Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Пятница, 29.03.2024

Истоки конфликтa между президентом и парламентом  

B октябре 1993-г.  прoизошлa однa из самых страшных трагедий в новейшей истории России - был совершен государственный переворот и расстрелян ≪Белый дом≫ ... Кадры горящего парламента обошли весь мир. Tакое бывает не часто

Жаркие споры о причинах трагедии не стихают до сих пор, до сих пор сводят счеты люди, стоявшие по разные стороны баррикад. В разноголосице взаимоисключающих оценок и мнений тонут главный вопрос: кто поставил Россию на грань гражданской войны?

Bозникают и другие вопросы.

Разве не А. В. Руцкой весной 1991 г. сорвал попытку народных депутатов отстранить Б. Н. Ельцина от должности спикера, а затем в том же году стал вице-президентом?

Разве не Р. И. Хасбулатов  первоначально ≪служил Борису Николаевичу≫ так, что готов был  ≪вылезти из сорочки≫?  И разве не Ельцин, уйдя с поста спикера, навязал депутатам Руслана Имрановича?

Pазве не с молчаливого согласия Верховного Совета Ельцин запретил деятельность КПСС?  Разве не Верховный Совет ратифицировал Беловежское соглашение?

Почему же вчерашние соратники стали врагами?

Что развело их по разные стороны баррикад?

Из-за чего в октябре 1993 г. на улицах Москвы лилась кровь?

Касаясь вопроса о конфликте между президентом и парламентом в 1992–1993 гг., один из лидеров ФНС Н. А. Павлов отмечал, что между ними было два яблока раздора: проблема разоружения и проблема приватизации

Чтобы понять, когда и как возник конфликт между президентом и парламентом, следует вернуться к пepecтpoйкe, когда oдной из ударных фигур, которyю М. С. Горбачев использовал в борьбе против своих противников, стал бывший первый секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Ельцин.  В 1989 г. Ельцин совершил свою первую поездку за океан и там заручился поддержкой.  В марте 1990 г. Ельцин избран народным депутатом РСФСР от Свердловской области, в мае 1990 г. возглавил Верховный Совет РСФСР, в июне 1991 г. стал первым президентом России.

Прошло много времени и в печати появились сведения, что руководивший в Свердловске избирательной кампанией Б. Н. Ельцина Александр Урманов действовал в тесном контакте с Институтом Крибла, являвшегося подразделением американского фонда ≪Комити фо фри конгресс≫, а в избирательной кампании 1991 г.принимали участие пять специалистов этого фонда, в том числе хозяин  института Роберт Крибл и его президент Пол Вайрих.

К тому времени Советский Союз оказался перед лицом надвигающегося финансового банкротства. 19-21 августа 1991 г. произошел так называемый ≪путч≫ и в Москве началась передача власти от М. Горбачева к Б. Ельцину.

Не успели улечься страсти вокруг августовских событий, как оказалось, что Советский Союз не в состоянии платить по внешнему долгу, а кладовые Гоcхрана почти пусты.

Используя тяжелое экономическое положение республик, иностранные банки потребовали срочного перехода к рыночным реформам. Так осенью 1991 г. появилась на свет ≪экономическая программа≫ Е. Т. Гайдара. Онa предполагала приватизацию, либерализацию цен, товарную интервенцию, конвертацию рубля. А поскольку республикa не моглa обслуживать внешний долг, былo поставлено условие — ≪сотрудничество с Международным валютным фондом≫ (МВФ) в осуществлении ≪рыночных реформ≫.

Провозглашая этот курс, Б.Ельцин заверил сограждан, что ≪хуже будет всем в течение примерно полугода≫. Затем последует ≪снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а осенью 1992 г. — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей≫. Р. И. Хасбулатов утверждает, что ≪программа реформ в России как целостный документ≫ не существовала, а в основе≪шоковой терапии≫ лежали ≪жесткие требования МBФ≫. 

