Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Вторник, 30.04.2024
Главная » 2013 » Июль » 25 » Застойная безработица. Анкета и интервью в изучении застойной безработицы
09:15
Застойная безработица. Анкета и интервью в изучении застойной безработицы
Продолжение
 
3.2. Анкета и интервью в изучении застойной безработицы

Социологический опрос (производимый в основном с помощью опросных листов, анкет) служит тому, что на основании мнения нескольких сотен людей можно будет с достаточной точностью судить о мнении тысяч и миллионов, переходить от качественного описания к количественным параметрам, строить модели и т.п. Но это все возможности, лежащие за пределами данной работы. Возможности, границы и техника опросов зависит от способа их проведения и от назначения. В социологическом исследовании можно описать среднестатистического человека. При помощи количественных распределений ответов на опросы исследователь, используя методы статистического, класторного и других анализов выявит среднетипическое мнение групп людей. Так наука социология стремится к отражению объективной  реальности сообразным ей способом. Она имеет дело с поведением  больших масс людей, способна обнаружить индивидуальные различия людей, носящие систематический характер, обобщить их, освободиться от случайного, выделить устойчивые свойства социального явления или процесса.

Анкета и интервью.

Это два  основных инструмента опроса, которые в нашем случае меняются местами в своем главенстве от этапа социального обследования к этапу социологическому.

  Чтобы понять сходство и различие этих инструментов, необходимо обратить внимание на три компоненты: текст и его форму, вопросы и область применения в исследовании той или иной реалии. Существует искусство вопросы задавать. Правильно сформулированный вопрос позволяет выявить интересующие сведения с высокой степенью надежности. В нашем случае в интервью использовались открытые, свободные вопросы-ответы, исследователь, будь то автор, или журналист,  выводил респондента на поток сознания.

Интервью ( англ. "inter-view” -"беседа”, "встреча”) предполагает взаимный обмен мнениями во время  наблюдения.  Исследователь уже знает точку зрения респондента, знает взгляды, мнение человека, у которого берет интервью. Но беседу, диалог в прямом смысле нельзя назвать тем, что мы понимаем под интервью, поскольку они носят случайный характер. Интервью же является сознательно запланированным мероприятием.  Мы  использовали свободное интервью, не регламентированное темой и формой беседы, диагностическое по характеру, часто применяется в психиатрии и психоанализе с целью  глубже узнать мотивы поведения, черты и тип личность, характера. В таких интервью важны и тон, и запинки, оговорки и другие черты, которые выявляются специфическим языком жестов.

   Совсем иначе выглядит анкета. Анкета  в сжатый срок дает эскиз общественного, коллективного  мнения. Здесь выявляются сведения  на основании опроса нескольких тысяч человек. Интервью же индивидуалистический продукт, обеспечивающий исследователя подробнейшей информацией. Это не массовый метод обследования, это дополнение к анкете на предшествующем ей этапе в нашем варианте. Оно  служит средством выявления  деталей для  получения  информации с помощью анкеты.

   Характерная черта интервью - доверительная обстановка разговора. Анкета же  безличный документ. Она дает статистически средние данные по выборке. Интервью глубоко персонально. В зависимости от сказанного респондентом исследователь в ходе беседы может направлять разговор, задавая все  новые и новые вопросы, выясняя подробности, что в анкете сделать проблематично.

   Интервью не сразу было признано социологическим инструментом. Признание его как исследовательского метода произошло после знаменитых Хоторнских экспериментов, состоявшихся в США в 1927-32гг (3). Группа гарвардских психологов во главе с Элтоном Мэйо опросила 20 000 респондентов, целью интервью были скрытые факты трудового поведения. Интервью, применяемое и в рекогносцировке, и на завершающем этапе социологического исследования, является поисковым инструментом, а анкета  служит средством доказательства гипотез, так как по содержанию  анкета касается самых разных  тем, ценностей, мотивов, мнений, интересов, условий, содержаний, характера. С ее помощью проверяют достоверность данных, полученных другими методами. Она позволяет делать статистическое описание, математическую формализацию структуры мнений и т.п. Назначение анкеты - предоставлять количественные показатели для дальнейшей статистической обработки и моделирования.

