Главная » 2013 Август 12 » 20 лет назад Конституция пошла по этапу
09:14 20 лет назад Конституция пошла по этапу | |
Oт мудрых задним умом иностранцев слышим, что выбор был между умеренным в рамках прогресса парламентаризмом Съезда народных депутатов и разрушительным алкогольным авторитаризмом Бориса Ельцина. Олег Румянцев успел написать хороший вариант новой (от парламента) конституции. Mногиe американскиe экспертые говорили, что если бы в 93 году была принята менее президентская конституция, то ситуация бы сильно улучшилась. И при этом они противопоставляли такие ряды примеров, как президентские республики в Средней Азии и Aфрике и парламентские в Европе и Прибалтике. Знаменитая сталинская конституция, над которой много работал Николай Бухарин, и в целом с точки зрения формального конституционного права, вполне демократическая. В ней не было печально знаменитой "шестой статьи”, провозглашающей руководящую роль коммунистической партии. Она появилась при Брежневе при участии тех же лиц, которые разрабатывали и "новую конституцию”. К моменту появления Ельцина и Хасбулатова на политической арене России в начале 1990 года, действующий в СССР и РСФСР конституционно-политический строй был вполне демократическим. Он позволил на первом же Съезде народных депутатов РСФСР мирным путем отстранить от власти коммунистов, сформировать беспартийный парламент и беспартийное правительство, четко ориентирующиеся на общепризнанные демократические ценности. Уровень демократии в России в 1990—1993 годах был намного выше и глубже по сравнению с современным ее состоянием. Тогда в российском обществе повсеместно царил романтический дух ожиданий перемен. Люди верили власти, несмотря на трудности перестройки. Второй момент. В 1990 году в Российской Федерации к власти пришли новые народные депутаты, тогда же были сформированы органы власти Российской Федерации. Можно вполне определенно сказать — это были самые честные выборы в России — ни до этого, ни после 1990 года — более честных и демократических выборов в России не было и, похоже, не будет в обозримом будущем. Именно тогда на I Съезде народных депутатов (май — июнь) была принята новая концепция углубления горбачевской демократии, предполагающая два направления дальнейшей конституционной реформы. В соответствии с первым направлением решили вводить новые, демократические поправки в действующую российскую Конституцию. Второе направление — фундаментальное — оно предусматривало разработку и принятие новой Конституции России. В этих целях I Съездом народных депутатов была избрана Конституционная комиссия. Согласно действующей Конституции, новую Конституцию должен принять Верховный Совет, а затем предложить ее для окончательного утверждения на Съезде народных депутатов. Работа над проектом новой Конституции велась на основе обширного изучения конституций разных стран мира, и особенно — стран Западной Европы и США, в эту работу привлекались известные специалисты в области конституционного права, в том числе иностранные ученые и специалисты. Одно время в Конституционной комиссии работал бывший американский сенатор Гэри Харт, французские, британские и германские специалисты. Американский конституционализм Разработка конституции — это процесс, заключающийся в «техническом оформлении» определенных текстов, часто заимствованных из «чужих» конституций и «подогнанных» под изготавливающийся «товар» — примерно так произошло с «составлением» действующей тогда Конституции. Kонституционный процесс — сложнейшая работа по философскому осмыслению общества, его мировоззрения, исторических корней и целей. Aмериканский специалист в области конституционного права Луис Фишер пишет, что «конституционализм представляет собой нечто большее, чем стенографическое обозначение Конституции и сопутствующего ей законодательства. Конституция должна содержать в себе философию правления кaк соглашение между представителями государственной власти и народом. Она должна способствовать общественному благу, защищать права личности, в том числе и меньшинства. Особенно важным является право людей собираться вместе, выражать свое мнение лично и через объединения и участвовать в свободных выборах. Конституции, которые лишь санкционируют использование государственной власти, не ограничивая ее (таковы конституции автократических и тоталитарных государств, враждебны самой концепции конституционализма». Основные элементы конституционализма были определены Болингброком в 1733 году: «Под конституцией мы понимаем собрание законов, институтов и обычаев, родившихся из определенных постоянных принципов здравого смысла и направленных на постоянные объекты общественного блага, составляющие систему, по которой общество согласилось быть управляемым». Законодательные принципы должны быть изложены в письменном документе. Даже «неписаная» Конституция Англии — собрание основных постановлений, мелких законодательных актов, судебных решений, обычаев и конвенций, а также текстов парламентских дебатов — закреплена публикацией ее фундаментальных принципов для всеобщего ознакомления: Великой хартии вольностей, Закона о неприкосновенности личности (Хабеас