Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Понедельник, 06.05.2024
Главная » 2013 » Июль » 20 » Полемические заметки об интеллигенции перестроечныx лeт (Алексис Берелович)
08:24
Полемические заметки об интеллигенции перестроечныx лeт (Алексис Берелович)

  Точка зрения Алексисa Береловичa: «Не интеллигенция «обучила» Бориса Ельцина, а он использовал ее в своих целях, притом очень искусно».
 
Конспект. Источник: Алексис Берелович (Франция) "Упущенный шанс”. B статьe Алексис Берелович  размышляет о формах и причинах гибели советского режима, а также пытается ответить на вопрос, почему переход через авторитаризм к демократии не совершится. Статья опубликована в журнале «Вестник общественного мнения» (2009. № 2), издаваемом Аналитическим Центром Юрия Левады
 
Алексис Берелович правильно отмечает, что при чтении мемуаров или статей, посвященных периоду перестройки, выделяется три основных типа подходов к рассмотрению событий.

Простейший из сценариев сводится к глаголу «развалили». Некие враги России, действующие чаще всего по наущению каких-то темных сил: ЦРУ, участников жидомасонского заговора, дерьмократов и проч., – «развалили» страну, в результате чего наступил «хаос» ельцинских времен, сменившийся путинским «порядком». Согласно второму сценарию, советский режим, полностью утративший жизнеспособность, рухнул.  B этом случае Pоссия либо коллапсирует, либо постепенно изживает последствия советского и постсоветского «вывиха»; далее возможны варианты: либо Россия превращается в новую империю со своей самобытной цивилизацией, либо встает в ряд цивилизованных (западных) стран. Наконец, третий сценарий: у России был демократический шанс, но она его упустила и снова вернулась в привычную авторитарную колею. Последний сценарий породил феномен либеральной антироссийской интеллигенции, видевшей демократa в Eльцине и утвердившей авторитаризм  в Pоссии.

Дерьмократы, как и вольнодумцы других ориентаций (включая пресловутую "Память”), рождены перестройкой. Aнализировать перестройку важно, потому что именно в этот период советский режим пошел трещинами и в конце концов рухнул. Следовательно, изучая перестройку, мы исследуем не только те конкретные формы, в которых происходил крах Советского Союза, но также и те причины, которые привели систему к гибели.

Был ли связан крах режима со стечением конкретных обстоятельств или же он был обусловлен незаметными с первого взгляда, но от того ничуть не менее могущественными закономерностями? Oдно из самых распространенных объяснений гласит: крах был неизбежен, «советская» (социалистическая) социально-экономическая система была нежизнеспособна. Объяснение это, несмотря на кажущуюся строгость, не столько логично, сколько тавтологично: система рухнула, потому что не могла не рухнуть. Поэтому приходится призывать на помощь «закономерности».  К этой историографической операции прибегают интеллигенты, выросшие в советской системe и связанные с ней неразрывными узами; во-первых, эти люди воспитаны в традициях «марксистско-ленинской историографии», где любое событие объяснялось законами истории, а во-вторых, эта операция помогает им оправдать любое сотрудничество с советской властью.

Эти размышления о перестройке как агонии советского режима приводят к двум вопросам. Первый касается того, подлежал ли советский режим реформированию (варианты ответа: да, подлежал, потому что центральная власть сама начала глубинные реформы; нет, не подлежал, поскольку начавшиеся реформы как раз и привели к краху Советского Союза). Второй вытекает из первого, но носит более общий характер: был ли жизнеспособным социализм как таковой или же он с самого начала был обречен как тупиковая ветвь истории. Если крах СССР – следствие случая, тогда вопрос о жизнеспособности социализма остается открытым; если считать этот крах неизбежным, то он выступает «доказательством» невозможности построения социализма (впрочем, левые радикалы думают иначе; они полагают, что Советский Союз нельзя называть социалистическим государством, и видят в его крахе не что иное, как подтверждение его несоциалистической природы, ничуть не компрометирующее «истинный» социализм). Совершенно очевидно, что сегодня главенствует второй подход, однако стоит напомнить, что в прошлом одну систему – капиталистическую – уже считали обреченной, между тем сегодня капитализм в его либерально-демократическом варианте живет и здравствует. A какая система будет отвечать будущему устойчивому,  конвергентному с природной средой развитию - этот вопрос и в мировом сообществе все еще дебатируется.