   Между интервьюированием и анкетированием находится процедура операционализации.  Операционализация - средство связи между понятием и явлением в социальном мире. Пусть исследователь в связи с рельсовыми забастовками угольщиков хочет выявить картину общественного мнения на этот счет в собственном отдельно взятом городе. Он спланировал выборку и приступил к составлению анкеты. Для этого он пытается превратить  газетно-журнальные тексты в вопросы анкеты. На первый взгляд это  кажется простой операцией.  На деле это не так. Формулировка базисной части вопроса о забастовке  трудности не представляет. Она может иметь вид: ”В прессе высказываются разные мнения в отношении забастовок. А какой позиции придерживаетесь Вы лично?”. Далее можно дать перечень суждений, которые тоже даны в газетах. Желательно проанализировать побольше публикаций, чтобы представить весь спектр мнений, в том числе полярных. Когда обнаружится, что суждения в прессе начинают повторяться, поиск стоит завершить, так как срабатывает закон нормального распределения.  Теперь начинается этап обобщения, логического анализа, сжатия информации.  Это уже собственно  этап составления анкеты.

   Для продумывания формулировки вопросов потребуется до 50% времени, отведенного на исследование. Роль исходных принципов необычайно важна. От них зависит возможность правильной интерпретации полученных результатов. Даже самые простые вопросы требуют тщательной проработки. Не достаточно спросить "Удовлетворены ли Вы своей работой?”, так как важно знать, что скрывается за термином "работа”. Ведь это может быть профессия, должность, рабочее место, цех, предприятие или способ дополнительного заработка. И что есть "удовлетворен”?. Что за этим стоит: заработок, отношение в коллективе, градуированность рабочего места, социальные преимущества, психологический климат или нечто иное?  На подобные вопросы надо ответить прежде, чем задавать вопрос респонденту. Вопрос в социологическом опросе - это исследовательский инструмент и каждое слово должно  однозначно передавать смыслы. В ситуации , когда все ракурсы смещены, когда социальное время течет быстро (в короткий срок происходит много событий), когда мир состоит из обрывков цитат разных  культур и разных пониманий, в ситуации, именуемой постмодернизмом, достижение этого - чистое искусство.

   Мы рассуждаем о самом общем социологическом исследовании, так как говорим о  применимости  метода интервью и его сопряженности с анкетированием. В зависимости же от целей социологического исследования респондент может заполнять данную анкету либо один раз, либо с определенной частотой через данные интервалы времени. Это уже мониторинг. Он может применяться для изучения изменения соотнесения человеком перспективы долгосрочного, среднесрочного, ближайшего планирования, так как в ходе  трансформаций нашего общества происходят множественные разноплановые одновременные и противоречивые процессы. Нестабильность занятости,  как видно в  интервью, остро ставит проблему приверженности профессии и профессиональной деформации личности. Нарушена система целеполагания - личностная регуляция у человека долгосрочный установок - показатель того, насколько личность управляет  своей жизнью.  

Линейно-функциональная структура советского общества ранее требовала требовала продвижения "по вертикали”. За 70 лет СССР сложились социальные пласты. Сегодня, в период слома особую роль играет социальная мобильность. Характер вертикальной и горизонтальной мобильности в новых экономических условиях показывает тренд развития общества. Социальные передвижения интенсивны в эпохи трансформаций, их невозможно изучать только материалами интервью. Поэтому появляется тест, анкета,  качественные наблюдения переходят в количественные.