Корпус), Петиции о правах и Закона о престолонаследии. В качестве конституционной нормы постоянные принципы здравого смысла вызывают к жизни идею естественного права, «высшего закона», или jus gentium, который римский законодатель Гай называл «тем законом, что естественный здравый смысл устанавливает среди людей». Естественному праву придается конкретный смысл в сцене из «Антигоны» Софокла. Хору понадобилось всего шесть слов, чтобы определить суть конституционализма: «Где правит сила, там нет права». Доктрина естественного права проникает в американский конституционализм через «Второй трактат о гражданском правлении» Джона Локка (690 г.). Локк рассматривал законодательную власть как власть высшую, она не имела права быть своевольной. Цель законодательства заключалась в охране жизни, свободы и имущества. Если оно отступало от этих целей, люди вольны были распустить правительство и создать новую законодательную власть. Философия Локка воодушевляет Декларацию независимости. В первой же фразе объясняется, что разрыв с Англией был необходим, чтобы американцы могли «занять среди сил земных отдельное и равное место, на которое дают им право Законы Природы и Господь Бог». Идея конституционализма, подчеркивающая свободы личности и философию Локка, появляется уже в следующем параграфе: «Мы считаем эти истины самоочевидными: что все люди созданы равными, что они наделены Создателем определенными неотъемлемыми правами, и в том числе на Жизнь, Свободу и стремление к Счастью; что для защиты этих прав среди людей создаются правительства, черпающие свою справедливую власть из согласия управляемых; что когда бы какая-либо форма правления ни стала разрушительной для этих целей, люди вправе изменить или упразднить ее и создать новое правление». Это мнение приводит к последним двум элементам конституционализма Болингброка: (1) правление направлено на определенные постоянные объекты общественного блага, и (2) общество дает согласие на то, чтобы им управляли. Оба эти элемента совпадают с точкой зрения Локка, который считал, что власть закона, «в своих самых широких пределах», ограничена общественным благом общества. Принцип общественного согласия и общественного контроля подразумевается в уверенности Локка в том, что права человека существовали задолго до возникновения института правления. Если правительство не защищает эти права, люди могут сменить правительство - здесь общественная интерпретация естественного права и конституционализма. Убежденность в том, что индивидуумы сохраняют определенные права, которые никогда не передаются правительству, лежит в основе взглядов других политических философов. Спиноза верил, что «никто по своей воле не может передать свое естественное право на свободное мышление и суждение или быть принужденным это сделать». Любое правительство, пытающееся контролировать умы, является тираническим по определению. Стремиться предписывать, что истинно и что ложно, или каких взглядов следует придерживаться людям в молитве Богу, — значит оскорблять суверенность. Доктрина раздельных властей Cоздатели конституции не доверяли правительству (особенно исполнительной власти) и пытались использовать контроль и баланс, чтобы воспрепятствовать тирании. Система сдержек и противовесов (контроля и баланса) не противоречит доктрине раздельных властей. Они дополняют друг друга. В 1885 году Вудро Вильсон писал, что «форма Конституции предусматривала прекрасно пригнанный, идеальный баланс, в то время как реальная форма нашего правления является просто схемой верховенства Конгресса». Великая депрессия 1930-х годов в сочетании с личными качествами Франклина Д. Рузвельта придала новый импульс исполнительной власти. Однако никогда никакая ветвь власти не была столь всесильной или столь ущербной, как утверждали критики. Конгресс жив и здоров. Политическая система продемонстрировала способность к самокорректировке. Доктрина раздельных властей сохраняет жизнеспособность. Совершенного мира не было, но конфликты не стали разрушительными. Проект новой Конституции был представлен еще на V Съезде. Oтветственный секретарь Конституционной комиссии - Олега Румянцев. Конституционнaя комиссия работала с июня 1990 года. Дважды — 12 октября и 12 ноября 1990 года — Конституционная комиссия принимала проект за рабочую основу, а также приняла решение об eгo опубликовании. Он был опубликован трижды в ряде изданий: в «Аргументах и фактах», «Советской России», «Российской газете». Общий тираж публикаций проекта превысил 60 млн экземпляров. Hормативный материал, предложенный Конституционной комиссией, был широко использован в ряде основополагающих законов, принятых Верховным Советом. Это закон о Президенте, о Конституционном суде, Концепция судебной реформы, Федеративный договор, Декларация прав и свобод человека и гражданина, целые разделы действующей Конституции были изменены в соответствии с проектом новой Конституции. Конституционная комиссия— это своего рода мини-съезд. Проект являлся продуктом высокой степени политического и юридического согласия. Но ельцинисты из этой исключительной по важности работы решили устроить политический балаган. Ельцин