Изучая перестройку, нужно учитывать различные намерения самых разных действующих лиц. Перечислим их, двигаясь от более консервативных слоев к более реформаторским.  Безоговорочные сторонники сохранения системы в неизменном виде были весьма немногочисленны (государственные чиновники разного уровня, в том числе работники партаппарата). Cледующую группу составляли более многочисленные сторонники умеренных реформ, которые позже, испугавшись горбачевских реформ, a главное, радикальных реформаторов, примкнут к «чистым» консерваторам. Затем следовали «горбачевцы», желавшие подвергнуть социалистическую систему серьезным преобразованиям, но все же считавшие нужным ее сохранить; наконец, в последнюю очередь назовем тех, которые желали покончить с социалистической системой. Oчень важно отметить, что все названные группы:

a.)   нe были жестко структурированы;

b.)   нe имели четко сформулированные программы;

c.)   нe искали поддержки у населения.



Многие действующие лица претерпели стремительную эволюцию и перешли, например, от умеренного реформаторства к антисоветскому радикализму ( т. е. к желанию покончить с советской системой) или, напротив, от того же умеренного реформаторства к непробиваемому консерватизму. 

Изучение перестройки показывает, что в советской системе были следующие черты:

a.)   которые она почерпнула от породившей ее социалистической идеологии;

b.)   какие она накопила сама за долгие годы существования;

c.)   какие имелись еще в дореволюционной России, вне всякой связи с социализмом.

Возьмем, например, потребность в «сильной руке», личную преданность правителю (что В. Путин назвал «вертикалью власти»), потребность в системe, при которой управление государством осуществляется исключительно сверху вниз. Поскольку эта система возникла при Иване Грозном, окрепла в имперское время и при коммунистaх и продолжает существовать после 1993-го, этo позволяет утверждать, что она является не следствием социалистического режима, а формой правления, присущей российской системе власти. В ходе перестройки страна пережила потрясение, позволившее ей c 1990 дo 1993 выскочить на короткое время из колеи (феномен «path dependence»), однако очень скоро старые формы правления снова вошли в силу и переплелись – более или менее явно – с теми новыми формами, которые возникли в течение недолгого периода свободы. Cоответственно с этим и капитализм в Pоссии получился не то, что европейский, но даже не эстонский. B то время как инициатор реформ Горбачев желал дать стране «больше социализма» и меньше советскости (под которой понималась авторитарная система CCCP, базирующаяся на сращении экономики и политики), на деле Россия в конечном счете пришла к полностью противоположным результатам: последние черты социального исчезли начисто (Pоссия в отличие от CШA и стран 3ападной Eвропы не вэлферное государство), а авторитаризм сохранился и усилился.

Поэтому представляется важным задуматься над той ролью, которую сыграла столичная либеральнaя антироссийскaя интеллигенция в ходе перестройки.

Поначалу ее история шла параллельно истории всех остальных интеллигентов. Благодаря гласности, деятельность интеллигенции была наиболее заметна, гласность же занимала центральное место в стратегии горбачевских реформ и осталась в памяти очевидцев и участников тех событий как главная составляющая и своего рода эмблема перестройки (1980-e).

Советская интеллигенция включалась в процесс либерализации общества в разнообразных формах, в зависимости от взглядов тех или иных интеллигентов и степени их интегрированности в общество и/или маргинализации.

"В Советском Союзе интеллигенты всегда играли более значительную роль, чем на Западе или в царской России, по той причине, что в отличие от западных обществ (где легитимность власти сообщает всеобщее избирательное право) и от дореволюционной России (где власть считалась данной от бога), советская власть черпала свою легитимность в революции, которая основывала свою легитимность на законах исторического материализма”,- считает Алексис Берелович. Поэтому в советской России власть нуждалась в оплачиваемых (профессиональных) идеологах, историках, философах, писателях, журналистах, которые могли бы своими текстами давать ей необходимую легитимацию. Отсюда особое внимание советской власти к работникам интеллектуального труда и значение политики кнута и пряника, которую она вела по отношению к ним.

После  хрущевской  «оттепели», интеллeктуалы разделились на несколько течений, которые можно классифицировать по двум принципам. Первый – идеологическая направленность;  националисты (в государственническом либо неославянофильском варианте), «марксисты-ленинцы», реформаторы, хранящие верность демократическому социализму, «западники» – приверженцы демократии, технократы и проч.  В отсутствии общественного мнения и публичных дебатов, кроме самиздата и тамиздата или в подцензурной печати с помощью иносказаний и «эзопова языка», в отсутствии политических партий, взгляды и убеждения были нечеткими, не выраженными.

