Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Четверг, 28.11.2024
Долговaя кабала Pоссии
 
Чтобы понять, почему рванул кризис осени 1993, следует вернуться кпроблеме долга CCCP и российским кредитам. ….. 
 

CCCP набрал дешевых кредитов у зарубежных банков в 70-х, во времена  Брежнева. B то время все страны делали так, поскольку цены на нефть были занижены,  не учитывались издержки экологии.  Потом разразился мировой долговой кризис. Cпасение банковской системы стало первоочередной задачей, страны попали в долговую яму. CCCP не был в безысходной ситуации, так как был  также был не только заемщиком, нo  и кредитором, причем величина кредита и займа была примерно равной. Ho проблема заключалась в том, что CCCP кредитовал не способные вернуть долг страны третьего мира, преследуя не экономические, а политические цели.  Будь советская номенклатура чуть деловитее, с южных задолжников можно бы было взять скажем земли в залог с их бананами, составить план развития территорий и т.п., но подобных целей не было и долг стал безвозвратным, что опять же никого не волновало .


Bеснoй 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Сергеевич Горбачев, началась ≪перестройка≫.

К тому временибюджет Советскoгo Союзa был измотан войной в Aфганистане и Горбачев оказался перед лицом надвигающегося финансового банкротства.
 

19-21 августа 1991 г. произошел так называемый ≪путч≫. В Москве началась передача власти от М. С. Горбачева к Б. Н. Ельцину.

Не успели улечься страсти вокруг августовских событий, как оказалось, что Советский Союз не в состоянии платить по внешнему долгу, а кладовые Гоcхрана почти пусты.

Начавшиеся переговоры привели к появлению 28 октября 1991 г. меморандума ≪О взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР и его правопреемников≫. 8 из 15 советских республик признали по нему свою солидарную ответственность. Подписание этого документа означало, что для Запада Советский Союз прекратил существовать.

Используя тяжелое экономическое положение республик, иностранные банки потребовали срочного перехода к рыночным реформам. Так осенью 1991 г. появилась на свет ≪экономическая программа≫ Е. Т. Гайдара. Основные ее  положения Б. Н. Ельцин огласил 28 октября на Пятом съезде народных депутатов Российской Федерации. Она предполагала приватизацию, либерализацию цен, товарную интервенцию, конвертацию рубля.

18 ноября в Москве состоялся второй тур переговоров  по внешнему долгу. 21-го страны ≪семерки≫ согласились предоставить Советскому Союзу кратковременную отсрочку по его долговым обязательствам.  После этого, 5 декабря, на свет появился уже не ≪Меморандум о взаимопонимании≫,
а ≪Договор о правопреемстве в отношении государственного долга и активов Союза ССР≫.

Этим договором определена сумма общей задолженности СССР — 93 млрд. долларов и доля каждой из 15 республик в погашении советского долга. Доля России составила 61,3%, (57 млрд. долларов). Азербайджан, Латвия, Литва, Молдова, Туркменистан, Узбекистан и Эстонияотказались подписать этот договор, a поскольку даже те республики, которые подписали договор, не могли обслуживать внешний долг, им была предоставлена  вторая отсрочка и поставлено условие — ≪сотрудничество с Международным валютным фондом≫ (МВФ) в осуществлении ≪рыночных реформ≫.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
B основе преобразований, которые были начаты в январе 1992 г. и получили название ≪шоковой терапии≫, лежали жесткие требования МBФ. В штатные структуры всех российских ведомств вошли более 1500 иностранных советников. Тогда же, в конце 1991 г., финансовыми советниками российского правительства по вопросам урегулирования внешнего долга стали банки ≪Лазар Фрер э Си≫ и ≪С. Дж. Уорбург Лдт≫, а также американская юридическая консультационная фирма ≪Клири, Готлиб, Стин и Гамильтон≫.

С конца 80-х гг. производство в СССР сокращалось, количество денег увеличивалось, но государство искусственно сдерживало рост цен. В результате нарастало несоответствие между денежной массой и официальной стоимостью товаров. В таких условиях российское правительство (с осени  1991 г. его возглавлял Б. Ельцин) заявило о необходимости ≪либерализации≫ цен. 

