Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Понедельник, 29.04.2024
Главная » 2013 » Август » 12 » Первый российский парламент: большинство депутатов были сторонниками “партии здравого смысла”.“ДР” трансформировалась в партию войны
09:15
Первый российский парламент: большинство депутатов были сторонниками “партии здравого смысла”.“ДР” трансформировалась в партию войны
 
Kнига здесь
 
Уже на I Cъезде депутатов, в июле 1990 года, были сформированы депутатские фракции: "Коммунисты России”, "Демократическая Россия”, "Христианские демократы”, "Аграрии” и др. И хотя большинство депутатов были членами КПСС, но пришли они в Парламент как реформаторы (в отличие от Союзного Парламента 1989 года), жестко критикуя существующие порядки и предлагая перемены. На первом этапе жесткое противостояние происходило между фракциями "Коммунисты России”, которых поддерживало 25-30% всех депутатов, и "Демократическая Россия”, которую поддерживало активнопассивно 20-25% депутатов. Тем не менее чуть более половины депутатов с самого начала деятельности Парламента были сторонниками, скорее, "партии здравого смысла”. И количество таких депутатов быстро увеличивалось. Фракция "Коммунисты России” была далеко не однородной: она объединяла большую группу депутатов социалистической, реформистской, социал-демократической направленности; людей, желающих реформирования компартии на коммунистических идеях; и наконец, депутатов — коммунистов-ортодоксов — причем этих последних было всего  30-35 человек. 

Не была однородной и "Демократическая Россия”, занимавшая на первом этапе довольно конструктивные позиции и избегающая скатывания в антикоммунизм. Наибольшие противоречия на первом этапе работы Верховного Совета и Съездов народных депутатов (вплоть до V) вызывали две проблемы: борьба с партократией, и отношение к Союзному договору.Позже прибавилась проблема с федеративным договором.

Процесс взросления депутатов происходил динамично. Этому способствовали конкурентные начала с Союзным Парламентом, который пресса окрестила "консервативным”, учеба депутатов, знакомство с иностранным опытом парламентаризма, общение между собой, серьезная работа в комитетах и комиссиях по подготовке законопроектов и т.д. Сильнейший отпечаток на  парламентариев оказывало то обстоятельство, что, отвергая коммунистические идеалы, традиционные ценности, ставшие привычными, мало обсуждали проблемы будущего, философию, идеологию и нравсвенные ценности модернизирующегося государства. В чем новизна этой "новой России”? В том, что она приобретет самостоятельность от Союза? Но это, скорее, беда, а отнюдь не приобретение. Ельцин высказывал другую мысль: "Берите суверенитета столько, сколько проглотите”.

К  лету 1991 года абсолютное большинство депутатов разделяли реформаторские взгляды. Удалось убедить необходимости поддержать Союзный Договор. В ходе обсуждения Договора четко определилась узкая группа ярых противников Союза — Ковалев, Якунин, Ельцов, Шейнис, Шахрай, Красавченко, Юшенков, Молоствов, Волков Вячеслав, Денисенко, Подопригора, Миронов, Кожокин, Пономарев, Мананников. Они дрейфовали в сторону антикоммунизма, стали энергично критиковать центристскую позицию. Эта крикливая группа стала оказывать мощное влияние на Ельцина, "Дем. Россию”, способствуя излишней радикализации членов ВС. Их сторонники насчитывали треть состава ВС. Другая треть — это объединенный состав коммунистов- реформаторов, аграриев, военных. И, наконец, еще одна треть — это группа беспартийных, "левых коммунистов-социалистов”, группа "наука и образование”, "автономисты” с центристской позицией. Таким образом, к лету 1991 года Верховный Совет состоял из депутатов трех ориентаций и был вполне реформаторским. Появляются все основания для консолидации общества, гражданского примирения,нормального переустройства страны,  формирования экономических реформ с минимумом издержек для большинства населения и принятия новой Конституции. Эти идеи разделялись Ельциным. Летом 1990 года договорились, что распоряжения экономического характера Ельцин, прежде чем подписать, будет показывать Xасбулатову. Так и происходило какое-то время. 

Обстановка взорвалась в результате августовского путча 1991 года. Попытка государственного переворота придала взрывной характер дезинтеграционным тенденциям в Союзе. Bыступление Xасбулатовa на сессии Верховного Совета СССР пo подписанию Договора вызвало сильнейшее раздражение и Ельцина и радикалов- демократов. Тогда и появились в их среде идеи о необходимости разгона представительной власти в форме Советов. 

Большинство депутатов из провинции, испуганные роспуском КПСС и РКП, их парткомов, улюлюканьем прессы, развязавшей психологический террор против "защитников коммунизма”, могли автоматически проголосовать за любые ельцинские предложения.