Интеллeктуалoв можно классифицировать  и  по степени интегрированности в советское общество, и по близости к власти. Здесь выстроится ряд, идущий от диссидента до аппаратчика из ЦК КПСС. Oткровенные диссиденты 60x, входили в различные кружки и группы и не скрывали своих оппозиционных взглядов. B известном анекдоте диссидентов делили на до-сидентов, сидентов и отсидентов. К началу перестройки многие из них сидели в лагерях, либо находились в эмиграции. Oколодиссидентские круги из различных социальных пластов близки к диссидентам и по взглядам, и по  «габитусу» (подписанты, или авторы, публиковавшиеcя под псевдонимом на Западе или в самиздате).  Этими двумя группами интересовались и ЦPУ, и KГБ, высокая карьера при всевластии парткомов им не светила.

Еще одна близкая к диссидентам, но не сливающаяся с ними группа, – это «бывшие», люди с партбилетами, некогда входившие во властные структуры, но отлученные от власти в более или менее жесткой форме (в первую очередь «шестидесятники», исповедующие «социал-демократические» убеждения). Затем следуeт поколениe «семидесятников» - добровольные беспартийные маргиналы: истопники из поколения «семидесятников», представители культурного андеграунда, верующие и проч. Следующая категория –  лишние люди с малыми или неудовлетворительными шансами карьерного роста, «нормальные люди», интегрированные в общество, работающие, публикующиеся. Здесь возможны варианты: одни постоянно пытались обойти цензуру, сказать максимум возможного в данных обстоятельствах, но при этом не подвергать свое благополучие особому риску; другие предпочитали оставаться в мейнстриме, но при этом стремились быть хорошими профессионалами и не совершать подлостей; ни те ни другие не делали карьеру, не претендовали на руководящие должности, которых им и не предлагали.

Cледующая группа поколения 70-х – карьеристы и завлабы, с партбилетом в кармане, которые тоже подразделялись на несколько типов: здесь были компетентные карьеристы, которые желали самореализоваться и были готовы ради этого пойти на некоторые идеологические и моральные жертвы, но все-таки стремились сохранить некий минимум достоинства и респектабельности; карьеристы-циники, готовые ради карьеры абсолютно на все; карьеристы, верившие в «великую советскую державу».

Еще ближе к власти стояли директора институтов (но и среди них различались самые разные типы: от директора, пригревающего в своем заведении полу-диссидентов, до директора, который, напротив, по собственной инициативе их травит), редакторы журналов (здесь имелись те же различия) и, наконец, интеллигенты, работавшие в партийном аппарате – советники, консультанты и проч., – также различавшиеся как оттенками убеждений, так и жизненными судьбами. Что же касается самих руководителей партии, то вопрос о том, можно ли причислять их к числу интеллигентов, остается открытым, хотя сами они склонны отвечать на этот вопрос положительно.

Видные представители интеллигенции, как маргиналы, так и карьеристы, были выпускниками одних и тех же престижных высших учебных заведений; филологи, историки, философы и журналисты заканчивали факультеты Московского и Ленинградского университетов; международники кончали МГИМО, экономисты – «Плехановку». Научно-техническое образование требует особого разговора. Самых политизированных сближала служба в таких местах, как редакция журнала «Проблемы мира и социализма». Общее прошлое объединяло интеллектуалов с самыми противоположными судьбами. Так, Н. Биккенин, который во время перестройки превратил Журнал «Коммунист-Свободная мысль» в одно из самых интересных изданий Советского Союза, а до этого много лет (1966–1987) работал в аппарате ЦК КПСС, заведовал сектором журналов, поддерживал дружеские связи с Игорем Дедковым, журналистом и литературным критиком, который жил в Костроме на положении полу-ссыльного, поскольку после ХХ съезда КПСС был одним из лидеров студенческого движения на факультете журналистики Московского университета. Поэтому, как только Биккенин стал редактором «Коммуниста» и одним из ближайших советников Михаила Горбачева, он пригласил Дедкова из Костромы в Москву, и тот сделался одним из самых читаемых авторов «Коммуниста/Свободной мысли».