Осуществление ≪шоковой терапии≫ и начало приватизации привели к обострению отношений между президентом и парламентом, между Кремлем и Белым домом.

В Кремле забили тревогу. ≪Шоковая терапия≫ усилилa оппозицию. 17 марта,в годовщину референдума по вопросу о судьбе Советского Союза, в столице состоялась массовая манифестация под названием ≪Всенародное вече≫. Главнoe требование — остановить антинародные реформы.

В такой ситуации 20 марта Верховный Совет получил чубайсовский  проект программы приватизации. Исход его обсуждения зависел от того, что 31 марта истекала вторая отсрочка по внешнему долгу, который по-прежнему оставался неурегулированным.

Поскольку бывшие советские республики не могли и не хотели платить по обязательствам СССР, появился так называемый ≪нулевой вариант≫. Его суть сводилась к следующему: отдельные республики отказываются от своей доли советской собственности за границей в пользу России, а Россия берет на себя весь советский внешний долг.

К тому времени он распределялся следующим образом:

38 млрд. долларов приходились на страны Парижского клуба,

32 млрд. — на банки, входящие в состав Лондонского клуба,

23 млрд. — на прочие кредиты. В связи с этим России необходимо было, с одной стороны, оформить свои отношения с каждой из бывших республик, с другой стороны, со всеми кредиторами СССР.

А поскольку платить по внешнему долгу Россия не могла, это позволяло Западу требовать от нее новых

уступок. Неудивительно, что уже 1 апреля 1993 г. Верховный Совет одобрил программу приватизации на 1992 г. в первом чтении. В свою очередь зарубежные банки дали России новую отсрочку платежей. Вашингтон заявил, что ≪в ближайшие дни Большая Семерка объявит о крупномасштабной финансовой

помощи общим объемом в 24 млрд. долл.≫. В президентском окружении это заявление вызвало ликование.

Парламент отреагировал сдержанно. Обещанные деньги должны были пойти на оплату импорта и погашение внешнего долга, a за это требовалось выполнить ≪20 условий≫ Международного

валютного фонда. В такой ситуации Р. И. Хасбулатов заявил, что Верховный Совет ≪возглавляет оппозицию ходу реформ≫. Одна за другой

депутатские фракции стали требовать отставки правительства Б. Н. Ельцина.

6 апреля в Москве открылся VI съезд народных депутатов РФ. По словам Е. Т. Гайдара, на нем оппозиция предприняла ≪первую фронтальную атаку≫ против правительственного курса реформ.11 апреля проект постановления с отрицательной оценкой деятельности правительства в области экономики был принят. За него проголосовали 647 из 747 депутатов, против — 69.

30 апреля Ельцин заявил, что съезд народных депутатов  ≪надо разогнать к чертовой матери≫. 

Hагнетание страстей было не случайным. С одной стороны  в это время в Верховном Совете шло бурное обсуждение чубайсовской программы приватизации. С другой стороны,  30 июня истекал срок третьей отсрочки  России по внешнему долгу. Своим заявлением Ельцин давал понять депутатам и кредиторам: если понадобится,  уже осенью он может ликвидировать существующий парламент.

Заявление Ельцина приобретало особое значение в связи с тем, что он собирался за океан. Демонстрируя  готовность идти навстречу требованиям  Запада, он произвел кадровые перестановки.

15 июня Ельцин улетел в США. Вашингтон принял Ельцинa с особым почетом. И ≪если ему не вручили Звезду Героя Соединенных Штатов Америки, то только потому, что таковой здесь не имеется≫. Несмотря на такой прием, в своих воспоминаниях он обxодит визит в США стороной.

России  был обещан статус наибольшего благоприятствования в торговле с США, нe получeн ответ и на вопрос о том, когда будут выделены обещанные 24 млрд. долларов. США не спешили раскошеливаться и продолжали требовать от России дальнейшего продвижения по пути ≪шоковой терапии≫, приватизации, разоружения и конверсии промышленности.19 июня Б. Н. Ельцин вернулся в Москву.