     Менталитет профессионалов и инженеров сложился в условиях не рыночной организации, жившей по своим внутренним законам. Увольнения, добровольный уход из-за мизерной и нерегулярной зарплаты, бесперспективности высококвалифицированных специалистов, их переход на менее квалифицированную, но оплачиваемую работу (что вообще характерно для бюджетной интеллигенции) - чреваты утратой интеллектуального потенциала страны. Сегодня они занимаются деятельностью, далекой от профессии, идет потеря навыков и квалификации. И для изучения этого явления применимы больше качественные методы (case-study, фокус-группы: фокусированное и глубинное интервью). Потом  строится  анкета, используется биографический метод, чтобы понять мотивы выбора жизненных стратегий.

   Разложение общества обостряет проблему самоактивности и самодостаточности индивида и социально-профессиональной группы. В обществе вертикального продвижения СССР было востребовано целеполагание в соответствии с иерархией и нормами. Теперь наличие множественной пространственной локализации небольших структурных единиц с двойной идентификацией как с отраслью, так и с местным рынком труда (промышленность, торговля) и ограниченными возможностями передвижения специалиста внутри них. Происходит изменение отношения к профессии в пользу вакансии на рынке труда из-за ее практической прибыльности.  Инверсия в оплате труда ведет к инверсии стимулов.

   Иногда на однородных мини-группах уместно тестирование. С помощью теста можно изучать профессионально-должностную роль и личную активность. Личность фиксируется через систему ее социальных ролей. Для начала поможет тест "кто я” с перебором ролей в производственно-профессиональной, должностной и функциональной (начальник, руководитель, диспетчер, мастер, подчиненный), общественно-политической ипостасях.  Специалист всегда включен в широкий спектр ролей.

   Можно изучать возрастно-ролевые ожидания - нормы и требования к индивидам определенного возраста, с включением в круг определенных ролей, соотносящихся с данным возрастом социальным статусом, находить зависимость профессионального продвижения специалиста  от уровня образования и возраста, что включает должностной статус, стаж в должности, количество смененных мест работы, количество смененных должностей. Ответы на такие анкеты можно затем ранжировать и выявлять особенность ролевого репертуара в связи с  поселенческим статусом и социальным полом.

   Еще один аспект - изучение социально-дивиантных отклонений. Причин криминализации. Всплывает проблема неформальных зарплат, задолженностей в оплате труда. Все это создает институциональные ловушки в российской экономике. Они становятся некоторой нормой, которая не обеспечивает макроэкономический эффект, но на микроуровне дает локальную эффективность для индивидуума. Дальнейшее направление социально-экономических работ, к примеру,  можно направить по пути изучения динамики этого явления, можно посмотреть, за счет чего эти нормы возникают, каковы пласты институтов, сопутствующих этому, законы, практика. Можно посмотреть, как эти институты отражены на уровне системных ценностей субъекта.

  В заключении  попытаемся охарактеризовать область применения  анкетирования и показать все многообразие задач, решаемых с помощью анкетных замеров:

   Социология - наука, изучающая отношения между большими группами людей, занимающих различное положение в обществе, принимающих неодинаковое участие в экономической, социальной, политической жизни, различающихся по доходам, структуре потребления, качеством и стилем жизни, структурой ценностных ориентаций, мотивов и типов поведения.

   Прикладная социология - область знания, использующая совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на технической применение, достижение реального социального эффекта.  В США такую социологию называют "проблемно ориентированной”, "ориентированной на клиента” (заказчика, которым может быть фирма, государство), в отличие от "академической социологии” как фундаментальной, базисной науки, "ориентированной на дисциплину”, прирост знания. В прикладной социологии проявляется яркая ориентация на практическую пользу.  Здесь другие оценки конечного результата. Исследования прикладного характера часто ангажированы. Продукт такой работы - социоинженерные проекты, системы управленческих решений, практические рекомендации. В американской социологии в зависимости от метода, которым оперирует социолог, различают социальных инженеров и клиническую социологию. Инженер-социолог пользуется маломасштабными дешевыми опросами, серией полевых экспериментов, планированием, дизайном,  разрабатывает проекты социальной перестройки небольших сообществ (скажем организация клуба ищущих работу). Задача клинического социолога - поставить диагноз, предложить альтернативу, проконсультировать и наметить терапевтический метод.  И во всех случаях анкета - незаменимый инструмент диагностики и испытания.

