Главная » 2013 Август 12 » Концепции реформы
09:16 Концепции реформы | |
Главныe споры были связаны с разными концепциями реформ. Речь прежде всего идет о модели демократического общества. Принципиальные отличия основаны были на трех постулатах: роли государства, соотношении разных форм собственности, характере ориентации на решение социальных вопросов с точки зрения понятия социальной справедливости. Все эти три постулата, как показывает всемирный опыт, реализуются при выборе модели рыночной экономики в двух направлениях при всей их национальной специфике. Первое направление — неоклассическая либеральная модель. Она покоится на полном отрицании государственной собственности и, соответственно, абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Наиболее яркий пример такой модели — это экономическая политика США после рузвельтовского периода. Этому есть свое объяснение, которое не имеет отношение к российской деятельности. K тому же США -вэлферное государство. Другое направление — это социально-ориентированная модель рыночной экономики. Она покоится на свободном сосуществовании разных форм собственности, сильной социальной функции государства, индикативном планировании и прогнозировании. Это направление для европейских и Скандинавских стран, Израиля, Канады. Эту же парадигму развития выбирают Китай, Южная Корея, быстро развивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока. Все эти страны имеют смешанную экономику. (То, что понималось как многоукладная экономика эпохи НЭПА.) Tенденция к смешанной экономике становится общемировой, т.к. каждая форма собственности имеет свою нишу и удовлетворяет соответствующие потребности общества. Следовательно, стратегией дальнейших действий должно стать движение к современным формам социально-ориентированного рыночного хозяйства, базирующегося на смешанной экономике. При этом важную роль играет мелкая собственность. В рамках этого рыночного направления развивался законодательный процесс в BC, в то время как правительственная политика покоилacь на парадигме совершенно иной модели. Hавязываемый обществу тезис о якобы «борьбе за реформы и против них» — это была примитивная пропаганда. Гайдаро-ельцинское правительство, завалив экономику, чтобы удержаться у власти, пошло на очернение деятельности BC через столичные CМИ в и любой вопрос, который решался в Верховном Совете, получал четкую идеологическую окраску, начисто отвергался здравый смысл и реальная жизнь людей, а на передний план выдвигался вопро с«охоты за ведьмами»: ты за кого — за красных или за белых? Президент, и его правительство принципиально избегали дискуссий и обсуждений «своей политики»: любой, кто становился на путь такого «обсуждения» — будь то парламентарий или маститый ученый-экономист, — он немедленно шельмовался столичной «демократической прессой» или каким-нибудь мелким правительственным чиновником, чьи «ценные мысли» пространно излагали «демократические» издания. «Идеологическое обеспечение» бездарных реформ было поставлено на гораздо более высокий и эффективный уровень, чем это обстояло в условиях недавнего цензурного прошлого. Это тогда, когда создавалась законодательная база реальных реформ: прорабатывались вопросы собственности, отношений на селе, конституирование всех форм предпринимательской деятельности; вопросы приватизации государственных и муниципальных предприятий, создания кредитно-финансовой, налоговой системы. Все, что нужно для полноценной деятельности Правительства. B целом создан эффективный правовой механизм для регулирования экономических отношений рыночного типа, хотя процесс не был завершен. A на практике сложилось два типа законодательства. Первый — это законодательство Съезда, Верховного Совета, то есть конституционное законодательство. Второй — это указы Президента— «указное» законодательство начиная с 1 ноября 1991 года. Верховный Совет сосредоточивал основное внимание на разработке экономической реформы: между шестым и седьмым съездами принято одних только фундаментальных рыночных законов 76 единиц! B будущем законодательстве планировалось народнохозяйственноe прогнозированиe (общие прогнозно-плановые показатели на макро- и микроуровнях). Современный опыт развитых стран необычайно эффективно использует долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные прогнозирования и планы: программы макроэкономического, отраслевого и регионального уровней индикативного характера. Профессор Дж. Росс предсказывает гибельные результаты экономических реформ Ельцина В декабре 1992 года, незадолго до начала VII Съезда народных депутатов, известный английский экономист, профессор Дж. Росс направил в адрес Верховного Совета свой обстоятельный доклад «Почему «невидимая рука» Российского Правительства указывает не в ту сторону?». Привожу некоторые выдержки из его доклада. «За пределами России становится совершенно ясным, что экономическую политику нынешнего правительства ждет банкротство. Это так не только по причинам теоретического или технического характера —хотя данная политика не может достичь успеха и с этих точек зрения. Наиболее фундаментальная проблема состоит в том, что российское правительство не имеет стройной и последовательной концепции экономической системы, которую оно стремится создать... Попытка внедрить полную либерализацию цен в монополизированную экономику неизбежно ведет не просто к инфляции, а к краху внутреннего рынка. Такая политика является гибельной. Доминирующим рынком для России должен быть внутренний национальный рынок — и в особенности развитие потребления. В такой обстановке тотальная приватизация лишь усугубляет положение, поскольку она не предполагает расширения внутреннего рынка и потребления, а всего лишь некую задачу «создания собственников> (по Ельцину). Высокая норма процента и гиперинфляция не ведут к улучшению положения мелких производителей. Низкая заработная плата и авторитарные политические решения в России и в целом в бывшем СССР, несут угрозу дестабилизации Западной Европы... Необходима политика, противоположная политике нынешнего правительства. В качестве двигателя экономического развития должен рассматриваться внутренний рынок и в особенности — массовое потребление... Экономическая основа для консолидации демократии в России лежит в обеспечении внутреннего рынка. Демократическая Россия со стабильной национальной экономикой, а не с экспортной ориентацией за счет низкой заработной платы, может быть мощным, но не угрожающим партнером для демократии Западной Европы”... Xacbulat Из дневниковых записей 1992—1993 гг.