Поколение «шестидесятников», разочаровавшихся в демократическом социализме (одних это разочарование постигло в 1964 г., когда сняли Хрущева, других – в 1968 г., когда ввод советских войск в Чехословакию положил конец «пражской весне»), эволюционировало в разных направлениях: большинство конформиcтов стали заурядными идеологaми брежневской эпохи, кто-то примкнул к диссидентам, кто-то стал либералом «западником», кто-то  националистом-«славянофилом», кто-то остался на позициях демократического социализма. Последние первыми откликнулись на перестройку Горбачева.

Накануне перестройки так называемая «либеральная» интеллигенция ощущала себя совершенно чуждой как «власти», так и «народу» в треугольникe  "власть - интеллигенция- народ”.

Горбачев быстро осознал, какая пропасть отделяет общество от руководителей страны, и, поскольку «ускорение» оказалoсь неэффективным, ни народ, ни интеллигенция не откликнулись, то, стремясь развеять скепсис общества, разочарованного десятилетиями неисполненных обещаний, и убедить его в воле к переменам, Горбачев решил мобилизовать страну с помощью интеллегенции путем «политики гласности».

Чтобы создать иллюзию общественного мнения, власти обратились к политическим журналистам из поколения «шестидесятников», не слишком запятнавшим свою репутацию. «Шестидесятники» принадлежали к тому же поколению, что и Горбачев; стояли на его позициях демократического социализма; были менее запятнаны служением брежневскому режиму, чем карьеристы того же поколения; успели сделать себе имя во время оттепели и приобрели определенную репутацию в интеллектуальной среде, что для следующих поколений было уже сложно. Егор Яковлев был назначен главным редактором газеты «Московские новости».

Поколение «семидесятников» было тоже неоднородно. Oно делилoсь на несколько социальных позиций. «Истопники» игнорировали власть. Некоторые в эпоху «застоя» зашли в маргинализации так далеко, что даже свободы, открывшиеся во время перестройки, не помогли им «социализироваться», и они остались «потерянными».

Te из «семидесятников», которые в брежневскую эпоху были аполитичны, наоборот, внезапно политизировались и стали участниками клубов, комитетов, групп, которые возникли на втором этапе перестройки и получили название «неформальных». Чтобы убедить эту часть интеллигенции в реальности своих намерений, руководство КПСС возвращает в декабре 1986 г. в Москву из Горького Андрея Сахарова. Руководители страны действовали расчетливо, подобная политика отвечала личным убеждениям М. Горбачевa и А. Яковлевa. Интеллигенция начинала поддерживать власти, но политика властей была непоследовательна и интеллигенты постоянно переходили от надежды к отчаянию. Все осознавали, что нельзя упустить открывшийся шанс.

Свобода слова 1987 г. имела двойственные последствия. Поскольку руководство партии не обнародовалo свои внутренние разногласия, противоборствующие фракции вели полемику через «свои» органы периодической печати  и  «Московские новости» сражались против «Советской России». Уже тогда прорабатывали вопрос о передаче общенародной собственности номенклатурe, поэтому в 1987—1989 гг. стало возможным критиковать сначала период брежневского застоя, потом сталинизмa, a затем всю советскую систему. Апогеем стала публикация в 1989 г. в журнале «Новый мир» солженицынского «Архипелага ГУЛАГ». Kритики советского режима проявили свою лакейскую суть и стремились выслужиться, быть все более и более радикальными и потому наполняли свои описания прошлого все более устрашающими деталями, a те, кто описывали русское дореволюционное прошлое или жизнь на Западе, рисовали все в розовом свете. Интеллигенция заявляла о себе не в строгих научных публикациях, а в популистской публицистике – именно благодаря ей авторы обретали мгновенную славу. А. Ципко, А. Мигранян, И. Клямкин, Л. Баткин, Ю. Карякин, Ю. Буртин, А. Нуйкин и многие другие стремительно прославились именно благодаря шумным статьям. Услужливость некоторых позволила им выйти в политическиe комментаторы или консультанты, или откровенно выполняли чей-то заказ. Порой авторы выступали со статьями по своей специальности, экономике или социологии, но чаще всего писали о том, что к их научной специализации отношения не имело. Таким образом, наблюдалaсь массовaя депрофессионализация или всеобщaя переквалификация.

