Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Пятница, 22.11.2024
A.Oстровский. Приватизация
 
  
Используя тяжелое экономическое положение  республик, иностранные банки потребовали срочного перехода к рыночным реформам. Так осенью 1991 г. появилась на свет ≪экономическая программа≫ Е. Т. Гайдара. Основные ее  положения Б. Н. Ельцин огласил 28 октября на Пятом съезде народных депутатов Российской Федерации. Она предполагала  приватизацию, либерализацию цен, товарную интервенцию, конвертацию рубля.


Провозглашая этот курс, Б.Ельцин заверил сограждан, что ≪хуже будет всем в течение примерно полугода≫. Затем последует ≪снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а осенью 1992 г. — стабилизация экономики, постепенное
улучшение жизни людей≫.

 
Hеобходимость приватизации мотивировалась тем, что частный сектор эффективнее государственного, а рыночная экономика — эффективнее плановой и что именно поэтому Запад развивался успешнее, чем Советский Союз.

Между тем государственный сектор есть во всех странах. В конце 80-х и начале 90-х гг. государственный сектор  co стоял на уровне 33,9% стоимости ВВП в Японии, 37,0% — в США, 45,2% — в Великобритании,47,3 % — в ФРГ, 53,6 % — во

Франции. В то самое время, когда был ликвидирован Госплан, во Франции осуществлялся ≪XI план экономического и социального развития страны≫.

Следовательно, создавая в средствах массовой информации представление, будто бы на Западе вся собственность находится в частных руках и развитие экономики полностью регулируется рынком, отечественные приватизаторы и их иностранные советники сознательно вводили в заблуждение, а значит, не собирались  использовать западный опыт для подъема российской экономики.

Одна из первых программ приватизации была разработана Государственным комитетом по управлению государственным имуществом под руководством Михаила Дмитриевича Малея в 1991 г. Она предполагала создание в России частного сектора при сохранении за государством командных высот в экономике.

≪Еще до начала "реформ", — пишет Р. И. Хасбулатов, —я обговорил с Ельциным, что авиационный, железнодорожный, морской, речной, трубопроводный транспорт, связь, нефте- и газодобыча, черная металлургия, оборонно-промышленные предприятия не следует подвергать риску денационализации≫.

Это не соответствовало стремлениям иностранного капитала и рождавшейся в стране отечественной буржуазии. М. Д. Малей был отправлен в отставку. Новым председателем

Госкомимущества России 6 ноября 1991 г. стал Чубайс. Приступив к разработке новой программы приватизации, он с самого начала использовал иностранных ≪экспертов≫.

Еще ≪в 1991 году... — пишет бывший генерал-лейтенант КГБ СССР Н. С. Леонов, — в США при Гарвардском университете был создан так называемый Институт международного развития, который и стал на долгие годы центром управления российскими процессами. Институт был создан в результате переговоров, которые вели Анатолий Чубайс, Егор Гайдар с российской стороны, и Андрей Шлейфер с Джефри Саксом — с американской≫.


А. Б. Чубайс и его соратники пытаются создать видимость, будто бы они использовали иностранцев исключительно для отработки технических деталей. Ho  зарубежные советники предложили не только свою схему приватизации, но и все детали ≪реформ≫.

≪На самом деле, — пишет В. П. Полеванов, заменивший позднее А. Б. Чубайса на посту руководителя Госкомимущества,— концепция и весь сценарий приватизационной аферы разработали набившие руку специалисты из американской консультационной фирмы ≪Делойтт и Туш≫.  А Европейский банк реконструкции и развития подготовил ≪Руководство по приватизации≫, насчитывавшее 600 страниц.

Первый набросок чубайсовской программы, ≪документ объемом в 24 страницы с десятью страницами приложений≫, был подготовлен за полтора месяца.

Первоначально А. Б. Чубайс предлагал разделить государственную собственность на три части. К первой группе были отнесены объекты, не подлежащие денационализации, ко второй — те, которые предполагалось приватизировать частично, предприятия третьей группы планировалось приватизировать полностью и в обязательном порядке.

Если М. Д. Малей считал, что объектом приватизации должны стать нерентабельные и малоэффективные предприятия, А. Б. Чубайс предлагал начать с предприятий, которыеотличались особой доходностью. В первом случае это соответствовало интересам государства, во втором — интересам частных собственников. Чубайс выступал за полную, обвальную приватизацию государственной собственности, за ≪приватизацию под нуль≫. Поэтому его первоначальная программа была рассчитана только на 1992 г. 

26 декабря 1991 г. предложения А. Б. Чубайса получили одобрение правительства, затем прошли через Президиум Верховного Совета и легли на стол президента. 29 декабря 1991 г. и 29 января 1992 г. появились два указа под разными номерами, но с одним и тем же названием ≪Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий≫.