Прикладная область часто развивается за счет собственных теоретико-методологических инноваций. Социальной инженерией занимаются  службы социального развития. Полученные результаты оформляются в научном отчете в виде процентных распределений, эмпирических закономерностей и обобщаются в систему практических рекомендаций.  Если социальный клинист чаще всего использует глубинное интервью и нестандартные методы анализа, то социоинженер ограничивается статистической информацией, выборочными опросами,  полагаясь на здравый смысл и традиционные технологии обследования. Заказчика же интересует не столько научная истина, сколько практическая выгода. И все эти сложные вопросы можно решить на базе сочетания применения анкет и интервью.

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В работе показаны широчайшие возможности метода интервью в изучении явления хронической безработицы. Мы видим, что потеря работы сказывается на конкретных людских судьбах, но еще большие издержки несет само общество, допускающее подобную безработицу, поэтому у экономистов заметна аксеологическая смена в теоретической базе с концепций фактора труда, игнорирующего опыт, квалификацию, образование на концепцию человеческого капитала. Все чаще говорят, что тейлористский метод  устарел в эру компьютеров и множественности профессий, наблюдается эволюция представлений о функционировании рынка труда. Так , Ален Шевалье предлагает все богатство, включая человеческие ресурсы, отражать в таблице с двумя входами:  актив (применение) - пассив                                         (ресурсы)(20). Если следовать материалам интервью, приведенным в работе, застойная безработица влечет диссипацию ресурсов. Баланс должен достигаться в возрастном срезе: молодежь-потенциал общества, старики - его память, в профессиях, в иерархических уровнях. Квалификация и полученные дипломы должны быть тесно увязаны между собой, это дает синергетический эффект, даже если такое соотношение не учитывает профессиональный опыт и непрерывность обучения, иначе возникают институциональные ловушки и от этого проиграет все общество. Абсурдна сама привязка к полу, возрасту. Это может быть только вне трудовой сферы.

    Национальные традиции сказываются на рынок труда. В большинстве культур закреплено преимущество мужчин. Коллективной ценностью может оказаться иерархия и страх незащищенности, что мы видим в феномене "бригад” в русской культуре в среде низшего ранга. За этим стоит  и привычка жить вместе, и попытка сделать для "своих” больше, чем для "чужих”. В США же доминирует "справедливый обмен”, унаследованный от идеалов добропорядочных торговцев. За такими моментами стоит стиль жизни людей. Разумно бы было посмотреть "социо-стили” разных групп сообщества, ожидаемое поведение в период их безработицы, но это нами не сделано. Стиль жизни человека (консерватор, либерал, предприимчивый или дилетант, стяжатель, морализатор), выделенный на схеме социо-стилей, позволил бы выделить еще и полюса менталитетов. В целом изучение застойной безработицы - это творческое поле экспериментов над человеческой прочностью.

                                               ГЛОССАРИЙ

Анкета - размноженный на машинке или типографским способом опросный лист, содержащий определенным образом упорядоченную совокупность вопросов, адресованных респондентам

аттитюда - относительно устойчивая система убеждений людей относительно какого-то объекта, завершающейся оценкой этого объекта

Валидность - стоимость. Показатель того, насколько точно метод измеряет требуемые свойства

Закон больших чисел - гласит, что совокупное действие большого числа случайных факторов, причин, условий, приводит к результатам,не зависящим от случая

Идентичность - способ отождествления индивида с реальной или воображаемой группой, процесс интериоризации социальных ролей, стандартов поведения, основанных на их воспроизведении, копировании, понимании себя, значение, которое субъект присваивает себе и которое друге приписывают ему. Социальная идентичность рациональна и рефлексивна по своей природе, служит источником мотиваций. Процесс идентичности предполагает наличие психологической близости, близости смысловых картин мира. Отсюда проистекают социально-типические свойства личности.

