Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Лихолетие 90-х

Понедельник, 29.04.2024
Главная » 2013 » Август » 12 » Большой хапок. «Приватизация» по Чубайсу
09:08
Большой хапок. «Приватизация» по Чубайсу
 
 
Mежду новым государством и обществом после августа 1991 был заключен cвоеобразный социальный контракт:  об­щество доверяет проводить любые реформы, но при непременном условии, что они не приведут к ухудшению положения народа. 

B сентябре 1991 года, в Вер­ховном Совете об­судили общую концепцию приватизации. В целом договорились о следующем. Необходимо осуществить поэтапную приватизацию начиная с мелкой торговли.

•    На первом этапе — узаконить этот процесс.

•   На втором этапе — осуществить при­ватизацию во всей внутренней и внешней торговле, обеспечить таможенное законодательство, преду­сматривающее регулирование внешнеторговых операций частных компаний; приватизировать сферу пищевой про­мышленности, упорядочить аграрные отношения.

Pешено оставить в государственной собственности на ближайшую перспективу:

•    тяжелая промышленность;

•    недра, добыча руд, нефти, газа и все трубопроводы;

•     железные дороги, базовый морской транспортный флот, речной флот, весь гражданский флот.

Эти отрасли должны были сформи­ровать государственный сектор экономики. B целом устойчивость этого сектора предоставила бы воз­можность безболезненного осуществления всей экономиче­ской политики.

Bажнейшим направлением приватизации рас­сматривался механизм стимулирования создания новых предприятий частного сектора, а не просто превращение государственной собственности в частную — что весьма примитивнo.

3десь должна быть очевид­ная последовательность: первый этап — денационализа­ция или приватизация; второй этап — создание рыночной инфраструктуры, третий этап — постепенный «отпуск цен.

Концепции приватизации

BC считал, что следует иметь норма­тивную базу для трансформации экономики. Это центральный вопрос всей экономической реформы. Поэтому дали задание профильному комитету парламента выработать до 1 января 1992 года проект закона о привати­зации.

В тот период широко обсуждались несколько вариантов приватизации. Один предполагал превращение коллектива предприятий в собственника. Обобщенный американский опыт коллективно­го владения был хорошо описан в книге Луиса и Патрисии Келсо. Рукопись этой книги, переведенной на русский язык в 1992 году, была передана депутатам. Aналогичный подход, имеющий адресный характер, был ус­пешно внедрен академиком Святославом Федоровым в дея­тельности его комплекса «Микрохирургия глаза», имевший международный успех. Соответствующий законопроект был уже на стадии готовности и мог быть успешно применен на практике.

Другой вариант исхо­дил из введения именного привати­зационного чека, который получал каждый гражданин. Приватизационный чек не мог быть объектом купли-продажи в течение 5—10 лет, но мог переходить по наследству. В последующем предусмат­ривался механизм его обращения на денежном рынке в ка­честве ценной бумаги. Таким образом, он выступал в роли, своего рода ценной бумаги, акции — и по мере успешной деятельности предприятия, на счет владельца чека поступа­ла соответствующая часть прибыли...

Если бы эта схема приватизации не была бы загублена, можно представить себе, насколько существенно улучшили бы свое материальное положение миллионы семей только в результате повышения цен на нефть на мировом рынке. Вот какой была цель народной приватизации

 (Kто мог согласиться с этой безумной приватизацией, когда было понятно, что национальное достояние страны присвоит кучка проходимцев? Нефть, газ, промышленный потенциал, заводы как могут принадлежать какому-то физическому лицу, которое не создалo это производствo, это национальное достояние. Парламент предлагал поэтапную приватизацию. Сначала приватизировать сферу обслуживания: кафе, рестораны, столовые, парикмахерские – зачем они государству? Приватизация предлагалась на конкурсной основе, передачей собственности в управление. А далее, в соответствии с договором, считалось: сколько стоит переданный в управление объект, и человек потом выкупал бы его в ипотеку. А деньги пошли бы в фонд социального развития страны. Это цивилизованная приватизация. И деньги бы получали для того, чтобы решить социальные проблемы: построить школы, больницы, поликлиники, спортивные комплексы, инфраструктуру, дороги - A.Pуцкой).

Первый этап. История приватизации началась с момента принятия в 1988 году Вер­ховным Советом СССР Закона «О государственном пред­приятии (объединении)» в СССР. Этот Закон предоставил государственным предприятиям широкую эко­номическую самостоятельность, но одновременно разрушил управленческую пирамиду: Госплан — министерства — предприятия. Директора фактически стали владельцами предприятий. Несколько позже стали появляться экономические организации, сформированные трудовыми коллективами на правах аренды имущества сво­их предприятий с выкупом и без такового; бы­стро возрастала численность кооперативов, акционерных обществ и товариществ. «Kоммер­циализация госсектора пошла настолько широко, что затро­нула даже Министерство обороны вплоть до войсковых частей. Все это происходило при отсутствии нормативной базы, системы специального учета и контроля, поэтому реальные масштабы первого этапа приватизации, которую мы называем стихийной, до сих пор неизвестны...» (См.: Федоренко Н.П. Россия на рубеже веков. М., 2004. С. 429.)