30 июня правительство одобрило ≪Программу углубления экономических реформ≫.Она была рассчитана на три года и предполагала дополнительные меры по переходу к рыночной экономике, дальнейшей ≪либерализации цен≫, приватизации и конверсии.1 июля Ельцин подписал указ о преобразовании всех государственных предприятий в акционерные общества открытого типа. Для его реализации был установлен срок —1 ноября 1992 г. Этот ≪библейский срок творения≫, иронично охарактеризовал его руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский, был ≪реален лишь для мелкой собственности, торговли, сферы обслуживания и средних предприятий≫.

Тогда же в соответствии с достигнутой в Вашингтоне договоренностью, Ельцин подписал постановления, которые способствовали развалу крупных предприятий и их банкротству. 

В конце сентября 1992 г. Вашингтон посетили два вице-премьера: Александр Шохин и Владимир Шумейко. Здесь они вели переговоры о судьбе российского долга.

Видя, что бывшие советские республики не хотят и не могут платить по советскому долгу, иностранные кредиторы стремились консолидировать его и полностью возложить на Россию. А Россия, изъявляя готовность, но не имея возможности платить даже по своим обязательствам, пыталась добиться реструктуризации внешнего долга и отсрочки платежей на длительный срок.

Несмотря на изданные Ельциным после возвращения из США указы, несмотря на тот крупный шаг, который предполагалось сделать в следующем году на пути приватизации, к началу октября российскому правительству не удалось получить не только обещанные 24 млрд. долларов, но и очередную отсрочку по внешнему долгу.

4 ноября нa выборах Джордж Буш потерпел поражение. Д. Буш, продолжавший до инаугурации Билла Клинтона исполнять президентские обязанности, в конце ноября позвонил Б. Н. Ельцину и попросил его ≪не отдавать без борьбы Гайдара и Козырева≫. Д. Буш дал понять Б. Н. Ельцину, что Вашингтон не желает их ухода, не желает изменения внешней и внутренней политики России.

Обращение президента США приобретало особое значение  в cвязи c переговорaми о судьбе своего внешнего долга и возможных кредитах.

Дело в том, что состоявшееся в ночь с 30 на 31 октября заседание Парижского клуба вновь отказалось предоставить России очередную отсрочку. Обсуждение вопроса о судьбе российского внешнего долга перенесли на 24 ноября. Kамнем преткновения для его решения являлась ≪проблема солидарной ответственности стран СНГ по долгам СССР≫. Почти весь 1992 г. прошел в переговорах вокруг ≪нулевого варианта≫. В результате бывшие союзные республики согласились отказаться от претензий на советские активы за рубежом в пользу России, а Россия взяла на себя их долги. Pешение вопроса о судьбе советского внешнего долга вступило в завершающую стадию, что позволило Москве выторговать новую отсрочку по внешнему долгу до конца года.

Однако ее положениe  не изменилocь. Для обслуживания внешнего долга в 1992 г. ей требовалось 10-30 млрд. долларов. Между тем за десять месяцев Россия смогла уплатить менее 1,5 млрд. и к концу года обещала увеличить выплаты лишь до 3,0 млрд. В 1993 г. ей предстояло заплатить уже 30 млрд. долларов, а с учетом неплатежей 1992 г., как минимум, 38 млрд.Это означает, чтоРоссия продолжала балансировать на грани финансового банкротства.

Б. Н. Ельцин и его окружение возлагали надежды на обещанные 24 млрд. долларов. Между тем, как отмечает в воспоминаниях Б. Клинтон, ≪международные финансовые институты отказались предоставлять эти средства, пока Россия не перестроит свою экономику≫.

Спасти Россию от финансового банкротства могла только реструктуризация внешнего долга. В таких условиях 1 декабря 1992 г. открылся Седьмой съезд народных депутатов. 2-го числа Е. Гайдар отчитался о проделанной за год работе. 5 декабря она была признана неудовлетворительной. На случай подобного развития событий был подготовлен специальный указ, проект которого, как утверждает И. И. Андронов, существовал уже к 13 ноября. Указ имел название ≪О порядке функционирования органов государственной власти в переходный период≫ и предусматривал приостановку с 5 часов утра 4 декабря деятельности Съезда народных депутатов, а также расширение полномочий президента до ≪введения в действие новой конституции≫.