Интервью - целенаправленная беседа, способ получения информации с помощью устного опроса, в которой исследователь знает позицию, взгляды, мнения человека, у которого берет информацию

Исследователь - лицо, задающее в опросе вопросы и проводящее исследование

Респондент - в социологическом опросе лицо, отвечающее на вопросы

Синтетический феномен культуры - феномен с высокой упорядоченностью идеального тела (ментальности, психологической структуры базовой личности, высокая упорядоченность явленного, феноменологического поля культуры, способность к саморазвитию,  способность к интегрированию инородных включений, высокая агрессивность. базирующаяся на качественных преимуществах, тенденция к последующему разложению синкрезы, т.е. исторической динамике

Социальная система - относительно жестко связанная совокупность элементов

Социальное развитие - переход социальной системы из одного состояния в другое в результате происходящих в обществе социальных процессов, если он означает сдвиг или изменение

Социальный процесс - серия социальных явлений, связанных между собой структурными или причинными (функциональными) зависимостями

Социальное явление - отдельное, случайное проявление взаимодействия людей 

Социологическое исследование - исследование части для описания целого, исследование генеральной совокупности (популяции) на основании спланированного обследования, репрезентативной выборки.

Статистический факт - типическая сводная числовая характеристика, полученная в ходе массового наблюдения



                                       Список литературы и интервью

1. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала.-С.-Петербург,1996.-139с.

2. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и  России.

   - (Центр ИЭР-МГУ) М.: ИНФРА-М,1995.-сс.226-240

3.Делянин А.А. Современный рынок труда в России //Материалы науч. конф. "Ломоносовские

   чтения-1998”.-М.:Теис, 1998.-сс.80-82

4.Белов Д.В.,Шереметьев И.К. "Неформальный "сектор: пережиток прошлого или феномен

   развитии?  // Латинская Америка.-М.,1990.-№7

5.Мауэр Г. Без работы (история безработных из первых уст).М.:Прогресс,1986.-318с.

6. ЯковенкоИ.Г Проблема научного метода в цивилизационных исследованиях//Цивилизационные

   исследования (отв. ред. Коваль Б.И.).-М.,ИЛА РАН,1996.- сс.233-243

7.Жизненный путь и профессиональная карьера специалиста (анализ 700 анкет).-Кишенев, ИПФ

  "Центральная типография”, 1997г.-192с.

8.Орлов А.С. Социально-политические очерки о среднем классе (сер. Социология) вып.6,

   Аналитические издании я ЦКСИиМ, КСБР, 1994г.-79с.

9. Рощин С.Ю.Занятость женщин в переходной экономике.-М.:Теис.-1996.-134с.

10 Калабихина И.Социальный пол и проблемы населения.-М.:Менеджер.1995г.-149с.

11.Рынок труда и карьера//Мир вакансий, 1998,20 апреля

12.Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике // Аналитическое обозрение центра комплексных

    социальных исследований и маркетинга .- М.: ЦКСИиМ, КСБР.- серия экономики, 1995г.-64с.

13 Журавлева И.В. Особенности интервью как разновидности метода опроса //Методы сбора

    информации в социологических исследованиях.М.1990г.-Кн.1

14.Кравченко А.И. Социология (справочное пособие для студентов и преподавателей).-

   М.: ”Московский Лицей”.-1996г.-367с.

15. Маслова О.М. Исторический очерк становления метода опроса //Методы сбора информации

   социологических исследованиях.-М.-1990г.-Кн.1.

16. Седов А.В., Кротов Т.Н., Шмаков В.Д. Методы сбора, обработки и анализа социальной

   информации: Лекции по курсу "Методика социологических исследований”.-Л.-1984г.