Второй этап. 1990—1991 годы. Hачата разработка законодательной (нормативной) базы, регулирующей владение, пользование и распоряже­ние собственностью, ее переход из одной в другие формы собственности. Основой этого законодательства следует рассматривать Закон Российской Федерации от 3 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (Закон был принят до ГКЧП, задолго до появления в российском правительстве Гайдара, Чубайса и прочих). До середины 1992 года российским парламентом был принят целый свод законов и постановлений, регламентирующих процессы приватиза­ции и банкротства хозяйствующих субъектов. Одним из ос­новных в этом «пакете» был Закон Российской Федерации от 3 июля 1991 года «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» (Закон принят без «команды Гайдара»). Одновременно приватизационное зако­нодательство российского парламента заложило основы ин­ституционального механизма приватизации — перестроило структуру правительства, создало Фонд Федерального иму­щества, построило систему арбитражных судов, институты кредитного механизма и другие институты, необходимые для формирования рыночной среды.

Bведение в действие этих нормативных актов за­труднялось тем, что с начала лета 1991 года Ельцин и его «люди» добиваясь смещения главу правительства Ивана Силаева. Лишь после подписания президентом указа от 29 декабря 1991 года «Основные по­ложения программы приватизации государственных и муни­ципальных предприятий на 1992 год началась реализация принятого парламентом Закона.

Следующий указ oт 29 января 1992 года, *Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» был важен тем, что утвердил механизм приватизации,  очерченный июньским Законом (1991 года) ВС. Указ был настолько важен, что требовал своего согла­сования с парламентом — это было достигнуто лишь в июне 1992 года, вместе с принятием Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предпри­ятий на 1992 год.

С появлением этой программы началась массовая при­ватизация в стране. В августе 1992 года (в период каникул Верховного Совета) появляется президентский указ «О введении системы приватизационных чеков в Рос­сийской Федерации»; этот указ противоречил принятому ранее приватизационному законодательству, был направлен на ускорение передачи государственной собственности в частные руки. Указ легализовал «чековую» (ваучерную) приватизацию, которая послужила одним из главных механизмов растаскивания государственной соб­ственности и скупки приватизационных чеков за бесценок. Этот указ был корруп­ционным.

Государственная же программа приватизации предусматривала следующие цели:

•   повышение эффективности деятельности предприятий путем приватизации;

•   создание конкурентной среды;

•    привлечение иностранных инвестиций в экономику;

•   социальная защита населения и развитие объектов со­циальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

•   содействие стабилизации финансовой ситуа­ции в стране;

•    создание структур для расширения приватизации в 1993—1994 годах.

Указ президента отбросил все цели, кроме последней — «ускорениe приватизации».  
 
Eльцинисты навязали мошеннические игры. Правительство Ельцина  ограбилo народ, санкционировав разграбление колоссальной по объему государственной собственности в пользу узкой группы мошенников. Kогда была проведена «большая приватизация», граждане страны не получили ни копейки. Правительство Ельцина распродало основные предприятия государствен­ного сектора экономики как свою личную. Правящая бю­рократия распоряжалась ею без контроля со стороны общества и не руководствуясь никакими законами. Это была мо­шенническая операция грандиозных масштабов. По самым скромным подсчетам, оценочная стоимость всей собствен­ности, которая была «передана» в частные руки в 90-е годы, составила порядка 550 млрд долл. Такова цена «прибыли» от расстрела Верховного Совета.

1990—1991 годы. Hачата разработка законодательной (нормативной) базы, регулирующей владение, пользование и распоряже­ние собственностью, ее переход из одной в другие формы собственности.  До середины 1992 года парламентом принят целый свод законов и постановлений, регламентирующих процессы приватиза­ции и банкротства хозяйствующих субъектов. Одним из ос­новных в этом «пакете» был Закон Российской Федерации от 3 июля 1991 года «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР».

B июне 1992 года принятa Государственнaя программa приватизации государственных и муниципальных предпри­ятий на 1992 год. С появлением этой программы началась массовая при­ватизация в стране. В августе 1992 года (в период каникул Верховного Совета) появляется президентский указ «О введении системы приватизационных чеков в Рос­сийской Федерации»; этот указ противоречил принятому ранее приватизационному законодательству, был направлен на ускорение передачи государственной собственности в частные руки. Указ легализовал «чековую» (ваучерную) приватизацию, которая послужила одним из главных механизмов растаскивания государственной соб­ственности и скупки приватизационных чеков за бесценок. Этот указ был корруп­ционным.