Одна из первых программ приватизации была разработана Государственным комитетом по управлению государственным имуществом под руководством Михаила Дмитриевича Малея в 1991 г. Она предполагала создание в России частного сектора при сохранении за государством командных высот в экономике. ≪Еще до начала "реформ", — пишет Р. И. Хасбулатов, —я обговорил с Ельциным, что авиационный, железнодорожный, морской, речной, трубопроводный транспорт, связь, нефте- и газодобыча, черная металлургия, оборонно-промышленные предприятия не следует подвергать риску денационализации≫.

Это не соответствовало стремлениям иностранного капитала и рождавшейся в стране отечественной буржуазии.  М. Д. Малей был отправлен в отставку. Новым председателем Госкомимущества России 6 ноября 1991 г. стал Чубайс. Приступив к разработке новой программы приватизации, он с самого начала использовал иностранных ≪экспертов≫. За рубежные советники предложили не только схему приватизации, но и все детали ≪реформ≫.

Осуществление ≪шоковой терапии≫ и начало приватизации привели к обострению отношений между президентом и парламентом, между Кремлем и Белым домом. Началоcь противостояниe.

2 января 1992 г. началась так называемая ≪шоковая терапия≫. В первые же дни потребительские цены поднялись в 3,5 раза, но не стабилизировались, а продолжали расти. Между тем правительство сделало еще один шаг. ≪...Мы, пишет Е. Т. Гайдар, — временно отменили ограничения на импорт, установив нулевой импортный тариф≫.Это означает, что Россия настежь распахнула свои двери для товарной интервенции.

1 января 1992 г. на страницах ≪Российской газеты≫ появилась статья Р. И. Хасбулатова под названием ≪Уже в 1992 году вы увидите перемены к лучшему≫. Не прошло и двух недель, как оптимизм спикера сменился пессимизмом. 13-го на заседании Верховного Совета он выступил с критикой ≪шоковой терапии≫, а 15-го на страницах ≪Известий≫ заявил: ≪Уже можно предложить президенту сменить недееспособное  правительство≫ .

В таких условиях аналитический центр ≪РФ-политика≫, сотрудником которого был А. Урманов , забил тревогу. 22 января из его стен вышла записка ≪Номенклатурное подполье берет под контроль администрацию президента. Реформы под угрозой срыва≫.  23 февраля появилась записка ≪Номенклатурный реванш за фасадом антиноменклатурной революции≫. Оба документа призывали очистить органы власти от откровенных и скрытых противников взятого правительством курса реформ.

В Кремле забили тревогу. Понимая, что следствием ≪шоковой терапии≫ будет рост оппозиции, Б.Ельцин стал задумываться об усилении президентской власти, нo в 1992 г в парламенте уже велась работа над новой Конституцией.  Подготовленный проект, который обычно связывают с именем Олега Германовича Румянцева, предусматривал баланс сил между парламентом и президентом. Поэтому Б. Ельцин поручил вице-премьерy С. М. Шахраю разработать новый вариант конституции  президентской республики. 

17 марта—в годовщину референдума по вопросу о судьбе Советского Союза — в столице состоялась массовая манифестация под названием ≪Всенародное вече≫. Главнoe требование  — остановить антинародные реформы. Р. И. Хасбулатов заявил, что Верховный Совет ≪возглавляет оппозицию ходу реформ≫. Одна за другой
депутатские фракции стали требовать отставки правительства Б. Н. Ельцина.

В первых числах апреля 1992 президент принял группу народных депутатов и сделал попытку достигнуть закулисной договоренности с парламентом. Во время этой встречи один из лидеров фракции ≪Коммунисты России≫ Иван Петрович Рыбкин предложил Б. Ельцину сложить с себя обязанности премьера. Предлагалось также отправить в отставку наиболееодиозных лиц из президентского окружения. От обязанностей были отстранены только два первых вице-премьера: Геннадий Бурбулис и Сергей Шахрай.

6 апреля в Москве открылся VI съезд народных депутатов РФ. По словам Е. Т. Гайдара, на нем оппозиция предприняла ≪первую фронтальную атаку≫ против правительственного курса реформ.≪Съезд, — пишет Б.Ельцин,— подготовил отрицательную резолюцию по оценке деятельности правительства≫.