17.Темиров Н.С. Анкетирование без анкет//Социологические исследования.-1992.-№12.

18. Ядов. В.А Стратегия социологического исследования.-М.:Добросвет,1998.-595с.

19.Гржебин А.Экономическая политика,или преодоление трудностей.-М.:Терра,1997.-239с.

20. Жан Марк де Галль. Управление людскими ресурсами.-М.: Конкорд,1995.-.128с.

21. Беляева Л.А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса

    //Социологические исследования, 1993.-№10.-сс.13-23

                                   интервью

В.Романов. Подранки на асфальте.//Век,1999.- №3.-с.12

И.Гамаюнов.Ночная бабочка с Тверской//Век,1999.-№13.-с.12

А.Курчаткин. Грусный кайф юнцов из Клинцов//Век,1999.- №14.-с.10

Т.Александрова (член псих.об-ва Триумф) Дайте срок поменьше, мне недолго осталось

    жить//Век,1999.-№8.- с.11

Н.Федорова. Героиновая пыль по дороге в никуда//Век,1999.- №14.-с.10

И.Муравьева. Не берут в космонавты - не надо. Вчерашние двоечники зарабатывают больше своих

    учителей//Век,1998.-№20.-с. 10

А Полунин. Их пор-р-рядок. Признание баркашовца// Век, 1999.-№6.-с.12

С.Ганьжин. Профессия на грани срыва//Век,1998.-№41.-с.10

А.Музычук. Осторожно, работа//Работа и досуг,1998.-№2.- с.6.

Б.Кагорлицкий. Новое поколение бросает дипломы//Век,1998.-№23.-с.12

А.Рубинов. Как вас теперь отыскать Есть фирмы, которые не хотят светиться в адресных

    книгах//Век,1998.-№43.-с.8

А.Измайлов.Грех по прейскуранту. На смену телефонным барышням пришли телефонные

    бандрши//Век,1998.-№23.-с.12

М.Белова. Как нынче зарабаттывают студенты и не студенты //Москосвкая студенческая

     газета,1998.-№7(17) 17-23 июня

Н.Климова.Безработный широкого профиля//Век, 1999.-№6.-с.12

Цена женской карьеры. Человек и карьера. 11 апреля 1999г.

Г. Павлов (руководитель ТРИЗА, инт взяла И. Жеребкина) . Люди с собесовскими настроениями

    обречены на поражение на рынке труда//Человек и карьера,1994.- №3.- с.8

Э. Слепаков. Феликс! Выйди из бизнеса(русская диаспора в США не готова стать гидом по бывшей

    родине)//Век,1998.-№ 34.-с.10

Е. Леоненко. Испытательный срок//Мы. Диалог женщин. Международный женский журнал, 1998,

    №6 (22).-сс 36-38

Работа ищет человека//Деловая Мросква.-1998.-№17.-с.12

Н. Саморукова.Триллер без крови (беременность -подруга безработице)//Век,1999.-№11.- с.10

Н.Саморукова. Были маевки, теперь маета //Век,1999.-№17с.1

А.Аннин. На хлеб насущный (люди распродают последние семейные драгоценности)//Век,1999.-

   №14.-с.10

Н.В. Паринова (эксперт по персоналу). Рекрутмент в России. Проблемы и перспективы

   //Приглашаем на работу,1997.-№19, 22 марта.-с.74

В.В. Оськин ("Агенство Контакт”)  Работа и карьера в условиях кризиса. //Приглашаем на

   работу,1997.-№19, 22 марта.-сс.68-71

И. Бабаев Кустари страну не накормят//Век,1998.-№33.-с.6

Е.Глебова. Банкиры потянулись на биржу труда (однако им придется встать в очередь вслед за

   бухгалтерами)//Известия, 4 сентября 1998.

Б.Бронштейн. Сильнейший удар по среднему классу//Известия, снтябрь 1998.

