Главная » 2013 » Июль » 22 » ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА (С.П.Глинкина)
01:45 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА (С.П.Глинкина) |
01.04.96 МГУ юр.фак. конференция ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА Огромная ошибка была допущена в том,что оценку действующего законо- дательства отдали экономистам,а не цивилистам.Законодательство содер- жит такое количество пробелов и абсурдов,которые толкают на совершение преступлений и сыграли на этом представители экономической науки,кото- рые влезли в законодательство и в итоге появляется "Закон о предприя- тии и предпринимательской деятельности","Положение об акционерном об- ществе",где элементарное мошенничество,известное ни одну сотню лет,про- шло мимо законодателя,так как законодатель оказался крайне не квалифи- цицированный.Законодательство оказалось запутанным и противоречивым. Св.Пав.Глинкина(Ин-т политических исследований): В современных условиях экономика и преступность неразделимы.В 1989-90 в России теневая экономика была ниже,чем Центральной и Восточной Евро- пе-11-12% ВВП против 20-25%,потом она резко пошла вверх до 30-50%,в Прибалтике-30%.В 3 раза она выросла в Чехии и достигла 15%,Польша-18%, Венгрия-23%,Румыния-29%.Разные сегменты теневой экономики имеют разную долю в отрасли: 1.Неофициальная экономика:это уход от налогов и деятельность незарегис- трированных фирм,которые работают в рамках законной деятельности. 2.Фиктивная экономика:финансовые аферы,мошенничество в рамках юридиче- ских норм. 3.Криминальная или подпольная экононмика.В России доминирует именно она.В Венгрии ее всего 3-4% от общего объема теневой экономики. Это соотношение зависит от модели,выбранной разными странами-в бес- шоковом варианте криминально-подпольной экономики меньше.В Венгрии за 20 лет построена цивилизованная теневая экономика.В Центральнгой и Во- сточной Европе теневая экономика сыграла положительную роль,вовлекла до 70% населения и позволила выжить.Благодаря занятости там не возник- ли суперогромные состояния и полная дестабилизация распределительных отношений.Там она создает только проблемы недобора бюджета,мешает цен- трализованному управлению.В России же создаются устойчивые криминаль- ные связи,которые подменяют механизмы государственного управления.Это присуще русскому х а р а к т е р у с 17-18в.,но в целом дело в том, что при получении прибыли в 1000% криминала рождается больше,чем в си- туации,если прибыли 6-7%,как в Европе.Один американский журналист наз- вал то,что в России происходит "величайшая распродажа".В начале прива- тизации забыли переоценить наши фонды.Грубые оценки основных фондов в госсобственности в 1993 году (уже многое тогда ушло в частные руки) оценивалось в 505 трилл.руб.,а фонд приватизационной программы полу- чил 1.2 трилл.руб.С точки зрения юридических наук уже здесь подлог: приватизировано больше,чем заявлено в печати.В приватизации было 5 этапов: 1.Приватизация средств партии и комсомола в 1987-89г. 2.Приватизация экономической инфраструктуры общества:управление промыш- ленностью,финансами,распределительной структурой.Была неопределен- ность в законодательстве и многое произошло "законно",но с точки зре- ния здравого смысла и экономической эффективности это все-нонсонс. Приватизация экономической инфраструктуры государства шла на осно- ве указов,полуофициальных документов,замешанных на личных связях-на- чалась приватизация системы управления.Министерства ликвидировались, на их базе создавались концерны в форме а/о,как распределялись акции- никто не знает.Банки,которые раньше были бывшими государственными,а потом особыми (Жилстойбанк и т.п.) приватизировали все свои предпри- ятия,отделения стали коммерческими банками и никто их не спросил,на какой это сделано основе (ведь была конституция,где говорилось об общенародной собственности и эта собственность вдруг стала частной). Еще не началась приватизация,а уже 60% оборотных средств было в ком- мерческом секторе.В то же время из общего количества предприятий то- лько 7% были частными. 3.Приватизация средств производства началась раньше 1989г."Закон о ко- операции" позволял перекачивать огромное количество госсредств в час- тные руки.Директор создавал индивидуальный кооператив,предприятие вносило долю,"пай",предоставляло площадь "для аренды",а потом по за- конодательству оно могло покинуть кооператив,завещать,подарить что угодно.Соцологические исследования состава остающихся в кооперативе лиц показали,что это друзья или родственники директора.