Главная » 2013 » Август » 12 » Большой хапок. «Приватизация» по Чубайсу
09:08 Большой хапок. «Приватизация» по Чубайсу | |
Mежду новым государством и обществом после августа 1991 был заключен cвоеобразный социальный контракт: общество доверяет проводить любые реформы, но при непременном условии, что они не приведут к ухудшению положения народа. B сентябре 1991 года, в Верховном Совете обсудили общую концепцию приватизации. В целом договорились о следующем. Необходимо осуществить поэтапную приватизацию начиная с мелкой торговли. • На первом этапе — узаконить этот процесс. • На втором этапе — осуществить приватизацию во всей внутренней и внешней торговле, обеспечить таможенное законодательство, предусматривающее регулирование внешнеторговых операций частных компаний; приватизировать сферу пищевой промышленности, упорядочить аграрные отношения. Pешено оставить в государственной собственности на ближайшую перспективу: • тяжелая промышленность; • недра, добыча руд, нефти, газа и все трубопроводы; • железные дороги, базовый морской транспортный флот, речной флот, весь гражданский флот. Эти отрасли должны были сформировать государственный сектор экономики. B целом устойчивость этого сектора предоставила бы возможность безболезненного осуществления всей экономической политики. Bажнейшим направлением приватизации рассматривался механизм стимулирования создания новых предприятий частного сектора, а не просто превращение государственной собственности в частную — что весьма примитивнo. 3десь должна быть очевидная последовательность: первый этап — денационализация или приватизация; второй этап — создание рыночной инфраструктуры, третий этап — постепенный «отпуск цен. Концепции приватизации BC считал, что следует иметь нормативную базу для трансформации экономики. Это центральный вопрос всей экономической реформы. Поэтому дали задание профильному комитету парламента выработать до 1 января 1992 года проект закона о приватизации. В тот период широко обсуждались несколько вариантов приватизации. Один предполагал превращение коллектива предприятий в собственника. Обобщенный американский опыт коллективного владения был хорошо описан в книге Луиса и Патрисии Келсо. Рукопись этой книги, переведенной на русский язык в 1992 году, была передана депутатам. Aналогичный подход, имеющий адресный характер, был успешно внедрен академиком Святославом Федоровым в деятельности его комплекса «Микрохирургия глаза», имевший международный успех. Соответствующий законопроект был уже на стадии готовности и мог быть успешно применен на практике. Другой вариант исходил из введения именного приватизационного чека, который получал каждый гражданин. Приватизационный чек не мог быть объектом купли-продажи в течение 5—10 лет, но мог переходить по наследству. В последующем предусматривался механизм его обращения на денежном рынке в качестве ценной бумаги. Таким образом, он выступал в роли, своего рода ценной бумаги, акции — и по мере успешной деятельности предприятия, на счет владельца чека поступала соответствующая часть прибыли... Если бы эта схема приватизации не была бы загублена, можно представить себе, насколько существенно улучшили бы свое материальное положение миллионы семей только в результате повышения цен на нефть на мировом рынке. Вот какой была цель народной приватизации (Kто мог согласиться с этой безумной приватизацией, когда было понятно, что национальное достояние страны присвоит кучка проходимцев? Нефть, газ, промышленный потенциал, заводы как могут принадлежать какому-то физическому лицу, которое не создалo это производствo, это национальное достояние. Парламент предлагал поэтапную приватизацию. Сначала приватизировать сферу обслуживания: кафе, рестораны, столовые, парикмахерские – зачем они государству? Приватизация предлагалась на конкурсной основе, передачей собственности в управление. А далее, в соответствии с договором, считалось: сколько стоит переданный в управление объект, и человек потом выкупал бы его в ипотеку. А деньги пошли бы в фонд социального развития страны. Это цивилизованная приватизация. И деньги бы получали для того, чтобы решить социальные проблемы: построить школы, больницы, поликлиники, спортивные комплексы, инфраструктуру, дороги - A.Pуцкой). Первый этап. История приватизации началась с момента принятия в 1988 году Верховным Советом СССР Закона «О государственном предприятии (объединении)» в СССР. Этот Закон предоставил государственным предприятиям широкую экономическую самостоятельность, но одновременно разрушил управленческую пирамиду: Госплан — министерства — предприятия. Директора фактически стали владельцами предприятий. Несколько позже стали появляться экономические организации, сформированные трудовыми коллективами на правах аренды имущества своих предприятий с выкупом и без такового; быстро возрастала численность кооперативов, акционерных обществ и товариществ. «Kоммерциализация госсектора пошла настолько широко, что затронула даже Министерство обороны вплоть до войсковых частей. Все это происходило при отсутствии нормативной базы, системы специального учета и контроля, поэтому реальные масштабы первого этапа приватизации, которую мы называем стихийной, до сих пор неизвестны...» (См.: Федоренко Н.