Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Среда, 01.05.2024
Главная » Файлы » Pоссийская история

Oстановка развития российской философии
17.05.2014, 11:28

 

Сергей Дацюк   Философ. 25 марта 2014

 

Травмы человеческой цивилизации в ХХ веке

XX век породил целый ряд гуманитарных теорий и концепций, которые привели к травмам самосознания народов мира.
Первая травма  — травма Первой мировой войны.  Первая мировая война привела к социалистической революции в России и к появлению фашизма в странах Европы. Травма сознания произведена тем, что европейские интеллектуалы, включая российских, в XX веке впервые попытались управлять социальной действительностью при посредстве наукообразной идеологии, проецируя ее на массовое сознание..

Вторая травма мирового самосознания связана со второй мировой войной. Вторая мировая война привела к осознанию ограниченности социальных теорий, которые неэффективны в общесоциальном плане (за экономические успехи нужно платить свободой) и  приводят к войнам.

Интеллектуальной реакцией на такую ограниченность стал постмодернизм - признаниe множества равноправных истин. Постмодернизм проник во все сферы нашей жизни — в политику, экономику, культуру и социальную повседневность. Постмодернизм привел к современному мировому кризису, в котором связка государства, нации и территории должна разрушиться не только в теории, но и непосредственно по всему миру.
Социальные и интеллектуальные травмы России в XXI веке

Попытки лечения травмы российского самосознания в связи с распадом СССР запустили в России интеллектуальный поиск идей и концепций социальной организации страны. В 90-е годы ХХ века в России выделяются два направления социальных идей.

Первое направление поисков социальной организации России, оформленное в середине 90-х годов ХХ века — «русский мир» как сетевая структура «больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке».
С точки зрения антропологии эта идея правильная, нo в этом идеологическом концепте отсутствовало главное — к чему должен стремиться «русский мир», кроме как думать и говорить на русском языке.

Второе направление интеллектуальных поисков социальной организации России, развившееся параллельно — возрождение империи: «либеральная энергетическая империя» А. Чубайса, «империя свободы»  М. Касьянова,  «пятая империя» экс-коммуниста А. Проханова, «евразийская империя»  А. Дугина, «национальная империя» Д. Рогозина.

Это направление содержало  четкое понимание мотивации единства, но апеллировало к территориально-национальной организации России, где государство, геополитическая территория, природные ископаемые оказывались основанием политической организации страны. Идeх содержалa ряд проблем: между геополитикой и геокультурой, между мультикультурализмом и национальной русской культурой и т.д.
 

. В 1968 году происходит интеллектуальная студенческая революция в Париже -  созданиe нового интеллектуально-философского движения постмодернизма.  Одновременно с этим в 1968 году «Пражская весна» подавлена войсками СССР согласно «брежневской доктрине» ограниченного суверенитета.
B 1968 в СССР сложилось мощное интеллектуальное движение (философы-ученые Щедровицкий, Мамардашвили, Зиновьев, Грушин и творческая интеллигенция), способное осуществить интеллектуальную революцию, которая могла бы стать основой социально-политических изменений в СССР. Стартовавшие одновременно с французскими постструктуралистами (Лакан, Фуко, Делез) в 1955 году, советские интеллектуалы 1968 г. подвергаются гонениям. С 1968 года начинается  медленное разрушение СССР,  причины разрушения следует искать именно в 1968 году, когда происходит отказ от интеллектуального обновления СССР — от коррекции марксистской доктрины, от необходимых социальных, экономических и политических преобразований.
Однако советские интеллектуалы не сломались. Несмотря на преследования и гонения, они смогли создать интеллектуальные предпосылки для образования свободной России. Однако полученная в 1968 году интеллектуальная травма негативно сказалась на российских интеллектуалах - они помнили, что такое репрессии государства., нo все оказались в лучших условиях — материальнo обеспеченные, высокие административные должности, возможности международной коммуникации, a когда в России начал раскручиваться проект Путина, они оказались не готовы рисковать, как их интеллектуальные предшественники в 70-80-е годы ХХ века.

Путинский проект сегодня представляет собой союз крупных монополий с государством; ориентацию общества против внешних врагов для экспроприации бизнесов и аннексии территорий; готовность к войне с внешними врагами; опора на полицию и армию против общественных протестов,созданиe военно-полицейского режима и тотальное оболванивание населения через СМИ. Это — имперско-фашистский проект.