Так средства эффективно утекали "куда надо" и "кому надо".Процесс разложения эко- номики начался с двух законов:"Закона о предприятии" и "Закона о ко- операции". 4.Приватизация 1992-94г.:приватизировали часть выплат из госбюджета: а.-огромное количество налоговых льгот:в 1993г.объем льгот "на дру- жеской основе"-10.5трилл.руб.,а государство до сих пор не понима- ет,как возникло такое количество неплатежей (либо льготный %,ли- бо директор завода крутит деньги по полгода в банке,извлекая при- быль,а рабочие не получают зарплату).И этот тип приватизации хотят представить как пережитки прошлого,как недоразумение. б.-ваучерная приватизация дала море беззакония.В Восточной Европе не было выпуска ваучеров на предьявителя.Этот ваучер-основа для махи- наций.Одна из американских консалтинговых фирм сосредоточила у се- бя 13% наших ваучеров.Всего было три варианта приватизации.Борис выбрал третий.Он оказался выгодным и для менеджеров,и для рабочих. Работникам сказали,что если они купят акции предприятий,это гаран- тирует им стабильную занятость и увеличение з/п.Было много иллюзий, но первое же заседание акционеров показало,что директора начинали со слов:"У нас грядет большое сокращение" и собрание голосовало так,как это хотел директор.Сокращение все равно происходило,а ак- ции скапливались у директора. 5.Приватизация личных сбережений населения.На 1 января 1992г.сбережения населения составляли более 500 млрд.руб.При социализме было два поня- тия:частная собственность и личная собственность.Личная была в виде денег и имущества.Инвестиционные фонды приватизировали личную собст- венность граждан.В 1994г.был 1 млн.обманутых вкладчиков только в Мос- кве.Достаточно было иметь паспорт,чтобы такой фонд создать.Никто не спрашивал справку о благонадежности.В Румынии было пять основных фон- дов,которые сосредотачивали средства населения.Их руководители учреж- дались госсобранием как члены верховного суда.Ведь речь шла о том не- многом,что населению досталось. Сегодня доля заработной платы в доходе населения составляет 36%,т.е. дополнительные приработки на 100% связаны с теневой экономикой.Так мы сами создали почву для преступности.Члены бандформирований говорят:"Что мы...Посмотрите туда,на государство".Сейчас положение с ними улучшилось, так как в этом секторе больших денег нет,а где деньги есть,там все моно- полизировано государством.У нас сформировалась клановая система управле- ния обществом,куда входят представители коррумпированного государства, товаропроизводящих отраслей с высокой нормой прибыли (нефть,газ,цвет. мет,экспортно-импортные отрасли),представители финансового мира,ФПГ.Ту- да же входит оргпреступность,так что ее трудно отличить от клана в це- лом,а массовый рекет остался на уровне малого бизнеса.С ним было опасно иметь дело в 1992-1993году,а сейчас нет.ФПГ себя защищают,включая охра- ну и все сферы в них уже поделены.В 1993г.было опасно.Неопытные были банки,давали невесть кому кредиты,деньги надо было возвращать,юридичес- кая база была слаба,суды этим не занимались,тогда банки обратились за помощью к бандформированиям.50% возвращаемых средств бандформирования брали себе,но они оставались в банке на депозите.Так и происходило сращивание.$40млрд наших сейчас находится в банковском обороте Израи- ля,а когда он у себя стал бороться со своими бандформированиями,этот факт пришлось учесть,чтобы деньги не ушли.В Англии таких денег L 8млрд. У нас нет системы,контролирующей долгосрочные покупки.Это не слу- чайно.В странах Восточной Европы заполняют подоходную декларацию,осо- бенно это касается управленцев."Реформаторы" говорят:"нам важно было запустить реформу,а запустить можно только найдя капитал,а он был в те- невой экономике и государственном секторе,поэтому нужен был параллель- ный процесс,чтобы государство создало для своих условия и возможности, чтобы они стали богатыми".Отсюда и уполномоченные банки и спецэкспор- теры,а с другой стороны теневой капитал.Они где-то столкнулись,где-то поделили сферы влияния,но в общем все это вытекает из идеологии реформ. Точка зрения,что экономические условия потребуют быть честными не все- гда верна.Честность прибыли не приносит. В стране на сегодня 90% экспорта дают 4 товарные группы.Они либера- лизовали свою внешнюю деятельность полностью на 100% и государстро не может(не хочет) поставить их под контроль и качать деньги,которые ему нужны.В Венгрии был введен 8% таможенный сбор.На верхнем уровне это от- дано частным спецэкспортерам,а на нижнем-оргпреступности.