Первый указ вводил в действие ≪Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год≫, второй определял ее процедуру.

Осуществление ≪шоковой терапии≫ и начало приватизации привели к обострению отношений между президентом и парламентом, между Кремлем и Белым домом.
 
Осенью 1991 г. В. Ф. Шумейко сыграл важную роль в замене  М. Д. Малея А. Б. Чубайсом. 15 июня  Верховный Совет одобрил программу приватизации на 1992 г. в третьем чтении. К этому времени она претерпела серьезные изменения. Парламент предоставил трудовым коллективам право выкупать 51% акций приватизируемых предприятий. 29% акций  было решено передать населению безвозмездно на основании  специальных приватизационных чеков, остальные 20%  оставить в руках государства.
 
15 июняЕльцин улетел в США  c такой программой приватизации. Вашингтон принял российского президента с особым почетом. И ≪если ему не вручили Звезду Героя Соединенных Штатов Америки, то только потому, что таковой здесь не имеется≫. Несмотря на такой прием, в своих воспоминаниях он обxодит визит в США стороной.

США продолжали требовать от России дальнейшего продвижения по пути приватизации, разоружения и конверсии промышленности.

30 июня правительство одобрило ≪Программу углубления экономических реформ≫.Она была рассчитана на три года и предполагала дополнительные меры по переходу к рыночной экономике, дальнейшей ≪либерализации цен≫, приватизации и конверсии. 1 июля Ельцин подписал указ о преобразовании всех государственных предприятий в акционерные общества открытого типа. Для его реализации был установлен срок —1 ноября 1992 г. Этот ≪библейский срок творения≫, иронично охарактеризовал его руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский, был ≪реален лишь для мелкой собственности, торговли, сферы обслуживания и средних предприятий≫.

Тогда же в соответствии с достигнутой в Вашингтоне договоренностью, Ельцин подписал постановления, которые способствовали развалу крупных предприятий и их банкротству.

14 августа появился указ ≪О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации≫, положивший начало так называемой ваучерной приватизации.Указ возродил идею, содержавшуюся в программе М. Д. Малея, правда, первоначально стоимость чека определялась в 14 тысяч условных рублей по курсу 5 рублей за доллар, а все передаваемое таким образом населению имущество оценивалось в 2,2 трлн. рублей, или же более чем в 400 млрд. долларов, a теперь номинальная цена приватизационного чека, получившего название ваучера, определялась в 10 тысяч обычных рублей и приватизируемая таким образом часть государственной собственности оценивалась в 1,5 трлн. рублей. По курсу на конец 1992 г. это составляло менее 4 млрд. долларов.

М. Д. Малей имел в виду именные приватизационные чеки, которые должны были непосредственно конвертироваться в акции приватизируемых предприятий. Чубайсовские ваучеры имели безличный характер и подлежали свободному обращению. Поскольку страна переживала невиданную со времен войны инфляцию, неизбежнобыло обесценивание ваучера. Уже в начале февраля 1993 г. его стоимость на рынке опустилась ниже 4000 руб., а общая стоимость ваучеров снизилась до 1,2 млрд. долларов. И этот процесс продолжался.

1 июля правительство пошло на конвертируемость рубля. Это означало открытие дверей в Россию для иностранной валюты,прежде всего американского доллара. 4 июля 1992 г. последовал указ президента ≪Об иностранных инвестициях в Российской Федерации≫, открывший возможность участия иностранного капитала в приватизации.

Еще не завершилась ≪малая приватизация≫ 1992 г., еще только начиналось акционирование предприятий, еще только печатали первые ваучеры, а тем временем А. Б. Чубайс и его команда форсированно готовили программу приватизации на следующий 1993 г.

В этой программе говорилось, что ≪по решению правительства России или правительств республик, входящих в ее состав, могут приватизироваться предприятия военно-промышленного комплекса, по переработке руд драгоценных металлов, топливно-энергетический комплекс (включая трубопроводы),

железнодорожный транспорт, коммерческие банки, крупные предприятия связи, информационные и телеграфные агентства, где размещаются госрезерв и мобилизационные заказы≫. Таким образом, в 1993-94  Ельцин собирался нанести по государственной собственности решающий удар и лишить государство командных высот в экономике.

≪Отпустив≫ цены в ≪свободное плавание≫, правительство бросилось накачивать рынок новыми денежными знаками. За 1992 г. стоимость отечественной валюты в обращении увеличилась  с 263 до 1980 млрд. рублей, то есть примерно в 8 раз.

Это полностью подтверждает, что главный смысл ≪шоковой терапии≫ заключался не в переходе к свободным ценам, а в их искусственном повышении.

Зачем же нужно было создавать такую ситуацию?

Прежде всего, чтобы облегчить приватизацию.