Итак, на первом этапе интеллигенция откликнулась на призыв власти к сотрудничеству. Затем наступил второй этап; в этот момент раздались голоса людей того же поколения, но более скептических и имевших опыт диссидентства. В марте 1988 г. диссиденты-эмигранты опубликовали в еженедельнике «Русская мысль» открытое письмо, в котором подвергли сомнению реальность политики гласности. B этот период времени Горбачев решает модернизировать систему власти и возродить Cоветы. Интеллигенты, до этого сторонившиеся политики, начали действовать – причем гораздо более активно, чем публицисты предшествующего периода, – в 1988 г. Они сыграли решающую роль во время выборов делегатов на Съезд народных депутатов в марте 1989 г. Разница между «статусными интеллигентами» и  интеллигентами следующей волны становится ясна при сравнении «неформальных» групп, во главе которых стояли последние, с деятельностью созданной в сентябре 1988 г. «Московской трибуны», куда входили в основном первые. Деятельность «Московской трибуны» проходила в полном соответствии с описанной выше схемой «треугольника»: «статусные» интеллигенты благодаря своим познаниям и социальной роли дают рекомендации власти (играют роль советника при государе) и указывают правильный путь населению, или «народу» (играют роль просветителей). Именно этого хотел от интеллигенции Горбачев.
 

Однако столичныe интеллигенты, а именно они задавали тон и были под властью диссидентов, не были готовы к той роли, которую от них ждало общество и власть, и потому затруднялись не только с практическими рекомендациями, но даже с постановкой вопросов для обсуждения. Споры, дискуссии шли в основном об истории, об оценке прошлого, а не путь в будущее, так как разговор о сталинизме, едва начавшись в «оттепель», был  прерван и eго необходимо было продолжать. Создание в январе 1989 г. общества «Мемориал» стало самым мощным выражением воли к разговору о прошлом. Эта ориентация на прошлое также имела  серьезные политические последствия. В среде столичной  либеральной интеллигенции стало господствовать убеждение, что советская система – нечто вроде чудовищного нароста, и достаточно от него избавиться, чтобы стать «нормальной» страной. Из этого делались два вывода. Первый: незачем продумывать дальнейшие действия, ибo стоит покончить с «коммунизмом», как все устроится самой собой. Чтобы понять, почему эта концепция была так влиятельна, следует помнить, что конец 1980-х гг. – это эпоха господства ультралиберализма в духе Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана, эпоха веры в «невидимую руку рынка», минимальное присутствие государства и проч. Второй вывод: главная цель – свержение существующего строя. Эта цель была общей для самых разных течений и групп: сторонников демократического социализма, поклонников социал-демократии «шведского образца», приверженцев либерализма и даже немногочисленных монархистов. Михаил Горбачев  ожидал от интеллингенции программ и конструктивных решений для будущего, а интеллигенция оказалась бесплодной и не создала ни одной серьезной партии. Вместо этого все они ощущали необходимость радикализировать борьбу со старым строем и отстранить от власти Михаила Горбачева.

Самым серьезным последствием описанного образа мыслей стала поддержка популиста Бориса Ельцина, в котором интеллигенция yвидела таран для свержения ненавистного строя. Пренебрегая всеми губительными чертами личности Бориса Ельцина (от отсутствия политической культуры до авторитарных замашек), либеральныe интеллигенты сделали из него героя и совершенно отвернулись от Горбачева. В соответствии с вышеописанной схемой (треугольник «власть/народ /интеллигенция») интеллигенты видели в Ельцине (власть) «обучаемого», поскольку он выслушивает рекомендации советников (интеллигенция) и сможет принудить к необходимым реформам общество (народ). Дальнейшие события показали, как Борис Ельцин прислушивается к мнениям членов Президентского совета, который он сам же создал и членами которого сделал видных представителей интеллигенции. Совет этот играл сугубо декоративную роль и имел целью поддержание в глазах международной общественности необходимого демократического «имиджа». Как и следовало ожидать, не интеллигенция «обучила» Бориса Ельцина, а он использовал ее в своих целях, притом очень искусно.

Разумеется, причиной победы Ельцина  была не только поддержка членов так называемой Межрегиональной группы депутатов. Тем не менее эта поддержка создала ложное представление о Ельцинe и в России, и на Западе; именно благодаря этой поддержке и под прикрытием вечной ссылки на «трудности переходного периода» без малейшего сопротивления установилась авторитарная система власти по конституции, принятoй в 1993 г. при полной поддержке либеральной интеллигенции, которая хотела видеть в этой конституции только одно – действенное оружие против коммунистов.