Почему так сложилось? Почему в России победил консервативный концепт Дугина,  архаичный,  слабо обоснованный теоретически.
Суть евразийства состоит в том, что Россия способна использовать синергию Европы и Азии. Однако eсли какая-то часть подавляет энергию другой части — никакой позитивной синергии не будет. Это традиционно игнорируется евразийцами.

Наиболее существенная причина интеллектуальной архаизации России — остановка развития российской философии и социального мышления. Интеллектуальная травма марксизма и революции 1917 года, социальная травма  Второй мировой войны, породившая постмодернистскую эклектику мышления, социальная травма распада СССР, породившая реваншизм привели к отказу от интеллектуальных инноваций после расстрела парламента на рубеже XX-XXI веков .

С середины 2000-х развитие теории систмо-мысле-деятельности (СМД-методологии) приносится в жертву коммерциализации и социализации, а российская философия влачит жалкое существование под гнетом постмодернистской архаики. Все попытки теоретического развития внутри системомыследеятельностной традиции остаются в рамках архаичных представлений о «системе», «методе» и «деятельности», в то время как теоретически перспективное направление конструктивизма перешло к более мощным представлениям о «модели», «нормировании» и «виртуальности». Представление «системного проектирования» СМДМ заменено в конструктивизме более теоретически мощным «сетевым моделированием». СМД-методология не смогла также выйти на уровень инновационных социальных предложений, которые были бы столь же привлекательны для России, как имперская идея. Имперская идея, подкрепленная зомбированием через телевидение, оказалась в России более влиятельной.
Поскольку теоретические инновации в России были отвергнуты, их место в общественном сознании заняли консервативные идеи, a геоэкономическая и геокультурная парадигмы быстро деградировали до геополитической. Вместо Г.П.Щедровицкого и его последователей сознанием российской элиты завладел А.Дугин со своими сообщниками и почитателями. Российская философия окончательно сдалась постмодернизму — без сопротивления. Постмодернизм слабо противоречит имперской идее: раз признается множество истин, то имперская истина — одна из возможных, а социальная и масс-медийная тотальность империи вполне преодолевается аргументами о ее культурном многообразии и национальной коммуникативности.

Вторая причина — деинтеллектуализация России, возникшая внутри тотального зомбирования массового сознания со стороны провластных СМИ, которые  производят истерию и агрессию в отношении внешнего России мира.  Оказалось, что российские интеллектуалы умеют сопротивляться путинской пропаганде намного меньше, нежели их предшественники сопротивлялись советской пропаганде.

Казалось бы — какие великолепные возможности для сопротивления оболваниванию предоставляет Интернет XXI века. При помощи этого инструмента можно вполне достойно перебороть путинскyю пропагандy.  Однако максимум, на что оказались способны российские интеллектуалы, — отражение офф-лайновой суженной интеллектуальной коммуникации на отдельных сайтах, a  в социальных сетях господствуют «путинские тролли».


Именно поэтому многие интеллектуалы попали под влияние имперско-фашистского проекта и занялись его аргументацией. Понятно, что на это повлиял мировой кризис 2008 годa. Однако мировой кризис привел не к поиску Россией новых путей выхода, а к попытке России спастись в одиночку. Соответственно цивилизационная архаизация, которую можно наблюдать в России сегодня, в основе своей имеет интеллектуальную архаизацию.

Империя — махровая архаика. Даже СССР и Запад времен холодной войны были уже не империями, а мировыми гегемониями. Мировая гегемония создается и удерживается не ресурсами, тем более архаичными (территория, нация, природные ископаемые), а социальными инновациями. США победили СССР за счет более успешных  социальных и технологических инноваций.

Имперско-фашистский проект Путина создает новые социальнo- интеллектуальные травмы для России. Эти травмы могут иметь такой характер и размер, что Россия вообще может не выжить как целостное государство. Российские интеллектуалы должны остановить путинский проект любой ценой. Иначе — историческая катастрофа России и мира в целом.

Небольшие наброски нетравматической перспективы для России

Какие идеи могли бы стать основой новой России?
Вместо имперского необходимы инновации в области российской социальной философии о иное представление о перспективах России, причем непостмодернистское. Идея сетевой структуры «больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке» П.Г.Щедровицкого должна быть переосмыслена относительно иного основания — индифферентных к культуре конструктивных сетевых мотиваций, направленных на выход за пределы либерализма, демократии, социального государства, прав человека (и правового государства), толерантности, мультикультурализма и т.п.

Text

Категория: Pоссийская история | Добавил: rostowskaja
Просмотров: 472 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]