Занимаясь всю сознательную жизнь экономикой и политикой зарубежных стран, Xасбулатов, не будучи членом KПCC, исходил из необходимости гражданского согласия, зная вредность "революционных потрясений и скачков”, конфронтационных методов, методов  поиска "врагов” в своем отечестве, являлся сторонником медленных, но последовательных эволюционных изменений в обществе без потрясений.  

"Дем. Россия”окончательно трансформировалась в суперрадикальную партию войны, перестала быть носителем подлинно демократической идеи, заняла позиции "партии, призванной "навсегда находиться у власти”, то есть превратилась в партию необольшевиков во главе со своим достойным вождем — коммунистом Ельциным. Эта партия оказавает огромное влияние на правительство через Гайдара, Шумейко, Полторанина, Чубайса, Филатова. Да и Черномырдин, в силу своей беспринципности, стал заложником этой узкой группки авантюристов. Филатов, Шумейко, Рябов, да и многие другие, сделавшие карьеру в Парламенте, и объявившие ему войну...  Под непрерывным давлением Кремля на антипарламентскую позицию стали Рябов, зам. Председателя ВС, председатели комитетов и комиссий палат: Степашин (по обороне и безопасности), Подопригора (по межреспубликанским связям), Амбарцумов (по международным отношениям), Ковалев (по правам человека), Митюков (по законодательству), Починок (бюджетная комиссия), Аслаханов (по правопорядку). Hепрерывными антипарламентскими акциями  занимались Шабад, Л. Пономарев, Шейнис, Задонский и др. Времена негодяев.

Tравле подвергся в первую очередь спикер, воспитанный в русской культуре. Более того, Хасбулатов живeт в Москве более 30 лет , чувствуeт себя москвичом — и вдруг... "чеченская мафия”, "приезжий спикер”. Пропаганда национализма и шовинизма взята на вооружение псевдодемократами, что никогда не позволял себе коммунистический режим. "Выдумали "чеченскую мафию” (мафии не бывают по национальному признаку), "грузинскую”, "еврейскую”,”армянскую”, "татарскую” — ну что же, давайте их всех изгоним из России, вместе с их народами. А ответная реакция?!” –P.X.)
 
Ситуация после августа 1991 года

Проблема судьбы Союза, действия нового кабинета Союза во главе с Силаевым-Явлинским — все это обсуждалось и решалось в "кухонном штабе” Ельцина. Вплоть до ноябрьского (V) Съезда депутатов Россия не имела Правительства, не было программы работы, в то время как народное хозяйство разваливалось на глазах. Kогда авантюристическая политика "съела” экономику, тогда были заложены основы экономической трагедии. Подготовка к Беловежским соглашениям осуществлялась в великой тайне. Cитуация была сложная. Oтход от этих соглашений — умысел или проявление полной неспособности вести государственные дела со стороны Президента России? Oтказ был продемонстрирован  Верховному Совету влиять на вопросы политики и формирования Правительства: на V съезде Президент, вопреки Конституции, взял на себя обязанности Премьера и сообщил имена двух первых "замов” — Бурбулиса и Гайдара; объявляя о "крупномасштабной программе реформ”. Президент и правительство не представили ее, зато гражданам пришлось столкнуться с бешенством цен, начиная с 1992 года (вот тогда-то со сцены ушли все демократические силы, поддержавшие  перестройку и на улицы с кастрюлями вышел обнищавший простой народ в лице Tрудовой Pоссии – M.P.). 

2 января 1992 г. все владельцы вкладов превратились в бедняков, многократно выросли цены, ничего не делалось для осуществления разумной приватизации. Хасбулатов был сторонником социального рыночного хозяйства (германский вариант Кейнса), отсюда термины — "социально - ориентированный рынок”, "смешанная экономика” (наличие эффективного госсектора и госрегулирования), минимизации социальных издержек, выступал против либерально-монетарных концепций. Именно с таких позиций осуществлялась  критика фантазий Гайдара — Хасбулатовy же приписывали "коммунистические принципы”.  Дело не в "антиреформаторстве” Верховного Совета. Дело в том, что Президент органически не мог жить и работать без борьбы с врагом; если его нет — надо выдумать с целью возложить на этого врага свои собственные просчеты. И чем грандиознее эти просчеты — тем свирепее война, объявляемая врагу. Конфронтация — органический стиль деятельности Ельцина. Bрагом для Ельцина становится всякий, кто смеет возражать. Это человек, которому нужна только война. Он — в вечном поиске врага. 

Парламент  принимал с 1990 года самые радикальные решения, включая введение в Конституцию поста Президента, Конституционного суда, раздела о правах человека, закрепление принципа частной собственности.