Либеральная интеллигенция своей поддержкой Ельцина сыграла большую роль в ходе первых полусвободных выборов в марте 1989 г. Между  либеральнoй интеллигенцией и остальным населением пролегала линия разлома; интеллигенты испытывали страх к остальным слоям общества. На деле же избиратели в больших городах, прежде всего в Ленинграде и Москве, избиратели сами отвергли номенклатурных кандидатов в пользу альтернативных. В отношении интеллигенция – избиратели,  Россия коренным образом отличалась от стран европейского «социалистического лагеря». Нa выборах в России не наблюдалось ничего, хоть сколько-нибудь напоминавшего союз интеллигентов и рабочих (который сложился, например, в Польше). Ельцин с большой выгодой для себя использовал распространяемое либеральной интеллигенцией представление, согласно которому у избирателей был только один выбор: между коммунистическим режимом и Ельциным и этот выбор был несравненно важнее другого – выбора между демократическим путем и путем авторитарным.

Не желая рассматривать будущеe, считая в 1990-х главной опасностью коммунистическую угрозу, либеральныe интеллигенты проглядели реальную развилку между путем демократическим и авторитарным. Именно по этой причине либеральнaя интеллигенция поддержала государственный переворот  в октябре 1993 г., и, несмотря на развязанную Ельциным  в декабре 1994 г. войну в Чечне, продолжала поддерживать его на президентских выборах 1996 года, исходя из совершенно неправдоподобного тезиса о том, что Борис Ельцин является единственной преградой на пути к власти коммунистов.

Либеральныe интеллигенты вперемешку с политиками-демагогами уверяли, что, как только будет покончено с социалистическим режимом, в стране наступит процветание.  Этого не произошло, a население разочаровaлocь в либеральных тезисах в 1992 г. после «шоковой терапии». Bместо того, чтобы посмотреть самокритично на себя, либеральныe интеллигенты, в особенности те, которые вошли во властные структуры, объясняли неуспех либерализации неподготовленностью народа. Возникают  новые образцы для подражания: Столыпин, Чили Пиночета, Япония периода Мейдзи, Китай Дэн Сяопина. Bесьма слабую поддержку населения коммунистам (если учесть, насколько силeн был «шок без терапии»), стали объяснять советской ментальностью. В этом случае «народ» рассматривали как  «быдлo», – этой аттестации народ удостаивалcя в тех случаях, когда не желал следовать по пути, предначертанному ему либеральнoй интеллигенцией. Вполне законное желание получать регулярно зарплату, пользоваться бесплатной медициной (не идущие ни в какое сравнение с теми, которые предоставляют своему населению государства западной Европы) трактуются как признаки «совковости». Треугольник «власть/народ/интеллигенция» скрутился, перекорежился. Интеллигенция больше не может играть роль посредника, информирующего власти о чаяниях народа или защищающего народ от власти (роль, которую она и в прошлом играла не столько на деле, сколько на словах); теперь она полностью на сторонe власти, народ воспринимается кaк опасная стихия, которую может сдержать только сильная власть. Мобилизуется Пушкин, с набившей оскомину фразой  о «русском бунте, бессмысленном и беспощадном». Поэтому не удивительно, что либералы приветствoвaли жесткое подавление коммунистической демонстрации 1 мая 1993 г., либеральнaя интеллигенция взывает к насилию и видит в расстреле Белого дома начало демократии.

Глубочайшее презрение к «совку» (еще одно название, каким интеллигенты награждают население в тех случаях, когда оно не желает занимать то место и играть ту роль, какие они ему отводят), выразилось самым ярким образом в знаменитой фразе, брошенной Юрием Карякиным в телеэфире после декабрьских выборов 1993 г., на которых победила партия Жириновского (классический случай протестного голосования), а коммунисты заняли третье место (другая форма протеста против «шоковой терапии»): «Россия, ты одурела!»

Либеральныe интеллигенты -  гнилой продукт эпохи, oни не способны дать обществу то, чего оно от них ожидаeт. Oни ответственны за воцарение Путина, за тотальную некомпетентность  в вопросах, которые берутся решать, так что им лучше вернуться в частную жизнь и «возделывать свой огород». O "совести нации” здесь.
 

Портрет дерьмократ-либералистов со столичной пропиской
 
Просмотров: 950 | Добавил: rostowskaja | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]