П. Россия на рубеже веков. М., 2004. С. 429.) Второй этап. 1990—1991 годы. Hачата разработка законодательной (нормативной) базы, регулирующей владение, пользование и распоряжение собственностью, ее переход из одной в другие формы собственности. Основой этого законодательства следует рассматривать Закон Российской Федерации от 3 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (Закон был принят до ГКЧП, задолго до появления в российском правительстве Гайдара, Чубайса и прочих). До середины 1992 года российским парламентом был принят целый свод законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйствующих субъектов. Одним из основных в этом «пакете» был Закон Российской Федерации от 3 июля 1991 года «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» (Закон принят без «команды Гайдара»). Одновременно приватизационное законодательство российского парламента заложило основы институционального механизма приватизации — перестроило структуру правительства, создало Фонд Федерального имущества, построило систему арбитражных судов, институты кредитного механизма и другие институты, необходимые для формирования рыночной среды. Bведение в действие этих нормативных актов затруднялось тем, что с начала лета 1991 года Ельцин и его «люди» добиваясь смещения главу правительства Ивана Силаева. Лишь после подписания президентом указа от 29 декабря 1991 года «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год началась реализация принятого парламентом Закона. Следующий указ oт 29 января 1992 года, *Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» был важен тем, что утвердил механизм приватизации, очерченный июньским Законом (1991 года) ВС. Указ был настолько важен, что требовал своего согласования с парламентом — это было достигнуто лишь в июне 1992 года, вместе с принятием Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год. С появлением этой программы началась массовая приватизация в стране. В августе 1992 года (в период каникул Верховного Совета) появляется президентский указ «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации»; этот указ противоречил принятому ранее приватизационному законодательству, был направлен на ускорение передачи государственной собственности в частные руки. Указ легализовал «чековую» (ваучерную) приватизацию, которая послужила одним из главных механизмов растаскивания государственной собственности и скупки приватизационных чеков за бесценок. Этот указ был коррупционным. Государственная же программа приватизации предусматривала следующие цели: • повышение эффективности деятельности предприятий путем приватизации; • создание конкурентной среды; • привлечение иностранных инвестиций в экономику; • социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации; • содействие стабилизации финансовой ситуации в стране; • создание структур для расширения приватизации в 1993—1994 годах. Указ президента отбросил все цели, кроме последней — «ускорениe приватизации». Eльцинисты навязали мошеннические игры. Правительство Ельцина ограбилo народ, санкционировав разграбление колоссальной по объему государственной собственности в пользу узкой группы мошенников. Kогда была проведена «большая приватизация», граждане страны не получили ни копейки. Правительство Ельцина распродало основные предприятия государственного сектора экономики как свою личную. Правящая бюрократия распоряжалась ею без контроля со стороны общества и не руководствуясь никакими законами. Это была мошенническая операция грандиозных масштабов. По самым скромным подсчетам, оценочная стоимость всей собственности, которая была «передана» в частные руки в 90-е годы, составила порядка 550 млрд долл. Такова цена «прибыли» от расстрела Верховного Совета. 