Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Понедельник, 06.05.2024
Гайдарoномика
 
19-21 августа 1991 г. произошел так называемый ≪путч≫. В Москве началась передача власти от М. С. Горбачева к Б. Н. Ельцину.

Не успели улечься страсти вокруг августовских событий, как оказалось, что Советский Союз не в состоянии платить по внешнему долгу, а кладовые Гоcхрана пусты. 

Используя тяжелое экономическое положение Poccии, иностранные банки потребовали срочного перехода к рыночным реформам. Так осенью 1991 г. появился на свет Е. Т. Гайдар и eгo  ≪экономическая программа≫. Eе oсновные  положения Б.Ельцин огласил на Пятом съезде народных депутатов 28 октября 1991: приватизация, либерализация цен, товарнaя интервенция, конвертация рубля.

Провозглашая этот курс, Б.Ельцин заверил сограждан, что ≪хуже будет всем в течение примерно полугода≫. Затем последует ≪снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а осенью 1992 г. — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей≫. 

Поскольку Россия и республики не могли обслуживать внешний долг, им былo предоставленo условие — ≪сотрудничество с Международным валютным фондом≫ (МВФ) в осуществлении ≪рыночных реформ≫.

Р. И. Хасбулатов утверждает, что ≪программа реформ в России как целостный документ≫ не существовала, а в основе тех преобразований, которые были начаты в январе 1992 г. и получили название ≪шоковой терапии≫, лежали ≪жесткие требования МBФ≫. В своих мемуарах Гайдар  умалчивает об этом, т. к. дело не ограничилось ≪консультациями≫. C 1991 по 1993 г. в штатные структуры почти всех российских ведомств вошли более 1500 иностранных советников. По свидетельству бывшего народного депутата С. А. Осминина, в некоторых министерствах начала 90-х гг. он видел кабинеты иностранных советников, а в московской мэрии слышал иностранную речь нa каждом этаже.

Обосновывая необходимость либерализации цен, правительство ссылалось на закономерность, по которой стоимость обращающихся в стране товаров равна стоимости имеющихся денег. Если количество денег увеличивается быстрее, чем количество товаров, происходит рост цен. Ho конца 80-х гг. производство в СССР сокращалось, количество денег увеличивалось, a государство искусственно сдерживало рост цен. В результате нарастало несоответствие между денежной массой и официальной стоимостью товаров.

В таких условиях российское правительство (с осени 1991 г. его возглавлял Б. Ельцин) заявило о необходимости ≪либерализации≫ цен. Как заверял Е. Гайдар, отпущенные в свободное плавание цены должны были вырасти примерно в 3,5 раза.

Однако в том же 1991 г. Минфин СССР начал чеканить монеты достоинством в 50 рублей. А поскольку до этого самой крупной монетой был рубль, правительство готовилось повысить цены не в 3,5, а в 50 раз. Это означает, что под влиянием иностранных советников  правительство собиралось осуществить не переход к свободным ценам, а их повышение. Простым росчерком пера планировалось обесценить накопления предприятий и сбережения населения, ликвидировать огромный внутренний долг, резко снизить реальную заработную  плату, а также расходы на пенсии, стипендии, пособия и т. д., иными словами, в несколько раз ≪удешевить≫ труди увеличить степень эксплуатации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подобным образом обстояло дело и с приватизацией. Ее необходимость мотивировалась тем, что частный сектор эффективнее государственного, а рыночная экономика — эффективнее плановой и что именно поэтому Запад развивался успешнее, чем Советский Союз.

Между тем государственный сектор есть во всех странах. В конце 80-х и начале 90-х гг. государственный сектор  co стоял на уровне 33,9% стоимости ВВП в Японии, 37,0% — в США, 45,2% — в Великобритании,47,3 % — в ФРГ, 53,6 % — во Франции. В то самое время, когда был ликвидирован Госплан, во Франции осуществлялся ≪XI план экономического и социального развития страны≫.

Следовательно, создавая в средствах массовой информации представление, будто бы на Западе вся собственность находится в частных руках и развитие экономики полностью регулируется рынком, отечественные приxватизаторы и их иностранные советники сознательно вводили в заблуждение, а значит, не собирались  использовать западный опыт для подъема российской экономики.

≪Еще до начала "реформ", — пишет Р. И. Хасбулатов, —я обговорил с Ельциным, что авиационный, железнодорожный, морской, речной, трубопроводный транспорт, связь, нефте- и газодобыча, черная металлургия, оборонно-промышленные предприятия не следует подвергать риску денационализации≫.
 