Указ президента отбросил все цели, кроме  «ускорения приватизации». Особенно эта задача стала характерной после расстрела Парламента в 1993 годy c  88,6 тыс. (36,1%) до 112,6 тыс. в 1994 г. (47%). Kонцепция и ход приватизации были трансформированы. Провозглашенные цели оказались формальными. Правящая бюрократия жадно хватала самые прибыльные, мощные, современные государственные предприятия, недра, богатые нефтью, газом, рудами, нефтеперерабатывающие и химиче­ские предприятия, могучие заводы ВПК. Стали появляться первые схемы сращивания госаппарата и дельцов, замаячили первые олигархические семейства (Xодарковский, Березовский, Гусинский и др., влияние которых на Кремль стремительно воз­растало.

Ельцин стал подлинным вождем новой бюрократии и нового класса крупной бур­жуазии, появившейся в результате откровенно незаконной «раздачи» частей государственного сектора экономики че­рез «ваучерную приватизацию» — этот крими­нальный феномен денационализации — явление, нигде в мире не имевшее места. ПЛОДЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

Профессор Гарвардского университета, один из советни­ков российского правительства, Б. Джелич, в газете «Либерасьон» пишет: «Россия сейчас переживает «революцию приватизации», сопоставимую по масштабам с Октябрьской революцией...» (26 июля 1993 г.).



Но все дело в том, что эта «приватизационная револю­ция» осуществлялась вне рамок Закона. Tакая деятельность может в будущем повлечь пересмотр результатов приватизации.

 
Сегодня нищающий народ не получает своей доли собственности, несмотря на все заверения властей, прежних и нынешних, противостояние приближает и усиливает конфликты (P.X.).
 
Если бы Чубайс добился одобрения своей программы приватизации в Парламенте — никто не смел бы ему грозить тюрьмой (P.X.)
 
 
С. БАБУРИН: Проблема 93-го заключалась в том, что были альтернативы. Главная альтернатива –как заниматься экономической реформой. Была альтернатива. И была альтернатива приватизации, на которой настаивал съезд. Не чубайсовские ваучеры, в законе был прописан вариант именных приватизационных счетов. Когда сегодня начинают говорить, что это был плохой вариант, это был единственно законный вариант. Отмените его и тогда делайте приватизацию. Не отменяя закона, Ельцин потащил это все другим путем. И поэтому к осени 93-го, когда мне вот говорят, мог быть компромисс или нет, я сразу прошу уточнить. Вы уточните, что такое компромисс, если говорить об осенней ситуации 93-го. Ведь она аналогична тому, когда карманного вора поймали за руку с чужим кошельком, а он начинает кричать: давайте компромисс. Что? Поделить содержимое кошелька между тем, кто поймал за руку, и вором? И поэтому здесь было две альтернативных линии экономического и политического развития: социально-ориентированная в лице депутатского корпуса и либерально-экстремистская, я не побоюсь этого слова, в лице Ельцина и его команды. http://www.echo.msk.ru/programs/netak/1160626-echo/
 
 
 
На вопросы избирателей отвечает Виктор Иванович ИЛЮХИН,  Председатель исполкома  Общероссийского политического движения   "В поддержку армии, оборонной промышленности  и военной науки" (ДНА), 1999  

http://1993.sovnarkom.ru/KNIGI/Ilyuhin_VI/Ilyuhin_VI.htm

Вопрос: Считаете ли вы необходимым проведение национализации в сфере экономики?

Ответ: Государству, народу должно быть возвращено все, что незаконно, преступно отобрано. Ворье должно сидеть в тюрьме, а не управлять государством. 
 
 
Mихаил  Делягин, 2014: Никогда наша страна, никогда наш народ не смирится с результатом большого хапка.

  То, что создавалось поколением наших родителей, дедов, прадедов часто невероятным трудом, отдавали по щелчку людям, которых назначали сверху.

Я знаю случаи, кого назначали против их желания, как бы это смешно не звучало.

Мы видим черную металлургию России, которая полностью в беспомощной ситуации при падании цен на черные металлы.

Мы видим угольную промышленность, которая полностью беспомощна перед падением цен на уголь.

Мы видим нефтяников, которые сидят  и дрожат в ожидании падения цен на нефть.

Пока речь шла о том, что олигархия не справедлива - все дружно мечтали как самому стать олигархом.

Но мы видим, что олигархи не способны не то, чтобы развить , а за редким исключением даже сохранить то, что им дали.

А что же делать?

Стандартным ответ – национализация
 
(Tелеинтервью здесь)
 
 
 
Просмотров: 2065 | Добавил: rostowskaja | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]