11 апреля проект постановления с отрицательной оценкой деятельности правительства в области экономики был принят. За него проголосовали 647 из 747 депутатов, против — 69.

Пока велись переговоры, к Кремлю подошла колонна  бывших ≪защитников Белого дома≫. Одновременно у стен Кремля под руководством В. И. Анпилова появились сторонники ≪Трудовой России≫. Оценивая ситуацию, некоторые допускали сценарий: ≪противостояние — конфликт — мясорубка — чрезвычайное положение — президентское правление≫.

Съезд не пошел на обострение конфликта, принял ≪Декларацию о необходимости углубления экономических реформ≫ и внес в Конституцию поправки, расширившие полномочия президента.

21 апреля народные депутаты разъехались по домам.

30 апреля 1992 Ельцин заявил, что съезд народных депутатов  ≪надо разогнать к чертовой матери≫, a 23 мая  изложил следующий план действий: сначала провести референдум по новому проекту Конституции, если Верховный Совет отклонит это предложение, он собирает необходимый миллион подписей и проводит референдум сам. ≪Все
это≫, подчеркнул Ельцин, надо ≪сделать осенью≫.

Hагнетание страстей было не случайным. С одной стороны  в это время в Верховном Совете шло бурное обсуждение чубайсовской программы приватизации. С другой стороны,  30 июня истекал срок третьей отсрочки  России по внешнему долгу. Своим заявлением Ельцин давал понять депутатам и кредиторам: если понадобится,  уже осенью он может ликвидировать существующий парламент.

Заявление Ельцина приобретало особое значение в  связи с тем, что он собирался за океан. Демонстрируя  готовность идти навстречу требованиям  Запада, он произвел некоторые кадровые перестановки: освободил  от должности первого вице-премьера Юрия Скокова, представлявшего в правительстве интересы военно-промышленного комплексa, и назначил его преемником А. Б. Чубайса. Одновременно появился еще один первый вице-премьер, Владимир Филиппович Шумейко, бывший до этого заместителем спикера, заместителем председателя Комитета Верховного Совета по вопросам экономической реформы и собственности, а также руководителем Комиссии Верховного  Совета по законодательному обеспечению указов Президента РФ. Осенью 1991 г. В. Ф. Шумейко сыграл важную роль в замене  М. Д. Малея А. Б. Чубайсом, а во время VI съезда вероломно пытался сорвать отрицательное голосование парламента по вопросу об оценке деятельности правительства.Следующий кадровый ход был сделан 15 июня. Ельцин оставил пост главы правительства и назначил своим преемником  и.о. премьера — Гайдара.

В эти же дни Верховный Совет одобрил программу приватизации на 1992 г. в третьем чтении. К этому времени она претерпела серьезные изменения. Парламент предоставил трудовым коллективам право выкупать 51% акций приватизируемых предприятий. 29% акций  было решено передать населению безвозмездно на основании  специальных приватизационных чеков, остальные 20%  оставить в руках государства.  15 июня Ельцин улетел в США  c такой программой приватизации. Вашингтон принял российского президента с особым почетом. Во время этой поездки он договорился о подписании договора об СНВ-2.  США не спешили раскошеливаться и продолжали требовать от России дальнейшего продвижения по пути ≪шоковой терапии≫, приватизации, разоружения и конверсии промышленности.

23-го июня  представители фракций ≪Демократическая Россия≫ и ≪Радикальные демократывыступили с призывом к силовому подавлению оппозиции. 25 июня Конституционный суд обнародовал заявление ≪Конституционный строй государства — под угрозой≫. Через несколько дней ≪Известия≫ опубликовали статью министра  иностранных дел Андрея Козырева ≪Партия войны наступает и в Молдове, и в Грузии, и в России≫. Статья имела подзаголовок: ≪Министр иностранных дел предупреждает об опасности  государственного переворота≫. Обращая внимание на поляризацию сил в российском обществе, А. Козырев заявлял: поиски компромисса с оппозицией — ≪это путь катастрофы≫.Характеризуя обстановку тех дней, ≪Российская газета≫ писала: ≪В Москве распространяется множество слухов и звучат предупреждения о том, что в России готовится государственный переворот≫. При этом отмечалось, что С. М. Шахрай прогнозирует его ≪уже нынешней осенью≫.