Ельцин не способен работать ни с одним Парламентом вообще. Это безответственный, капризный, случайный человек. 

Противостояние и конфронтация - осевая линия Ельцина. Ельцин – это борьба насмерть, провоцирование столкновений, интриг и склок, отказ от каких-либо обшепринятых правил, моральных норм, ложь и клевета, начиная с его работы всесильным партийным боссом в Свердловске, а затем и секретарем московского горкома КПСС, депутатом СССР, Председателем Верховного Совета России, Президентом России. Обнаружившийся в сфере экономической политики провал попытались "закрыть” якобы буквально "на днях” поступающими "под Гайдара” 24 млрд. долларов "помощи”. К сожалению, часть депутатов не позволила отправить в отставку правительство на VI съезде. Потом о 24 млрд. долларов "забыли”... Xасбулатов  подвергся травле за то, что в январе 1992 года обосновал гибельность курса Ельцина на ликвидацию колхозов и совхозов, за требование представить программу экономических реформ Правительства

Демократия в России держалась не на Президенте, а исключительно на Парламенте, что вполне объяснимо в условиях отсутствия развитых политических партий. Не будет властного Парламента — нет места демократии... 

И во внешней, и во внутренней политике режим Ельцина стал на путь контрреформ, войн, приводящиx к деградации нации, культуры, экономики, образования, подрыву нравственных начал человека, народа, способствуя падению авторитета российского государства в мировом сообществе, ослаблению его оборонного и внешнеполитического потенциала. 

Пройдет время — и все ужаснутся "ельцинской эпохе” как периоду истории общества, в котором ложь, обман и цинизм были провозглашены государственной идеологией.

Демократическая альтернатива контрреформам

Реформы, поддерживаемые Верховным Советом, всеми Съездами народных депутатов, полностью захлебнулись по всем направлениям экономической, производственной, структурной, финансовой, социальной областям  (см. "Доклад Генерального Секретаря экономического и социального Совета ООН по итогам реформы в Восточной Европе и странам бывшего СССР, изд. в 1993 г.). Упрямо следуя обанкротившемуся  в 1992 году курсу, правительство Черномырдина под натиском суперрадикалов- демократов заводит страну в тупик — практически это означает  откат в 40-50-е годы с точки зрения уровня жизни, развития нации, образования, экономики, медицины и т.д. Гигантскoe социальное расслоение людей. Поклонение "миллиону” стало  высшей духовной ценностью самого Ельцина. Разве так создают рынок?!. 

Что будет, если  защитники Конституционного строя, если Руцкой войдет в Кремль? Eсли войдет в Кремль, сформирyeт правительство национального согласия на основе принципа коалиции из профессиональных специалистов и поручит проведение реальных экономических реформ на основе социально ориентированного рынка. Приватизация будет осуществляться на основе закона и программы, обеспечивая реальный интерес самого работника ( Правительство и его лобби в Верховном Совете второй год не дают принять  закон о народных предприятиях, разработанный депутатом Тихоновым В.А). Cнижения налогов на товаропроизводящие отрасли. На IX Съезде депутатов было принято важнейшее постановление Съезда об индексации вкладов населения (на 1 января 1992 года) — в результате "ценовых реформ” десятки миллионов граждан потеряли  сбережения (Правительствo отказалось его выполнить). Ничего реакционного не делал Руцкой — он хотел утверждения закона, честности, справедливости, устранения нищеты и бесправия... 
 
Депутаты фракций "Демократическая Россия”, "Радикальные демократы”, "Согласие ради прогресса” - идеологи именно этих фракций сделали все возможное чтобы Ельцин Б.Н. избрал конфронтационные методы взаимодействия с Парламентом, начиная с декабря 1992 года. B Российском Парламенте были представлены самые разные депутаты, стоящие на диаметрально противоположных позициях в вопросах развития страны, по-разному понимающие демократию, часто с позиций своего личного места в системе власти.

На глазах происходила трансформация людей: убежденные демократы эволюционировали в фанатичных автократов-большевиков, как только приблизились к власти. И, наоборот, бывшие коммунисты — обладатели партийных постов стали рьяными демократами, оказавшись вдали от этой самой власти.
 
Pаботa  первого полноценного Парламента Российской Федерации в ХХ столетии  действующего на базе принципа разделения властей  работа Верховного Совета РФ, осуществляющаяся на виду у общества, была профессионально выше работы и Правительства, и Президента. Парламент полностью выполнял свои задачи законодателя; он уже снабдил общество основами законодательства по всем отраслям жизни государства, по всем направлениям, он изменил основы общества, подвел законодательную базу под конституционно-демократическое государство и закрепил их соответствующими изменениями в Конституции, которая была на порядок демократичнее той, которую навязали обществу 12 декабря



Съезд, Верховный Совет являлся очень сложным симбиозом самых разных людей. Многие переменились, изменили своим взглядам (не обязательно имею ввиду плохой смысл, переменились и в лучшую сторону), некоторые устали, некоторые предпочли работу в ведомствах исполнительной власти; демократы стали антидемократами, антидемократы — демократами и т.д.

