Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Вторник, 30.04.2024
Главная » 2013 » Июль » 25 » Рoсийская женщина в бизнесе: предпринимательство? Самозанятость! (Ростовская М.Н.)
08:03
Рoсийская женщина в бизнесе: предпринимательство? Самозанятость! (Ростовская М.Н.)
Многие ли женщины прорываются в бизнес? Делятся ли предприниматели на два пола?  Есть ли особенности гендерного или иного плана? Ответ на этот вопрос представляет интерес потому, что развитие предпринимательства есть не только альтернатива безработице, но и   процесс формирования нового работодателя.  Участие или отсутствие женщин в этом процессе будет определять, насколько взгляды, ценности, установки, разделяемые женщинами, будут представлены во всей системе трудовых отношений не только со стороны наемного работника, но и со стороны работодателя. И эти вопросы, увы,  открыты.
     Экономико-социологическая картина женского предпринимательства согласно   ВЦИОМ и МГУ демонстрирует  размытость понятия "предприниматель”.   По одним критериям это человек, живущий  на  доход, то другим - собственник. Отсюда и соотношение: среди совладельцев ТОО треть -женщины,  среди анкет Мосгорстата -только каждая десятая женская. В развитых странах, с учетом тех же методологических трудностей, -предпринимательниц тоже  7-30%.  Лицо российской предпринимательницы : русская, украинка, еврейка, возраст 31-45 лет, средний возраст  44 года у  женщин и мужчин, однако у мужчин в два раза больше  возрастная дисперсия. Абсолютно идентичен уровень образования -высший, 12%  - с ученой степенью. Начальное, неполное среднее, среднее образование эпизодичное,  у  мужчин. Женаты 85%, замужем -65%. Нет детей у 9% мужчин и 21% женщин. Трудно сказать, что здесь решающее- потребность одиноких женщин содержать семью, желание самореализации, эгоизм или психологический склад. В семьях предпринимателей  высокий приоритет образования. Предприниматели мужчины и женщины опережают своих супругов по уровню образования и имеют более сильные установки в отношении карьеры. У 40% респондентов супруги работают в НИИ и государственных организациях,  21% мужчин позволяет иметь неработающих жен, хотя 50% хотели бы, чтобы жены не работали. Выявляется два  типа мужчин в их отношении к женам. Одни "новые русские”  становятся источником слоя "новых домохозяек”, у других  фактор успешной деятельности не мешает  карьере жен. У 20% женщин мужья руководят в частном сектор, многие бы хотели работать совместно. Женщины более привержены к демократическому стилю,  принятию коллегиальных решений. Производственные,  мотивационные установки  близки,  хотя для женщин бизнес носит скорее  вынужденный характер. Предприниматели  делятся на два пола, хотя женский поход в бизнес  не носит массового характера. Просматривается стремление мужчин к лидерству,   необходимость опоры  у женщин,  так как предпринимательство к сожалению начинается с высокого старта. Женщины чаще руководят семейными предприятиями, микробизнесом и мелким предприятием,  имеют до 10 работников, в то время как мужчины располагают сотней  подчиненных.

      Доходная сторона предпринимательства разительна и  отобьет  волю женщины  к бизнесу.

Если взять за "1”   промышленную зарплату,  то получим  раскладку  в %:   

                                   Оклад                мужчины      женщины       

                           

                                   1   -1.5                      22                  63

                                   1.5- 3                        28                  18.5

                                   3    - 5                       17                  7.4

                                   5    -12                      6                    11.1

                                   12  -25                      6                     0

                                   25  - 50                     3                     0

                                   50  -  500                  1.5                  0

                                   более 500                0.5                   0



Теперь становится понятно форма российского предпринимательства  и почему  на сотню Мавроди одна Властелина, а бизнесменок ранга Березовского а принципе не  бывает. Женщин и нет в руководстве банков, брокерских фирм и в финансовом секторе и их различие в доходе с наемным рабочим не так уж велико.  И дело не в женских способностях и  криминализации экономики.  Дело в той ситуации,  с которой  бизнес начинал старт: частный  сектор,  за  исключением кооперативов,  был связан со структурами в  комсомоле,  партии, с предприятиями.  Создание серьезных юридических лиц  ранга МЕНАТЕП, ИНКОМБАНК, внешнеторговых фирм  базировалось только на личных связях, доступе к  средствам. Такие возможности были доступны только руководителям государственных предприятий, а доля женщин среди них составляла  лишь 6.5%. Женщина получила неравные с мужчиной шансы обеспечения финансовой базы и  информационного пространства. Серьезным препятствием было  видение женщины как исполнителя, а не управляющего. С момента "радикальных рыночных реформ” пошел рост не репродуктивного, а   непродуктивного производства и во многих случаях вторичного сектора и самозанятости. Все это  шум либерализации цен и очное ослабление контроля. Мелкие предприниматели использовали преимущество временных рент и рыночных ниш. Это сопровождалось сохранением работы в государственном секторе. Когда  цены стабилизируются , этот сектор начинает проигрывать перед государственным, оставляя большую часть работников сферы услуг с низкими доходами при  низкой производительности, низким уровнем капитализации,  ограниченным доступом к финансам.  Фирмы,  реализующие свою продукцию  домашним хозяйствам самые незащищенные и мы  видим их постоянные банкротства. Рост занятости в них имеет место не более двух лет. Вот сюда и попали наши предпринимательницы и бывшие "белые воротнички”.

      Разрыв в заработной плате во всем мире традиционен для лиц наемного труда, но он оказался  выше в  предпринимательстве. Женщина вытеснена не только в сферу  непрестижности, но само  предпринимательство получило  асимметрию  в сторону   "маскулинизации богатства” и "феминизации бедности” в соотношении  3:1 большем, чем в промышленности (2:1).
Категория: Cоциология | Просмотров: 669 | Добавил: rostowskaja