Когда снимают- ся все налоговые сборы,теневая экономика не спадает. : PS."Век" N22/1996 Г.Тосунян,президент Технобанка "Когда законы ведут к беззаконию"(Стратегия защиты от криминализации общества) 1.ИСТОКИ Обеспечение легимитных основ эффективного бизнеса является задачей госу- дарственно-правовых органов.Пока эта задача не решена,привлекательность теневого бизнеса будет сохраняться.Темпы становления свободного рынка значительно опережают процесс законодательной поддержки,поэтому многие вполне законные в мире действия могут быть квалифицированы как незакон- ные.Работа предпринимателя "на грани" может подвести его к бесспорно криминальной операции и связать его с оргпреступностью.В то же время налицо кризис в традиционной уголовной идеологии,отвергаются "воровские законы" и многие из них уходят в легальный бизнес или легальную власть. Они создают предприятия,банки,фонды и т.д.,используют финансовые аферы, мнимые банковские кредиты,фальшивые авизо. Система правоохранительных органов не отвечает потребностям общества. Налицо отсутствие четких процедур разрешения конфликтов между гражда- нами,неэффективность судебной власти.Милицейский рэкет стал нормой. Нормой стали и криминальные разборки в предпринимательской среде.Наблю- дается сращивание оргпреступности с правоохранительными органами.Престу- пность переходит на партнерские отношения с органами госвласти или пря- мо туда входит. Резкое социальное расслоение общества привело к тому,что для некоторых слоев уход в преступность является единственной альтернативой нищенскому существованию.Низкий уровень образования постоянно пополняет социальную базу преступности.Криминализации способствует и правовой нигилизм,и рав- нодушие общества:"меня это не интересует,моя хата с краю".Такие умонаст- роения способствуют безнаказанности криминальных структур. Истоки криминализации и в особенностях менталитета,не имеющего тради- ций мирного,поэтапного разрешения конфликтов.Массовая культура вся по- строена на образе врага и силовых методах,слово "компромисс" восприни- малось как ругательство.Кроме того,традиционна низкая ответственность государства за жизнь и безопасность личности.Для государства очень до- лго личности не существовало вовсе.Ни один из государственных институ- тов не ставит защиту личности во главе угла.Личная безопасность граждан реально не гарантируется.За годы советской власти у людей выработались рефлексы защиты от государственного террора:"не высовывайся","не лезь не в свое дело".Бессилие перед преступностью способствует поиску вра- га по классовому или национальному признаку.Массовый характер носит за- висимости граждан от воли чиновников,что способствует криминальному ха- рактеру общения между ними (взятки и т.д.),к тому же криминальные спо- собы решения проблем оказываются более действенными.Рэкет госслужб ока- зывается более жестким,чем уголовный. Существуют барьеры для деятельности негосударственных охранных и де- тективных служб. НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ,КОТОРЫЕ МОГУТ ПОВЛИЯТЬ НА СИТУАЦИЮ Эффективная борьба с криминализацией общества возможна только посре- дством согласованных действий комплексного характера,затрагивающие все аспекты жизни общества. На уровне государства:охрана экономических прав граждан как гарантии суверенитета личности.Оно должно обеспечить равный подход к защите го- сударственных и частных интересов.Сам государственный интерес должен ра- ссматриваться как суммарный личностный,а не надстроечно-номенклатурный. Оно должно создать такие условия,чтобы стали выгодными легальные спосо- бы обогащения. На уровне партнеров:неисполнение кодексов,хартий,договоров и других принятых документов должно повлечь тяжкие последствия,вплоть до исклю- чения нарушившей организации из сообщества без права вступления впосле- дствии.От создания "черных списков" нарушителей надо переходить к напи- санию "белых книг" добросовестных партнеров. Необходима детальнная отработка механизмов контроля за банками,испы- тывающими временные или необратимые финансовые трудности,в том числе и по инициативе самого банка,или со стороны кредиторов (ст.33 "о ЦБ РФ"). Необходимо создать законодательную поддержку для включения кредиторов во временную администрацию банка,что усложнит деятельность криминальных элементов. Необходимо в корне изменитьобразы,навязываемые средствами массовой ин- формации,которые смешивают коммерческую и криминальную деятельность. |
Категория: Экономика | Просмотров: 822 | Добавил: rostowskaja |