В начале июля 1992 Ельцин дал пресс-конференцию, на которой опроверг подобные прогнозы. Это связано с тем, что после возвращения из США президенту с молчаливого согласия руководства парламента удалось принять ряд важных решений. 30 июня правительство одобрило ≪Программу углубления экономических реформ≫.Она была рассчитана на три года и предполагала дальнейшyю ≪либерализацию цен≫, приватизацию и конверсию. 1 июля Ельцин подписал указ о преобразовании всех государственных предприятий в акционерные общества открытого типа. Тогда же в соответствии с достигнутой в Вашингтоне договоренностью Ельцин подписал постановления, которые способствовали развалу крупных предприятий и их банкротству.

14 августа появился указ ≪О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации≫, положивший начало так называемой ваучерной приватизации.

Еще не завершилась ≪малая приватизация≫ 1992 г., еще только начиналось акционирование предприятий, еще только печатали первые ваучеры, а тем временем А. Б. Чубайс и его команда форсированно готовили программу приватизации на следующий 1993 г., протащенную воровским способом летом, когда парламентарии были на каникулах. В этой программе говорилось, что ≪по решению правительства России или правительств республик, входящих в ее состав, могут приватизироваться предприятия военно-промышленного комплекса, по переработке руд драгоценных металлов, топливно-энергетический комплекс (включая трубопроводы),железнодорожный транспорт, коммерческие банки, крупные предприятия связи, информационные и телеграфные агентства, где размещаются госрезерв и мобилизационные заказы≫. Таким образом, в 1993-94  Ельцин собирался нанести по государственной собственности решающий удар и лишить государство командных высот в экономике.

Несмотря на изданные Ельциным после возвращения из США указы, несмотря на тот крупный шаг, который предполагалось сделать в следующем году на пути приватизации, к началу октября российскому правительству не удалось получить отсрочку по внешнему долгу. 16 октября Г. Э. Бурбулис, А. В. Козырев, А. Б. Чубайс провели брифинг для иностранных журналистов и заявили, что страна находится в преддверии государственного переворота, который готовит парламент. Была названа дата — декабрь, время очередного, Седьмого съезда народных депутатов. Занимавший тогда пост министра печати и информации Михаил Полторанин позднее заявил, будто бы осенью 1992 г. Р. И. Хасбулатов сосредоточил в столице вооруженные формирования, насчитывающие до 5 тысяч человек, взял под охрану 75 государственных учреждений; будто бы спикер отдал распоряжение приобрести 40 тысяч автоматов и в этом отношении получил поддержку силовых министров. Поэтому соратники Ельцина предлагали распустить Верховный Совет.Это означает, что осенью 1992 г. ближайшее окружение президента толкало его на путь государственного переворота.

Понять Кремль несложно. Заканчивался ≪трудный год≫, перетерпеть который просил Ельцин, a обещанных благ не было.  ≪Отпустив≫ цены в ≪свободное плавание≫, правительство бросилось накачивать рынок новыми денежными знаками. За 1992 г. стоимость отечественной валюты в обращении увеличилась  примерно в 8 раз. Это полностью подтверждает, что главный смысл ≪шоковой терапии≫ заключался не в переходе к свободным ценам, а в их искусственном повышении.

Зачем же нужно было создавать такую ситуацию?

Прежде всего, чтобы облегчить приватизацию. ≪Приватизируется, — разъяснял А. Б. Чубайс, — не оборудование, а бизнес. Юридическое лицо. У юридического лица есть баланс. А у баланса — левая и правая сторона: активы и пассивы. В активах — оборудование, в пассивах — долги, незакрытые обязательства. Тот, кто приобретает предприятие, не только становится хозяином оборудования, но и берет на себя обязательство по долгам. И это радикально влияет на цену≫. Стремясь радикально ускорить и упростить процесс приватизации, "реформаторы»  сознательно вели всю российскую экономику к тотальному банкротству.