стал тяготиться своей ролью конституционного президента при демократической системе сдержек и противовесов. Когда он занимал пост Председателя Парламента — с мая 1990 года и вплоть до избрания президентом России 12 июня 1991 года — Ельцин был сторонником принципов разделения властей, но став президентом, он стал склоняться в направлении установления авторитарного режима личной власти. Поэтому стал тормозить процесс принятия новой Конституции. Как опытный партбюрократ, Ельцин все свои неудачи в области экономической реформы немедленно связывает с деятельностью парламента. Он и его крикливые сторонники стали кричать, что «Верховный Совет во главе с Хасбулатовым мешает Ельцину проводить реформы». Согласно их заявлениям — у Ельцина не хватает власти: ее «узурпировал» Верховный Совет. Oни объявляют действующую Конституцию, которая после внесения множества поправок стала одной из наиболее демократических конституций мира, «прокоммунистической» и т.д. А что касается проекта новой Конституции, которая была разработана под руководством самого Ельцина, — этот проект также объявляется прокоммунистическим продуктом Верховного Совета, который противники демократии «хотят навязать народу». Чтобы «обойти» законный путь принятия Конституции через парламент, сторонники Ельцина созывают некое «конституционное совещание». Они быстро «состряпали» проект Конституции — «под Ельцина» и протащили в декабре 1993. Созыв конституционного совещания означал конфронтацию. Люксембургская газета «Цайтунг» опубликовала статью, в которой говорилось: «Ельцин твердо решил установить в России абсолютный президентский режим, базой которого должна стать Конституция, дающая президенту соответствующую власть. Г-н Ельцин хорошо понимает, что если он будет следовать закону, то имеет мало шансов добиться своей цели, ибо проект Конституции вызвал негодование среди юристов и интеллектуалов, увидевших в нем попытку установить неограниченную личную власть. Поэтому президент маневрирует, стремясь обойти парламент и другие государственные структуры… Президент открыто нарушает действующую Конституцию, которая не устраивает его. Он устраняет из высших эшелонов государственной власти людей, которых не любит потому, что их убеждения отличаются от его собственных... Многие признаки дают основания опасаться, что под маской демократии России в очередной раз угрожает диктатура”. (Zaitung, 18 mai 1993)... X1 Избирательная кампания... Проект Конституции... Не берусь судить — надо или не надо участвовать в избирательной кампании. Но то, что надо решительно отвергнуть предложенную Конституцию — это обязательно. Любой политик, признающий ее и агитирующий за нее перед избирателем — лжец. Согласен с Виталием Третьяковым из "Независимой газеты”, который обнаружил в проекте Конституции фундаментальные пороки. Я бы указал еще на ряд "узких мест” ее: Это — Конституция, направленная на конституциирование режима личной власти диктатора, объявившего себя победителем народа; Это — Конституция, ликвидировавшая принцип разделения властей, подчинившая законодательную, исполнительную и судебную власть лицу, стоящему над государством; Это — Конституция, ликвидировавшая федеративные начала в Российской Федерации; Это — Конституция, ликвидировавшая представительную власть; Это — Конституция, нанесшая мощный удар по общепризнаным обязательствам государства перед своими гражданами; Это — Конституция, хотя и декларирующая, но фактически не признающая права человека, серьезно их ущемляющая; Это — Конституция государства с ярко выраженными репрессивными функциями, отказывающая народу в праве влиять на определение своей судьбы; Это — Конституция бюрократического государства, свидетельствующая о победе класса чиновников над своим народом (военно-полицейская и административная бюрократия). Поэтому нельзя навязывать народу такой проект Конституции! Надо воспользоваться хотя бы остатками свободы в обществе, чтобы показать недемократизм проекта, авторитаризм положений и статей проекта, показать тот удар, который наносится обществу принятием такой Конституции. " С утра до ночи, до выключения радио, слышны речи, выступления кандидатов в депутаты, их предвыборные лозунги, комментарии к проекту Конституции. Скучно. Но вот эти "частные мнения” одиночек стали звучать и серьезнее. Какие-то сомнения высказал Явлинский, хорошо выступил Румянцев, резко выступил против расстрела Парламента Вольский. Травкин и Говорухин отметили недемократичность Конституции. Но вот "тяжелая кремлевская артиллерия” вновь заговорила: "Оставьте в покое дарованную мной Конституцию! Иначе и ее не дам!”, — таково было предупреждение. И все примолкли. Больше о недостатках Конституции — ни слова...” (P.X., Лефортово). Избирательная кампания сумбурная, деятели показывают низкий уровень теоретической подготовки. Никто не в состоянии точно сформулировать цели, к которым нужно стремиться обществу. Казалось бы, такие люди из президентского лагеря, как Попов, Собчак, Бунич во избежание своей дискредитации должны были бы проанализировать сложившуюся после расстрела Парламента ситуацию… Высказывания Шумейко относительно того, что нельзя не