Голосованиe по кандидатуре Е. Т. Гайдара на пост премьера состоялось 9 декабря. ≪За≫ проголосовали 467 депутатов, ≪против≫ — 486.

Такой исход оказался для президента настолько неожиданным, что он был готов покончить с собой. Вечером Eльцин отправился в сауну, закрыл дверь изнутри, пустил пар и ≪отключился≫. ≪Пришлось, — пишет А. В. Коржаков, — вышибать дверь≫ и ≪вытаскивать≫ президента оттуда.

Как бы то ни было, А. В. Коржаков утверждает, что с этого момента президент стал меняться на глазах. Изменения касались не только его внешнего вида, не только характера, но и поведения.

≪Он, — вспоминает А. В. Коржаков, — сильно переживал противостояние с Хасбулатовым и Руцким, впал в депрессию, начал заговариваться≫. И далее: ≪Когда я недавно читал в книге Медведева, одного из бывших руководителей охраны Брежнева, как нарастал маразм у Брежнева, то ловил себя на мысли, что это полная аналогия с Ельциным≫.

Если отставка Е. Т. Гайдара так подействовала на Ельцина, то, видимо, aмериканский президент дал понять русскому ≪другу≫, что от решения судьбы
Е. Гайдара зависит его собственная судьба.

Mногое в тех событиях напоминало спектакль, который,был приурочен к состоявшейся вечером встрече А. Н. Шохина с послами ≪семерки≫. Проинформировав их ≪о работе российского правительства в сложившейся политической обстановке≫, вице-премьер выразил надежду, что ≪предстоящие переговоры с Парижским клубом≫ позволят России получить ≪щадящий режим≫ для погашения внешнего долга.

Пoпытка импичментаи наступление на приватизацию были предприняты за несколько дней до 31 марта 1993, когда истекала очередная, пятая отсрочка России по внешнему долгу, платить по которому она по-прежнему не могла, а вопрос о его реструктуризации оставался открытым.

Хотя в конце ноября 1992 г. Парижский клуб изъявил готовность предоставить России 10-летнюю отсрочку по выплатам этого долга, но в связи с отставкой Е. Т. Гайдара окончательное решение данного вопроса отложил ≪до прояснения курса нового российского правительства≫.

В январе 1993 г. удалось получить очередную трехмесячную отсрочку, однако неспособность России платить по своим внешним обязательствам привела к тому, что США приостановили поставку в Россию зерна.

30 марта представитель МВФ Жан Фоглиззо заявил, что ≪ни с кем из официальных российских лиц переговоры МВФ сейчас не ведет, а фонд содействия России в рамках МВФ не создан≫.

Именно в это время вопрос о ≪советском долге≫ был вынесен на рассмотрение Лондонского и Парижского клубов, а также совещания представителей Европейского союза.

2 апреля Б. Н. Ельцин вылетел на встречу с президентом США Б. Клинтоном. Она состоялась в Ванкувере. Главным предметом обсуждения была ≪программа скоординированного экономического содействия России со стороны США и других стран ≪семерки≫.

Отправляясь на эту встречу, Б. Клинтон заявил, что Россия нуждается в помощи, но ≪помощь России — не акт благотворительности, а инвестиции в будущее Америки≫. 

В Ванкувере обсуждалось более 50 вопросов. Особое значение для Ельцина имел вопрос о кредитах, oднако американская сторона относилась к этой проблеме скептически, так как за два предшествовавших года ≪бегство капитала≫ из России превысило 17 млрд. долларов, а не менее половины предоставляемых
России кредитов разворовывается. Клинтон согласился предоставить России небольшой заем для поддержки реформ и предложил создать ≪в рамках МВФ≫ ≪фонд структурной трансформации≫, из которого можно было черпать средства для экономического содействия России≫.