Beсь 1992 г. положение в стране продолжало ухудшаться, происходила консолидация оппозиции. 1 марта состоялось совещание лидеров общественных организаций с целью создания единого фронта.Через полтора месяца в Краснодаре состоялось Всероссийское совещание руководства республик, краев областей и  национальных автономий. Оно высказалось против ≪дальнейшего ухудшения социально-экономического положения людей≫ и предложило осуществить ≪срочную корректировку экономической реформы≫.

21 июня 1992  заявил о своем возникновении ≪Гражданский союз≫, лидерами стали вице-президент России Александр Руцкой и руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий  Вольский. ≪Гражданский союз≫ заявил, что будет добиваться корректировки политики реформ. 29 июня были сформулированы 10 требований объединенной оппозиции: в том числе — лишение президента дополнительных полномочий, отставка правительства Гайдара, формирование правительства ≪национального доверия≫, отмена приватизации. 24 октября в Москве состоялся учредительный конгресс Фронта национального спасения (ФНС).
В нем участвовало около двух тысяч делегатов из 103 городов России. В руководство новой организации вошли девять сопредседателей (Михаил Георгиевич Астафьев, Сергей Николаевич Бабурин, Геннадий Андреевич Зюганов, Валерий Александрович Иванов, Владимир Борисович Исаков, Илья Владиславович Константинов Альберт Михайлович Макашов, Николай Александрович Павлов, Геннадий Васильевич Саенко).

3 ноября лидеры ≪Гражданского союза≫ встретились с Ельциным, предложили ему свою экономическую программу ≪Двенадцать шагов к возрождению≫ и поставили вопрос кадровых переменах. Pечь шла об отставке Е.Гайдара и А.Козырева.

6 ноября 1992 Политсовет ≪Гражданского союза≫ выступил с обращением: ≪В последние дни некоторые общественные объединения и должностные лица потребовали ввести в стране прямое президентское правление, распустив съезд народных депутатов и Верховный Совет. Этому посвящено заявление Политсовета РДДР, а "Демократическая Россия" в лучших традициях обличаемой ею партноменклатуры организует поток телеграмм с мест,призванных изобразить "всенародную поддержку" данной акции≫.

21 ноября 1992 г. на страницах ≪Советской России≫ появилась статья С. Н. Бабурина, Ю. Голика, И. А. Шашвиашвили и Н. Н. Энгвера под названием ≪Агенты влияния≫. Она положила начало дискуссии вокруг вопроса о роли зарубежных спецслужб в развале СССР и происходящих в России событиях, а ее острие было направлено против президента и "реформаторов”.

Одним из следствий этой кампании стало решение отправить в отставку некоторых ненавистных оппозиции лиц. 25 ноября получил отставку руководитель российского телевидения  Е. В. Яковлев. Лишился портфеля министр информации М. Н. Полторанин. Был упразднен пост госсекретаря, который занимал Г. Э. Бурбулис.

Произошедшие перемены вызвали тревогу и за океаном. Д. Буш, продолжавший до инаугурации Билла Клинтона исполнять президентские обязанности, в конце ноября позвонил Б. Н. Ельцину и дал понять, что Вашингтон не желает их ухода, не желает изменения внешней и внутренней политики России.

1 декабря 1992 г. открылся Седьмой съезд народных депутатов. 2-го числа Е. Гайдар отчитался о проделанной за год работе. 5 декабря она была признана неудовлетворительной. Наэтот случай был подготовлен специальный указ, проект которого, как утверждает И. И. Андронов, существовал уже к 13 ноября. Указ имел название ≪О порядке функционирования органов государственной власти в переходный период≫ и предусматривал приостановку с 5 часов утра 4 декабря деятельности Съезда народных депутатов, а также расширение полномочий президента до ≪введения в действие новой конституции≫.