принимать Конституцию, поскольку арламент, "повиснут в воздухе”, примитивны. Если бы избиратель сумел сделать две вещи: — во-первых, избрать депутатов; — во-вторых, провалить проект Конституции, тогда новый Парламент сказал бы Ельцину: "Диктатор, самозванец. Мы, новый Парламент, — избранники народа, вы — нет. Но во избежание новой трагедии Парламент не будет трогать вас. Управляйте. Мы же, Парламент, объявляем себя Учредительным Собранием и ставим перед собой две задачи: Первая: разрабатываем Конституцию без участия Ельцина, чей проект Конституции народ отверг. Этим самым ему персонально выражено всенародное недоверие. Никаких претензий Ельцина на участие в подготовке Конституции Парламент не потерпит. Вторая: Парламент создает общенациональную Парламентскую Комиссию для выяснения обстоятельств государственного переворота 21 сентября — 4 октября. С учетом того, что в эти события так или иначе оказались вовлечены интересы других государств, Парламент выступает за создание Международного трибунала для расследования и призывает парламентариев других стран дать свои предложения по составу трибунала и порядку его работы.” Это был бы блестящий ход, это была бы вторая линия общественного развития. Ho ни Явлинский с его апломбом, ни Зюганов, вечно оправдывающийся за свои социалистические идеи, ни Жириновский с его эклектикой, ни Шахрай, сам не знающий, чем отличаются его лозунги от лозунгов Травкина или Собчака-Попова, — никто не предложил убедительно альтернативную линию развития. Поэтому Ельцину, действительно, нет альтернативы — ему принадлежит единственная линия общественного развития. Он — самый сильный ее выразитель. Все другие танцуют со своими идейками, выглядят жалко и беспомощно и лишь укрепляют Ельцина. И ему не будет альтернативы, пока не сформируется вторая линия развития. Вот в чем причина живучести ельцинизма. Если не разобраться во всем этом, все политические силы, начиная от коммунистов Зюганова и кончая либерал-демократами Жириновского, будут лишь укреплять политический режим Ельцина. Он, как и в старые, добрые времена, монополист на единственную правду и единственную истину... ...Выступления кандидатов в депутаты удручающе пусты. На их фоне безраздельно царствует Жириновский. Он бесподобен. Все избирательные блоки, их лидеры как бы задались целью обеспечить победу Жириновского... Он — талантлив. Говорит то и так, что надо людям и как надо. Его идеи, слова, тембр голоса — как бальзам на израненные и страдающие сердца людей. Он победит. Он кардинально спутает карты кремлевским ловкачам. Этот половчее их... Приятно слушать Травкина, Румянцева, Богомолова. Опять песенка: "Ах, Владимир Вольфович...!” Заставил всех плясать под свою дудку. ...Выборы прошли, открытые ельцинисты проиграли, скрытые коллабораторы проскользнули в "Новый Парламент”. Многие выиграли, потому что осудили расстрел Парламента и обещали, во-первых, добиться освобождения из "Лефортово”, во-вторых, создания Комиссии для расследования сентябрьско-октябрьского переворота. Избиратель им поверил... Принятая после расстрела Верховного Совета конституция — конституция авторитарная, монархическая. В ней роль законодательных и судебных органов власти снижена, вся вертикаль власти поставлена под контроль президента и исполнительной власти. Сегодня россияне относятся к конституции как к документу, не имеющему прямого действия, который каждая новая администрация трактует по-своему, как к фиговoмy листy авторитарного режима. Более того: большинство считаeт, что по-другому в России и быть не может. http://n-m.livejournal.com/531155.html Илья Константинов, в 1993 году — народный депутат, член Верховного Совета, лидер «Фронта национального спасения»: " Принятая после расстрела Верховного Совета конституция — конституция авторитарная, монархическая. В ней роль не только законодательных, но и судебных органов власти резко снижена, и вся вертикаль власти поставлена под контроль президента. Указ №1400 и последовавший за ним кровавый расстрел парламента, не просто на десятилетия поставили крест на дальнейшем развитии парламентаризма в России, но и обесценили идею правового государства. Сегодня россияне относятся к конституции как к документу, не имеющему прямого действия. Как к документу, который каждая новая администрация трактует по-своему. Как к документу, который является фиговым листком авторитарного режима. Более того: большинство наших соотечественников считают, что по-другому в нашей стране и быть не может. Вот это самые страшные последствия событий сентября-октября 1993 года: потеря веры народа в Pоссии может быть построено общество, где будет верховенство закона. Между тем шанс победить у Верховного Совета и его сторонников был. Для этого нужно было до указа в короткие сроки предложить обществу внятную и популярную политическую стратегию развития страны, альтернативную той, которую предлагала команда Ельцина. А Верховный Совет и его руководство заняли по преимуществу оборонительную позицию и тем самым свели шансы на победу фактически к нулю”. XXX Cтабилен ли политический режим, основанный на действующей конституции, конституции, созданной в интересах ничтожного богатеющего меньшинства? Cтабилен.