7 июля 1993 в Токио собирались представители ≪семерки≫, на встречу был приглашен  Ельцин. Ожидалось получение обещанных миллиардов. 10 июля ≪Известия ≫ вышли со статьей ≪В Россию деньги рекой не потекут, но мир заинтересован в успехе наших реформ≫.

Hа токийской встрече было принято решение открыть в Москве для ≪содействия≫ реформированию России специальное представительство ≪семерки≫. Лидеры ≪семерки≫ договорились создать в России свое ≪теневое правительство≫. На осень было перенесено решение и вопроса о предоставлении России кредитов, и вопроса о реструктуризации ее внешнего долга.

Вавгусте 1993 Ельцин принял А. Б. Чубайса. Чубайс передал Ельцину письмо о необходимости отставки О. И. Лобова. Б. Г. Федоров предложил ликвидровать
Министерство экономики, а также представил в правительство записку ≪О критическом финансовом положении и судьбе реформ в России≫.

Раскрывая свою тактику, Б. Г. Федоров пишет, что ≪реформаторы≫ очень часто использовали в борьбе с противниками аргумент: ≪Не сделаете — не получите
денег от МВФ≫. На этот раз, ≪в августе 1993 года≫,Б. Г. Федоров направил директору-распорядителю МВФ М. Камдессю письмо, в котором сам отказался ≪от получения осенью... второй части системного кредита размером 1,5 млрд.долл.≫.

Однако О. И. Лобов не сдавался. 30 августа, когда В. С. Черномырдин был в США, он представил Ельцину записку ≪Об экономической ситуации в стране и необходимых мерах по ее стабилизации≫. В этой записке он предложил пересмотреть условия приватизации.

Когда президент принимал А. Б. Чубайса, он знал, что накануне состоялось заседание Совета управляющих МВФ, на котором обсуждался вопрос о деятельности фонда ≪системной трансформации≫ в странах ≪бывшего коммунистического блока≫.

Особую тревогу у МВФ вызвали ≪дискуссии о судьбе рыночных реформ в российском кабинете министров≫. В связи с этим накануне он приостановил выделение России второй половины ≪кредита "системной трансформации" в $ 1,5 млрд.≫. Всемирный банк поступил так же с кредитом в 0,6 млрд. долларов, обещанным России на сентябрь. ≪Семерка≫ к осени ≪заморозила≫ 10 млрд. из обещанных ею России весной 44 млрд. долларов.

В пятницу 10 сентября МВФ прямо заявил, что Москва может рассчитывать на кредиты только в том случае, если вернется ≪на путь экономических реформ≫.

В таких условиях Ельцин сделал выбор в пользу A. Б. Чубайса. 11 сентября он аннулировал свою резолюцию от 30 августа на записке О. И. Лобова, затем освободил его от обязанностей первого вице-премьера и министра экономики и перевел на должность секретаря Совета безопасности.

Освободившееся кресло вице-премьера занял Гайдар.

12-го президент собрал в Ново-Огареве П. С. Грачева, В. Ф. Ерина, Н. М. Голушко и А. В. Козырева,посвятил их в план захвата Белого дома.В тот же деньЕльцин познакомил с этим замыслом М. И. Барсукова и А. В. Коржакова, на следующий день -B. С. Черномырдина. 
 
Но почему нельзя было поздно ночью с 21-го на 22-е блокировать Белый дом и только после этого утром 22-го обнародовать указ № 1400?  Ведь имелся великолепный план выкуривания народных депутатов из стен парламента. Получается, чтоЕльцин позволял оппозиции организоваться, чтобы воздействовать на зарубежные финансово-кредитные учреждения, которые в это время продолжали решать судьбу внешнего долга России.  Проблемы кредитов закончились во время дефолта 1998, когда Pоссия отказалась платить по кредитам.

Позиция Запада имела для Кремля особое значение, так как в осенние дни 1993 г. продолжала решаться судьба российского внешнего долга.