 
 
 
Речи Егора ГАЙДАРА всегда умиляли Президента России но вызывали саркастический смех и возмущение экономиста-рыночника Руслана ХАСБУЛАТОВА 
 
 
 
 
 
Это не соответствовало стремлениям иностранного капитала и рождавшейся в стране отечественной буржуазии.  М. Д. Малей был отправлен в отставку,  председателем Госкомимущества России 6 ноября 1991 г. стал Чубайс. Приступив к разработке новой программы приватизации, он с самого начала использовал иностранных ≪экспертов≫.

Еще ≪в 1991 году... — пишет бывший генерал-лейтенант КГБ СССР Н. С. Леонов, — в США при Гарвардском университете был создан так называемый Институт международного развития, который и стал на долгие годы центром управления российскими процессами. Институт был создан в результате переговоров, которые вели Анатолий Чубайс, Егор Гайдар с российской стороны, и Андрей Шлейфер с Джефри Саксом — с американской≫.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
А. Б. Чубайс и его соратники пытаются создать видимость, будто бы они использовали иностранцев исключительно для отработки технических деталей. Ho  зарубежные советники предложили не только свою схему приватизации, но и все детали ≪реформ≫ и даже писали указы.


≪На самом деле, — пишет В. П. Полеванов, заменивший позднее А. Б. Чубайса на посту руководителя Госкомимущества,— концепция и весь сценарий приватизационной аферы разработали набившие руку специалисты из американской консультационной фирмы ≪Делойтт и Туш≫.  А Европейский банк реконструкции и развития подготовил ≪Руководство по приватизации≫, насчитывавшее 600 страниц.

Чубайс выступал за полную, обвальную приватизацию государственной собственности, за ≪приватизацию под нуль≫.  26 декабря 1991 г. предложения А. Б. Чубайса получили одобрение правительства, затем прошли через Президиум Верховного Совета и легли на стол президента. Осуществление ≪шоковой терапии≫ и начало приватизации привели к обострению отношений между президентом и парламентом, между Кремлем и Белым домом.

2 января 1992 г. началась так называемая ≪шоковая терапия≫. В первые же дни потребительские цены поднялись в 3,5 раза, но не стабилизировались, а продолжали расти. Между тем правительство сделало еще один шаг. ≪...Мы, пишет Е. Т. Гайдар, — временно отменили ограничения на импорт, установив нулевой импортный тариф≫ - Россия настежь распахнула свои двери для товарной интервенции.

Подобную меру Е. Гайдар объясняет стремлением ≪наполнить магазины≫. Но вот откровение одного из его partaigenosse  Сергея Борисовича Станкевича. Подчеркивая, что переход к рыночной экономике предполагает ≪первоначальное накопление капитала≫, он ставил вопрос: ≪Каким образом это накопление капитала может происходить в нашей стране?≫. И давал на него следующий ответ: ≪Только одним способом —ввозом потребительских товаров в страну из-за рубежа≫ и ≪реализацией их здесь за рубли с учетом гигантского разрыва курса рубля и доллара≫. Таким образом, ≪товарная интервенция≫ рассматривалась псевдореформаторами как средство ≪накопления капитала≫, после чего должна была последовать приватизация. Яснее некуда!!!

1 января 1992 г. на страницах ≪Российской газеты≫ появилась статья Р. И. Хасбулатова под названием ≪Уже в 1992 году вы увидите перемены к лучшему≫. Не прошло и двух недель, как оптимизм спикера сменился полным пессимизмом. 13-го на заседании Верховного Совета он выступил с критикой ≪шоковой терапии≫, а 15-го на страницах ≪Известий≫ заявил: ≪Уже можно предложить президенту сменить недееспособное правительство≫ .

Aналитический центр ельцинистов ≪РФ-политика≫, сотрудником которого был А. Урманов , забил тревогу. 22 января из его стен вышла записка ≪Номенклатурное подполье берет под контроль администрацию президента. Реформы под угрозой срыва≫.  23 февраля появилась записка ≪Номенклатурный реванш за фасадом антиноменклатурной революции≫. Оба документа призывали очистить органы власти от противников взятого правительством курса гайдарономики.

Поскольку платить по внешнему долгу Россия не могла, она попала под каблук Западa. Обещанные деньги должны были пойти на оплату импорта и погашение внешнего долга,  a за это требовалось выполнить ≪20 условий≫ Международного валютного фонда. В такой ситуации Р. И. Хасбулатов заявил, что Верховный Совет ≪возглавляет оппозицию ходу реформ≫. Одна за другой депутатские фракции стали требовать отставки правительства Б. Н. Ельцина.

6 апреля в Москве открылся VI съезд народных депутатов РФ. ≪Съезд, — пишет Б.Ельцин,— подготовил отрицательную резолюцию по оценке деятельности правительства≫. 11 апреля проект постановления с отрицательной оценкой деятельности правительства в области экономики был принят. "За» проголосовали 647 из 747 депутатов, против — 69.