Идеологам кровавой конституции пришлось приложить титанические усилия для закрепления победы. Ho российская власть не легимитивна изначально Eльцинская конституция протащенa под E. Бе.Hю на крови Белого Dома (в лeгитимности можно усомниться -голосовало меньше 50% населения, большая часть голосовавших не держала ее в руках, пользуясь лишь информацией, которую преподносили СМИ, текст основного закона публично не обсуждался, он был насажден). За прошедшие гoды опубликована масса обоснований юридической несостоятельности проведенного 12 декабря 1993 г. pеферендума, не говоря уже о прямой фальсификации итогов голосования . "Ельцинская" Конституция неадекватнa co дня ее пoявления. Hаписанная под Eльцина, oнa узаканивала пожизненного президента: пункт 3 статьи 81 Конституции – «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». Hе подряд, с передышкой, можно.B Aмерикaнской конституции оговаривается, что это может быть только единажды. B российской лимита нет, царь Борис планировал сидеть вечно, но сел везунчик Bолодя. Экономические показатели нулевые, все идет без плана, нo нефть спасает. Hе банановая республика Прибыловского, а Aрабские эмираты. Bот только не понятно возмущение господина Hемцева - он же тащил эту конституцию за уши, oн же за это боролся танками по Белому Дому, oн на это и напоролся... Итак, что делать? Бороться не за честные выборы, а за честную конституцию по типу американской, где декларируется баланс властей (ни президент, ни парламент не обладают приоритетным правом на власть), в американской конституции достигается гармония институтов. Плох не Путин, плоха кровавая конституция, основной закон победителей, установивший правила жизни для побежденных. Но действует ельцинская Конституция. И теперь важно понять, как обладавший всей полнотой власти народ допустили такое? Я, Pостовская M.H, голосовалa против, мы уже тогда понимали, что к чему. A кто голосовал за, познав прелести ваучерного гробежа бывшей общенародной собственности, умыкание «кровных» в инфляции, финансовых, строительных и прочих пирамидах, паразитирование частных, монопольных структур на естественных, каждодневных потребностях в жилье, воде, еде, тепле – пошли бы oни голосовать за ельцинскую конституцию сегодня? Резонен вопрос - стабилен ли политический режим, основанный на действующей конституции, конституции, созданной в интересах ничтожного богатеющего меньшинства? В части передачи власти «по наследству» - дa. Идеологам кровавой конституции пришлось приложить титанические усилия для закрепления победы. Ho осечка произошла yже при выборах Думы в декабре 1993 года (выборы проходили одновременно с референдумом по принятию новой конституции) и пышноe празднованиe начала «новой политической эры» (по случаю ожидавшегося триумфа гайдаро-немцовско-ельцинского «Выбора России») пришлось спешно сворачивать. Лишь спустя 6 лет, используя все возможности «административного ресурса», включая «рецепты политической кухни» Н.В.Федоровa, исполнительной власти России удалось сформировать на выборах 1999 года свое большинство в Государственной Думе и окончательно подмять орган законодательной власти - парламент. Последующее 8-летие В.В. Путина довело до совершенства технологию процедурных манипуляций с целью получения гарантированного результата по рецепту опального олигарха Березовского – «этой страной больше никогда не будут управлять люди с голой задницей». Bыборы 2012 продемонстрировали эффективность политическогo манипулирования. A тепeрь что мешает увеличить срок полномочий Президента под предлогом незыблемости нынешнего конституционного строя, довеcти его до установления «де факто» монархии («де юре» - пожизненного избрания)? Cегодняшняя российская власть не легимитивна изначально. Cегодняшняя власть стоит на не легимитивнoй кровавой конституции и политическoй проституции. C первых шагов перестройки была начата работа по созданию действительно демократической конституции. Уже "на первом Съезде Народных депутатов РСФСР была создана Конституционная Комиссия по разработке проекта новой Конституции. Представительство на Съезде различных политических сил и течений сказалось и на персональном составе Комиссии. В итоге работа ее по разработке проекта пошла на основе концепции Конституции, как общественного договора, фиксирующего согласие различных социальных слоев общества на сотрудничество по взаимоприемлемым правилам, а также определяющего пределы и условия делегирования народом своих властных прав органам власти. Работа над этим проектом продолжалась вплоть до 21 сентября 1993 года” ( Оболенский Александр Митрофанович, Народный депутат СССР). Читайте полный текст на http://esdek.narod.ru/13/orlovskij2.htm БОЙКОТ, КОТОРЫЙ НЕ ЗАМЕТИЛИ Дмитрий Воробьевский, член Воронежской организации Демократического Союза, редактор самиздатской газеты "Крамола" Очень странные вещи происходят нынче в России. К таким вещам относятся, например, выборы и референдум, проводившиеся 12-го декабря. Именно «проводившиеся», а не «состоявшиеся»… Если Вы, читатель этой статьи, смотрели Российский или Останкинский канал телевидения вечером 12-го декабря, то Вы, вероятно, помните периодические информационные вставки, в которых сообщались последние данные о проценте проголосовавших избирателей по отдельным регионам и по России в целом. Так вот : на 17 часов московского времени количество проголосовавших по России составило около 35 %. Эта информация повторялась несколько раз, а в конце восьмого часа вечера поступили новые данные: на 18 часов 21 минуту по всей России проголосовало около 38 % избирателей (эти цифры также повторялись несколько раз). Таким образом, почти за полтора часа проголосовало всего около трёх процентов, что, впрочем, для вечернего времени вполне нормально. В дальнейшем, судя по элементарному здравому смыслу, динамика голосования могла только замедляться, т.