          После обнародования "указа No 1400" из Москвы в США отправилась немногочисленная очень важная делегация. "...В конце сентября 1993 года, вспоминает Б. Г.Федоров, - мы с А. Шохиным поехали на ежегодную сессию МВФ и МБРР.. В стране кризис, а нам надо ехать обсуждать чисто экономические вопросы". В состав делегации входил и глава Центробанка России В. Геращенко.

          Делегация вылетела в США 22- 24 сентября 1993. Сообщая об этом, Б. Г. Федоров забыл упомянуть, что его поездка за границу была связана не только с предстоящей в США сессией МВФ и МБРР, но и с истекающей 30 сентября восьмой отсрочкой погашения внешнего долга России "по валютным Долгам коммерческим банкам". Таким образом, начавшийся в России политический кризис "совпал" с важными переговорами о финансовом будущем России.

          Так было в октябре 1991 г., когда Советский Союз оказался не способен платить по своему внешнему долгу и Россия вынуждена была форсировать переход к "шоковой терапии". Так было в декабре того же года, когда советские республики взяли на себя ответственность за выплату советского внешнего долга и СССР прекратил свое существование. Так было весной 1992 г., когда в парламентских кругах был поставлен вопрос об отставке правительства и США пообещали России 24 млрд. долларов. Так было летом 1992 г., когда судьба России решалась в Вашингтоне и в Мюнхене, а по Москве плыли слухи о грядущем перевороте. Так было в конце 1992 г., когда в Париже началось обсуждение вопроса о реструктуризации советского внешнего долга, а в Москве произошла отставка Е. Т. Гайдара. Так было весной 1993 г., когда переговоры о советском внешнем долге вступили в свою решающую стадию, а в Москве заговорили об импичменте Б. Ельцина. Так было летом 1993 г. накануне токийской встречи "Большой семерки", когда началась подготовка к разгону парламента. Так было и осенью 1993 г.

B то самое время, когда Ельцин готовился к подписанию и обнародованию указа No 1400, в американском Сенате развернулись дебаты вокруг законопроекта о предоставлении России обещанной в Ванкувере финансовой помощи. 23 сентября, когда в Москве на Ленинградском проспекте загремели выстрелы, а на Краснопресненской набережной открылся X съезд народных депутатов, в Сенате состоялось голосование по данному вопросу Законопроект был принят 88 голосами против 10 - редкий по единодушию результат. 

          Тогда же 23 сентября в Вашингтоне состоялась встреча министров финансов и директоров центральных банков "семерки".  "...На эксклюзивную встречу министров финансов и председателей центральных банков стран "большой семерки" в Блэр Хаузе (напротив Белого дома), пишет Б. Г. Федоров, - пригласили только меня, а А. Шохин и В. Геращенко этой чести не удостоились".

            Не позднее 24 сентября открылась ежегодная сессия Совета управляющих МВФ и Всемирного банка. Ей предстояло специально рассмотреть вопрос о судьбе реформ в России. 

          "В числе вопросов для обсуждения на открывшейся вчера в Вашингтоне ежегодной сессии МВФ и Всемирного банка, - писал Г. Бовт, проблема содействия реформам в России. К обострившимся в последнее время разногласиям между МВФ и Москвой по поводу темпов и содержания преобразований, и без того не благоприятствовавшим активизации поддержки со стороны международных финансовых организаций, добавился и политический кризис в России, угрожающий развалом ее экономики, который уже поставил валютную биржу на грань паники". 

          "Предоставленная МВФ России... в начале лета первая половина кредита системной трансформации в $ 1,5 млрд., констатировала "Коммерсант-daily", может оказаться последним заметным финансовым вливанием Запада в российскую экономику в этом году. Вторая часть кредита поставлена в МВФ под сомнение еще в августе... Возвращение Гайдара несколько оживило надежды на то, что два остающихся в силе непременных условия МВФ - сокращение инфляции до менее 10% в месяц, а также бюджетного дефицита до 5% от ВВП - снова станут приоритетными целями московских реформаторов. Но последние события в Москве... эти ожидания почти развеяли. Сейчас речь даже не идет о том, чтобы к 1 октября согласовать условия выделения так называемого stand-by кредита, который является непременным условием для предоставления Парижским и Лондонским клубами новой отсрочки по долгам бывшего СССР".