Голосованиe по кандидатуре Е. Т. Гайдара на пост премьера состоялось 9 декабря. ≪За≫ проголосовали 467 депутатов, ≪против≫ — 486.

Такой исход, утверждает А. В. Коржаков, оказался для  президента настолько неожиданным, что он был готов покончить с собой. Вечером Eльцин отправился в сауну, закрыл дверь изнутри, пустил пар и ≪отключился≫. ≪Пришлось, — пишет А. В. Коржаков, — вышибать дверь≫ и ≪вытаскивать≫ президента оттуда. 

А. В. Коржаков утверждает, что с этого момента президент стал меняться на глазах. Изменения касались не только его внешнего вида, не только характера, но и поведения:
Он  сильно переживал противостояние с Хасбулатовым и Руцким, впал в депрессию, начал заговариваться≫.

Если отставка Е. Т. Гайдара так подействовала на Ельцина, то, видимо, aмериканский президент дал понять русскому ≪другу≫, что от решения судьбы
Е. Гайдара зависит его собственная судьба
.

Заместитель спикера С. А. Филатов вспоминает, что в ночь с 9 на 10 декабря его тайно пригласил к себе Г Э. Бурбулис. Был разработан сценарий действий на следующий день. Исходя из того, что накануне за Е. Гайдара проголосовали 467 депутатов, было решено увести их со съезда и тем самым лишить его кворума.

10 декабря 1992, как только открылось утреннее заседание, Ельцин выступил с обращением к стране. Выразив парламенту недоверие и назвав в качестве выхода из сложившегося положения референдум, он предложил своим сторонникам покинуть съезд и собраться в Грановитой палате. Предполагалось, что после этого С. А. Филатов возьмет микрофон и объявит перерыв. Однако Р. И. Хасбулатов передал микрофон своему заместителю Юрию Михайловичу Воронину, который продолжил заседание.

Когда Б. Н. Ельцин и его сторонники покинули зал, была произведена новая регистрация народных депутатов. Она показала, что на 10.23 из 886 явившихся к началу заседания депутатов в зале остались 715, при конституционном кворуме 694. Между тем из 171 депутата, покинувших зал, в Грановитую палату последовало не более 150.

Сразу после выступления Ельцина трансляция работы съезда по телевидению прекратилась, началась  трансляция заседания в Грановитой палате. Одновременно народных депутатов лишили междугородней связи. В Кремле появились дополнительные вооруженные силы. На Красную площадь вышла колонна грузовиков (около 200 машин) с
транспарантами в поддержку президента. Было подготовлено решение о закрытии газет ≪Комсомольская правда≫, ≪Правда≫, ≪Рабочая трибуна≫, ≪Сельская жизнь≫, ≪Советская Россия≫. Приведена в состояние повышенной готовности служба ≪скорой помощи≫. Из Грановитой палаты Ельцин отправился на АЗЛК и обратился к рабочим завода с призывом о поддержке.  Но когда на съезд были приглашены силовые министры, они заявили о своей приверженности Конституции.

14 декабря съезд решил вопрос о новом премьере. Несмотря на то что из пяти предложенных съезду кандидатур большинство голосов набрал Ю. В. Скоков, Ельцин вручил портфель премьера Черномырдину (oкружение президента имело на нового премьера компромат, с помощью которого собиралось держать его в своих руках).

Перед новым премьером была поставлена задача, продолжая политику гайдаровских реформ, разработать ≪стабилизационную программу≫ и начать ее осуществление. Eльцин  поручил В. Ф. Шумейко сформировать новый кабинет. Этим самым Виктору Степановичу дали понять, кто будет реальным хозяином в возглавляемом им правительстве.

В начале февраля 1993 г. Ельцин обратился к руководству Верховного Совета с предложением заключить ≪конституционное соглашение≫ о перемирии, a 16 февраля встретился с Р. И. Хасбулатовым, договорились в течение десяти дней подготовить текст ≪конституционного соглашения≫ и в начале марта созвать для его утверждения VIII съезд народных депутатов. Через день Ельцин выступил по телевидению и ысказался за референдум.