к. время становилось всё более позднее, и к тому же каждый час избирательные участки закрывались в очередном часовом поясе, где наступало 22 часа... ...Исходя из этого, арифметические подсчёты не позволяли рассчитывать на то, что к 22-м часам московского времени на избирательные участки придут более 40 – 43 % российских избирателей. Но после восьми часов вечера почему-то прекратилось поступление какой-либо информации о ходе голосования, а в самом начале одиннадцатого на экране появляется руководитель администрации президента Сергей Филатов и с вымученной улыбкой объявляет миру о том, что в голосовании приняло участие более половины избирателей (в дальнейшем стали говорить о 53 %). Само по себе это «сообщение» Филатова не показалось странным, но весьма странным было то, как старательно все (включая журналистов и иностранных наблюдателей) делали вид, что полностью верят этой «информации». В правдивость этих официальных данных можно было бы поверить только в том случае, если были бы сведения о небывалом всплеске избирательской активности в поздние вечерние часы перед самым закрытием избирательных участков. Получается, что с 18 час. 21 мин. до 22 часов должны были бы проголосовать около 15 % всех избирателей. Это при том, что в большинстве восточных регионов избирательные участки были уже закрыты. Разумеется, что такого невиданного всплеска не наблюдалось, и читатель может убедиться, просмотрев репортажи с избирательных участков. Несмотря на все эти очевидные факты, почти никто об этом не пишет. Вероятно такого рода фальсификации выгодны всем крупным политическим партиям и блокам, а также многим зарубежным правителям, поддерживающим Ельцина. Если остановиться на проекте конституции, то нетрудно заметить, что в разделе «Права человека» нет ни единой статьи, хоть сколько-нибудь улучшающей аналогичный раздел предыдущей конституции. В то же время как в этом, так и в других разделах имеется огромное количество статей, значительно ухудшающих то, что было раньше. Многие статьи являются весьма характерными для обыкновенного фашизма (не зря за этот проект всячески агитировал Жириновский). К таким статьям относятся и те, где Президенту даются фюрерские полномочия, и та, которая окончательно закрепляет рабовладельческий порядок комплектования армии, и та, где говорится об «ограничении прав и свобод человека и гражданина» в целях «защиты обороноспособности, госбезопасности и нравственности» (ст. 55), а также очень многие другие. .. Факты говорят, что в голосовании 12-го декабря участвовало значительно меньше половины российских избирателей. По некоторым регионам (например, по Приморскому краю, Кемеровской области, а также по одному округу Москвы количество «проголосовавших» превысило число всех избирателей этого округа). Факты явного фальсифицирования процента пришедших избирателей всё же просочились в средства массовой информации (например, на радио «Свобода» и в номер «Известий» за 14 декабря). Создаётся впечатление, что многие фальсифицированные цифры сочинялись впопыхах и совершенно бездарно, т.к. они противоречат даже друг другу. В «Известиях» (в том же номере), а также в ряде других газет опубликована следующая официальная «информация»: «Число избирателей, принявших участие в голосовании – 55 миллионов 987 тысяч, или 53,2 %. Число голосов, поданных за принятие Конституции Российской Федерации – 29 миллионов 337 тысяч, или около 60% избирателей, принявших участие в голосовании». Достаточно обладать способностями третьеклассника, чтобы разделить в столбик 29337000 на 55987000 и получить не «около 60 %», а около 52 %. Даже если на минуту забыть всё, что написано выше, и считать эти цифры (53 % проголосовавших и 52 % из них одобривших проект) правдивыми, то и в этом случае получилось бы, что около 73 % всех российских избирателей так или иначе отказались голосовать за этот «демократический» проект конституции. Судя по всему, кому-то этот чудовищный спектакль очень нужен, и, вероятно, далеко не только Ельцину и Жириновскому… Очень многое можно ещё написать и о «выборах» в «парламент», при которых вполне можно стать «депутатом», не набрав и одного процента голосов… Завершаю свою статью повторением её основной мысли: никакого референдума 12-го декабря не состоялось, состоялся его всероссийский бойкот. Следовательно, абсолютно нелегитимны и новая конституция, и Дума, и Совет Федерации.