15 июня Ельцин улетел в США  c программой приватизации. Вашингтон принял российского президента с особым почетом. 

1 июля 1992 Ельцин подписал указ о преобразовании всех государственных предприятий в акционерные общества открытого типа. Для его реализации был установлен срок —1 ноября 1992 г. Тогда же в соответствии с достигнутой в Вашингтоне договоренностью, Ельцин подписал постановления, которые способствовали развалу крупных предприятий и их банкротству.

14 августа 1992 появился указ ≪О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации≫, положивший начало так называемой ваучерной приватизации. B  1993-94  Ельцин собирался нанести по государственной собственности решающий удар и лишить государство командных высот в экономике.

Заканчивался ≪трудный год≫, перетерпеть который просил Ельцин, a обещанных благ не было. Если в 1991 г. Е. Гайдар заявлял, что отпущенные ≪в свободное плавание≫ цены вырастут в 3,5 раза, то к концу 1992 г. они увеличились, по официальным данным, в 26, по неофициальным, более чем в 30 раз. Неужели к концу 1991 г денежная масса в 26—30 раз превышала официальную стоимость товарной массы? Конечно нет.

≪Отпустив≫ цены в ≪свободное плавание≫, правительство бросилось накачивать рынок новыми денежными знаками. За 1992 г. стоимость отечественной валюты в обращении увеличилась с 263 до 1980 млрд. рублей, то есть примерно в 8 раз.

Это полностью подтверждает, что главный смысл ≪шоковой терапии≫ заключался не в переходе к свободным ценам, а в их искусственном повышении.

Зачем же нужно было создавать такую ситуацию?

Прежде всего, чтобы облегчить приxватизацию.

Стремясь радикально ускорить и упростить процесс приватизации, "реформаторы»  сознательно вели всю российскую экономику к тотальному банкротству.

C помощьюэтой политики правительство открывало двери валютной интервенции. Уже к концу 1992 г. стоимость иностранной валюты, обращавшейся в России, достигла 8 млрд. долларов.  Поскольку к этому времени за доллар давали 400 рублей, стоимость долларовой массы составила 3,2 трлн. рублей и превысила стоимость рублевой массы. Таким образом, уже к концу 1992 г. сложилась зависимость внутреннего рынка от иностранной валюты, a поскольку рыночный курс доллара был завышен более чем в три раза, получается, что правительство искусственно создавало эту зависимость.

Снимая таможенные барьеры для импорта, Е.Гайдар обещал изобилие. Действительно, пустые полки заполнились товарами, oднако стоимость импорта в 1992 г. по сравнению с 1991 (в сопоставимых ценах) не увеличилась, а сократилась, сократился и объем отечественного производства. Откуда же появилось ≪изобилие≫? Ответ прост. Под влиянием ≪шоковой терапии≫ уровень жизни населения упал в два раза и достиг уровня 1913 г. Следствием этого явилось снижение покупательной способности. Вот и весь секрет.Очереди исчезли не потому, что стало больше товаров, а потому, что люди стали меньше покупать.

Сокращение внешнеторгового товарооборота произошло и в других бывших советских республиках. ≪Если объем внешнеторгового оборота в 1990 г. составлял в СССР 210,7 млрд.долл., — констатировал в 1993 г. А. Вольский, — то в СНГ к 1991 г. в отношении стран дальнего зарубежья он сократился до 119,4 млрд. долл., а к 1993 г. — до 83,8 млрд. долл.≫.

Для иностранного капитала начавшаяся в 1992 г. экономическая интервенция (валютная и товарная) представляла собою один из способов завоевания российского рынка. "Pеформаторам» она была нужна, чтобы создать необходимые условия для приватизации государственной собственности. 

Поскольку вeсь 1992 г. положение в стране продолжало ухудшаться, происходила консолидация оппозиции. 1 марта 1992 состоялось совещание лидеров общественных организаций с целью создания единого фронта.Через полтора месяца в Краснодаре состоялось Всероссийское совещание руководства республик, краев областей и  национальных автономий. Оно высказалось против ≪дальнейшего ухудшения социально-экономического положения людей≫ и предложило осуществить ≪срочную корректировку экономической реформы≫.

29 июня были сформулированы 10 требований объединенной оппозиции: в том числе — лишение президента дополнительных полномочий, отставка правительства Гайдара, формирование правительства ≪национального доверия≫, отмена приватизации. 24 октября в Москве состоялся учредительный конгресс Фронта национального спасения (ФНС).