О. Носкович. Урок среднему классу//Век,1999.-№2.-с.12

Н. Цымайло. Коробейники в электричке//Бизнес для всех,1997.-№8(211)апр.- сс.3-4

Е. Бычкова. Грозит ли нам безработица//Аргкменты и факты,1998.-№36(270) cентябрь

С.Седун. 40-летние (проблема трудоустройства)//Работа и досуг,1997.-2-5 янв.-с.2

В.Тарасов (начальник управления занятоси населения)В путь-дорогу от безработицы //Подольский

   рабочий,1998.-23 апр.-с.4

На переднем крае борьба с безработицей//Ваш шанс.-Подольск,1999.-№7.-15 апраля.-с.3

Рынку труда цивилизованные формы (по мат. заседания коллегии префекттуры ЮЗАО)//Юго-

  Западный округ,1997.-№6.-октябрь.- с.4

М.Гельман. Безработица: вместо производства имитация занятости//Правда, 1997.-26 марта.-№43

  (218).-сс.1-2

Е.Мельникова. Если ты умный, почему бедный (обученная голова-надежный источник дохода?) 

   //Век, 1998.-№14.-с.12

Три вакансии на одного безработного, но устраиивается только каждый десятый (интервью с

   начальником отдела информиции комитета труда и занятости г.Москвы А.Гринберг)//Век,1998.-

   №14.-с.12

М. Лазарев. Безработный? Миллионер...//Век,1997, №17.-с.1

Ю. Георгиев. Вслед за выживанием -жить //Мы и мир (психологическая газета),1998.- №6 (17), с. 6

В.Намера. Люди на помойках//Век,1998.-№22.-12с.

А.Аннин. Физик-могильщик,историк-водила)//Век,1999.-№17.-с.12

А. Обухов. Ваше терпение просто убивает  //Век,1999.- №9.-с.8

Оборина Д.В.Как найти работу в Москве.-М:Континет-пресс,1997.--60с.

В.А Поляков Как найти работу в новой России

В.А.Поляков.Технология карьеры

Я.Мейтленд.Как устроиться на работу

Роберт М.Хошейзер.Действуй - и найдешь работу.-М:Филинъ.-1996.-.216с.



22. Голенкова З.Т. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации

    //Социологические исследования ,1996.-.№8.-сс.12-17

23. Черныш М.В. Социальная мобильность в 1993гг//Социологический журнал, 1994.-№2.-сс..38-47

24.Хиюрюнен Н.П. Некоторые проблемы лонгитюдного исследования жизненного пути и

    профессиональной карьеры //Психология жизни и образа жизни.-М.,1987.-сс.166-172

25.Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе //Социологический журнал,1994.-

    №1.-сс.5-12

26.Гордон Л.А.Четыре рода бедности в современной России //Социологический журнал,1994.№4.-

   сс18-36

27.Чернина Н.В.Социальные проблемы безработных//Социалогические исследования.1996.№11.с.92

28. Безгребельная И., Кондратьева О. Женская безработица. Новые аспекты//Человек и труд,

   1995.-№4.- сс.11-13

29. Бодрова В.В. Положение женщин на рынке труда //Женщины в реформируемой экономике. 

    ИЭ РАН,Центр исследований рынка труда.М.,1995.-сс.40-56

30. Куприянова З.В. Вторичная занятость//Экономические и социальные перемены: мониторинг

общественного мнения,1993.- №4.- ВЦИОМ.-сс.27-30

31. Сергеева Г.П. Профессиональная занятость женщин: проблемы и перспективы.-

     М.:Экономика,1987

В.Романов. Подранки на асфальте.//Век,1999.- №3.-с.12

И.Гамаюнов.Ночная бабочка с Тверской//Век,1999.-№13.-с.12

А.Курчаткин. Грусный кайф юнцов из Клинцов//Век,1999.- №14.-с.10
Категория: Cоциология | Просмотров: 2860 | Добавил: rostowskaja