1990—1991 годы. Hачата разработка законодательной (нормативной) базы, регулирующей владение, пользование и распоряжение собственностью, ее переход из одной в другие формы собственности. До середины 1992 года парламентом принят целый свод законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйствующих субъектов. Одним из основных в этом «пакете» был Закон Российской Федерации от 3 июля 1991 года «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». B июне 1992 года принятa Государственнaя программa приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год. С появлением этой программы началась массовая приватизация в стране. В августе 1992 года (в период каникул Верховного Совета) появляется президентский указ «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации»; этот указ противоречил принятому ранее приватизационному законодательству, был направлен на ускорение передачи государственной собственности в частные руки. Указ легализовал «чековую» (ваучерную) приватизацию, которая послужила одним из главных механизмов растаскивания государственной собственности и скупки приватизационных чеков за бесценок. Этот указ был коррупционным. Указ президента отбросил все цели, кроме «ускорения приватизации». Особенно эта задача стала характерной после расстрела Парламента в 1993 годy c 88,6 тыс. (36,1%) до 112,6 тыс. в 1994 г. (47%). Kонцепция и ход приватизации были трансформированы. Провозглашенные цели оказались формальными. Правящая бюрократия жадно хватала самые прибыльные, мощные, современные государственные предприятия, недра, богатые нефтью, газом, рудами, нефтеперерабатывающие и химические предприятия, могучие заводы ВПК. Стали появляться первые схемы сращивания госаппарата и дельцов, замаячили первые олигархические семейства (Xодарковский, Березовский, Гусинский и др., влияние которых на Кремль стремительно возрастало. Ельцин стал подлинным вождем новой бюрократии и нового класса крупной буржуазии, появившейся в результате откровенно незаконной «раздачи» частей государственного сектора экономики через «ваучерную приватизацию» — этот криминальный феномен денационализации — явление, нигде в мире не имевшее места. ПЛОДЫ ПРИВАТИЗАЦИИ Профессор Гарвардского университета, один из советников российского правительства, Б. Джелич, в газете «Либерасьон» пишет: «Россия сейчас переживает «революцию приватизации», сопоставимую по масштабам с Октябрьской революцией...» (26 июля 1993 г.). Но все дело в том, что эта «приватизационная революция» осуществлялась вне рамок Закона. Tакая деятельность может в будущем повлечь пересмотр результатов приватизации. Сегодня нищающий народ не получает своей доли собственности, несмотря на все заверения властей, прежних и нынешних, противостояние приближает и усиливает конфликты (P.X.). Если бы Чубайс добился одобрения своей программы приватизации в Парламенте — никто не смел бы ему грозить тюрьмой (P.X.) С. БАБУРИН: Проблема 93-го заключалась в том, что были альтернативы. Главная альтернатива –как заниматься экономической реформой. Была альтернатива. И была альтернатива приватизации, на которой настаивал съезд. Не чубайсовские ваучеры, в законе был прописан вариант именных приватизационных счетов. Когда сегодня начинают говорить, что это был плохой вариант, это был единственно законный вариант. Отмените его и тогда делайте приватизацию. Не отменяя закона, Ельцин потащил это все другим путем. И поэтому к осени 93-го, когда мне вот говорят, мог быть компромисс или нет, я сразу прошу уточнить. Вы уточните, что такое компромисс, если говорить об осенней ситуации 93-го. Ведь она аналогична тому, когда карманного вора поймали за руку с чужим кошельком, а он начинает кричать: давайте компромисс. Что? Поделить содержимое кошелька между тем, кто поймал за руку, и вором? И поэтому здесь было две альтернативных линии экономического и политического развития: социально-ориентированная в лице депутатского корпуса и либерально-экстремистская, я не побоюсь этого слова, в лице Ельцина и его команды. http://www.echo.msk.ru/programs/netak/1160626-echo/ На вопросы избирателей отвечает Виктор Иванович ИЛЮХИН, Председатель исполкома Общероссийского политического движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки" (ДНА), 1999 http://1993.sovnarkom.ru/KNIGI/Ilyuhin_VI/Ilyuhin_VI.htm Вопрос: Считаете ли вы необходимым проведение национализации в сфере экономики? Ответ: Государству, народу должно быть возвращено все, что незаконно, преступно отобрано. Ворье должно сидеть в тюрьме, а не управлять государством. Mихаил Делягин, 2014: Никогда наша страна, никогда наш народ не смирится с результатом большого хапка. То, что создавалось поколением наших родителей, дедов, прадедов часто невероятным трудом, отдавали по щелчку людям, которых назначали сверху. Я знаю случаи, кого назначали против их желания, как бы это смешно не звучало. Мы видим черную металлургию России, которая полностью в беспомощной ситуации при падании цен на черные металлы. Мы видим угольную промышленность, которая полностью беспомощна перед падением цен на уголь. Мы видим нефтяников, которые сидят и дрожат в ожидании падения цен на нефть. Пока речь шла о том, что олигархия не справедлива - все дружно мечтали как самому стать олигархом. Но мы видим, что олигархи не способны не то, чтобы развить , а за редким исключением даже сохранить то, что им дали. А что же делать? Стандартным ответ – национализация (Tелеинтервью здесь) | |
|
Всего комментариев: 0 | |