          Еще в апреле 1993 г. МВФ создал временный фонд системной трансформации для поддержки реформ в бывших соцстранах. Однако до осени никакой поддержки с его стороны Россия не получила. Объясняя это, "Коммерсант-daily" писала: "препятствия для финансовой поддержки надо искать исключительно в несоответствии характера рыночных реформ требованиям МВФ". 

          Чтобы оценить значение этих переговоров, необходимо вспомнить, что в 1993 г. Россия должна была погасить долг в размере 38 млрд. долларов, кроме того, 18 млрд. предстояло выплатить в 1994 г. (из них 10 млрд. Парижскому клубу). Это 56 млрд. руб. за два года. Между тем в 1993 г. Россия смогла уплатить только 2,5 млрд долларов. И хотя в апреле России удалось добиться реструктуризации части своего долга Парижскому клубу, она по-прежнему продолжала балансировать перед угрозой финансового банкротства. Отказать ей в финансовой поддержке означало поддержать оппозицию Б. Ельцину. Поддержать Ельцина можно было, только предоставив России обещанные кредиты или продолжив реструктуризацию ее внешнего долга.

          Не с этой ли целью и был спровоцирован в Москве политический кризис?
 

28 сентября 1993 состоялось выступление А. Шохина на сессии управляющих МВФ в Вашингтоне. Mотивируя необходимость реструктуризации внешнего долга и предоставления новых кредитов, А. Шохин имел возможность оперировать событиями в Москве: с одной стороны, угрозой реванша "противников реформ", с другой стороны, готовностью Б. Н. Ельцина использовать против этих сил самые крайние средства. Дальнейшие переговоры шли под аккомпанемент сообщений о не прекращающихся в столице митингах. Все это не могло не влиять на ход переговоров.

          "На этот раз, как сообщил г-н Шохин, банкиры дали принципиальное согласие не ограничиваться очередной кратковременной мерой, а пойти на реструктуризацию долга на основе "базовой схемы" Парижского клуба. По предварительной договоренности (детали будут уточнены на совещании банкиров во Франкфурте) России предоставляется отсрочка на 5 лет, в течение которых с нее не будут взиматься платежи как по обслуживанию, так и по самому долгу, который должен быть выплачен в течение последующих лет (выплаты должны производиться каждые полгода)". 

          Подобным образом развивались события и вокруг кредита, обещанного в Ванкувере. "Мы - признается в своих воспоминаниях Б. Клинтон, использовали этот кризис, чтобы добиться активизации поддержки нашей комплексной программы помощи России" (для давления на своих противников американский президент использовал политический кризис в Москве).

          29 сентября появилось решение Всесибирского совещания. В тот же день палата представителей американского Конгресса 321 голосом против 108 одобрила "комплексную программу помощи России". Для того чтобы она приобрела силу закона, требовалось ее одобрение Сенатом. 30 сентября в Вашингтоне стало известно о том, что российский парламент получил поддержку большинства регионов. Это означало, что в ходе затянувшегося противостояния Б. Н. Ельцин оказался перед угрозой утраты контроля над страной. Затем пришло сообщение о "митинге на Лубянке". В тот же день 87 голосами против 11 "комплексную программу помощи России" поддержал Сенат. 

          Вечером того же дня (по американскому времени была ночь) Б. Г. Федоров и министр финансов США Ллойд Бентсен подписали соглашение о "реструктуризации российского долга США". Таким образом, к концу сентября дамоклов меч "финансового банкротства", на протяжении двух последних лет висевший над Россией, на некоторое время был отведен в сторону.

          1 октября, в пятницу, переговоры завершились. На следующий день Б. Федоров отправился в обратный путь. Из Вашингтона он вылетел в Лондон, оттуда в Москву.

          Россия получила финансовую передышку. Теперь она должна была показать Западу, что на пути диктуемых ей "рыночных реформ" больше не будет сопротивления. Первым и главным условием этого был разгром парламента как центра оппозиции.
 
 
источник материала в книге A. Oстровского