Накануне референдума 1993  Ельцин произвел кадровый маневр. Новым министром финансов стал близкий к команде Гайдара Борис Григорьевич Федоров, а новым вице-премьером и министром экономики — Олег Иванович Лобов. ≪В начале апреля 1993 года, — вспоминает А. Б. Чубайс, — мы получили еще …одного противника из лагеря отраслевиков: едва назначенный министром экономики, Олег Иванович Лобов попытался изменить положение вверенного ему министерства. Замысел его был прост и незамысловат: восстановить административные методы управления; в роли нового Госплана назначить— Минэкономики≫.

≪Став первым вице-премьером и министром экономики, —пишет о О. И. Лобове Б. Г. Федоров, — он тут же пошел в "лобовую" атаку на реформы, начиная с попытки поставить Минэкономики над всеми ведомствами, включая Минфин и кончая попытками остановить приватизацию≫.

Действия О. И. Лобова не были его личной инициативой. В начале апреля ≪к созданию коалиционного правительства и возрождению плановой экономики≫ призвал А. В. Руцкой, а ≪Верховный Совет подготовил постановление о полной отмене приватизации≫. Речь шла не о самой приватизации, а о той программe, которая была разработана А. Б. Чубайсом на 1993 г. Она действительно не получила поддержки. Парламент ограничился тем, что продлил на 1993 г. действие программы приватизации 1992 г.

Тем временем последовали ≪региональные бунты≫. В конце марта в Челябинский областной совет решил приостановить приватизацию на территории своей области. Вслед за ним в течение 10—15 суток приняли ≪решение о приостановке приватизации≫ еще несколько регионов: Архангельск, Брянск, Воронеж, Калмыкия, Кострома, Мурманск, Новосибирск, Ульяновск.

Передавая настроения тех дней, А. Б. Чубайс пишет: ≪...Я готовился к аресту всерьез и основательно, с уничтожением документов… Война шла на уничтожение. В кулуарах...не скрываясь, толковали о том, что камеры для нас уже готовятся. Более радикальные товарищи шли дальше: "Всех в Кремле за ноги развесим на деревьях"...

В июлe 1993 развернулась борьба вокруг вопроса о реформах. 20 июля была создана комиссия, подготовившая под руководством О. И. Лобова ≪Проект программы неотложных мер выхода России из экономического кризиса≫. В основу проекта легла идея о необходимости усиления государственноговмешательства в экономику.

Вопрос о необходимости корректировки правительственного курса получил поддержку как со стороны парламента, так и со стороны Российского союза промышленников и предпринимателей.

Его лидеры А. П. Владиславлев и А. И. Вольский выступили на страницах печати с публикациями: ≪Пора менять вектор реформ≫. В ответ на это член Президентского совета Александр Яковлевич Лившиц выступил на страницах ≪Известий≫ со статьей ≪Министерский план ≪спасения экономики≫ может поставить крест на реформах≫. Проекту программы О. И. Лобова была противопоставлена программа экономических реформ, подготовленная под руководством Евгения Григорьевича Ясина.

6 августа состоялось заседание правительства. Программа Е. Г. Ясина получила одобрение, oднако в созданную для ее доработки комиссию В. С. Черномырдин включил не только А. Б. Чубайса, но и О. И. Лобова. Это означало продолжение борьбы.

После заседания правительства 6 августа, А. Б. Чубайс передал Ельцину письмо о необходимости серьезных кадровых перемен. Речь шла об отставке О. И. Лобова. Б. Г. Федоров предложил ликвидировать  Министерство экономики, а также представил в правительство записку ≪О критическом финансовом положении и судьбе реформ в России≫. О. И. Лобов не сдавался. 30 августа, когда В. С. Черномырдин был в США, он представил Ельцину записку ≪Об экономической ситуации в стране и необходимых мерах по ее стабилизации≫. В этой записке он предложил пересмотреть условия приватизации. О. И. Лобов выступил против бесплатной, ≪народной приватизации≫, предложил сократить ее с 80 до 30 процентов, индексировать основные фонды в 100—150 раз, а цены ваучера в 25 раз. Резолюция Ельцина гласила: ≪Принципиально поддерживаю высказанные предложения. Прошу в 10-дневный срок представить проект указа≫. Ho 10 сентября МВФ прямо заявил, что Москва может рассчитывать на кредиты только в том случае, если вернется ≪на путь экономических реформ≫.

 
 В таких условиях Ельцин сделал выбор в пользу A. Б. Чубайса. 11 сентября он аннулировал свою резолюцию от 30 августа на записке О. И. Лобова, затем освободил его от обязанностей первого вице-премьера и министра экономики и перевел на должность секретаря Совета безопасности. Освободившееся кресло вице-премьера занял Гайдар.
 
С самого начала своей работы c 1991 гайдаровская часть правительства не была настроена на сотрудничество с парламентом.