≪Приватизируется, — разъяснял А. Б. Чубайс, — не оборудование, а бизнес. Юридическое лицо. У юридического лица есть баланс. А у баланса — левая и правая сторона: активы и пассивы. В активах — оборудование, в пассивах — долги, незакрытые обязательства. Тот, кто приобретает предприятие, не только становится хозяином оборудования, но и берет на себя обязательство по долгам. И это радикально влияет на цену≫.

Стремясь радикально ускорить и упростить процесс приватизации, "реформаторы»  сознательно вели всю российскую экономику к тотальному банкротству.
 
Была у этой политики и другая цель –c ее помощью правительство открывало двери валютной интервенции. Для иностранного капитала начавшаяся в 1992 г. экономическая интервенция (валютная и товарная) представляла собою один из способов завоевания российского рынка. "Pеформаторам» она была нужна, чтобы создать необходимые условия для приватизации государственной собственности.
 
Накануне референдума 1993 Ельцин произвел кадровый маневр. Новым министром финансов стал близкий к команде Гайдара Борис Григорьевич Федоров, а новым вице-премьером и министром экономики — Олег Иванович Лобов. ≪В начале апреля 1993 года, — вспоминает А. Б. Чубайс, — мы получили еще …одного противника из лагеря отраслевиков: едва назначенный министром экономики, Олег Иванович Лобов попытался изменить положение вверенного ему министерства. Замысел его был прост: восстановить административные методы управления; в роли нового Госплана назначить— Минэкономики≫.

≪Став первым вице-премьером и министром экономики, —пишет о О. И. Лобове Б. Г. Федоров, — он тут же пошел в "лобовую" атаку на реформы, начиная с попытки поставить Минэкономики над всеми ведомствами, включая Минфин и кончая попытками остановить приватизацию≫.

Действия О. И. Лобова не были его личной инициативой. В начале апреля ≪к созданию коалиционного правительства и возрождению плановой экономики≫ призвал А. В. Руцкой,а ≪Верховный Совет подготовил постановление о полной отмене приватизации≫.

Речь шла не о самой приватизации, а о той программe, которая была разработана А. Б. Чубайсом на 1993 г. Она не получила поддержки. Парламент ограничился тем, что продлил на 1993 г. действие программы приватизации 1992 г. Тем временем последовали ≪региональные бунты≫.

В конце марта, как считает Е. Т. Гайдар, ≪по явной указке из Москвы≫ Челябинский областной совет решил приостановить приватизацию на территории своей области. Вслед за ним ≪в течение 10—15 суток≫ приняли ≪решение о приостановке приватизации≫ еще несколько регионов: Архангельск, Брянск, Воронеж, Калмыкия, Кострома, Мурманск, Новосибирск, Ульяновск.

Передавая настроения тех дней, А. Б. Чубайс пишет: ≪...Я готовился к аресту всерьез и основательно, с уничтожением документов. Что произойдет в случае отрицательного результата референдума, было ясно... Война шла на уничтожение. В кулуарах...не скрываясь, толковали о том, что камеры для нас уже готовятся. Более радикальные товарищи шли дальше: "Всех в Кремле за ноги развесим на деревьях"... В такой ситуации постановление о приостановке приватизации и моей отставке раза три ставилось в повестку дня≫. И попытка импичмента, и наступление на приватизацию

были предприняты за несколько дней до 31 марта, когда истекала пятая отсрочка России по внешнему долгу.

 11 сентября 1993 Б. Ельцин принял А. Б. Чубайса - борьба вокруг программы  "реформ» продолжалась. Вскоре после заседания правительства 6 августа, А. Б. Чубайс передал Ельцину письмо о необходимости серьезных кадровых перемен. Речь шла об отставке О. И. Лобова.Б. Г. Федоров предложил ликвидировать
Министерство экономики, а также представил в правительство записку ≪О критическом финансовом положении и судьбе реформ в России≫.

Однако О. И. Лобов не сдавался. 30 августа, когда В. С. Черномырдин был в США, он представил Ельцину записку ≪Об экономической ситуации в стране и необходимых мерах по ее стабилизации≫. В этой записке он предложил пересмотреть условия приватизации. О. И. Лобов выступил против  бесплатной,  ≪народной приватизации≫, предложил сократить ее с 80 до 30 процентов, индексировать основные фонды в 100—150 раз, а цены ваучера в 25 раз. Резолюция Ельцина гласила: ≪Принципиально поддерживаю высказанные предложения. Прошу в 10-дневный срок представить проект указа≫,нo сделал выбор в пользу A. Б. Чубайса. 11 сентября он аннулировал свою резолюцию от 30 августа на записке О. И. Лобова, затем освободил его от обязанностей первого вице-премьера и министра экономики и перевел на должность секретаря Совета безопасности. Освободившееся кресло вице-премьера занял Гайдар