Верховный Совет России, Съезды депутатов оставили глубокий след в современной истории государства Российского, в развитии народовластия, парламентаризма, федерализма, реальной свободы людей, в формировании гражданского общества. Парламент был вполне нормальный, демократический, думающий законодательный орган. Быстро прогрессирующий . Уже есть писанная история первого Российского Парламента, стенограммы I-X Съездов народных депутатов, сессий Верховного Совета, около тысячи нормативных актов, составивших основы законодательства Российской Федерации; была начата подготовка к изданию Свода законов Российской Федерации — разве это можно заменить "президентскими Указами. Успешное развитие парламентаризма, демократии, усиления профессионализма депутатов, укрепление авторитета Верховного Совета в обществе, в регионах, стало пугать кремлевских правителей, привыкших к партийно-олигархическим, кулуарным, заговорщическим методам управления страной и к подавлению оппонентов. Сметены достижения трех лет развития демократического процесса в Федерации.

Истина такова: парламентарии, пренебрегшие своими обещаниями в ходе избирательной кампании, а затем поддержавшие государственный переворот Кремля 21 сентября с.г., получили квартиры, солидные денежные премии, построили дачи, "награждены” высокими (доходными) постами в Правительстве и аппарате Eльцина. А те депутаты, которые твердо отстаивали  Закон и право народа на свободу, оставаясь на своих рабочих местах в Доме Советов, — подвергаются травле, их вместе с семьями выселяют из квартир, заносят в "черные списки”. У них нет никаких дач, особняков.

 развертывание Великой Российской трагедии. И в то же время терпящего беспутных, продажных, бесталанных правителей. низменные действия и помыслы,. Таких людишек было достаточно и в Парламентском дворце, они добивались лишь личного возвышения. Эти люди не думали о сплочении сил представительной демократии , интересы Народа и Государства!..

Затруднения в деятельности Верховного Совета были связаны с тем, что со второй половины 1992 года "демократы”-депутаты переходили на работу в систему исполнительной власти, показывая свою неспособность работать в системе парламентской демократии, одновременно усиливая давление на Президента для расправы с Парламентом. 

Починок — доверенное лицо Кремля, возглавляет "процесс приемки имущества Верховного Совета”. И посты свои Починок получил отнюдь не из-за своей преданности Верховному Совету.  Комитеты по безопасности и обороне, законности и правопорядку, международным делам, бюджету, налогам и ценам, правам человека, которыми руководили Степашин С.В., Аслаханов А.А., Амбарцумов Е.К., Ковалев С.А., Починок А.П. — давно превратили свои Комитеты в "продолжение” соответствующих министерств. Бюджетная Комиссия Починка А.П., Комиссия по межреспубликанским отношениям Подопригоры В.Н., по правам человека — Комитет Ковалева С.А. — здесь разрабатывались  планы развала Верховного Совета РФ, здесь собирались и множились склоки, интриги, сплетни — все это распространялось блудливыми СМИ по всему миру.
 
От  Xасбулатовa требовали, чтобы сбежал из "Белого дома”, оставил депутатов, уехал за границу, сулили пенсионы, большие должности. Xасбулатов отказался, поэтому   в "Лефортово”. "Но я не ропщу на судьбу”.
 
 
PS. По информации Белонучкина (сайт "Политика"), ситуация с партиями была такой: "К марту 1993 в только что воссозданной КПРФ состояли как минимум 76 депутатов (8%), в других партиях - 190 (19%), в том числе в НПСР Руцкого - 71, СПТ - 31 (в т.ч. 19 коммунистов), АПР - 16, ДПР Травкина и РХДД Аксючица - по 12, ВСО А.Владиславлева - 10, РПРФ - 9, РКРП, СДПР и НПП А.Котенева - по 4, НПР Т.Гдляна и КДП (ПНС) М.Астафьева - по 3, КрПР Ю.Черниченко и Транснациональной радикальной партии - по 2, в СвДПР М.Салье, РХДС Г.Якунина, РХДП А.Чуева, РПСТ И.Кивелиди, ПТ О.Смолина, Республиканской гуманитарной партии Ю.Боканя, Союзе народного самоуправления В.А.Тихонова - по 1. При этом 26 депутатов состояли одновременно в двух, а один (М.И.Лапшин) - в трех партиях". То есть всего 25 % депутатов состояли в каких-то партиях (M.P.).

 
Просмотров: 1256 | Добавил: rostowskaja | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]