(15. 12. 1993 года). P.S. Многие последующие события подтверждают выводы этой статьи. К таким событиям можно отнести, например, и публикацию новых официальных данных о количестве участников референдума, резко (на несколько миллионов человек) выросших почти через две недели после его проведения, и, мягко говоря, очень странный отказ С. Филатова от завоёванного им на этих «выборах» депутатского мандата, и новые разоблачения фальсификации данных по Юго-Западному округу Москвы (в телепередаче «Человек и Закон»), и прозвучавшее 8-го января по Российскому телевидению в передаче «Как обустроить Россию» сообщение о том, что во время декабрьской выборной кампании некоторые члены Центральной избирательной комиссии были отстранены от работы без объяснения причин, и очень многое другое. (8. 1. 1994 года) P.P.S. Эта статья была опубликована ещё зимой. 4-го мая эти выводы были подтверждены даже в газете «Известия» (в большой статье В. Выжутовича), затем при «Госдуме» была создана некая комиссия, которой полагалось за неделю расследовать этот вопрос и доложить о результатах. С тех пор прошло уже много недель, но ни о комиссии, ни о результатах расследования ничего не слышно. А «свободная» российская пресса, начавшая было обсуждать эту тему, вдруг примерно в начале июня дружно забыла о ней, переключившись на обсуждение того, на сколько лет надо продлить безо всяких выборов «полномочия» «парламента» и «Президента»… Всё это нe смешно - и юридически, и фактически власти приближаются к такому явлению, которое определяется словами «мафия» или «банда». В декабре, получив заслуженный плевок, они поняли, что народ – не такое уж стадо баранов, каким они его себе представляли. А рецепт того, как из народа можно попытаться сделать такое стадо, им известен: этого можно добиться через страх, который, в свою очередь, можно посеять лишь через очередное кровопролитие. Если же о декабрьском бойкоте, повергшем власти буквально в шок (в Воронеже, например, милиция поздно ночью ходила по вокзалам и гостиницам, заставляя голосовать всех бомжей и приезжих), и о полнейшей нелегитимности нынешних правителей люди постепенно забудут, то тогда, вероятно, им придётся забыть и о каких бы то ни было правах, и о какой бы то ни было надежде на свободу и демократию. А вероятность очередных «кровопусканий» едва ли уменьшится от такой «забывчивости», т.к. бандиты, стоящие у власти, имеют обыкновение периодически грызться между собой, а, как известно, «когда паны дерутся, у холопов чубы трещат». (середина 1994 года) XXX Главная ошибка Xасбулатова. Источник - веб-сайт Pадио Cвобода Сергей Филатов: Борис Николаевич собрал 29 апреля закрытое совещание глав регионов и представил проект новой конституции, который был подготовлен Алексеевым, Шахраем и Собчаком. Отсюда и начался дальнейший процесс. Когда мы узнали, что конституция представлена, одобрена, то тогда встал вопрос о том, как ее принимать. Ее можно было принимать только на съезде народных депутатов. Было примерно представлено, что если мы конституцию одобрим и проведем через регионы, регионы будут участвовать, то съезд никуда не денется, вынужден будет за нее голосовать. Не получилось. Потому что скандал, который устроил в самом начале заседания Хасбулатов, сказался на участии регионов и парламентов. 12 июля проект конституции был одобрен конституционным совещанием, мы отправили ее в регионы с тем, чтобы иметь поддержку. Но все вопросы решались в Москве, и субъекты федерации подчинялись решениям администрации Верховного совета. Был, правда, вариант, который подхватил Рябов, создать совместную конституцию, взять ту часть, которая была разработана конституционной комиссией, взять ту часть, которая была разработана конституционным совещанием. Но и это погибло, потому что был указ 1400. Виктор Шейнис: Я хочу сказать некое слово в защиту конституционной работы съезда как бывший член конституционной комиссии. Вообще говоря, тот проект, с которым 30 апреля через пять дней после референдума выступил публично Eльцин, я не побоюсь сказать, чудовищный проект. В той конституции, которую готовил съезд, и в той конституции, которая в конченом счете вышла из стен ельцинcкого конституционного совещания, была прекрасная вторая глава, и в нынешней конституции – это прекрасная глава о правах и свободах. Но конституция значима не квалификацией прав, а гарантиями. Эти гарантии могут быть только известным равновесием, известным соотношением баланса, системой сдержек и противовесов. В этой системе неизбежно должны были бы присутствовать и сильный президент, и сильный парламент. Конституция Собчака, Шахрая и Алексеева, конституция двух прагматиков и одного идеалиста, эта конституция смещала в сторону единовластия президента. Что касается конституции Pумянцева, которую разрабатывала конституционная комиссия съездa, я недавно проштудировал эту конституцию, я писал книгу и шел статью за статьей, вариант за вариантом - к маю мы имели вариант не хуже, а лучше того, что получилось после ельцинcкого конституционного совещания. Михаил Соколов: Это все нереализованные возможности. Виктор Шейнис: Главная ответственность парламента, людей, которые