18 февраля было достигнуто ≪Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки об использовании высококачественного урана, извлеченного из ядерного оружия≫ (урановая сделка). Hазванный документ был подписан в тот самый день, когда Ельцин появился на телеэкранах и сделал заявление, означавшее отказ от компромисса с парламентом. .

Несмотря на то что ≪Известия≫ поведали об этой сделке уже 26 февраля, ни народные депутаты, ни члены Верховного Совета, ни советник спикера по военным вопросам генерал В. А. Ачалов, ни сам спикер не обратили на нее внимания.Зато в США уже с осени 1992 г. стали раздаваться голоса о необходимости установления в России твердой власти.  Этот вопрос специально обсуждался Ельциным в беседе с бывшим американским президентом Ричардом Никсоном, который в февралe 1993 г. посетил Москву, cледовательно отказ Ельцина от поиска компромисса с парламентом, который он озвучил 18 февраля, и подписание в тот же день соглашения по ≪урановой сделке≫ произошли сразу после встречи российского президента с бывшим американским президентом.

Перед поездкой в Москву Р. Никсон консультировался с советником американского президента по России С. Тэлботтом, а по возвращении домой сделал доклад Б. Клинтону и рекомендовал поддержать Ельцина в борьбе с парламентом.

3 марта 1993 г. Москву посетил канцлер ФРГ Гельмут  Коль. Ельцин получил от германского канцлера ≪добро≫ на использование в борьбе с оппозицией чрезвычайных мер. Через Г. Коля Ельцин обратился  лидерам ≪семерки≫. Они заверили его в готовности поддержать возможные силовые акции против парламента. В окружении президента рассматривалась вероятность импичмента, поэтому, как признаются авторы книги ≪Эпоха Ельцина≫, к началу VIII съезда ≪у Ельцина был запланирован вариант силового разрешения конфликта≫. С этой целью 6 марта 1993 он дал распоряжение подготовить обращение к народу и указ о роспуске парламента.

Внеочередной Восьмой съезд народных депутатов открылся 10 марта. Он продолжался четыре дня и завершился решением об отмене уже назначенного на 11 апреля референдума. VIII съезд отклонил все попытки Ельцина продлить данные ему V съездом дополнительные полномочия...Ельцин потерял право бесконтрольно издавать указы и лишился легальной возможности распускать представительные органы власти.

Сразу же после этого съезда председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин встретился с Ельциным и попытался отговорить его от намерения установить единоличную власть, а затем отправился в США и постарался убедить Б. Клинтона, что силовое разрешение конфликта между президентом и парламентом может ≪закончиться крахом≫. По сообщениям прессы, 17 марта,  Ельцин получил согласие Совета безопасности на введение в стране чрезвычайного положения ≪с ноля часов следующего дня≫. В тот же день Г. X. Попов и А. А. Собчак дали интервью, в котором подтвердили, что такой вопрос рассматривался на заседании Совета безопасности.

Уже близилась к концу суббота, когда Ельцин появился на экранах и выступил с ≪Обращением к народу≫. Он заявил, что подписал Указ ≪Об особом порядке управления до преодоления кризиса власти≫. Сам указ Ельцин не огласил, но из его выступления явствовало, что в ближайшие дни он своей властью, в нарушение действовавших на этот счет законов, организует референдум по новой Конституции, после которого деятельность съезда народных депутатов и Верховного Совета будет прекращена. Тем самым он заранее прогнозировал результаты референдума.

Вице-президент А. В. Руцкой, председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин, секретарь Совета безопасности Ю. В. Скоков отказались завизировать проект указа.

≪В спешном порядке, — вспоминает Вячеслав Костиков, — поздно ночью, не имея на руках даже текста "Обращения" Ельцина, Конституционный суд объявил действия президента не соответствующими сразу девяти статьям Конституции. Это явилось юридическим обоснованием для запуска процедуры импичмента... С этой и только с этой целью в спешном порядке был созван внеочередной 9-й съезд народных депутатов≫.