...Я много изучал ранее, на научной работе, опыт экономической политики президента США Ф.Д. Рузвельта («Новый курс»), теоретико-методологическую базу реформирования западноевропейских стран в послевоенные десятилетия. Именно опыт этих стран можно было с большой пользой использовать в ходе российских реформ. Но ельцинисты хотели копировать исключительно опыт современной корпоративной Америки с ее супердиндустриальной экономикой, с ненавистью обвиняя любого в «пособничестве к коммунизму», если он не признавал их догмы, заимствованные из современных инструментариев регулирования отсталых развивающихся стран, разработанных для них МВФ. A политическая ситуация в России действительно напоминала США, нo 30-х годов. По моему требованию, были быстро переведены на русский язык основные Акты рузвельтовского «Нового курса», депутаты стали получать доклады международных организаций, таких, как ЮНКТАД, Экономического и социального Совета ООН (ЭКОСОС) и др., в которых реформирующиеся (переходные страны, в том числе Россия) подвергались объективному анализу (в отличие от докладов МВФ и Всемирного банка). Oзнакомление с ними позволило парламентариям разобраться с тем, как следует проводить экономические реформы в кризисной стране. Поэтому они не поддались на уговоры компромисса с Ельциным и отправили в отставку Гайдара. После этого травля Законодателя и его Председателя усилилась в газетах, журналах, радио и особенно на TV. Американская пресса — и с левой, и с правой стороны — нещадно травила Рузвельта. Популярный среди левых сил Хью Лонг (убитый в ходе избирательной кампании) обвинял его правительство в том, что в период крупнейших социальных бед, обрушившихся на американский народ в ходе кризиса, Рузвельт защищал интересы богатых слоев населения. Это было откровенной неправдой, поскольку его «Новый курс» был направлен на обеспечение интересов большинства нации. С другой стороны, крайне правые, представители олигархического капитала, яростно ненавидевшие Рузвельта, обвиняли его в приверженности к коммунизму, находили в нем сходство то со Сталиным, то с Гитлером. Отметим, в Америке 30—40-х годов, как и в 1991—1993 годах в России, основная политическая борьба развернулась вокруг главного вопроса — экономического регулирования государства. Мощные американские корпорации-монополии, развивающиеся на протяжении двух столетий на базе доктрины hissesfaire, либерализма (невмешательства государства в экономику), в новых условиях не могли далее обеспечивать бескризисное развитие. Но, тем не менее они органически не терпели любую форму государственного вмешательства и отвергали полностью рузвельтовский новый «Новый курс», усматривая в нем опасность подрыва своего всесилия в обществе. В эти годы Рузвельт пригласил ставшего уже популярным в Великобритании экономиста Дж. М. Кейнса в свое правительство в качестве экономического консультанта. Уже на американском опыте экономического кризиса Кейнс разработал свою теорию (кейнсианство), обосновывающую в том числе неизбежность государственного регулирования экономических процессов и теорию экономического роста на факторном анализе. Олигархические силы в Америке, борющиеся с Рузвельтом, действовали аналогично тому, как ельцинисты в России в указанный период с Верховным Советом, препятствуя адекватным реформам и предавая анафеме любое государственное экономическое вмешательство. Но у Америки позади были несколько столетий эволюционного развития классического капитализма, ранние элементы которого были привнесены в Новый Свет европейскими колонистами-переселенцами, чего не было в России. Не имея в стране ни крупных корпораций, ни мелкого предпринимательства, отказываться от регулирующей роли государства — это безумие. И без активного государственного регулирования Россия не могла развить факторы производства (производительные силы), находящиеся в полном упадке к приходу в правительство так называемых «реформаторов». К счастью для Америки, президент Рузвельт сумел преодолеть яростное сопротивление реакционных сил и вывести Америку из кризиса. К началу Второй мировой войны ее экономика была на подъеме. В России последователем Рузвельта невольно стал Верховный Законодатель. Ельцинщина отбросила социальные достижения народов России к середине 60-х годов XX века. Они не поняли даже того, что полный отказ от идей неолиберальной экономической политики был осуществлен после азиатского финансового кризиса 1997 года. Тогда, по существу, обанкротилaсь финансово-экономическая философия МВФ и само это глобальное финансовое учреждение. В новое тысячелетие главные капиталистические страны вступили уже не с либеральными идеями, а с идеями, которые, на взгляд их истеблишмента, решают главную задачу — экономического доминирования в мире при высокой социальной защищенности населения через повышение социальной роли государства. Соответственно, инструменты решения этой задачи — уже не либерализм, а совокупная мощь государства и его разветвленной системы институтов, обеспечивающих высокий уровень экономической эффективности, и его распределительная функция. | |
|
Всего комментариев: 0 | |