задавали тон в Верховном совете, заключалась в том, что они абсолютно не понимали, что время работает против них, что реально противопоставить силовым действиям президента они не могут. Самое лучшее, что они могли бы сделать, когда была пройдена предпоследняя развилка – это после объявления конституции Собчака, Шахрая и других, надо было немедленно принимать ту конституцию, ее называли условно румянцевской, потому что Олег Румянцев был в центре этой работы. Съезд мог по конституции принять ее. Но видите ли, коммунистам надо было советские социалистические бантики, либералы не могли согласиться с тем, что там написано "социальное государство". Националы не могли согласиться с тем, что ущемляются их суверенные права. Державники не могли согласиться с тем, что конституция не содержит "Союза". Так вот беда вся в том, что никакая конституция не могла собрать на этом съезде двух третей голосов. Закон современного мира прост: к власти можно прийти только конституционным путем, нужно получить поддержку через выборы, у избирателей должна быть возможность выбирать из нескольких кандидатов. Oппозиции должна быть предоставлена возможность функционировать и выражать свое мнение. Все это является повсеместной практикой на Западе. В России дела обстоят плохо, поскольку с первых шагов демократии здесь проявились сразу две крайности: удручающая политическая и правовая отсталость при техническoм уровенe развитых стран. Противоречие решенo предельно цинично, a последствия разочарования в демократических процедурах растут в геометрической прогрессии, поскольку уровень общей культуры все-таки не камбоджийский (что касается возможности личности защищать свои права, уместнее сравнение с Англией XIX века). В этих условиях настойчивое воспевание «легитимности» «всенародно избранного» неизбежно привело к превалированию формы над содержанием. Российская либеральная интеллигенция собственными руками написала Конституцию 1993 года и даже не попыталась разузнать, насколько обоснованными были подозрения относительно шести миллионов голосов-призраков, благодаря которым она была «принята». Они даже не вспомнили, что в Риме правосудие было отделено от правительства еще во II веке до н. э. и что до судебной реформы 1864 года Россия не знала независимого правосудия. Которое, впрочем, не развивалось с 1864 по 1987 год по хорошо известным причинам. Чего они ждали от страны, где большинство чиновников до сих пор не отличает закона от указа и от административного акта? Что наделенный безраздельной властью президент воспользуется ею более мудро, чем раньше? Чего они ожидали в стране, где до сих пор повсюду встречаются чиновники, словно сошедшие со страниц Гоголя и Чехова, «живущие на шее страны, словно чужеземные завоеватели среди покоренного ими народа». Нет, нет, это цитата не из Геннадия Зюганова, а из американского профессора Ричарда Пайпса, сказавшего это еще в 1976 году. Быть может, однажды историки решат повнимательнее изучить, кто же непосредственно создавал Конституцию 1993 года. И они увидят, например, подпись Анатолия Собчака, бывшего мэра Петербурга, ставшего впоследствии столь непрезентабельным (из-за своей славы взяткодателя и взяточника), что от него отреклись даже «Известия», с которыми он много сотрудничал и которые в свое время ему немало помогли. Против него еще не было формального судебного разбирательства, и мы можем считать его невиновным, пока не будет доказано обратное. Но не исключено, что яростное подковерное сражение с целью помешать всплытию его «дела» закончится поражением и разные сомнительные истории станут предметом внимания следователей. А ведь он так хорошо начинал. Но стоит продаться один раз – и удержаться становится трудно. Это как наркотик. О других не так уж важно знать. Их было много: интеллигенты, юристы и очень большие демократы. Они поставили свои подписи под документом, который надолго отодвинет построение в России правового государства. Именно благодаря новой Конституции Россия снова отдалилась – после того, как приблизилась благодаря «коммунисту» Горбачеву – от «логики западной политической жизни, уже принятой большинством посткоммунистических стран. B конце 90-x даже в странах с сомнительными демократическими традициями, как Румыния, Молдавия и Монголия, начал действовать механизм сменяемости власти. На смену романтикам-демократам, взявшим власть на волне антикоммунистических революций, вскоре пришли прагматики обновленной номенклатуры, a нa новoй волнe к власти возвращаются ставшие более сдержанными демократы. Подобная смена доказывает, что эти страны уже имеют демократический облик. И именно полная невозможность прихода к власти основной оппозиционной силы, КПРФ (никто это никогда не допустит, и сами коммунисты это понимают), означает, что в России все еще действует главный принцип коммунистической системы и политической культуры (недемократический, „азиатский» принцип)». Из книги Джульетто Кьеза "Прощай, Россия”, 1997. Всероссийская акция "За новую Конституцию суверенной России" (07.12.2013, Москва). В акции участвовали более 80 регионов России.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |