпринимателей высокий приоритет образования. Предприниматели мужчины и женщины опережают своих супругов по уровню образования и имеют более сильные установки в отношении карьеры. У 40% респондентов супруги работают в НИИ и государственных организациях, 21% мужчин позволяет иметь неработающих жен, хотя 50% хотели бы, чтобы жены не работали. Выявляется два типа мужчин в их отношении к женам. Одни "новые русские” становятся источником слоя "новых домохозяек”, у других фактор успешной деятельности не мешает карьере жен. У 20% женщин мужья руководят в частном сектор, многие бы хотели работать совместно. Женщины более привержены к демократическому стилю, принятию коллегиальных решений. Производственные, мотивационные установки близки, хотя для женщин бизнес носит скорее вынужденный характер. Предприниматели делятся на два пола, хотя женский поход в бизнес не носит массового характера. Просматривается стремление мужчин к лидерству, необходимость опоры у женщин, так как предпринимательство к сожалению начинается с высокого старта. Женщины чаще руководят семейными предприятиями, микробизнесом и мелким предприятием, имеют до 10 работников, в то время как мужчины располагают сотней подчиненных. Доходная сторона предпринимательства разительна и отобьет волю женщины к бизнесу. Если взять за "1” промышленную зарплату, то получим раскладку в %: Оклад мужчины женщины 1 -1.5 22 63 1.5- 3 28 18.5 3 - 5 17 7.4 5 -12 6 11.1 12 -25 6 0 25 - 50 3 0 50 - 500 1.5 0 более 500 0.5 0 Теперь становится понятно форма российского предпринимательства и почему на сотню Мавроди одна Властелина, а бизнесменок ранга Березовского а принципе не бывает. Женщин и нет в руководстве банков, брокерских фирм и в финансовом секторе и их различие в доходе с наемным рабочим не так уж велико. И дело не в женских способностях и криминализации экономики. Дело в той ситуации, с которой бизнес начинал старт: частный сектор, за исключением кооперативов, был связан со структурами в комсомоле, партии, с предприятиями. Создание серьезных юридических лиц ранга МЕНАТЕП, ИНКОМБАНК, внешнеторговых фирм базировалось только на личных связях, доступе к средствам. Такие возможности были доступны только руководителям государственных предприятий, а доля женщин среди них составляла лишь 6.5%. Женщина получила неравные с мужчиной шансы обеспечения финансовой базы и информационного пространства. Серьезным препятствием было видение женщины как исполнителя, а не управляющего. С момента "радикальных рыночных реформ” пошел рост не репродуктивного, а непродуктивного производства и во многих случаях вторичного сектора и самозанятости. Все это шум либерализации цен и очное ослабление контроля. Мелкие предприниматели использовали преимущество временных рент и рыночных ниш. Это сопровождалось сохранением работы в государственном секторе. Когда цены стабилизируются , этот сектор начинает проигрывать перед государственным, оставляя большую часть работников сферы услуг с низкими доходами при низкой производительности, низким уровнем капитализации, ограниченным доступом к финансам. Фирмы, реализующие свою продукцию домашним хозяйствам самые незащищенные и мы видим их постоянные банкротства. Рост занятости в них имеет место не более двух лет. Вот сюда и попали наши предпринимательницы и бывшие "белые воротнички”. Разрыв в заработной плате во всем мире традиционен для лиц наемного труда, но он оказался выше в предпринимательстве. Женщина вытеснена не только в сферу непрестижности, но само предпринимательство получило асимметрию в сторону "маскулинизации богатства” и "феминизации бедности” в соотношении 3:1 большем, чем в промышленности (2:1). |
Категория: Cоциология | Просмотров: 669 | Добавил: rostowskaja |